Libmonster ID: UZ-626

ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ обеспечивает стране высокие темпы роста экономики и успешное проведение рыночных реформ

Вначале прошлого десятилетия, когда вместо распавшегося Советского Союза на карте мира появились новые государства, всем им, в том числе республикам Центральной Азии, пришлось решать одну и ту же, поистине глобальную задачу построения самостоятельно функционирующей экономической системы. При этом решение данной задачи осложнялось тем, что речь шла не столько о построении, сколько о перестройке доставшегося в наследство каждому государству "осколка" бывшего громадного экономического пространства. Основная проблема, с которой столкнулись новые независимые государства, - перекос в экономическом развитии в ту или иную отрасль, что было следствием политики разделения труда в СССР. Несмотря на общность экономических проблем, каждое государство обладало различными стартовыми возможностями для развития собственной экономики, а следовательно, выбирало свою, непохожую на другие, модель проведения экономических преобразований.

Рассмотрим особенности экономического развития Узбекистана в 90-е гг. и в 2000 - 2003 гг. и модель перехода к рыночной экономике, избранную в этом государстве.

ДИАГНОЗ: МЕДЛЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

В Союзе ССР Узбекистану была отведена роль одного из основных поставщиков промышленного и сельскохозяйственного сырья -газа, различных минералов, хлопка, фруктов и овощей, хотя были и мощные предприятия обрабатывающей и машиностроительной промышленности. Экономическая база, доставшаяся в наследство этой стране, казалась более чем незавидной. Ее характеризовала монокультурная ориентация на выращивание хлопка-сырца. Причем, большая часть хлопка - свыше 70% -экспортировалась из республики в необработанном виде или же после первичной переработки, что существенно снижало доходы от экспорта 1 . В 1988 г. удельный вес работников аграрного сектора экономики составлял 37,8% от общей численности занятых в народном хозяйстве, превышая долю работавших в промышленности и строительстве (23,7%) в 1,6 раза 2 . По данным переписи 1989 г., 59% населения Узбекистана проживало в сельской местности 3 .

В последние годы пребывания Узбекистана в составе СССР для его экономики были характерны те же деградационные процессы, как и для других республик, в частности, замедление темпов экономического роста (хотя среднегодовые темпы прироста были на уровне, а иногда и выше общесоюзных, и составляли 3% в год, но в расчете на душу населения объем национального дохода увеличивался медленно - 0,3 - 0,4% в год). Причины такого диссонанса: демографическая ситуация в республике - большое число многодетных семей, высокие показатели рождаемости и темпов роста населения; усиление несбалансированности производства и финансово-кредитной системы; обострение дефицита потребительского рынка; обесценивание денег.

Однако в условиях общего экономического спада и нарастающей инфляции народное хозяйство Узбекистана выглядело лучше, чем в других республиках. Поэтому крах экономической системы Союза не оказал столь же шокового воздействия на экономику Узбекистана, как на экономику большинства других республик. Преобладание в народном хозяйстве Узбекистана аграрного сектора в данном случае сыграло позитивную роль. Ориентация не слишком развитой промышленности страны в основном на республиканский и среднеазиатский рынки и меньшая зависимость ее от поставок из европейских республик СНГ и из стран дальнего зарубежья способствовали тому, что промышленное производство в Узбекистане сократилось меньше, чем в других республиках 4 .

В то же время, несмотря на уменьшение площадей, отводимых под хлопок и расширение посевов плодоовощных и зерновых культур, в Узбекистане удалось сохранить производство хлопка на "советском" уровне - 4 млн. т в год 5 , в то время как урожай зерновых удвоился 6 . Таким образом, сугубо сельскохозяйственная специализация Узбекистана, всегда рассматривавшаяся как недостаток хозяйственного развития, в данном конкретном случае помогла республике остаться на плаву, поскольку наиболее глубокий спад производства пришелся на обрабатывающую промышленность, которая играла не столь значительную роль в народном хозяйстве страны. Кроме того, существенной поддержкой для экономики республики стало проведение политики более медленной по сравнению с другими странами СНГ приватизации и более последовательной отмены госзаказа и субсидий.

Наконец, существенное значение для стабилизации экономики и стимулирования экономического роста в переходный период имела республиканская программа перехода к рынку. Руководство Узбекистана разработало программу реформ 7 , учитывающую многие национальные особенности и интересы различных слоев населения. Программа не была опубликована как единый документ, но о ее содержании можно судить по ряду выступлений президента Узбекистана Ислама Каримова 8 и других руководителей республики, решениям Верховного Совета и практическим мероприятиям, осуществляемым правительством.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕФОРМИРОВАНИЯ

Можно выделить пять основных принципов проведения реформ в Узбекистане.

стр. 15


1. Приоритет экономики над политикой. Деидеологизация внутренних и внешних экономических связей. Основной критерий решения любых проблем - примат национально-государственных интересов Узбекистана.

2. Признание государства в качестве основного реформатора и гаранта проведения и необратимости экономических реформ.

3. Создание новой законодательной и институциональной базы такого правового государства, в котором конституционно закрепляется равенство всех форм собственности, обеспечиваются права человека и развитие демократии.

4. Социальная ориентированность экономических реформ с особым вниманием на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения.

5. Постепенность и поэтапность осуществления реформ при безотлагательном решении вопросов по мере их "вызревания".

Модель перехода к рыночной экономике, реализуемая в Узбекистане, интегрировала положения нескольких моделей экономических преобразований, в том числе:

- программы перехода к рынку, разработанной союзным правительством в 1989 - 1990 гг.;

- китайской модели реформ, предусматривающей создание двухсекторной модели смешанной экономики с директивным плановым механизмом управления государственным сектором и индикативным регулированием частного и кооперативного секторов;

- российской модели либерализации и разгосударствления экономики с отказом от централизованного планирования и упором на монетаристскую ценовую, финансово-кредитную и внешнеэкономическую политику;

- турецкой модели, проявляющейся в активной поддержке государством развития предпринимательской деятельности и рыночных отношений.

В то же время были категорически отвергнуты методы шоковой терапии, форсированного и скачкообразного перехода к рынку. Переход к рынку в Узбекистане осуществляется с учетом реальной готовности общества к восприятию рыночных отношений. Выбор такого пути во многом объясняет более стабильное экономическое положение Узбекистана по сравнению с государствами, избравшими иную модель реформирования. Исходя из основных принципов перестройки экономической системы Узбекистана, его руководством был выдвинут ряд стратегических и тактических задач. К тактическим задачам относятся следующие 9 :

1. Достижение зерновой независимости. Для достижения этой цели были уменьшены посевы хлопка и других технических культур при одновременном расширении площадей под зерновые, овощи и фрукты, а также кормовые культуры, необходимые для укрепления базы животноводства. При этом было решено: сокращение посевов хлопка не должно привести к уменьшению общего количества производимого продукта, что будет достигнуто за счет повышения урожайности хлопчатника. Благодаря расширению мощностей по переработке хлопка-сырца будет увеличен доход от экспорта хлопка.

2. Укрепление индустриальной базы переработки минеральных ресурсов - цветных и драгоценных металлов, сырья для химической промышленности и других.

3. Развитие собственной топливно-энергетической базы (увеличение добычи угля, освоение новых месторождений газа и нефти, создание мощностей по производству нефтепродуктов). Решение этой задачи будет способствовать ослаблению зависимости республики от ввоза топлива из России и Туркменистана, а также достижению в перспективе нефтяной независимости.

4. Создание импортозамещающих производств для обеспечения потребностей республики в продуктах питания, одежде, обуви и других товарах массового спроса.

5. Оздоровление экологической обстановки в регионе, ухудшение которой было связано с засолением обширных посевных площадей под хлопком и применением химических методов обработки посевов.

К задачам стратегического плана относятся следующие 10 :

1. Устранение преимущественно сырьевой специализации республики.

2. Выход на мировые рынки и приоритетное развитие экспортных отраслей и производств, способных не только обеспечивать устойчивое поступление конвертируемой валюты, но и производить конкурентоспособную на мировом рынке, наукоемкую, технически сложную продукцию.

3. Поощрение привлечения иностранного капитала для укрепления экспортной базы.

4. Участие Узбекистана в создании общей транспортной системы, позволяющей подключить ее коммуникации к дорогам и магистралям, обеспечивающим новые выходы на ближневосточный и мировой рынки (программа восстановления "Великого шелкового пути" "TRACECA") 11 .

Стратегические и тактические задачи логично соотносятся и не противоречат, как это может показаться на первый взгляд, друг другу. На начальном этапе перестройки экономики государства первостепенную роль играет решение тактических задач, в частности, модернизация и совершенствование добычи и переработки сырьевых ресурсов, а также увеличение их экспорта. Развитие этих отраслей национальной экономики должно способствовать созданию валютного запаса, необходимого для перехода к реализации стратегических задач. Постепенно наряду с опережающим развитием сырьевых отраслей начинают создаваться высокотехнологичные импортозамещающие производства.

О ЧЕМ ГОВОРИТ АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Для того, чтобы оценить результативность реализации программы реформирования узбекской экономики в период с 1991 по 2001 г., целесообразно проанализировать основные макроэкономические показатели за этот срок.

Один из основных показателей экономической активности государства - валовый внутренний продукт - ВВП (его объем в целом и уровень роста). Анализируя ВВП Узбекистана с 1992 по 2001 г., можно наблюдать определенное снижение объема ВВП, а также отрицательные темпы роста ВВП в период с 1993 по 1995 г. 12 Самое серьезное падение ВВП наблюдалось в 1994 - 1995 гг., когда уровень ВВП составил 82% от уровня

стр. 16


1991 г., а темпы роста ВВП представляли собой отрицательную величину - 4,2%. Такое снижение объема ВВП вызвано, прежде всего, полным развалом хозяйственных связей бывшего Союза, еще действовавших по инерции некоторое время (в 1992 - 1993 гг.), но полностью исчезнувших к 1994 г., на который приходится пик экономического спада в Узбекистане.

Другой причиной, повлиявшей на то, что период с 1994 по 1995 г. стал наихудшим за десятилетие развития Узбекистана, было присутствие страны в рублевой зоне, не позволявшее правительству в полной мере использовать рычаги денежно-кредитной политики и валютного регулирования. В связи с этим возникла острая необходимость введения собственной валюты.

Данный процесс проходил в два этапа. Первый охватил период с ноября 1993 г. по июнь 1994 г., когда был введен сум-купон 13 , который обращался наряду с российским рублем. Временные деньги - сум-купоны - помогли накопить определенный опыт ведения независимой денежно-кредитной и ценовой политики. Через сум-купон были изучены стратегия и механизм внедрения национальной денежной единицы, разрабатывались и испытывались меры борьбы с инфляцией, отлаживался механизм взаиморасчетов, создавались условия для введения полноценной национальной валюты.

1 июля 1994 г. в обращение была введена национальная валюта Республики Узбекистан - сум 14 , который плавно и автоматически заменил в обращении сум-купоны. Многоступенчатая комбинация, имевшая целью создание национальной валюты, была завершена, и страна получила полноценную денежную единицу, позволяющую проводить независимую денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику.

К концу 1994 г. процесс перехода на свободные рыночные цены в основном завершился, и были отменены потребительские субсидии на товары и услуги 15 . Уже в этот период курс на финансовую и макроэкономическую стабилизацию и на рыночные преобразования стал давать реальные результаты: во второй половине 1994 г. темпы спада производства и роста цен замедлились 16 . Начиная с 1995 г., центральными задачами макроэкономической политики стали преодоление спада производства и дальнейшее укрепление национальной валюты, а главным рычагом оздоровления экономики стала жесткая финансовая политика.

Чтобы сдержать дальнейший рост цен, правительство и Центральный Банк Узбекистана осуществили комплекс антиинфляционных мер, включающий различные мероприятия согласованной бюджетной и денежно-кредитной политики. Благодаря реализации этих мер темпы роста денежной массы год от года плавно уменьшались. Соответственно, с 1994 г. начал неуклонно снижаться и уровень инфляции; в 2000 г. он составил всего 28,2% 17 .

Первые результаты экономической политики, направленной на макроэкономическую стабилизацию, проявились уже в 1996 г. С этого года начинается подъем экономики - рост ВВП составил 1,7% в 1996 г. и 5,2% в 1997 г. Но финансовый кризис 1998 г. в России, косвенно затронувший Узбекистан, несколько замедлил рост ВВП - до 4,4% в 1998 и 1999 гг. 18

Отметим, что Узбекистан является первым государством среди стран СНГ, вышедшим в 2000 г. на уровень 1991 г. по объему ВВП в текущих ценах 19 .

В структуре ВВП Узбекистана ведущую роль продолжает играть сельское хозяйство. Основные тенденции развития этой отрасли за указанный период - уменьшение площадей посевов хлопка и увеличение площадей посевов зерновых. При этом производство хлопка практически удалось сохранить на прежнем уровне (в 1994 г. - 3938 тыс. т, в 1997 г. - 3641, 1998 г. -3236 тыс. т), а урожай зерна вырос в полтора раза 20 . Это позволило Узбекистану решить проблему зерновой независимости и с 2000 г. прекратить импорт зерна 21 . Несколько упало производство риса, мяса, молока и яиц 22 , но в принципе это падение оказалось незначительным.

АНДИЖАН - ГОРОД АВТОМОБИЛЬНЫЙ

Доля промышленности в структуре ВВП уступает доли сельского хозяйства в 1,8 - 2 раза, что отражает реальное "соотношение сил" в экономике. Наибольший спад промышленного производства пришелся на период с 1993 по 1996 г., когда показатель роста промышленного производства в целом имел отрицательную величину. Однако начиная с 1995 г. отмечается устойчивая положительная динамика роста во всех отраслях. Особенно быстро росли переработка нефти, газа, угля и железосодержащих металлов, выпуск ма-

Таблица

Основные экономические показатели Узбекистана в 1992 - 2001 гг. (в % к 1991 г. в постоянных ценах)*

Год

ВВП

Общий объем промышленной продукции

Валовая продукция сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал

1992

89

93

94

68

1993

87

97

95

65

1994

82

98

88

50

1995

82

98

 

52

1996

83

101

85

56

1997

87

105

90

66

1998

91

109

93

75

1999

95

115

99

77

2000

-

-

102

.

2001

104,5

108,1

104,5

103,7

* По данным Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru)

стр. 17


шин и оборудования, продукции текстильной, обувной, пищевой отраслей, а также производство строительных материалов 23 .

В структуре промышленного производства Узбекистана в 1996 г. появилась новая отрасль - производство легковых автомобилей. Появление этой отрасли связано с учреждением совместного предприятия "УзДЭУавто" вместе с южнокорейской фирмой "ДЭУ". Предприятие объединяет десять заводов в Андижанской области - одной из самых густонаселенных в стране, и выпускает легковые автомобили четырех марок: "Nexia", "Tico", "Damas", "Matiz". Полная мощность предприятия составляет 200 тыс. автомобилей в год, но она освоена лишь на четверть. В 1998 г. произошел некоторый спад производства, вызванный финансовым кризисом в России, так как большая часть автомобилей идет на экспорт в эту страну и государства ближнего зарубежья. В 1996 г. совместно с германской компанией "Мерседес" начата сборка грузовых автомобилей 24 .

Наряду с достижением зерновой независимости, в качестве одной из основополагающих задач была выдвинута задача достижения нефтяной независимости. Для ее выполнения было решено увеличить объем добычи и разведки сырья. Если в начале 90-х гг. Узбекистан ежегодно импортировал около 10 млн. т нефтепродуктов, то к 1998 году производство сырой нефти и газоконденсата существенно увеличилось и достигло 8,1 млн. т в год 25 . В 2001 г. республика впервые не только полностью покрыла собственные потребности в нефтепродуктах, но даже приступила к экспорту нефти 26 . Для этого были увеличены мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и приобретено оборудование для очистки нефти от серосодержащих элементов, а также построен новый НПЗ в Бухарской области и реконструирован Ферганский НПЗ 27 .

На протяжении последних десятилетий Узбекистан был одним из крупнейших экспортеров газа, который доставляется в европейскую часть Союза ССР по трубопроводам "Средняя Азия Центр", "Бухара - Урал" и "Бухара - Москва", а оттуда по экспортным газопроводам направляется в европейские страны. После распада СССР поставки узбекского газа в Россию, а также в восточно- и западноевропейские страны были прекращены из-за резкого увеличения стоимости транспортировки. К 1999 г. добыча газа увеличилась по сравнению с 1994 г. на 7,5 млн. куб. м 28 . В настоящее время узбекский газ потребляется в самой республике и экспортируется в Таджикистан, Кыргызстан, южный Казахстан и Туркменистан.

В 1994 г. по производству нефти и газоконденсата республика опередила Туркменистан и Украину (в Узбекистане было добыто 5,5 млн, в Украине - 4,2, в Туркменистане - 4,1 млн. т), а по производству природного газа - Туркменистан (Узбекистан - 47,2 млрд. куб. м, Туркменистан - 34,8 млрд. куб. м) 29 . Узбекистан стал вторым в СНГ производителем газа после России.

В структуре ВВП Узбекистана значительно более весомую роль по сравнению с 1993 г. стали выполнять такие макросекторы, как транспорт и связь (рост в 1,4 раза), торговля и общепит (в 1,8 раза), сфера услуг (в 1,3 раза) 30 .

Два других важнейших макропоказателя, помимо объема и роста ВВП, - индекс потребительских цен и индекс цен производителей. Сравнение динамики изменения этих показателей в 1994 - 1998 гг. показывает, что индекс потребительских цен повышался в 1,4 - 1,8 раза медленнее, чем индекс цен производителей 31 . В этом проявляется особенность Узбекистана, где государство, осуществляя проведение экономических реформ, стремится регулировать розничные цены и сохранять социальные гарантии населению в форме бесплатного образования, здравоохранения, системы пособий многодетным семьям и т.д.

НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК РОССИЙСКИХ РЕФОРМАТОРОВ

Еще один важнейший макроэкономический показатель - курс национальной валюты - сума, введенного в Узбекистане в 1994 г. В 1996 г. курс узбекского сума к американ-

стр. 18


скому доллару составлял 1:56.04. В период с 1996 по 1999 г. повышение курса доллара было стабильным и составляло 30 сум в год. В 2000 и 2001 гг. курс доллара резко повышается. Темп роста этого курса составил в 2000 г. 230%; таким же он был и в 2001 г. 32 Напомним, что валютный курс в Узбекистане не является свободным и регулируется Центробанком Узбекистана 33 . Резкое повышение курса доллара в 2000 - 2001 гг., скорее всего, связано со стремлением руководства страны попытаться постепенно приблизить валютный курс к его реальной рыночной величине. Мотивация действий правительства понятна, так как, с одной стороны, Узбекистан извлекает уроки из российского финансового кризиса 1998 г. и старается не повторить ошибок России, понимая, что построение рыночной экономики невозможно без реального рыночного валютного курса. С другой стороны, следуя принципу постепенности реформ, руководство Узбекистана не может пойти на полное и одномоментное "отпущение" валютного курса.

Анализ показателей общего объема экспорта и импорта Узбекистана за период с 1995 по 1999 г. позволяет проследить следующую тенденцию. Если в 1995 - 1997 гг. объем импорта несколько превышал экспорт (на 200 млн. долл. в год) при обоюдной тенденции к росту объема экспорта и импорта, то в 1998 г. ситуация на внешнем рынке изменилась: экспорт стал превышать импорт в 1998 г. - на 240 млн. долл., в 1999 г. - на 127 млн. долл.) 34 . В структуре экспорта основная роль по-прежнему отводиться хлопку, хотя его доля снизилась с 48% в 1995 до 27,3% в 1999 г. Возрос экспорт услуг, продуктов питания, машин и оборудования, а также продукции химической промышленности 35 .

Почти половина импорта Узбекистана (44,8% в 1999 г.) приходилась на машины и оборудование. В целом общая тенденция к уменьшению импорта проявилась в таких направлениях, как продукты питания и химикаты. Незначительно увеличился объем импорта в секторах ввоза металлов, энергии и услуг 36 .

Демографическая ситуация в Узбекистане обладает спецификой, проявляющейся в двух факторах: значительном ежегодном приросте населения и значительной доле населения, проживающего в сельской местности. Эти особенности обусловливают структуру занятости трудоспособного населения Узбекистана в различных отраслях. Наибольший уровень занятости - в сельском хозяйстве, она достаточно высока также в сфере промышленного производства, образовании, культуре, науке и искусстве. Общая тенденция по всем отраслям - практически постоянное число работающих в период с 1995 по 2000 г. Уровень безработицы в Узбекистане также величина постоянная и составляет 0,3 - 0,5% от общего числа работающих 37 . Это около 45 тыс. чел. Отсюда можно сделать вывод о том, что большую часть эмигрантов из Узбекистана составляют безработные.

Основные причины эмиграции населения - это нехватка рабочих мест и низкая заработная плата. Причем в сельском хозяйстве, где занята большая часть населения Узбекистана, заработная плата особенно низка. В январе 1999 г. она составляла 2,7 тыс. сум при курсе доллара 110,7 сум (это - 24 долл.) Работа на промышленных предприятиях, в строительстве и системе транспорта оплачивается лучше - в 1998 г. средняя зарплата в этих отраслях составляла около 10 тыс. сум. Средний уровень зарплаты в 4 - 4,5 тыс. сум поддерживался в том же году в торговле, образовании и медицине 38 .

Анализ макроэкономических показателей Узбекистана в период с 1992 по 2001 гг. свидетельствует о том, что в рыночную экономику страна входит с минимальными потерями. Хотя темпы проведения экономических преобразований в республике, по мнению международных экономических организаций, недостаточно высоки. Но именно такие темпы уберегли страну от потрясений политического и социально-экономического характера, с одной стороны, а с другой - обеспечили и обеспечивают решение тактических и стратегических задач переходного периода.

-----

1 Плышевский Б. П. Реформирование экономик государств СНГ: Узбекистан // "Российский экономический журнал", 1993, N10, с. 31.

2 Исламов Б. Экономические преобразования в Республике Узбекистан и ее интеграция в мировое сообщество // ЭКО, 1997, N3, с. 93.

3 Там же, с. 93.

4 Юсупов А. Достижение макроэкономической стабилизации и осуществление структурных преобразований // "Общество и экономика", 1998, N3, с.73.

5 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).

6 Там же.

7 Основные идеи программы реформирования представлены в работах Президента Узбекистана И. А. Каримова (см. ссылку 8).

8 (1) Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому - требование времени. - Ташкент: Узбекистон, 1997.

(2) Каримов ИЛ. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Ташкент: Узбекистон, 1997.

(3) Каримов ИЛ. Узбекистан на пути углубления экономических реформ, - Ташкент: Узбекистон, 1995.

9 см. ссылку 8: (1) с. 37 - 49, (2) с. 46 - 57, (3) с. 45 - 68. 10 Там же.

11 Садыков Н. Н. Взаимодействие Узбекистана с международными организациями в возрождении "Великого шелкового пути" // "Центральная Азия и Кавказ", 1999, N 3. - www.ca-c.org.

Чернявский С. И. "Великий шелковый путь" и интересы России // "Мировая экономика и международные отношения", 1999, N 6.

12 Данные Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru).

13 Материалы предоставлены Министерством финансов Узбекистана (www.gov.uz).

14 Там же.

15 Там же.

16 Данные Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru).

17 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).

18 Данные Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru).

19 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).

20 Там же.

21 Узбекистан: 10 лет по пути формирования рыночной экономики. - Ташкент: Узбекистон, с. 127.

22 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).

23 Там же.

24 Узбекистан: 10 лет по пути реформирования экономики. -Ташкент: Узбекистон, с. 103.

25 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).

26 Grachev S. Rising Star: Uzbekistan Emerges as Oil and Gas Investment Opportunity. - www.rusenergy.com.

27 Там же.

28 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).

29 Данные Госкомстата СНГ (www.cisstat.ru).

30 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).

31 Там же.

32 Там же.

33 Материалы Министерства финансов Узбекистана (www. gov.uz).

34 Данные Министерства макроэкономики и статистики Узбекистана (www.gov.uz).

35 Там же.

36 Там же.

37 Там же.

38 Там же.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/Узбекистан-ПРИНЦИП-ПОСТЕПЕННОСТИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ, Узбекистан. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 20.06.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/Узбекистан-ПРИНЦИП-ПОСТЕПЕННОСТИ (date of access: 21.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ:

Д. ФАЙЗУЛЛАЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
58 views rating
20.06.2023 (336 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
17 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
22 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
22 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
35 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
54 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
90 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
94 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
107 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
111 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
111 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Узбекистан. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android