Libmonster ID: UZ-1103

24 - 25 октября 2007 г. в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова (далее - ЯрГУ) состоялась VI Всероссийская школа молодых африканистов "Африка: история, экономика, политика, культура". Организаторами ее проведения стали Научный совет по проблемам экономического, социально-политического и культурного развития стран Африки при Отделении общественных наук РАН, Институт Африки РАН и Лаборатория африканистики и востоковедения кафедры всеобщей истории1 ЯрГУ.

Место для проведения школы было выбрано не случайно. Ярославль богат культурными и научными традициями, в том числе востоковедными. В Ярославле родился и жил выдающийся китаевед З. Ф. Леонтьевский2, специалист по индийским языкам Г. С. Лебедев, исследователь Южной Африки П. Ковалев3. Микробиолог Л. С. Ценковский, совершивший путешествие по Нилу вместе с экспедицией Е. П. Ковалевского, преподавал в Ярославском Высшем наук училище (создано согласно императорскому указу 1803 г.). Ее преемником стал Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. В настоящее время это один из немногих классических университетов, где студенты изучают ряд специальных курсов по истории Африки и диаспоры и где имеется аспирантура по данной специальности. В Ярославле сложилась научная школа по интеллектуальной истории Африки и "африканского зарубежья". Студенты и аспиранты, специализирующиеся в области африканистических исследований, были участниками всех школ молодых африканистов (начиная с первой), проходивших в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове.

VI Всероссийская школа молодых африканистов - первый в истории ЯрГУ африканистический форум, хотя за 12 лет существования Лаборатории африканистики и востоковедения было организовано несколько конференций. В их числе всероссийские научные конференции "Россия и Восток: основные тенденции социально-экономического и политического развития" (1998) и "Герасим Лебедев и его время" (1999), международная конференция "Конфликты и компромиссы в мировой истории" (2004), всероссийская конференция "Африканистика и востоковедение в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова" (2007). В их работе принимали участие известные ученые-африканисты и молодые специалисты: профессора Э. С. Львова и Л. А. Фридман, доцент Е. Н. Касимовская (ИСАА при МГУ), О. В. Карпачёва (Ин-т Африки) и др.

Встречи педагогов и исследователей разных возрастов в рамках ставших регулярными школ молодого африканиста опираются на солидный опыт старшего поколения, сформировавшийся на основе преемственности традиций, заложенных пионерами отечественной африканистики, теми, кто стоял у ее истоков, и их учениками, выдающимися мастерами своего дела - Д. А. Оль-

1 Лаборатория африканистики и востоковедения кафедры всеобщей истории была создана в 1996 г. Студенты и аспиранты специализируются в области африканистических исследований, а также в области истории Индии, Китая и Турции.

2 См.: Гавристова Т. М. Русский китаевед З. Ф. Леонтьевский // "Минувшее, сливаясь с настоящим". Тихомировские чтения. Ярославль, 1993. С. 55 - 58; Гавристова Т. М., Егорова Н. М. К биографии З. Ф. Леонтьевского // Восток. Взгляд из России. Каталог произведений из собрания Ярославского художественного музея. Ярославль, 1999. С. 2 - 3; Гавристова Т. М., Шубина С. Ю. Выдающийся знаток Китая // Азия и Африка сегодня. 2001. N 1. С. 24 - 28.

3 П. Ковалев (1878 - 1950) эмигрировал в Южную Африку в 1921 г., до этого возглавлял кафедру геологии в СПбГУ. Подробно см.: Становление отечественной африканистики. 1920-е - начало 1960-х. М., 2003. С. 16.

стр. 140
дерогге и И. И. Потехиным, А. Б. Дэвидсоном, С. В. Прожогиной и др. И хотя в среде ученых имели место разногласия и конфликты, которые проявлялись даже в трактовке самих понятий "африканистика" и "африканистические исследования", все они разделяли мысль о том, что молодежь составляет особую категорию в научной среде (в силу своей динамики, склонности к восприятию, генерированию и тиражированию новых идей и точек зрения) и ее нужно обучать и воспитывать. Интеграция молодежи в академическую среду рассматривалась африканистами как одно из важнейших направлений научно-педагогической деятельности, а вовлеченность молодых талантов в науку можно рассматривать как одно из достижений отечественной африканистики.

Динамичному общению учителей и учеников - "мастеров" и "подмастерий" - в рамках профессионального цеха способствовал ряд факторов. В их числе сравнительная молодость африканистики как науки; относительная узость и замкнутость круга тех, кто в силу образования и деятельности мог называть себя африканистом (к их числу традиционно принято относить специалистов, владеющих знанием африканских языков); концентрация центров африканистических исследований в двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге; наличие базы и опыта научно-практической и ретрансляторской деятельности (через архивы, музеи, библиотеки, общества и ассоциации, через средства массовой информации, издательскую сферу, полевые исследования).

Школы молодых африканистов в настоящее время, как, впрочем, и другие форумы, безусловно, выполняют ряд функций. С одной стороны, они традиционно способствуют тому, чтобы упорядочить процесс ретрансляции знаний, обмена мнениями между старшим и младшим поколениями ученых в ходе формального и неформального общения. С другой - благодаря тому, что в условиях глобализации информация о подобного рода мероприятиях быстро становится доступной широкому кругу людей, - возможности ангажемента возрастают. Африканисты в итоге интегрируются не только в науку и образование, но и в другие самые разнообразные социально-профессиональные сферы, включая политику, торговлю, финансы и бизнес.

Африканистические исследования в России всегда были монополией ученых Москвы и Санкт-Петербурга. Они и составили большинство участников VI Всероссийской школы молодых африканистов. Главным образом это преподаватели и научные работники, студенты и аспиранты восточного факультета Санкт-Петербургского университета (далее - СпбГУ) и ИСАА при МГУ (именно здесь обучалось и в настоящее время обучается большинство российских африканистов); специалисты из Института Африки РАН, Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, Российского государственного гуманитарного университета (далее - РГГУ), Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) им. Петра Великого (далее - МАЭ). В последние десятилетия в ряде университетов и исследовательских институтов возникли "карликовые" центры африканистических исследований (школы, лаборатории).

В работе VI школы принимали участие также специалисты, студенты и аспиранты из Нижнего Новгорода, Саратова, Казани, Вологды, Ярославля. Всего - 58 человек. В качестве слушателей, не заявлявших о своем намерении выступить, на заседаниях присутствовала большая группа студентов первого и второго курсов восточного факультета СпбГУ (12 человек).

Программа школы включала пленарные заседания, секции и "круглые столы". Руководство осуществляли ученые-эксперты из ведущих научных и учебных центров африканистики. В их числе Ю. Н. Винокуров, доктор исторических наук, директор Центра стран Тропической Африки Института Африки; Т. М. Гавристова (председатель оргкомитета), доктор исторических наук, зав. лабораторией африканистики и востоковедения кафедры всеобщей истории ЯрГУ; Н. В. Громова, доктор исторических наук, зав. кафедрой африканистики ИСАА; Ю. В. Потемкин, доктор исторических наук, директор Центра политических и социальных исследований Института Африки; А. Д. Саватеев, доктор исторических наук, ученый секретарь Научного совета РАН по проблемам Африки (Институт Африки); И. В. Следзевский (председатель оргкомитета), доктор исторических наук, директор Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки; В. Г. Шубин, доктор исторических наук, зам. директора Института Африки РАН.

В первый день на пленарном заседании с приветственной речью выступил В. П. Федюк, доктор исторических наук, декан исторического факультета ЯрГУ. Он пожелал молодым африканистам успехов в исследовательской деятельности. Открывая второе заседание, ректор ЯрГУ А. И. Русаков выразил надежду на расширение сотрудничества с ведущими центрами отечественной африканистики. Сопредседатели оргкомитета высказали намерение развивать контакты

стр. 141
между высшей школой и академической наукой и предложили в ближайшие годы вывести проведение форума на международный уровень.

Первое пленарное заседание "Африканистические исследования в контексте взаимодействия культур" (сопредседатели: И. В. Следзевский и Т. М. Гавристова) определило перспективы работы школы.

В докладе И. В. Следзевского "Африканистика как разновидность научного знания" были обозначены основные направления исследований в условиях глобализации и границы существования африканистики в рамках гуманитарных и социальных наук. В выступлении нашли отражение проблемы инфраструктуры современных исследований, их актуальность и востребованность в сфере политики и бизнеса, а также ситуация в современной отечественной африканистике.

В докладе В. Г. Шубина "Интеграционные процессы в Африке и роль ЮАР" особое внимание было уделено проблемам развития международных отношений на рубеже XX - XXI вв., созданию Африканского Союза и роли, которую играет ЮАР на мировой арене. Основные положения доклада, выдержанные в русле историко-политологического исследования, вызвали большой интерес со стороны африканистов, политологов, экономистов.

Доклад А. Д. Саватеева "Ислам в Тропической Африке в свете цивилизационного подхода" продемонстрировал актуальность использования цивилизационного подхода применительно к изучению африканских обществ и его преимущества перед формационным подходом, которые, по мнению автора, позволяют видеть общее и особенное в развитии ислама и мусульманских общин в разных регионах Тропической Африки в разные исторические периоды.

Сообщение А. Ю. Сиим (МАЭ) "Общие замечания по поводу организации работы этнографических музеев: некоторые уроки новой африканской экспозиции МАЭ РАН" вызвало особый интерес. Оно было посвящено одной из самых актуальных проблем гуманитарных исследований -распространению и востребованности знаний об Африке. В центре внимания автора оказались музеи как форма организации науки и просветительства, а также проблемы теории и практики африканистических исследований. В том же ключе были построены и некоторые другие выступления молодых специалистов, обращавшихся к изучению музейных экспонатов в качестве исторического источника.

Тема второго пленарного заседания - "Африка: проблемы социально-экономической, политической и военной истории" (сопредседатели: В. Г. Шубин и Ю. В. Потемкин).

Ю. Н. Винокуров в выступлении "Тропическая Африка: военные конфликты - следствие обострения и интернационализации социально-экономических и этнополитических проблем" предпринял попытку сравнительного анализа крупнейших региональных конфликтов на территории континента, в Восточной и Центральной Африке, акцентировав внимание на истоках, формах и механизмах их урегулирования.

В докладе Ю. В. Потемкина "Африканская трудовая миграция: динамика, направления, экономические эффекты" получила всестороннее освещение проблема внутренних и внешних миграций - одна из самых актуальных проблем экономических, социальных и политических исследований. Большой интерес слушателей вызвали данные о численном составе, структуре, направлениях миграционных потоков и перспективах развития процесса миграций на рубеже XX - XXI вв.

Логическим продолжением пленарных заседаний стала работа секций и "круглых столов" - она строилась по региональному и тематическому принципам.

Руководство секциями осуществляли В. Г. Шубин и А. С. Зданевич, старший преподаватель кафедры африканистики восточного факультета СПбГУ, кандидат исторических наук (секция "Южная Африка: история и политика"); А. Д. Саватеев и В. Н. Семенова, главный специалист отдела этнографии народов Африки МАЭ (секция "Эфиопия: история, политика, религия, культура"); Ю. Н. Винокуров и А. С. Ходнев, зав. кафедрой всеобщей истории Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (далее - ЯГПУ), доктор исторических наук (секция "История международных отношений"); Н. В. Громова и И. Г. Татаровская, научный сотрудник Института Африки, кандидат филологических наук (секция "Африканские языки и литература").

В рамках секций были заслушаны сообщения: А. С. Зданевича (СПбГУ) "Движение "Капских патриотов": от идеи до воплощения"; В. В. Кручинского (ИСАА) "Становление движения "черного самосознания" в ЮАР в конце 1960-х - начале 1970-х гг."; А. А. Архангельской (Ин-т Африки) "Внешняя политика ЮАР"; Е. С. Данилова (ЯрГУ) "Эфиопская кампания Гая Петрония: цели и результаты"; Е. Е. Михайловской (ЯрГУ) "Принятие христианства в Эфиопии", А. С. Дворни-

стр. 142
новой (ИСАА) "Проникновение ислама в Эфиопию"; А. В. Литвинова (ЯГПУ) "Традиционная политика эфиопской монархии и конституция 1931 г."; В. Н. Семеновой "Эволюция образа Святой Троицы в эфиопской и русской иконописной традиции"; О. В. Карпачёвой (Ин-т Африки) ""Ат-такфир ва-ль-хиджра": история возникновения и деятельности организации"; С. В. Кобзевой (Ин-т Африки РАН) "Компьютерный медиа-мониторинг кризисов и конфликтов: на примере Ливано-Израильской войны 2006 г."; А. Д. Хаматшина (РГГУ) "Форум диалога Индии, Бразилии и ЮАР как пример сотрудничества по линии Юг-Юг"; Н. А. Филина (РГГУ) "Политические режимы Ирана и Египта: опыт сравнительного анализа"; М. С. Тарасовой (СПбГУ) "Посессивные конструкции в языках банту"; О. В. Кузнецовой (СПбГУ) "Морфология глагола в языке гуро"; Ю. С. Рохиной (СпбГУ) "Маски Демократической Республики Конго в африканской экспозиции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого"; И. Г. Татаровской (Ин-т Африки) "Фольклор народов бассейна реки Конго"; А. А. Панова (РГГУ) "Культ предков в современном африканском городе".

"Круглый стол" "Африка: история, политика, экономика" (руководители: И. В. Следзевский и В. Г. Шубин) был посвящен актуальным проблемам социально-экономического и политического развития континента в прошлом и настоящем. С сообщениями выступили П. В. Арсеньев (СПбГУ) "Денежная система британских колоний Западной Африки"; Д. Г. Степ (ИСАА) "Трансформация политического устройства во французском и британском хаусаленде"; Е. Е. Тупицина (ЯрГУ) "Кваме Нкрума и молодежь"; Т. В. Крылова (ЯрГУ) "Записки русских путешественников XIX в. о Египте"; А. В. Мильто (ЯрГУ) "Сомали: кризис идентичности"; С. М. Тищенко (Ин-т Африки) "Влияние экономических факторов на установки и ценности населения стран Тропической Африки"; К. С. Кананыхина (Ин-т Африки) "Гуманитарная наука в "старых" университетах Нигерии""; С. А. Попов (РГГУ) "Социокультурные предпосылки распространения ВИЧ/СПИДа в африканской деревне".

"Круглый стол" "История и культура африканской диаспоры" (руководители: Т. М. Гавристова и Ю. В. Потемкин) стал своеобразным продолжением темы, заявленной в докладе Ю. В. Потемкина.

Т. М. Гавристова, в сферу научных интересов которой входит изучение истории и культуры Африки и диаспоры, в своем выступлении "Африка - везде" обозначила границы интеллектуальной и культурной истории "африканского зарубежья". В центре внимания оказались "африканские" Лондон, Париж, Нью-Йорк, наука, литература и искусство современной африканской диаспоры, выдающиеся деятели "африканского зарубежья": ученые, писатели, художники. Выступление было выдержано в методологическом ключе с акцентом на проблему взаимодействия культурных традиций.

В развитие темы прозвучало сообщение О. В. Фомичевой (Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского) "Социокультурные особенности африканской диаспоры". Проблемы африканцев в России и Москве нашли отражение в выступлениях Е. В. Шахбазян (РГГУ) "Нигерийская община в Москве" и С. М. Серова (Ин-т Африки) "Интернет-сайты как способ самоорганизации и коммуникации африканцев, проживающих в России". Сообщения П. А. Попова (РГГУ) "Белое меньшинство в Зимбабве: история формирования и современное положение", З. В. Сидоровой (Вологодский гос. пед. ун-т) ""Свои" и "чужие": проблема межличностных коммуникаций в творчестве нигерийских писателей" и Д. С. Плоховой (ЯрГУ) ""L'art negre" и европейское авангардное искусство" расширили круг обсуждаемых вопросов за счет интеграции сюжетов, связанных с проблемой взаимодействия культур Европы и Африки, а также с положением меньшинств в Африке и за ее пределами.

В ходе работы секций и "круглых столов" во главу угла были поставлены ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение и сформулированные в докладах, прозвучавших на пленарных заседаниях. Большое количество сообщений и разнообразие их тематики не позволяют остановиться на детальной характеристике даже некоторых их них, тем более что сборник материалов VI Всероссийской школы молодых африканистов вышел в свет до ее открытия и доступен для профессионального читателя. Однако нельзя не отметить ряд сообщений, вызвавших особый интерес и отмеченных в процессе обсуждения как наиболее актуальные.

В их числе выступление А. С. Дворниковой, основанное на материалах эфиопских хроник. Автор детально прослеживает основные вехи на пути экспансии ислама в Эфиопию, акцентируя внимание на количественных и качественных изменениях в политической, экономической и социальной сфере, происходящих под его воздействием. При обсуждении было отмечено умение

стр. 143
автора работать с источниками, анализировать, комментировать и трактовать по-новому их содержание.

По итогам заседания секции "Африканские языки и литература" лучшим признано выступление О. В. Кузнецовой4, в основу которого легли полевые исследования автора в странах Африки. О. В. Кузнецова заявила о себе как самостоятельный и оригинальный исследователь, а ее сообщение было названо отвечающим современным требованиям филологической науки.

Практически все участники школы демонстрировали приверженность традициям классической африканистики, хотя в их числе были не только африканисты, но и востоковеды, антиковеды, медиевисты, историки, представляющие разные специальности. Их обращение к африканистическим исследованиям можно объяснить потребностями развития этой науки как комплекса дисциплин, изучающих экономику, политику, историю, географию, демографию, право, этнографию, языки, литературу, искусство, социальные и культурные процессы, а также тем, что в условиях глобализации - по мере развития средств связи, информационных систем, в том числе глобальной сети Интернета - Африка стала ближе к Европе и Америке. Массовые миграции африканцев поставили мировое сообщество перед необходимостью разработки новой стратегии развития международных отношений, потребовали всестороннего изучения современных африканских реалий, что повлекло за собой расширение круга исследователей за счет интеграции в него представителей различных специальностей.

Интеграция Африки в мировое экономическое и политическое пространство связана с актуализацией исследования ряда проблем, которые традиционно не относились к африканистике, а находились на стыке наук, и молодежь встала на путь их изучения, расширив тем самым предмет африканистических исследований, обратив внимание на такие вопросы, как образ Африки, распространение христианства и ислама в странах Африки и их взаимодействие с другими религиозными воззрениями, трансформация религиозного сознания, изменение ценностных ориентации, распространение ВИЧ/СПИДа, механизмы интеграции африканцев в мировое сообщество, взаимоотношения африканских государств со странами Азии, Америки, Европы и внутри Африканского Союза.

Подведение итогов продемонстрировало ряд весьма интересных тенденций развития африканистических исследований в молодежной среде. Расширилась их тематика. В выступлениях нашли отражение проблемы языкознания, литературоведения, социальной и культурной антропологии, экономики, политики, социологии, международных отношений. В центре внимания оказались разнообразные сюжеты социально-экономической, политической, интеллектуальной, культурной и повседневной истории Африки и диаспоры, теория и практика исследований. Деидеологизация научной деятельности повлекла за собой обращение ученых к проблемам идентичности и самосознания, к изучению института монархии, политических организаций и союзов, эпохи колониализма, трансформации системы политического устройства, развития денежной системы и др.

Изменение конъюнктуры на рынке африканистических исследований обеспечило поворот к изучению финансово-экономических проблем, что нашло отражение в материалах, подготовленных Ф. В. Георги, выпускником ИСАА, "Иностранные инвестиции в алмазодобывающую промышленность Анголы: перспективы российского бизнеса и общественного мнения" в сообщениях С. Н. Серова и С. М. Тищенко.

Существенно изменились территориальные границы исследований. В поле зрения молодых ученых попали все регионы Африки (Нигерия, Эфиопия, Египет, ЮАР, Сьерра-Леоне, Демократическая Республика Конго, Гана, Зимбабве, Сомали) и диаспора.

Хронологические рамки исследований расширились: заслушанные сообщения охватывали значительный промежуток времени - от древности до наших дней. В программе были представлены исторические, историографические и источниковедческие сюжеты, активизировалось изучение периода новой истории, эпохи колониализма.

В центре внимания ученых оказались не только проблемы отдельных обществ и государств, но и человек, личность. Предпринимались попытки анализа художественных произведений и публицистики Н. Фары5, творческого наследия писателей, мастеров прикладного и изобрази-

4 Исследование поддержано Швейцарским национальным фондом научных исследований (проект SUBJ 062156.00).

5 Нуруддин Фара родился в Сомали в 1945 г.; один из самых модных и читаемых писателей рубежа XX - XXI вв., автор многочисленных романов. В центре его внимания находятся этнорасовые и конфессиональные конфликты, проблемы эмиграции и меньшинств.

стр. 144
тельного искусства, а также реальные проблемы людей (адаптация к новой среде, интеграция в европейское общество, выживание в сложных условиях континента и диаспоры и др.). Особый интерес вызвали историко-культурные сюжеты, направленные на изучение проблемы взаимодействия культур.

Впервые в рамках школы африканистов отчетливо проявился интерес к проблемам диаспоры. Она рассматривалась в контексте всемирной и региональной истории как составляющая экономических, демографических, социально-антропологических, культурологических исследований, истории международных отношений. В круг обсуждаемых вопросов вошли весьма актуальные, связанные с изучением проблем трудовой (в том числе профессиональной и интеллектуальной) эмиграции, а также особенности африканской и нигерийской диаспоры, проблемы социально-культурной адаптации африканцев в России и Москве, способы их самоорганизации и коммуникации, в том числе посредством Интернета, положение "белого меньшинства" в Зимбабве и состояние "отчужденности", характерное для всех тех, кто волею судеб вынужден жить за пределами Африки, всюду ощущая свою инаковость.

Одной из особенностей представленных докладов и сообщений стал акцент на изучение проблемы взаимодействия цивилизаций и культур в контексте региональных и социальных отношений. Серьезные изменения претерпела методология исследования. Сложность и многогранность сюжетов предопределили выбор методов и принципов исследования.

Использование метода системного анализа дало возможность представлять Африку как единое целое, как сложный, многофункциональный организм, обладающий особой системой связей и ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Метод структурного анализа позволил выявить общее и особенное в развитии регионов, а также города и деревни. Применение структурно-функционального подхода, в рамках которого любое явление рассматривается как статичное и может структурироваться до бесконечности, способствовало тому, что проблемы Африки и диаспоры были выявлены всесторонне, объективно, во взаимосвязи с другими континентами, государствами и обществами.

Методы ситуационного и сравнительного анализа оказались наиболее важными и востребованными в процессе изучения механизма внутренней и внешней адаптации и моделей поведения африканцев за пределами Африки. Количественные методы использовались при оценке их численности, структуры, состава, а также в рамках экономических и социологических исследований.

Комплексный подход обеспечил рассмотрение Африки в динамике, в системе ее связей с окружающим миром. Докладчики использовали параметры цивилизационного и формационного измерения, выявляя общее и особенное в процессах, происходящих в разное время в разных странах. Применение ценностного подхода помогло выявить наиболее важные направления в развитии сотрудничества с африканскими государствами. К их числу можно отнести развитие торговли и обменов в сфере науки, культуры, образования. Возможно, впервые за последние годы в рамках школы было заслушаны сообщения, представляющие практический интерес.

Молодым африканистам удалось избавиться от многих стереотипов, установок и клише, характерных для советского периода и связанных в значительной мере с восприятием Африки как зоны отсталости и конфликтов. Молодое поколение, расширив границы используемой методологии, изменило во многом методику и технику исследований, следствием чего стало и изменение образа Африки и африканцев. Образ Африки стал более объективным и целостным и в то же время сложным и многогранным.

Все названные выше методы исследования широко применялись молодыми африканистами в процессе работы. Они являются универсальными и применяются в рамках исторических, социологических, политических, экономических, культурологических исследований. Их комплексное, рациональное использование в сочетании с аргументированным подходом к трактовке прошлого и настоящего (истории, экономики, политики, языковой ситуации) континента способствовало созданию максимально объективного образа Африки и позволило избежать односторонних и категоричных оценок.

Свидетельством тому являются опубликованные материалы VI Всероссийской школы молодых африканистов. В сборник "Африка: история, экономика, политика, культура" (ЯрГУ. 2007. 248 с.) вошли тексты 48 докладов и сообщений, которые в полной мере отражают круг проблем, обсуждаемых в рамках пленарных заседаний, секций и "круглых столов". Отличительной осо-

стр. 145
бенностью книги является наличие публикаций междисциплинарного характера на стыке социо-гуманитарных наук, африканистики и исследований европейских стран.

Профессионализм и скрупулезность экспертов и молодых африканистов породили атмосферу конструктивности и доброжелательности. Молодежь и представители старшего поколения демонстрировали интерес и любовь к изучаемому предмету.

Первый день заседаний закончился Африканским вечером. Он был подготовлен студентами и аспирантами ЯрГУ. В ходе него прозвучали африканские ритмы, были исполнены африканские танцы. Африканисты делились впечатлениями об Африке, рассказывали о том, чем она стала для них (экзотика и романтика, мечта и работа). Эксперты и молодежь активно участвовали в викторине "Африка вчера, сегодня и завтра". Кульминацией вечера стала презентация на тему: "Африканский Лондон", подготовленная К. С. Кананыхиной по следам путешествия в британскую столицу и знакомства с произведениями африканского искусства, представленными в коллекциях Британского музея, Национальной Галереи, Музея Альберта и Виктории, Галереи Хорнеманн и других государственных и частных хранилищ.

Второй день работы VI Всероссийской школы молодых африканистов завершился подведением итогов. Организаторы выслушали немало теплых слов. Стало ясно, что подобные встречи важны и не только потому, что они стимулируют интерес к научным и научно-практическим изысканиям в области африканистических исследований. Подобные форумы формируют основы преемственности поколений и, что, может быть, не менее важно, определяют перспективы дальнейшего сотрудничества внутри африканистического сообщества, способствуют развитию контактов в среде тех, в чьих руках окажется будущее отечественной африканистики.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ФОРУМ-МОЛОДЫХ-АФРИКАНИСТОВ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. М. ГАВРИСТОВА, ФОРУМ МОЛОДЫХ АФРИКАНИСТОВ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 10.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ФОРУМ-МОЛОДЫХ-АФРИКАНИСТОВ (date of access: 12.10.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. М. ГАВРИСТОВА:

Т. М. ГАВРИСТОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
69 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
69 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
69 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
69 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
69 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
71 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
71 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
72 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
72 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ФОРУМ МОЛОДЫХ АФРИКАНИСТОВ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android