После распада СССР экономические интересы России и Узбекистана разошлись. Можно только удивляться тому, как быстро порвались наработанные за десятилетия связи между отраслями и предприятиями, в том числе кооперационные.
Все свои инвестиционные планы Узбекистан за считанные годы переориентировал на соседей - Турцию и Иран, а также на промышленно развитые государства Запада. Справедливости ради надо сказать, что и Россия все 90-е годы не рассматривала Республику Узбекистан в качестве перспективного партнера и практически ничего не предпринимала для привлечения своих инвесторов в эту центральноазиатскую страну.
К примеру, в 1999 году инвестиции России в Узбекистан составляли всего 0,1 процента от общего объема ее вложений в государства СНГ, что составило 347 тысяч долларов. Правда, в 2000 году этот показатель возрос до 0,7 процента, или до 929 тысяч долларов.
Эта ситуация постепенно меняется. Однако прежде чем проанализировать современное состояние российско-узбекских отношений и и их перспективы, вспомним некоторые важные эпизоды их истории.
Основные принципы государственных отношений между Россией и Узбекистаном были закреплены в Соглашении о дружбе и сотрудничестве еще в 1992 году. Несмотря на продекларированные благие намерения, темпы развития экономических связей между двумя странами оставляли желать лучшего. Ни тогда, ни позже Россия не входила и не входит в число государств, имеющих большое число предприятий с иностранными инвестициями в Узбекистане. Скажем, в 1995 году при участии Российской Федерации в этом государстве было создано всего 99 совместных предприятий и 21 - с участием России и третьих стран. Для сравнения: в том же году предприниматели Турции организовали в Узбекистане 106 СП, США - 102, Пакистана - 62, Афганистана - 57, Великобритании - 45, КНР - 41. Тем не менее, процесс развивался и к концу десятилетия удельный вес СП с участием российской стороны вырос в Узбекистане с 2,5 до 7 процентов от общего числа совместных предприятий.
Развитию взаимной торговли способствовало, в частности, оживление межбанковских связей, а также заключение в ноябре 1995 года соглашения между Российской и Узбекской товарно-сырьевыми биржами. Союз предпринимателей Узбекистана усиленно лоббирует идею создания российско-узбекского СП "Российский торговый дом", которое должно взять на себя решение вопросов, связанных с координацией взаимного товарообмена, а также с предоставлением маркетинговых и консалтинговых услуг в сферах торговой и инвестиционной деятельности.
ФПГ - "ДЕТОНАТОРЫ" СОТРУДНИЧЕСТВА
Все оживленнее обсуждается в республике вопрос о создании совместных с Россией финансово-промышленных групп (ФПГ) в наиболее перспективных отраслях экономики. Эти группы, как здесь полагают, могут создаваться как на базе прежних интеграционных связей, так и на качественно новом уровне, то есть с участием представителей молодого частного бизнеса. Первым шагом в этом направлении стало создание российско-узбекской ФПГ "Ильюшин", в которой с узбекской стороны принимает участие Ташкентское авиационное производственное предприятие имени Чкалова. По мнению экспертов, весьма перспективен проект создания " Российско-узбекского текстильного холдинга". Предполагается, что с российской стороны в этот холдинг войдет ОАО "Текстильный холдинг "Яковлевский", а с узбекской - АО "Легпроминвест".
В принципе ФПГ можно формировать не только на двусторонней основе. Так, 11 октября 1996 года главы правительств СНГ подписали Соглашение о создании транснациональной финансово-промышленной группы по обеспечению и эксплуатации авиационной техники государств-участников СНГ. В соответствии с этим соглашением была организована Межгосударственная финансово- промышленная группа (МФПГ) "Аэрофин", в марте 1997
стр. 14
года она была зарегистрирована в России. Учредителями МФПГ выступили авиастроительные и ремонтные предприятия, авиакомпании, банки, финансовые корпорации, лизинговые и страховые компании России, Украины, Белоруссии и Узбекистана. В качестве основных задач "Аэрофина" были названы: восстановление сотрудничества между авиастроительными и авиаремонтными заводами, а также авиакомпаниями государств-участников СНГ, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке авиационных услуг и перевозок, а также обеспечение более высокого уровня безопасности полетов.
В 1997 - 1998 годах число российско-узбекских СП в Узбекистане продолжало расти: в 1997 году их стало уже 200, в 1998-м - 350. Большинство из них функционируют в области энергетики и промышленного производства. В 1997 году в Узбекистане появился первый совместный российско-узбекский банк - "Азия инвест банк". В следующем, 1998 году, в Ташкенте был открыт межправительственный информационно-культурный центр. Однако самым крупным проектом этого периода стало создание уже упоминавшегося выше Межгосударственного авиационного комплекса (МАК) "Ильюшин".
ПОДНИМЕТСЯ ЛИ В НЕБО РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЙ "ИЛ"?
6 мая 1998 года в рамках визита президента Узбекистана И. Каримова в Москву был подписан договор "О дальнейшем сотрудничестве в области совместного создания, серийного производства и поставок в эксплуатацию самолетов ИЛ- 76МФ и ИЛ-76ТФ и их модификаций". Москва и Ташкент продемонстрировали крайнюю заинтересованность в этом проекте, поскольку модернизация самолетов ИЛ-76 позволит России и Узбекистану усилить свои позиции на мировом рынке транспортных самолетов.
Взаимное стремление к сотрудничеству обусловлено сложившейся в отрасли ситуацией, связанной с распадом СССР. Суть ее заключается в том, что конструкторское бюро Ильюшина и, следовательно, вся техническая документация и конструкторы, спроектировавшие самолет данного типа, находятся в Москве, а завод по их производству - в Ташкенте. Такая ситуация предопределила неизбежность сотрудничества.
В МАК "Ильюшин" должны войти КБ "Ильюшин", а также Воронежский и Ташкентский авиационные заводы. Но, к сожалению, процесс создания МАКа в практическом плане осуществляется медленно. В апреле 2001 года в Москве состоялось заседание российско-узбекской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, в ходе которого стороны лишь договорились разработать и утвердить схему создания МАКа. Основное препятствие заключается в том, что узбекские авиаторы настаивают на производстве ИЛ-76 с использованием более экономичных двигателей иностранного производства. Это предложение решительно неприемлемо для России, так как нарушает принцип независимости оборонно-промышленного комплекса страны от внешних воздействий.
Начиная с конца 90-х годов заметно активизировалось сотрудничество между Россией и Узбекистаном в военной сфере. В декабре 1999 года был подписан соответствующий Договор, который определяет ближайшие перспективы военно- технического сотрудничества, предусматривает создание российско-узбекского СП по модернизации военной техники, а также подготовку узбекских специалистов в области авиации и бронетехники в России.
Важнейшим этапом в развитии российско-узбекских экономических отношении стал второй официальный визит Президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву в мае 2001 года. В ходе переговоров была достигнута договоренность о привлечении российских инвестиций в топливно-энергетический комплекс, и прежде всего в газодобывающую отрасль Узбекистана.
Сотрудничество между Россией и Узбекистаном в области разработки газовых ресурсов последнего не отличается долгой историей и большим числом совместных проектов, однако, приоритетность российского рынка для Узбекистана всегда была очевидной. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что самая активная разработка новых газовых месторождений ведется в Устюртском регионе, на севере республики, наиболее близко расположенном к России. Здесь проходит основная трубопроводная магистраль центрально- азиатского региона "Средняя Азия - Центр". Газопровод имеет международный статус, так как он использовался прежде и используется сейчас для транспортировки газа из Узбекистана и Туркменистана в Россию и Западную Европу.
Итак, Узбекистан крайне заинтересован в двустороннем сотрудничестве в деле транспортировки узбекского газа как в Российскую Федерацию, так и через территорию России в западноевропейские страны. Однако и в этой сфере совместная деятельность не получила должной динамики. Первые попытки активизировать ее были предприняты еще в середине 90-х годов. Партнеры по созданию совместного газодобывающего экспортного предприятия - американская компания "Энрон Ойл энд Гэс Интернэшнл" и НХК "Узбекнефтегаз" направили российской компании "Газпром" приглашение участвовать в работе этого СП. Однако после двухлетних переговоров руководство "Газпрома" ответило отказом из-за значительной разницы между низкой ценой на газ на внутреннем российском рынке (в середине 90-х годов цена 1000 кубометров газа колебалась от пяти до восьми долларов) и слишком высокой (по мнению "Газпрома") ценой за импортируемый узбекский газ.
Противостояние между "Газпромом" и руководством Узбекистана продолжается до сих пор, хотя в последнее время появились надежды на разрешение сложившейся ситуации. Как известно, цены на газ на внутреннем российском рынке в
стр. 15
последнее время существенно возросли. К февралю 2001 года цена 1000 кубометров газа в России достигла 20 долларов. Эксперты отмечают, что при сохранении таких темпов роста к 2010 году внутренняя российская цена на газ может сравняться с экспортной, что сразу же поможет решить множество проблем сотрудничества двух стран в газовой отрасли.
ОТ СУПЕРАЛЬЯНСА - К МЕГАОБЪЕДИНЕНИЮ
Узбекистан заинтересован в России не только с точки зрения экспорта или транзита газа через ее территорию, но и с позиции привлечения российских инвестиций в газовую промышленность республики. Согласно договоренностям о привлечении российских инвестиций в топливно-энергетический комплекс Узбекистана, достигнутым в ходе официального визита И. Каримова в Москву в 2001 году, желание принять участие в этом выразили российские компании "ЛУКойл", "Итера" и Тюменская нефтяная компания. В окончательном виде альянс сложился таким: "ЛУКойл", "Итера" и НХК "Узбекнефтегаз". Тюменская нефтяная компания сочла для себя целесообразным выйти из этой игры.
Новый альянс будет разрабатывать нефтегазовые месторождения Бухаро- Хивинского и Гиссарского регионов Узбекистана. Контракт на их разработку имеет 25-летний срок и затем может быть продлен еще на 10 лет. Инвестиции, которые позволят вывести месторождения на проектную мощность - 8 - 10 миллиардов кубометров газа в год, -составят около 750 миллионов долларов. Общие же запасы данных месторождений оцениваются в 250 миллиардов кубометров газа и 10 миллионов тонн жидких углеводородов. Деньги в этот проект вложат российские компании, а НХК "Узбекнефтегаз" внесет свою долю ресурсной частью, то есть непосредственно нефтью и газом.
В июле 2001 года стороны, участвующие в данном проекте, подписали договор "Об основных принципах и положениях соглашения о разделе продукции на месторождениях Бухаро-Хивинского и Гиссарского нефтегазовых регионов". Согласно договору, "ЛУКойл" и "Итера" получат по 45 процентов добываемой продукции, а "Узбекнефтегаз" - 10 процентов. По словам главы "ЛУКойла" Вагита Алекперова, часть добытых в Узбекистане углеводородов будет поставляться на Украину, где у компании имеются мощности по их переработке.
Данный проект, без преувеличения, может быть охарактеризован как уникальный по многим параметрам. Во-первых, это первый в истории российско-узбекских отношении инвестиционный проект в нефтегазовой отрасли республики. Кроме того, по объему инвестиционных средств, которые должны быть вложены в его реализацию, он будет самым крупным среди всех инвестиционных проектов, когда-либо осуществлявшихся на территории республики. Во-вторых, этот проект уникален и для самих участников альянса. Как заявил В. Алекперов, "...ЛУКойл" сделал еще один шаг к достижению своей цели - стать не только одной из крупнейших нефтяных компаний, но и занять достойное место на мировом рынке газа". Для "Итеры" же это важный опыт крупномасштабного сотрудничества с зарубежной нефтяной компанией.
По большому счету, давно назрел вопрос о создании еще более крупной организации - своеобразного "мегаобъединения" Евразийский газовый альянс. Идея создания такого альянса была высказана президентом России на встрече с президентом Туркменистана в январе 2001 года. В Евразийский газовый альянс могли бы войти Россия, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Именно на базе такого объединения можно наладить наиболее активное, а с экономических позиций - самое продуктивное взаимодействие между газопроизводителями, прежде всего в области экспортных поставок газа в третьи страны.
Узбекистан активно поддержал идею создания альянса. К принятию такого решения Ташкент подталкивает не слишком благоприятная ситуация с экспортом узбекского газа. В настоящее время республика ежегодно экспортирует восемь- девять миллиардов кубометров газа в Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Украину. Однако единственный постоянный и надежный импортер узбекского газа - это российская компания "Итера", ибо другие компании, покупающие его, постоянно задерживают платежи. Таким образом, стремясь войти в Евразийский газовый альянс, Узбекистан надеется расширить географию экспорта газа и упорядочить правовые отношения с ведущими производителями газа на территории СНГ.
520 СП - ЕСТЬ. А ВОЗМОЖНО СКОРО БУДЕТ 1000
Подписание договора об участии российских компаний в разработке газовых месторождений Узбекистана послужило своеобразным толчком для активизации вложений российских инвестиционных средств в узбекскую экономику. В 2001 году в Узбекистане работало уже 520 российско-узбекских СП, а также представительств и филиалов российских компаний и фирм. Около 40 из них учреждены со 100-процентным российским капиталом. В числе разрабатываемых российско-узбекских программ - доразведка и освоение ресурсов нефти и газа на плато Устюрт, реконструкция евроазиатских газопроводных систем "Бухара - Урал" и "Средняя Азия - Центр", производство оборудования для сжижения газа и нефтегазохимии, реконструкция железных дорог Узбекистана. Число российско-узбекских СП, а также программ и направлений, по которым они работают, продолжает расти.
В последние годы сфера размещения российских инвестиций в Узбекистане значительно расширилась. В 2001 году в республике были созданы такие российско-узбекские СП как "Узбиокомбинат" (обеспечение биоконтроля мясомолочной продукции), узбекско-российско-британское предприятие "FPI- Ташкент" (производство фармакологических препаратов), СП "Алеком", созданное с участием крупнейшей российской страховой компании "Интеррос- Согласие" на базе страховой компании "Алеком", и другие.
Узбекистан сотрудничает не только с отдельными предприятиями, организациями и частными лицами в Москве, но также поддерживает связи со многими регионами России, в частности с Новосибирской, Кемеровской, Омской, Томской областями, Алтайским и Красноярским краями, а также с Самарской, Свердловской, Московской, Челябинской, Ростовской областями и Санкт- Петербургом.
В начале 2001 года развитие отношений между регионами России и Узбекистаном вступило в новую фазу. При поддержке государственных органов Узбекистана и посольства России в этой стране было создано и функционирует объединение представителей российских деловых кругов - "Российский деловой центр", цель которого - содействие развитию торгово-экономических и иных связей между регионами России и Узбекистана и хозяйствующими субъектами.
Наступившее в последние годы оживление российско-узбекских экономических связей объясняется в том числе сближением политических позиций руководства Узбекистана и России. Руководители России, видимо, избавились от комплексов, связанных с распадом СССР и восприятием Узбекистана только как бывшей союзной республики. Лидеры Узбекистана, в свою очередь, все меньше опасаются российского "контроля" или "диктата". На данном этапе политические и экономические отношения между Узбекистаном и Россией строятся на принципах равноправия и взаимного уважения интересов друг друга, что приводит к оживлению экономических отношений на благо народов двух стран.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |