ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ обеспечивает стране высокие темпы роста экономики и успешное проведение рыночных реформ
Вначале прошлого десятилетия, когда вместо распавшегося Советского Союза на карте мира появились новые государства, всем им, в том числе республикам Центральной Азии, пришлось решать одну и ту же, поистине глобальную задачу построения самостоятельно функционирующей экономической системы. При этом решение данной задачи осложнялось тем, что речь шла не столько о построении, сколько о перестройке доставшегося в наследство каждому государству "осколка" бывшего громадного экономического пространства. Основная проблема, с которой столкнулись новые независимые государства, - перекос в экономическом развитии в ту или иную отрасль, что было следствием политики разделения труда в СССР. Несмотря на общность экономических проблем, каждое государство обладало различными стартовыми возможностями для развития собственной экономики, а следовательно, выбирало свою, непохожую на другие, модель проведения экономических преобразований.
Рассмотрим особенности экономического развития Узбекистана в 90-е гг. и в 2000 - 2003 гг. и модель перехода к рыночной экономике, избранную в этом государстве.
ДИАГНОЗ: МЕДЛЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ
В Союзе ССР Узбекистану была отведена роль одного из основных поставщиков промышленного и сельскохозяйственного сырья -газа, различных минералов, хлопка, фруктов и овощей, хотя были и мощные предприятия обрабатывающей и машиностроительной промышленности. Экономическая база, доставшаяся в наследство этой стране, казалась более чем незавидной. Ее характеризовала монокультурная ориентация на выращивание хлопка-сырца. Причем, большая часть хлопка - свыше 70% -экспортировалась из республики в необработанном виде или же после первичной переработки, что существенно снижало доходы от экспорта 1 . В 1988 г. удельный вес работников аграрного сектора экономики составлял 37,8% от общей численности занятых в народном хозяйстве, превышая долю работавших в промышленности и строительстве (23,7%) в 1,6 раза 2 . По данным переписи 1989 г., 59% населения Узбекистана проживало в сельской местности 3 .
В последние годы пребывания Узбекистана в составе СССР для его экономики были характерны те же деградационные процессы, как и для других республик, в частности, замедление темпов экономического роста (хотя среднегодовые темпы прироста были на уровне, а иногда и выше общесоюзных, и составляли 3% в год, но в расчете на душу населения объем национального дохода увеличивался медленно - 0,3 - 0,4% в год). Причины такого диссонанса: демографическая ситуация в республике - большое число многодетных семей, высокие показатели рождаемости и темпов роста населения; усиление несбалансированности производства и финансово-кредитной системы; обострение дефицита потребительского рынка; обесценивание денег.
Однако в условиях общего экономического спада и нарастающей инфляции народное хозяйство Узбекистана выглядело лучше, чем в других республиках. Поэтому крах экономической системы Союза не оказал столь же шокового воздействия на экономику Узбекистана, как на экономику большинства других республик. Преобладание в народном хозяйстве Узбекистана аграрного сектора в данном случае сыграло позитивную роль. Ориентация не слишком развитой промышленности страны в основном на республиканский и среднеазиатский рынки и меньшая зависимость ее от поставок из европейских республик СНГ и из стран дальнего зарубежья способствовали тому, что промышленное производство в Узбекистане сократилось меньше, чем в других республиках 4 .
В то же время, несмотря на уменьшение площадей, отводимых под хлопок и расширение посевов плодоовощных и зерновых культур, в Узбекистане удалось сохранить производство хлопка на "советском" уровне - 4 млн. т в год 5 , в то время как урожай зерновых удвоился 6 . Таким образом, сугубо сельскохозяйственная специализация Узбекистана, всегда рассматривавшаяся как недостаток хозяйственного развития, в данном конкретном случае помогла республике остаться на плаву, поскольку наиболее глубокий спад производства пришелся на обрабатывающую промышленность, которая играла не столь значительную роль в народном хозяйстве страны. Кроме того, существенной поддержкой для экономики республики стало проведение политики более медленной по сравнению с другими странами СНГ приватизации и более последовательной отмены госзаказа и субсидий.
Наконец, существенное значение для стабилизации экономики и стимулирования экономического роста в переходный период имела республиканская программа перехода к рынку. Руководство Узбекистана разработало программу реформ 7 , учитывающую многие национальные особенности и интересы различных слоев населения. Программа не была опубликована как единый документ, но о ее содержании можно судить по ряду выступлений президента Узбекистана Ислама Каримова 8 и других руководителей республики, решениям Верховного Совета и практическим мероприятиям, осуществляемым правительством.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕФОРМИРОВАНИЯ
Можно выделить пять основных принципов проведения реформ в Узбекистане.
стр. 15
1. Приоритет экономики над политикой. Деидеологизация внутренних и внешних экономических связей. Основной критерий решения любых проблем - примат национально-государственных интересов Узбекистана.
2. Признание государства в качестве основного реформатора и гаранта проведения и необратимости экономических реформ.
3. Создание новой законодательной и институциональной базы такого правового государства, в котором конституционно закрепляется равенство всех форм собственности, обеспечиваются права человека и развитие демократии.
4. Социальная ориентированность экономических реформ с особым вниманием на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения.
5. Постепенность и поэтапность осуществления реформ при безотлагательном решении вопросов по мере их "вызревания".
Модель перехода к рыночной экономике, реализуемая в Узбекистане, интегрировала положения нескольких моделей экономических преобразований, в том числе:
- программы перехода к рынку, разработанной союзным правительством в 1989 - 1990 гг.;
- китайской модели реформ, предусматривающей создание двухсекторной модели смешанной экономики с директивным плановым механизмом управления государственным сектором и индикативным регулированием частного и кооперативного секторов;
- российской модели либерализации и разгосударствления экономики с отказом от централизованного планирования и упором на монетаристскую ценовую, финансово-кредитную и внешнеэкономическую политику;
- турецкой модели, проявляющейся в активной поддержке государством развития предпринимательской деятельности и рыночных отношений.
В то же время были категорически отвергнуты методы шоковой терапии, форсированного и скачкообразного перехода к рынку. Переход к рынку в Узбекистане осуществляется с учетом реальной готовности общества к восприятию рыночных отношений. Выбор такого пути во многом объясняет более стабильное экономическое положение Узбекистана по сравнению с государствами, избравшими иную модель реформирования. Исходя из основных принципов перестройки экономической системы Узбекистана, его руководством был выдвинут ряд стратегических и тактических задач. К тактическим задачам относятся следующие 9 :
1. Достижение зерновой независимости. Для достижения этой цели были уменьшены посевы хлопка и других технических культур при одновременном расширении площадей под зерновые, овощи и фрукты, а также кормовые культуры, необходимые для укрепления базы животноводства. При этом было решено: сокращение посевов хлопка не должно привести к уменьшению общего количества производимого продукта, что будет достигнуто за счет повышения урожайности хлопчатника. Благодаря расширению мощностей по переработке хлопка-сырца будет увеличен доход от экспорта хлопка.
2. Укрепление индустриальной базы переработки минеральных ресурсов - цветных и драгоценных металлов, сырья для химической промышленности и других.
3. Развитие собственной топливно-энергетической базы (увеличение добычи угля, освоение новых месторождений газа и нефти, создание мощностей по производству нефтепродуктов). Решение этой задачи будет способствовать ослаблению зависимости республики от ввоза топлива из России и Туркменистана, а также достижению в перспективе нефтяной независимости.
4. Создание импортозамещающих производств для обеспечения потребностей республики в продуктах питания, одежде, обуви и других товарах массового спроса.
5. Оздоровление экологической обстановки в регионе, ухудшение которой было связано с засолением обширных посевных площадей под хлопком и применением химических методов обработки посевов.
К задачам стратегического плана относятся следующие 10 :
1. Устранение преимущественно сырьевой специализации республики.
2. Выход на мировые рынки и приоритетное развитие экспортных отраслей и производств, способных не только обеспечивать устойчивое поступление конвертируемой валюты, но и производить конкурентоспособную на мировом рынке, наукоемкую, технически сложную продукцию.
3. Поощрение привлечения иностранного капитала для укрепления экспортной базы.
4. Участие Узбекистана в создании общей транспортной системы, позволяющей подключить ее коммуникации к дорогам и магистралям, обеспечивающим новые выходы на ближневосточный и мировой рынки (программа восстановления "Великого шелкового пути" "TRACECA") 11 .
Стратегические и тактические задачи логично соотносятся и не противоречат, как это может показаться на первый взгляд, друг другу. На начальном этапе перестройки экономики государства первостепенную роль играет решение тактических задач, в частности, модернизация и совершенствование добычи и переработки сырьевых ресурсов, а также увеличение их экспорта. Развитие этих отраслей национальной экономики должно способствовать созданию валютного запаса, необходимого для перехода к реализации стратегических задач. Постепенно наряду с опережающим развитием сырьевых отраслей начинают создаваться высокотехнологичные импортозамещающие производства.
О ЧЕМ ГОВОРИТ АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Для того, чтобы оценить результативность реализации программы реформирования узбекской экономики в период с 1991 по 2001 г., целесообразно проанализировать основные макроэкономические показатели за этот срок.
Один из основных показателей экономической активности государства - валовый внутренний продукт - ВВП (его объем в целом и уровень роста). Анализируя ВВП Узбекистана с 1992 по 2001 г., можно наблюдать определенное снижение объема ВВП, а также отрицательные темпы роста ВВП в период с 1993 по 1995 г. 12 Самое серьезное падение ВВП наблюдалось в 1994 - 1995 гг., когда уровень ВВП составил 82% от уровня
стр. 16
1991 г., а темпы роста ВВП представляли собой отрицательную величину - 4,2%. Такое снижение объема ВВП вызвано, прежде всего, полным развалом хозяйственных связей бывшего Союза, еще действовавших по инерции некоторое время (в 1992 - 1993 гг.), но полностью исчезнувших к 1994 г., на который приходится пик экономического спада в Узбекистане.
Другой причиной, повлиявшей на то, что период с 1994 по 1995 г. стал наихудшим за десятилетие развития Узбекистана, было присутствие страны в рублевой зоне, не позволявшее правительству в полной мере использовать рычаги денежно-кредитной политики и валютного регулирования. В связи с этим возникла острая необходимость введения собственной валюты.
Данный процесс проходил в два этапа. Первый охватил период с ноября 1993 г. по июнь 1994 г., когда был введен сум-купон 13 , который обращался наряду с российским рублем. Временные деньги - сум-купоны - помогли накопить определенный опыт ведения независимой денежно-кредитной и ценовой политики. Через сум-купон были изучены стратегия и механизм внедрения национальной денежной единицы, разрабатывались и испытывались меры борьбы с инфляцией, отлаживался механизм взаиморасчетов, создавались условия для введения полноценной национальной валюты.
1 июля 1994 г. в обращение была введена национальная валюта Республики Узбекистан - сум 14 , который плавно и автоматически заменил в обращении сум-купоны. Многоступенчатая комбинация, имевшая целью создание национальной валюты, была завершена, и страна получила полноценную денежную единицу, позволяющую проводить независимую денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику.
К концу 1994 г. процесс перехода на свободные рыночные цены в основном завершился, и были отменены потребительские субсидии на товары и услуги 15 . Уже в этот период курс на финансовую и макроэкономическую стабилизацию и на рыночные преобразования стал давать реальные результаты: во второй половине 1994 г. темпы спада производства и роста цен замедлились 16 . Начиная с 1995 г., центральными задачами макроэкономической политики стали преодоление спада производства и дальнейшее укрепление национальной валюты, а главным рычагом оздоровления экономики стала жесткая финансовая политика.
Чтобы сдержать дальнейший рост цен, правительство и Центральный Банк Узбекистана осуществили комплекс антиинфляционных мер, включающий различные мероприятия согласованной бюджетной и денежно-кредитной политики. Благодаря реализации этих мер темпы роста денежной массы год от года плавно уменьшались. Соответственно, с 1994 г. начал неуклонно снижаться и уровень инфляции; в 2000 г. он составил всего 28,2% 17 .
Первые результаты экономической политики, направленной на макроэкономическую стабилизацию, проявились уже в 1996 г. С этого года начинается подъем экономики - рост ВВП составил 1,7% в 1996 г. и 5,2% в 1997 г. Но финансовый кризис 1998 г. в России, косвенно затронувший Узбекистан, несколько замедлил рост ВВП - до 4,4% в 1998 и 1999 гг. 18
Отметим, что Узбекистан является первым государством среди стран СНГ, вышедшим в 2000 г. на уровень 1991 г. по объему ВВП в текущих ценах 19 .
В структуре ВВП Узбекистана ведущую роль продолжает играть сельское хозяйство. Основные тенденции развития этой отрасли за указанный период - уменьшение площадей посевов хлопка и увеличение площадей посевов зерновых. При этом производство хлопка практически удалось сохранить на прежнем уровне (в 1994 г. - 3938 тыс. т, в 1997 г. - 3641, 1998 г. -3236 тыс. т), а урожай зерна вырос в полтора раза 20 . Это позволило Узбекистану решить проблему зерновой независимости и с 2000 г. прекратить импорт зерна 21 . Несколько упало производство риса, мяса, молока и яиц 22 , но в принципе это падение оказалось незначительным.
АНДИЖАН - ГОРОД АВТОМОБИЛЬНЫЙ
Доля промышленности в структуре ВВП уступает доли сельского хозяйства в 1,8 - 2 раза, что отражает реальное "соотношение сил" в экономике. Наибольший спад промышленного производства пришелся на период с 1993 по 1996 г., когда показатель роста промышленного производства в целом имел отрицательную величину. Однако начиная с 1995 г. отмечается устойчивая положительная динамика роста во всех отраслях. Особенно быстро росли переработка нефти, газа, угля и железосодержащих металлов, выпуск ма-
Таблица
Основные экономические показатели Узбекистана в 1992 - 2001 гг. (в % к 1991 г. в постоянных ценах)*
Год |
ВВП |
Общий объем промышленной продукции |
Валовая продукция сельского хозяйства |
Инвестиции в основной капитал |
1992 |
89 |
93 |
94 |
68 |
1993 |
87 |
97 |
95 |
65 |
1994 |
82 |
98 |
88 |
50 |
1995 |
82 |
98 |
|
52 |
1996 |
83 |
101 |
85 |
56 |
1997 |
87 |
105 |
90 |
66 |
1998 |
91 |
109 |
93 |
75 |
1999 |
95 |
115 |
99 |
77 |
2000 |
- |
- |
102 |
. |
2001 |
104,5 |
108,1 |
104,5 |
103,7 |
* По данным Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru)
стр. 17
шин и оборудования, продукции текстильной, обувной, пищевой отраслей, а также производство строительных материалов 23 .
В структуре промышленного производства Узбекистана в 1996 г. появилась новая отрасль - производство легковых автомобилей. Появление этой отрасли связано с учреждением совместного предприятия "УзДЭУавто" вместе с южнокорейской фирмой "ДЭУ". Предприятие объединяет десять заводов в Андижанской области - одной из самых густонаселенных в стране, и выпускает легковые автомобили четырех марок: "Nexia", "Tico", "Damas", "Matiz". Полная мощность предприятия составляет 200 тыс. автомобилей в год, но она освоена лишь на четверть. В 1998 г. произошел некоторый спад производства, вызванный финансовым кризисом в России, так как большая часть автомобилей идет на экспорт в эту страну и государства ближнего зарубежья. В 1996 г. совместно с германской компанией "Мерседес" начата сборка грузовых автомобилей 24 .
Наряду с достижением зерновой независимости, в качестве одной из основополагающих задач была выдвинута задача достижения нефтяной независимости. Для ее выполнения было решено увеличить объем добычи и разведки сырья. Если в начале 90-х гг. Узбекистан ежегодно импортировал около 10 млн. т нефтепродуктов, то к 1998 году производство сырой нефти и газоконденсата существенно увеличилось и достигло 8,1 млн. т в год 25 . В 2001 г. республика впервые не только полностью покрыла собственные потребности в нефтепродуктах, но даже приступила к экспорту нефти 26 . Для этого были увеличены мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и приобретено оборудование для очистки нефти от серосодержащих элементов, а также построен новый НПЗ в Бухарской области и реконструирован Ферганский НПЗ 27 .
На протяжении последних десятилетий Узбекистан был одним из крупнейших экспортеров газа, который доставляется в европейскую часть Союза ССР по трубопроводам "Средняя Азия Центр", "Бухара - Урал" и "Бухара - Москва", а оттуда по экспортным газопроводам направляется в европейские страны. После распада СССР поставки узбекского газа в Россию, а также в восточно- и западноевропейские страны были прекращены из-за резкого увеличения стоимости транспортировки. К 1999 г. добыча газа увеличилась по сравнению с 1994 г. на 7,5 млн. куб. м 28 . В настоящее время узбекский газ потребляется в самой республике и экспортируется в Таджикистан, Кыргызстан, южный Казахстан и Туркменистан.
В 1994 г. по производству нефти и газоконденсата республика опередила Туркменистан и Украину (в Узбекистане было добыто 5,5 млн, в Украине - 4,2, в Туркменистане - 4,1 млн. т), а по производству природного газа - Туркменистан (Узбекистан - 47,2 млрд. куб. м, Туркменистан - 34,8 млрд. куб. м) 29 . Узбекистан стал вторым в СНГ производителем газа после России.
В структуре ВВП Узбекистана значительно более весомую роль по сравнению с 1993 г. стали выполнять такие макросекторы, как транспорт и связь (рост в 1,4 раза), торговля и общепит (в 1,8 раза), сфера услуг (в 1,3 раза) 30 .
Два других важнейших макропоказателя, помимо объема и роста ВВП, - индекс потребительских цен и индекс цен производителей. Сравнение динамики изменения этих показателей в 1994 - 1998 гг. показывает, что индекс потребительских цен повышался в 1,4 - 1,8 раза медленнее, чем индекс цен производителей 31 . В этом проявляется особенность Узбекистана, где государство, осуществляя проведение экономических реформ, стремится регулировать розничные цены и сохранять социальные гарантии населению в форме бесплатного образования, здравоохранения, системы пособий многодетным семьям и т.д.
НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК РОССИЙСКИХ РЕФОРМАТОРОВ
Еще один важнейший макроэкономический показатель - курс национальной валюты - сума, введенного в Узбекистане в 1994 г. В 1996 г. курс узбекского сума к американ-
стр. 18
скому доллару составлял 1:56.04. В период с 1996 по 1999 г. повышение курса доллара было стабильным и составляло 30 сум в год. В 2000 и 2001 гг. курс доллара резко повышается. Темп роста этого курса составил в 2000 г. 230%; таким же он был и в 2001 г. 32 Напомним, что валютный курс в Узбекистане не является свободным и регулируется Центробанком Узбекистана 33 . Резкое повышение курса доллара в 2000 - 2001 гг., скорее всего, связано со стремлением руководства страны попытаться постепенно приблизить валютный курс к его реальной рыночной величине. Мотивация действий правительства понятна, так как, с одной стороны, Узбекистан извлекает уроки из российского финансового кризиса 1998 г. и старается не повторить ошибок России, понимая, что построение рыночной экономики невозможно без реального рыночного валютного курса. С другой стороны, следуя принципу постепенности реформ, руководство Узбекистана не может пойти на полное и одномоментное "отпущение" валютного курса.
Анализ показателей общего объема экспорта и импорта Узбекистана за период с 1995 по 1999 г. позволяет проследить следующую тенденцию. Если в 1995 - 1997 гг. объем импорта несколько превышал экспорт (на 200 млн. долл. в год) при обоюдной тенденции к росту объема экспорта и импорта, то в 1998 г. ситуация на внешнем рынке изменилась: экспорт стал превышать импорт в 1998 г. - на 240 млн. долл., в 1999 г. - на 127 млн. долл.) 34 . В структуре экспорта основная роль по-прежнему отводиться хлопку, хотя его доля снизилась с 48% в 1995 до 27,3% в 1999 г. Возрос экспорт услуг, продуктов питания, машин и оборудования, а также продукции химической промышленности 35 .
Почти половина импорта Узбекистана (44,8% в 1999 г.) приходилась на машины и оборудование. В целом общая тенденция к уменьшению импорта проявилась в таких направлениях, как продукты питания и химикаты. Незначительно увеличился объем импорта в секторах ввоза металлов, энергии и услуг 36 .
Демографическая ситуация в Узбекистане обладает спецификой, проявляющейся в двух факторах: значительном ежегодном приросте населения и значительной доле населения, проживающего в сельской местности. Эти особенности обусловливают структуру занятости трудоспособного населения Узбекистана в различных отраслях. Наибольший уровень занятости - в сельском хозяйстве, она достаточно высока также в сфере промышленного производства, образовании, культуре, науке и искусстве. Общая тенденция по всем отраслям - практически постоянное число работающих в период с 1995 по 2000 г. Уровень безработицы в Узбекистане также величина постоянная и составляет 0,3 - 0,5% от общего числа работающих 37 . Это около 45 тыс. чел. Отсюда можно сделать вывод о том, что большую часть эмигрантов из Узбекистана составляют безработные.
Основные причины эмиграции населения - это нехватка рабочих мест и низкая заработная плата. Причем в сельском хозяйстве, где занята большая часть населения Узбекистана, заработная плата особенно низка. В январе 1999 г. она составляла 2,7 тыс. сум при курсе доллара 110,7 сум (это - 24 долл.) Работа на промышленных предприятиях, в строительстве и системе транспорта оплачивается лучше - в 1998 г. средняя зарплата в этих отраслях составляла около 10 тыс. сум. Средний уровень зарплаты в 4 - 4,5 тыс. сум поддерживался в том же году в торговле, образовании и медицине 38 .
Анализ макроэкономических показателей Узбекистана в период с 1992 по 2001 гг. свидетельствует о том, что в рыночную экономику страна входит с минимальными потерями. Хотя темпы проведения экономических преобразований в республике, по мнению международных экономических организаций, недостаточно высоки. Но именно такие темпы уберегли страну от потрясений политического и социально-экономического характера, с одной стороны, а с другой - обеспечили и обеспечивают решение тактических и стратегических задач переходного периода.
-----
1 Плышевский Б. П. Реформирование экономик государств СНГ: Узбекистан // "Российский экономический журнал", 1993, N10, с. 31.
2 Исламов Б. Экономические преобразования в Республике Узбекистан и ее интеграция в мировое сообщество // ЭКО, 1997, N3, с. 93.
3 Там же, с. 93.
4 Юсупов А. Достижение макроэкономической стабилизации и осуществление структурных преобразований // "Общество и экономика", 1998, N3, с.73.
5 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).
6 Там же.
7 Основные идеи программы реформирования представлены в работах Президента Узбекистана И. А. Каримова (см. ссылку 8).
8 (1) Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому - требование времени. - Ташкент: Узбекистон, 1997.
(2) Каримов ИЛ. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Ташкент: Узбекистон, 1997.
(3) Каримов ИЛ. Узбекистан на пути углубления экономических реформ, - Ташкент: Узбекистон, 1995.
9 см. ссылку 8: (1) с. 37 - 49, (2) с. 46 - 57, (3) с. 45 - 68. 10 Там же.
11 Садыков Н. Н. Взаимодействие Узбекистана с международными организациями в возрождении "Великого шелкового пути" // "Центральная Азия и Кавказ", 1999, N 3. - www.ca-c.org.
Чернявский С. И. "Великий шелковый путь" и интересы России // "Мировая экономика и международные отношения", 1999, N 6.
12 Данные Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru).
13 Материалы предоставлены Министерством финансов Узбекистана (www.gov.uz).
14 Там же.
15 Там же.
16 Данные Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru).
17 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).
18 Данные Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru).
19 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).
20 Там же.
21 Узбекистан: 10 лет по пути формирования рыночной экономики. - Ташкент: Узбекистон, с. 127.
22 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).
23 Там же.
24 Узбекистан: 10 лет по пути реформирования экономики. -Ташкент: Узбекистон, с. 103.
25 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).
26 Grachev S. Rising Star: Uzbekistan Emerges as Oil and Gas Investment Opportunity. - www.rusenergy.com.
27 Там же.
28 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).
29 Данные Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru).
30 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).
31 Там же.
32 Там же.
33 Материалы Министерства финансов Узбекистана (www. gov.uz).
34 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).
35 Там же.
36 Там же.
37 Там же.
38 Там же.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |