Тихоокеанская Азия (ТА)1 представляет собой крупнейшее геоэкономическое и геополитическое пространство: численность населения - около 2.3 млрд. человек (2010 г.), а совокупный ВВП региона практически достиг 15 трлн. долл., что составляет 25% его мирового объема или примерно равно ВВП США. При этом неоспоримыми экономическими лидерами региона являются Китай и Япония - на них приходится более 65% совокупного ВВП ТА2.
Естественно, что бурный экономический рост и расширение связей между экономиками ТА привели к становлению разного рода региональных институтов, формирующих здесь интеграционную среду. Самым широким по охвату стран (выходящий за рамки ТА) и наименее формальным является созданный в 1989 г. форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), включающий в себя кроме стран ТА ряд государств восточного побережья Тихого океана (США, Канада, Мексика, Перу и Чили). Другой характер (и географический, и содержательный) имеет субрегиональное политико-экономическое объединение - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По следам (и в результате) азиатского финансового кризиса 1997 - 1998 гг. в ТА началось становление новых субрегиональных и региональных экономических группировок. Прежде всего, это тройка стран Северо-Восточной Азии - СВА-3 (Япония, Китай и Южная Корея), а также более широкое по охвату образование: АСЕАН плюс СВА-3 (АСЕАН плюс три - АПТ).
На сегодняшний день наибольшая степень интеграции достигнута в рамках АСЕАН, включая производные форматы сотрудничества с отдельными странами СВА: АСЕАН плюс Китай, АСЕАН плюс Япония и АСЕАН плюс Южная Корея.
Основой развития интеграционных процессов в ТА и их институциализации на данный момент являются внутрирегиональная торговля, а также сотрудничество в финансовой сфере.
ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Институциональной основой интеграции на основе торговли в ТА выступают зоны свободной торговли (ЗСТ), первой из которых стала ЗСТ АСЕАН и Китая. Идею ее создания выдвинул тогдашний премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи в 1999 г. в ходе третьего саммита АСЕАН-Китай в Маниле. К ноябрю 2001 г. стороны подготовили доклад "Формирование более тесного экономического сотрудничества между Китаем и АСЕАН в XXI веке".
Доклад рекомендовал создать ЗСТ АСЕАН и Китая в течение следующих десяти лет. Вступившие в АСЕАН после окончания конфронтации в ЮВА, связанной с холодной войной, Вьетнам, Лаос и Камбоджа, а также Мьянма опасались, и не без оснований, усиления конкуренции в рамках ЗСТ со стороны китайских товаров. Поэтому для перечисленных государств предлагалось создать особые условия по присоединению к ЗСТ. Среди возможных областей сотрудничества АСЕАН и Китая назывались лесная промышленность и сельское хозяйство, развитие предприятий малого и среднего бизнеса и промышленной кооперации, финансы, туризм, вложение в человеческий капитал, защита интеллектуальной собственности и окружающей среды. Кроме того, признавалось необходимым участие Китая в субрегиональных проектах экономического развития (строитель-
УСОЛЬЦЕВ Василий Иванович, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока (usoltsev@duma.gov.ru).
1 ТА включает в себя Тихоокеанскую часть России, Китай, Японию, Северную и Южную Кореи, страны ЮВА, Папуа-Новую Гвинею, Австралию и Новую Зеландию.
2 Рассчитано по статистической базе данных Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (см.: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_referer=&sCS_Ch osenLang=en).
Рис. 1. Торговый оборот между Китаем и АСЕАН, млрд. долл.
Здесь и рис. 2 рассчитано по статистической базе данных АСЕАН (http://www.aseansec.org/18137.htm).
ство железной дороги Сингапур-Кунминь, проект освоения дельты реки Меконг и т.д.).
В ноябре 2002 г. на шестом саммите АСЕАН-Китай Чжу Жунцзи и руководители стран - участниц АСЕАН подписали Рамочное соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве. В нем были указаны конкретные сроки создания ЗСТ АСЕАН-Китай: к 2010 г, (начало действия ЗСТ) должны были быть снижены или полностью отменены таможенные тарифы между Китаем и Индонезией, Брунеем, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом (то есть "старой шестеркой" стран - членов АСЕАН). Срок отмены тарифов для "новой четверки" - Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы - 2015 г.
В ноябре 2004 г. в рамках Соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве между Китаем и АСЕАН было подписано дополнительное соглашение о торговле товарами, согласно которому все товары были разделены на несколько групп и подгрупп.
Первая группа товаров подразделялась на подгруппы 1 и 2.
Таможенные тарифы на подгруппу 1 снижались, а затем отменялись по следующей схеме: на 40% товаров, указанных в приложении к подгруппе 1, таможенные тарифы снижались до 0 - 5% к 1 июля 2005 г.; на оставшиеся 60% товаров таможенные тарифы снижались также на 0 - 5%, но к 1 января 2007 г.; к 1 января 2010 г. отменялись таможенные тарифы на все товары указанной подгруппы.
В рамках подгруппы 2 странам - участникам соглашения предоставлялось право отложить снижение таможенных тарифов на 150 видов товаров, указанных в приложении к подгруппе 1, до 1 января 2012 г.
На вторую группу товаров таможенные тарифы должны быть снижены до 20% к 1 января 2012 г. и до 0 - 5% к 1 января 2018 г.
На товары, указанные в третьей группе, тарифы снижаются до 50% к 1 января 2015 г. для "старой шестерки" стран - членов АСЕАН и к 1 января 2018 г. для "новой четверки"3.
В январе 2007 г. Китай и АСЕАН подписали также Соглашение о торговле услугами, которое предусматривало свободный доступ компаний обеих сторон в более чем 60 отраслей сферы услуг.
Официально ЗСТ АСЕАН-Китай начала функционировать с 1 января 2010 г. С этого момента в ее рамках более 7 тыс. товарных позиций не облагаются таможенными пошлинами4.
Кризис 1997 - 1998 гг. стимулировал обе стороны к поиску форм сотрудничества на основе взаимного интереса.
Китай для успешной экономической (и политической) конкуренции с Японией и США заинтересован в поддержании тесных взаимоотношений со странами АСЕАН, в облегчении доступа своих товаров и инвестиций на рынки Ассоциации, предоставляя в свою очередь ее компаниям облегченный доступ на китайский рынок.
Страны АСЕАН безусловно заинтересованы в расширении рынка сбыта для своих товаров, в увеличении доходов от китайских туристов, в привлечении инвестиций из Китая, а также в ослаблении традиционной зависимости от Японии, США и ЕС.
Благодаря созданию ЗСТ, расширяются возможности для дальнейшего увеличения объема взаимной торговли, которая стабильно росла до глобального кризиса 2008 - 2009 гг. (рис. 1).
В инвестиционной сфере Китай может получить достаточно большую выгоду от создания ЗСТ. Во-первых, китайские компании смогут более легко и быстро осуществлять экспансию на рынке АСЕАН. Во-вторых, инвестиции из третьих стран в экономику Китая, скорее всего, возрастут, так как компаниям третьих стран (особенно западных) выгоднее и легче входить на рынок АСЕАН из Китая, где большинство из них уже
3 См.: Соглашение о свободной торговли между АСЕАН и Китаем (http://www.mtib.gov.my/repository/woodspot/website_acfta_23july09.pdf).
4 См.: The Jakarta Post 01.02.2010 (http://www.thejakartapost.com/news/2010/01/02/asean6-zero-tariffs-take-effect-imm ediately.html).
Таблица 1. Ведущие торговые партнеры АСЕАН в 2009 г.
Торговый партнер |
Товарооборот, млрд. долл. |
Доля в товарообороте АСЕАН, % |
Китай |
178 |
11.6 |
ЕС |
171 |
11.2 |
Япония |
160 |
10.5 |
США |
149 |
9.7 |
Южная Корея |
74 |
4.9 |
САР Гонконг |
67 |
4.4 |
Австралия |
43 |
2.9 |
Индия |
39 |
2.5 |
Рассчитано по материалам интернет-сайта China Business Today (http://www.china-business-today.ru/novosti-kitaya/zona-svobodnoj-torgovli-kita j-asean-pridala-novyj-impuls-kitajsko-filippinskomu-sotrudnichestvu-sovetnik-posolst va-knr-na-filippinax-u-chzhenpin.html).
имеют производственные базы. По качеству макроэкономических показателей, условий ведения бизнеса и политической стабильности Китай привлекательнее многих стран АСЕАН - это также может способствовать переориентированию части инвестиций из АСЕАН в Китай.
Китай занимает первое место в торговле группировки АСЕАН, опережая ЕС, США и Японию (табл. 1). По сравнению с кризисным 2009 г. в 2010 г. общий объем торговли между КНР и АСЕАН подскочил на 40% и превысил 263 млрд. долл. При этом экспорт Китая в АСЕАН составил более 124 млрд. долл. (+33%), а импорт-138 млрд. долл. (+47%)5.
Потенциальная ЗСТ АСЕАН плюс СВА-3. Активное сотрудничество в области создания этой ЗСТ началось после азиатского финансового кризиса 1997 - 1998 гг., в ходе которого выяснилось, что, во-первых, ни АТЭС, ни АСЕАН не имели механизмов для предотвращения кризиса или хотя бы смягчения его последствий, во-вторых, ни МВФ, ни США не оказали оперативную помощь странам Восточной Азии.
Вместе с тем Китай не стал девальвировать юань (поскольку он это сделал еще в 1994 г.), что могло бы еще больше ухудшить финансовое положение попавших в кризис стран, а Япония достаточно оперативно предложила им финансовую помощь. Это означало переход к собственно региональным механизмам помощи, как и известное обострение конкуренции за влияние в ТА между Японией и Китаем.
Первым этапом создания ЗСТ АПТ можно считать предложение Китая по созданию ЗСТ АСЕАН-Китай. Это застало Японию врасплох, и она предложила АСЕАН рамочное соглашение о комплексном экономическом партнерстве. В результате на саммитах АПТ начались обсуждаться более широкие формы и области сотрудничества.
Так, на 11-м саммите АПТ в ноябре 2007 г. было одобрено создание фонда для разработки Рабочего плана сотрудничества по созданию ЗСТ АПТ. В июле 2010 г. на седьмом министерском совещании АПТ по энергетике Японии, Китаю и Южной Кореи было предложено разработать прогноз потребления ресурсов в АСЕАН и дать конкретные предложения со стороны трех стран в области энергетической безопасности, создания запасов нефти, развития рынка нефти и природного газа, новых и возобновляемых источников энергии, а также эффективного использования энергетических ресурсов.
Торговые отношения между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Китаем и Южной Кореей, с другой, активно развиваются, что является прочным основанием для продвижения к созданию ЗСТ. Только в 2009 г. произошел временный сбой в росте торгового оборота, вызванный мировым экономическим кризисом (рис. 2).
На 13-м саммите АПТ в октябре 2010 г. достигнута договоренность о создании Офиса макроэкономических исследований с местоположением в Сингапуре. Его задачи: осуществлять мониторинг и анализ региональных экономик на предмет выявления экономических рисков и необходимости осуществления государственных интервенций в экономику для противодействия таким рискам.
Кроме того, была одобрена идея создания Форума фондового рынка АПТ, который будет
Рис. 2. Торговый оборот между АСЕАН и СВА-3, млрд. долл.
5 См. материалы интернет-сайта China Business Today (http://www.china-business-today.ru/novosti-kitaya/zona-s vobodnoj-torgo vli-kitaj-asean-pridala-novyj-impuls-kitajsko-filippinskomu-sotrudnichestvu-sovetnik -posolstva-knr-na-filippinax-u-chzhenpin.html).
заниматься стандартизацией и гармонизацией законодательных норм, регулирующих трансграничные операции с акциями и другими ценными бумагами.
Также по итогам 13-го саммита АПТ предполагается создание института, деятельность которого сосредоточится на предоставлении гарантий по займам и на упрощении осуществления инвестиций в регионе. Такой институт создается в виде траст-фонда и в качестве одного из подразделений Азиатского банка развития с уставным капиталом в 700 млн. долл.6
На 10-м министерском совещании АПТ по вопросам сельского хозяйства и лесных ресурсов в октябре 2010 г. была обнародована Стратегия сотрудничества АПТ в области продовольствия, сельского и лесного хозяйства, которая предполагает сотрудничество в сферах продовольственной безопасности, использования энергии биомассы, сохранения и управления лесными ресурсами, изменения климата, улучшения продуктивности сельского хозяйства. Также подписано Соглашение о создании резервного рисового фонда.
Осуществляется сотрудничество в области защиты окружающей среды. Готовится рабочий план АПТ по сотрудничеству в области информации (информационный сектор, цифровая передача данных, создание совместного цифрового контента).
Развивается сотрудничество в области противодействия природным катастрофам, изменения климата - сотрудничество, которое предполагает обмен информацией, экспертизами и технологиями по соответствующим направлениям и т.д. Это особенно актуально в свете произошедшего в марте 2011 г. землетрясения в Японии, приведшего к катастрофе на атомной станции в Фукусиме.
Потенциальная ЗСТ Китай-Япония-Южная Корея. Началу формализации сотрудничества трех стран было положено в 1999 г., когда японский, китайский и южнокорейский лидеры решили проводить регулярные отдельные встречи во время саммитов АПТ. В 2003 г. в принципе была достигнута договоренность о создании ЗСТ. Исходя из нее, Китай, Южная Корея и Япония стали проводить совместные научные исследования.
Их цель - прояснить, во-первых, саму возможность создания ЗСТ, а во-вторых - последствия ее создания.
В декабре 2008 г. сотрудничество между Японией, Китаем и Южной Кореей формально было отделено от схемы АПТ и приобрело самостоятельное значение.
В 2009 г. под влиянием мирового финансового кризиса лидеры трех стран согласились, что необходимо ускорить процесс интеграции в СВА и выработку совместных механизмов реагирования на глобальные угрозы - прежде всего общеэкономических и финансовых. Создание ЗСТ в СВА-3 ускорит экономический рост в субрегионе и повысит интенсивность внутрирегиональной торговли, а также может послужить основой формирования более широкого интеграционного образования - Восточно-Азиатского сообщества.
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР
Помимо внутрирегиональной торговли в ТА развивается сотрудничество в финансовой сфере.
Одной из основ такого сотрудничества является устойчивый рост золото-валютных резервов (рис. 3).
Наибольшего успеха в финансовом взаимодействии, как и в случае с торговлей, достигли страны - участницы АСЕАН и СВА-3. Толчком к усилению финансового сотрудничества также стал восточноазиатский кризис 1997 - 1998 гг., после которого АСЕАН, Япония, Китай и Южная Корея осознали необходимость более тесной кооперации в финансовой сфере.
Хорошо управляемые региональные рынки капитала являются необходимым условием для эффективного перераспределения финансовых ресурсов в целях экономического развития. Механизмы регионального финансового сотрудничества повышают устойчивость экономики к разного рода кризисам.
Рис. 3. Золото-валютные резервы АСЕАН и СВА-3, млрд. долл.
Рассчитано по: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_referer=&sCS_Ch osenLang=en
6 См.: http://www.aseansec.org/16580.htm
Мировой экономический кризис 2008 - 2009 гг. еще раз подтвердил необходимость сотрудничества стран ТА в финансовой сфере, а придает этому сотрудничеству дополнительный стимул присутствие в регионе стран - крупных источников капитала (Япония, Китай и Южная Корея).
В принципе, сотрудничество в финансовой сфере между странами ТА началось еще в середине 90-х годов минувшего века. Между центральными банками 11 государств были заключены соглашения, согласно которым в случае нехватки ликвидности одна страна могла обменять имеющиеся у нее ценные бумаги американского казначейства на доллары США в центральном банке другой страны - участницы данного соглашения. Всего в середине 90-х годов было заключено семь таких соглашений в двустороннем и многостороннем форматах7:
- Индонезия-Малайзия-Таиланд-Гонконг-Австралия (1995 г.);
- Сингапур-Индонезия (1995 г.);
- Гонконг-Филиппины (1996 г.);
- Китай-Гонконг (1996 г.);
- Япония-Австралия-Гонконг-Индонезия-Ма-лайзия-Филиппины-Сингапур-Таила нд (1996 г.);
- Южная Корея-Австралия-Япония-Гонконг-Сингапур (1997 г.);
- Гонконг-Новая Зеландия (1997 г.).
Наряду с этими договорами в 1997 г. пять стран - участниц АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) заключили дополнительные СВОП-соглашения для стабилизации финансовой сферы в случае спекулятивных атак. На основании этих договоров центральный банк страны, оказавшейся в кризисе, мог обменять в центральном банке другой страны - участницы соглашения национальную валюту на доллары США с обязательством обратного выкупа своей валюты через определенное время.
Однако в 1998 г. объем таких СВОП-соглашений оценивался всего в 200 млн. долл.8 Позднее сеть СВОП-соглашений была расширена в рамках Чиангмайской инициативы.
В 2003 г. был разработан план действий по монетарной и финансовой интеграции в регионе, определены конкретные действия в этой области:
- создание юридической и технологической инфраструктуры для трансграничной интеграции фондовых рынков стран - участниц АСЕАН;
- полная либерализация предоставления финансовых услуг и движения капитала в регионе к 2015 г.
На сегодняшний день большая часть сотрудничества в финансовой сфере осуществляется в трех форматах: на базе АСЕАН, АПТ и СВА-3. Наибольший прогресс достигнут в рамках Чиангмайской инициативы, представляющей собой сеть СВОП-соглашений между странами - участницами АСЕАН - Японией, Китаем и Южной Кореей, и Инициативы в области азиатского рынка облигаций, направленной на создание и развитие региональных рынков облигаций, номинированных в местной валюте.
Чиангмайская инициатива. Впервые идея создания азиатского валютного фонда объемом 100 млрд. долл. для кратковременного покрытия нехватки ликвидности в случае кризиса была высказана Японией на встрече "большой семерки" и Международного валютного фонда в Гонконге в 1997 г.
Япония была готова внести 50% заявленного объема. Однако из-за противодействия США, ЕС и МВФ, которые опасались потери своего влияния в регионе, японское предложение дальнейшего развития не получило9.
В марте 1998 г. со стороны Японии последовало новое предложение, в процессе реализации которого она выделила нуждавшимся странам 30 млрд. долл. на преодоление азиатского финансового кризиса, а в 1999 г. заключила двусторонние СВОП-соглашения с Южной Кореей (5 млрд. долл.) и Малайзией (2.5 млрд. долл.)10.
На встрече министров финансов АПТ, проходившей в г. Чиангмай (Таиланд) в 2000 г., идея создания Азиатского валютного фонда (АВФ) была возрождена. На этой встрече министры финансов стран - участниц АСЕАН, Японии, Китая и Южной Кореи договорились о создании сети СВОП-соглашений11. Эта договоренность и
7 См.: The Journal of East Asian Affairs. 2003. N 1. P. 123 - 124.
8 См.: http://www.eastasiabc.org/userfiles/ASEAN%20Swap%20 Arrangement.pdf
9 См.: Михеев В. В. Восточно-Азиатское сообщество: китайский фактор и выводы для России / Рабочие материалы. Московский Центр Карнеги. М., 2004. N 1. С. 8.
10 См.: там же. С. 9.
11 См.: Совместное заявление министров финансов стран - участниц АСЕАН - Японии, Китая и Южной Кореи, Чиангмай, Таиланд, 6 мая 2000 г. (http://www.aseansec.org/6312.htm).
Таблица 2. Реализация Чиангмайской инициативы
|
Практические шаги |
2000 |
Принято решение об использовании формата АПТ для обмена данными по движению капиталов в регионе. Подписано соглашение по Чиангмайской инициативе. |
2005 |
Принято решение о повышении предельного размера предоставления средств по СВОП-соглашениям с 10% до 20% без участия МВФ. |
2006 |
Адаптация процедуры коллективного принятия решения для дальнейшего развития сети СВОП-соглашений в многостороннем режиме. |
2007 |
Принципиальное согласие о создании финансового пула в рамках дальнейшего развития Чиангмайской инициативы. |
2008 |
Соглашение о размере совместного финансового пула АПТ - 80 млрд. долл., а также о соотношении долей: АСЕАН - 20%, Япония, Китай и Южная Корея - 80%. |
2009 |
Решение об увеличении размера финансового пула до 120 млрд. долл., учреждение независимого наблюдательного органа (для изучения экономической ситуации в регионе), потенциальная возможность получения ликвидности сверх 20% от внесенной доли без участия МВФ. |
Составлено по: http://www.aseansec.org/19832.htm
получила название "Чиангмайская инициатива". Фактически это было расширение сети ранее заключенных СВОП-соглашений в рамках АСЕАН, к которой (сети) присоединились Япония, Китай и Южная Корея.
В 2001 г. странами АСЕАН-5 было принято решение о заключении СВОП-соглашений с новыми членами АСЕАН - Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей и Мьянмой. Коллективные ресурсы были увеличены до 2 млрд. долл.
Каждая из стран АСЕАН-5 и Бруней внесли в общий фонд по 150 млн. долл., Вьетнам - 60 млн. долл., Мьянма - 20 млн. долл., Камбоджа - 15 млн. долл. и Лаос - 5 млн. долл.12
Общий объем двусторонних СВОП-соглашений в 2009 г. достиг 90 млрд. долл., а совокупный объем СВОП-соглашений в рамках АСЕАН - 2 млрд. долл.13
Наибольшее число СВОП-соглашений с азиатскими странами имеет Япония: с Китаем (3 млрд. долл.), Южной Кореей (13 млрд. долл.), с каждой из стран АСЕАН-5 (всего 32.5 млрд. долл.)14.
Китай заключил СВОП-соглашения: с Южной Кореей (8 млрд. долл.), Таиландом (2 млрд. долл.), Малайзией (1.5 млрд. долл.) и Филиппинами (2 млрд. долл.)15.
Южная Корея заключила подобные соглашения с Индонезией (4 млрд. долл.), Таиландом (2 млрд. долл.), Филиппинами (4 млрд. долл.) и Малайзией (3 млрд. долл.)16.
В результате дальнейшего развития Чиангмайской инициативы странами - участниками АПТ был основан финансовый пул общим объемом в 120 млрд. долл., где на СВА-3 (Япония, Китай и Южная Корея) пришлось 96 млрд. долл., а на страны - участницы АСЕАН - 24 млрд. долл.17
Основные шаги на пути реализации Чиангмайской инициативы представлены в табл. 2.
Инициатива в области азиатского рынка облигаций. Программа была принята на встрече министров финансов АПТ в 2003 г. На ее создание во многом повлияли проблемы нехватки ликвидности, с которыми столкнулись страны во время азиатского финансового кризиса. В целом создание и развитие регионального рынка облигаций преследовало три цели.
1. Уменьшение зависимости региона от финансирования при посредничестве банков.
2. Уменьшение зависимости региона от краткосрочных иностранных кредитов.
3. Стимулирование использования накопленных в регионе средств в качестве основного источника финансирования.
В 2007 г. на 10-й встрече министров финансов АПТ в Японии стороны договорились о развитии следующих направлений: выпуск долговых обязательств для финансирования инфраструктурных проектов, секьюритизация кредитов и дебиторской задолженности, выпуск азиатских среднесрочных ценных бумаг.
В мае 2008 г. была подготовлена новая программа развития Инициативы, где отмечалась не-
12 См.: http://www.boj.or.jp/en/announcements/release_2008/data/un0812d.pdf
13 См.: http://www.mof.go.jp/english/if/CMI_0904.pdf
14 См.: там же.
15 См.: там же.
16 См.: там же.
17 См.:http://www.mof.go.jp/english/if/!00324press_release.pdf
Таблица 3. Реализация Инициативы в области азиатского рынка облигаций
|
Практические шаги |
2003 |
Соглашение по Инициативе в области азиатского рынка облигаций. |
2004 |
Запуск информационного интернет-сайта об азиатских ценных бумагах. |
2004 |
1. Японский банк международного сотрудничества начал предоставлять гарантии по ценным бумагам, выпущенным азиатскими ТНК в Таиланде. |
2005 |
1. Формулирование новой программы развития Инициативы: сбор и изучение экономической информации совместно со странами-партнерами, самообследование каждой страны - участницы Инициативы на предмет препятствий для выхода на рынок ценных бумаг частных и полугосударственных компаний. |
2006 |
Выпуск межгосударственных первичных обеспеченных облигационных обязательств (так называемые паназиатские бонды) Южной Кореей и Японией. |
2007 |
Соглашение по диверсификации эмитентов по типу выпускаемых ценных бумаг, номинированных в национальной валюте. |
2009 |
Соглашение о создании гарантийного механизма по кредитам и инвестициям с уставным капиталом в 500 млн. долл. |
2010 |
Создание совещательного органа - Форума по азиатскому рынку ценных бумаг. |
Составлено по материалам интернет-сайта АСЕАН, пресс-релизы за 1989 - 2010 гг. (http://www.aseansec.org/19832.htm).
обходимость формирования национальных рынков облигаций, номинированных в национальной валюте.
В мае 2009 г. на очередной встрече министров финансов АПТ был разработан так называемый механизм гарантий кредитов и инвестиций для упрощения входа компаний на рынок облигаций. Основная цель - предоставление гарантий по кредиту для национальных и иностранных компаний, которые выпускают ценные бумаги, номинированные в национальной валюте. Основные этапы реализации Инициативы в области азиатского рынка облигаций представлены в табл. 3.
В 2003 г. на встрече представителей центральных банков восточноазиатских стран было заявлено о необходимости создания Азиатского фонда облигаций для стимулирования выпуска азиатских ценных бумаг. Уставной капитал Фонда, частично профинансированный валютными резервами центральных банков, составил 1 млрд. долл. Позднее, в 2004 г., был создан второй фонд с уставным капиталом 2 млрд. долл.
Первый Фонд осуществляет инвестиции в ценные бумаги, номинированные в долларах США, выпущенные частными и полугосударственными азиатскими компаниями на территории Китая (плюс Гонконг), Индонезии, Южной Кореи, Филиппин, Малайзии, Сингапура и Таиланда. Второй - инвестирует в ценные бумаги, номинированные в национальной валюте.
В целом можно утверждать, что сопровождающие друг друга два направления развития региональной интеграции - торговое и финансовое - оказывают положительное влияние на развитие региона. Например, создание ЗСТ АСЕАН-Китай послужит стимулом к еще более тесной интеграции в рамках самой АСЕАН. Интегрированная (единая) АСЕАН, с точки зрения политического и экономического веса, получит возможность для более сбалансированного взаимодействия с США и Японией, да и с Китаем. Кроме того, ЗСТ АСЕАН-Китай ускорит формирование других планируемых к созданию ЗСТ: АПТ и Япония-Китай-Южная Корея.
Несмотря на то что по своим темпам сотрудничество в финансовой сфере пока отстает от региональной торговли, оно играет не менее важную роль в обеспечении экономической стабильности региона ТА. Более эффективное распределение финансовых потоков и быстрый доступ к ликвидности будут способствовать, во-первых, росту торговли, во-вторых, эффективному противодействию внутренним и внешним экономическим кризисам.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ РОССИИ
На данный момент взаимодействие Дальневосточного федерального округа Российской Федерации со странами ТА осуществляется преимущественно на основе торговли. В 2009 г. внешнеторговый оборот территорий ДФО и Забайкалья со странами ТА (плюс США) составил около 15.5 млрд. долл.18 При этом совокупная
18 См.: материалы официального сайта Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье" (http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/fecon_ftrade_itogi_2009.htm).
Таблица 4. Географическая структура внешнеторгового оборота Дальнего Востока и Забайкалья в 2009 г., %
Страны |
|
Китай |
28 |
Япония |
22 |
Южная Корея |
22 |
Прочие |
28 |
Здесь и табл. 5, 6 рассчитано по: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/feconftradeitog i_2009.htm
Таблица 5. Доля субъектов Дальнего Востока и Забайкалья во внешнеторговом обороте ДФО в 2009 г., %
Субъекты ДФО |
|
Сахалинская область |
47 |
Приморский край |
22 |
Хабаровский край |
9 |
Республика Саха-Якутия |
8 |
Камчатский край |
4 |
Республика Бурятия |
3 |
Забайкальский край |
3 |
Амурская область |
2 |
Остальные |
2 |
Таблица 6. Товарная структура экспорта субъектов ДФО и Забайкалья в 2009 г., %
Товары |
|
Нефть и нефтепродукты |
45 |
Металлы и изделия из них |
24 |
Рыба и морепродукты |
10 |
Древесина и изделия из нее |
8 |
Машины и оборудование |
3 |
Прочее |
10 |
Таблица 7. Основные статьи импорта субъектов ДФО и Забайкалья в 2009 г., %
Статьи |
|
Продовольственные товары |
19 |
Продукция легкой промышленности |
16 |
Металлы и изделия из них |
9 |
Продукция химической промышленности |
7 |
Нефть и нефтепродукты |
4 |
Машины и оборудование |
27 |
Прочее |
18 |
Рассчитано по: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/inf_jan_dec_2009.htm
доля Китая, Японии и Южной Кореи превысила 70% (табл. 4).
Наибольший вклад в общий объем внешней торговли вносят Сахалинская область и Приморский край (табл. 5).
Основные экспортные (9.9 млрд. долл.) направления субъектов ДФО и Забайкалья в 2009 г.:
- Южная Корея - 3.6 млрд. долл. Статьи экспорта: сырая нефть и нефтепродукты (73%), рыба мороженая (18%);
- Япония - 3.5 млрд. долл. Статьи экспорта: сырая нефть и нефтепродукты (68%).;
- Китай - 2.8 млрд. долл. Статьи экспорта: сырая нефть и нефтепродукты (28%), рыба мороженая (26%), необработанные лесоматериалы (29%).
Таким образом, главными экспортными позициями остаются нефть и нефтепродукты, необработанная древесина, замороженная рыба, металлы и изделия из них (табл. 6).
Общий объем импорта в 2009 г. составил 5.6 млрд. долл. Ведущие контрагенты:
- Китай - 2.3 млрд. долл. Статьи импорта: продукция легкой промышленности;
- США - 0.7 млрд. долл. Статьи импорта: продукция пищевой промышленности, насосы и двигатели;
- Япония - 0.5 млрд. долл. Статьи импорта: автомобили и части к ним;
- Южная Корея - 0.4 млрд. долл. Статьи импорта: нефть и нефтепродукты, продукция химической промышленности.
Итак, центральные статьи импорта: продовольственные товары, продукция легкой промышленности, машины и оборудование, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности (табл. 7).
Основные черты внешней торговли ДФО и Забайкалья заключаются в следующем.
Во-первых, внешняя торговля региона сосредоточена на СВА-3.
Во-вторых, происходит постоянное усиление сырьевой направленности регионального экспорта.
В-третьих, ужесточение таможенно-тарифного регулирования внешней торговли ДФО и Забайкалья не изменило качественного состава регионального экспорта в целом.
* * *
При сохранении текущих тенденций, интенсификация внешней торговли ДФО и Забайкалья, а тем более изменение ее качественного состава пока маловероятны. В своем нынешнем виде торговые связи Дальнего Востока России и стран ТА не могут являться залогом успешной интеграции Тихоокеанской части России в регион. Однако есть преимущества в других сферах, используя которые Россия сможет подключиться к интенсивному экономическому развитию в ТА.
В области логистики - при интеграции морского, авиа- и железнодорожного транспорта возможна организация кратчайшего транспортного маршрута между Востоком и Западом. Для этого требуются инвестиции в инфраструктуру (порты, аэропорты, вокзалы, автомобильные и железные дороги), современные каналы связи и транспорт (модернизация подвижного состава, современные авиалайнеры, корабли и т.д.).
В области природных ресурсов - огромные запасы полезных ископаемых, а также водные, лесные и биологические ресурсы, на основе которых возможно, во-первых, создание рынка углеводородов ТА, во-вторых, многостороннего нефтегазового резервного фонда СВА-3 с участием России.
В области гидроэлектроэнергии - избыточная мощность генерирующих компаний, которая не востребована на внутреннем рынке Дальнего Востока России. При инвестировании в создание электросетей возможен экспорт электроэнергии в Китай и/или Японию.
В области рекреационных ресурсов - наличие протяженного морского побережья, богатой природы и привлекательных туристических активов (вулканы, гейзеры и т.д.). Использование этого преимущества во многом зависит от инвестиций в туристическую инфраструктуру (аэропорты, вокзалы, автодороги, гостиницы и т.д.).
В области финансирования - например, внесение российской доли в азиатский финансовый пул (вход в сеть СВОП-соглашений) открывает возможности для подключения России к региональной финансовой интеграции. Этому может способствовать и создание на Дальнем Востоке России фондовой биржи с возможностью для иностранных эмитентов размещения на ней ценных бумаг.
В области инновационного развития - ДФО обладает относительно развитой производственной базой, на территории округа есть современные предприятия, в том числе ВПК. Также есть потенциал подготовки современных технических специалистов в вузах ДФО. Российские инициативы могут включать в себя создание условий для свободного перемещения специалистов и ученых, работников инновационной экономики по территории СВА, создание многосторонних инновационных площадок и бизнес-инкубаторов на пространстве Тихоокеанской Азии. Кроме того, есть возможность интегрироваться в производственные сети восточноазиатских ТНК на основе инновационной промышленности - для этого требуется разработать специфическую политику таможенного и налогового регулирования.
При создании необходимых условий со стороны государства, ДФО может успешно реализовать потенциал сотрудничества со странами ТА, что поможет решать проблемы поднятия уровня социально-экономического развития ДФО.
Ключевые слова: Тихоокеанская Азия, АСЕАН, СВА-3, Россия, Дальневосточный федеральный округ, зоны свободной торговли, интеграция, Чиангмайская инициатива, СВОП-соглашения.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |