Libmonster ID: UZ-720

Ключевые слова: Иракезидыкурды

А. О. ПОБЕДОНОСЦЕВА

(Санкт-Петербург)

Одной из малоизученных религиозных общин Ближнего и Среднего Востока вплоть до настоящего времени остаются езиды. Происходит это в основном из-за строго соблюдаемого ими запрета на неразглашение внутриобщинной информации иноверцам, главная цель которого состоит в сохранении безопасности членов общины.

Собственно эта самая таинственность и стояла за нашим желанием отправиться в путь к курдам-езидам Ирака и своими глазами увидеть, как живет этот древний народ.

О происхождении езидизма существуют разные мнения. Большинство исследователей видят его корни в дозороастрийских культах. Несмотря на некоторые общие черты с зороастризмом (культ огня), отношение к добру и злу в зороастризме и езидизме различны. Персонификация зла в езидизме отсутствует, и эпитеты, данные представителями других религий "злому духу", езидами не принимаются. Так, большим грехом они считают называть одного из ангелов "проклятым", "падшим" и т.д. Подобное отношение к "падшему ангелу" встречается и в некоторых суфийских трактовках. Хотя, согласно мусульманскому преданию, когда Бог сотворил первого человека - Адама - и приказал всем созданиям поклониться ему, ангелы исполнили повеление, а Иблис* отказался: "Я сотворен из огня, а он из глины". После чего был изгнан из рая1.

Езиды верят в единого Бога-Творца и в семь его ангелов, во главе которых, согласно древним текстам, Бог поставил Малак-Тавуса2. Согласно священным текстам, никто не может пойти против Бога, так как ничто не может произойти без его воли3.

Езидское общество основано на кастовом принципе. Различают 2 касты духовенства - шейхи и пиры, а также касту мирян - муриды. Каждый езид уже рождается в определенной касте, а браки между представителями трех каст у езидов запрещены. Круг обязанностей у шейхов, пиров и муридов неизменен и передается по наследству, однако миряне-муриды могут стать проповедниками, толкователями священных текстов, а также монахами4.

Территория проживания курдов-езидов в Ираке все еще труднодоступна для полевых исследований, что связано с недавними военными действиями, нестабильной ситуацией в стране в целом.

Единственная в своем роде святыня езидов - это храм Лалеш, который находится поблизости от города Шейхан (араб. Айн Сифни), где сосредоточена вторая по численности езидская община Ирака. Помимо езидов, население в Шейхане представлено курдами-мусульманами и ассирийцами-христианами.

При въезде в Шейхан форма купола одной из мечетей напомнила "дольчатое" строение куполов Лалеша, что может свидетельствовать о взаимопроникновении архитектурных традиций в зодчестве религиозных зданий, находящихся в Шейхане.

Здесь же расположено здание Эздихане - езидский дом, в котором собираются для проведения религиозных церемоний и заключения брака, а также для разрешения спорных вопросов, возникающих в общине. Религиозным лидером курдов-езидов является Мир Тахсинбек, в руках которого сосредоточена к тому же и светская власть.

В силу определенных различий в религиозном мировоззрении на протяжении веков взаимоотношения курдов-езидов с курдами-мусульманами временами складывались не самым мирным образом. На территории Османской империи, которая охватывала практически все районы проживания курдов-езидов, при переписи населения езиды иногда сами записывали себя в качестве мусульман с целью избежать дополнительных налогов, которыми облагались немусульмане.

Жители Шейхана редко видят иностранцев и тем более европейцев, как и жители других городов Северного Ирака, поэтому с удивлением они созерцали нашу некурдскую сущность.

Ситуация напоминала рассказы некоторых путешественников, которые посетили Иран несколько лет назад, и тогда местные жители, не зная, как реагировать, собирались в группу, рассматривали приезжих, пока кому-нибудь не приходила светлая мысль позвать путешественников в гости. В Шейхане на наше "вторжение" отреагировали примерно так же, поскольку в этот далекий городок без особой надобности, видимо, давно никто не приезжал.

Не очень хорошо представляя, как доехать до Лалеша, мы были остановлены в прямом смысле этого слова местным жителем. Догадавшись о цели нашего визита, он сам подошел к нам и стал объяснять, как доехать до Шехади, где находится гробница реформатора езидизма и ученого-мистика Шейха Ади, чьим именем и названо место расположения храмового комплекса. Ставшее нарицательным, курдское гостеприимство проявилось в простом объяснении дороги. Попросив бумагу и ручку, он нарисовал приблизительную схему проезда. Дорога в Шехади пролегала среди живописных зеленых холмов, время от времени скрываясь меж гор, окружавших храм.

ШЕХАДИ

Лалеш был одной из основных целей нашего приезда в Ирак. Как минимум, хотелось увидеть знаменитый храмовый комплекс с удивительной формой куполов, пообщаться с местными жителями. По правде говоря, мы даже не знали, что дальше делать, пока не появил-


* Иблис - ангел, противопоставивший себя Аллаху, за что был низвергнут с небес.

