Libmonster ID: UZ-775

Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ, Кандидат экономических наук

На протяжении практически всего периода существования в качестве самостоятельного государства Узбекистан стремится к реформированию собственной экономической системы с целью перехода к рынку. Для решения этой задачи необходимы значительные финансовые ресурсы. Важную роль в инвестициях в Узбекистане играют средства зарубежных корпораций и иностранные кредиты, достигающие ныне почти трети общего объема инвестиций в основной капитал. В этой связи интересно проанализировать, как распределяются эти средства по отраслям и регионам.

Уже в первые годы независимости в республику стали поступать средства от Комиссии европейских сообществ через программу TASIS. Эти средства предназначались для оказания помощи Узбекистану в создании рыночной инфраструктуры, а именно, для разработки проектов в области развития энергетического сектора, консультаций в нефтегазовой отрасли, производства и распределения продуктов питания, а также на поддержку фермеров, малых и средних предприятий, транспорта и т. д. В целом экспертами TASIS было разработано 30 проектов со сроком реализации 1 - 2 года. В рамках этой программы в 1992 г. Узбекистан получил 18 млн. ЭКЮ, в 1993 - 1994 гг. - 15,7 млн. ЭКЮ1 .

ЗАКОН КАК СТИМУЛ К СОЗДАНИЮ СП

Разработка и введение в действие законодательства по иностранному инвестированию, прежде всего Закона Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов" от 5 мая 1994 г.2 стало определенным стимулом для создания новых совместных предприятий (СП), так как значительно улучшило условия размещения иностранных капиталовложений в республике. Так в 1993 г. в Узбекистане было 895 зарегистрированных СП, из них активно действующих - 234. При непосредственном участии Госкомимущества республики в 1993 г. в Узбекистане было образовано 15 СП с иностранными партнерами из США, Италии, Южной Кореи, Турции и других стран. Узбекистан высказывал намерения привлекать иностранные инвестиции в приватизацию крупных предприятий, в том числе автомобилестроительных, моторостроительных, химических, пищевых. Но, прежде всего, страна была заинтересована в привлечении средств иностранных инвесторов в разработку природных ресурсов, в первую очередь, в золотодобывающую отрасль. Причины выбора такого приоритета очевидны. В республике есть огромные запасы золота (в 1993 - 1994 гг. Узбекистан занимал 7 место в мире по добыче золота - 70 тонн в год, экспорт которого мог предоставить столь необходимые средства для проведения активных рыночных реформ).

В 1993 г. в республике насчитывалось 39 золотодобывающих шахт, из которых на тот момент действовали только 12. Одной из первых иностранных компаний, вложивших инвестиционные средства в эту отрасль, стала американская компания "Нью-Монт", создавшая с узбекским геологическим комбинатом совместное предприятие "Заравшан-Нью-Монт" по извлечению золота из отвалов в Мурунтау. В ноябре 1993 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил 52 млн. долл. на завершение строительства в Мурунтау золотодобывающего комплекса, общая проектная стоимость которого оценивалась в 150 млн. долл.

В 1993 г. во время визита в Великобританию Президента Узбекистана И. Каримова был заключен договор с британской фирмой "Лонро" об освоении золотоносных месторождений Амантайтау и Даугистау в пустыне Кызылкум. Оно осуществляется совместной компанией "Амантайтау Голдфилдс", в состав которой помимо "Лонро" вошли две государственные узбекские компании.

Партнерами узбекских геологов в проведении исследовательских работ стали турецкие специалисты, в частности фирма "БМБ". Кроме того, был подписан Меморандум с металлодобывающим агентством Японии о проведении совместного поиска месторождений вольфрама в Кызылкумах3 .

В 1994 г. в республике было зарегистрировано 900 СП. Большая часть из них - 531 - производили и занимались реализацией товаров народного потребления; 170 СП было создано в сфере агропромышленного комплекса (АПК); 40 СП были заняты производством вычислительной техники; 35 СП оказывали медицинские, бытовые и другие услуги.

Крупнейшим инвестором в экономику Узбекистана стала Турция, предоставившая в период с 1992 по 1994 гг. 250 млн. долл. в форме кредитов и гарантированных субсидий. Наиболее успешно в 1994 г. действовали такие турецко-узбекские СП как текстильный комплекс "Катекс", созданный при участии турецкой фирмы "Язекс"; фирма "Турк-Атлас", производящая шелковые ковры на экспорт, и другие предприятия.

стр. 32


Кроме Турции, значительную активность в создании СП в Узбекистане проявляли фирмы Германии, Франции, Великобритании, Италии, Голландии, Республики Корея, Индонезии, Малайзии и Индии. Наиболее крупными проектами 1994 г. стали следующие: участие южнокорейской фирмы "ДЭУ" в создании автомобильного завода, договоренность о создании 30 СП с фирмами Германии, такими как "Мерседес-Бенц", "Ферросталь" и др. Иностранные инвестиции пришли в 1994 г. и в банковскую сферу: был создан Узбекско-турецкий банк "Утбанк" и достигнута договоренность о создании Узбекско-голландского банка4 .

В 1995 г. в Узбекистане было зарегистрировано 1,5 тыс. СП. Среди иностранных компаний, участвовавших в их создании, были такие известные фирмы, как "Нью-Монт" (США), "Кока-Кола", "Пепси-Кола" (США), "Рэнк Ксерокс" (Великобритания), "Мерседес-Бенц" (Германия), "ДЭУ Корпорейшн" (Республика Корея), "Бурсело" (Турция), "Буллер" (Швейцария).

1995 г. стал годом поступления в Узбекистан крупных кредитов от МВФ и Всемирного Банка. Сумма иностранных инвестиций составила в этом году около 1,5 млрд. долл. (включая кредиты)5 . Наиболее привлекательными для зарубежного капитала остаются такие отрасли экономики, как автомобилестроение, электронная и горнодобывающая промышленность, телекоммуникации.

КУРСОМ КОНВЕРСИИ

Одной из новых сфер иностранных инвестиций в 1995 г. стало конверсионное производство. Здесь первенство захватили американские компании. Была разработана узбекско-американская программа, на реализацию которой американская Корпорация по частным инвестициям выделила 500 млн. долл. Программой конверсии предполагается перевод на производство гражданской продукции таких законсервированных мощностей оборонного производства бывшего СССР, как "Узэлектромаш", "Алгоритм", АО "Оникс", ПО "Узбеккабель" и ряда других. Кроме того, узбекская сторона предложила на базе Ташкентского авиационного производственного объединения им. В. Чкалова производить агрегаты для американских самолетов. На базе НПО "Узбек-космос" планируется реализовать проект, цель которого - создание комплекса для приема, обработки и распространения спутниковой информации, формирование глобальных телекоммуникационных сетей.

Одним из центральных событий 1995 г. стала организация в Узбекистане Агентства по иностранным инвестициям, координирующего все инвестиционные проекты в республике6 .

В 1996 г. в обстановке дефицита валютных ресурсов правительство Узбекистана попыталось стимулировать приток иностранных инвестиций в экономику, в первую очередь, для разработки золотых и урановых месторождений. Основной задачей в этом направлении стало техническое перевооружение до 2030 г. ураново-рудной отрасли страны, и прежде всего Навоийского горно-металлургического комбината. Цель модернизации предприятия - увеличение экспорта урана.

Крупнейшие месторождения урановой руды в Узбекистане находятся в пустыне Кызылкумы, где запасы урана превышают 230 тыс. тонн. Между тем, из 40 разведанных месторождений в 1996 г. разрабатывались только 28. При этом себестоимость узбекского урана - одна из самых низких в мире. На 1 января 1996 г. Узбекистан занимал 3 место в мире по продаже урана и 5 - по его добыче. Существенный недостаток узбекской урановой отрасли - отсутствие переработки урана, которая заканчивается на производстве уранового концентрата.

По данным МАГАТЭ, Навоийский комбинат произвел в 1994 г. около 30 тыс. тонн уранового концентрата. Предполагается, что в дальнейшем это производство будет расти, хотя и не слишком быстро.

Техническое перевооружение комбината, которое позволит увеличить добычу урана и золота в полтора раза, обойдется в 1 млрд. долл. Эти средства пойдут на модернизацию парка бурового оборудования и строительство завода обсадных буровых труб. Оборудование для этого предприятия поставили немецкие компании "Mannesmann Demag AG" и "Klaus Masai". Для замены буровой техники был объявлен тендер с участием ряда зарубежных компаний.

Летом 1996 г. Навоийский комбинат вел переговоры о создании СП с американской фирмой "Nokim". Предполагается, что результатом этих переговоров станет СП по производству 500 тыс. тонн урановой руды в год. Компания "Nokim" известна тем, что еще в 1992 г. подписала контракт с узбекской стороной на эксклюзивное право реализации всего узбекского урана на мировом рынке.

Всего в экономику Узбекистана из разных источников, как предполагается, будет инвестировано свыше 5 млрд. долл. В структуре капитальных вложений иностранные инвестиции составляли 17,8%. Иностранные инвестиции и кредиты, выданные под гарантию правительства, выросли с 1996 г. более чем в 1,5 раза, прямые иностранные инвестиции и кредиты - в 2,3 раза. Основная часть иностранных инвестиций приходится на государственные (55,7%) и совместные (23,9%) предприятия7 .

В 1997 г. была принята первая республиканская инвестиционная программа. В соответствии с этой программой, освоение проектов с прямыми иностранными инвестициями, осуществляемых без гарантии правительства, значительно возросло - с 24% до 85% от общего числа проектов.

Отраслевое распределение инвестиций в республике в 1997 г. отразило опережающее развитие так называемых приоритетных отраслей промышленности. Около 80% всех инвестиций приходится на две отрасли - легкую промышленность (42%) и телекоммуникации (36%)

В инвестиционной программе 1997 г. участвовали инвесторы из 25 государств. Лидерами среди стран-доноров по объемам вложенных инвестиций к концу 1997 г. оказались Великобритания (22%), Малайзия (16%), Турция (12,6%), США (10%), Япония (9,7%), Республика Корея (8,9%).

1997 г. был ознаменован созданием по указу президента национальной компании экспортно-импортного страхования "Уз-

стр. 33


бекинвест". Она призвана обеспечить страховую защиту иностранных инвесторов от политических и экономических рисков, а узбекских экспортеров - от различного рода рисков на международных рынках.

В том же 1997 г. было подписано соглашение между Американским агентством по торговле и развитию и Навоийским горно-металлургическим комбинатом о предоставлении предприятию гранта в размере 500 тыс. долл. для разработки технологического оборудования, которое помогло бы увеличить добычу золота в пустыне Кызылкумы, считающейся самым перспективным золотоносным районом в мире. Здесь 'разведано пока всего лишь 10% всех потенциальных запасов этого драгоценного металла.

Правительство Узбекистана пытается привлечь стратегических инвесторов на фондовый рынок, который пока еще недостаточно развит. Так, между Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана и международной финансовой компанией "Merill Linch" подписано соглашение о создании финансового синдиката, деятельность которого будет направлена на привлечение иностранных инвесторов на фондовый рынок и на продвижение узбекских ценных бумаг на международные финансовые рынки8 .

В январе 1998 г. правительство Узбекистана утвердило республиканскую инвестиционную программу на тот же 1998 г. Предполагалось, что общий объем капиталовложений составит около 7 млрд. долл. (600 млрд. сумов). Самый большой объем инвестиций - 200 млн. долл. - предполагалось освоить по проектам национальной корпорации "Узбекнефтегаз", на втором месте - строительство и модернизация предприятий химической промышленности (170 млн. долл.). В марте 1998 г. корпорация "Узбекнефтегаз" подписала крупнейший в истории отрасли контракт с консорциумом "ABB" стоимостью более 500 млн. долл. на строительство Шуртанского газохимического комплекса. В финансировании проекта примут участие американские и японские экспортно-импортные банки. В 1998 г. руководству республики удалось привлечь значительные инвестиции в нефтегазоперерабатывающую и химическую отрасли промышленности.

ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР - США

Главным политическим и экономическим партнером Узбекистана стали США. В период с 1995 по 1998 г. объем товарооборота между двумя странами вырос в 7 раз и превысил 700 млн. долл. Узбекистан стал вторым по величине (после России) торговым партнером Соединенных Штатов на постсоветском пространстве. Объем прямых американских инвестиций в экономику республики достиг в 1998 г. 800 млн. долл. Из действующих американо-узбекских СП самое крупное - золотодобывающее предприятие "Заравшан-Нью-Монт". В 1997 г. американцы добыли в Узбекистане 3,85 млн. унций золота, половина которого была реализована за рубежом. Всего с июля 1995 г., когда СП приступило к добыче золота, по 1998 г. Узбекистан получил от него 33 млн. долл. в виде налогов, оборудования, зарплаты рабочим. Сотрудничество США и Узбекистана носит долгосрочный характер, несмотря на противоречия между двумя странами по вопросу соблюдения прав человека в Узбекской Республике9 .

В 1999 г. общий объем иностранных инвестиций и кредитов достиг отметки в 986,8 млн. долл. Основной тенденцией этого периода стало сокращение притока прямых инвестиций из-за рубежа и увеличение поступления иностранных кредитов. В 1999 г. наибольший приток иностранных инвестиций наблюдался в энергетическом (30%), транспортном (13%) и агропромышленном (12%) секторах.

Значительную часть расходной части бюджета на 1999 г. составляют инвестиции в приоритетные отрасли экономики. В их числе сельское хозяйство, модернизация Шуртанского газохимического комплекса, прокладывание новых автомобильных и железных дорог, развитие телекоммуникаций. Иностранные вложения в экономику республики составили, с учетом кредитов, более 1 млрд. долл. Основными странами-донорами стали Франция, Германия, Турция, Япония и США10 .

В 2000 г. больше всего иностранных инвестиций - свыше 54% - было привлечено в нефтехимическую и транспортную отрасли11 .

На 1 июля 2000 г. Государственный комитет по имуществу Узбекистана зарегистрировал 442 СП с государственными активами. Совокупный уставной

стр. 34


капитал этих предприятий составил 1649,9 млн. сум.

В начале 2000 г. была утверждена инвестиционная программа на тот же год. В ее адресную часть вошел 91 проект. Отметим уменьшение проектов, указанных в инвестиционной программе 2000 г. в 2 раза по сравнению с 1999 г. (181 проект). Характерной чертой программы стало особое внимание государства и иностранных инвесторов к развитию малого и среднего бизнеса. Так, в инвестиционные проекты данного направления вложены следующие иностранные инвестиции: ЕБРР - 60 млн. долл., МВФ - 30 млн. долл., холдингом "Раанани" - 35 млн. долл. (Канада) и 15,31 млн. долл. - турецкими фирмами. Значительный объем иностранных инвестиций был привлечен в сферу транспорта и связи, в частности, в реконструкцию телекоммуникационной сети (218,64 млн. долл. - "Бакри Комьюникейшн" (Индонезия), пейджинговые коммуникации (54 млн. долл. - "ДЭУ Корпорейшн" (Республика Корея), реконструкцию коммуникаций аэропорта (19,38 млн. долл. - "Сумитомо" (Япония), расширение сети мобильной связи (10,50 млн. долл. - "АГТИ" (США).

Правительство Узбекистана следит за реализацией наиболее крупных инвестиционных проектов, среди которых предпочтение отдается проектам создания высокотехнологичных производств. Так, в 2000 г. было завершено строительство Шуртанского газохимического комплекса, организовано производство целлюлозы на Ферганском заводе химических соединений, а также был расширен Кызылкумский фосфоритный комбинат.

В 2000 г. начали работу несколько СП, деятельность которых представляется исключительно важной для экономики Узбекистана, а именно: завод "Хобас-ТАПО" по производству неметаллических труб производственной мощностью 270 км труб в год, предприятие "Узсматана-Сантехника" по производству водных установок, предприятие "Олтин Дери" в Андижанской области мощностью 45 тыс. изделий из кожи в год, завод по производству медицинских препаратов (мощность - 390 млн. единиц и 6,6 млн. ампул в год) и т. д.12

Основным документом, определившим инвестиционную политику Узбекистана на 2001 г., стала очередная инвестиционная программа, выполненная, по данным Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана, на 101,7%. Рассматривая источники финансирования инвестиций в рамках этой программы, можно отметить, что доля иностранных инвестиций под гарантию правительства составила 28,5% от всех капитальных вложений, прямых иностранных инвестиций - 5,2%.

Из общей суммы инвестиций, предусмотренных в адресной программе инвестиционных проектов на 2001 г., доля иностранных кредитов под гарантию правительства составила 82,76%, а прямых иностранных инвестиций и кредитов - 17,24%. Число проектов, включенных в адресную часть инвестиционной программы, сократилось по сравнению с 2000 г. и составило 75 предприятий. Тенденция к сокращению числа инвестиционных проектов, наблюдаемая с 1999 г., связана с жесткими требованиями, предъявляемыми к качеству проработки проектов, обеспечению их проектно-сметной документацией и источниками финансирования.

Наибольшая доля инвестиций и кредитов была привлечена в топливно-энергетический (22,9%) и индустриальный (20,7%) комплексы. Согласно данным Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана, отраслевое распределение иностранных инвестиций в республике крайне неравномерно. Около 70% всех инвестиций привлечены в 2001 г. в промышленность, 12,4% - в транспортную сферу, 4,6% - в сельское хозяйство, 3,6% - в коммунальное хозяйство. В промышленном секторе лидирующее положение по объему привлеченных иностранных инвестиций занимает легкая (18,1%), топливно-энергетическая (17,5%) и машиностроительная (16,6%) отрасли. Более чем в 2 раза отстают от них металлургическая (6,9%), химическая и нефтехимическая (4,6%) и пищевая (3,8%) отрасли13 .

Принимаемые в последние годы инвестиционные программы характеризуются своей социальной направленностью. Так, в 2000 г. в социальный комплекс было направлено 7,1% от всего объема иностранных инвестиций14 . По инвестиционной программе 2001 г. в социальной сфере освоено 14,1% всех инвестиций. По-прежнему большое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса. В 2001 г. на долю кредитных линий для развития малого и среднего бизнеса пришлось более 10% всех инвестиций и кредитов.

САМЫЕ, САМЫЕ, САМЫЕ...

Среди самых значительных инвестиционных проектов, включенных в адресную часть инвестиционной программы 2001 г., можно назвать строительство вспомогательной станции на Шуртанском хранилище газоконденсата (стоимость проекта - 106 млн. долл.), создание совместного предприятия "Узбексейд" по производству аккумуляторов (37,9 млн. долл.), добычу и обработку золотой руды на СП "Амантайтау Голдфилдс" (33,7 млн. долл.), создание СП "Кабул-Фергана Компани, Лтд." на база Ферганского текстильного комбината (33 млн. долл.), создание СП "Оксарой тукимачи, Лтд." (прядильный комплекс) (28,7 млн. долл.), завершение строительства прядильного комплекса СП "Чиноз тукимачи, Лтд." (27,5 млн. долл.).

стр. 35


В сводный перечень приоритетных инвестиционных предложений были включены 115 проектов с расчетным объемом привлеченных иностранных инвестиций и кредитов около 5,9 млрд. долл. Инвестиционно привлекательные проекты были предложены в энергетической сфере - это проекты по реконструкции и модернизации Ташкентской, Навоийской, Ново-Анргренской ГРЭС, Мубарекской и Ташкентской ТЭЦ.

Активная работа по привлечению иностранных инвестиций была проведена в 2001 г. в химической промышленности. Среди проектов, привлекших значительные инвестиции, выделяются следующие: расширение и реконструкция Самаркандского химического завода, строительство Кунградского содового завода, разработка Тюбегатанского месторождения калийных солей.

Проекты по ирригации и мелиорации сельского хозяйства предусматривали поставку технологического оборудования за счет иностранных кредитов и инвестиций.

Несколько проектов, имеющих отношение к АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат", а именно: расширение и реконструкция рудника Кальмакыр, медной обогатительной фабрики и завода по переработке цветных металлов, было реализовано за счет продажи части акций иностранным инвесторам.

Основными инвесторами и кредиторами, вложившими финансовые средства в экономику Узбекистана в 2001 г., были: Японский Банк Международного Сотрудничества; "Коммерсбанк" (Германия); "Чейз Мэнхэттен Бэнк" (США), инвестировавшие 622,2 млн. долл. в строительство Шуртанского газохимического комплекса; "Бейтмэн Проджектс" (Израиль), инвестировавшая 195,45 млн. долл. в строительство вспомогательной станции на Шуртанском месторождении газоконденсата.

Такие иностранные банки, как "Сосьете Женераль" (Франция), банк "Эй Эн Джи Беринг" (Чешская Республика), "БерлинерБанк" (Германия), выделили значительные инвестиционные средства на реконструкцию и модернизацию нескольких предприятий в Фергане.

Огромная сумма инвестиций - 400,88 млн. долл. - была направлена в социальную сферу. Азиатский Банк Развития, "Эксим-бэнк" (Республика Корея) выделили кредиты для развития специализированного среднего и профессионального образования, приобретения учебного оборудования, модернизации оборудования для выпуска школьных учебных пособий.

Инвестиционные кредиты на общую сумму 233,8 млн. долл., выделенные для развития малого и среднего бизнеса, были предоставлены ЕБРР, Азиатским Банком Развития, банком "KFW" (Германия) и МФК15 .

Итак, на протяжении первого десятилетия существования Узбекистана как независимого государства (1991 - 2001 гг.) распределение средств иностранных инвесторов по отраслям экономики республики характеризовалось неравномерностью. Значительная часть инвестиций была привлечена в промышленность, где доминирующие позиции занимали такие отрасли, как топливно-энергетическая, горно-металлургическая, легкая, машиностроительная, химическая, нефтехимическая и пищевая.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

По региональному признаку объем иностранных инвестиций в Узбекистане также распределен крайне неравномерно (см. таблицу 1).

Наибольший объем инвестиций сосредоточен в Ташкенте (2001 г. - 73,9% - предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). До 2000 г. четверть объема всех иностранных инвестиций была сосредоточена в Андижанской области (в 1999 г. - 26,4% ПИИ), но в 2000 г. число вновь зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала снизилось в 3,7 раза и составило 7,01% от общего числа ПИИ в республике. В 2001 г. число зарегистрированных ПИИ в Андижанской области продолжало снижаться и составило всего 2,69%.

Определенная положительная динамика достигнута в Ташкентской области, где число ПИИ в 2000 г. увеличилось в 1,8 раза. Однако в 2001 г. этот показатель опустился практически до уровня 1998 - 1999 гг. и составил 5,9%. В Навоийской области в 2000 - 2001 гг. наблюдалось снижение количества ПИИ в 4,3 - 13 раз по

Таблица 1

Распределение объема производства зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями по регионам, в % к итогу

Области

Всего

1996

100

1998

100

1999

100

2000

100

2001

100

Республика

 

 

 

 

 

Каракалпакстан

0,1

0,2

0,3

0,6

0,8

Андижанская

23,8

29,8

26,4

7,01

2,69

Бухарская

0,4

0,3

0,2

1,5

1,6

Джизакская

0,1

0,3

0,2

1,8

1,2

Кашкадарьинская

0,1

0,5

0,6

1,3

1,5

Навоийская

12,8

8,8

10,5

2,4

0,8

Наманганская

1,5

1,4

2,4

4,2

2,3

Самаркандская

1,6

4

4,4

3,6

3,4

Сурхандарьинская

0,2

0,5

0,3

1,1

1,5

Сырдарьи некая

0,3

0,2

0,2

1,5

0,6

Ташкентская

2,1

5,7

5,7

10,4

5,9

Ферганская

1,5

2,5

2,6

3,6

2,2

Хорезмская

0,9

1,2

0,4

3,6

1

г. Ташкент

52,7

44,6

45,8

56,7

73,9

-----

Источник: данные Госкомимущества Узбекистана (www.spa.uz) и Агентства по иностранным инвестициям в Узбекистане (www.fia.uz).

стр. 36


Таблица 2

Внешнеэкономические показатели действующих предприятий с иностранными инвестициями в Узбекистане в 2001 г.

Регионы, области

Доля экспорта в ВВП (%)

Удельный вес иностранных инвестиций и кредитов в общем объеме капиталовложений (%)

Процент действующих ПИИ от зарегистрированных

Республика Каракалпакстан

12,0

11,6

64,3

Андижанская

13,6

28,9

87,6

Бухарская

19,9

7,6

75,5

Джизакская

12,6

28,1

46,3

Кашкадарьинская

10,8

39,6

55,8

Навоийская

44,6

41,5

82,1

Намаиганская

11,0

19,1

86,8

Самаркандская

9,7

13,9

83,5

Сурхандарьинская

12,7

2,1

49,0

Сырдарьинская

29,7

21,8

95,5

Ташкентская

34,2

28,6

81,6

Ферганская

11,8

45,4

63,5

Хорезмская

10,7

20,0

70,6

г. Ташкент

55,6

30,8

53,7

-----

Источник: база данных Госкомимущества Узбекистана (www.spa.uz).

сравнению с 1999 г. Самые заметные изменения произошли в 2000 г. в Хорезмской области, где общее число ПИИ увеличилось в 9 раз по сравнению с 1999 г., но вклад Хорезмской области в общее количество ПИИ в республике не столь значителен и составил в 2000 г. всего 3,6%. К сожалению, в 2001 г. показатель вернулся на позиции 1996 - 1999 гг. и составил 1%. В остальных областях республики снижение или увеличение доли ПИИ в 2000 г. в сравнении с 1999 г. незначительно и составляет + 0,5 - 2%.

Однако число зарегистрированных ПИИ не всегда точно отражает рейтинг инвестиционной привлекательности того или иного региона, поскольку не все зарегистрированные предприятия оказываются реально действующими. Так, в 2001 г. больше всего ПИИ было зарегистрировано в г. Ташкенте (73,9%), но действующих ПИИ среди них чуть больше половины (53,7%) (см. таблицу 2). По этому показателю Ташкент намного опережают Сырдарьинская (95,5%), Андижанская (87,6%), Наманганская (86,8%), Самаркандская (83,5%) области.

Город Ташкент'не является лидером и по удельному весу иностранных инвестиций и кредитов в общем объеме капиталовложений. Лидирующие позиций со значительным отрывом удерживают Ферганская (45,4%), Навоийская (41,5%) и Кашкадарьинская (39,6%) области.

Такие показатели не должны казаться странными, так как на данном этапе экономика республики ориентирована на развитие отраслей, приносящих наибольший доход в государственный бюджет. Это горно-металлургическая, нефтегазодобывающая и нефтегазоперерабатывающая отрасли. Основные предприятия этих отраслей расположены в Андижанской, Бухарской Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Ферганской областях.

В г. Ташкенте расположены в основном предприятия обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, а также предприятия в сфере торговли и услуг. Отменим, что доля экспорта ташкентских предприятий в ВВП остается в 2001 г. самой высокой среди всех регионов Узбекистана - 55%.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют, что иностранные инвестиции стали одним из самых важных рычагов подъема экономики Узбекистана. Нельзя не отметить весьма профессиональные действия властных структур страны по созданию благоприятного инвестиционного климата, прежде всего в сфере законодательства и другой нормативно-правовой деятельности.


1 Новые тенденции в экономическом развитии Узбекистана (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 1995, N 10. Москва. www.imemo.ru.

2 Закон Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов" от 5 мая 1994 г. Материалы Агентства по иностранным инвестициям Узбекистана. www.fia.uz.

3 Внешнеэкономические связи Узбекистана (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 1994, N 2. Москва, www.imemo.ru.

4 Новые тенденции в экономическом развитии Узбекистана (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 1995, N 10. Москва. www.imemo.ru.

5 Узбекистан в поисках иностранных инвестиций (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 1996, N 7. Москва, www.imemo.ru.

6 Внутриэкономическая ситуация в Узбекистане (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 1996, N 3. Москва, www.imemo.ru.

7 Тенденции экономического развития Узбекистана (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 1997, N 4. Москва. www.imemo.ru.

8 Некоторые направления развитие Узбекистана в 1997 г. (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 1998, N 4. Москва, www.imemo.ru.

9 Экономика Узбекистана и финансовый кризис (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 1999, N 1. Москва, www.imemo.ru.

10 Структурные преобразования экономики Республики Узбекистан в переходный период (обзор) подготовлен Ионовой Е. П.). // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 2000, N 4. Москва, www.imemo.ru.

11 Некоторые проблемы экономики Узбекистана (обзор подготовлен Ионовой Е. П.) // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 2001, N 3. Москва, www.imemo.ru.

12 Материалы Госкомимущества Республики Узбекистан. www.spa.uz.

13 Материалы Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан, www.gov.uz.

14 Материалы Госкомимущества Республики Узбекистан. www.spa.uz.

15 Материалы Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан, www.gov.uz.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/УЗБЕКИСТАН-ИНОСТРАННЫЕ-ИНВЕСТИЦИИ-ПОМОГАЮТ-ОЗДОРОВИТЬ-ЭКОНОМИКУ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ, УЗБЕКИСТАН. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПОМОГАЮТ ОЗДОРОВИТЬ ЭКОНОМИКУ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 01.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/УЗБЕКИСТАН-ИНОСТРАННЫЕ-ИНВЕСТИЦИИ-ПОМОГАЮТ-ОЗДОРОВИТЬ-ЭКОНОМИКУ (date of access: 13.06.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ:

Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
28 views rating
01.06.2024 (12 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КНИГИ ВОСТОКОВЕДНОЙ ТЕМАТИКИ, ВЫПУЩЕННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ МОСКВЫ В 2003 Г.
7 hours ago · From Golem Anzhanov
С. К. КУШКУМБАЕВ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ НА ПУТЯХ ИНТЕГРАЦИИ: ГЕОПОЛИТИКА, ЭТНИЧНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
7 hours ago · From Golem Anzhanov
КОНФУЦИАНСТВО И СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
7 hours ago · From Golem Anzhanov
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Catalog: Экономика 
7 hours ago · From Golem Anzhanov
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
7 hours ago · From Golem Anzhanov
СОФЬЯ ЛЬВОВНА МИЛЯВСКАЯ (1916-2004)
7 hours ago · From Golem Anzhanov
ПО ПОВОДУ КНИГИ С. М. ИСХАКОВА "РОССИЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ И РЕВОЛЮЦИЯ (ВЕСНА 1917 г. - ЛЕТО 1918 г.)"
7 hours ago · From Golem Anzhanov
ТИБЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
13 hours ago · From Golem Anzhanov
ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ
13 hours ago · From Golem Anzhanov
ГАЗОВЫЕ КЛАДОВЫЕ УЗБЕКИСТАНА
7 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

УЗБЕКИСТАН. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПОМОГАЮТ ОЗДОРОВИТЬ ЭКОНОМИКУ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android