Libmonster ID: UZ-914

История взаимосвязей США и АСЕАН (Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии) насчитывает более трети века. При создании ассоциации в 1967 г. в ней участвовали группировки, объединившие несоциалистические страны региона. Прошедшие десятилетия снимали одни проблемы (коммунистическая экспансия, "вьетнамская угроза"), но добавляли другие в повестку дня диалога Вашингтона и стран ЮВА. Сегодня связка АСЕАН-США сталкивается с новыми вызовами, порожденными как эпохой глобализации, так и противоречиями, оставленными десятилетиями стремительного роста. Противоречиями, приобретающими порою взрывной характер - и это на фоне очередного перераспределения сил и влияния в рамках всего Азиатско- тихоокеанского региона, составной частью которого выступает Юго-Восточная Азия.

Террористическая атака против США, предпринятая 11 сентября 2001 г., ответные действия Вашингтона создают во многом новый контекст для диалога США - АСЕАН. Но само понятие "вызов" заключает в себе не одну только угрозу. Оно заставляет мобилизовать внешнеполитические и иные резервы, открывает новые возможности, в том числе, между прочим, и для России.

Институциональные рамки и меняющаяся повестка дня

В прошедший период взаимодействие между АСЕАН как организацией и США развивалось по многим направлениям, охватывая все новые области. Стороны контактируют на двусторонней основе, в рамках региональных форумов стран АСЕАН (расширенных совещаний руководителей государств - членов группировки, их министров иностранных дел с коллегами, представляющими страны, имеющими статус партнеров АСЕАН по диалогу), через Деловой совет США - АСЕАН. Последний заслуживает особого упоминания - как частная и некоммерческая организация, которой доверяют проведение встреч между министрами экономики стран - членов ассоциации и американским бизнес-сообществом, создание различных структур и форумов (одна из самых громких акций совета состояла в подготовке турне по Соединенным Штатам в мае 2000 г. асеановской делегации с задачей активизировать инвестиционную деятельность американских корпораций в ЮВА),


* ГРЕБЕНЩИКОВ Эдуард Сергеевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН. Copyright (c) 2002.

стр. 50


Традиционный набор обсуждаемых США и АСЕАН тем включает проблемы экономические, социальные, связанные с охраной окружающей среды и, естественно, вопросы региональной и международной безопасности. В последнее время приоритет стал отдаваться технологическому сотрудничеству, налаживанию электронной коммерции. Кажется достойным удивления то внимание, которое уделяется, судя по официальным документам и публикациям, данному направлению, как будто нет более актуальных. Президент Делового совета Эрнест Боуэр в марте 2001 г. высказывался в том ключе, что использование Интернет- технологий - это важнейший компонент пакета реформ, "открывающий новые возможности для малого и среднего бизнеса" стран - членов ассоциации и выравнивающий "игровое поле". Весьма актуальная задача для зоны преобладания "приятельского" капитализма. Эксперты подтвердят, что действительно электронная коммерция позволяет осуществлять закупки и поставки, минуя дорогостоящие традиционные каналы снабжения и реализации, что особенно важно для мелких и средних компаний. Признаем дальновидность постановки вышеобозначенного вопроса, с учетом той роли социального стабилизатора, которая принадлежит жизнеспособному малому бизнесу.

Другой растущий по важности аспект сотрудничества - это развитие и совершенствование институциональной среды и механизмов регулирования. За последние годы АСЕАН и США подписали ряд документов о сотрудничестве в области соблюдения стандартов торговли и применении процедур проверки соответствия (тестировании продуктов и потребительских товаров, их сертификации и удостоверении качества). Реализация задуманного позволит избежать двойной сертификации товаров, которыми обмениваются партнеры, дублирования в других областях. Задача координации всей работы по выполнению настоящего соглашения возложена на Консультативный совет АСЕАН по стандартам и качеству, Национальный институт стандартов и технологий и Управление международной торговли США. Ожидается, что внедрение единых стандартов приведет к заметному сокращению издержек на оформление торговых сделок, увеличению объемов взаимной торговли, в первую очередь изделиями электронной и электротехнической промышленности.

В выигрыше окажутся прежде всего наиболее продвинутые в плане распространения информационных технологий страны АСЕАН, в экспорте которых наибольший удельный вес имеют промышленные изделия с высокой добавленной стоимостью. Резче обозначается "цифровой раздел" (digital divide) внутри АСЕАН, который увеличивает разрыв между участниками группировки.

Еще одной совместной инициативой стало создание Центра/Сети по оценке и продвижению "экологически дружественных" технологий в рамках реализации положений Ханойской программы действий стран АСЕАН, принятой в 1998 г. Актуальнейшей задачей партнеров по диалогу считается борьба с трансграничными пожарами в Юго- Восточной Азии. Интерес США очевиден - это забота о собственных легких.

стр. 51


Отношение к планам интеграции на базе АСЕАН

С самого начала программная установка Ассоциации состояла в обеспечении экономического сближения стран-членов, создании зоны свободной торговли, реализации совместных промышленных и иных многосторонних проектов. Помимо ускорения развития и повышения уровня благосостояния, преследовалась еще и цель уменьшить зависимость от внерегиональных держав и рынков. При этом планы субрегиональной интеграции не противоречили более широким восточноазиатским и пантихоокеанским схемам благодаря тому, что отсутствовала достаточная степень экономической взаимодополняемости асеановской шестерки (если иметь в виду старых, т.е. первоначальных членов организации) 1 . Некий парадокс состоял в том, что настоящими интеграторами асеановской зоны выступают транснациональные корпорации Запада и Японии, которые в гораздо большей степени, чем национальные промышленные круги, заинтересованы в демонтаже внутрирегиональных барьеров. И правительство, и частный сектор США поддерживают создание объединенного или укрупненного рынка стран АСЕАН. Внутри такого рынка будет обеспечен более свободный переток товаров, производимых региональными филиалами американских ТНК, капиталов и передовых технологий. Отсюда и готовность США выделять ресурсы на модернизацию таможенного дела в странах Ассоциации. Формирование такого рынка - а АСЕАН идет к данной цели путем отмены во внутрирегиональной торговле пошлин или сведения их к минимальному уровню - должно сопровождаться, если заглядывать вперед, целой серией других шагов, включая развитие коммуникаций, либерализацию авиасообщения, чего особенно ждут в США. Легко представить сопротивление местных, протекционистски настроенных предпринимателей таким мерам.

Ввиду сходной структуры экспорта и международной специализации стран - членов АСЕАН, внутризональные экономические связи в общем объеме внешнеторговых операций занимают не столь важное место. Данное обстоятельство исключает из американо-асеановской повестки дня такую тему, как замкнутый торговый блок на площадке АСЕАН. Расширение численного состава стран АСЕАН за счет стран Индокитая и Бирмы делает такую перспективу еще менее вероятной. Уже ряд лет АСЕАН фактически проводит политику двухскоростной интеграции, при которой старые члены АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Бруней) следуют одному графику, а вновь присоединившиеся (Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа) - другому. Для стран АСЕАН американский рынок имеет несравненно большее значение, чем внутризональный. Для Вьетнама, к примеру, сегодня гораздо более актуальна задача полной нормализации торгово-экономических связей именно с Соединенными Штатами, чем участие в общеасеановских интеграционных мероприятиях ** .

Время от времени обращаются к такой теме, как введение беспошлинной торговли между странами АСЕАН и США, но в реальности первым созрел


1 См.: Гребенщиков Э.С. АСЕАН: экзамен на зрелость. - "МЭиМО" 1999, N 12.

** См. подробнее: Парканский А.Б. Экономические аспекты отношений США с новыми странами АСЕАН. - "США & Канада", 2001, N 11. - Ред.

стр. 52


для этого шага только Сингапур. Двусторонние и субрегиональные переговоры о заключении соглашения о свободной торговле ведутся и в рамках АТЭС (Организация экономического сотрдничества стран АТР), где, в частности, сформировалась группа сторонников торговой либерализации - Австралия, Чили, Новая Зеландия, Сингапур и США.

Так или иначе, все региональные расхождения по данному вопросу придется приводить к единому знаменателю и таковым станут условия и требования, которые предъявляются к членам ВТО.

Экономические взаимосвязи

Главное объяснение достигнутым ранее странами АСЕАН впечатляющих успехов состоит в их активном участии в международных экономических отношениях и в глобальной экономике. Только за 1999 г. прямые иностранные инвестиции в зону АСЕАН составили 16,9 млрд. долл., а за предыдущий год они были и того больше - 19,6 млрд. (Сокращение было вызвано отложенными во времени последствиями финансовых потрясений 1997 г.). Что касается капиталовложений США, то они совершили скачок с 1,1 млрд. долл. в 1998 г. до 9,4 млрд. в 1999 г. (данные Министерства торговли США). Такой перепад объяснялся как реинвестированием прибылей, так и, еще в большей степени, трансграничными слияниями и поглощениями. Иначе говоря, американские корпорации скупали в странах АСЕАН упавшую в цене после кризиса 1997 г. собственность, т.е. приобретали уже существующий бизнес.

Внушительны и другие показатели. Экспорт стран АСЕАН в 1999 г. в США (70 млрд. долл.) был почти равен их внутрирегиональному экспорту (74,4 млрд.), при том, что значительная часть собственно межасеановской торговли приходится на внутрикорпоративные поставки, т.е. на торговлю между филиалами ТНК, размещенными в разных странах АСЕАН. Рынки Японии и Европейского Союза имели меньшее значение для сбыта произведенных в странах АСЕАН товаров. Тем не менее, первая приобрела асеановской продукции на 37,6 млрд. долл., а второй - на 55,7 млрд. При этом в торговле с США страны Ассоциации имели положительное сальдо, оцениваемое в 12,2 млрд. долл. за первую половину 1999 г. Это сальдо перекрывало отрицательный баланс в торговле АСЕАН с Японией (5 млрд. долл. за первые пять месяцев 1999 г.).

Рост асеановского экспорта за океан стимулировался бумом в экономике США, которая предъявляла растущий спрос на товары из стран ЮВА, а также глубокой девальвацией валют ряда стран АСЕАН в результате пережитого ими ранее кризиса. Другой благоприятный фактор состоял в том, что некоторые особенности процесса глобализации оказались скорее полезными для экономик стран АСЕАН, чем наоборот. Как отмечал лондонский журнал "Экономист", кризис 1997 г. был в основном локализован в пределах ЮВА, в то время, как мировые рынки оставались открытыми для производителей стран АСЕАН 2 .


2 "The Economist", 21.08.1999, pp. 9-10.

стр. 53


Внешнеполитические аспекты

Крупные, чреватые перерастанием в кризис разногласия между США и странами АСЕАН возникают достаточно редко. В зоне АСЕАН нет радикально настроенных антизападных режимов, а экстремистские течения (например, "Ласкар джихад" в Индонезии и группа Абу Сайаффа на Филиппинах) носят маргинальный характер. Правители Мьянмы следуют скорее изоляционистскому, чем антиамериканскому курсу. Вьетнам, в прошлом главный региональный антагонист США, стремится к налаживанию с ними более конструктивных отношений, добивается нормализации торгового режима.

Тем не менее, до полного единодушия в отношениях партнеров по диалогу далеко. На каждом шагу отмечаются существенные нюансы в подходах. Так, в отличие от США, партнеры Мьянмы по ассоциации не склонны ставить вопрос о соблюдении прав человека в этой стране во главу угла. Асеановцы более чем сдержанно оценивают роль посланника ООН в Мьянме и не разделяют взгляд Вашингтона на нее как "источник региональной нестабильности".

США, как и западное сообщество в целом, неоднократно выражали тревогу по поводу гибели людей на Восточном Тиморе, ответственность за которую они возлагали на силы правопорядка и центральное правительство страны. Для АСЕАН как межгосударственной организации такая внутриполитическая проблема не стоит в повестке дня.

Другой пример - Северная Корея. От Пхеньяна дистанцируются, но считают, что его ракетно-ядерная программа не несет угрозы странам АСЕАН. Последние, впрочем, с готовностью солидаризируются с подходом Сеула к межкорейскому диалогу и тесно сотрудничают с ним в рамках форума АСЕАН + три (Япония, Китай, Южная Корея).

Вполне понятно, что интересы США как державы с глобальной ответственностью (обусловленной либо международным мандатом, либо мессианистскими побуждениями) распространяются на гораздо более широкий круг проблем. Кому-то приходится так или иначе выполнять обязанности мирового полицейского, хотя сама постановка такого вопроса может вызвать бурю негодования. Страны АСЕАН часто перекладывают ответственность на США, сохраняя за собой возможность критики действий Вашингтона в различных регионах мира, не опасаясь репрессий со стороны последнего. "Другие страны хотели бы, чтобы США несли бремя конфронтации с Китаем, предпочитая хранить молчание, когда Китай проводит испытания своих ракет или укрепляет присутствие в районе архипелага Спратли" 3 , - писал журнал "Орбис".

Что вызывает постоянное беспокойство стран АСЕАН, так это не столько интервенционизм, сколько возможное снижение интереса США к их региону, снижение его геополитических котировок.

Новый предмет озабоченности для стран АСЕАН - это напряженность в отношениях между Китаем и США, которая проявилась с новой силой после прихода к власти в январе 2001 г. республиканской администрации во главе с Дж. Бушем, В марте 2001 г. президент Филиппин Глория Арройо открыто вы-


3 "Orbis", Spring 1999, р. 240.

стр. 54


ражала озабоченность "признаками возрождения холодной войны" в отношениях между Вашингтоном и Пекином.

АСЕАН хочет избежать дискомфортной ситуации, когда придется делать выбор - кого именно поддерживать в споре Вашингтона и Пекина. Такая политика, как игра на противоречиях между крупнейшими державами, теряет свою привлекательность, когда возникает угроза серьезного ухудшения политического и делового климата во всем Азиатско-тихоокеанском регионе. Подобное развитие наверняка опустит всякого рода рейтинги - страновые и корпоративные, поставит под удар реализацию многих проектов, возможно, даже приведет к новой поляризации в ЮВА, активизируя усилия Китая по поиску союзников и мобилизации всех имеющихся антиамериканских сил. Но такой сценарий пока является по большей части гипотетическим. Ибо вслед за демонстрацией жесткости в отношении Пекина вашингтонская администрация после первых ста дней пребывания у власти сочла за благо несколько смягчить свой тон.

Примечателен следующий момент. Опробование нового, более жесткого подхода к КНР сопровождалось торможением процесса нормализации отношений с Вьетнамом, начатого администрацией Клинтона. Так, команда Дж. Буша-мл. одно время замедлила процесс ратификации торгового соглашения с Вьетнамом в конгрессе, воздержалась при голосовании относительно вопроса о предоставлении СРВ займов со стороны МВФ и Всемирного банка 4 . Конфронтационная составляющая в политике Вашингтона в известной мере была продолжением предвыборных дебатов, в ходе которых республиканцы обвиняли демократов в мягкотелости. Итак, самым подходящим объектом для демонстрации волевого настроя Соединенных Штатов стали три коммунистические страны - КНР, КНДР и Вьетнам.

Проблемы с Китаем носят, однако, долгосрочный характер. При этом американо-китайские отношения несут груз неурегулированных территориальных споров в Юго-Восточной Азии, прежде всего касающихся принадлежности островов Спратли, на которые (вместе с богатыми нефтью отмелями) претендуют и которые частично заняли Китай, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней. Официальная оценка ситуации в Южно-Китайском море Соединенными Штатами состоит в том, что данный район является "зоной потенциального конфликта" и что они приветствуют усилия по мирному разрешению разногласий и стабилизации ситуации в данном районе. Страны АСЕАН, со своей стороны, отдают предпочтение выработке совместно с Китаем некоего "Регионального кодекса поведения в Южно-Китайском море" и мерам доверия путем проведения серии рабочих конференций. Щекотливая ситуация может создаться в связи с участием тех или иных американских корпораций в разведочном бурении в спорном районе.

Эксперты полагают, что США не будут вмешиваться в конфликт до тех пор, "пока нет стрельбы", и ничто не угрожает свободе судоходства в спорных акваториях. Маловероятно и то, что участники спора станут обострять ситуацию. Известно, между тем, о случаях, когда Пекин в ходе "освоения" им не-


4 "The Far Eastern Economic Review", 7.06.2001, p. 7.

стр. 55


обжитых и незанятых островов заблаговременно информировал о своих действиях некоторые страны АСЕАН 5 .

Грядет: китайский вызов американским интересам в ЮВА

США, как отмечено выше, являются для стран АСЕАН крупнейшим торгово-экономическим партнером, стратегическим гарантом стабильности. На кону для последних - огромные товаропотоки и инвестиционные ресурсы (вспомним и о "нервных инвесторах с чуткой реакцией"). При таком раскладе с какой стати странам АСЕАН становиться под знамена антиамериканской политики, кто бы их туда ни увлекал? Но соотношение сил в АТР меняется, а общий вектор движения таков, что Китай становится постепенно более важным и привлекательным партнером с бурно развивающейся потребительской экономикой и поднимающимся частным сектором, способным поглощать все больше асеановских товаров. Китай вдобавок не лишен способности проводить гибкую политическую линию, особенно по проблеме зарубежных общин хуа-цяо; он может, методически укрепляя собственные позиции, отложить на неопределенный срок и окончательное выяснение территориальных вопросов, по крайней мере в отношениях с отдельными странами. Хотя в нашем допущении слишком много "если", со временем ориентированные на Китай экономические и иные интересы могут перевесить сохраняющееся стратегическое недоверие к нему со стороны стран ЮВА.

Возможен и иной сценарий: прогрессирующее усиление Китая заставляет страны АСЕАН еще больше укреплять альянс с США, форсировать развитие контактов с другими нерегиональными державами и центрами силы.

Сегодня Китай уже переходит к тому, чтобы открыто вести антиамериканскую игру в регионе, реализуя свое, как считают некоторые наблюдатели, "жгучее стремление" к лидерству в Азии. Весь вопрос в том, в чем это лидерство будет выражаться и какими методами достигаться. По темпам развития и экономического роста, КНР - уже лидер.

В эпоху советско-китайской конфронтации Пекин куда более благожелательно оценивал американскую политику в АТР и ЮВА. На нынешнем этапе КНР неодобрительно отзывается о предоставлении портовых сооружений для заходов американского флота, и аэродрома Сингапура - для посадки американских самолетов. В ходе визита в Таиланд в 1999 г. китайский лидер Цзян Цзэминь говорил о "дипломатии канонерок", "экономическом колониализме", задавался вопросом, "зачем США суют нос в дела Азии"? Во многом в пику США Пекин поддерживает идею безъядерной зоны в ЮВА.

В 2001 г. Пекин принимает на себя обязательство приобретать у Таиланда каучук и рис, в котором он не особенно и нуждается, если верить авторитетной английской газете 6 . Не демонстративный ли жест поддержки стране, которая была брошена американской администрацией "на произвол судьбы" в разгар кризиса 1997 года?


5 "The Far Eastern Economic Review", 10.06.1999, pp. 28-30.

6 "The Financial Times", 21.05.2001.

стр. 56


Одна держава жестко требует от правящих элит проведения остро необходимых реформ, демонтажа некоторых конструкций "капиализма для узкого круга друзей", другая - проявляет снисходительное понимание национальной специфики, пожиная политические дивиденды.

Китай также предоставил кредиты и гранты камбоджийскому лидеру Хун Сену на 190 млн. юаней во время его визита в Пекин в феврале 1999 г., хотя Камбоджа не относится к числу стран, особенно интересующих сегодня Вашингтон. Короче говоря, у Китая есть немалые возможности "покупать" влияние в странах АСЕАН.

Что дальше? Меняется Китай, будет меняться и мотивация его действий. Вступление в члены ВТО будет оказывать сильное сдерживающее влияние на политику Пекина в ЮВА и подход к США.

Военно-стратегический компонент

Спустя десятилетия после провозглашения "доктрины Никсона" для Соединенных Штатов по-прежнему остается актуальной задача - повысить ответственность стран региона за свою безопасность, побудить их вкладывать средства в совершенствование региональной оборонной инфраструктуры. Американские аналитики в данной связи обращают внимание на то, что операция "Буря в пустыне" 1991 г. потому и оказалась столь успешной, что Саудовская Аравия провела модернизацию своих военных объектов и привела их в соответствие с натовскими стандартами. Для ЮВА речь в данном контексте может идти и о такой мере, как заблаговременное размещение запасов оружия и боеприпасов в АТР. В то же время, поскольку США едва ли пойдут на широкомасштабное участие (в час X) в сухопутных операциях, масштабы такого складирования будут ограниченными.

В самой ЮВА для Вашингтона уже не требуются постоянные военные базы - вполне достаточно пунктов захода, которые позволяют американским вооруженным силам находиться в движении, обозначать присутствие, быть "где-то поблизости". Последнее отвечает одновременно и политическим (а также коммерческим) интересам стран региона, и стремлению Вашингтона к экономии средств. Так или иначе, потребуются хорошо оборудованные доки и качественные услуги по ремонту и обслуживанию.

Уход американских военных с Филиппин в первой половине 1990-х годов по требованию филиппинского сената, как выяснилось, не подорвал американских позиций в тихоокеанской Азии. Он разве что пробил брешь в национальном бюджете этой страны. В мае 1999 г., выдержав длительную паузу, сенат Филиппин 18 голосами против пяти проголосовал за соглашение, которое, впервые с 1996 г. санкционировало проведение войсками США крупномасштабных военных учений на Филиппинах, в том числе совместных, а также заходы военных кораблей США. Но возврата к постоянному присутствию не последовало.

С эвакуацией американских баз система военно-политических союзов и соглашений в АТР и ЮВА приобрела в значительной степени виртуальный характер. А виртуальной она стала из-за неочевидности или нереализованно-

стр. 57


сти внешних угроз. Двусторонние соглашения Соединенных Штатов с Таиландом и Филиппинами так или иначе остаются в силе как юридические документы, подкрепляющие американские союзнические обязательства.

Но сами понятия союзничества, или альянса, уже трактуются по-новому. Авторитетный журнал "Интернэшнл секьюрити" отмечал, например, что "Китай рассматривает все союзы с точки зрения "нулевой суммы", как созданные для борьбы с теми, кто должен быть "четко назван противником или врагом"". Именно в таком ключе оцениваются в Пекине японо- американский договор безопасности, наконец, такая (полузабытая) структура, как пятистороннее соглашение АНЗЮК. Противоположный же подход состоит в том, чтобы смотреть на вещи с позиции "позитивной суммы", когда альянсы считаются инструментом предотвращения агрессии и сохранения стабильности 7 .

Некоторые американские наблюдатели высказывались в данной связи в пользу подключения к "виртуальной системе альянсов" и России, поскольку, с их точки зрения, территориальные притязания Китая распространяются не только на "район южных морей", но и, хотя и в меньшей степени, на территории, примыкающие, по их описаниям, к "Маньчжурии" 8 .

С нашей точки зрения, России лучше всего устраниться от участия в каких бы то ни было комбинациях, имеющих выраженную антикитайскую или, напротив, прокитайскую направленность. Москва не должна ни казаться, ни представать в ЮВА и квазисоюзником Китая, с учетом нашей заинтересованности в увеличении сбыта российского оружия и боевой техники в данном субрегионе. Тем более, что само понятие союза уходит в прошлое. Малые и средние страны ЮВА совершенно не воспримут и продвигаемую некоторыми романтично настроенными политологами конструкцию трехстороннего альянса Москвы, Пекина, Дели 9 . (Заметим, что такого "треугольника" нет в природе, принимая во внимание реакцию двух других "углов" на треугольные авансы, состояние китайско-индийских связей, либо, скажем, следующее" любые наугад взятые три страны так или иначе, но какой-то "треугольник" да составят.) Синдром прожектерства проявляется и в идее создания "первого в АТР интеграционного очага" в составе России, Китая и Индии. В ходе этих масштабных построений упускаются из виду такие явления, как создаваемая в течение нескольких десятилетий зона свободной торговли в составе стран АСЕАН, а также интеграция России и центральноазиатских участников СНГ.

Впрочем, большинство военно-политических и геостратегических раскладок и прикидок применительно к ЮВА носит сугубо гипотетический и весьма условный характер. Совершенно иной характер имеет экономическая проблематика. Финансово-экономические вопросы приобрели такой вес и такую актуальность, что редкие сообщения о совместных маневрах и военных учениях кажутся малозначительными и рутинными. Тем не менее, и военная деглобализация (когда военнослужащих из-за рубежа отзывают служить на родине), и экономическая интернационализация не остановили того, что в приснопамятную эпоху именовалось "военными приготовлениями". Так, летом 2000 г. в


7 "International Security", Winter 1999/2000, p. 75.

8 "Orbis", Summer 1999, p. 252.

9 См.: "Независимая газета", 20.11.2001.

стр. 58


Юго-Восточной Азии состоялись военно-морские учения "Летящая рыба" ("Flying Fish") с участием США, Австралии, Новой Зеландии, Филиппин, Тайваня, Таиланда, Малайзии, Сингапура. В ткань военного сотрудничества вплетаются и новые нити. В декабре 2000 г. военные ведомства Филиппин и США подписали соглашение о сотрудничестве по экологическим вопросам, которое предусматривает программу мер по контролю за окружающей средой, нейтрализации ядовитых выбросов. Разумеется, речь идет не более чем о ликвидации вредных последствий собственно военной деятельности.

Деловая среда - конфликты интересов и фактор институциональной зрелости

Ранее бытовала теория, что военное присутствие США и Запада в целом должно защищать экономические интересы транснациональных корпораций в развивающемся мире. Такая взаимосвязь просматривается ныне с трудом. Защищать с оружием в руках требуется нечто чужеродное и находящееся во враждебной среде, а экономическое присутствие трансграничного бизнеса в ЮВА стало органичной частью местного пейзажа. Американский морской пехотинец не заявится с карабином отстаивать права инвесторов и акционеров-соотечественников. Мало помогает продвижению конкретных деловых интересов и проецирование военной мощи на регион, так сказать дистанционное на него воздействие.

Страны АСЕАН сделали многое для создания благоприятной деловой среды и инвестиционного климата, привлечения капиталовложений, одними из первых в развивающемся мире усвоили уроки взаимозависимости и использования сравнительных преимуществ в межрегиональном разделении труда. Они далеко продвинулись в данном направлении, но когда кризис 1997 г. вскрыл масштаб нерешенных проблем, институциональную незрелость и недореформированность экономических механизмов, то это стало для многих настоящим открытием.

Анализ глубинных причин шоковых потрясений 1997 г., проведенный рядом западных и отечественных экспертов, заострил внимание на некоторых специфических особенностях экономической среды и делового поведения в странах АСЕАН и АТР.

Господство финансово-промышленных групп. Самые пагубные последствия возымело для экономики стран АСЕАН монопольное господство финансово- промышленных групп и бизнес-конгломератов, участники которых, включая банки, были связаны перекрестными отношениями собственности и взаимными гарантиями. Эта закрытая система перераспределяла - при опоре на правящие круги - все наличные экономические ресурсы в свою пользу. "Тайкуны" (местная разновидность магнатов) часто навязывали свои условия иностранному сектору в экономике принимающей страны, требовали и получали "откупные".

Чрезмерный приток инвестиций, эффект легких денег. Огромный приток финансовых ресурсов в зону АСЕАН способствовал развитию здесь нездоровых и экономически вредных наклонностей, завышенной самооценке,

стр. 59


прожектерству. Как-то срослись с мыслью, говорил директор Центра международных и стратегических исследований (Джакарта) Юсуф Вананди - один из самых авторитетных аналитиков и политиков региона - что ежегодный 8%-ный экономический рост - "это наше прирожденное право".

В условиях переизбытка капитала и наличия дешевого кредита как иностранные, так и местные банки не проводили должной оценки заемщиков, снижали планку требований в своем стремлении заполучить каких-либо клиентов, заинтересованных в заемных ресурсах.

Отсутствие разработанной правовой базы. Законодательная база Индонезии, Таиланда, других стран АСЕАН содержит существенные изъяны, мешающие установлению контроля над проблемными финансовыми учреждениями, использованию института арбитражных управляющих и препятствующие смещению менеджмента, доведшего свои предприятия до банкротства 10 . Благодаря политическим связям, националистической демагогии прежнее руководство часто остается непотопляемым. Изъяны законодательства не позволяли объявлять о несостоятельности, оперативно приступать к реализации активов (которые уводились на сторону) и взысканию задолженности.

"Стадный инстинкт". Ошибки и просчеты допускали не только правительственные круги и предприниматели стран ЮВА, не только принимающая, но и дающая сторона. Своеобразный эффект стадного поведения, когда банки и финансовые компании устремляются на новые рынки вслед за своими конкурентами, действуя зачастую вслепую, испытали на себе американские и в целом западные инвесторы.

Дж. Сакс, директор Гарвардского института международного развития, отмечал: "Мы пережили (вначале) массированный приток капитала (в ЮВА), который базировался на высокооптимистических оценках (потенциала стран-членов АСЕАН) и (впоследствии) массированный отток капитала, который был вызван не чем иным, как паникой".

Страны АСЕАН в полной мере испытали на себе "эффект заражения", когда иностранные портфельные инвесторы реагируют на кризис в одной стране решением отозвать свои капиталы из другой, либо находящейся в том же регионе, либо имеющей сходные социально-экономические характеристики. Нечто подобное испытали на себе государства Латинской Америки после кризиса в Мексике (так называемый "эффект текилы").

Экспресс-диагностика диспропорций и пороков экономического развития стран АСЕАН подводит к выводу о поверхности того влияния, которое США и другие страны Запада оказывали на страны Востока, эволюцию и совершенствование их институциональной среды и правового поля, культуры и этики ведения бизнеса. Однако в распоряжении стран АСЕАН был довольно ограниченный исторический отрезок, в течение которого они не смогли оторваться от не самых лучших традиций восточного общества и государства.


10 В Таиланде местные сенаторы (члены верхней палаты парламента) выступают против перехода собственности банкрота в руки иностранцев и в этих целях отклоняют поправки к старому закону, согласно которому требуется не менее семи лет для перехода собственности за долги в руки кредиторов. Ясно, что при этом сенаторы оберегают собственные интересы.

стр. 60


В ходе предстоящей перестройки сильно недореформированной экономики и социальной сферы странам АСЕАН предстоит полагаться именно на США и Запад, если они не предпочтут автаркию или популистскую политику, сдобренную ксенофобией, или повторения кризиса 1997 г. Исходя из этого и следует прогнозировать будущее развитие всего комплекса отношений между странами АСЕАН и Соединенными Штатами.

Во всяком случае, есть возможность проследить успех или неуспех различных моделей и подходов к реформированию экономик в странах АСЕАН. Ибо можно предположить, что единого, общеасеановского подхода к преодолению последствий кризиса и выхода на траекторию самоподдерживающегося роста как не было, так и не будет. Трудно ожидать, что все задачи будут выполнены на 100%. Но те страны, которые продемонстрируют наибольшее стремление и наивысшую финансово-экономическую дисциплину, окажутся в лучшем положении.

Если страны АСЕАН не переналадят свои политические и экономические механизмы, то от них просто отвернутся, обратившись к другим регионам - восточноевропейскому или зоне СНГ, к примеру. Ради одних только стратегических соображений, как это имело место в годы холодной войны, находящимся в кризисе режимам помогать не будут.

ТНК несут потери

В послекризисный период, период экономического восстановления, индекс привлекательности асеановской зоны колеблется в зависимости от положения в отдельных странах. В некоторых из них, как это ни парадоксально звучит, совершенно явным образом ущемляются интересы западных корпораций, в том числе американских транснациональных гигантов, располагающих огромными рычагами влияния. Так, в январе 1998 г. индонезийское правительство и находящаяся в государственной собственности местная компания электросетей PNN предложили провести погашение задолженности по долларовым кредитам перед такими корпорациями, как "Юнокал" (Unocal), "Атлантик ричфилд" (Atlantic Richfield), "Эдисон мишн энерджи оф Калифорния" (Edison Mission Energy of California), индонезийскими рупиями по обменному курсу, использовавшемуся еще при составлении проекта госбюджета на 1997/1998 фин. год, т.е. до обвала национальной валюты. С учетом стоимости рупии в тот период выходило, что индонезийская сторона собиралась вернуть только четвертую часть своего долга 11 . Аналогичное уведомление получила компания "Арко Индонезия" (Arco Indonesia), снабжающая газом электростанции Восточной Явы, находящиеся в частном владении.

Американские корпорации пытались оспорить предложенные условия сделки в местных судах, но без особого успеха.

Какими бы защитными механизмами ни располагали транснациональные корпорации у себя дома, они остаются уязвимыми перед лицом гражданских беспорядков. На севере Суматры повстанцы-сепаратисты нанесли весной 2001 г. повреждения газопроводу и оборудованию по добыче газа на месторо-


11 "The Far Eastern Economic Review", 19.03.1998, pp. 42-44.

стр. 61


ждении Арун, что вызвало пожар, бушевавший в течение десяти дней. "Экссон мобил" (Exson Mobil) вынуждена была на несколько месяцев остановить добычу газа. Общие потери от прекращения добычи и срыва экспортных поставок составили не менее 300 млн. долл. Индонезийскому правительству с июля 2001 г. пришлось выделить значительные силы командос для круглосуточной охраны газовых месторождений и персонала компании.

Проблемы возникают не только на уровне провинций, чьи власти обрели новые полномочия. Создает помехи иностранному бизнесу и центральное правительство, срывающее осуществление ранее объявленной программы приватизации, рискуя при этом лишиться займов Всемирного банка. Против продажи собственности иностранцам по ее рыночной цене выступает широкая коалиция парламентариев, губернаторов, претендующих на любую собственность, расположенную на их территориях, фактически саботируют процесс даже служащие Агентства банковской реструктуризации 12 . Огромные трудности для американских корпораций создает дезинтеграция власти в Индонезии, когда руководители провинций выдвигают ультиматумы о перезаключении контрактов на добычу полезных ископаемых, предусматривающих дополнительные отчисления в пользу провинциальных властей. Интересен и показателен - в плане иллюстрации сложности картины мира и функционирования глобальных институтов - следующий факт: когда МВФ потребовал от Индонезии заморозить реализацию 15 самых дорогостоящих инфраструктурных объектов в целях сокращения расходных статей бюджета, то под ударом оказались именно проекты с участием американских корпораций.

В Бирме нефтяная корпорация "Атлантик ричфилд" пострадала от действий антиправительственных повстанцев; из-за соображений безопасности она вынуждена была вначале остановить свою работу, а затем вообще эвакуировать свой персонал. На смену ей пришла малайзийская "Петронас" (Petronas) 13 .

Транснациональные корпорации столкнулись, таким образом, с огромными политическими рисками, не все из которых в состоянии полностью застраховать даже специализированное федеральное агентство ОПИК .

Многосторонняя дипломатия АСЕАН

АСЕАН как организация коллективная, давно утвердившаяся на мировой сцене, ведет переговоры и поддерживает диалог с целым рядом международных институтов, отстаивая в них интересы своих членов. Предметом переговоров с "большой восьмеркой" являются проблемы международной торговли, функционирования финансовых систем, координации макроэкономической политики. Отдельная проблема - сокращение "цифрового раздела", уже упоминавшегося выше.

В ответ на озабоченность, выражаемую странами - членами АСЕАН (как и другими развивающимися и новыми индустриальными государствами) по поводу увеличения "цифрового раздела", "восьмерка" учредила Специальную


12 "Business Week", 19.11.2001, р. 39.

13 "The Economist", 20.01.2001, pp. 62-63.

стр. 62


совместную рабочую группу по цифровым технологиям, которая вырабатывает соответствующие рекомендации в научной и информационной области. Получается, что Россия, как член "восьмерки", выступает вместе с США на стороне развитых индустриальных демократий, хотя ее возможности не столь велики и сама Россия также может стать реципиентом такой помощи.

С Группой восьми тесно переплетаются проблематика ВТО и усилия по более тесной интеграции стран ЮВА в мировую торговую систему. АСЕАН как региональная группировка ходатайствовала перед ВТО об упрощении и ускорении процесса принятия в члены Всемирной торговой организации своих новых членов - Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Предметом разногласий между АСЕАН и старыми индустриальными странами (прежде всего - США) являются вопросы трудового законодательства в странах ЮВА, причем последние выступают против их внесения в повестку дня заседаний ВТО.

С ВТО и "восьмеркой" обсуждаются и такие проблемы, как реформа международной финансовой архитектуры, регулирование деятельности хедж-фондов, движение краткосрочного капитала (горячих денег), валютные спекуляции, отмывание денег, предоставление адекватного доступа на товарные рынки для развивающихся стран.

Пять стран - первоначальные учредители АСЕАН полностью следуют правилам ВТО в области таможенной оценки товаров во взаимной торговле, что создает единообразный режим внутри этой зоны, другим процедурам и стандартом ВТО, остальные члены АСЕАН постепенно переходят на них.

Восточноазиатское измерение - альтернатива "Пакс американа"

Когда АСЕАН как группировка или ее страны-члены выходят на глобальный уровень, имея дело и с такими организациями, как Всемирный банк, МВФ, им приходится считаться с преобладающим в них влиянием США, раздражение по поводу которого регулярно прорывается наружу.

Помимо "семейного" сотрудничества на субрегиональной основе, т.е. на базе АСЕАН, у стран ассоциации есть и другой "опцион" - в некотором смысле восточноазиатская антитеза американоцентристскому миру. Материализованным продуктом восточноазиатской дипломатии стал такой форум, как АСЕАН + три (Япония, Китай, Южная Корея), инициатива создания которого принадлежала Южной Корее. Инициатива АСЕАН + три созвучна принадлежащей премьер-министру Малайзии Махатхиру Мохамаду идее "Восточно-азиатского сообщества". Она предусматривает сотрудничество народов "желтой расы" (хотя эти слова вслух не произносятся), которые смогли создать динамичные экономики. Некоторые видят здесь проявление "культурного регионализма", имея в виду общие цивилизационные особенности восточноазитских государств. Схема АСЕАН + три уже работает: состоялась серия встреч министров иностранных дел, экономики и финансов стран - членов ассоциации и их коллег из Японии, Китая и Южной Кореи. На асеановской площадке прошла и конференция глав правительств этих государств.

стр. 63


Кризис 1997 г. актуализировал постановку вопроса о повышении уровня финансово-экономического сотрудничества стран ЮВА и АТР и о создании в перспективе даже Азиатского валютного фонда (АВФ) - восточно- азиатского аналога МВФ. Однако такая амбициозная задача оказалась неподъемной для заинтересованных стран. В 2000 г. на саммите АСЕАН в Брунее министры финансов стран - членов ассоциации, а также главы финансовых ведомств Японии, Китая и Южной Кореи ограничились договоренностью о координации деятельности их центральных банков в плане направления части своих резервов для оказания помощи странам региона, испытывающим проблемы с платежеспособностью.

Хотя, как мы видим, страны ассоциации участвуют в поисках механизмов и ресурсов, которые способны ослабить их зависимость от США и международных финансовых институтов, находящихся под контролем последних, для партнерства с США эти планы угрозы не несут. Во всяком случае, Вашингтон выразил свою публичную поддержку планам учреждения АВФ.

АСЕАН, США, Россия

Что касается общего подхода США к российской роли в АСЕАН и АТР, то, по словам американского исследователя, Вашингтон по сути дела "игнорирует Россию как фактор азиатской политики", что "подрывает надежды некоторых российских аналитиков преодолеть при помощи США изоляцию России в АТР" 14 . В прямом смысле слова говорить об изоляции не приходится - это слишком сильное выражение. При этом корень проблемы не в чьих-либо кознях, а нашей собственной объективной слабости. Кроме того, делать ставку на всестороннюю поддержку в ЮВА наивно, тем более, что сами страны АСЕАН едва ли позволят другим блокировать сотрудничество с группировкой 15 .

Успех России в решающей степени зависит от ее хозяйственного потенциала, гибкости экономики, кредитоспособности, мощи корпоративного сектора, который обретает черты транснациональности. Иногда кажется, что нам не помешала бы большая доля реализма в оценке как собственных возможностей, так и действительной расстановки сил в ЮВА и АТР. Одержимость идеей борьбы с единоличным гегемонизмом увлекла на путь провозглашения ЮВА самостоятельным центром силы, противостоящего американоцентризму. По иронии судьбы данная концепция особенно активно обыгрывалась именно в тот период, когда лидеры повергнутых в кризис стран региона были целиком поглощены земными экономическими заботами и "выбиванием" стабилизационных кредитов из МВФ и Всемирного банка.

По нашему убеждению, ЮВА полноценным центром силы не является и не превратится в таковой ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе. Антиамериканизм как общий знаменатель здесь не срабатывает, а формирование единого подхода к Китаю также не стоит на повестке дня. Нет сплочен-


14 "The Journal of East Asian Affairs", Spring/Summer 1999, p. 89.

15 Cм. подробнее: Гребенщиков Э.С. АСЕАН, США и Россия - новые тихоокеанские партнеры? - "США - ЭПИ", 1992, N 12.

стр. 64


ности в рядах АСЕАН и по внутрирегиональным вопросам, о чем говорят прорывающиеся на официальном уровне неприязненные отношения между Индонезией и Сингапуром, подводные течения между Малайзией и Филиппинами, нерешенные территориальные споры, отсутствие единой асеановской платформы по валютно-финансовым проблемам, скоординированного подхода к акциям США в Ираке, Югославии и в Афганистане. Кто же в этих условиях станет формировать на базе АСЕАН центр силы и по чьим же лекалам он будет конструироваться?

Впрочем, неадекватное восприятие существующих реалий свойственно не только некоторым из бывших, и действующих московских политиков. К сожалению, и в США давали искаженную интерпретацию некоторым шагам, предпринятым Москвой уже при президентстве В.В. Путина. Так, в Соединенных Штатах некоторые наблюдатели восприняли его визит в СРВ в марте 2001 г. чуть ли не как еще одно доказательство "советизации" российской политики. На самом деле отношения России с Вьетнамом освободились от тяжелого груза камбоджийской проблемы, приобрели более рациональный и сообразный с экономическими реалиями характер.

Логичным шагом в данном направлении стало объявленное президентом РФ в октябре 2001 г. намерение покинуть базу Камрань. Хотя официально Камрань скромно именовался "пунктом материально-технического обеспечения" и использовался только эпизодически, он служил более широким символом, регалией сверхдержавности. Данное обстоятельство четко уловили приверженцы старого мышления и старой политики, зацикленной на борьбе и противостоянии. Им Камрань был дорог, естественно, именно как антиамериканский форпост, несмотря на его близость к Китаю. Даже одно содержание этой базы, переданной в свое время в безвозмездную аренду российским военным, требовало немалых расходов. В то же время вьетнамское руководство поставило вопрос о переходе к возмездному использованию Камраня, что "тянуло" уже на несколько сотен миллионов долларов в год. И глава Министерства обороны РФ, и российский заместитель министра иностранных дел в этой ситуации высказались за уход России из Камраня. Это решение выглядело и честным, и логичным особенно в свете бедственного состояния военно-морских баз на собственно российской территории. Такой шаг абсолютно не означает того, что российский флот будет отрезан от открытого моря. Всегда существует возможность обслуживаться на коммерческой основе, к чему прибегают и сами американцы, до сих пор обходившиеся без постоянных баз. Для России важнее получать в Юго-Восточной Азии подряды и пополнять портфель заказов для своих ведущих корпораций, чем проводить дорогостоящие демонстрации флага в отдаленных акваториях.

Поглощенная неотложными внутренними проблемами, Россия не построила системы развитых и разветвленных связей с большинством стран ЮВА, но нет в этих отношениях и особых проблем. Для США положение кардинально иное. Проведение реформ и состояние экономической конъюнктуры в странах АСЕАН - это важный вопрос, влияющий на состояние фондового рынка США. Обострение социально- экономического кризиса в некоторых странах

стр. 65


ассоциации способно привести к их нежелательной радикализации, принести убытки американским корпорациям.

Сегодня США сталкиваются с кризисом власти и центробежными тенденциями в Индонезии, сползанием крупнейшей страны ЮВА к хаосу, что не только умножает число жертв насилия, но и ведет к нарушению прав зарубежных инвесторов. И это в той самой стране, которую в середине 1960-х годов Вашингтону удалось развернуть от ультранационалистической и левоэкстремистской линии в сторону экономического прагматизма и рациональной, по большому счету, политики.

Уже тогда, когда Вашингтон, казалось, достиг наивысшей степени влияния в зоне АСЕАН, его позиции не выглядят такими уж несокрушимыми и неприступными.

Нарастающий вызов со стороны Китая должен стимулировать не только Вашингтон, но и Токио к поиску новых партнеров для сохранения или предотвращения резкого изменения баланса сил в таком ключевом и перспективном районе, как Юго-Восточная Азия. И страны ассоциации, при всем значении их многоканального и многоуровнего диалога с США, также всегда отдавали предпочтение многостороннему уравнению, что предполагает укрепление слабых его звеньев. А таковым явно выступают отношения с Россией. Для усиления своих позиций в регионе для России не потребуется ни подыгрывать во всем американцам, ни противостоять им. В то же самое время можно утверждать, что в той мере, в какой США примут во внимание особые интересы России в Средней и Центральной Азии, а это интересы нормальные, естественные, а не те, что погубили в свое время советскую империю, в такой же мере и России следует, насколько возможно, учитывать аналогичные интересы Соединенных Штатов в других регионах, не забывая при этом и о разности потенциалов и возможностей двух держав, только одна из которых остается сверхдержавой и в ЮВА.

С некоторых пор Россия, Юго-Восточная Азия и США как бы находятся в едином концептуальном пространстве. Ушла в прошлое идеологически мотивированная поляризация ЮВА. Если ранее по сравнению со странами АСЕАН в экономическом плане СССР находился в антимирах, в которые он вовлекал другие страны, то теперь и Российская Федерация, и ЮВА в принципе живут и развиваются на одной и единой рыночной планете и бьются над решением до удивления сходных проблем.

После 11 сентября 2001 г.

Под влиянием событий осени 2001 г. некоторые аналитики заговорили о возвращении в мировой политике ко временам "большой тройки", когда судьбы мира вершились в Вашингтоне, Москве и Лондоне. Об этом можно спорить, но, анализируя проблематику ЮВА, хочется констатировать следующее. Роль партнерских отношений Вашингтона с Москвой возрастает ввиду многоплановой реакции общественности и политических кругов стран Юго-Восточной Азии на удары по базам террористов в Афганистане, реакции, во многом (хотя, безусловно, и не в решающей степени) диктуемой ложно понимаемой

стр. 66


исламской солидарностью и борьбой с американским гегемонизмом. Поддерживая в общем и целом борьбу с глобальным терроризмом, влиятельные круги ряда стран ЮВА считали нежелательным непосредственное участие Соединенных Штатов в военных действиях; для многих это была война с мусульманами-единоверцами. Другие предлагали Вашингтону ограничиться предоставлением военной и финансовой помощи.

Что касается такого члена вышеупомянутой тройки, как Великобритания, то в Юго-Восточной Азии она с давних времен играет заметную роль, здесь законсервированы некоторые военно-политические механизмы с ее участием, которые могут быть быстро реанимированы. Кстати, еще одним весомым участником возможной коалиции в защиту цивилизации, против экстремизма наверняка станет Австралия. Впрочем, легче назвать страны и режимы, которые останутся в стороне.

Для того, чтобы укрепить свое влияние на умеренно настроенные круги стран-членов АСЕАН и упрочить положение последних, Вашингтону, очевидно, придется увеличивать помощь некоторым из них, с тем чтобы ухудшение социально-экономической обстановки не вело к радикализации и подъему антиамериканских настроений. Всемирная борьба с экстремистскими и сепаратистскими течениями (с которыми сталкивается и Пекин) пока что несколько смягчает и остроту китайско-американских противоречий в ЮВА и тихоокеанской Азии, хотя и не элиминирует китайский вызов позициям США.

Итак, сентябрьская трагедия заставила вашингтонских стратегов уделять более пристальное внимание асеановской зоне, чего там давно добивались. Вместе с тем в столицах стран - членов ассоциации сразу же стали высказывать претензии относительно того, что внимание это носит непросвещенный, внезапный, конъюнктурный и даже милитаристский оттенок. Президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри призывала США войну против терроризма перевести в русло войны против бедности.

Президент Филиппин одно время заявляла, что АСЕАН сама должна локализовывать очаги напряженности и проводить противоповстанческие операции в приграничных зонах. Позднее, однако, Манила согласилась с участием боевого контингента США в акциях по обезвреживанию исламских сепаратистов непосредственно на филиппинской территории. От Вашингтона ожидали также восстановления подпорченных отношений с индонезийскими военными, которых обвиняли в нарушении прав человека.

Одновременно правящие элиты стран АСЕАН довольно оперативно ухватились за возможность потребовать в обмен на "вербальную солидарность" уступок в целом ряде областей, которые простирались от денежных и финансовых вопросов до проблем соблюдения прав человека. Стало весьма удобным борьбу с внутренними оппонентами вводить в контекст глобального похода против терроризма.

Как всегда, планка требований к Вашингтону была поднята высоко, но отчасти эти требования выглядели оправданными. Но у США также имелись встречные претензии.

Американская сторона предприняла несколько демаршей в связи, как утверждалось, с нежеланием Джакарты серьезно заниматься выявлением и

стр. 67


блокированием финансовых источников и каналов, подпитывающих деятельность международного экстремизма. Так, в индонезийской печати совершенно беспрепятственно публиковались рекламные объявления "Исламского молодежного движения", которое искало "героев для ведения вооруженной борьбы в Афганистане", причем всем симпатизирующим этой борьбе предлагалось переводить деньги на указанный в газете счет в определенном банке. В Вашингтоне находили, что ни одна из индонезийских инстанций (Банк Инднонезии, Министерство обороны и безопасности, прокуратура) долго не реагировала должным образом на подобного рода факты, ничего долго не предпринимала в ответ на передачу Индонезии списков организаций и лиц, подозреваемых в пособничестве или подготовке террористических актов 16 . В итоге, максимум, что сделала с большим опозданием индонезийская сторона - разослала в ряд банков указание сообщать о всех "подозрительных сделках". В данном случае речь могла идти, впрочем, не столько о скрытых симпатиях к бен Ладену, сколько о бездействии бюрократического аппарата, который плохо функционировал и в более благополучные для Индонезии годы.

Однако, несмотря на некоторые шероховатости и взаимные претензии, едва ли можно сомневаться в том, что диалог и партнерство США и АСЕАН переживут временные трудности, особенно если они будут органично вписываться в контекст широкого и конструктивного регионализма и глобализма, в рамках которого имеет все шансы занять достойное место и Россия - еще одна тихоокеанская держава.


16 "Business Week", 26.11.2001, р. 68.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/США-АСЕАН-НОВЫЕ-ИСПЫТАНИЯ-И-ГРАНИ-СОТРУДНИЧЕСТВА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ГРЕБЕНЩИКОВ Э. С., США - АСЕАН: НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 23.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/США-АСЕАН-НОВЫЕ-ИСПЫТАНИЯ-И-ГРАНИ-СОТРУДНИЧЕСТВА (date of access: 23.07.2024).

Publication author(s) - ГРЕБЕНЩИКОВ Э. С.:

ГРЕБЕНЩИКОВ Э. С. → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
3 days ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
5 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
5 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
5 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

США - АСЕАН: НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android