Выбор работы С. Н. Утургаури и Н. Ю. Улъченко "Тургут Озал - премьер и президент Турции" (М., ИВ РАН, 2009, 128 с), открывавшей новую серию научных публикаций "Восток: исторические портреты", вполне оправдан.
Выдающийся турецкий государственный деятель Тургут Озал у нас мало известен - до выхода данной книги ему была посвящена всего одна статья Д. И. Вдовиченко ("Вопросы истории", 1994, N 4). Между тем, его роль в преобразовании экономической и социально-политической системы современной Турции близка по своему значению реформаторской деятельности великого Мустафы Кемаля Ататюрка в первые десятилетия после создания Республики.
Озал является отцом рыночных реформ в Турции, начало которым было положено в 1980 г. В то время он занимал должность экономического советника в правительстве С. Демиреля, а позднее, уже в правительстве военного режима, Озал был назначен министром экономики и отвечал за проведение реформы до вынужденной отставки в середине 1982 г.
Его реформаторская деятельность широко развернулась после того, как он стал в конце 1983 г. премьер-министром однопартийного правительства Партии Отечества, и позже, когда в конце 1989 г. он был избран президентом Турции. Осуществленные за это время реформы и преобразования расчистили путь для ускорения развития страны и ее интеграции в мировую хозяйственную систему.
На основе новых данных из турецких источников авторам удалось доходчиво и живо описать жизненный путь Т. Озала, показать его ближайшее окружение, политические и деловые связи в Турции и за рубежом и многое другое, что формировало личность этого незаурядного человека.
Тургут Озал (1927 - 1993) родился в провинциальном анатолийском городке Малатья в малообеспеченной семье. В 1945 г. поступил в Стамбульский технический университет, где одновременно с ним учились будущие известные политики страны С. Демирель и Н. Эрбакан. После окончания университета в 1950 г., получив диплом магистра в области электротехники, Озал ряд лет работал в Государственном управлении по делам электрификации.
Важным шагом, повлиявшим на формирование взглядов Озала и оказавшим серьезное влияние на его последующую деятельность, стало вступление в конце 1950-х гг. в суфийское братство накшибенди. Этот тарикат*, имеющий в Турции большое число сторонников, руководствуется установками умеренного ислама, нацелен на созидательную деятельность, активное участие в общественно-политической жизни. Как показано в книге, Озал не только не усматривал в этом опасности для страны, чей светский характер был закреплен в конституции, но, напротив, считал необходимым подключение верующих к процессу формирования гражданского общества и, добавим, видел в этом условие
* Тарикат - суфийский орден, братство. Авторы включили в приложение рецензируемой книги небольшую статью А. Д. Киыша об истории братства накшибенди (с. 115).
превращения Турции в центр притяжения для мусульман региона.
В середине 1960-х гг. Т. Озал включается в политическую жизнь. В его взглядах сочетались стремление ускорить модернизацию страны по западным стандартам с осознанием необходимости открыть возможности для активного участия в этом процессе религиозных деятелей и организаций.
Карьера Т. Озала как политика началась благодаря сближению и сотрудничеству с С. Демирелем в период формирования возглавленной им Партии справедливости. В 1965 г. Демирель, ставший премьер-министром, назначил Озала своим экономическим советником, а в 1967 г. - руководителем Государственной плановой организации (ГПО). Однако в 1971 г. после очередного военного переворота Озалу пришлось уйти в отставку и уехать в США. Там он некоторое время занимал должность завотделом во Всемирном банке (ВБ), что свидетельствовало о международном признании его в качестве профессионального экономиста. По возвращении в 1974 г. в Турцию главной сферой его деятельности стал бизнес. Он становится совладельцем ряда компаний, создает собственные фирмы.
Озал использовал все возможности для поддержки исламского капитала. Сам он становится учредителем происламских Фонда национальной культуры и Фонда просвещения и даже предпринимает попытку баллотироваться в парламент по списку происламской Партии национального спасения.
В числе личных качеств, обеспечивавших успех Озалу, в книге отмечается его способность привлекать к сотрудничеству "людей на первый взгляд несовместимых по убеждению, социальному положению, этнической принадлежности" (с. 25), исходя, в первую очередь, из их профессиональных и деловых качеств. Когда во второй половине 1970-х гг. после повышения мировых цен на нефть Турция стала погружаться в кризис, охвативший не только экономическую, но и политическую жизнь страны, С. Демирель, вновь возглавивший правительство, привлек Озала в качестве экономического советника и назначил его руководителем ГПО. На него была возложена миссия переговоров с Западом и подготовки на основе рекомендаций МВФ и ВБ документа по выводу Турции из кризиса и достижению экономической стабилизации. Представленный Т. Озалом по итогам переговоров "Пакет мер 24 января" был утвержден правительством.
Перед страной были поставлены задачи перевода Турции с импортзамещения на экспортоориентированную модель, превращения экономики из закрытой в открытую конкурентную систему, из преимущественно государственной - в частную. Озалу не удалось довести до конца начатые реформы, поскольку в 1982 г. его вынудили уйти в отставку - неолиберальные прозападные взгляды Озала противоречили консерватизму генералитета, приверженного этатизму Ататюрка.
Он вновь отправляется в США, встречается и консультируется с влиятельными должностным лицами МВФ и ВБ, правительственными чиновниками, заручается их поддержкой. Возвратившись в 1983 г. в Турцию, Озал создает Партию Отечества, активно включается в кампанию по выборам в парламент. Согласно приведенным в книге сведениям, регистрация новой партии комиссией военных была, в отличие от других политических партий, упрощена после встречи президента К. Эврена с американским генералом А. Хейгом, в прошлом главнокомандующим силами НАТО, который охарактеризовал Т. Озала как "человека, преданного идеям демократии и свободного рынка" (с. 45).
На выборах в ноябре 1983 г. партия Озала получила голоса 45% избирателей, что позволило ему сформировать и возглавить однопартийное правительство, которое находилось у власти неполные два срока (с декабря 1983 г. по ноябрь 1991 г.). Была продолжена либерализация внешнеторгового и валютного режимов, усилена поддержка частного сектора при инвестициях в производства, ориентированные на экспорт, а также другие отрасли, приносящие валютные доходы. Эти меры позволили существенно увеличить экспорт, главным образом за счет изменения его структуры в пользу промышленных товаров, возобновить высокие темпы роста ВВП.
Вместе с тем, как показано в разделе книги, посвященном экономической политике правительства Озала, экономическая либерализация, увеличение инвестиций в экономику, рост социальных расходов сопровождались разрастанием инфляционного процесса, углублением имущественной поляризации, что вызвало недовольство населения. Некоторые популистские шаги правительства стали поводом для нападок оппозиции.
Правительство Озала приступило к демократизации политической жизни. В частности, для смягчения остроты курдской проблемы предлагались пути переговоров и уступок, отказ от силовых методов. Был снят запрет на использование курдского языка, разрешено его преподавание, издание газет. Курды получили возможность участвовать в парламентских выборах. Было разрешено создание частных радио- и телекомпаний. Турция присоединилась к международной конвенции о запрете пыток, а турецкие граждане отныне могли обращаться в Международный суд по правам человека. Эти и некоторые другие шаги, связанные с внедрением демократических начал в общественную жизнь, наряду с мерами по либерализации экономики, свидетельствовали о стремлении Турции к тесному сотрудничеству с Европой. Позже, уже после избрания в октябре 1989 г. Т. Озала президентом, были упразднены статьи турецкого уголовного кодекса, запрещавшие создание исламских и левых партий, им было предоставлено право участвовать в политической жизни страны.
Достаточно много внимания в книге уделено внешней политике Турции в годы правления Озала. Авторы особо отмечают активизацию Турции на региональном уровне. Анкара начала активно развивать отношения с арабским миром, со странами Балканского полуострова и в первую очередь с вновь созданными после распада СССР государствами Центральной Азии и Кавказа.
К сожалению, в книге практически не затрагиваются отношения Турции с Советским Союзом/Россией, в развитие которых Т. Озалом был внесен огромный вклад. Именно в период правления Т. Озала был заложен фундамент для поступательного развития многопланового российско-турецкого сотрудничества.
В целом, рецензируемая книга оставляет хорошее впечатление и в дальнейшем может быть переиздана с дополнениями и уточнениями.
Е. И. УРАЗОВА, доктор экономических наук
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |