НАДЕЖДЫ ТАШКЕНТА ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШИЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЫГОДЫ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АМЕРИКАНЦАМ АВИАБАЗЫ ОПРАВДАЛИСЬ ДАЛЕКО НЕ ПОЛНОСТЬЮ.
В ходе антитеррористической операции в Афганистане США широко использовали среднеазиатский плацдарм, что привело к активизации их отношений с центральноазиатскими странами СНГ, включая Узбекистан. В некоторых вашингтонских кругах вновь возродилась идея ставки на Ташкент как на основного партнера США в Центральной Азии. Эту идею при администрации Б. Клинтона продвигали с помощью организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В Ташкенте в свою очередь появились надежды на крупные американские финансовые вливания в обмен на предоставление американцам военно-воздушных баз и укрепление военно-политического сотрудничества Узбекистана с США и НАТО.
Однако после разгрома основных сил талибов и террористической организации "Аль-Каида" ценность узбекских баз снизилась, и на первый план вновь вышли сложные проблемы в отношениях между двумя странами. Еще раз подтвердилось то обстоятельство, что при решении тактических задач Вашингтону с помощью разовых финансовых вливаний и обещаний экономической помощи удается удерживать Ташкент в русле своих интересов, но в стратегических вопросах интересы обеих сторон значительно расходятся.
БОЛЬШИЕ АВАНСЫ
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов был одним из первых среднеазиатских лидеров, который после терактов 11 сентября понял, что из антитеррористической операции в Афганистане можно извлечь определенные геополитические и экономические выгоды.
В частности, предоставляя американской армии базу в Ханабаде, он рассчитывал, что США заодно "разберутся" и с предводителем узбекских вооруженных экстремистов из "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ) Джумой Намангани. Эти расчеты оправдались: Намангани, по некоторым данным, погиб, и в любом случае не представляет сейчас угрозы нынешним властям в Узбекистане.
Позиция Ташкента содействовала укреплению позиций Узбекистана на международной арене и отношений с рядом стран, прежде всего с США и Европейским Союзом (ЕС).
Во время рабочего визита в Ташкент в декабре 2001 года государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил на встрече с И. Каримовым, что "Узбекистан действует последовательно в деле искоренения очагов терроризма в Афганистане..., и в целом против международного терроризма... Мы намерены улучшать и расширять многостороннее сотрудничество с Узбекистаном, в частности, в сфере безопасности".
Пауэлл передал послание президента США Дж. Буша, в котором была выражена благодарность главе узбекского государства за "решение принять части Вооруженных сил США в Узбекистане". Глава Белого дома пообещал увеличение помощи: "Моя администрация планирует в нынешнем году утроить объем помощи на двухсторонней основе политическим и экономическим реформам. Мы окажем всяческую поддержку усилиям Вашей страны по развитию программы экономических реформ, которая поможет Узбекистану построить надежную экономическую базу и открыть путь для существенного содействия со стороны международных финансовых институтов". Обращаясь с просьбой обеспечить свободный доступ в Термез для сотрудников международных организаций, Дж. Буш подчеркнул, что
стр. 24
это позволило бы упрочить "лидирующее положение Узбекистана в рамках усилий международной коалиции по восстановлению Афганистана" 1 .
Во время встречи с И. Каримовым в Белом доме 12 марта 2002 года Дж. Буш высоко оценил "ключевую роль Узбекистана" в проведении антитеррористической операции в Афганистане.
В октябре 2001 года в Узбекистан прибыло около 500 военнослужащих 10-й дивизии легкой пехоты США. К апрелю 2002 года на авиабазе в Ханабаде их численность возросла до трех тысяч 2 . По этому поводу И. Каримов заявил: "Численность американских вооруженных сил, дислоцированных в Узбекистане, имеет свой предел. Военный аэродром используется не только американскими самолетами, но и самолетами других стран коалиции. Все соглашения полностью выполняются... Мы благодарны США за то, что они сделали то, что не смогли сделать другие. Практически все обсуждения в рамках СНГ обходились голыми заявлениями" 3 .
Продолжилось обучение личного состава спецслужб Республики Узбекистан американскими инструкторами, Согласно сообщению органа МВД Республики Узбекистана газеты "На посту", в начале апреля на базе криминального отдела министерства для сотрудников МВД, Службы национальной безопасности и прокуратуры проводился семинар, посвященный особенностям сбора вещественных доказательств на месте террористического акта. Учебный курс в рамках Программы содействия борьбе с терроризмом проводила группа специальных агентов госдепартамента США под руководством Р. Хоскинса. В ходе семинара особое внимание уделялось освоению и применению современных методов документирования, изъятия и сохранения вещественных доказательств с места взрыва. В семинаре принимал участие региональный офицер безопасности посольства США в Узбекистане А. Коропецки 4 .
В середине марта в Ташкенте вновь состоялась конференция для работников прокуратуры и налоговых органов Узбекистана, организованная министерством юстиции США, на которой обсуждались вопросы ликвидации каналов незаконной переброски и отмывания финансов ("финансовый контроль с целью обеспечения безопасности страны") 5 .
В апреле в Ташкенте под эгидой госдепартамента США прошел VI региональный форум по экспертному контролю и нераспространению оружия массового уничтожения. В нем приняли участие представители Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, США, Таджикистана, Туркмении и других государств, приглашенных в качестве наблюдателей. Главная цель форума - установление "заслона на пути распространения ОМУ и терроризма" 6 .
К форуму был приурочен визит в Узбекистан группы американских конгрессменов в составе члена комитета палаты представителей по международным делам, председателя подкомитета по космосу и аэронавтике комитета по науке Д. Роудбахера, членов комитета по делам вооруженных сил М. Михэна, Дж. Миллера и Э. Шрока. В конце мая страну посетила еще одна делегация палаты представителей конгресса США во главе с председателем подкомитета по военным поставкам комитета по делам вооруженных сил конгрессменом К. Велдоном. В интервью местным журналистам К. Велдон заявил, что "сотрудничество между Узбекистаном и США носит долговременный характер и выйдет далеко за рамки обороны и безопасности. США готовы сотрудничать и в таких сферах, как экономика, охрана окружающей среды, здравоохранение, образование" 7 .
В июне в Узбекистане побывал с визитом заместитель помощника госсекретаря США по странам Европы и Азии Линн Паско. Он обсудил с главой МИД Узбекистана А. Комиловым вопросы безопасности и развития двухсторонних отношений, а также посетил авиабазу Ханабад, где расквартирован американский военный контингент. Л. Паско заявил: "Наше тесное сотрудничество в борьбе против терроризма резким образом изменило отношения с Узбекистаном...".
В июне МВД Узбекистана посетила делегация госдепартамента США во главе с помощником госсекретаря США Л. Крейнером. По некоторым данным, с руководством министерства обсуждались вопросы поставок американской полицейской спецтехники и обучения личного состава МВД методам борьбы с террористами.
УЗБЕКИСТАН И НАТО
В нынешнем году заметно оживились и контакты с НАТО.
В марте Узбекистан с официальным визитом посетил помощник заместителя генерального секретаря НАТО, начальник директората НАТО по политическим вопросам Д. Спекхард, который присутствовал на совместных учениях, цель которых - "отработка миротворческих операций, повышение боеготовности подразделений".
В июне в Ташкенте прошло выездное заседание научного комитета НАТО, в котором участвовал заместитель генерального секретаря альянса Жан Фурнэ. На встрече с главой МИД страны А. Комиловым отмечалось, что "взаимоотношения (между НАТО и РУз) достигли самых высоких рубежей. Узбекистан принимает активное участие в программах (НАТО)...". По словам Ж. Фурнэ, И. Каримов предложил НАТО сотрудничество в вопросах безопасности, борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом. Это сотрудничество "очень важно, и оно приветствуется нами, являясь значительным вкладом в достижение стабильности и безопасности в Центральной Азии", - подчеркнул Ж. Фурнэ. Он отметил, что в настоящее время Узбекистан участвует в 23 военных и гражданских проектах программы "Партнерство во имя мира". В их числе - обучение специалистов различных областей, планы спасения гражданского населения, предотвращение катастроф (в т.ч. экологических), защита окружающей среды, наука о Земле, медицина и биология, физика, инженерия, вопросы безопасности, создание коммуникационных сетей между исследовательскими группами и центрами, проект "Виртуальный Шелковый путь" (в рамках работы в этом направлении за 3 года - 1999 - 2001 - око-
стр. 25
ло 40 исследовательских узбекских групп получили гранты, а 50 специалистов - стипендии для обучения в странах НАТО), управление водоснабжением в бассейнах рек, питающих Аральское море. По мнению Фурнэ, "РУз плодотворно сотрудничает с НАТО и в области обороны, участвует в совместных учениях, тренингах. Есть также многообещающий проект в области военного планирования, другие проекты в рамках двухсторонних связей" 9 .
Отмечается активизация двухсторонних контактов между силовыми структурами Узбекистана и стран НАТО, а также фирмами, производящими продукцию охранного и оборонного назначения.
В июне в Ташкенте начала работу международная конференция "Стабильность в Центральной Азии в постконфликтный период". В ее организации принял участие Лондонский международный институт стратегических исследований. В работе конференции приняли участие представители внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии, России, США, Канады, Великобритании, Испании, Ирана, КНР, а также ООН, НАТО, ОБСЕ. Представители Североатлантического альянса предложили регулярно обмениваться разведданными спецслужб региона 10 .
ПОДСЧИТАЛИ - ПРОСЛЕЗИЛИСЬ
В отношениях со странами СНГ США и Европейский Союз нередко проявляют большую щедрость в политической и военной составляющей, чем в финансово-экономической.
За 10 лет правительство США выделило из бюджета кредиты на сумму около 444,3 миллиона долларов на финансирование программ в Узбекистане, а также представило гуманитарные товары по линии частных пожертвований на сумму 148 миллионов долларов.
Расчеты Ташкента на крупные финансовые выгоды от поддержки антитеррористической операции в Афганистане оправдались далеко не полностью. В 2002 финансовом году по государственной линии США выделили в помощь Узбекистану 193 миллиона долларов, включая 70,4 миллиона на гуманитарную помощь, 59,8 миллиона на укрепление безопасности, 45,5 миллиона на межотраслевые инициативы, 14,4 миллиона на развитие демократии, 2,9 миллиона на рыночные реформы. В рамках программы экспортного контроля и безопасности границ США ассигнуют 18 миллионов долларов из Фонда чрезвычайного реагирования на финансирование проекта по обеспечению безопасности авиалиний и борьбы с незаконными проникновениями, призванного повысить надежность границ и усилить борьбу с терроризмом. Кроме того, в рамках бюджета программы финансирования вооруженных сил иностранных государств на 2002 год Узбекистан получил 25 миллионов долларов из Фонда чрезвычайного реагирования на приобретение аппаратуры связи в целях повышения оперативной совместимости с вооруженными силами США и других стран, а также один миллион в рамках программы военной подготовки и обучения.
В 2002 финансовом году Узбекистан получит также продовольственную помощь по линии министерства сельского хозяйства США, в том числе в рамках двух межправительственных программ в размере около 60 миллионов долларов и двух добровольных частных программ объемом 8,3 миллиона.
Ценность американской помощи в значительной степени снижается в связи с тем, что она предоставляется не "живыми" деньгами, а товарами и услугами, в которых зачастую Узбекистан не испытывает особой нужды. Некоторые программы американской помощи Узбекистану малоэффективны и носят больше пропагандистский характер. Так, в декабре прошлого года американское Агентство по международному развитию провело в Ферганской области кампанию "Защитите вашего ребенка от пневмонии", хотя на деле многие узбекские дети нуждаются в улучшении питания и лекарствах, а не в пропаганде здорового образа жизни, которой ограничилась эта кампания. В Джизакском центре доверия "Хамдард" американский фонд "Каунтерпарт консорциум" организовал семинар "Оценка потребностей и нужд населения", на котором представителей женских и моло-
стр. 26
дежных неправительственных организаций учили "защищать свои права, повышать активность, помочь молодым семьям в распределении доходов" 12 , явно не понимая, как далеки узбекские реалии от американских.
На счет американской помощи нынешнего года относится и оплата деятельности 500 добровольцев американского Корпуса мира.
Особенно большое разочарование постигло Ташкент в его надеждах получить значительные суммы "живыми" деньгами за использование военных аэродромов. По некоторым данным, в ходе переговоров И. Каримова в США ему было обещано не более 55 миллионов долларов в товарах или услугах, включая лизинг двух аэробусов компании "Боинг".
После завершения наиболее острой фазы антитеррористической операции в Афганистане на узбекско-американских отношениях, особенно в финансово-экономической области, вновь негативно сказываются такие хронические проблемы, как невыполнение узбекской стороной своих обязательств, в частности, по погашению валютных кредитов иностранных инвесторов, высокая стоимость создания инфраструктуры для обслуживания американских воинских контингентов, коррупция и т.д.
Одной из самых сложных проблем является вопрос о свободном конвертировании местной валюты, на которой, по мнению экспертов, настаивают американцы. Сейчас официальный курс, который равен 650 узбекских сумов за 1 доллар США, в два раза ниже реального (1350 - 1500 сумов).
Развитие отношений сдерживают и обвинения американских правозащитных организаций в адрес Ташкента в многочисленных нарушениях прав человека, свободы слова, преследованиях по религиозным и политическим причинам, ущемлении прав национальных меньшинств и т.д.
ИНВЕСТИЦИИ: НАДЕЖДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Официально считается, что за годы независимости Узбекистаном привлечено более 12 миллиардов долларов иностранных инвестиций и кредитов, хотя трудно определить, сколько поступило на деле. Деньги направлялись в основном в топливно-энергетический комплекс, нефтехимическую, золотодобывающую и хлопкоперерабатывающую отрасли промышленности. В 2001 году отношение внешнего долга к ВВП Узбекистана находилось на критическом уровне (даже по официальным данным - 38 процентов, при приемлемом - 40 процентов).
В 2001 году объем иностранных инвестиций и кредитов в экономику Узбекистана составил 349,71 миллиарда сумов, в том числе кредиты - 318,3 миллиарда. В реализации проектов инвестиционной программы на 2002 год Узбекистан рассчитывает привлечь 900 миллионов долларов по 111 проектам от инвесторов из более чем 20 стран мира. Основные инвесторы - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в систему Всемирного банка 13 .
Всемирный банк (ВБ) сотрудничает с Узбекистаном с 1992 года. За это время банк выделил Узбекистану 492 миллиона долларов на реализацию 10 проектов. Из них к апрелю 2002 года были завершены только два 14 .
Очередная программа кредитования экономики Узбекистана на 2002 - 2004 годы должна была быть утверждена еще в феврале 2001 года. Однако переговоры о полномасштабном возобновлении деятельности ВБ в Узбекистане длились до апреля 2002 года. Узбекское руководство настаивало на "добровольном" (на узбекских условиях), а не на "принудительном" (на условиях ВБ) характере модернизации экономики, ссылаясь на те стандарты, которые якобы "лучше подходят для национальных условий" (главное - искусственно завышенный курс узбекского сума и отказ от свободного конвертирования валюты). Кроме того, Ташкент стал отдавать предпочтение не получению кредитов (которые в конце концов нужно отдавать), а "улучшению инвестиционного климата и структуры инвестиций", то есть перекладыванию рисков, связанных с нерациональным использованием финансов с узбекской стороны на самих инвесторов. Схема таких "инвестиций" проста: узбекская сторона под самые высокие гарантии (правительства, президента, Национального банка) уговаривает иностранного инвестора вложить деньги в "проект", якобы сулящий суперприбыли за короткий срок, а, добившись своего, затем просто не выполняет своих обязательств. Значительная часть таких инвестиций пошла на взятки и непроизводственные расходы. Бизнесмены, верившие узбекским партнерам, не могли вовремя вернуть взятые в западных банках кредиты и несли колоссальные убытки.
стр. 27
Улучшение отношений с США и Европейским Союзом содействовало сдвигу в сложных переговорах Ташкента с Всемирным банком.
В конце марта текущего года Совет директоров ВБ предложил два возможных сценария кредитования экономики Узбекистана. Первый ("базовый") сценарий предусматривает выделение ВБ в виде кредитов 300 - 350 миллионов долларов на три года при условии "проведения более решительных реформ" (в первую очередь - введения свободной конвертации валюты). Второй ("умеренный") предусматривает выделение Узбекистану 150 миллионов долларов в 2002 - 2004 годах при сохранении прежнего темпа структурных реформ без ухудшения макроэкономической ситуации.
В апреле нынешнего года Узбекистан посетил президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон. Он заявил, что "утверждение очередной программы кредитования (Узбекистана) напрямую зависит от того, насколько само правительство РУз заинтересовано в новых шагах по углублению рыночных реформ". Иначе говоря, В Б готов дать кредиты Узбекистану, но на своих, а не на узбекских условиях.
Новая стратегия ВБ в Узбекистане предусматривает решение четырех основных задач: либерализацию курса валют и обеспечение прозрачности государственного управления полученными финансами (введение конвертации, причем - реальной, для всех, а не только для властной креатуры), интенсивное развитие частного сектора экономики, повышение эффективности распределения и использования выделенных финансов (чтобы не разворовывали кредиты на местах), укрепление систем содержания и эксплуатации ирригационно-мелиоративных систем - основы экономики РУз 15 .
В результате переговоров Дж. Вулфенсона с И. Каримовым между ВБ и Минфином Узбекистана 12 апреля подписано кредитное соглашение объемом 40 миллионов долларов на реализацию проекта по улучшению водоснабжения городов Самарканда и Бухары. Идет подготовка проектов реабилитации Каршинского каскада насосных станций (55 миллионов долларов) и создания дренажной системы в правобережье реки Амударьи (20 миллионов долларов) 16 . На поддержку малых и средних сельскохозяйственных предприятий РУз ВБ выделил шесть миллионов долларов 17 .
Европейский банк реконструкции и развития намерен к 2004 году инвестировать в реализацию 10 проектов в Узбекистане 480 миллионов долларов. Всего на сегодняшний день банк одобрил предоставление Узбекистану кредитов на 608,6 миллиона долларов по 18 проектам в сфере энергетики, транспорта, строительства, разработки минеральных ресурсов, коммунального хозяйства 18 .
Однако частные иностранные инвестиции, в том числе американские, невелики и перспективы их роста весьма проблематичны. Это связано, в первую очередь, с проблемой перевода прибыли за рубеж. Вкладывая валюту в экономику Узбекистана, иностранные компании и отдельные предприниматели не имеют возможности использовать полученную прибыль по своему усмотрению, поскольку им предлагается вложить эти так называемые легитимные деньги в узбекскую экономику. Деньги оседают на счетах в узбекских банках. Лишь очень небольшой части инвесторов удается, прибегая к взяткам, перевести часть полученной прибыли в свободно конвертируюмую валюту и вывезти ее за границу.
Определенное улучшение узбекско-американских отношений в политической сфере не отразилось на более чем сдержанном отношении американских частных инвесторов к Узбекистану.
1 "Правда Востока", 11.12.2001.
2 "Новое военное обозрение", 4.04.2002.
3 "Время и Мы", 12.04.2002.
4 "На посту", 11.04.2002.
5 "Народное слово", 20.03.2002.
6 Там же, 13.04.2002.
7 "Ташкентская правда", 1.06.2002.
8 "Время и Мы", 21.06.2002.
9 "Народное слово", 13.06.2002.
10 "Время и Мы", 21.06.2002.
11 Там же.
12 "Халк сузи", 27.12.2001.
13 "Время и Мы", 21.06.2002.
14 "Правда Востока", 13.04.2002
15 Там же, 30.03.2002.
16 "Время и Мы", 19.04.2002.
17 "Правда Востока", 20.04.2002.
18 "Время и Мы", 21.06.2002.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |