Х. М. ТУРЬИНСКАЯ
Кандидат исторических наук
Институт Африки РАН, Институт этнологии и антропологии РАН
Ключевые слова: Восточноафриканское сообщество, региональная интеграция, политическая федерация
5 ноября 2015 г. был приведен к присяге избранный новый президент Объединенной Республики Танзания Джон Магуфули. Антураж, в котором проходила его инаугурация, и медиасопровождение этого события дают новую пищу для размышлений о современном положении дел в африканских региональных группировках, о расстановке политических сил и перспективах объединения государств Восточной Африки. Именно этот регион, несмотря на разного рода препятствия на пути к полноформатной федерации, является флагманом интеграции на Африканском континенте. В СМИ оживилась дискуссия о необходимости форсировать создание политического союза восточноафриканских государств.
Рассматривать нынешнее состояние и планы на будущее Восточноафриканского сообщества (ВАС)* возможно, только имея в виду сложность и нелинейность объединительных процессов в меняющемся историческом контексте. Длительные и многообразные взаимные связи восточноафриканских территорий - сначала колониальных владений, а затем независимых государств послужили основой региональной кооперации и интеграции.
ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?
С начала XX в. эти процессы затрагивали, главным образом, экономическую политику и инфраструктуру. С начала 1920-х гг. британские власти не оставляли попыток углубить политическую интеграцию и продвигали проект создания Федерации Восточной Африки (ФВА), в состав которой вошли бы Кения, Уганда, Танганьика, Занзибар, а возможно, и другие страны региона. Кения, по мысли британцев, должна была стать центром и "локомотивом" объединения. Однако перейти от экономического союза к политическому не удалось ни в первой четверти XX века, ни на протяжении последующих десятилетий.
Очередная, неудачная попытка создания ФВА в начале 1960-х гг. явилась отражением новой общей тенденции: внутренние процессы в отдельных странах-участницах, стремление защитить национальные суверенитеты молодых африканских государств, их интересы на мировой арене оказались приоритетом и не способствовали межтерриториальной интеграции.
Проект Федерации Восточной Африки, при участии "еще не" или "уже" освободившихся от колониальной зависимости государств, широко обсуждался в середине XX в. Особую роль в этом процессе играл один из "отцов панафриканизма", лидер Танганьики Джулиус Ньерере**. Он считал предпочтительным образование федерации "до независимости", поскольку, если это сделать "после", государствам труднее будет отказаться от уже завоеванного ими суверенитета.
Ньерере настойчиво предлагал двум другим партнерам по региональной интеграции -лидерам Кении и Уганды (Джомо Кениате*** и Милтону Оботе****) создать полити-
* ВАС было основано в 1967 г., прекратило существование в 1977 г. и было официально возрождено 7 июля 2000 г. (прим. ред.).
** Джулиус Ньерере (1922 - 1999). В 1961 - 1962 гг. - премьер-министр Танганьики, в 1962 - 1964 гг. - президент Танганьики, в 1964 - 1985 гг. -президент Объединенной Республики Танзания.
*** Джомо Кениата (ок. 1891 - 1978). В 1963 - 1964 гг. - премьер-министр Кении, в 1964 - 1978 гг. - президент Кении.
**** Милтон Оботе (1924 - 2005). В 1962 - 1966 гг. - премьер-министр Уганды, в 1966 - 1971 и 1980 - 1985 гг. -президент Уганды.
ческую федерацию, видя в этом шаг к панафриканскому единству. Тем более что существовали веские предпосылки для создания такой федерации: сходство исторических судеб, наличие широко распространенного общего языка - суахили, торговых, экономических и культурных связей, единой денежной и банковской системы.
Однако федерация так и не была создана: характер экономических и торговых связей, установленных в колониальный период, не содействовал развитию экономики Танзании*, которая имела все возрастающий пассивный торговый баланс в торговле с Кенией и Угандой и оставалась для них лишь рынком сбыта товаров.
В 1967 г. на базе прежних экономических проектов в регионе и в целях их дальнейшего продвижения возникло Восточноафриканское сообщество (East African Community - ЕАС) со штаб-квартирой в Аруше (Танзания). Планировалось организовать кооперацию в сфере общего рынка, таможни, инфраструктуры, координировать экономическую и финансовую политику. Был создан Восточноафриканский банк экономического развития (East African Development Bank). Договор об учреждении ВАС был заключен на 15 лет, однако Сообщество просуществовало лишь 10 лет, до 1977 г.: кооперация так и не "переросла" в федерацию.
Казалось бы, в изменившихся исторических условиях лидеры освободившихся от колониальной зависимости стран, власть в которых перешла к африканцам, должны были перестать отвергать федерализм и по-новому подойти к федеративной идее. Однако федеративный принцип не только не был реабилитирован в глазах многих африканских президентов, но по-прежнему вызывал противодействие. Так, Кениата считал, что Ньерере продвигает "не ту" федерацию, которая сама по себе была "хорошей идеей" и облегчала задачу создания Федерации Восточной Африки, которая могла бы стать шагом на пути к "Соединенным Штатам Африки"1.
В адрес танзанийского президента звучали обвинения в "саботаже" федеративного проекта в Восточной Африке. Своей политикой по строительству социализма в Танзании Ньерере якобы спровоцировал усиление обособленных экономических национализмов в других странах Восточной Африки и "неумышленно" свел на нет перспективы регионального сообщества2. "На самом деле, - отмечал Дж.Ньерере, - ни один из нас в Африке не научен мыслить лишь в терминах национализма - мы по-прежнему думаем о себе как об африканцах..."3; "Мы все - танганьикцы, и мы все - восточноафриканцы", -говорил Ньерере, отстаивая идею "народной" (popular), добровольной, а не навязанной федерации, а также перспективу создания "Соединенных Штатов Африки".
Неодинаковое видение путей развития Африки, восточноафриканского региона и отдельных стран региона также стало камнем преткновения для дальнейшего функционирования ВАС. Разница в направлениях и темпах социально-экономического развития и его неравномерность, взаимные недружественные акции, все увеличивавшийся "зазор" между странами-участницами усугублялись политическими
* Танзания - государство, образованное в результате объединения Танганьики и архипелага Занзибар: с 26 апреля 1964 г. - Объединенная Республика Танганьики и Занзибара, с 30 октября 1964 г. - Объединенная Республика Танзания (ОРТ) (прим. авт.).
противоречиями между их руководителями.
К началу 1980-х гг. специальная комиссия определила доли стран-участниц в активах и пассивах прекратившего существование ВАС: Кения получала 42%, Танзания - 32%, Уганда - 26%4. Таким образом, в тот период в Восточной Африке оказалось невозможным не только создание политического союза, но даже и углубление экономической кооперации.
История ВАС подтверждает, что партнеры ОРТ по интеграции были настроены скептически по отношению к идее экономической унификации в Восточной Африке5. Идея политического союза трех восточноафриканских государств потерпела крах вместе с попытками наладить экономическую кооперацию в регионе в рамках ВАС6. Впрочем, уже в 1990-х гг. начались переговоры о возобновлении сотрудничества на региональном уровне...
НОВЫЙ ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ
В настоящее время Восточноафриканское сообщество, воссозданное в 2000 г., - это 5 стран-участниц (Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди) площадью 1,8 млн. кв. км с населением свыше 145 млн. человек. Средняя продолжительность жизни в регионе варьируется от 50 (в Уганде) до 65 лет (в Руанде)7. Официальный язык Сообщества - английский; широко используются также суахили (в качестве лингва франка)8, французский. Высший орган ВАС -саммит глав государств-членов. С 5 ноября 2015 г. председатель саммита (Chairman of The Summit) - президент ОРТ Джон Магуфули9. Другие региональные органы: Законодательная ассамблея, Верховный суд, Совет министров, Координационный и Отраслевой комитеты, Секретариат ВАС. Штаб-квартира располагается в Аруше, Танзания.
С 2005 г. вступил в действие протокол таможенного союза, в перспективе - создание общего рынка и валютного союза стран региона10. Это - три стадии интеграции в Восточной Африке, подготовительные к четвертому этапу - политической федерации, которая, по мнению восточноафриканцев, является прямым путем к объединению всей Африки и, тем самым, к преодолению колониального наследия11. Кооперация в ВАС осуществляется также в культурной, гуманитарной, военной областях.
ВАС сотрудничает с ЭКОВАС (Economic Community of West African States / ECOWAS - Экономическое сообщество стран Западной Африки) и с Нигерией, выступающей в качестве лидера этой региональной группировки12. Стороны обсуждают введение зоны свободной торговли (ЗСТ) на всем Африканском континенте13. Частным примером межблоковой кооперации являются принятые ВАС и ЭКОВАС совместные меры по борьбе с Эболой в Западной Африке14.
Важные отрасли экономического сотрудничества в рамках Восточноафриканского сообщества - энергетика, финансы, транспорт, коммуникации. Спроектированы северный и центральный транспортные коридоры, соединяющие, соответственно, крупнейшие морские порты - Момбасу и Дар-эс-Салам с внутренними территориями Восточной и Центральной Африки15. Разработан план развития железнодорожного сообщения в странах-участницах ВАС, а также в Южном Судане и Эфиопии. Во многих проектах в субрегионе задействованы инвестиции и компании из Китая. Создание транспортного коридора "Север-Юг" -один из пунктов соглашения между ВАС, КОМЕСА (Common Market for Eastern and Southern Africa / COMESA - Общий рынок Восточной и Южной Африки) и САДК (Southern African Development Community / SADC - Сообщество развития Юга Африки) и образованной в 2005 г. территориальной экономической группировки "Тройка" (Tripartite).
К слову, как и большинство африканских государств, все страны ВАС одновременно участвуют в других субрегиональных объединениях. Так, Кения, Руанда и Уганда являются членами КОМЕСА. Бурунди и Руанда входят в Экономическое сообщество стран Центральной Африки (СЕЕАС/ ECCAS). Танзания входит в состав САДК.
В июне 2015 г. ВАС, КОМЕСА и САДК (в общей сложности они объединяют 26 государств и свыше половины населения Африканского континента) пришли к соглашению о создании общей ЗСТ16. Однако это не решает проблемы двойного членства, которое служит источником противоречий и конфликтов в отношениях между странами. Единая политика, регулирующая свободное передвижение рабочей силы, еще не выработана. Но, наконец, объявлено о введении с 1 января 2017 г. международного электронного восточноафриканского паспорта (ЕА E-passport), облегчающего перемещение граждан в пределах Сообщества17.
Диспропорции в экономике стран-участниц ВАС сохраняются. Так, Танзания меньше, чем могла бы, и меньше, чем Кения, извлекает выгоды от туризма и использования своих сельскохозяйственных угодий, и тому находят "исторические объяснения"18. Введение между членами ВАС беспошлинной торговли привело к росту внутреннего товарооборота в рамках группировки: за десятилетие, к 2014 г., - с 10% до 26%. Однако, отменив внутренние пошлины, страны ВАС продолжают практиковать нетарифные торговые барьеры, что препятствует свободному обращению товаров и тем самым затрудняет торговлю внутри субрегиона19. По-
Планируемая железнодорожная сеть в Восточной Африке. 2014 г.
мимо экономических, существуют и политические трудности на пути к интеграции в Восточной Африке.
"ЭПИДЕМИЯ ТРЕТЬИХ СРОКОВ" И ВЫЗОВЫ НА ПУТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В марте 2016 г. объявлено о принятии Южного Судана в состав группировки. Вступление же Сомали пока откладывается в связи с внутриполитической обстановкой в этой стране и с общим нарастанием напряженности в регионе. Вместе с тем, в перспективе рассматривается включение Эфиопии и ДРК.
Не только государства - потенциальные участники Сообщества пребывают в состоянии политического кризиса, но и члены ВАС со стажем. Особенно это касается Бурунди.
Президент Бурунди Пьер Нкурунзиза находится "у руля" 10 лет. Бурундийская конституция 2005 г. предусматривает для главы государства два мандата. Выдвигая свою кандидатуру на третий срок, П. Нкурунзиза утверждал, что первый срок не следует учитывать, поскольку он был избран парламентом, а не прямым голосованием жителей страны.
В мае 2015 г., когда Нкурунзиза находился на саммите ВАС в Танзании, в Бурунди была предпринята попытка военного переворота. Вернувшись в страну, Нкурунзиза победил на июльских 2015 года президентских выборах, получив почти 70% голосов бурундийцев, пришедших к избирательным урнам (явка составила 73,44%)20.
Восточноафриканское сообщество не могло не отреагировать на бурундийский кризис. Несколько встреч функционеров ВАС и ряд официальных документов посвящены ситуации в Бурунди21. От имени ВАС посредником в улаживании бурундийского конфликта являлся президент Уганды Йовери Мусевени.
Сам угандийский лидер находится у власти с 1986 г. В 2016 г. был избран президентом страны на очередной срок, что допускается внесенными в конституцию в 2005 г. изменениями.
Президент Руанды Поль Кагаме, бывший в числе африканских политиков, которые выступили с осуждением действий Нкурунзизы, также планирует продлить срок своих полномочий. В связи с этим 18 декабря 2015 г. в Руанде был проведен референдум по внесению в конституцию изменений, позволяющих Кагаме идти на третий президентский срок. Большинство руандийцев одобрили предложенные изменения и тем самым проголосовали за продолжение "кагамекратии" и дали действующему президенту потенциальную возможность оставаться у власти вплоть до 2034 г.22
Политические устремления действующего главы Кении Ухуру Кениаты (сына Джомо Кениаты) связаны с передачей власти на следующий президентский срок внутри правящего "этнического блока" кикуйю* - календжин**. У. Кениата формально не собирается оставаться на третий срок, однако надеется, что кенийцы в 2017 г. изберут президентом его партнера по избирательной коалиции "Юбилейный альянс" - нынешнего вице-президента Уильяма Руто.
На инаугурации нового главы ОРТ присутствовали лидеры государств Восточной, Центральной и Южной Африки. Это коллеги по ВАС - президенты Кении, Руанды, Уганды, лидеры стран-потенциальных участниц ВАС - президенты Замбии, ДРК, премьер-министр Эфиопии, а также главы Зимбабве, Мозамбика, ЮАР, вице-президент Малави, спецпредставитель правительства
* Кикуйю - крупнейший по численности народ в Кении (св. 20% населения страны) (прим. ред.).
** Календжин - четвертая по численности этническая группа в Кении (12% населения) (прим. ред.).
КНР и другие официальные лица.
По результатам октябрьских 2015 г. выборов глава Танзании Джакая Киквете, исчерпав два пятилетних срока (с 2005 по 2015 гг.), передал президентские полномочия Джону Магуфули в конституционно оговоренном порядке. Однако и в Танзании политический и электоральный процесс не проходит гладко: результаты выборов президента Занзибара - автономной единицы в составе ОРТ - были аннулированы. Потребовались перевыборы, которые состоялись в марте 2016 г. и, в условиях бойкота со стороны ведущей оппозиционной силы на архипелаге - Гражданского Объединенного Фронта, завершились победой кандидата от правящей Революционной партии, а именно переизбранием на второй срок действующего занзибарского президента Али М. Шейна. Вообще, Дж.Магуфули и его "напарнице" Самии Сулуху (впервые женщина-мусульманка - вице-президент) достались в наследство нерешенные проблемы, включая союзный и занзибарский вопросы23.
* * *
Разные системы, "скорости сближения", традиции демократии и политического лидерства, несопоставимые экономики и социальные проблемы, межстрановые противоречия характеризуют деятельность ВАС. Прежде чем интегрировать в свои ряды новых членов и углублять кооперацию с целью создания политической федерации, Восточноафриканскому сообществу необходимо принять меры по стабилизации положения в странах, уже входящих в его состав. И определить ту грань, переход за которую влечет ответственность региональных и международных огранизаций и требует активных действий внешних акторов. Президенты же воспринимают критику или попытки извне урегулировать кризисные ситуации как вмешательство во внутренние дела их стран24.
Будут ли и после создания Восточноафриканской федерации ее лидеры подобным же образом "переписывать" конституцию Сообщества в соответствии с политической конъюнктурой?
Между тем, политическая федерация заявлена в качестве стратегической цели в официальных документах ВАС. В качестве подготовительных шагов рассматриваются гармонизация национальных законодательств и координация политики стран-участниц в сфере управления, безопасности, обороны, внешних связей, прав человека и социальной справедливости25. Функционируют специальные сайты, освещающие движение Сообщества к федерации26 и конституционный процесс в странах региона27.
В настоящее время в идеологическом сопровождении региональной интеграции, в медиаконтенте возрожденного ВАС широко используются идеи Ньерере. Наследием Мвалиму (суах. "учитель", как называли Джулиуса Ньерере) вдохновляются сегодняшние инициаторы конституционного процесса, который призван обеспечить юридическую базу для будущей федерации Восточной Африки28. Интересно отметить, что в рамках возрожденного ВАС функционирует специальный интернет-ресурс "Nyerere centre for peace research"29.
Парадоксально, но, несмотря на смену эпох, проект политической федерации по-прежнему встречает у африканцев диаметрально противоположное отношение. В целом поддерживая идею объединения африканских государств, граждане имеют в виду, прежде всего, ту выгоду, которую может получить их собственная страна30, а не Африка и африканцы вообще. Сомневающиеся в успехе политической интеграции на Африканском континенте ссылаются на противоречивый опыт Европейского Союза в деле построения федеративных структур.
Нестабильность в одном из "звеньев цепи" и вызванная этим дисфункция всего организма, как показывают события современной истории восточноафриканского региона, с одной стороны, выявляют взаимосвязанность системы, а с другой - отражают ее уязвимость под действием разного рода внутренних и внешних факторов. И, как в прошлом, политические амбиции и разногласия лидеров мешают поиску общего языка, движению по пути к более тесной интеграции. Многие начинания остаются формальностью, существуют лишь на бумаге. Добавим и неравномерный уровень и темпы развития гражданского общества, политических структур и институтов в отдельных африканских странах31.
Объединение государств, настолько разных по социально-политическим и экономическим параметрам, - сродни союзу неравноправных партнеров32. Не случайно генеральный секретарь ВАС Ричард Сезибера* в своем "письме из будущего в прошлое", в адрес Мвалиму Ньерере, вынужден признать, что в Восточной Африке по-прежнему сильна межстрановая, внутрирегиональная конкуренция, в ущерб кооперации33.
Федерация остается частью, хотя и немаловажной, политической риторики в странах Африки, в то же время африканское единство и общее благо африканцев по-прежнему воспринимаются как абстракция. Своя, "национальная" рубаха оказывается ближе к телу.
* Р. Сезибера в апреле 2016 г. покинул свой пост и передал полномочия представителю Бурунди.
1 Jomo Kenyatta and the Question of an East African Federation: Brief Survey / By Ambitho W. Cairo, [s.a.], p. 6, 11,14 - 17.
2 Mazrui A.A. Julius Nyerere, Ali Mazrui and the Intrigues of African Politics [2006] - http://www.afroarticles.com/article-dashboard/Article/Julius-Nyerere, -Ali-Mazrui-and-the-intrigues-of-African-politics/9022
3 Nyerere J.K. Stability and Change in Africa: Speech Given to the University of Toronto, Canada, 2 October 1969, p. 4 - 5 - http://egov.go.tz/egov_uploads/documents/stability_and_change_sw.pdf
4 Msambichaka L.A., Mwamba N.E., Mjema G.D. Economic Cooperation in East Africa: Lessons Learnt and Prospects for Tanzania // The Nyerere Legacy and Economic Policy Making in Tanzania. Dar es Salaam: Dar es Salaam University Press Ltd. 2002, p. 249.
5 Yeager R. Tanzania: An African Experiment. Boulder: Westview Press. 1982, p. 102.
6 Турьинская Х. М. Федерализм в Восточной Африке: "Один народ, одна судьба"? // Азия и Африка сегодня. 2014, N 4, с. 29. (Turinskaya Kh.M. 2014. Federalism in East Africa: "One People, One Destiny"? // Aziya i Afrika segodnya. N 4) (in Russian)
7 Африка. Энциклопедия. В 2 томах. М., 2010. Том 1 А-К.
8 Treaty for the Establishment of the East African Community [1999] (As Amended on 14th December, 2006 and 20th August, 2007).
9 В 2016 г. председательство в ВАС должно было перейти к президенту Бурунди, однако в связи с политическим кризисом в Бурунди, согласно решению 17-го саммита глав-государств ВАС, полномочия представителя от Танзании продлены еще на один год.
10 Шлёнская С. М. Объединенная Республика Танзания: Справочник. М., ИАфр РАН, 2014, с. 66. (Shlyonskaya S.M. 2014. United Republic of Tanzania. M.) (in Russian)
11 http://www.eac.int/index.php7option-com_content&view=article&id=1959:regional-economi c-blocs-key-to-attaining-pan-africanism&catid=146:press-releases<emid=194
12 http://www.eac.int/index.php?option=com_content&view=article&id=1024:nigeria-appoints- envoy-to-eac&catid=146:press-releases&Itemid=194
13 http://www.eac.int/index.php?option=com_content&view=article&id=1928:nigeria-and-eac-d iscuss-african-continental-free-trade-area&catid=146:press-releases&Itemid=194
14 Подробнее см.: Мельников В. А. Эбола отступает, но... // Азия и Африка сегодня. 2015, N 5. (Melnikov V.A. 2015. Ebola otstupaet, no... // Aziya i Afrika segodnya. N 6) (in Russian)
15 Об опыте реализации ряда проектов в рамках ВАС на примере Руанды см.: Eight Years of Rwanda in the EAC: Deepening the Regional Integration Agenda http://www.newtimes.co.rw/section/advertorial/691/
16 Agreement Establishing a Tripartite Free Trade Area Among the Common Market for Eastern and Southern Africa, the East African Community and the Southern African Development Community. 2015.
17 http://www.eac.int/news-and-media/statements/20160302/joint-communique-17th-ordinary-s ummit-east-african-community-heads-state
18 Msambichaka L.A., Mwamba N.E., Mjema G.D. Op. cit., p. 255 - 257.
19 См., напр.: Status of Elimination of Non Tariff Barriers in the East African Community. Vol. 8. December 2014.
20 http://www.ceniburundi.bi/IMG/pdf/presidentielle_nationale_2015.pdf. Благодарю Александра Панова за предоставленный материал.
21 The East African Community Election Observation Mission to the Presidential Election of 21 July 2015 in the Republic of Burundi: Preliminary Statement. Bujumbura, 23 July, 2015; 13th Extra Ordinary Summit of the EAC Heads of State. May 13, 2015; Communique: Emergency Summit of Heads of State of the East African Community on the Situation in Burundi. May 31, 2015; Communique: 3rd Emergency Summit of Heads of State of the East African Community on the Situation in Burundi. July 6, 2015; Civil Society Peition EALA on Republic of Burundi [November 19, 2015] - http://www.eac.int/index.php?option=com_con tent&view=article&id=2009:civil-society-peition-eala-on-republic-of-burundi&catid=146:pre ss-releases&Itemid=194
22 Referendum: 98% say 'yes' [December 19, 2015] -http://www.newtimes.co.rw/section/article/2015 - 12 - 19/195423/
23 Турьинская Х. М. Занзибар и союзный вопрос в Танзании: новое "время политики" // Азия и Африка сегодня. 2015, N 6. (Turinskaya Kh.M. 2015. Zanzibar and the Union Question in Tanzania: New "Time of Politics" // Aziya i Afrika segodnya. N 6) (in Russian)
24 Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (Этнополитические и социальные аспекты). М., 2013. С. 44 - 63.
25 EAC Vision 2050: Regional Vision for Socio-Economic Transformation and Development. Arusha, 2015.
26 http://www.federation.eac.int/
27 http://www.kituochakatiba.org/. На главной странице сайта, помимо флагов пяти стран-участниц ВАС, изображен шестой - флаг Занзибара, что напоминает о собственной, продолжающейся конституционной традиции архипелага, исторически обладавшего государственностью, а в настоящее время являющегося автономной единицей в составе ОРТ.
28 Sezibera R. Letter from the Future to Mwalimu Julius Nyerere, with whom it all Began [2014] http://www.eac.int/index.php?option=com_content&view=article&id=1736:letter-from-the-fu ture-to-mwalimu-julius-nyerere-with-whom-it-all-began-&catid=146:press-releases&Itemid= 194
29 http://ncpr.eac.int/
30 См., например: https://www.facebook.com/myuhurukenyatta/photos/a.1166126746749210.1073742229.1488 74415141120/1166131596748725/?type=3&theater
31 Аналогичные проблемы сопровождают интеграцию и в других регионах Африки. См., напр.: Денисова Т. С. ЭКОВАС и проблемы регионального миротворчества (к 40-летию ЭКОВАС) // Азия и Африка сегодня. 2015, N 9. С. 37. (Denisova T.S. 2015. ECOWAS and the Problems of Regional Peacekeeping (on the 40th Anniversary of the ECOWAS) // Aziya i Afrika segodnya. N 9) (in Russian)
32 См. о Нигерии как о "неравном браке" Севера и Юга: Adekunle J. The 1914 Amalgamation in Nigeria: "An Unholy Alliance?" // Федерализм в Африке: проблемы и перспективы. Federalism in Africa: Problems and Perspectives. M., ИАфр PAH, 2015, с 158.
33 Sezibera R. Op. cit.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |