Статья посвящена сюжетным граффити из мусульманского духовного училища Зынджирлы-медресе XVI-XX вв. в Крыму. Граффити, расположенные на вторично использованном известняковом блоке, отражают популярную в средневековом Крыму легенду о герое "Всаднике" и его приключениях. Граффити имеют ярко выраженную христианскую религиозную символику. Несмотря на это, они без повреждений были перенесены в мусульманское духовное учебное заведение благодаря популярности и большому значению для строителей, учителей и учеников Зынджирлы-медресе эпоса о Всаднике.

Ключевые слова: граффити, средневековый эпос, иконография, Всадник, крест, Зынджирлы-медресе, строительная керамика.

GRAFFITO WITH FABULA FROM ZINCIREI MADRASA: ORIGIN AND CONNECTION WITH MEDIEVAL EPIC POETRY FROM CRIMEAN MOUNTAIN REGION OF THE THIRTEENTH-FOURTEENTH CENTURIES

Dmytro MOISIEIEV

This article deals with graffito scenes from the Crimean Muslim religious school Zincirli Madrasa of the sixteenth-twentieth centuries. The graffito is located on the recycled limestone block. The scene represents a popular in the medieval Crimea legend about the Rider and his adventures. The graffito has Christian symbols, nevertheless, due to the popularity and great value of this legend for builders, teachers and students of Zincirli Madrasa the limestone with graffito had been moved to the Muslim religious educational institution without any damage.

Keywords: graffito, epic poetry, iconography, Rider, cross, Zineirli Madrasa, building ceramic.

Зынджирлы-медресе расположено в предместье Салачик города Бахчисарая. Согласно надписи, помещенной над входом в духовное училище, здание построено в 1500 г. [Гаврилюк, Ибрагимова, 2010, с. 13; Шрапмова, 2007, с. 37; Петров, Гаврилюк, 2011, с. 39; Якобсон, 1964, с. 141]. Медресе имеет квадратную форму, внутри оно разделено на три части: открытый дворик; галерея с десятью куполами и стрельчатыми арками; помещения для учеников (рис. 1).

Археологически памятник изучен недостаточно полно, а существующие раскопки не были полностью опубликованы [Шрапмова, 2005, с. 139-140; Шрапмова, Тимченко, 2005, с. 152-153; Шрапмова, 2007, с. 37-40]. Его хронология опирается практически исключительно на эпиграфические и письменные источники. Памятник не становился темой комплексных архитектурно-археологических исследований. На данный момент Зынджирлы-медресе преимущественно изучается как древнейшее сохранившееся мусульманское учебное заведение Крыма [Богданович, 2001, с. 76-79; Ган-

МОИСЕЕВ Дмитрий Анатольевич - заведующий музеем Археологии и "пещерных городов" ГБУ РК "Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник", ohota d@ukr.net.

Dmytro MOISIEIEV - Museum of Archeology and "cave towns" manager of Bakhchysaray historical, cultural and archeological museum-preserve, Bakhchysaray, Crimea, ohota_d@ukr.net.

Автор выражает глубокую признательность работникам БИКАМЗ А. А. Волошинову, III. А. Эмрулаеву и Р. Умерову за помощь в написании статьи.

стр. 120


Рис. 1. План Зынджирлы-Медресе.

кевич, 1998(1), с. 40; Ганкевич, 1998(2), с. 44-50; Ганкевич, 2001, с. 17-26, 35-50; Покажчик..., 2007, с. 8, 20-23].

Зынджирлы-медресе было частью дворцового комплекса первой столицы независимого Крымского ханства, которую основал хан Хаджи-Гирей. Относительно времени возникновения дворцового комплекса в научной литературе нет единого мнения. А. Л. Якобсон датирует дворец XV в. [Якобсон, 1964, с. 141]. Исследователь отмечает контраст в архитектурном оформлении сохранившихся построек: аскетичное медресе и пышное дюрбе [Якобсон, 1964, с. 141-142]. Н. А. Гаврилюк и А. М. Ибрагимова на основании анализа письменных источников относят время возникновения дворца к рубежу XV-XVI вв. [Гаврилюк, Ибрагимова, 2010, с. 14]. При этом А. М. Ибрагимова связывает возникновение дворца в Салачике1 с деятельностью хана Хаджи-Гирея [Ібрагімова, 2007, с. 37]. Через некоторое время Н. А. Гаврилюк и Е. В. Петров уточняют, что на основании археологических материалов из раскопок на территории бань в Салачике, объект датируется серединой XV - концом XVIII в. [Петров, Гаврилюк, 2011, с. 11]. Дворец в Салачике, по мнению В. Л. Мыца, был выстроен Хаджи-Гиреем не позднее 1453 г., что следует из письма консула Каффы Борруэля Гримальди к дожу Пьетро Кампофрегозо от 31 января 1453 г. Сам исследователь датирует строительство дворца 1449 г., к сожалению, без дополнительной аргументации [Мыц, 2009, с. 357-358]. Как показывает краткий историографический очерк, время строительства дворца в Салачике является дискуссионной темой.

Как и в вопросе хронологии дворцового комплекса в Салачике, история Зынджирлы-медресе также является малоизученной. Как писалось выше, почти все исследова-

1 Известны и другие названия дворца: Ашлама-Сарай, Девлет-Сарай.

стр. 121


Рис. 2. Зынджирлы-Медресе. Интерьер. Расположение известнякового блока с граффити.

тели, касавшиеся проблемы этого духовного училища, повторяют дату его сооружения из строительной надписи [Ібрагімова, 2005, с. 139-140; Ібрагімова, 2007, с. 37-40; Гаврилюк, Ибрагимова, 2010, с. 13; Петров, Гаврилюк, 2011, с. 39; Якобсон, 1964, с. 141]. О сложной истории архитектурного памятника, наличии нескольких строительных периодов говорится только в качестве предположения [Шрапмова, 2007, с. 38].

Пополнить наши знания об истории и периодизации этого духовного училища могут помочь сюжетные граффити, которые находятся на известняковом блоке (размеры лицевой поверхности 87.6-31.7 см) кладки стены Зынджирлы-медресе. Авторство открытия граффити принадлежит В. Л. Мыцу [Петров, Гаврилюк, 2011, с. 43], но в научный оборот введен он так и не был. Блок с граффити расположен во внутренней части здания (в галерее) слева от главного входа (рис. 2). Расстояние от входа: 18.0 см., высота закладки блока в кладку: 125.7 см. от уровня порога входа, 185.4 см от пола галереи.

Лицевая сторона блока хорошо обработана и заглажена. На поверхности сохранились следы от применения инструмента (зубатки?) с шагом зубьев 0.3-0.5 см. Граффити нанесены в одинаковом стиле острым инструментом. Глубина рисунка - до 0.3 см. Ширина линий - 0.15-0.3 см. (рис. 3).

На блоке кроме случайных линий и сложно читаемых символов нанесено 10 рисунков и 5 определяемых знаков. В большинстве своем - это изображения всадников, лошадей без них и других животных. На блоке встречаются знаки в виде крестов и иных неопределенных символов. Для описания граффити было дано два порядка номеров: для рисунков и знаков (рис. 4).

Рисунки объединены общим сюжетом и действующим лицом - Всадником (рис. 4, 1, 3, 5, 9). Кроме него, можно отдельно отметить рисунки с лошадью (рис. 4, 2, 4, 7, 10), с птицей (рис. 4, б), и с фантастическим (?) животным (рис. 4, 7-8). Последний рисунок с лошадью 7 является сюжетным (рис. 6, 2). На нем, предположительно, изображена сцена терзания2.

Всадник 1 (рис. 4, 1; рис. 5, 1) недорисован: голова лошади и верхняя часть туловища наездника не сохранились, ориентация влево. Всадник изображен у верхнего края блока. Можно предположить, что верхняя часть рисунка располагалась на шве строительного раствора и верхнем блоке, которые до нашего времени не сохранились. Из отличительных черт всадника можно отметить лишь горизонтальную линию, про-

2 Подробнее об этом сюжете, его описание и интерпретация ем. ниже.

стр. 122


Рис. 3. Блок с сюжетными граффити из Зынджирлы-Медресе.

Рис. 4. Блок с сюжетными граффити из Зынджирлы-Медресе. Схема расположения сюжетов.

ходящую по середине сохранившейся части туловища. Это может быть либо деталь нательного доспеха, либо руки наездника. Лошадь сохранилась лучше - на граффити не хватает только ее головы. От основания шеи отходит линия, которая может быть частью изображения поводьев. У лошади 4 ноги, при этом левая передняя нога имеет двойную линию, возможно, образовавшуюся от ошибки при нанесении рисунка - иначе объяснить ее пока не представляется возможным. Также у лошади хорошо выражен хвост. К передним ногам животного с внешней стороны подходит линия под острым углом.

Всадник 3 (рис. 4, 5; 5, 2) расположен в левой половине блока в средней его части, ориентация влево. Наездник и лошадь сохранились хорошо, за исключением небольшого скола на шее лошади. Тело всадника имеет вид трапеции с более узкой верхней гранью. В верхней части различимы две насечки, оставленные, возможно, инструментом, которым выравнивали блок второй раз. От тела отходит рука, которая придерживает за поводья лошадь. Лицо всадника изображено достаточно точно. Можно разобрать глаза и рот. На голове - шлем с плюмажем, на лице начерчено забрало в виде трех линий, которые делят лицо на три части. Вокруг головы просматривается круг, часть которого нанесена линией и часть - шестью точкообразными углублениями. Последние занимают на окружности место к от 300° до 100°. Этот элемент граффити уверенно можно трактовать как нимб. От головы всадника отходят, не считая плюмажа

стр. 123


Рис. 5. Всадники (изображения 1, 3, 5 на рис. 4).

стр. 124


Рис. 6. Всадник (изображение 9 на рис. 4). Лошадь и фантастическое (?) животное (изображение 7-8 там же).

стр. 125
шлема (расположен на ≈5°), три линии на: ≈100°, ≈200° и ≈290°. Линией на ≈100° заканчивается круг вокруг головы всадника. Линия на ≈290° продолжается за пределами нимба. Лошадь изображена хорошо. Шея длинная, изображена под прямым углом к крупу. Морда лошади - схематична, но отчетливо просматриваются два ее уха. Левая передняя нога короче правой, на ее конце прочерчено копыто. Ее перечеркивает короткая линия. Правая передняя и левая задняя нога и живот лошади изображены одной п-образной линией. В задней части крупа лошади можно разобрать с-образную линию, которая трактуется как слабовыраженная попона. Хвоста нет.

Всадник 5 (рис. 4, 5; 6, 3) расположен в верхней центральной части блока, ориентация влево. Наездник и лошадь сохранились хорошо, за исключением значительного скола в задней части крупа, на морде лошади и на руке всадника. Тело всадника имеет вид трапеции с более узкой верхней гранью. Посередине корпуса имеется прямая насечка - руки всадника. Правая рука опущена вниз, левая - (рука) поднята вверх. В левой руке у всадника - щит (?) (возможно, это поводья). Он изображен двумя линиями с поперечными насечками под острым углом от всадника к лошади. Щит (?) заканчивается в месте примыкания к голове лошади. Голова всадника имеет вид овала, на ней - остроконечный шлем. На лице вместо черт нанесено 8 точек-углублений, две другие точки-углубления отходят от головы к щиту (?). Лошадь изображена схематично, но хорошо заметно, что всадник сидит на ней в седле. На крупе под седлом можно разобрать линию - деталь упряжи. Передние ноги животного длиннее задних ног, хвост раздваивается. Вероятно, лошадь изображена в прыжке.

Всадник 9 (рис. 4, 9; 6, 1) расположен в верхней правой части блока, ориентация влево. Наездник и лошадь сохранились хорошо. Тело всадника имеет вид неправильного прямоугольника. От тела отходят две руки. Они по диагонали опускаются на шею лошади, переходя на изображении в поводья, которые не натянуты. На лице всадника можно разобрать глаза, две вертикальные линии на месте носа и одну прямоугольную ямку на месте рта. Скорее всего, это изображение отверстий на забрале всадника. На голове у наездника - треугольный шлем с плюмажем, который расположен не на макушке, а с правого бока головы. К окончанию плюмажа шлема вплотную примыкает, но не пересекает его, правая рука, от которой отходит короткая линия под углом 90°. От правой руки, после пересечения с шеей лошади, отходит достаточно длинная линия с ответвлением под углом 90°. Скорее всего, это копье. Выше копья, от левой руки всадника, после пересечения с шеей лошади отходит еще одна линия значительно меньшей длины - ее интерпретация затруднительна. На граффити хорошо видны полусогнутые ноги всадника под крупом лошади, но расположенные со сдвигом вправо относительно центральной оси тела наездника. Лошадь изображена достаточно подробно. Хорошо прочерчена ее морда - отмечены глаза. На шее, под правой рукой всадника есть горизонтальная линия - деталь упряжи или попона. Передние ноги изображены хорошо, на правой передней можно разобрать копыто. Задние ноги - схематичнее передних. Различим хвост.

Все всадники изображены относительно схематично. Тем не менее, фигуры наездников и их лошадей объединяет манера изображения. Тело всадников рисуется либо в виде прямоугольников (рис. 6, 1), либо в виде трапеций с более узкой верхней гранью (рис. 5). У всадников могут изображаться ноги (рис. 6, 1). Практически у всех всадников присутствуют шлемы с плюмажем (рис. 5, 2-3; 6, 1), у двух - забрала на лице (рис. 5, 2; 6, 1). Из уникальных элементов можно назвать щит (?) (рис. 5, 3), копье (рис. 6, 1) и нимб (рис. 5, 2).

Как и всадники, схематично прочерчены их лошади. Общим является манера их изображения. Для двух всадников характерно изображение лошади двумя парами линий, где одна формирует ее хвост, задние ноги, спину, шею и морду, а вторая п-образной формы формирует задние и передние ноги, грудную клетку и живот животного (рис. 5, 1-2). Есть вариант, когда вторая линия формирует морду, шею, грудную клетку и живот животного, а ноги дорисовываются отдельными линиями (рис. 5, 3; 6, 1).

стр. 126
При этом ноги лошади могут изображаться достаточно реалистично (рис. 6, 1). Для лошадей всадников характерно наличие элементов сбруи и подпруги: седла (рис. 5, 3), поводьев (рис. 5; 6, 1), попоны на шее (рис. 6, 1) и задней части крупа (рис. 5, 2). Хорошее отображение морды лошади (рис. 6, 1), ее ушей (рис. 5, 2) - явления единичные.

Лошадь 2 (рис. 4, 2; 7, 1) расположена в средней левой части блока, ориентация вправо. Лошадь сохранилась хорошо, есть небольшой скол в задней части крупа лошади. Круп изображен одной линией. Голова схематична, наклонена вниз. Передние ноги длиннее задних. По-видимому, лошадь показана в гарцевании (брыкание задними ногами). На спине хорошо различимо седло, после седла дополнительной линией, параллельной "линии" крупа, показана попона.

Лошадь 4 (рис. 4, 4; 7, 2) расположена в средней левой части блока, ориентация влево. Лошадь сохранилась хорошо, загрязнена известковым раствором в задней части крупа, изображена четко. Передние ноги не были изображены древним художником. Нижняя часть морды лошади и левая нога задней пары ног с животом изображены одной п-образной линией - на морде линия не замыкается с обозначающей спину. На голове видны слабовыраженные уши. На шее отдельной линией показана грива. Также на шее можно разобрать линию, означающую либо сбрую (уздечку), либо попону. Хвоста нет (или не сохранился).

Лошадь 10 (рис. 4, 10; 7, 3) расположена в нижней правой части блока, ориентация влево. Лошадь сохранилась хорошо, за исключением передних ног, которые повреждены сколом края блока. Круп прочерчен двумя линиями, которые на морде лошади не замыкаются. На ней различимы два хорошо прочерченных уха. Передних ног - две, задняя - одна. К левой передней ноге примыкает линия под тупым углом. Хвост различим хорошо.

Манера и стиль изображения лошадей без всадников на блоке практически не отличается от лошадей с наездниками. Характерными для этого образа являются элементы сбруи (рис. 7, 1-2), и уши лошадей (рис. 7, 2-3).

Лошадь и фантастическое (?) животное (рис. 4, 7-8; 6, 2) расположены в средней правой части блока, ориентация влево. Лошадь сохранилась хорошо. Круп прочерчен двумя линиями, которые замыкаются на морде. На ней различимы два хорошо прочерченных уха. Шея - удлинена. На крупе правее передних ног можно различить линии, которые интерпретируются как сбруя (попона?) и передняя лука седла. Передних ног - две. Задняя левая нога значительно короче правой. Переднюю пару ног пересекает практически горизонтальная линия, на их окончаниях хорошо различимы копыта в виде полуовалов. Хвоста нет. Фантастическое (?) животное читается трудно, так как рисунок достаточно схематичный и абстрактный и перекрывается случайными геометрическими линиями. Расположено это животное посередине крупа лошади, лапы показаны двумя линиями и они пересекают тело лошади под прямым углом, заканчиваясь под брюхом скакуна. Лапы и тело фантастического (?) животного изображены п-образной линией. От линии, формирующей передние лапы, отходит черта, которая является шеей, на ее конце различимы еще две риски, наклоненные на 225°. Относительно расположения животного можно утверждать, что древний художник специально поместил его на спине у лошади. У фантастического (?) животного изображены крылья (примыкают к спине, удлинены на конце). Здесь необходимо видеть сюжетную группу - сцену терзания - первого вторым. В задней части крупа лошади и на конце крыла фантастического (?) животного расположена композиция из линий, интерпретации которым на данный момент нет.

Птица изображена в центре у верхнего края блока (рис. 4, 6; 7, 4). Рисунок полностью не сохранился. По-видимому, его верхняя часть осталась на шве строительного раствора и верхнем камне кладки стены - скорее всего там осталась голова птицы. В остальном, на изображении хорошо читается тело пернатого, его лапы и хвост. От спины птицы отходит линия, которая обрывается на сколе блока - по-видимому, это крыло.

стр. 127


Рис. 7. Лошади (изображения 2, 4, 10 на рис. 4). Птица (изображение 6 там же). Кресты и условный знак (см. рис. А).

стр. 128


Рис. 8. Аналогии. I. Всадники. Блок с сюжетными граффити из Зынджирлы-Медресе. II. Ремесленные метки с Всадником на строительной керамике юго-западного Крыма: II-а - стиль 1; II-б - стиль 2; II-в - стиль 3; II-г - стиль 4.

стр. 129
В конце обзора отдельных рисунков необходимо описать еще один сюжетный элемент граффити, который объединяет всадников (рис. 5, 1, 3), лошадей (рис. 7, 3) и парную композицию фантастического (?) животного и лошади (рис. 6, 2). У всех перечисленных элементов есть линия рядом с левой ногой передней пары ног (рис. 5, 1, 3; 7, 3) или с передней парой в целом (рис. 6, 2). Этот элемент в большей или меньшей степени выразительности встречается на четырех рисунках, что позволяет говорить о том, что он не случаен. Наиболее вероятная его интерпретация - это изображение земли (поле, холм, склон), на которой находится (стоит, едет, взбирается, спускается) персонаж.

Крестов на блоке - четыре (рис. 5; рис. 7, 5-8). Они разных размеров, три четырехконечные (рис. 7, 5-6, 8), один - косой восьмиконечный (рис. 7, 7). На концах лопастей у двух четырехконечных расположены точки-углубления, по форме идентичные точкам всадника 5 (рис. 7, 5-6). На одном из четырехконечных и восьмиконечном крестах (рис. 7, 7-8) отмечены полукруглые линии - по-видимому, недорисованные круги, в которые должны были быть вписаны эти кресты. Полукруги располагаются справа и слева соответственно.

Условный знак (рис. 7, 9) расположен в правой части блока. В нижней части частично перекрывается пятном известкового раствора. Начинается на груди у всадника 9. В нижней части имеет два отвлетвления: короткие линии направо горизонтально и под углом 135°.

Известняковый блок с граффити в духовном училище является вторично использованным строительным материалом, взятым из разобранной христианской постройки. В пользу этого говорит следующее: наличие всадника с нимбом, т.е. христианского святого и присутствие на блоке разнообразных христианских крестов. В пользу вторичного использования блока говорят характерные выщерблены на горизонтальных плоскостях краев блока, которые образовались при демонтаже из кладки другой постройки. Всадники и лошади, изображенные на блоке, несмотря на то, что несколько отличаются, имеют общие иконографические черты. В граффити можно видеть один сюжет с двумя главными действующими лицами: Всадником (который иногда воспринимается как святой) и лошадью. Граффити представляет собой законченную сюжетную композицию (рисунки не пересекаются и не находят друг на друга). Вопрос единого авторства изображений остается открытым.

Аналогиями этим граффити являются рельефные ремесленные метки с героем-Всадником на черепице поздневизантийского времени из юго-западного Крыма [Моисеев, 2013, с. 238-242; Моисеев, 2015, с. 24-25]. Из четырех, выделенных типов Всадников по стилю и детализации рисунка наиболее близкими являются два, которые характеризуются низкой степенью детализации (стиль 3 и 4) [Моисеев, 2013, с. 238-242]. При этом лошади всадников из Зынджирлы-медресе имеют больше аналогий у скакунов стиля 3. Лица всадников более близки стилю 1 (и стилю 2, но в меньшей степени) из-за хорошо выраженного шлема с плюмажем и косы, выбивающейся из-под него (рис. 5, 2; рис. 6, 1). Происходит такая черепица из Херсонеса, "пещерных городов" и южного берега Крыма [Моисеев, 2013, с. 238].

Аналогии Всадникам в ремесленных метках черепицы можно увидеть не только в общем стиле изображения и форме, но в отдельных элементах вооружения, обмундирования, сбруи и прически героя. Наиболее распространенное оружие у него на строительной керамике - копье [Моисеев, 2013, с. 239]. Хотя большинство Всадников с граффити без оружия, но единственный случай, когда оно встречается, копье (рис. 6, 1). На граффити, как и на ремесленных метках, всадник имеет практически всегда сфероконический шлем с плюмажем (рис. 5, 2, 3; 6, 1), аналогичным является наличие у этой детали обмундирования забрала (рис. 5, 3; 6, 1) [Моисеев, 2013, с. 239]. Еще одной аналогией служит стиль изображения и наличие сбруи у лошади всадника: седла, поводьев, попоны (рис. 5, 2, 3; 6, 1) [Моисеев, 2013, с. 239].

стр. 130
Граффити с лошадью из Зынджирлы-медресе, как и с всадниками, также имеют близкие аналогии в рельефных ремесленных метках на строительной керамике. Лошадь с черепиц, как и всадник, связывается с устойчивым сюжетом и является героем средневекового эпоса, и они связаны один с другим [Моисеев, 2015, с. 24-25]. Ремесленные метки с лошадью можно разделить на два стиля по степени детализации: стиль 1 с высокой степенью детализации (рис. 9, IIа) и стиль 2 с низкой степенью детализации (рис. 9, IIб). Скакуны из Зынджирлы-медресе имеют аналогии стилю 2 ремесленных меток с лошадью. Кроме общего сходства в изображении и сюжетах, аналогии имеются и в конкретных деталях. К ним относятся элементы сбруи лошади: седло (рис. 7, 1), попона (рис. 7, 1), уздечка (рис. 7, 2) [Моисеев, 2015, с. 24-25]. Из-за того, что лошадь с граффити изображена в низкой степени детализации, провести сравнение сюжетов нельзя.

Прямые аналогии между всадником и лошадью из Зынджирлы-медресе и строительной керамики юго-западного Крыма позволяют лучше проанализировать сюжетную композицию изображений 7 и 8 (лошади и фантастического животного) (рис. 6, 2). Среди меток черепиц производства средневекового Херсонеса есть одна, на которой изображена аналогичная сцена терзания (рис. 9, III, 16). На ней фантастическое крылатое животное, вцепившись задними лапами в спину лошади, терзает ее шею и голову передними лапами. Такой же сюжет повторяется и на граффити. На граффити и ремесленной метке лошадь (рис. 9, III) взнуздана, показана в движении (на обоих памятниках левая нога передней нары приподнята по сравнению с правой ногой). Сцена терзания на ремесленных метках черепицы интерпретируется как один из эпизодов сюжетного развития эпоса о Всаднике. Из-за того, что лошадь изображается самостоятельно от Всадника, либо отдельно, либо в сцене терзания ее фантастическим (?) животным, считается, что именно ее самостоятельность привела к нападению на нее чудовища [Моисеев, 2015, с. 25]. Наличие сцены терзания на блоке из Зынджирлы-медресе позволяет несколько иначе взглянуть на происхождение этого сюжета в целом. Ранее сцена терзания была известна только на ремесленных метках черепицы Херсона. Фантастическое животное также происходило только со строительной керамики, произведенной в этом городе. По этой причине считалось, что это местная вариация легенды о Всаднике, сформировавшаяся под значительным влиянием византийской культурной традиции [Моисеев, 2015, с. 25]. Однако, обнаружение такого сюжета в горном Крыму позволяет отказаться от исключительно херсонесской локализации сюжета и признать его характерным для всей юго-западной части полуострова.

Таким образом, всадников и лошадей с граффити на блоке из Зынджирлы-медресе можно связать с двумя одноименными героями средневекового крымского эпоса, который был популярен среди ремесленников-керамистов в XIII-XV вв. [Моисеев, 2013, с. 241-242]. Граффити из Зынджирлы-медресе расширяют наши знания об этом эпосе, его распространенности и некоторой религиозной коннотации.

На сегодняшний день в эпосе о всаднике и лошади реконструируется пять эпизодов: "триумф" Всадника (рис. 5, 2); бой всадника в карусели совместно с двумя другими конными воинами [Моисеев, 2013, с. 240]; гарцевание лошади без всадника (рис. 7, 1, 3); терзание лошади без всадника фантастическим животным (рис. 6, 2) и охота Всадника с лошадью на птицу (Павлина?)3 [Моисеев, 2015, с. 25].

Поиск аналогий крестам (рис. 7, 5-8) и условному знаку (рис. 7, 9) является более сложной задачей, так как эти изображения имеют меньше специфических элементов. Тем не менее, эта работа дала положительный результат. Для этого были осмотрены ближайшие к Зынджирлы-медресе архитектурные объекты христианской конфессии средневекового времени. Аналогии были обнаружены в церквях св. Архангелов

3 Возможно, павлин с меток строительной керамики выступает одним из превращений крылатого и на метках, и на граффити фантастического животного.

стр. 131


Рис. 9. Аналогии. I. Лошади. Блок с сюжетными граффити из Зынджирлы-медресе. II. Ремесленные метки с лошадью на строительной керамике юго-западного Крыма: II-а - стиль 1; II-б - стиль 2. III. Сцена терзания. 15. Лошадь и фантастическое (?) животное. Блок с сюжетными граффити из Зынджирлы-медресе. 16. Ремесленная метка "Грифон (?), терзающий лошадь" на строительной керамике юго-западного Крыма (производство Херсонеса).

стр. 132


Рис. 10. Кресты и условный знак, аналогии. I. Блок с сюжетными граффити из Зынджирлы-Медресе. II а. 1-5. Граффити с крестами из церкви св. Архангелов Михаила и Гавриила в с. Шуры. 6. Граффити с крестом из церкви Иоанна Предтечи в с. Бия-Сала. II б. Граффити с восьмиконечным крестом из церкви Иоанна Предтечи в с. Бия-Сала. II в. Граффити с условным знаком из церкви Иоанна Предтечи в с. Бия-Сала.

стр. 133
Михаила и Гавриила в с. Шуры (Кудрине") и Иоанна Предтечи в с. Бия-Сала (Верхоречье) (рис. 10, II-III), а также в водосборной цистерне IX-XI вв. жилого дома в квартале VII Херсонесского городища [Бжустковска, 2006, с. 62, 83]. Археологических исследований этих церквей не проводилось. А. Л. Бертье-Делагард датировал церковь в с. Бия-Сала по надписи 1587 г. [Бертье-Делагард, 1898, с. 4]. Храм Архангелов Михаила и Гавриила в с. Шуры также по надписи датируется 1328 г. (возобновлен в 1594 г.) - конец XVIII в. [Маркевич, 1899, с. 104-105]. Крест из водосборной цистерны датируется на основании археологических исследований 2002 г. комплекса 1-й половиной - 2-й половиной/концом XI в. [Алексеенко, 2006, с. 89; Нессель, 2006, с. 107].

Подобные четырехконечные кресты с точками-углублениями на концах могут быть разных размеров и толщины их линий могут быть также разными: вплоть до 1.0 см. (рис. 10, II, 3). Из этих аналогий выделяется один такой крест из церкви Иоанна Предтечи в с. Бия-Сала (рис. 10, II, 6). Кроме точек-углублений на концах креста, на горизонтальной перекладине, с нижней ее стороны хорошо различимы короткие (не более 0.5 см) вертикальные линии, которые также заканчиваются точками. Такого элемента на четырехконечных крестах из Зынджирлы-медресе нет. По своей иконографии это - латинский крест. В цистерне жилого дома в квартале VII Херсонесского городища он фигурирует самостоятельно и как часть большей композиции: корабль с крестом на мачте. Таким образом, это подталкивает к определению такого креста с точками на концах как апотропического [Бжустковска, 2006, с. 62, 77, 83]. Так же следует определять подобные кресты на блоке из Зынджирлы-медресе, церквях св. Архангелов Михаила и Гавриила в с. Шуры и Иоанна Предтечи в с. Бия-Сала.

Аналогия косому восьмиконечному кресту была встречена только в церкви Иоанна Предтечи в с. Бия-Сала (рис. 10, II, 7). На блоке из Зынджирлы-медресе крест сохранился не полностью (рис. 7, 1; 10, III), но, благодаря найденной аналогии, мы можем ею реконструировать. Этот тип креста имеет ряд особенностей. Во-первых, на горизонтальной перекладине, с нижней ее стороны хорошо различимы короткие (не более 1.5-2.0 см) вертикальные линии, которые заканчиваются точками-углублениями (всего 4 слева и 5 справа). На кресте с граффити таких линий насчитано 3 слева, правая горизонтальная лопасть их не имеет. Во-вторых, наличие четырех дополнительных лопастей над основным перекрестием. Эти лопасти невертикальные - в церкви Иоанна Предтечи нижний ряд повернут кверху на 10°-15°, не более, а верхний ряд - на 45°. На граффити прослежены только правая их половина (левая не прослежена из-за пятна известкового раствора). Нижняя перекладина креста повернута на ≈45° кверху. В отличие от восьмиконечного креста из церкви Иоанна Предтечи, на блоке из Зынджирлы-медресе эта лопасть не заканчивается точками-углублениями и еще одним коротким разветвлением. Как и на аналогии на восьмиконечном кресте рассматриваемого граффити у основания справа отходит короткая линия под углом ≈30° книзу. Впрочем, в отличие от аналогии, здесь на левой стороне есть еще одна короткая линия, повернутая на ≈30° кверху. Линии на нижнем конце креста - подножие либо символ св. Андрея [Becker, 2000 p. 71; Liungman Carl G, 2004, с. 140]. В отличие от аналогии из церкви Ионна Предтечи, на рассматриваемом кресте слева и справа прослеживаются линии, которые могут интерпретироваться как попытка заключить крест в окружность. Такая же полукруглая дуга, но только справа, просматривается на еще одном четырехконечном кресте из рассматриваемого памятника (рис. 7, 8). Кроме этого, на аналогии на нижней части креста с правой стороны можно различить 5 коротких (не более 1.0 см) линий, на ≈45° книзу, которые заканчиваются точками-углублениями.

Аналогии условному знаку происходят из церкви Ионна Предтечи в с. Бия-Сала (рис. 10, IV). Если верно определение аналогии, то на блоке не до конца сохранившийся знак - полная его форма прослеживается на нескольких граффити указанной церкви. Можно сказать, что знак - монограмма, в которой читаются буквы греческого алфавита.

стр. 134
Таким образом, блок с граффити из Зынджирлы-медресе находится в контексте христианской культуры средневекового Крыма. Ближайшие ему аналогии происходят из цистерны жилого дома 1-й половиной - 2-й половиной/концом XI в. в квартале VII Херсонесского, со строительной керамики XIII-XV вв. из юго-западного Крыма и из церквей качинской долины XIV (XVI)-XVIII вв. (в с. Шуры) и XVI-XVIII вв. (в с. Бия-Сала). Скорее всего, в кладку Зынджирлы-медресе блок попал после разрушения некоей большой, учитывая размеры блока, христианской культовой постройки. Дата времени попадания блока в кладку стены Зынджирлы-медресе на сегодняшний день остается неясной. Принять в качестве даты 1500 г. не позволяет то, что место стены, где находится блок, имеет свидетельства значительного ремонта в древности. К ним же, видимо, следует отнести ремонтные работы на южной стене медресе. В уточнении хронологии этого ремонта одним из источников может стать иконография и символика восьмиконечного креста с блока (рис. 7, 1) и его аналогии из церкви Иоанна Предтечи в с. Бия-Сала (рис. 10, II, 7). Остальные изображения блока необходимо датировать по ближайшим аналогиям XIII-XV вв., т.е. временем до строительства Зынджирлы-медресе как такового. Форма косого восьмиконечного креста встречается не позднее XI в. и становится одним из символов Греческой православной церкви [Becker, 2000, p. 71]. Отмечу, что уже к XV в. такие кресты хорошо известны как в Византии, так и на Руси [Банк, 1966, с. 285, 328; Евсеева, 2013, с. 506-508], но отдельные их элементы (вертикальные ответвления от главной лопасти с точками на конце) еще предстоит изучить и определить их хронологию. Тем не менее, учитывая хронологию церкви Иоанна Предтечи, восьмиконечный крест из медресе необходимо датировать в хронологических рамках конца XVI - конца XVIII вв.

Представляется возможным датировать формирование комплекса граффити с блока в широких рамках XIII-XVIII вв. Граффити наносились, по-видимому, в два этапа. Первоначально были изображены граффити с всадником и лошадью в хронологических рамках XIII-XV вв., а уже впоследствии были добавлены в конце XVI-XVIII вв. кресты и композиция из линий частично перекрывающая лошадь и фантастическое (?) животное. Таким образом, попадание блока в кладку стены произошло не ранее конца XVI в. Это же время следует принять за нижние хронологические рамки относительной даты одного из строительных периодов Зынджирлы-медресе. Появление такого блока в южной стене медресе уже после постройки не вызывает сомнений: строительная надпись, находящаяся над входом в той же южной стене, также не была установлена здесь первоначально [Ібрагімова, 2007, с. 38].

Вторичное использование архитектурных элементов христианской религиозной постройки в мусульманском зодчестве средневекового Крыма достаточно распространено. В коллекции Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, к примеру, хранится большое количество архитектурных фрагментов, несомненно первоначально относившихся к христианским постройкам, но потом вторично использованных в мусульманской архитектуре4.

Тем не менее, в случае с граффити из Зынджирлы-медресе прослеживается уникальная ситуация. Блок с всадниками намеренно устанавливается строителями на видное и важное в медресе место, а граффити при этом не повреждаются: рисунок не перевернут, его легко наблюдать, стоя как на ступенях входа, так и на полу галереи.

Необходимо отметить, что в соседнем с Зынджирлы-медресе здании, принадлежавшем ханскому дворцу в Салачике, дюрбе Хаджи-Гирея, известно одно граффити

4 Из раскопок в Салачике, к примеру, происходят фрагмент мраморной алтарной преграды, перелицованной с одной стороны в стенку ящика мусульманского надгробия (инв. N КП12687/а-ж-3758). При вторичном использовании рельефный крест в медальоне был намеренно сбит. К такому же типу находок относится мраморная капитель, переделанная в фонтан для женской половины бань в Салачике (инв. N КП12716/а-ж-3787) [Петров, Гаврилюк, 2011, с. 62].

стр. 135
с изображением Всадника [Гаврилюк, Ибрагимова, 2010, с. 59-61; Петров, Гаврилюк, 2011, с. 25, 29]. Всадники хорошо известны и на поверхности стен ханского дворца в Бахчисарае [Гаврилюк, Ибрагимова, 2010, с. 60]. Таким образом, как в христианской, так и в мусульманской культуре средневекового Крыма XIII-XVI вв. существовал эпос, в котором главным героем был Всадник. Этот эпос очень стойкий и с ним было знакомо большое количество людей и христианской, и мусульманской конфессий. По-видимому, к их числу относился и строитель из медресе, который, разглядев известный ему сюжет, но упустив христианскую символику в нем, посчитал возможным помещение рассматриваемого блока в кладку стены мусульманского духовного училища. Отмечу, что и преподаватели, и ученики медресе не могли не заметить этот блок с граффити на нем, но также не предпринимали никаких действий по уничтожению изображения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеенко Н. Л. Монеты // Херсонесский сборник. Supplement 1. Топография Херсонеса Таврического. Водосборная цистерна жилого дома в квартале VII (IX-XI вв.) / Отв. ред. А. Б. Бернацки, Е. Ю. Кленина. Севастополь: Изд. дом "Максим", 2006.

Богданович И. А. Газета "Переводчик-Терджиман" о реформах Аджи Абибулы эфенди в Зинджерли-медресе // Культура народов Причерноморья / Отв. ред. Ю. А. Катунин. Симферополь: Крым, 2001. N 22. С. 76-79.

Бертье-Делагард А. Л. Керменчик (Крымская глушь). Одесса, 1898.

Бжустовска А. Иконография цистерны - проба прочтения // Херсонесский сборник. Supplement /. Топография Херсонеса Таврического. Водосборная цистерна жилого дома в квартале VII (IX-XI вв.) / Отв. ред. А. Б. Бернацки, Е. Ю. Кленина. Севастополь: Изд. дом "Максим", 2006. С. 55-84.

Ганкевич В. Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования: (реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX начале XX в.). Симферополь: Таврия, 1998.

Ганкевич В. Ю. Реформи в Зінджерлі-Медресе на межі XIX-XX ст. // Культура народов Причерноморья / Отв. ред. Ю. А. Катунин. Симферополь: Крым, 1998. N 4. С. 44-50.

Ганкевич В. Ю. Крымскотатарские медресе (курс лекций). Симферополь: Доля, 2001.

Зайцев И. В. Крымская историографическая традиция XV-XIX веков. М.: Восточная литература, 2009.

Ібрагімова А. М. Археологічні дослідження Зинджирли медресе та Дюрбе Хаджи Герая // Археологічні дослідження в Україні, 2003-2004 рр. / Гол. ред. Н. О. Гаврилюк. Вин. 7. Запоріжжя: Дике поле. С. 139-140.

Ібрагімова А. М., Тимченко В. Н. Арабографічні написи початку XV - початку XX ст. з Салачика // Археологічні дослідження в Україні, 2003-2004 рр. / Гол. ред. Н. О. Гаврилюк. Вип. 7. Запоріжжя: Дике поле, 2005. С. 152-153.

Ибрагимова А. М. Кырк-Ер - Бахчисарай. Постановка проблемы атрибуции раннетатарских памятников по результатам полевых исследований 2000-2005 гг. // // Археологія / Гол. ред. П. П. Толочко. Київ: Академперіодика, 2007. N 2. С. 36-47.

Маркевич А. И. Памятники христианства в окрестностях Бахчисарая и Карасубазара // ИТУАК / Отв. ред. А. И. Маркевич. N 29. Симферополь: Типография Спиро, 1899. С. 101-110.

Моисеев Д. А. Изображения всадников на средневековой строительной керамике: святые или герои? // Климентовский сборник. Материалы VI Международной конференции "Церковная археология: Херсонес - город святого Климента" (Севастополь, 2011 г.) / Отв. ред. Т. Ю. Яшаева. Севастополь: Телескоп, 2013. С. 238-243.

Моисеев Д. А. Проблемы реконструкции горно-крымского эпоса XIII-XV вв. на примере анализа сюжетных меток строительной керамики // Международная научная конференция "VI научные чтения памяти Усеина Боданинского". Бахчисарай, 25 сентября 2015 г. Тезисы докладов / Отв. ред. Р. Д. Алиев. Бахчисарай: Городская типография, 2015. С. 24-25.

Мыц В. Л. Каффа и Феодоро в XV в. Контакты и конфликты. Симферополь: Универсум, 2009.

Нессель В. А. Керамический комплекс // Херсонесский сборник. Supplement 1. Топография Херсонеса Таврического. Водосборная цистерна жилого дома в квартале VII (IX-XI вв.) / Отв. ред. А. Б. Бернацки, Е. Ю. Кленина. Севастополь: Изд. дом "Максим", 2006. С. 65-139.

Петров Е. В., Гаврилюк Н. А. Древности Салачика. Запорожье: Дикое поле, 2011.

Покажчик рукописів і стародруків, переданих у 1976 р. з Бахчисарайського історико-археологічного музею до Державної Публічної бібліотеки ім. М. Є. Салтикова-Щедріна. Упорядкування, вступна стаття, коментарі Н. Р. Абдульваап. Сімферополь: Доля, 2007.

Якобсон А. Л. Средневековый Крым: Очерки истории и истории материальной культуры. М.-Л.: Наука. 1964.

Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbolpp. New York London: Continuum, 2000.

Liungman C.G. Symbols: Encyclopedia of Western Signs and Ideogramms. Stockholm: HME Publishing, 2004.

стр. 136


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/СЮЖЕТНЫЕ-ГРАФФИТИ-ИЗ-ЗЫНДЖИРЛЫ-МЕДРЕСЕ-ПРОИСХОЖДЕНИЕ-И-СВЯЗЬ-СО-СРЕДНЕВЕКОВЫМ-ГОРНО-КРЫМСКИМ-ЭПОСОМ-XIII-XIV-вв

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. А. МОИСЕЕВ, СЮЖЕТНЫЕ ГРАФФИТИ ИЗ ЗЫНДЖИРЛЫ-МЕДРЕСЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СВЯЗЬ СО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ГОРНО-КРЫМСКИМ ЭПОСОМ XIII-XIV вв. // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 05.12.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/СЮЖЕТНЫЕ-ГРАФФИТИ-ИЗ-ЗЫНДЖИРЛЫ-МЕДРЕСЕ-ПРОИСХОЖДЕНИЕ-И-СВЯЗЬ-СО-СРЕДНЕВЕКОВЫМ-ГОРНО-КРЫМСКИМ-ЭПОСОМ-XIII-XIV-вв (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. А. МОИСЕЕВ:

Д. А. МОИСЕЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
24 views rating
05.12.2024 (76 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

СЮЖЕТНЫЕ ГРАФФИТИ ИЗ ЗЫНДЖИРЛЫ-МЕДРЕСЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СВЯЗЬ СО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ГОРНО-КРЫМСКИМ ЭПОСОМ XIII-XIV вв.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android