Libmonster ID: UZ-920

Тихоокеанская Азия (ТА)1 представляет собой крупнейшее геоэкономическое и геополитическое пространство: численность населения - около 2.3 млрд. человек (2010 г.), а совокупный ВВП региона практически достиг 15 трлн. долл., что составляет 25% его мирового объема или примерно равно ВВП США. При этом неоспоримыми экономическими лидерами региона являются Китай и Япония - на них приходится более 65% совокупного ВВП ТА2.

Естественно, что бурный экономический рост и расширение связей между экономиками ТА привели к становлению разного рода региональных институтов, формирующих здесь интеграционную среду. Самым широким по охвату стран (выходящий за рамки ТА) и наименее формальным является созданный в 1989 г. форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), включающий в себя кроме стран ТА ряд государств восточного побережья Тихого океана (США, Канада, Мексика, Перу и Чили). Другой характер (и географический, и содержательный) имеет субрегиональное политико-экономическое объединение - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По следам (и в результате) азиатского финансового кризиса 1997 - 1998 гг. в ТА началось становление новых субрегиональных и региональных экономических группировок. Прежде всего, это тройка стран Северо-Восточной Азии - СВА-3 (Япония, Китай и Южная Корея), а также более широкое по охвату образование: АСЕАН плюс СВА-3 (АСЕАН плюс три - АПТ).

На сегодняшний день наибольшая степень интеграции достигнута в рамках АСЕАН, включая производные форматы сотрудничества с отдельными странами СВА: АСЕАН плюс Китай, АСЕАН плюс Япония и АСЕАН плюс Южная Корея.

Основой развития интеграционных процессов в ТА и их институциализации на данный момент являются внутрирегиональная торговля, а также сотрудничество в финансовой сфере.

ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Институциональной основой интеграции на основе торговли в ТА выступают зоны свободной торговли (ЗСТ), первой из которых стала ЗСТ АСЕАН и Китая. Идею ее создания выдвинул тогдашний премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи в 1999 г. в ходе третьего саммита АСЕАН-Китай в Маниле. К ноябрю 2001 г. стороны подготовили доклад "Формирование более тесного экономического сотрудничества между Китаем и АСЕАН в XXI веке".

Доклад рекомендовал создать ЗСТ АСЕАН и Китая в течение следующих десяти лет. Вступившие в АСЕАН после окончания конфронтации в ЮВА, связанной с холодной войной, Вьетнам, Лаос и Камбоджа, а также Мьянма опасались, и не без оснований, усиления конкуренции в рамках ЗСТ со стороны китайских товаров. Поэтому для перечисленных государств предлагалось создать особые условия по присоединению к ЗСТ. Среди возможных областей сотрудничества АСЕАН и Китая назывались лесная промышленность и сельское хозяйство, развитие предприятий малого и среднего бизнеса и промышленной кооперации, финансы, туризм, вложение в человеческий капитал, защита интеллектуальной собственности и окружающей среды. Кроме того, признавалось необходимым участие Китая в субрегиональных проектах экономического развития (строитель-


УСОЛЬЦЕВ Василий Иванович, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока (usoltsev@duma.gov.ru).

1 ТА включает в себя Тихоокеанскую часть России, Китай, Японию, Северную и Южную Кореи, страны ЮВА, Папуа-Новую Гвинею, Австралию и Новую Зеландию.

2 Рассчитано по статистической базе данных Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (см.: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_referer=&sCS_Ch osenLang=en).

стр. 67

Рис. 1. Торговый оборот между Китаем и АСЕАН, млрд. долл.

Здесь и рис. 2 рассчитано по статистической базе данных АСЕАН (http://www.aseansec.org/18137.htm).

ство железной дороги Сингапур-Кунминь, проект освоения дельты реки Меконг и т.д.).

В ноябре 2002 г. на шестом саммите АСЕАН-Китай Чжу Жунцзи и руководители стран - участниц АСЕАН подписали Рамочное соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве. В нем были указаны конкретные сроки создания ЗСТ АСЕАН-Китай: к 2010 г, (начало действия ЗСТ) должны были быть снижены или полностью отменены таможенные тарифы между Китаем и Индонезией, Брунеем, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом (то есть "старой шестеркой" стран - членов АСЕАН). Срок отмены тарифов для "новой четверки" - Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы - 2015 г.

В ноябре 2004 г. в рамках Соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве между Китаем и АСЕАН было подписано дополнительное соглашение о торговле товарами, согласно которому все товары были разделены на несколько групп и подгрупп.

Первая группа товаров подразделялась на подгруппы 1 и 2.

Таможенные тарифы на подгруппу 1 снижались, а затем отменялись по следующей схеме: на 40% товаров, указанных в приложении к подгруппе 1, таможенные тарифы снижались до 0 - 5% к 1 июля 2005 г.; на оставшиеся 60% товаров таможенные тарифы снижались также на 0 - 5%, но к 1 января 2007 г.; к 1 января 2010 г. отменялись таможенные тарифы на все товары указанной подгруппы.

В рамках подгруппы 2 странам - участникам соглашения предоставлялось право отложить снижение таможенных тарифов на 150 видов товаров, указанных в приложении к подгруппе 1, до 1 января 2012 г.

На вторую группу товаров таможенные тарифы должны быть снижены до 20% к 1 января 2012 г. и до 0 - 5% к 1 января 2018 г.

На товары, указанные в третьей группе, тарифы снижаются до 50% к 1 января 2015 г. для "старой шестерки" стран - членов АСЕАН и к 1 января 2018 г. для "новой четверки"3.

В январе 2007 г. Китай и АСЕАН подписали также Соглашение о торговле услугами, которое предусматривало свободный доступ компаний обеих сторон в более чем 60 отраслей сферы услуг.

Официально ЗСТ АСЕАН-Китай начала функционировать с 1 января 2010 г. С этого момента в ее рамках более 7 тыс. товарных позиций не облагаются таможенными пошлинами4.

Кризис 1997 - 1998 гг. стимулировал обе стороны к поиску форм сотрудничества на основе взаимного интереса.

Китай для успешной экономической (и политической) конкуренции с Японией и США заинтересован в поддержании тесных взаимоотношений со странами АСЕАН, в облегчении доступа своих товаров и инвестиций на рынки Ассоциации, предоставляя в свою очередь ее компаниям облегченный доступ на китайский рынок.

Страны АСЕАН безусловно заинтересованы в расширении рынка сбыта для своих товаров, в увеличении доходов от китайских туристов, в привлечении инвестиций из Китая, а также в ослаблении традиционной зависимости от Японии, США и ЕС.

Благодаря созданию ЗСТ, расширяются возможности для дальнейшего увеличения объема взаимной торговли, которая стабильно росла до глобального кризиса 2008 - 2009 гг. (рис. 1).

В инвестиционной сфере Китай может получить достаточно большую выгоду от создания ЗСТ. Во-первых, китайские компании смогут более легко и быстро осуществлять экспансию на рынке АСЕАН. Во-вторых, инвестиции из третьих стран в экономику Китая, скорее всего, возрастут, так как компаниям третьих стран (особенно западных) выгоднее и легче входить на рынок АСЕАН из Китая, где большинство из них уже


3 См.: Соглашение о свободной торговли между АСЕАН и Китаем (http://www.mtib.gov.my/repository/woodspot/website_acfta_23july09.pdf).

4 См.: The Jakarta Post 01.02.2010 (http://www.thejakartapost.com/news/2010/01/02/asean6-zero-tariffs-take-effect-imm ediately.html).

стр. 68

Таблица 1. Ведущие торговые партнеры АСЕАН в 2009 г.

Торговый партнер

Товарооборот, млрд. долл.

Доля в товарообороте АСЕАН, %

Китай

178

11.6

ЕС

171

11.2

Япония

160

10.5

США

149

9.7

Южная Корея

74

4.9

САР Гонконг

67

4.4

Австралия

43

2.9

Индия

39

2.5



Рассчитано по материалам интернет-сайта China Business Today (http://www.china-business-today.ru/novosti-kitaya/zona-svobodnoj-torgovli-kita j-asean-pridala-novyj-impuls-kitajsko-filippinskomu-sotrudnichestvu-sovetnik-posolst va-knr-na-filippinax-u-chzhenpin.html).

имеют производственные базы. По качеству макроэкономических показателей, условий ведения бизнеса и политической стабильности Китай привлекательнее многих стран АСЕАН - это также может способствовать переориентированию части инвестиций из АСЕАН в Китай.

Китай занимает первое место в торговле группировки АСЕАН, опережая ЕС, США и Японию (табл. 1). По сравнению с кризисным 2009 г. в 2010 г. общий объем торговли между КНР и АСЕАН подскочил на 40% и превысил 263 млрд. долл. При этом экспорт Китая в АСЕАН составил более 124 млрд. долл. (+33%), а импорт-138 млрд. долл. (+47%)5.

Потенциальная ЗСТ АСЕАН плюс СВА-3. Активное сотрудничество в области создания этой ЗСТ началось после азиатского финансового кризиса 1997 - 1998 гг., в ходе которого выяснилось, что, во-первых, ни АТЭС, ни АСЕАН не имели механизмов для предотвращения кризиса или хотя бы смягчения его последствий, во-вторых, ни МВФ, ни США не оказали оперативную помощь странам Восточной Азии.

Вместе с тем Китай не стал девальвировать юань (поскольку он это сделал еще в 1994 г.), что могло бы еще больше ухудшить финансовое положение попавших в кризис стран, а Япония достаточно оперативно предложила им финансовую помощь. Это означало переход к собственно региональным механизмам помощи, как и известное обострение конкуренции за влияние в ТА между Японией и Китаем.

Первым этапом создания ЗСТ АПТ можно считать предложение Китая по созданию ЗСТ АСЕАН-Китай. Это застало Японию врасплох, и она предложила АСЕАН рамочное соглашение о комплексном экономическом партнерстве. В результате на саммитах АПТ начались обсуждаться более широкие формы и области сотрудничества.

Так, на 11-м саммите АПТ в ноябре 2007 г. было одобрено создание фонда для разработки Рабочего плана сотрудничества по созданию ЗСТ АПТ. В июле 2010 г. на седьмом министерском совещании АПТ по энергетике Японии, Китаю и Южной Кореи было предложено разработать прогноз потребления ресурсов в АСЕАН и дать конкретные предложения со стороны трех стран в области энергетической безопасности, создания запасов нефти, развития рынка нефти и природного газа, новых и возобновляемых источников энергии, а также эффективного использования энергетических ресурсов.

Торговые отношения между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Китаем и Южной Кореей, с другой, активно развиваются, что является прочным основанием для продвижения к созданию ЗСТ. Только в 2009 г. произошел временный сбой в росте торгового оборота, вызванный мировым экономическим кризисом (рис. 2).

На 13-м саммите АПТ в октябре 2010 г. достигнута договоренность о создании Офиса макроэкономических исследований с местоположением в Сингапуре. Его задачи: осуществлять мониторинг и анализ региональных экономик на предмет выявления экономических рисков и необходимости осуществления государственных интервенций в экономику для противодействия таким рискам.

Кроме того, была одобрена идея создания Форума фондового рынка АПТ, который будет

Рис. 2. Торговый оборот между АСЕАН и СВА-3, млрд. долл.


5 См. материалы интернет-сайта China Business Today (http://www.china-business-today.ru/novosti-kitaya/zona-s vobodnoj-torgo vli-kitaj-asean-pridala-novyj-impuls-kitajsko-filippinskomu-sotrudnichestvu-sovetnik -posolstva-knr-na-filippinax-u-chzhenpin.html).

стр. 69

заниматься стандартизацией и гармонизацией законодательных норм, регулирующих трансграничные операции с акциями и другими ценными бумагами.

Также по итогам 13-го саммита АПТ предполагается создание института, деятельность которого сосредоточится на предоставлении гарантий по займам и на упрощении осуществления инвестиций в регионе. Такой институт создается в виде траст-фонда и в качестве одного из подразделений Азиатского банка развития с уставным капиталом в 700 млн. долл.6

На 10-м министерском совещании АПТ по вопросам сельского хозяйства и лесных ресурсов в октябре 2010 г. была обнародована Стратегия сотрудничества АПТ в области продовольствия, сельского и лесного хозяйства, которая предполагает сотрудничество в сферах продовольственной безопасности, использования энергии биомассы, сохранения и управления лесными ресурсами, изменения климата, улучшения продуктивности сельского хозяйства. Также подписано Соглашение о создании резервного рисового фонда.

Осуществляется сотрудничество в области защиты окружающей среды. Готовится рабочий план АПТ по сотрудничеству в области информации (информационный сектор, цифровая передача данных, создание совместного цифрового контента).

Развивается сотрудничество в области противодействия природным катастрофам, изменения климата - сотрудничество, которое предполагает обмен информацией, экспертизами и технологиями по соответствующим направлениям и т.д. Это особенно актуально в свете произошедшего в марте 2011 г. землетрясения в Японии, приведшего к катастрофе на атомной станции в Фукусиме.

Потенциальная ЗСТ Китай-Япония-Южная Корея. Началу формализации сотрудничества трех стран было положено в 1999 г., когда японский, китайский и южнокорейский лидеры решили проводить регулярные отдельные встречи во время саммитов АПТ. В 2003 г. в принципе была достигнута договоренность о создании ЗСТ. Исходя из нее, Китай, Южная Корея и Япония стали проводить совместные научные исследования.

Их цель - прояснить, во-первых, саму возможность создания ЗСТ, а во-вторых - последствия ее создания.

В декабре 2008 г. сотрудничество между Японией, Китаем и Южной Кореей формально было отделено от схемы АПТ и приобрело самостоятельное значение.

В 2009 г. под влиянием мирового финансового кризиса лидеры трех стран согласились, что необходимо ускорить процесс интеграции в СВА и выработку совместных механизмов реагирования на глобальные угрозы - прежде всего общеэкономических и финансовых. Создание ЗСТ в СВА-3 ускорит экономический рост в субрегионе и повысит интенсивность внутрирегиональной торговли, а также может послужить основой формирования более широкого интеграционного образования - Восточно-Азиатского сообщества.

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Помимо внутрирегиональной торговли в ТА развивается сотрудничество в финансовой сфере.

Одной из основ такого сотрудничества является устойчивый рост золото-валютных резервов (рис. 3).

Наибольшего успеха в финансовом взаимодействии, как и в случае с торговлей, достигли страны - участницы АСЕАН и СВА-3. Толчком к усилению финансового сотрудничества также стал восточноазиатский кризис 1997 - 1998 гг., после которого АСЕАН, Япония, Китай и Южная Корея осознали необходимость более тесной кооперации в финансовой сфере.

Хорошо управляемые региональные рынки капитала являются необходимым условием для эффективного перераспределения финансовых ресурсов в целях экономического развития. Механизмы регионального финансового сотрудничества повышают устойчивость экономики к разного рода кризисам.

Рис. 3. Золото-валютные резервы АСЕАН и СВА-3, млрд. долл.

Рассчитано по: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_referer=&sCS_Ch osenLang=en


6 См.: http://www.aseansec.org/16580.htm

стр. 70

Мировой экономический кризис 2008 - 2009 гг. еще раз подтвердил необходимость сотрудничества стран ТА в финансовой сфере, а придает этому сотрудничеству дополнительный стимул присутствие в регионе стран - крупных источников капитала (Япония, Китай и Южная Корея).

В принципе, сотрудничество в финансовой сфере между странами ТА началось еще в середине 90-х годов минувшего века. Между центральными банками 11 государств были заключены соглашения, согласно которым в случае нехватки ликвидности одна страна могла обменять имеющиеся у нее ценные бумаги американского казначейства на доллары США в центральном банке другой страны - участницы данного соглашения. Всего в середине 90-х годов было заключено семь таких соглашений в двустороннем и многостороннем форматах7:

- Индонезия-Малайзия-Таиланд-Гонконг-Австралия (1995 г.);

- Сингапур-Индонезия (1995 г.);

- Гонконг-Филиппины (1996 г.);

- Китай-Гонконг (1996 г.);

- Япония-Австралия-Гонконг-Индонезия-Ма-лайзия-Филиппины-Сингапур-Таила нд (1996 г.);

- Южная Корея-Австралия-Япония-Гонконг-Сингапур (1997 г.);

- Гонконг-Новая Зеландия (1997 г.).

Наряду с этими договорами в 1997 г. пять стран - участниц АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) заключили дополнительные СВОП-соглашения для стабилизации финансовой сферы в случае спекулятивных атак. На основании этих договоров центральный банк страны, оказавшейся в кризисе, мог обменять в центральном банке другой страны - участницы соглашения национальную валюту на доллары США с обязательством обратного выкупа своей валюты через определенное время.

Однако в 1998 г. объем таких СВОП-соглашений оценивался всего в 200 млн. долл.8 Позднее сеть СВОП-соглашений была расширена в рамках Чиангмайской инициативы.

В 2003 г. был разработан план действий по монетарной и финансовой интеграции в регионе, определены конкретные действия в этой области:

- создание юридической и технологической инфраструктуры для трансграничной интеграции фондовых рынков стран - участниц АСЕАН;

- полная либерализация предоставления финансовых услуг и движения капитала в регионе к 2015 г.

На сегодняшний день большая часть сотрудничества в финансовой сфере осуществляется в трех форматах: на базе АСЕАН, АПТ и СВА-3. Наибольший прогресс достигнут в рамках Чиангмайской инициативы, представляющей собой сеть СВОП-соглашений между странами - участницами АСЕАН - Японией, Китаем и Южной Кореей, и Инициативы в области азиатского рынка облигаций, направленной на создание и развитие региональных рынков облигаций, номинированных в местной валюте.

Чиангмайская инициатива. Впервые идея создания азиатского валютного фонда объемом 100 млрд. долл. для кратковременного покрытия нехватки ликвидности в случае кризиса была высказана Японией на встрече "большой семерки" и Международного валютного фонда в Гонконге в 1997 г.

Япония была готова внести 50% заявленного объема. Однако из-за противодействия США, ЕС и МВФ, которые опасались потери своего влияния в регионе, японское предложение дальнейшего развития не получило9.

В марте 1998 г. со стороны Японии последовало новое предложение, в процессе реализации которого она выделила нуждавшимся странам 30 млрд. долл. на преодоление азиатского финансового кризиса, а в 1999 г. заключила двусторонние СВОП-соглашения с Южной Кореей (5 млрд. долл.) и Малайзией (2.5 млрд. долл.)10.

На встрече министров финансов АПТ, проходившей в г. Чиангмай (Таиланд) в 2000 г., идея создания Азиатского валютного фонда (АВФ) была возрождена. На этой встрече министры финансов стран - участниц АСЕАН, Японии, Китая и Южной Кореи договорились о создании сети СВОП-соглашений11. Эта договоренность и


7 См.: The Journal of East Asian Affairs. 2003. N 1. P. 123 - 124.

8 См.: http://www.eastasiabc.org/userfiles/ASEAN%20Swap%20 Arrangement.pdf

9 См.: Михеев В. В. Восточно-Азиатское сообщество: китайский фактор и выводы для России / Рабочие материалы. Московский Центр Карнеги. М., 2004. N 1. С. 8.

10 См.: там же. С. 9.

11 См.: Совместное заявление министров финансов стран - участниц АСЕАН - Японии, Китая и Южной Кореи, Чиангмай, Таиланд, 6 мая 2000 г. (http://www.aseansec.org/6312.htm).

стр. 71

Таблица 2. Реализация Чиангмайской инициативы

 

Практические шаги

2000

Принято решение об использовании формата АПТ для обмена данными по движению капиталов в регионе. Подписано соглашение по Чиангмайской инициативе.

2005

Принято решение о повышении предельного размера предоставления средств по СВОП-соглашениям с 10% до 20% без участия МВФ.

2006

Адаптация процедуры коллективного принятия решения для дальнейшего развития сети СВОП-соглашений в многостороннем режиме.

2007

Принципиальное согласие о создании финансового пула в рамках дальнейшего развития Чиангмайской инициативы.

2008

Соглашение о размере совместного финансового пула АПТ - 80 млрд. долл., а также о соотношении долей: АСЕАН - 20%, Япония, Китай и Южная Корея - 80%.

2009

Решение об увеличении размера финансового пула до 120 млрд. долл., учреждение независимого наблюдательного органа (для изучения экономической ситуации в регионе), потенциальная возможность получения ликвидности сверх 20% от внесенной доли без участия МВФ.
Соглашение по главным компонентам Чиангмайской инициативы: размер вклада каждой страны, условия кредитования, учреждение независимого экспертного совета.



Составлено по: http://www.aseansec.org/19832.htm

получила название "Чиангмайская инициатива". Фактически это было расширение сети ранее заключенных СВОП-соглашений в рамках АСЕАН, к которой (сети) присоединились Япония, Китай и Южная Корея.

В 2001 г. странами АСЕАН-5 было принято решение о заключении СВОП-соглашений с новыми членами АСЕАН - Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей и Мьянмой. Коллективные ресурсы были увеличены до 2 млрд. долл.

Каждая из стран АСЕАН-5 и Бруней внесли в общий фонд по 150 млн. долл., Вьетнам - 60 млн. долл., Мьянма - 20 млн. долл., Камбоджа - 15 млн. долл. и Лаос - 5 млн. долл.12

Общий объем двусторонних СВОП-соглашений в 2009 г. достиг 90 млрд. долл., а совокупный объем СВОП-соглашений в рамках АСЕАН - 2 млрд. долл.13

Наибольшее число СВОП-соглашений с азиатскими странами имеет Япония: с Китаем (3 млрд. долл.), Южной Кореей (13 млрд. долл.), с каждой из стран АСЕАН-5 (всего 32.5 млрд. долл.)14.

Китай заключил СВОП-соглашения: с Южной Кореей (8 млрд. долл.), Таиландом (2 млрд. долл.), Малайзией (1.5 млрд. долл.) и Филиппинами (2 млрд. долл.)15.

Южная Корея заключила подобные соглашения с Индонезией (4 млрд. долл.), Таиландом (2 млрд. долл.), Филиппинами (4 млрд. долл.) и Малайзией (3 млрд. долл.)16.

В результате дальнейшего развития Чиангмайской инициативы странами - участниками АПТ был основан финансовый пул общим объемом в 120 млрд. долл., где на СВА-3 (Япония, Китай и Южная Корея) пришлось 96 млрд. долл., а на страны - участницы АСЕАН - 24 млрд. долл.17

Основные шаги на пути реализации Чиангмайской инициативы представлены в табл. 2.

Инициатива в области азиатского рынка облигаций. Программа была принята на встрече министров финансов АПТ в 2003 г. На ее создание во многом повлияли проблемы нехватки ликвидности, с которыми столкнулись страны во время азиатского финансового кризиса. В целом создание и развитие регионального рынка облигаций преследовало три цели.

1. Уменьшение зависимости региона от финансирования при посредничестве банков.

2. Уменьшение зависимости региона от краткосрочных иностранных кредитов.

3. Стимулирование использования накопленных в регионе средств в качестве основного источника финансирования.

В 2007 г. на 10-й встрече министров финансов АПТ в Японии стороны договорились о развитии следующих направлений: выпуск долговых обязательств для финансирования инфраструктурных проектов, секьюритизация кредитов и дебиторской задолженности, выпуск азиатских среднесрочных ценных бумаг.

В мае 2008 г. была подготовлена новая программа развития Инициативы, где отмечалась не-


12 См.: http://www.boj.or.jp/en/announcements/release_2008/data/un0812d.pdf

13 См.: http://www.mof.go.jp/english/if/CMI_0904.pdf

14 См.: там же.

15 См.: там же.

16 См.: там же.

17 См.:http://www.mof.go.jp/english/if/!00324press_release.pdf

стр. 72

Таблица 3. Реализация Инициативы в области азиатского рынка облигаций

 

Практические шаги

2003

Соглашение по Инициативе в области азиатского рынка облигаций.

2004

Запуск информационного интернет-сайта об азиатских ценных бумагах.

2004

1. Японский банк международного сотрудничества начал предоставлять гарантии по ценным бумагам, выпущенным азиатскими ТНК в Таиланде.
2. Азиатский банк развития совместно с Международной финансовой корпорацией выпустили облигации, номинированные в ринггитах.

2005

1. Формулирование новой программы развития Инициативы: сбор и изучение экономической информации совместно со странами-партнерами, самообследование каждой страны - участницы Инициативы на предмет препятствий для выхода на рынок ценных бумаг частных и полугосударственных компаний.
2. Изучение возможной альтернативы налога на владение акциями.

2006

Выпуск межгосударственных первичных обеспеченных облигационных обязательств (так называемые паназиатские бонды) Южной Кореей и Японией.

2007

Соглашение по диверсификации эмитентов по типу выпускаемых ценных бумаг, номинированных в национальной валюте.

2009

Соглашение о создании гарантийного механизма по кредитам и инвестициям с уставным капиталом в 500 млн. долл.

2010

Создание совещательного органа - Форума по азиатскому рынку ценных бумаг.



Составлено по материалам интернет-сайта АСЕАН, пресс-релизы за 1989 - 2010 гг. (http://www.aseansec.org/19832.htm).

обходимость формирования национальных рынков облигаций, номинированных в национальной валюте.

В мае 2009 г. на очередной встрече министров финансов АПТ был разработан так называемый механизм гарантий кредитов и инвестиций для упрощения входа компаний на рынок облигаций. Основная цель - предоставление гарантий по кредиту для национальных и иностранных компаний, которые выпускают ценные бумаги, номинированные в национальной валюте. Основные этапы реализации Инициативы в области азиатского рынка облигаций представлены в табл. 3.

В 2003 г. на встрече представителей центральных банков восточноазиатских стран было заявлено о необходимости создания Азиатского фонда облигаций для стимулирования выпуска азиатских ценных бумаг. Уставной капитал Фонда, частично профинансированный валютными резервами центральных банков, составил 1 млрд. долл. Позднее, в 2004 г., был создан второй фонд с уставным капиталом 2 млрд. долл.

Первый Фонд осуществляет инвестиции в ценные бумаги, номинированные в долларах США, выпущенные частными и полугосударственными азиатскими компаниями на территории Китая (плюс Гонконг), Индонезии, Южной Кореи, Филиппин, Малайзии, Сингапура и Таиланда. Второй - инвестирует в ценные бумаги, номинированные в национальной валюте.

В целом можно утверждать, что сопровождающие друг друга два направления развития региональной интеграции - торговое и финансовое - оказывают положительное влияние на развитие региона. Например, создание ЗСТ АСЕАН-Китай послужит стимулом к еще более тесной интеграции в рамках самой АСЕАН. Интегрированная (единая) АСЕАН, с точки зрения политического и экономического веса, получит возможность для более сбалансированного взаимодействия с США и Японией, да и с Китаем. Кроме того, ЗСТ АСЕАН-Китай ускорит формирование других планируемых к созданию ЗСТ: АПТ и Япония-Китай-Южная Корея.

Несмотря на то что по своим темпам сотрудничество в финансовой сфере пока отстает от региональной торговли, оно играет не менее важную роль в обеспечении экономической стабильности региона ТА. Более эффективное распределение финансовых потоков и быстрый доступ к ликвидности будут способствовать, во-первых, росту торговли, во-вторых, эффективному противодействию внутренним и внешним экономическим кризисам.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ РОССИИ

На данный момент взаимодействие Дальневосточного федерального округа Российской Федерации со странами ТА осуществляется преимущественно на основе торговли. В 2009 г. внешнеторговый оборот территорий ДФО и Забайкалья со странами ТА (плюс США) составил около 15.5 млрд. долл.18 При этом совокупная


18 См.: материалы официального сайта Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье" (http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/fecon_ftrade_itogi_2009.htm).

стр. 73

Таблица 4. Географическая структура внешнеторгового оборота Дальнего Востока и Забайкалья в 2009 г., %

Страны

 

Китай

28

Япония

22

Южная Корея

22

Прочие

28



Здесь и табл. 5, 6 рассчитано по: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/feconftradeitog i_2009.htm

Таблица 5. Доля субъектов Дальнего Востока и Забайкалья во внешнеторговом обороте ДФО в 2009 г., %

Субъекты ДФО

 

Сахалинская область

47

Приморский край

22

Хабаровский край

9

Республика Саха-Якутия

8

Камчатский край

4

Республика Бурятия

3

Забайкальский край

3

Амурская область

2

Остальные

2



Таблица 6. Товарная структура экспорта субъектов ДФО и Забайкалья в 2009 г., %

Товары

 

Нефть и нефтепродукты

45

Металлы и изделия из них

24

Рыба и морепродукты

10

Древесина и изделия из нее

8

Машины и оборудование

3

Прочее

10



Таблица 7. Основные статьи импорта субъектов ДФО и Забайкалья в 2009 г., %

Статьи

 

Продовольственные товары

19

Продукция легкой промышленности

16

Металлы и изделия из них

9

Продукция химической промышленности

7

Нефть и нефтепродукты

4

Машины и оборудование

27

Прочее

18



Рассчитано по: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/inf_jan_dec_2009.htm

доля Китая, Японии и Южной Кореи превысила 70% (табл. 4).

Наибольший вклад в общий объем внешней торговли вносят Сахалинская область и Приморский край (табл. 5).

Основные экспортные (9.9 млрд. долл.) направления субъектов ДФО и Забайкалья в 2009 г.:

Южная Корея - 3.6 млрд. долл. Статьи экспорта: сырая нефть и нефтепродукты (73%), рыба мороженая (18%);

- Япония - 3.5 млрд. долл. Статьи экспорта: сырая нефть и нефтепродукты (68%).;

Китай - 2.8 млрд. долл. Статьи экспорта: сырая нефть и нефтепродукты (28%), рыба мороженая (26%), необработанные лесоматериалы (29%).

Таким образом, главными экспортными позициями остаются нефть и нефтепродукты, необработанная древесина, замороженная рыба, металлы и изделия из них (табл. 6).

Общий объем импорта в 2009 г. составил 5.6 млрд. долл. Ведущие контрагенты:

Китай - 2.3 млрд. долл. Статьи импорта: продукция легкой промышленности;

США - 0.7 млрд. долл. Статьи импорта: продукция пищевой промышленности, насосы и двигатели;

Япония - 0.5 млрд. долл. Статьи импорта: автомобили и части к ним;

Южная Корея - 0.4 млрд. долл. Статьи импорта: нефть и нефтепродукты, продукция химической промышленности.

Итак, центральные статьи импорта: продовольственные товары, продукция легкой промышленности, машины и оборудование, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности (табл. 7).

Основные черты внешней торговли ДФО и Забайкалья заключаются в следующем.

Во-первых, внешняя торговля региона сосредоточена на СВА-3.

Во-вторых, происходит постоянное усиление сырьевой направленности регионального экспорта.

В-третьих, ужесточение таможенно-тарифного регулирования внешней торговли ДФО и Забайкалья не изменило качественного состава регионального экспорта в целом.

стр. 74

* * *

При сохранении текущих тенденций, интенсификация внешней торговли ДФО и Забайкалья, а тем более изменение ее качественного состава пока маловероятны. В своем нынешнем виде торговые связи Дальнего Востока России и стран ТА не могут являться залогом успешной интеграции Тихоокеанской части России в регион. Однако есть преимущества в других сферах, используя которые Россия сможет подключиться к интенсивному экономическому развитию в ТА.

В области логистики - при интеграции морского, авиа- и железнодорожного транспорта возможна организация кратчайшего транспортного маршрута между Востоком и Западом. Для этого требуются инвестиции в инфраструктуру (порты, аэропорты, вокзалы, автомобильные и железные дороги), современные каналы связи и транспорт (модернизация подвижного состава, современные авиалайнеры, корабли и т.д.).

В области природных ресурсов - огромные запасы полезных ископаемых, а также водные, лесные и биологические ресурсы, на основе которых возможно, во-первых, создание рынка углеводородов ТА, во-вторых, многостороннего нефтегазового резервного фонда СВА-3 с участием России.

В области гидроэлектроэнергии - избыточная мощность генерирующих компаний, которая не востребована на внутреннем рынке Дальнего Востока России. При инвестировании в создание электросетей возможен экспорт электроэнергии в Китай и/или Японию.

В области рекреационных ресурсов - наличие протяженного морского побережья, богатой природы и привлекательных туристических активов (вулканы, гейзеры и т.д.). Использование этого преимущества во многом зависит от инвестиций в туристическую инфраструктуру (аэропорты, вокзалы, автодороги, гостиницы и т.д.).

В области финансирования - например, внесение российской доли в азиатский финансовый пул (вход в сеть СВОП-соглашений) открывает возможности для подключения России к региональной финансовой интеграции. Этому может способствовать и создание на Дальнем Востоке России фондовой биржи с возможностью для иностранных эмитентов размещения на ней ценных бумаг.

В области инновационного развития - ДФО обладает относительно развитой производственной базой, на территории округа есть современные предприятия, в том числе ВПК. Также есть потенциал подготовки современных технических специалистов в вузах ДФО. Российские инициативы могут включать в себя создание условий для свободного перемещения специалистов и ученых, работников инновационной экономики по территории СВА, создание многосторонних инновационных площадок и бизнес-инкубаторов на пространстве Тихоокеанской Азии. Кроме того, есть возможность интегрироваться в производственные сети восточноазиатских ТНК на основе инновационной промышленности - для этого требуется разработать специфическую политику таможенного и налогового регулирования.

При создании необходимых условий со стороны государства, ДФО может успешно реализовать потенциал сотрудничества со странами ТА, что поможет решать проблемы поднятия уровня социально-экономического развития ДФО.

Ключевые слова: Тихоокеанская Азия, АСЕАН, СВА-3, Россия, Дальневосточный федеральный округ, зоны свободной торговли, интеграция, Чиангмайская инициатива, СВОП-соглашения.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ТИХООКЕАНСКАЯ-АЗИЯ-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ-ИНТЕГРАЦИЯ-И-ПЕРСПЕКТИВЫ-РОССИИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Усольцев, ТИХООКЕАНСКАЯ АЗИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 24.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ТИХООКЕАНСКАЯ-АЗИЯ-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ-ИНТЕГРАЦИЯ-И-ПЕРСПЕКТИВЫ-РОССИИ (date of access: 20.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Усольцев:

В. Усольцев → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Ilmira Askarova
Tashkent, Uzbekistan
16 views rating
24.06.2024 (27 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНОЕ ДЕЛО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
9 hours ago · From Ilmira Askarova
РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
2 days ago · From Ilmira Askarova
ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.
2 days ago · From Ilmira Askarova
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК В. Ф. ВАСИЛЬЕВА
3 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ТИХООКЕАНСКАЯ АЗИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android