Соперничество США, Японии и Англии в Азии и на путях к ней составляет суть тихоокеанской проблемы. Борьба между этими странами лежит также в основе тихоокеанской стратегии. Содержание этой стратегии классически определил товарищ Сталин еще в 1927 году на XV съезде ВКП(б).
"Нечего и доказывать, - говорил он, - что азиатские рынки и пути к ним являются главной ареной борьбы. Отсюда ряд узловых проблем, представляющих целые очаги для новых столкновений. Отсюда так называемая Тихоокеанская проблема (антагонизм Америка - Япония - Англия), как источник борьбы за первенство в Азии и на путях к ней".
Рассматривая стратегическое положение Японии и США, неизбежно приходится уделить внимание и Англии, третьему партнеру треугольника, внутри которого идет спор из-за господствующей роли в Азии.
Если присмотреться к стратегическим позициям спорящих сторон, то прежде всего бросается в глаза, что Япония расположена в непосредственной близости от объекта борьбы, Англия же и Америка чрезвычайно удалены от него. Прогресс техники в наше время сильно ослабил значение отдаленности как стратегического фактора, но все же расстояние продолжает играть большую роль, особенно когда речь идет о таких огромных пространствах, как Тихий океан или часть территории между Англией и Китаем. Ведь поверхность Тихого океана, который по праву также называется Великим, составляет почти половину всей водной поверхности земного шара. На площади Тихого океана уложились бы два таких океана, как Атлантический.
Еще во время первой мировой империалистической войны Ленин указал на большие преимущества Японии, вытекающие из ее географического положения.
Поскольку США и Япония разделены океаном, который нужно пересечь, чтобы враждующие силы пришли в соприкосновение, первенствующее значение получает стратегия морская. Господство на путях к Азии предопределяет в большой степени господство в Юго-Восточной и Южной Азии. Поэтому борьба за океанские пути и опорные пункты шла и идет не менее ожесточенно, чем за самый объект борьбы - Китай и другие азиатские страны.
Первый этап всякой вооруженной борьбы между Японией и США определяется борьбой за господство на океанских путях. От успеха одной из сторон будет зависеть ход дальнейших операций. В этих условиях исключительное значение приобретает военно-морской флот противников, а для успешности действий флота очень важны условия базирования-возможности возобновления запасов топлива и боеприпасов, а также ремонта в случае повреждения кораблей.
* * *
В течение второй половины XIX века на океанских путях, ведущих к Азии, господствовала Англия. Естественно, она доминировала и в Китае - стране, к которой больше всего устремлялись в то время вожделения крупных капиталистических держав. Англия настойчиво сопротивлялась попыткам Америки, царской России, Германии и Франции создать здесь свои опорные пункты. Однако эта задача оказалась не по силам англичанам. В начале эпохи империализма другие государства с разных сторон угрожающе продвигались к Китаю.
США овладели Гавайскими островами, частью архипелага Самоа. Германия энергично проводила экспансию в экваториальной части Тихого океана, продвигаясь к Китаю со стороны так называемых Южных морей, а затем закрепилась на самом китайском побережье, в бухте Цзяочжоу, Шаньдунской провинции. Франция создала обширную колонию в самой Юго-Восточной Азии (Индо-Китай). Царская Россия двигалась с севера не только по суше, но и по морю и в конце 90-х годов начала строить военно-морскую базу в Порт-Артуре.
Англия, не будучи в силах справиться со столькими соперниками, решила использовать противоречия между ними. Английские империалисты пришли к выводу, что выгоднее, например, отдать Филиппины Соединенным Штатам, чем Германии. А лучше всего выдвигать и укреплять как своего союзника молодую капиталистическую страну - Японию. Это было тогда выгоднее английскому империализму, чем дальнейшее усиление гораздо более серьезных противников - России, Соединенных Штатов или Германии.
Япония пользовалась фактической поддержкой Англии не только при захвате важных опорных пунктов и баз: в Англии строился военный флот для Японии, английские же инструкторы обучали японцев новейшей военно-морской технике. Однако после русско-японской войны Англии приходилось уже временами активно противодействовать самой Японии, иногда вместе с другими державами, в частности с США, чтобы сдерживать слишком стремительную и опасную для интересов самой Англии японскую экспансию.
Перед мировой войной 1914 - 1918 годов военный флот Японии, владея базами и опорными пунктами как на Японских островах, Бонинах и Формозе, так и на материке (Корея, Порт-Артур), стал преобладающей силой в западном секторе Тихого океана. Влияние японского флота распространилось и на восточную половину Тихого океана, так как США держали значительные морские силы в Атлантике, а на плавание вокруг мыса Горн к тихоокеанскому побережью США требовалось три-четыре месяца. Прорытие Панамского канала внесло в эту обстановку резкую перемену, но произошло это не сразу. После открытия (август 1914 года) на канале еще происходили частые обвалы, производились доделки. Нормальное движение по каналу началось лишь к концу первой мировой империалистической войны.
Эта война и связанные с ней события на Тихом океане усилили стратегические позиции Японии. Японский флот вырос и количественно и качественно. В 1914 - 1915 годах японские корабли вместе с английскими охотились за германскими судами по огромным просторам Тихого и Индийского океанов, участвовали в охране английского торгового транспорта. Японские моряки "приобрели вкус" к далеким походам, почувствовали свое равенство с морскими силами "владычицы морей". Заняв мандатные острова, Япония протянула свои морские аванпосты до экватора, расширила и укрепила сферу своего господства на море.
Но в те годы выросли и морские вооружения Соединенных Штатов, а начавшаяся вскоре нормальная эксплуатация Панамского канала серьезно усилила положение США на Тихом океане.
По окончании войны 1914 - 1918 годов японский флот фактически господствовал в западной половине Тихого океана, считая восточной границей своей сферы 180-й меридиан и распространяя свое влияние на юг по крайней мере до экватора. Вашингтонская конференция (1921 - 1922 годы) узаконила это положение. Но, установив определенное соотношение главных сил флотов заинтересованных стран, она поставила также предел дальнейшей морской экспансии Японии. В то же время конференция лишила Японию ее монополии в Китае, хотя японцы уже господствовали на подступах к нему.
Тридцатые годы ознаменовались японским наступлением, ставившим своей целью овладение Китаем. Стратегическое положение на Тихом океане вновь значительно изменилось. Возникновение в 1939 году войны в Европе в свою очередь не осталось без последствий для стратегической ситуации на Дальнем Востоке.
* * *
Скованность военных сил Англии в Европе, в том числе и основных сил ее флота, несомненно, резко ослабляет ее стратегическое положение на Тихом океане. Но Англия и ее доминионы владеют по-прежнему важными базами как у берегов Азии, так и в южной половине Тихого океана и на стыке его о Индийским океаном. Поэтому роль Англии в тихоокеанской стратегии все еще велика, но в связи с общим ее ослаблением на первый план теперь особенно выдвинулись оба ее противника на Тихом океане: США и Япония.
Япония усилила свои морские позиции оккупацией всех важнейших пунктов на китайском побережье и занятием северного Индо-Китая. Она оккупировала
острова вокруг Гонконга, остров Хайнань и уже создала там свои морские и воздушные опорные пункты. Еще в 1939 году японский флот занял расположенные в центре Южно-Китайского моря острова Спратли, чтобы устроить там опорные пункты для подводных лодок и авиации.
Японское морское господство в западной половине Тихого океана базируется не только на военном флоте, который численно слабее американского, но и на огромной цепи стратегических морских баз и опорных пунктов. Этой цепью, своего рода "китайской стеной", японцы огородили Китай и всю Восточную Азию со стороны Тихого океана.
Эта своеобразная "великая стена" начинается с северного конца Курильской гряды (опорный пункт на острове Парамусире, вблизи Камчатки), спускается по Курильской цепи к Южному Сахалину и Хоккайдо с их базами и опорными пунктами (Отомари, Маока, Муроран, Хакодатэ, Отару, Румой). Далее она идет по Японским островам, оборудованным мощными, первоклассными базами (Майдзуру, Иокосука, Куре, Сасебо и другие). Здесь военный флот имеет возможность использовать также торговые порты.
Базы собственно Японии составляют центральную систему японской морской стратегий. Эти базы в 1939 году имели 8 сухих доков для линкоров. В Японии имеются также 23 сухих и 4 плавучих дока для крейсеров и свыше 50 доков для эсминцев и других мелких кораблей. Базы и порты обладают мощными кораблестроительными и ремонтными средствами. Здесь расположены военно-морские заводы и арсеналы, изготовляющие броню, орудия, взрывчатые вещества, а также крупнейшие базы сухопутной и морской авиации.
К югу от центральной системы баз японская морская "линия Мажино" разветвляется. Одна ветвь идет по Бонинам, где на островах Чихидзима и Цици (Коффин) оборудованы две морские базы. Далее эта ветвь тянется по островам Волкано к японским мандатным островам. Здесь японские опорные пункты рассыпаны веером по огромному пространству, занимаемому Марианской, Маршальской и Каролинской островными группами. По утверждениям американской печати, японские опорные пункты для подводных лодок и легкого флота, топливные станции или авиабазы созданы в Джулуите, Уотджэ, Понапэ, Труке, Сайпане, Роте, Палао.
Эта ветвь укрепленных пунктов составляет передовую линию японских морских позиций. Вторая линия проходит ближе к материку, по островам Риу-Киу. До японо-китайской войны она заканчивалась на Формозе (Килун) и Пескадорах (Мако). Теперь она протянута дальше к югу, включает острова вокруг Гонконга, остров Хайнань. Аванпосты ее расположены в центре Южно-Китайского моря, на островах Спратли. На Хайнани, как утверждают американцы, помимо временных опорных пунктов для флота, построены постоянные станции для подводных лодок на южном побережье острова, в Самярконге и Юлинкане. На острове Спратли - в 180 морских милях к юго-востоку от Сайгона - в начале 1941 года закончено строительство авиабазы и станции подводных лодок. Для охраны их на острове расположен небольшой отряд войск.
Японский флот может теперь также использовать все китайские порты на материке и индокитайский порт Хайфон. Любой противник, продвигающийся с
востока и юга к берегам Восточной Азии, должен предварительно форсировать эту громадную сеть баз, укреплений и опорных пунктов японских морских сил и авиации.
Центральную систему американской стратегии на Тихом океане составляют мощные военно-морские базы на побережье самих Соединенных Штатов: Сан-Диего, Сан-Педро, Сан-Франциско, Пюджет-Саунд.
Наиболее южная из этих баз расположена вблизи мексиканской границы, в глубоководной бухте Сан-Диего. В военном порту имеется большой плавучий док, первоклассная база для подводных лодок и эсминцев. Еще до начала второй империалистической войны на сооружение военно-морской базы в Сан-Диего было израсходовано 35 миллионов долларов. В Сан-Диего оборудована громадная военная авиабаза для сухопутной и морской авиации. Имеется несколько крупных аэродромов гражданской авиации.
Прекрасно оборудованный порт Сан-Педро находится в 100 морских милях к северу от Сан-Диего. Вблизи этой базы расположены богатые нефтяные промыслы США. Город Лос-Анджелес тесно связан о портом Сан-Педро.
В бухте Сан-Франциско расположена центральная военная база и важнейший торговый порт тихоокеанского побережья США. Военные верфи сооружены на острове Мэри-Айленд, в 22 милях от города Сан-Франциско. В дополнение к двум большим сухим докам здесь строится еще один. На побережье бухты Сан-Франциско, защищенной от океана мощными укреплениями, имеются хорошо оборудованные доки и судостроительные заводы частных предприятий. Военный аэропорт в Гамильтон-фильде в последнее время улучшен.
Вблизи канадской границы лежит бухта Пюджет-Саунд площадью в 2 тысячи квадратных миль с прекрасными гаванями для флота. Глубоководный канал связывает ее с озером Вашингтон. Пюджет-Саунд - это не одна база, а целая система баз. В военно-морской базе Бремертон находится большой сухой док для линкоров и верфи для строительства крейсеров. В Такоме построен военный аэропорт. В качестве военных гаваней могут быть использованы Киппорт и Эдис-Хуук. Морская база Сэндс-Пойнт - арсенал для военно-морских станций на Аляске и Алеутах - сооружена на берегу озера Вашингтон. На берегу Пюджет-Саунда расположился также Сиэттл, один из крупнейших торговых портов США на тихоокеанском побережье. Недалеко от границы США находится канадская военно-морская база Эскимо, которая теперь тоже может быть использована американским флотом.
Все американские базы на побережье имеют хорошо оборудованные военные авиабазы. На побережье имеется также обширная сеть гражданских аэродромов. Только в одной Калифорнии насчитывается 174 аэродрома и посадочные площадки.
На юге, в 3250 морских милях от Сан-Франциско, в зоне Панамского канала (у выхода его в Тихий океан), расположена морская крепость и база Бальбоа с сильными укреплениями и значительным гарнизоном. Здесь сооружен сухой док для линкоров и большая авиабаза.
Все эти базы расположены, однако, по ту сторону океана, чрезвычайно далеко от вод, окружающих восточный материк. От главных американских баз на тихоокеанском побережье до японских берегов 4200 - 4700 морских миль. Это исключает возможность прямых операций американского флота, так как
радиус полезного действия морских баз до сих пор не превышал в среднем 2500 миль*. Только на таком расстоянии от баз основные силы флота могут чувствовать себя достаточно уверенными, чтобы дать бой серьезному противнику. Этот предел лимитируется запасами топлива на кораблях, обеспеченностью ремонтом и т. д.
Кроме баз на побережье материка США имеют на Гавайях первоклассную военно-морскую базу - Пирл-Харбор. Эта база расположена от американских берегов в 2100 милях, но поскольку Гавайи лежат несколько в стороне от прямого пути к Японии, то расстояние от Пирл-Харбора до, скажем, главной японской базы Иокосука составляет все же не менее 3400 миль.
Таким образом, несмотря на всю свою огромную стратегическую ценность для американского флота Гавайи не могут служить исходным пунктом для прямых операций против Японии или других областей Восточной Азии. Предел сферы влияния американского флота обычно считался примерно в 2 тысячах милях к западу от Пирл-Харбора, то есть приблизительно на линии 180-го меридиана. Поэтому 180-й меридиан называли военно-морской границей США, и маневры флота всегда проводились в восточной половине океана, то есть в пределах между американским побережьем и этим рубежом.
В связи с этим огромное стратегическое значение приобретают владения Соединенных Штатов в западной половине Тихого океана - острова Гуам и Филиппины.
Гуам и Филиппины расположены на фланге и отчасти даже в тылу японской морской "линии Мажино". Стоит только взглянуть на карту, чтобы убедиться, что отсюда можно нанести удар по южному концу цепи японских укреплений, а также возможны операции против самой Японии.
Гуам расположен менее чем в 1400 милях от Иокосуки, а от Бонин - и того ближе. От Филиппин до японской Формозы "рукой подать". До оккупации Кантона и Хайнаня можно было из Филиппин установить непосредственную коммуникацию с Южным Китаем. Филиппины и Гуам как военно-морские базы могут угрожать всей "жизненной линии" южных морских сообщений Японии. Пути, по которым в Японию доставляются индонезийская нефть и каучук, малайская железная руда и олово, австралийская пшеница, шерсть, мясо, индийский хлопок и многое другое, проходят мимо Филиппин и Гуама или на вполне достижимом от них расстоянии. Морской флот и авиация, базирующиеся на Филиппинах, могут создать сильнейшие помехи доставке всего этого в Японию.
Центральное положение, которое Филиппины, как и острова Голландской Индии, занимают на стыке Тихого и Индийского океанов, дает возможность держать отсюда под контролем все сообщения между этими океанами.
Самые северные из Филиппинских островов - Батанские - расположены всего в 80 милях от Формозы. Южный конец архипелага подходит почти вплотную к Индонезии - к Борнео и Целебесу. От Гонконга совсем близко до северо-
* По определению некоторых морских специалистов, радиус действия вновь строящегося флота простирается до 3500 - 4000 миль. Когда строящийся ныне флот в основном заменит существующий, то радиус полезного действия баз сильно увеличится. До первой мировой империалистической войны этот радиус определялся только в 500, максимум в 1000 миль.
восточной оконечности главного филиппинского острова Лузона. Военно-морская держава, владеющая Филиппинами, держит под ударом окружающие их территории Азии и Океании. Но при одном условии: на Филиппинах или в Гуаме должна быть первоклассная морская база, могущая явиться действительной опорой главных сил американского флота независимо от того, будут ли они находиться уже в начале войны в восточноазиатских водах или же только приготовятся к отплытию из Америки. Без оборудованных баз значение этих территорий только потенциальное. Чтобы не дать этой возможности стать действительностью, японская военная машина, как полагают сами американские военные специалисты, с первых же дней войны постаралась бы овладеть этими базами. Американцы не приступали к созданию мощных военно-морских баз на Филиппинах или Гуаме, опасаясь, что японцы посчитают это за повод к войне и успеют захватить эти территории еще до того, как они превратятся в реальную угрозу для Японии.
Как же США допустили, чтобы их передовые и столь важные стратегические позиции оказались в таком плачевном состоянии?
Американские правящие круги пошли на такое дело не добровольно, а со скрежетом зубовным, принуждаемые к тому своими противниками - Японией и Англией. Укрепленный Гуам и особенно Филиппины угрожают не только Японии, но и британским колониям, коммуникациям и британским интересам в Азии и Австралии. Уже в начале XX века англо-японский союз держал в крепкой узде американские стремления создать настоящую военную базу на Филиппинах. Вашингтонский договор оформил существовавшее "джентльменское понимание", воспрещающее США серьезно укреплять свои аванпосты вблизи Азии.
Даже после оккупации Японией Маньчжурии и нарушения вашингтонского договора, вплоть до начала нынешней войны в Европе, Англия в этом вопросе по-прежнему стояла на стороне Японии. В этот последний период Япония и одна не поколебалась бы решительно выступить против США, если бы они попытались создать на Филиппинах или Гуаме базы, оборудованные по последнему слову техники.
Учитывая это, военные писатели и морские специалисты, в том числе и сами американцы (Дэнлингер и Гэри, Болдвин, Байуотер и другие), допускали, что в случае войны возможна оккупация Филиппин и Гуама Японией в самом начале военных действий. В случае же попыток вернуть себе эти территории морские силы США должны были бы в течение длительного срока систематически продвигаться со стороны Гавайев и Самоа, отвоевывая в лабиринте мандатных островов одну позицию за другой, закрепляя отвоеванное созданием операционных баз и опорных пунктов. Только достигнув позиций, достаточно близких к Гуаму или Филиппинам, флот США мог бы отважиться на попытку овладения этими бывшими своими территориями и начать действия против собственно Японии или других позиций противника.
До начала войны в Европе это был один из наиболее часто обсуждаемых в мировой литературе возможных вариантов японо-американской морской войны.
Обсуждался, однако, и другой вариант. Если при первом варианте главные действия протекают близ экватора, в так называемом центральном операционном
направлении*, то при втором они ведутся в другом направлении - по северному "круговому пути".
Важнейшие слабые стороны центрального направления: отсутствие первоклассных баз на Филиппинах или Гуаме, необходимость пересечения японской сети опорных пунктов в районе мандатных островов, где флоту угрожают нападением японские подводные лодки и авиация и где морской театр подготовлен для действий главных сил японского флота.
На далеком севере существует другое операционное направление - северный "круговой путь".
Ранее отмечалось, что часть Алеутских островов расположена западнее 180-го меридиана. От них до Иокосуки не более 2 тысяч миль, до острова Хоккайдо значительно меньше, а до наиболее близких островов японской Курильской гряды около 700 миль.
Это направление, несмотря на суровый северный климат, имеет существенные положительные стороны: от американских баз Сан-Франциско и Пюджет-Саунда до острова Атту, в западном конце Алеутской цепи, всего 2800 - 3000 миль. Этот остров вполне пригоден для устройства на нем морской операционной базы. До Гуама же от основных американских баз 5400 миль, а с заходом в Гавайи и Мидуэй 5500 - 6000 миль, до Кавитэ (Филиппины) еще 1500 миль.
Таким образом, в северном операционном направлении расстояние от основных баз до последней американской операционной базы наполовину короче. В то же время путь к Атту лежит далеко от японских баз и даже аванпостов; он гораздо безопаснее, чем путь к Гуаму мимо японских Маршальских островов и через цепь южных Каролин.
Но американский флот вряд ли стал бы пользоваться этим прямым путем к Атту; он, очевидно, установил бы свою коммуникационную линию несколько дальше, но по еще более безопасному и удобному пути - вдоль американского континента и Алеутской дуги. Здесь по пути расположены американские базы и опорные пункты: Ситка, у берегов Аляски, в 900 милях от Пюджет-Саунда; остров Кодиак, по другую сторону Аляскинского залива, в 650 милях от Ситки; остров Уналашка с портом Дэч-Харбор в Алеутской цепи, в 700 милях от Кодиака. От острова Атту до Дэч-Харбора 700 миль. Все расстояние от Пюджет-Саунда до Атту с заходом в промежуточные базы составляет, таким образом, всего 3 тысячи миль. Кроме того, следуя этому направлению, американский флот находится вблизи своих берегов. Помимо перечисленных пунктов базирования у побережья Аляски имеются также другие якорные стоянки, места для укрытия и создания опорных пунктов.
Из Алеут американский морской и воздушный флоты могут вести операции в сторону Курильских островов и непосредственно в направлении Хоккайдо и главных Японских островов. Частые туманы и дожди создают здесь более благоприятные условия для наступления флота, чем для обороны. Правда, климатические же условия ограничивают крупные операции известными календарными сроками.
* Линия, идущая по американским островам Гавайи - Мидуэй - Уэйк - Гуам - Филиппины, обычно называется центральным операционным направлением американского флота.
* * *
Соотношение основных морских сил США и Японии, по опубликованным в печати данным, к началу 1941 года представляло следующую картину:
|
США |
Япония |
||||
|
В строю |
Тоннаж (в тыс. тонн) |
В постройке |
В строю |
Тоннаж (в тыс. тонн) |
В постройке |
Линкоров |
15 |
464 |
10 |
10 |
301 |
4 - 6 |
Авианосцев и авиатранспортов |
6 |
135 |
8 |
14 |
177 |
5 |
Тяжелых крейсеров |
18 |
171 |
21 |
18 |
159 |
- |
Легких крейсеров |
19 |
158 |
21 |
24 |
125 |
8 |
Эсминцев |
205 |
260 |
60 |
126 |
167 |
8 |
Подводных лодок |
105 |
106 |
81 |
78 |
102 |
23* |
Весь тоннаж |
- |
1294 |
- |
- |
1031 |
- |
Общий тоннаж военно-морского флота, включая и другие суда (в млн. тонн) |
- |
1900 |
- |
- |
1400 |
- |
* Данные печати о находящихся в постройке японских кораблях весьма приблизительны и, вероятно, преуменьшены.
Согласно утвержденным планам, США за пять лет (1941 - 1945) должны построить 2239 тысяч тонн новых кораблей, в среднем 440 тысяч тонн в год. По выполнении этого плана к началу 1946 года флот США достигнет 3534 тысяч тонн. По данным Дугласа ("Эйша", март 1941 года), японцы ныне сооружают 120 тысяч тонн военных кораблей в год. При такой норме к началу 1946 года флот их достигнет 1660 тысяч тонн. По тоннажу это будет составлять меньше половины американского флота.
Учитывая возможность военных операций на величайшем в мире океане, американцы строили и строят свои военные корабли и морскую авиацию с расчетом действия на дальние расстояния. Даже некоторые эсминцы могут покрыть до 7 тысяч миль без возобновления запасов топлива, то есть могут дойти от Гавайских островов до берегов Японии и вернуться обратно. Дальность плавания некоторых крейсеров (например "Бруклина") еще больше - 12 тысяч миль. Крупнейшие океанские подводные лодки могут пройти 15 тысяч миль.
Маневры, тренировка личного состава в американском флоте проводились также с учетом возможности действий вдали от своих баз и берегов. В последнее время морское ведомство США особенно усердно занялось организацией вспомогательного, обслуживающего транспорта, который соответствовал бы требованиям операций на дальние расстояния.
Но если вспыхнет война, Япония вряд ли ограничится лишь обороной своих берегов и берегов Юго-Восточной Азии или даже операциями по овладению Филиппинами и Гуамом. Современная военная доктрина требует активности, захвата
инициативы и наступления на позиции противника. Японские военные писатели (например генерал Сато в книге "Будущая японо-американская война") ставят одной из первоочередных задач захват Гавайских островов и других передовых позиций США, разрушение Панамского канала при помощи авиации, уничтожение флота противника, а затем и атаку его основных баз и территорий. Если бы японо-американская война разразилась, военные действия, несомненно, охватили бы в большей или меньшей мере все гигантское пространство Тихого океана. Поэтому военно-морское строительство США, как и Японии, одновременно носит и наступательный и оборонительный характер.
США занялись военно-морским укреплением своих тихоокеанских владений (за исключением Филиппин и Гуама) еще в 1938 году, после начала второй империалистической войны на Дальнем Востоке. Но особенно интенсивно и в широком масштабе американцы взялись за усиление военно-стратегических позиций с лета 1940 года, после поражения Франции. Большие фортификационные работы были развернуты и на Филиппинах. Сейчас многие мелкие острова на западе и на юге от Гавайев превращены в топливные станции и базы для авиации и легких сил морского флота. Тем самым американская "военно-морская граница" значительно продвинулась вперед и пришла в прямое и тесное соприкосновение с японской "военно-морской границей".
Авиационные базы созданы также на севере - на Аляске и Алеутах; укреплены позиции США на Филиппинах; решено начать работы по укреплению Гуама.
Предвестником продвижения американских баз на запад явилось создание в 1935 году транстихоокеанской авиалинии. Субсидируемая правительством "Панамериканская авиационная компания" в конце 1935 года открыла регулярные рейсы Сан-Франциско - Гонолулу - Мидуэй - Уэйк - Гуам - Манила. Впоследствии линия была доведена до Гонконга, а в последнее время - до Голландской Индии и Сингапура. В 1940 году открыта воздушная линия Калифорния - Гавайи - остров Кантон - Новая Каледония (Нумея) - Оклэнд (Новая Зеландия). На перелет из Калифорнии в Гонконг требуется 6 дней, в Новую Зеландию - 4 1/2 дня. На организацию линии до Новой Зеландии Лондон дал свое согласие лишь в прошлом году, когда остро стал нуждаться в американской помощи.
На Мидуэйе теперь сооружена военно-воздушная база для постоянного пребывания 30 самолетов, а также гавань для подводных лодок, эсминцев и крейсеров. Лагуна острова Уэйка может принять около 50 самолетов. Кингмен-риф приспосабливается для гидроавиации. Песчаный островок Джонстон, в 800 милях к юго-западу от Гавайев, которого раньше и на картах нельзя было найти, превращен в станцию для подводного флота и морской авиации. Пальмира - атолл, состоящий из 54 коралловых рифов и островков (в 1000 милях к югу от Пирл-Харбора), - стала военно-воздушной базой.
Остров Кантон, числящийся в совместном владении США и Англии, - база американской военной авиации и легких сил флота. На острове Гоулэнде, аннексированном США в 1936 году, сооружен аэродром. Форсируются работы по созданию военно-воздушной базы и морской станции на островах Тутуиле и Розе, в группе Самоа. Гавань Паго-Паго на острове Тутуиле с начала англо-германской войны уже является местом постоянной стоянки нескольких подводных лодок.
Новые десятки миллионов долларов вкладываются в "американский Гибралтар" - Пирл-Харбор - и связанную с ним систему укреплений и военных сооружений на Гавайях. Это одна из сильнейших военно-морских баз в мире. Она имеет
сухой и плавучий доки для линкоров. Гавань Пирл-Харбор настолько обширна, что может принять весь существующий военный флот США. В торговом порту Гонолулу, который тоже может быть использован военными кораблями, имеется два плавучих дока меньших размеров.
Весной 1940 года ремонтные средства Пирл-Харбора были усилены плавучим доком в 6500 тонн, перевезенным из Нью-Орлеана.
Американский гарнизон на Гавайях укомплектован полностью и достигает 30 тысяч человек. Здесь имеются до 350 самолетов, войска противовоздушной обороны, зенитная артиллерия, звукоулавливатели. Сооружены подземные хранилища горючего для флота и авиации. В феврале текущего года состоялось открытие новой, спешно сооруженной авиабазы в Канэохэ, обошедшейся уже в 18 миллионов долларов. Всего на Гавайях построено 17 аэродромов.
Американская пресса утверждает, что в Пирл-Харбор и дополняющие его сооружения вложено несколько сот миллионов американских долларов.
Зимой 1940 года на Гавайях базировалось 146 боевых кораблей - основные силы американского флота:
Линкоров |
12 |
Авианосцев |
4 |
Тяжелых крейсеров |
10 |
Легких крейсеров |
15 |
Эсминцев |
70 |
Подводных лодок |
35 |
Личный состав флота на Гавайях превышает 50 тысяч человек. Кроме того в береговых учреждениях флота имеется еще 20 тысяч человек.
В систему американских вооружений входит создание укрепленных аванпостов и на Аляске и Алеутах, где теперь, по сведениям американской прессы, гарнизон увеличен в 10 раз. Гарнизон всей Аляски в 1941 году должен увеличиться до 10 тысяч человек.
На сооруженной в Анкорэйдже авиабазе для крупных бомбардировщиков расположено 30 самолетов. Другая усовершенствованная авиабаза, в Фэрбенксе, насчитывает до 2 десятков истребителей. Всего на Аляске имеется 129 аэродромов и авиационных площадок. На островах Ситке и Кодиаке, у берегов Аляски, в Дэч-Харборе, на острове Уналашке и на острове Киске в Алеутской цепи, создаются удобства для флота и авиации. В Кодиаке строится центральная база морокой авиации, склады военных припасов, станция для подводных лодок. На военные работы на севере конгресс США отпустил в общей сложности свыше 70 миллионов долларов. Проводимые там оборонные работы дадут эффект к концу текущего года.
Для сухопутной связи США с Аляской проектируется постройка автомобильной дороги через Канаду. Летом 1940 года открылось регулярное воздушное сообщение Сиэттл - Жуно (Аляска). Из Жуно идут авиалинии в Ном, Уайтхорз, Бэтэл и Фэрбенкс. На Аляске и Алеутах вплоть до Атту создается сеть метеорологических станций и радиостанций.
Но сейчас американцы обращают гораздо больше внимания на Филиппины, чем на свои северные аванпосты.
Иностранная печать утверждает, что Коррегидор, охраняющий вход в Манильский залив, за последние полтора года превращен в современную морскую крепость. Улучшены также оборонные сооружения в зализе Сюбик. О росте морских сил на Филиппинах свидетельствует состав американской азиатской эскадры, базирующейся на Филиппинах:
|
В конце 1939 года |
В начале 1941 года |
Крейсеров |
2 |
3 |
Авианосцев |
- |
1 |
Эсминцев |
13 |
13 |
Подводных лодок |
6 |
18 |
Кроме того в состав эскадры еще в конце 1939 года входили 3 конвойных и 1 сторожевой корабль, 5 канонерских лодок, 4 тральщика и 2 плавучих базы.
Два года назад военной авиации на Филиппинах фактически не было. А теперь число военных самолетов превышает 200 (причем более 50 находится на вооружении филиппинской армии). Сюда входит около 36 бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Сухопутные силы США состоят из 5 тысяч солдат регулярной армии и 5 тысяч "филиппинских скаутов". Почти с каждым пароходом из США на Филиппины прибывают сотни солдат и офицеров пехоты, авиации и морских сил. Важным козырем США является филиппинская армия, насчитывающая 30 тысяч человек и более 120 тысяч обученных резервов (полгода обучения). В марте была проведена всеобщая мобилизация резервов для кратковременных военных учений.
Таким образом, Филиппины могут выставить около 160 тысяч войск, тогда как несколько лет назад все вооруженные силы США на Филиппинах не превышали 7 тысяч человек. Более того: в случае войны американцы имели основания опасаться восстаний на Филиппинах.
Проведя в конгрессе в 1934 году закон о предоставлении Филиппинам независимости с 1946 года, а до этого автономии, американское правительство таким политическим маневром укрепило свое положение на архипелаге. Привлекая население на свою сторону обещанием независимости, организуя и обучая филиппинскую армию, американские генералы создавали здесь опору США против Японии. Правда, филиппинские войска недостаточно обучены и слабо оснащены техникой, но и сейчас это все же военная сила, с которой нельзя не считаться. Президент Филиппин Кэзон, отражая настроение филиппинской буржуазии, открыто заявляет, что в случае войны страна готова предоставить все силы и средства в распоряжение американского правительства. Следует, однако, учесть, что Филиппины до последнего времени не имели ни одного завода оружия и боеприпасов. В этом отношении они целиком зависят от США, связь с которыми легко может быть прервана или крайне затруднена.
Весной 1940 года конгресс США впервые отпустил 1 миллион долларов на создание оборонных сооружений на Гуаме. На эти средства строились подземные хранилища горючего и проводилось некоторое улучшение гавани Апра. В текущем году ассигновано на Гуам еще 4,7 миллиона долларов для сооружения подземных ангаров и очистки гавани Апра от коралловых рифов. Гуам уже сейчас является авиационной базой и может служить станцией для подводных лодок.
* * *
При обзоре стратегических позиций США и Японии на Тихом океане необходимо учесть новый важный фактор - возможность использования американским флотом английских военно-морских баз, станций и опорных пунктов в этом секторе земного шара.
Американская и японская печать сообщает, что вдоль возможного пути следования американских кораблей от Гавайев к Северной Австралии и далее, к Сингапуру, создаются топливные станции; на ряде мелких островов, принадлежащих Англии, располагаются гарнизоны из новозеландских войск (например на островах Фиджи); высчитывается время, потребное для перехода по этому южному "круговому" пути. Сингапур, Британская Малайя, Голландская Индия увеличивают численность войск, усиливают авиацию, улучшают оборонительные сооружения, чтобы выполнить задачу поддержки американского флота. Американская печать утверждает, например, что в Сингапуре и Малайе сосредоточено 120 тысяч войск. В Сараваке на британском Борнео недавно размещено 10 тысяч войск и т. д.
Америка в значительной мере уже снабжает эти страны вооружением. В 1940 году правительство США выдало лицензий на экспорт оружия и военных материалов на 32,4 миллиона долларов в Голландскую Индию, 10,2 миллиона - в Сингапур, 7,6 миллиона - в Австралию, 2,8 миллиона - в Новую Зеландию и на 0,2 миллиона долларов - в Гонконг.
В первой половине апреля в Маниле проводилось совещание американских, английских и голландских военных и политических руководителей по вопросам "осуществления совместной обороны западной части Тихого океана". В этой обороне есть ряд слабых пунктов, которые, несомненно, доставляют много беспокойства американцам и англичанам.
Сравнительная близость Японии к Южным морям, относительно благоприятное для Японии соотношение японо-американских морских сил в настоящее время, пока американский военный потенциал находится в стадии реализации, - вот что заставляет США придерживаться политики маневрирования на Дальнем Востоке. Существенно важно и то, что сейчас правящие круги США стремятся перебросить в Европу и Африку максимум средств для помощи своему партнеру - Англии.
Осенью прошлого года отставной адмирал Стирлинг убеждал американцев: "Представляется более разумным держать наш флот в Атлантике в готовности для помощи Англии и не впутываться в военные действия с Японией в области, которую она сама выбрала для этого. Наша морская стратегия на Тихом океане должна оставаться оборонительной. Наша важнейшая морская задача не допустить поражения Англии на море".
"Нью-Йорк таймс", газета американского финансового капитала, в редакционной статье 20 февраля 1941 года заявляла:
"Мы не должны рисковать такими действиями на Тихом океане, которые могли бы помешать нам оказывать помощь Англии в Европе... Судьба Сингапура, Индокитая, Голландской Индии будет решена исходом битвы в Европе... Если Англия победит, то со временем все само собой наладится на Востоке. Если Англия проиграет, мало что можно будет спасти в результате всеобщей разрухи, которая последует. Решающий фронт - это Ла Манш".
Исходя из этого, "Нью-Йорк таймс" рекомендует в случае японской попытки занять Сингапур пока что применить как крайнюю меру не военные действия, а полное прекращение торговли с Японией.
США стараются укрепить свои позиции и непосредственно за счет своего союзника - Англии. Американская печать еще осенью 1940 года обсуждала перспективы получения баз или полной "уступки" Англией тихоокеанских территорий, находящихся под мандатом Австралии и Новой Зеландии. Создание американских баз на Фиджи, Соломоновых островах "изменило бы соотношение сил в нашу пользу", - заявлял Л. Гартли на страницах "Нью-Йорк таймс" в сентябре прошлого года.
Огромную тревогу среди военных и морских кругов США вызывает вопрос о действительной обороноспособности Сингапура. На Сингапуре теперь держится не только азиатско-австралийская стратегическая система Англии, но падение его угрожало бы английским позициям и в восточном бассейне Средиземного моря. Переход Сингапура во враждебные руки означал бы появление значительных неприятельских морских сил в Индийском океане и нарушение или почти полное прекращение морской связи Англии и Ближнего Востока с Австралией и Индией.
Вот как оценивают значение Сингапура для англо-американского блока японские военно-морские обозреватели. Масанари Ито в статье "Проблемы японо-американского столкновения" пишет: "В случае захвата Сингапура неприятелем, дело обороны Индии, Австралии и Новой Зеландии оказалось бы в критическом положении и повлекло бы крах Британской империи".
Небезызвестный Тота Исимару заявляет: "Предположим, что Сингапур будет взят Японией. Положение сразу резко изменится - война против Японии на Тихом океане будет иметь мало шансов на успех". И дальше: "Если Япония займет Сингапур, господство ее и в водах и в воздухе в районе Южно-Китайского моря будет обеспечено. Это даст возможность получать все необходимые как военные материалы, так и пищевые продукты с островов Южных морей и свободно вести торговлю через Южно-Китайское море и Индийский океан. В этом случае Япония будет в состоянии вести затяжную войну".
Японская печать отмечает три слабые стороны Сингапура: 1) уязвимость с воздуха, 2) недостаточность собственных пищевых ресурсов, 3) недовольство коренного населения Сингапура и Британской Малайи английским господством.
Многие американские военно-морские эксперты утверждают, что захват Сингапура Японией вполне возможен, хотя бы и очень дорогой ценой. Занятие этой базы возможно также в результате длительной блокады и осады с суши с меньшими потерями для осаждающих.
Считая значение Сингапура огромным не только для Англии, но в настоящих условиях и для Соединенных Штатов и переход его из английских рук весьма важным для всего дальнейшего развития второй мировой империалистической войны, орган республиканской партии в Америке "Нью-Йорк геральд трибюн" (16 февраля) требует официального заявления американского правительства о том, что угроза Сингапуру со стороны Японии повлечет за собой военный конфликт с США (статья известного военного обозревателя майора Элиота).
Рассматривая стратегические позиции капиталистических держав на Тихом океане, нельзя упускать из виду, что в морской стратегии и тем более в морских сражениях исключительно много зависит от командования, от правильного или ошибочного руководства. Огромное значение имеют и качества всего личного состава флота. Сторона, обладающая даже значительным перевесом сил, может легко проиграть, если личный состав и руководство противоположной стороны оказывается более квалифицированным, более талантливым. Об этом не приходится забывать и при рассмотрении стратегического положения США и Японии на Тихом океане.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |