24 - 25 октября 2007 г. в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова (далее - ЯрГУ) состоялась VI Всероссийская школа молодых африканистов "Африка: история, экономика, политика, культура". Организаторами ее проведения стали Научный совет по проблемам экономического, социально-политического и культурного развития стран Африки при Отделении общественных наук РАН, Институт Африки РАН и Лаборатория африканистики и востоковедения кафедры всеобщей истории1 ЯрГУ.
Место для проведения школы было выбрано не случайно. Ярославль богат культурными и научными традициями, в том числе востоковедными. В Ярославле родился и жил выдающийся китаевед З. Ф. Леонтьевский2, специалист по индийским языкам Г. С. Лебедев, исследователь Южной Африки П. Ковалев3. Микробиолог Л. С. Ценковский, совершивший путешествие по Нилу вместе с экспедицией Е. П. Ковалевского, преподавал в Ярославском Высшем наук училище (создано согласно императорскому указу 1803 г.). Ее преемником стал Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. В настоящее время это один из немногих классических университетов, где студенты изучают ряд специальных курсов по истории Африки и диаспоры и где имеется аспирантура по данной специальности. В Ярославле сложилась научная школа по интеллектуальной истории Африки и "африканского зарубежья". Студенты и аспиранты, специализирующиеся в области африканистических исследований, были участниками всех школ молодых африканистов (начиная с первой), проходивших в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове.
VI Всероссийская школа молодых африканистов - первый в истории ЯрГУ африканистический форум, хотя за 12 лет существования Лаборатории африканистики и востоковедения было организовано несколько конференций. В их числе всероссийские научные конференции "Россия и Восток: основные тенденции социально-экономического и политического развития" (1998) и "Герасим Лебедев и его время" (1999), международная конференция "Конфликты и компромиссы в мировой истории" (2004), всероссийская конференция "Африканистика и востоковедение в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова" (2007). В их работе принимали участие известные ученые-африканисты и молодые специалисты: профессора Э. С. Львова и Л. А. Фридман, доцент Е. Н. Касимовская (ИСАА при МГУ), О. В. Карпачёва (Ин-т Африки) и др.
Встречи педагогов и исследователей разных возрастов в рамках ставших регулярными школ молодого африканиста опираются на солидный опыт старшего поколения, сформировавшийся на основе преемственности традиций, заложенных пионерами отечественной африканистики, теми, кто стоял у ее истоков, и их учениками, выдающимися мастерами своего дела - Д. А. Оль-
1 Лаборатория африканистики и востоковедения кафедры всеобщей истории была создана в 1996 г. Студенты и аспиранты специализируются в области африканистических исследований, а также в области истории Индии, Китая и Турции.
2 См.: Гавристова Т. М. Русский китаевед З. Ф. Леонтьевский // "Минувшее, сливаясь с настоящим". Тихомировские чтения. Ярославль, 1993. С. 55 - 58; Гавристова Т. М., Егорова Н. М. К биографии З. Ф. Леонтьевского // Восток. Взгляд из России. Каталог произведений из собрания Ярославского художественного музея. Ярославль, 1999. С. 2 - 3; Гавристова Т. М., Шубина С. Ю. Выдающийся знаток Китая // Азия и Африка сегодня. 2001. N 1. С. 24 - 28.
3 П. Ковалев (1878 - 1950) эмигрировал в Южную Африку в 1921 г., до этого возглавлял кафедру геологии в СПбГУ. Подробно см.: Становление отечественной африканистики. 1920-е - начало 1960-х. М., 2003. С. 16.
стр. 140
дерогге и И. И. Потехиным, А. Б. Дэвидсоном, С. В. Прожогиной и др. И хотя в среде ученых имели место разногласия и конфликты, которые проявлялись даже в трактовке самих понятий "африканистика" и "африканистические исследования", все они разделяли мысль о том, что молодежь составляет особую категорию в научной среде (в силу своей динамики, склонности к восприятию, генерированию и тиражированию новых идей и точек зрения) и ее нужно обучать и воспитывать. Интеграция молодежи в академическую среду рассматривалась африканистами как одно из важнейших направлений научно-педагогической деятельности, а вовлеченность молодых талантов в науку можно рассматривать как одно из достижений отечественной африканистики.
Динамичному общению учителей и учеников - "мастеров" и "подмастерий" - в рамках профессионального цеха способствовал ряд факторов. В их числе сравнительная молодость африканистики как науки; относительная узость и замкнутость круга тех, кто в силу образования и деятельности мог называть себя африканистом (к их числу традиционно принято относить специалистов, владеющих знанием африканских языков); концентрация центров африканистических исследований в двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге; наличие базы и опыта научно-практической и ретрансляторской деятельности (через архивы, музеи, библиотеки, общества и ассоциации, через средства массовой информации, издательскую сферу, полевые исследования).
Школы молодых африканистов в настоящее время, как, впрочем, и другие форумы, безусловно, выполняют ряд функций. С одной стороны, они традиционно способствуют тому, чтобы упорядочить процесс ретрансляции знаний, обмена мнениями между старшим и младшим поколениями ученых в ходе формального и неформального общения. С другой - благодаря тому, что в условиях глобализации информация о подобного рода мероприятиях быстро становится доступной широкому кругу людей, - возможности ангажемента возрастают. Африканисты в итоге интегрируются не только в науку и образование, но и в другие самые разнообразные социально-профессиональные сферы, включая политику, торговлю, финансы и бизнес.
Африканистические исследования в России всегда были монополией ученых Москвы и Санкт-Петербурга. Они и составили большинство участников VI Всероссийской школы молодых африканистов. Главным образом это преподаватели и научные работники, студенты и аспиранты восточного факультета Санкт-Петербургского университета (далее - СпбГУ) и ИСАА при МГУ (именно здесь обучалось и в настоящее время обучается большинство российских африканистов); специалисты из Института Африки РАН, Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, Российского государственного гуманитарного университета (далее - РГГУ), Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) им. Петра Великого (далее - МАЭ). В последние десятилетия в ряде университетов и исследовательских институтов возникли "карликовые" центры африканистических исследований (школы, лаборатории).
В работе VI школы принимали участие также специалисты, студенты и аспиранты из Нижнего Новгорода, Саратова, Казани, Вологды, Ярославля. Всего - 58 человек. В качестве слушателей, не заявлявших о своем намерении выступить, на заседаниях присутствовала большая группа студентов первого и второго курсов восточного факультета СпбГУ (12 человек).
Программа школы включала пленарные заседания, секции и "круглые столы". Руководство осуществляли ученые-эксперты из ведущих научных и учебных центров африканистики. В их числе Ю. Н. Винокуров, доктор исторических наук, директор Центра стран Тропической Африки Института Африки; Т. М. Гавристова (председатель оргкомитета), доктор исторических наук, зав. лабораторией африканистики и востоковедения кафедры всеобщей истории ЯрГУ; Н. В. Громова, доктор исторических наук, зав. кафедрой африканистики ИСАА; Ю. В. Потемкин, доктор исторических наук, директор Центра политических и социальных исследований Института Африки; А. Д. Саватеев, доктор исторических наук, ученый секретарь Научного совета РАН по проблемам Африки (Институт Африки); И. В. Следзевский (председатель оргкомитета), доктор исторических наук, директор Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки; В. Г. Шубин, доктор исторических наук, зам. директора Института Африки РАН.
В первый день на пленарном заседании с приветственной речью выступил В. П. Федюк, доктор исторических наук, декан исторического факультета ЯрГУ. Он пожелал молодым африканистам успехов в исследовательской деятельности. Открывая второе заседание, ректор ЯрГУ А. И. Русаков выразил надежду на расширение сотрудничества с ведущими центрами отечественной африканистики. Сопредседатели оргкомитета высказали намерение развивать контакты
стр. 141
между высшей школой и академической наукой и предложили в ближайшие годы вывести проведение форума на международный уровень.
Первое пленарное заседание "Африканистические исследования в контексте взаимодействия культур" (сопредседатели: И. В. Следзевский и Т. М. Гавристова) определило перспективы работы школы.
В докладе И. В. Следзевского "Африканистика как разновидность научного знания" были обозначены основные направления исследований в условиях глобализации и границы существования африканистики в рамках гуманитарных и социальных наук. В выступлении нашли отражение проблемы инфраструктуры современных исследований, их актуальность и востребованность в сфере политики и бизнеса, а также ситуация в современной отечественной африканистике.
В докладе В. Г. Шубина "Интеграционные процессы в Африке и роль ЮАР" особое внимание было уделено проблемам развития международных отношений на рубеже XX - XXI вв., созданию Африканского Союза и роли, которую играет ЮАР на мировой арене. Основные положения доклада, выдержанные в русле историко-политологического исследования, вызвали большой интерес со стороны африканистов, политологов, экономистов.
Доклад А. Д. Саватеева "Ислам в Тропической Африке в свете цивилизационного подхода" продемонстрировал актуальность использования цивилизационного подхода применительно к изучению африканских обществ и его преимущества перед формационным подходом, которые, по мнению автора, позволяют видеть общее и особенное в развитии ислама и мусульманских общин в разных регионах Тропической Африки в разные исторические периоды.
Сообщение А. Ю. Сиим (МАЭ) "Общие замечания по поводу организации работы этнографических музеев: некоторые уроки новой африканской экспозиции МАЭ РАН" вызвало особый интерес. Оно было посвящено одной из самых актуальных проблем гуманитарных исследований -распространению и востребованности знаний об Африке. В центре внимания автора оказались музеи как форма организации науки и просветительства, а также проблемы теории и практики африканистических исследований. В том же ключе были построены и некоторые другие выступления молодых специалистов, обращавшихся к изучению музейных экспонатов в качестве исторического источника.
Тема второго пленарного заседания - "Африка: проблемы социально-экономической, политической и военной истории" (сопредседатели: В. Г. Шубин и Ю. В. Потемкин).
Ю. Н. Винокуров в выступлении "Тропическая Африка: военные конфликты - следствие обострения и интернационализации социально-экономических и этнополитических проблем" предпринял попытку сравнительного анализа крупнейших региональных конфликтов на территории континента, в Восточной и Центральной Африке, акцентировав внимание на истоках, формах и механизмах их урегулирования.
В докладе Ю. В. Потемкина "Африканская трудовая миграция: динамика, направления, экономические эффекты" получила всестороннее освещение проблема внутренних и внешних миграций - одна из самых актуальных проблем экономических, социальных и политических исследований. Большой интерес слушателей вызвали данные о численном составе, структуре, направлениях миграционных потоков и перспективах развития процесса миграций на рубеже XX - XXI вв.
Логическим продолжением пленарных заседаний стала работа секций и "круглых столов" - она строилась по региональному и тематическому принципам.
Руководство секциями осуществляли В. Г. Шубин и А. С. Зданевич, старший преподаватель кафедры африканистики восточного факультета СПбГУ, кандидат исторических наук (секция "Южная Африка: история и политика"); А. Д. Саватеев и В. Н. Семенова, главный специалист отдела этнографии народов Африки МАЭ (секция "Эфиопия: история, политика, религия, культура"); Ю. Н. Винокуров и А. С. Ходнев, зав. кафедрой всеобщей истории Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (далее - ЯГПУ), доктор исторических наук (секция "История международных отношений"); Н. В. Громова и И. Г. Татаровская, научный сотрудник Института Африки, кандидат филологических наук (секция "Африканские языки и литература").
В рамках секций были заслушаны сообщения: А. С. Зданевича (СПбГУ) "Движение "Капских патриотов": от идеи до воплощения"; В. В. Кручинского (ИСАА) "Становление движения "черного самосознания" в ЮАР в конце 1960-х - начале 1970-х гг."; А. А. Архангельской (Ин-т Африки) "Внешняя политика ЮАР"; Е. С. Данилова (ЯрГУ) "Эфиопская кампания Гая Петрония: цели и результаты"; Е. Е. Михайловской (ЯрГУ) "Принятие христианства в Эфиопии", А. С. Дворни-
стр. 142
новой (ИСАА) "Проникновение ислама в Эфиопию"; А. В. Литвинова (ЯГПУ) "Традиционная политика эфиопской монархии и конституция 1931 г."; В. Н. Семеновой "Эволюция образа Святой Троицы в эфиопской и русской иконописной традиции"; О. В. Карпачёвой (Ин-т Африки) ""Ат-такфир ва-ль-хиджра": история возникновения и деятельности организации"; С. В. Кобзевой (Ин-т Африки РАН) "Компьютерный медиа-мониторинг кризисов и конфликтов: на примере Ливано-Израильской войны 2006 г."; А. Д. Хаматшина (РГГУ) "Форум диалога Индии, Бразилии и ЮАР как пример сотрудничества по линии Юг-Юг"; Н. А. Филина (РГГУ) "Политические режимы Ирана и Египта: опыт сравнительного анализа"; М. С. Тарасовой (СПбГУ) "Посессивные конструкции в языках банту"; О. В. Кузнецовой (СПбГУ) "Морфология глагола в языке гуро"; Ю. С. Рохиной (СпбГУ) "Маски Демократической Республики Конго в африканской экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого"; И. Г. Татаровской (Ин-т Африки) "Фольклор народов бассейна реки Конго"; А. А. Панова (РГГУ) "Культ предков в современном африканском городе".
"Круглый стол" "Африка: история, политика, экономика" (руководители: И. В. Следзевский и В. Г. Шубин) был посвящен актуальным проблемам социально-экономического и политического развития континента в прошлом и настоящем. С сообщениями выступили П. В. Арсеньев (СПбГУ) "Денежная система британских колоний Западной Африки"; Д. Г. Степ (ИСАА) "Трансформация политического устройства во французском и британском хаусаленде"; Е. Е. Тупицина (ЯрГУ) "Кваме Нкрума и молодежь"; Т. В. Крылова (ЯрГУ) "Записки русских путешественников XIX в. о Египте"; А. В. Мильто (ЯрГУ) "Сомали: кризис идентичности"; С. М. Тищенко (Ин-т Африки) "Влияние экономических факторов на установки и ценности населения стран Тропической Африки"; К. С. Кананыхина (Ин-т Африки) "Гуманитарная наука в "старых" университетах Нигерии""; С. А. Попов (РГГУ) "Социокультурные предпосылки распространения ВИЧ/СПИДа в африканской деревне".
"Круглый стол" "История и культура африканской диаспоры" (руководители: Т. М. Гавристова и Ю. В. Потемкин) стал своеобразным продолжением темы, заявленной в докладе Ю. В. Потемкина.
Т. М. Гавристова, в сферу научных интересов которой входит изучение истории и культуры Африки и диаспоры, в своем выступлении "Африка - везде" обозначила границы интеллектуальной и культурной истории "африканского зарубежья". В центре внимания оказались "африканские" Лондон, Париж, Нью-Йорк, наука, литература и искусство современной африканской диаспоры, выдающиеся деятели "африканского зарубежья": ученые, писатели, художники. Выступление было выдержано в методологическом ключе с акцентом на проблему взаимодействия культурных традиций.
В развитие темы прозвучало сообщение О. В. Фомичевой (Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского) "Социокультурные особенности африканской диаспоры". Проблемы африканцев в России и Москве нашли отражение в выступлениях Е. В. Шахбазян (РГГУ) "Нигерийская община в Москве" и С. М. Серова (Ин-т Африки) "Интернет-сайты как способ самоорганизации и коммуникации африканцев, проживающих в России". Сообщения П. А. Попова (РГГУ) "Белое меньшинство в Зимбабве: история формирования и современное положение", З. В. Сидоровой (Вологодский гос. пед. ун-т) ""Свои" и "чужие": проблема межличностных коммуникаций в творчестве нигерийских писателей" и Д. С. Плоховой (ЯрГУ) ""L'art negre" и европейское авангардное искусство" расширили круг обсуждаемых вопросов за счет интеграции сюжетов, связанных с проблемой взаимодействия культур Европы и Африки, а также с положением меньшинств в Африке и за ее пределами.
В ходе работы секций и "круглых столов" во главу угла были поставлены ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение и сформулированные в докладах, прозвучавших на пленарных заседаниях. Большое количество сообщений и разнообразие их тематики не позволяют остановиться на детальной характеристике даже некоторых их них, тем более что сборник материалов VI Всероссийской школы молодых африканистов вышел в свет до ее открытия и доступен для профессионального читателя. Однако нельзя не отметить ряд сообщений, вызвавших особый интерес и отмеченных в процессе обсуждения как наиболее актуальные.
В их числе выступление А. С. Дворниковой, основанное на материалах эфиопских хроник. Автор детально прослеживает основные вехи на пути экспансии ислама в Эфиопию, акцентируя внимание на количественных и качественных изменениях в политической, экономической и социальной сфере, происходящих под его воздействием. При обсуждении было отмечено умение
стр. 143
автора работать с источниками, анализировать, комментировать и трактовать по-новому их содержание.
По итогам заседания секции "Африканские языки и литература" лучшим признано выступление О. В. Кузнецовой4, в основу которого легли полевые исследования автора в странах Африки. О. В. Кузнецова заявила о себе как самостоятельный и оригинальный исследователь, а ее сообщение было названо отвечающим современным требованиям филологической науки.
Практически все участники школы демонстрировали приверженность традициям классической африканистики, хотя в их числе были не только африканисты, но и востоковеды, антиковеды, медиевисты, историки, представляющие разные специальности. Их обращение к африканистическим исследованиям можно объяснить потребностями развития этой науки как комплекса дисциплин, изучающих экономику, политику, историю, географию, демографию, право, этнографию, языки, литературу, искусство, социальные и культурные процессы, а также тем, что в условиях глобализации - по мере развития средств связи, информационных систем, в том числе глобальной сети Интернета - Африка стала ближе к Европе и Америке. Массовые миграции африканцев поставили мировое сообщество перед необходимостью разработки новой стратегии развития международных отношений, потребовали всестороннего изучения современных африканских реалий, что повлекло за собой расширение круга исследователей за счет интеграции в него представителей различных специальностей.
Интеграция Африки в мировое экономическое и политическое пространство связана с актуализацией исследования ряда проблем, которые традиционно не относились к африканистике, а находились на стыке наук, и молодежь встала на путь их изучения, расширив тем самым предмет африканистических исследований, обратив внимание на такие вопросы, как образ Африки, распространение христианства и ислама в странах Африки и их взаимодействие с другими религиозными воззрениями, трансформация религиозного сознания, изменение ценностных ориентации, распространение ВИЧ/СПИДа, механизмы интеграции африканцев в мировое сообщество, взаимоотношения африканских государств со странами Азии, Америки, Европы и внутри Африканского Союза.
Подведение итогов продемонстрировало ряд весьма интересных тенденций развития африканистических исследований в молодежной среде. Расширилась их тематика. В выступлениях нашли отражение проблемы языкознания, литературоведения, социальной и культурной антропологии, экономики, политики, социологии, международных отношений. В центре внимания оказались разнообразные сюжеты социально-экономической, политической, интеллектуальной, культурной и повседневной истории Африки и диаспоры, теория и практика исследований. Деидеологизация научной деятельности повлекла за собой обращение ученых к проблемам идентичности и самосознания, к изучению института монархии, политических организаций и союзов, эпохи колониализма, трансформации системы политического устройства, развития денежной системы и др.
Изменение конъюнктуры на рынке африканистических исследований обеспечило поворот к изучению финансово-экономических проблем, что нашло отражение в материалах, подготовленных Ф. В. Георги, выпускником ИСАА, "Иностранные инвестиции в алмазодобывающую промышленность Анголы: перспективы российского бизнеса и общественного мнения" в сообщениях С. Н. Серова и С. М. Тищенко.
Существенно изменились территориальные границы исследований. В поле зрения молодых ученых попали все регионы Африки (Нигерия, Эфиопия, Египет, ЮАР, Сьерра-Леоне, Демократическая Республика Конго, Гана, Зимбабве, Сомали) и диаспора.
Хронологические рамки исследований расширились: заслушанные сообщения охватывали значительный промежуток времени - от древности до наших дней. В программе были представлены исторические, историографические и источниковедческие сюжеты, активизировалось изучение периода новой истории, эпохи колониализма.
В центре внимания ученых оказались не только проблемы отдельных обществ и государств, но и человек, личность. Предпринимались попытки анализа художественных произведений и публицистики Н. Фары5, творческого наследия писателей, мастеров прикладного и изобрази-
4 Исследование поддержано Швейцарским национальным фондом научных исследований (проект SUBJ 062156.00).
5 Нуруддин Фара родился в Сомали в 1945 г.; один из самых модных и читаемых писателей рубежа XX - XXI вв., автор многочисленных романов. В центре его внимания находятся этнорасовые и конфессиональные конфликты, проблемы эмиграции и меньшинств.
стр. 144
тельного искусства, а также реальные проблемы людей (адаптация к новой среде, интеграция в европейское общество, выживание в сложных условиях континента и диаспоры и др.). Особый интерес вызвали историко-культурные сюжеты, направленные на изучение проблемы взаимодействия культур.
Впервые в рамках школы африканистов отчетливо проявился интерес к проблемам диаспоры. Она рассматривалась в контексте всемирной и региональной истории как составляющая экономических, демографических, социально-антропологических, культурологических исследований, истории международных отношений. В круг обсуждаемых вопросов вошли весьма актуальные, связанные с изучением проблем трудовой (в том числе профессиональной и интеллектуальной) эмиграции, а также особенности африканской и нигерийской диаспоры, проблемы социально-культурной адаптации африканцев в России и Москве, способы их самоорганизации и коммуникации, в том числе посредством Интернета, положение "белого меньшинства" в Зимбабве и состояние "отчужденности", характерное для всех тех, кто волею судеб вынужден жить за пределами Африки, всюду ощущая свою инаковость.
Одной из особенностей представленных докладов и сообщений стал акцент на изучение проблемы взаимодействия цивилизаций и культур в контексте региональных и социальных отношений. Серьезные изменения претерпела методология исследования. Сложность и многогранность сюжетов предопределили выбор методов и принципов исследования.
Использование метода системного анализа дало возможность представлять Африку как единое целое, как сложный, многофункциональный организм, обладающий особой системой связей и ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Метод структурного анализа позволил выявить общее и особенное в развитии регионов, а также города и деревни. Применение структурно-функционального подхода, в рамках которого любое явление рассматривается как статичное и может структурироваться до бесконечности, способствовало тому, что проблемы Африки и диаспоры были выявлены всесторонне, объективно, во взаимосвязи с другими континентами, государствами и обществами.
Методы ситуационного и сравнительного анализа оказались наиболее важными и востребованными в процессе изучения механизма внутренней и внешней адаптации и моделей поведения африканцев за пределами Африки. Количественные методы использовались при оценке их численности, структуры, состава, а также в рамках экономических и социологических исследований.
Комплексный подход обеспечил рассмотрение Африки в динамике, в системе ее связей с окружающим миром. Докладчики использовали параметры цивилизационного и формационного измерения, выявляя общее и особенное в процессах, происходящих в разное время в разных странах. Применение ценностного подхода помогло выявить наиболее важные направления в развитии сотрудничества с африканскими государствами. К их числу можно отнести развитие торговли и обменов в сфере науки, культуры, образования. Возможно, впервые за последние годы в рамках школы было заслушаны сообщения, представляющие практический интерес.
Молодым африканистам удалось избавиться от многих стереотипов, установок и клише, характерных для советского периода и связанных в значительной мере с восприятием Африки как зоны отсталости и конфликтов. Молодое поколение, расширив границы используемой методологии, изменило во многом методику и технику исследований, следствием чего стало и изменение образа Африки и африканцев. Образ Африки стал более объективным и целостным и в то же время сложным и многогранным.
Все названные выше методы исследования широко применялись молодыми африканистами в процессе работы. Они являются универсальными и применяются в рамках исторических, социологических, политических, экономических, культурологических исследований. Их комплексное, рациональное использование в сочетании с аргументированным подходом к трактовке прошлого и настоящего (истории, экономики, политики, языковой ситуации) континента способствовало созданию максимально объективного образа Африки и позволило избежать односторонних и категоричных оценок.
Свидетельством тому являются опубликованные материалы VI Всероссийской школы молодых африканистов. В сборник "Африка: история, экономика, политика, культура" (ЯрГУ. 2007. 248 с.) вошли тексты 48 докладов и сообщений, которые в полной мере отражают круг проблем, обсуждаемых в рамках пленарных заседаний, секций и "круглых столов". Отличительной осо-
стр. 145
бенностью книги является наличие публикаций междисциплинарного характера на стыке социо-гуманитарных наук, африканистики и исследований европейских стран.
Профессионализм и скрупулезность экспертов и молодых африканистов породили атмосферу конструктивности и доброжелательности. Молодежь и представители старшего поколения демонстрировали интерес и любовь к изучаемому предмету.
Первый день заседаний закончился Африканским вечером. Он был подготовлен студентами и аспирантами ЯрГУ. В ходе него прозвучали африканские ритмы, были исполнены африканские танцы. Африканисты делились впечатлениями об Африке, рассказывали о том, чем она стала для них (экзотика и романтика, мечта и работа). Эксперты и молодежь активно участвовали в викторине "Африка вчера, сегодня и завтра". Кульминацией вечера стала презентация на тему: "Африканский Лондон", подготовленная К. С. Кананыхиной по следам путешествия в британскую столицу и знакомства с произведениями африканского искусства, представленными в коллекциях Британского музея, Национальной Галереи, Музея Альберта и Виктории, Галереи Хорнеманн и других государственных и частных хранилищ.
Второй день работы VI Всероссийской школы молодых африканистов завершился подведением итогов. Организаторы выслушали немало теплых слов. Стало ясно, что подобные встречи важны и не только потому, что они стимулируют интерес к научным и научно-практическим изысканиям в области африканистических исследований. Подобные форумы формируют основы преемственности поколений и, что, может быть, не менее важно, определяют перспективы дальнейшего сотрудничества внутри африканистического сообщества, способствуют развитию контактов в среде тех, в чьих руках окажется будущее отечественной африканистики.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |