Libmonster ID: UZ-717

С приходом в 2009 г. новой американской администрации, возглавляемой президентом Б. Обамой, лейтмотивом российско-американского взаимодействия стал лозунг "перезагрузки" отношений между двумя странами, значительно ухудшившихся при прежнем руководстве Белого дома.

Употребление термина "перезагрузка" в сфере внешней политики, скорее всего, подразумевает не только обоюдное желание российской и американской сторон к обсуждению актуальных внешнеполитических проблем, улыбки и дружеские личные отношения руководителей двух стран, но и готовность договариваться, т. е., прежде всего, идти на компромисс и в чем-то уступать друг другу в собственных геополитических интересах. А это дело непростое: и Вашингтон, и Москва со скрипом идут на уступки друг другу в сферах их пересекающихся интересов.

Д. А. ФАЙЗУЛЛАЕВ

Доктор экономических наук

Первым о "перезагрузке" заявил еще 7 февраля 2009 г. вице-президент США Дж. Байден на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности1. Он же, выступая в Бухаресте 21 октября 2009 г., подчеркнул, что, несмотря на "перезагрузку", "... у нас имеются разногласия с Россией по базовым принципиальным вопросам.

...США выступают против царивших в XIX в. представлений о "сферах влияния". Мы не потерпим такой подход..."2.

Одним из традиционных направлений российско-американского геополитического соперничества является центральноазиатский регион. Развитие ситуации в этом регионе в конце 2008 г. - 2009 г. свидетельствует, что "перезагрузка" отношений идет параллельно с процессом существенного расширения и усиления военного присутствия США в Центральной Азии.

Правда, еще больше разгорается война коалиционных войск НАТО во главе с США с талибами в соседнем Афганистане. Но нельзя сбрасывать со счетов и более амбициозные планы некоторых вашингтонских кругов, хотя такие планы и отодвинуты на второй план после отстранения от власти крайних неоконсерваторов, воплощением которых была администрация Дж. Буша.

ЧТО ТАКОЕ БОЛЬШАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ?

Одной из навязчивых идей прежней администрации было переустройство мира с целью очерчивания новых границ привычных регионов.

Эта идея воплотилась, в том числе, в проекте по созданию Партнерства по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА). Такой проект был разработан в 2005 г. в Институте Центральной Азии и Кавказа при Высшей школе международных исследований им. П. Нитце при Университете Джона Хопкинса в Вашингтоне при непосредственном участии директора данного института профессора Фредерика Старра.

Суть данного проекта состоит в подходе к Центральной Азии и Афганистану как к единому военно-стратегическому и геополитическому целому, а затем и подключению этого плана к американскому проекту реформирования Большого Ближнего Востока (ББВ)3.

Концепция Большого Ближнего Востока (Greater Middle East) (в 2006 г. госсекретарь США К. Райс переименовала его в Новый Ближний Восток) предусматривала переустройство, сообразно вашингтонскому пониманию прогресса и цивилизации, огромного региона, включающего все арабские государства, а также Израиль, Турцию, Иран, Афганистан и Пакистан4. Некоторые аналитики, как например, ведущий научный сотрудник консервативного вашингтонского фонда "Наследие" (Heritage Foundation) Ариэль Коэн, включали в этот проект и постсоветскую Центральную Азию5.

Проект Большого Ближнего Востока ставил целью борьбу с "исламским" терроризмом и продвижение демократии при военной и финансовой помощи западных стран, прежде всего, США и их союзников по НАТО.

Бушу даже удалось на правах хозяина включить вопрос о Большом Ближнем Востоке в повестку дня саммита "Большой восьмерки" на о. Си-Айленд в 2004 г.6 Но, как отмечал в комментарии арабской газете "Аш-Шарк аль-Аусат" (Asharq Al Awsat) академик Е. М. Примаков: "Потерпела провал попытка легализовать через саммит "Большой восьмерки" план президента Буша по навязыванию демократии Большому Ближнему Востоку, то есть мусульманскому миру от Афганистана до Марокко. Точку зрения тех, кто не поддержал американский план, высказал президент Франции Жак Ширак, заявив,

стр. 9

что ближневосточные страны сами должны решать, нуждаются ли они в "миссионерах от демократии". Нужно сказать, что они для себя эту проблему уже решили. Египет и Саудовская Аравия отвергли план Буша, не приняв приглашения участвовать в заседании саммита"7. В то же время такую идею поддержал премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, отметив, что "инициатива "Большой Ближний Восток", предложенная США, предусматривает проведение экономических и политических реформ в странах ближневосточного региона в обмен на существенную финансовую помощь со стороны западных стран"8.

Однако, в конечном счете, грандиозные планы переустройства мусульманских стран Западной Азии и Северной Африки, как и Центральной Азии, остались пылиться на полках. Причем, по иронии судьбы, в середине 2000-х гг. проекту Большой Центральной Азии в определенной степени нанесло ущерб то, что Вашингтон, поддавшись эйфории в связи с некоторыми внешними признаками стабилизации обстановки в Афганистане, поторопился сделать вывод, что удалось справиться с угрозой терроризма, исходящей из Афганистана, а также "укрепить и модернизировать правительственные институты, создав благоприятную среду для гражданского общества и реализации гражданских прав"9.

Но вскоре в Афганистане резко обострилась ситуация ввиду усиления военных действий талибов. В этих условиях заглохла и идея о том, что Афганистану и его соседям - центральноазиатским государствам, которые "в равной степени представляют собой аграрные, изолированные и не имеющие развитого промышленного производства страны"10, целесообразно подключиться к проекту ПБЦА для развития региональной торговли и новых торговых путей из Центральной Азии в Афганистан и Пакистан. Если афганцы в чем-то преуспели, то в таком "специфическом" товаре, как наркотики, производство которых в стране в 2004 - 2007 гг. достигло невиданного размаха и превысило рекордный уровень 1999 г.11 Основной поток наркотиков идет в Среднюю Азию, Россию, Западную Европу, США, Иран, Китай.

Независимо от почивших в бозе прожектов администрации Буша и ее приверженцев, развитие событий в Афганистане и долговременные интересы США привели к тому, что заявленные цели планов ББВ и ПБЦА присутствуют и в политике нынешней администрации. Правда, новому президенту США пока удается не наступать на центрально-азиатские "грабли" его предшественника в том смысле, что он более прагматично подходит к продвижению демократии и рыночных реформ в постсоветской Центральной Азии.

Но продолжается и даже расширяется американское военное присутствие США в этом регионе в связи с активизацией антитеррористической операции НАТО в Афганистане и заинтересованностью Вашингтона в транзите грузов для значительно увеличившегося американского воинского контингента. В свою очередь, центральноазиатские государства, особенно в условиях мирового кризиса, заинтересованы в оплате оказываемых ими транспортных услуг и выполнении обещаний Вашингтона о возможном участии американских компаний в инвестиционных проектах, имеющих существенное значение для этих государств.

Немаловажную роль играет и стремление лидеров стран постсоветской Центральной Азии диверсифицировать и сбалансировать свою внешнюю политику, лавируя между Россией, КНР и Западом.

АМЕРИКАНСКАЯ АВИАБАЗА В КИРГИЗИИ МЕНЯЕТ СТАТУС

Внешне побудительным мотивом значительной активизации усилий американских властей по расширению присутствия войск США в центральноазиатском регионе стало решение о денонсации соглашения 2001 г. о размещении американской авиабазы на территории аэропорта "Манас" в Бишкеке (Киргизия). Это решение было принято президентом республики К. Бакиевым в феврале 2009 г.12

Обсуждение необходимости закрытия базы велось достаточно давно. Прежде всего, эту идею поддерживало руководство России, аргументируя это тем, что активная фаза антитеррористической операции в Афганистане считалась законченной. Следовательно, присутствие американской авиабазы "Манас" в Киргизии для поддержки операции НАТО в Афганистане перестало быть актуальным. Кроме того, возникло противоречие между присутствием базы Североатлантического альянса в Киргизии и принятыми республикой обязательствами перед Организацией

стр. 10

Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Немаловажную роль сыграл и финансовый фактор. Практически одновременно с заявлением президента Киргизии о закрытии базы были подписаны соглашения между правительствами РФ и Киргизии о предоставлении Киргизии государственного кредита и о погашении части государственного долга в имущественной форме и списании оставшейся задолженности Киргизии, а также соглашение между министерствами финансов двух стран об оказании Российской Федерацией безвозмездной финансовой помощи Киргизской Республике13. Это - соответственно кредит в $300 млн., списание долга на сумму $180 млн. и безвозмездный грант в $150 млн.

США должны были полностью эвакуировать базу "Манас" до 18 августа 2009 г., т.е. через полгода после принятия решения о ее закрытии. Однако, несмотря на то, что решение киргизских властей было объявлено Бишкеком как окончательное, американцы не торопились проводить подготовку к расформированию базы.

А в конце июня 2009 г. была достигнута договоренность о создании на основе ликвидируемой американской базы Центра транзитных перевозок для транспортировки гражданских грузов. При этом все юридические формальности относительно ранее принятых решений были соблюдены. Американская авиабаза "Манас" действительно закрыта, а созданный центр представляет собой совершенно "новое" образование. Хотя эксперты заявляют, что существенных различий между военной базой и транзитным центром практически нет.

Центр, так же, как и база, функционирует автономно вне гражданской зоны аэропорта "Манас". В его ведение перешла вся инфраструктура базы. Подписанное соглашение не предусматривает никакого таможенного оформления грузов. Таким образом, киргизские власти не могут контролировать, какие грузы - гражданские или военные - перевозятся через Киргизию в Афганистан14.

Формально персонал транзитного центра лишился дипломатического иммунитета и получил административно-технический статус. В то же время предусматривается формирование отдельного списка сотрудников центра, которые получат дипломатический статус. Данный список должен утверждаться с участием киргизской стороны. Кроме того, несмотря на формальное отсутствие дипломатической неприкосновенности, персонал американского центра не может быть выдан любому международному суду, какой-либо другой организации или же другому государству без согласия США, что фактически и подразумевает дипломатический статус. Охрана транзитного центра осуществляется американскими военнослужащими. Персонал центра получил право носить оружие.

Итак, киргизская сторона предоставила США немало юридических возможностей сохранить функционирование "ликвидированной" военной базы в полном объеме, фактически сменив лишь название.

Единственным существенным изменением стала цена, которую США теперь платят за военное присутствие в Киргизии. Раньше она составляла $42,4 млн. в год, из которых $17,4 млн. - плата за аренду авиабазы - и $25 млн. - безвозмездная финансовая помощь Киргизии. Согласно вновь заключенному соглашению, эта сумма возросла до $168,1 млн. ($60 млн. - аренда транзитного центра, $41,5 млн. - безвозмездная финансовая помощь, $30 млн. - модернизация системы навигации, $36,6 млн. - строительство площадок для американских самолетов). Однако соглашение заключено сроком на 1 год, и в следующем году сумма оплаты может быть увеличена15.

В свою очередь Москва поставила перед Бишкеком вопрос о существенном усилении своего военного присутствия в республике.

В результате на неформальном саммите ОДКБ, состоявшемся в августе 2009 г. в Киргизии, было подписано соглашение о размещении на территории республики дополнительного российского воинского контингента, в состав которого войдут воинское формирование численностью до батальона и учебный центр для подготовки киргизских и российских военнослужащих16. Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность открытия в Киргизии второй российской военной базы в г. Ош на юго-западе Киргизии в дополнение к уже имеющейся авиабазе в г. Кант. Предполагается, что но-

стр. 11

вая авиабаза будет сформирована под эгидой недавно созданных Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ и на ней будут размещены российские войска, в частности, авиация и части ВДВ.

АМЕРИКАНЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В УЗБЕКИСТАН

После значительного охлаждения узбекско-американских отношений в 2005 - 2006 гг., вызванного осуждением властями США действий узбекского руководства в Андижане, где были силой подавлены антиправительственные выступления, представителям Белого дома пришлось приложить немало усилий для возобновления сотрудничества.

Движение сторон навстречу друг другу началось в военной сфере, поскольку в 2005 г. в связи с осложнением отношений между Узбекистаном и США была закрыта американская военная база в Карши-Ханабаде.

В апреле 2008 г. на саммите НАТО в Бухаресте президент Узбекистана И. Каримов заявил: "Узбекистан готов к обсуждению и подписанию с НАТО Соглашения об обеспечении коридора и транзита через свою территорию по доставке невоенных грузов через пограничный узел Термез-Хайратон, практически единственное железнодорожное сообщение с Афганистаном... За основу будущего Соглашения можно было бы взять подписанную Узбекистаном с германской стороной 4 марта текущего года договоренность по железнодорожному транзиту грузов Бундесвера через территорию Узбекистана"17. По этому вопросу были достигнуты соответствующие договоренности.

Была налажена также поставка американских невоенных грузов через международный аэропорт "Навои", расположенный в г. Навои на юге Узбекистана18. Ведутся переговоры по открытию воздушного пространства Узбекистана для транзита через этот аэропорт и американских военных грузов и военнослужащих. Размещение военной базы США в аэропорту "Навои" позволило бы НАТО осуществить свои планы по созданию воздушного транзитного моста Навои (Узбекистан) - Мазари-Шариф (Афганистан).

В то же время Ташкент даже выразил недовольство планами открытия новой российской военной базы в г. Ош в Киргизии. На официальном сайте МИД Узбекистана появилось информационное сообщение агентства "Жахон" следующего содержания: "Узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Кыргызстана дополнительного контингента российских вооруженных сил, о которых говорится в подписанном 1 августа с.г. Меморандуме "О намерениях Российской Федерации и Кыргызской Республики по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующей пребывание российских воинских формирований на территории Кыргызской Республики, и размещению дополнительного российского воинского контингента на территории Кыргызской Республики"19.

ВПЕРВЫЕ НА САММИТЕ НАТО

К важнейшим шагам США по расширению военного присутствия в Центральной Азии следует отнести сотрудничество с Туркменистаном. Ашхабад всегда подчеркивал свой нейтральный статус, фактически не участвуя в работе каких-либо региональных объединений экономического или военно-политического характера. В 2005 г. Туркмения вышла из СНГ, сохранив статус ассоциированного члена, т. е. государства, участвующего в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

Туркмено-американские отношения при бывшем лидере Туркмении С. Ниязове складывались непросто. Это объяснялось категорическим неприятием идеи экспорта демократии, которую США настойчиво пытались реализовать в бывших советских республиках, в том числе, в Центральной Азии. Эта идея несет угрозу авторитарному стилю правления, превалирующему в этом регионе, и президент С. Ниязов это ясно осознавал.

Нельзя утверждать, что новый лидер Туркмении - президент Г. Бердымухамедов является активным сторонником демократизации общества, хотя он и предпринял ряд шагов на пути к либерализации и большей открытости страны. Его нацеленность на расширение сотрудничества с США, в частности, в военной сфере, что еще несколько лет назад трудно было представить, объясняется сложной экономической ситуацией в стране в период мирового финансово-экономического кризиса и постоянным стремлением постсоветской Туркмении к диверсификации путей экспорта туркменского газа.

Ашхабад открыл свое воздушное пространство для транзита невоенных грузов для контингента США в Афганистане, а также разрешил американским транспортным самолетам, следующим в Афганистан, производить дозаправку в аэропорту Ашхабада. Для обслуживания этих самолетов в туркменской столице расквартирован небольшой отряд американских военных специалистов20.

В апреле 2008 г. президент Туркменистана впервые участвовал в саммите НАТО в Бухаресте. Он заявил о готовности открыть на туркменской территории тренировочные лагеря для подготовки миротворцев НАТО, а также разместить склады и тыловые базы для снабжения войск альянса21.

Возможно, что для дозаправки американских самолетов также будет использоваться военная база Мары, которая когда-то была крупнейшим военно-стратегическим объектом вооруженных сил СССР в этом регионе22.

Взамен Ашхабад хотел бы получить финансовую поддержку в реализации проекта строительства газоперерабатывающего завода, а также финансовую помощь в освоении нефтегазовых запасов Каспийского шельфа.

стр. 12

ДУШАНБЕ ТОРГУЕТСЯ

Таджикистан также не остался в стороне от других центральноазиатских государств, стремящихся добиться финансовых поступлений как от российской, так и от американской сторон.

В апреле 2009 г. во время визита в Душанбе помощник госсекретаря США Р. Баучер заявил о том, что достигнуто соглашение с Таджикистаном о транспортировке невоенных грузов через эту страну в Афганистан23.

В феврале 2009 г. вслед за президентом Киргизии, сумевшим получить значительную финансовую помощь и льготные кредиты в ответ на решение о закрытии американской военной базы, Москву с рабочим визитом посетил президент Таджикистана Э. Рахмон. Целью данного визита стала попытка пересмотра ряда межгосударственных соглашений, определяющих российско-таджикские отношения. Речь, в частности, идет об условиях пребывания российских войск в республике.

В 2004 г. Таджикистан и Россия подписали договор, согласно которому 201-я мотострелковая дивизия, дислоцирующаяся в республике, была преобразована в военную базу. Кроме того, Душанбе передал Москве оптико-электронный узел системы контроля космического пространства "Окно" ("Нурек"), оцененный в $242,5 млн., в счет внешнего долга Таджикистана перед Россией, составлявшего $300 млн. Вся земля и недвижимость на территории оптико-электронного узла, также как и 201-й военной базы, переданы России безвозмездно. В свою очередь, Россия должна была инвестировать около $2 млрд. в экономику Таджикистана в 2006 - 2008 гг. Из них более $1,5 млрд. приходилось на инвестиции российской компании "РУСАЛ" в энергетические проекты республики, а именно, модернизацию Таджикского алюминиевого завода (ТадАЗ) при условии участия в его приватизации, а также связанную с этим достройку Рогунской ГЭС, которая способствовала бы обеспечению энергетической безопасности республики и, в том числе, поставляла бы электроэнергию на ТадАЗ24.

Однако в силу различных причин, не связанных с российской компанией "РУСАЛ", эти проекты не были реализованы. Стороны не пришли к единому мнению относительно технико-экономического обоснования проекта Рогунской ГЭС, на основании чего "РУСАЛу" было отказано в участии в приватизации ТадАЗа.

Используя этот факт, Душанбе стал добиваться пересмотра военных соглашений с целью получения арендной платы за размещение российских военных объектов на таджикской территории.

Однако следует учитывать, что РФ полностью реализовала один из двух запланированных проектов в сфере таджикской энергетики - 31 июля 2009 г. во время визита президента России Д. А. Медведева в Таджикистан была сдана в эксплуатацию возведенная российскими специалистами Сангтудинская ГЭС-1.

Что касается военного и военно-технического сотрудничества, то Душанбе получает оружие и запчасти из России по внутренним российским ценам как член ОДКБ. А вооружение таджикской армии практически полностью состоит из техники советского и российского производства. Кроме того, сейчас в российских военных вузах бесплатно обучаются сотни офицеров из Таджикистана.

Под вопросом остается организация второй российской военной базы "Айни" в 20 км от Душанбе. Соглашение об использовании Россией военного аэродрома "Айни" было подписано еще в июле 2008 г., но до сих пор не ратифицировано сторонами ввиду возникших разногласий, главным образом, по финансовым вопросам. Тем временем во время визита заместителя госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Р. Блейка в Душанбе в июле 2009 г. при обсуждении вопросов использования воздушного и сухопутного транзитных коридоров Таджикистана для переброски грузов в Афганистан таджикская сторона предложила американцам использовать для этих целей аэродром "Айни". Расположенный в непосредственной близости от таджико-афганской границы, он может быть использован для воздушного и сухопутного транзита грузов в Афганистан. Однако пока дело не продвинулось дальше переговоров.

В ходе государственного визита президента Таджикистана в Россию в октябре 2009 г.

стр. 13

Д. А. Медведев и Э. Рахмон обсудили большой и сложный комплекс отношений между двумя странами. В их совместном заявлении было отмечено приоритетное значение дальнейшего взаимодействия в гидроэнергетической сфере в интересах всего региона Центральной Азии, ярким примером которого стало осуществление совместного масштабного проекта строительства Сангтудинской ГЭС-1, вновь подтверждена обоюдная заинтересованность в реализации других гидроэнергетических проектов в Республике Таджикистан с учетом безусловного выполнения взятых на себя обязательств, важность реализации взаимовыгодных проектов в топливно-энергетической отрасли, включая осуществление совместно с открытым акционерным обществом "Газпром" геологоразведочных работ, разработки и эксплуатации месторождений природного газа в Таджикистане. Стороны подтвердили готовность укреплять взаимодействие в военной и военно-технической областях25.

В интервью газете "Коммерсантъ" министр обороны РФ А. Сердюков заявил: "Тема оплаты за базу вообще не обсуждается. В настоящее время речь идет об условиях пребывания 201-й базы в Таджикистане после 2014 года. И здесь есть два момента - либо база будет работать в прежнем режиме, либо на платной основе. Но пока еще неясно, как мы будем считать (деньги. - "Ъ") и будем ли вообще"26.

По мнению экспертов нью-йоркского Института открытого общества, октябрьский визит разрядил напряженность в отношениях между РФ и Таджикистаном27.

СТРАННЫЙ СИМБИОЗ

Таким образом, можно утверждать, что в 2008 - 2009 гг. произошло определенное расширение американского военного присутствия в регионе, что особенно заметно на фоне более скромного российского присутствия. Достаточно взглянуть на карту размещения военных объектов РФ и США в Центральной Азии.

Причина этого, на наш взгляд, не связана с коренным изменением внешнеполитического курса государств региона, а определяется тяжелейшей экономической ситуацией центральноазиатских государств в период нынешнего кризиса. Иными словами, эти государства решили воспользоваться своим географическим положением и извлечь материальную выгоду из использования их территории, воздушного пространства и военных объектов странами коалиции НАТО для транзита грузов в Афганистан.

С учетом того, что все постсоветские центральноазиатские государства, кроме Туркмении, входят в ОДКБ, невольно возникает вопрос, насколько сотрудничество в активном расширении военного присутствия США и некоторые другие их шаги согласуются с принятыми ими обязательствами в рамках этой организации. Особенно в связи с тем, что НАТО по-прежнему игнорирует ОДКБ.


1 Office of the Vice President. The White House. Remarks by Vice President Biden at 45th Munich Conference on Security Policy, February 7, 2009.

2 Office of the Vice President. The White House. Remarks by Vice President Biden on America Central Europe and a Partnership for the 21st Century. Central University Library, Bucharest, Romania. October 22, 2009.

3 Старр Ф. Партнерство для Центральной Азии // Россия в глобальной политике. 2005, N 4 (июль-август).

4 Al-Hayat, 13.02.2004 - http://www.al-bab.com/arab/docs/international/gmep2004.htm; Perthes V. America's "Greater Middle East" and Europe: Key Issues for Dialogue. Middle East Policy, vol. XI, No. 3, Fall 2004, p. 85 - 97 - http://www.meps.org/journal_vol11/0409_perthes.asp; Ottaway Marina, Brown Nathan, Hamzawy Amr, Sadjadpour Karim, Salem Paul. The New Middle East. Carnegie Endowment for International Peace. Carnegie Endowment Report, February 2008 -http://www.carnegieendowment.org/publicatios/ index.cmf?fa=view&id=19928

5 http://www.washprofile.org/ru/node/886 30.06.04

6 Partnership for Progress and a Common Future with the Region of the Broader Middle East and North Africa. Sea Island, June 9, 2004. G8 Information Centre - http://www.g8.utoronto.ca/summit/2004seaisland/partnership.html

7 http://www.inosmi/world/20040625/210712.html

8 Эрдоган Реджеп Тайип. Широкий взгляд на Большой Ближний Восток // Россия в глобальной политике. 2004, N 4 (июль-август).

9 Старр Ф. Указ. соч.

10 Там же.

11 World Drug Report 2008 (Executive Summary) - www.unodc.org.

12 Сайт Президента Кыргызской Республики. 20.02.2009 - http://www.president.kg/ru/press/laws/3431/

13 Сайт посольства России в Киргизии. Договорно-правовая база российско-киргизских отношений - http://www.kyrgyz.mid.ru/dog.html

14 U.S., Kyrgyzstan Agree on Airbase Deal // USA Today, 23.06.2009.

15 Ibidem.

16 Меморандум о намерениях Российской Федерации и Кыргызской Республики по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующей пребывание российских воинских формирований на территории Кыргызской Республики, и размещению дополнительного российского воинского контингента на территории Кыргызской Республики, 01.08.09. Чолпон-Ата, Киргизия - www.kremlin.ru.

17 Пресс-служба президента Узбекистана. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на саммите НАТО/СЕАП. 03.04.2008 - http://old.press-service.uz/ru/gsection. scm?groupId=439228&contentId=38285

18 Tynan Deirdre. Turkmenistan for US Logistics. 1.11.2009 - http://www.res.ethr.ch/news/sw/details.cmf?v35=123330&/ng=en&id=103128

19 Сайт МИД Узбекистана - http://mfa.uz/pressa_i_media_servis/030809r_6.mgr

20 Tynan Deirdre. Op. cit.

21 Ibid.

22 Ibid.

23 US, Tajikistan Reach Afghan Transit Deal // Xinhua, 22.04.2009.

24 Файзуллаев Д. Таджикистан. В геополитических лабиринтах // Азия и Африка сегодня, 2007, N 8.

25 Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Республики Таджикистан. 22 октября 2009 г. - http://news.kremlin/ref_notes/351

26 Коммерсантъ, 23.10.2009.

27 http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav112709a.shtml


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/США-ЦЕНТРАЛЬНАЯ-АЗИЯ-ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ-ПУНКТ-ИЛИ-ПЛАЦДАРМ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. А. ФАЙЗУЛЛАЕВ, США - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ ИЛИ ПЛАЦДАРМ? // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 22.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/США-ЦЕНТРАЛЬНАЯ-АЗИЯ-ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ-ПУНКТ-ИЛИ-ПЛАЦДАРМ (date of access: 26.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. А. ФАЙЗУЛЛАЕВ:

Д. А. ФАЙЗУЛЛАЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
62 views rating
22.08.2023 (278 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
22 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
27 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
27 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
40 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
59 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
95 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
100 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
112 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
116 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
117 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

США - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ ИЛИ ПЛАЦДАРМ?
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android