стр. 52

ся Валид - обитатель Шехади, занимавшийся поддержанием порядка на территории храма, приемом гостей, в том числе и таких, как мы. В тот день посетителей, интересующихся культурой езидов, в Шехади оказалось немало.

Валид был столь любезен, что устроил экскурсию по самому храму, для входа в который было необходимо снять обувь. К нашему удивлению, в Лалеше и по Шехади все ходили босиком, нисколько не страдая, как показалось, от раскаленной под жаркими лучами солнца. Только небольшая группа людей стояла в тени под большим деревом - приезжие.

Над входом в храм изображены два полумесяца со звездами и надпись по-арабски, которая начинается с мусульманской формулы "Бисмилляхи-ррахмани-ррахим" - "Во имя Бога Милостивого, Милосердного". Чуть выше на треугольном мраморном портике изображены павлины как образ Малак-Тавуса.

Вход в храм охраняет черная змея. Как позже нам объяснили, по преданию, змеи не причиняют вреда представителям рода шейхов змеи - Шейх Манд. Причинять вред змее езидам строго запрещено.

Перешагнув через порог, мы зашли в храм. Наступать на порог нельзя, так как во время религиозных церемоний его касаются губами. По словам Валида, возле входа лежала самая первая дверь храма, когда-либо открывавшаяся для посетителей. В помещении царил полумрак. После яркого солнца глаза не сразу привыкли к свету малочисленных светильников. В зале возле колонн были выставлены дары от посетителей.

Сами колонны были окутаны большими разноцветными полотнами ткани с завязанными узелками. Семь кусков яркой материи олицетворяют семь ангелов в езидизме. Среди этих цветов не было только синего. По поводу запрета синего цвета в езидизме существуют различные версии. По словам нашего иракского знакомого Хери Шангали, согласно одной из них, издавна езиды подвергались нападениям, и флаг угнетателей был синего цвета. По другой версии, синий - цвет чистого неба, поэтому одеваться в синий и загрязнять цвет считается грехом. Видимо, данный запрет больше соблюдается в храме, так как вне его стен мы видели детей в синих джинсах.

В конце зала на выступе у стены стояла глиняная чаша Тависе Энзель, принадлежавшая, по легенде, Шейху Ади. В знак уважения и почитания и согласно религиозным обрядам, чашу оберегают и содержат в чистоте. Над гробницей Шейха Ади возвышается самый высокий купол храма.

Этническое происхождение Шейха Ади до сих пор является спорным. Он родился в Ливане в долине Бекаа. Многие считают, что Шейх Ади был курдом. По другому мнению, реформатор езидизма Шейх Ади был арабом. Согласно езидской традиции, ученый-мистик считается земным воплощением Бога5. По соседству находится гробница Шейха Хасана, брата Шейха Ади, и помещение для хранения оливкового масла, которое применялось для зажигания праздничных и ритуальных огней.

В езидизме преобладает культ солнца, в котором езиды видят свет, исходящий от Всевышнего. Свидетельством этого культа является зажигание во время религиозных праздников масляных ламп6. Хери Шангали рассказал также, что в Лалеше есть 366 мест поклонения и молелен езидов. По средам вечером в них разжигают лучину в честь людей, посвятивших себя религии. Он же рассказал и про служителей Лалеша - чавишей, главу которых называют Баве Чавиш. Должность эта выборная, например, в случае кончины предыдущего главы. Баве Чавиш - религиозный статус, предусматривает обет безбрачия и посвящение себя служению храму. Каждый год он и другие служители держат пост в течение 40 самых жарких дней лета - Чле Хавине и 40 самых холодных дней зимы - Чле Зивистане.

Рядом с гробницей Шейха Хасана находится узкий проход, который ведет к источнику Канийа-Спи и считается, что он берет начало от мекканского святого источника Зам-Зам*. К Канийа-Спи могут пройти все без исключения. Хери Шангали поведал любопытную деталь: если к источнику проходят мужчина и женщина, то после посещения его они будут считаться братом и сестрой и не смогут пожениться. По этой причине супруги вместе к источнику не спускаются, так как их супружеские отношения станут запретными.

На склонах вокруг храма расположено множество пустых домов, в которых останавливаются паломники и посетители религиозных фестивалей из Ирака, Сирии, Турции, Армении, Грузии, Германии, Франции, Швеции и других стран Европы. Посетители эти преимущественно курды-езиды, проживающие как в родных краях, так и в эмиграции. Особенно много гостей приезжают в Лалеш на праздник палом-


* Пророк Мухаммед говорил об уникальных целебных свойствах воды из этого источника, находящегося недалеко от Каабы.

стр. 53

ничества Айда Джемайе или Джемайи Лалеш, когда принято посещать святилище и другие места поклонения езидов. Этот праздник длится в течение семи дней в сентябре-октябре.

Возле входа в храм группа американских туристов оказалась под пристальным вниманием журналиста местной газеты "Голос Лалеша" Лукмана Сулеймана, который проявлял живой интерес ко всем приезжающим, в особенности к иностранцам. Когда подошла моя очередь пообщаться с журналистом, Лукман рассказал, что 2 месяца назад до нашего приезда в Шехади находилась с визитом делегация российского консульства в Ираке. Не так давно в Шехади приезжали и турецкие журналисты. Судя по отзывам, материал, который они опубликовали, был весьма спорным и местами ошибочным. Думается, таким образом местный журналист предупреждал нас не повторять ошибок турецких коллег.

Уезжать не хотелось. За все время пребывания не покидало ощущение "абсолютного счастья" - по-птичьему щебечущие детские голоса, умиротворенность старцев, присевших отдохнуть в тени, негромкие разговоры женщин, моющих посуду у источника прямо на улице. Настолько солнечный и приветливый был день. А может, это нам так повезло?

ЕЗИДСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

На нашем пути из Шейхана в типичную езидскую деревню в местечке Деребун мы увидели интересное сооружение - мавзолей Нишана Эвде Реш - ученика Шейха Ади. Приняв приглашение нашего нового знакомого по имени Рекан посетить его деревню, мы отправились в путь. Достигнув места назначения, стали с интересом смотреть по сторонам.

Быт езидской деревни мало отличается от любой другой в Иракском Курдистане. Глинобитные постройки с плоской крышей, в углу двора тандыр для выпечки домашнего хлеба, железные ворота, оберегающие от посторонних взоров. Занятость населения нехитрая - кто животноводством занимается, кто в другие города или соседние страны на заработки ездит. И при первой возможности стараются перебраться в Европу, а самый прямой путь для езидских девушек - выйти замуж.

Во дворе очень и очень скромного дома езидских шейхов мы сидели на тюфяках прямо на земле, где естественным ковром была зеленая травка. Старших братьев дома не было, роль главы семьи досталась 17-летнему Рекану. То он, то его мама постоянно извинялись за простоту интерьера - два дня назад они переехали из другой деревни и не успели перевезти все вещи - только самое необходимое.

История семьи Рекана не самая счастливая. Лет 8 - 9 назад глава семейства покинул Ирак, переехал в Грецию и вроде даже женился. С первой семьей все это время никаких связей не поддерживает. Оба старших брата Рекана и он сам трудятся для обеспечения семьи, а мама и сестры задействованы в привычной работе по дому.

Традиционное курдское гостеприимство, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, начинается со стакана воды (варианты - лимонада, сока), когда вы входите в дом и садитесь на диван или ковер. Напитки чаще всего приносят девушки или младшие члены семьи. Дождутся, пока вы допьете и поставите стакан на поднос, который унесут, чтобы снова принести с водой, чаем или чем-нибудь вкусным.

Вечером нас угостили фруктами, а развлекали просмотром фотографий семьи Рекана, их друзей и родственников, а также видеозаписями хазгини (сватовства), помолвок и свадеб, что тоже традиция, когда гость переступает порог дома и садится пить чай под долгую и непринужденную беседу.

Летом, когда вероятность дождя ничтожно мала, ночная прохлада и россыпь звезд призывают провести ночь на свежем воздухе. По традиционному разделению - мужчины остались во дворе, а женская компания поднялась на крышу. Ночи на Ближнем Востоке прохладные, комары маленькие и злые, поэтому желающие, получив одеяло, сразу в него закутываются.

На утро девочки организовали завтрак прямо на траве - как обязательные его составляющие - йогурт, домашний хлеб, чай, и как произвольные - жареные кабачки, омлет. Вариациями могут быть домашний овечий сыр, повидло и все то, чем одарил Всевышний гостеприимных хозяев. Еще одна традиция, не только курдская, - хозяин раньше гостя не может прекратить прием пищи, даже если наелся. Считается неприличным позволить гостю засмущаться и перестать есть.

Как и в Шехади, сердечно попрощавшись, мы с сожалением расставались с гостеприимными хозяевами, которые, несмотря на сложности жизни, сохранили радушие, улыбку и удивительную естественную простоту.


1 Мамиргов М. З. Книга исламских сект и вероучений. М., 2008, с. 15.

2 Пирбари Д. Езиды Сархада. Тбилиси. М., 2008, с. 9.

3 Там же, с. 10 - 11.

4 Там же, с. 46.

5 Там же, с. 12.

6 Там же, с. 11.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/У-ЕЗИДОВ-ИРАКА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. О. ПОБЕДОНОСЦЕВА, У ЕЗИДОВ ИРАКА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 22.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/У-ЕЗИДОВ-ИРАКА (date of access: 26.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. О. ПОБЕДОНОСЦЕВА:

А. О. ПОБЕДОНОСЦЕВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
72 views rating
22.08.2023 (278 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
22 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
27 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
27 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
40 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
59 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
95 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
100 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
112 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
116 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
117 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

У ЕЗИДОВ ИРАКА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android