Сегодня ислам распространен на большей части территории Африки, более 99% здешних мусульман - сунниты. В странах Северной и Западной Африки, в Чаде, Судане и Эритрее коренные жители исповедуют маликитский мазхаб, в Египте и странах Восточной Африки от Сомали до Мозамбика и Малави, а также в Центральной Африке - шафиитский мазхаб. Сунниты ханафитского мазхаба в этих странах составляют этноконфессиональные группы иноземного происхождения. В странах Северной Африки от Египта до Алжира - это потомки "турков", "черкесов" и прочих, в странах Восточной и Южной Африки и на Маскаренских островах - потомки индо-пакистанцев [Ислам в Западной Африке, 1988; Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке, 1991; Кобищанов, 1993, с. 5-13]1. И лишь в Эфиопии ханафизм исповедует многомиллионная масса коренного населения.
Ключевые слова: сунниты, Эфиопия, ханафиты, шафииты, маликиты, мусульмане Эфиопии.
История ислама в Эфиопии уникальна. С середины IV в. в этой стране распространялось христианство, а в области оз. Тана - также иудаизм. При жизни Пророка Мухаммада в Аксум, столицу христианской империи, занимавшей половину Эфиопии и Эритрею, прибыло много мусульман из Мекки, спасшихся от гонений. После возвращения Мухаммада в Мекку большинство их тоже туда вернулось. В VIII-IX вв. на окраинах Аксумского царства - северной (Вади-Нобт, Куиха), северо-восточной (Дахлак), юго-восточной и южной - образовались общины купцов-мусульман. В конце IX-XI вв. на этих землях формируется ряд мусульманских государств - ислам приняли местные правители. В период с X по первую половину XIII в. в самом центре нынешней Эфиопии процветало мусульманское царство Шоа династии Махзуми. Его население говорило на эфиосемитском языке, близком амхарскому и аргобба. Шоа доминировало над другими мусульманскими государствами Эфиопии. Ислам принял и царь Хадьи (южнее Шоа). Жители Хадьи говорили на кушитском языке группы сидамо. Эти государства теснили христианское царство Эфиопии династии Загуэ. В середине XIII в. и
Статья была написана как сообщение на международном симпозиуме "The Heritage of Abu Hanifa and Its Importance in the Dialogue of Civilizations" (5th-6th October 2009, Dushambe).
1 Бантуязычные мусульмане Малави, Конго и Коморских островов - шафииты. В ЮАР большинство шафиитов принадлежит к этноконфессиональной группе капских мусульман, потомков индонезийцев, говорящих на креольском языке африкаанс, другая часть принадлежит к народам банту, а ханафиты - потомки переселенцев из Британской Индии (хотя под их влиянием появились и ханафиты-банту). Общины хариджитов-ибадитов сохранились также в Северной Африке (берберы) и в Кении (оманские арабы). Небольшие исмаилитские общины недавнего происхождения есть и в странах Восточной и Южной Африки. Между тем в VIII-XII вв. на севере Африки были широко распространены хариджизм и исмаилизм, а на востоке Африки в XVIII в. приокеанские города подчинились ибадитам Омана, в XIX в. здесь процветал ибадитский Занзибарский султанат [Кобищанов и др., 2008, т. I].
это царство, и Шоа пришли в упадок, а в последней трети XIII в. оба они были завоеваны христианами-амхарцами. В XIV-XVI вв. все христианские, иудаистские и мусульманские государства Эфиопского нагорья вошли в состав христианской империи.
Мусульмане Восточной Эфиопии - кушиты и эфиосемиты - упорно и отважно сражались за свою независимость от империи. В этот период здесь доминировало царство Йифат династии Валасма. В Йифате распространился тарикат кадирийя, его члены были в первых рядах муджахидов [Кобищанов и др., 2008, т. I, с. 786-792; т. II, с. 561-576]. О том, какой мазхаб исповедовали местные мусульмане до XIV в., можно лишь догадываться.
И только около середины XIV в. великий арабский историк Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Йахйа ибн Фадлаллах ал-‘Омари ад-Димашки получил в Египте от факихов, прибывших из г. Зейлы (тогда - в Йифате, теперь - на севере Сомали), сведения о мазхабе тамошних мусульман. По словам факихов, царь и большинство жителей Йифата - сунниты шафиитского мазхаба, тогда как мусульмане государств Даваро, Арабабни, Шарха, Бали - сунниты ханафитского мазхаба [Gaudefroy-Demombynes, 1927]2. Отсюда ясно, что в тогдашней мусульманской части Эфиопии, кроме ее востока и побережья Аденского залива (ныне - север Сомали), ханафитский мазхаб преобладал, что резко отличало ее от соседских стран.
Дальнейшая судьба мусульманских народов и исламской цивилизации в Эфиопии была драматична. В XV - первой половине XVI в. названные выше государства (кроме восточной части Йифата - Харэрского и Черчерского плато, стран исса и афаров) были частично заселены христианами, составившими здесь привилегированное меньшинство: феодальную аристократию и сословие воинов-земледельцев. В 1529 г. начался новый джихад мусульман Йифата и сомалийских племен под предводительством имама Ахмада Левши (Грань, Гуре). В ходе этой тридцатилетней войны была сначала разгромлена христианская Эфиопская империя, значительная часть ее населения приняла ислам, но затем она возродилась и разгромила мусульманский Йифат. Те, кто временно принял ислам, в большинстве вернулись в христианство, но некоторые новые мусульмане стали шахидами и даже святыми.
Оба эфиопских государства - христианская империя и мусульманский Йифат - были предельно ослаблены, их земли обезлюдели, их начали заселять кочевые и полукочевые племена оромо, со временем составившие большинство населения Эфиопского нагорья, а также северной Кении. Они не знали государства и монотеизма, но имели касты.
На огромных пространствах, завоеванных оромо, сохранились большие и малые анклавы христианского, мусульманского, иудаистского населения. Но постепенно большинство оромо перешли к оседлости, переняли культуру соседних земледельческих народов, а вместе с ней - ислам или христианство.
На востоке Эфиопии главными центрами ислама оставались г. Харэр и султанаты народа афар, особенно в оазисе Ауса в устье р. Ауаш, где еще долго царствовала династия Валасма. На северо-востоке мусульмане восточного края Эфиопского нагорья раньше других обратили в ислам оромские племена азебу, райя и валло. На юго-западе Эфиопии оромо не смогли завоевать и ассимилировать государства кушитских (и омотских) народов, а также эфиосемитских народов группы гураге. Часть их исповедовала ислам (кушиты хадья, алабо, часть омето-валамо, часть гураге и др.). В XIX в. на западе Эфиопии ислам приняли оромо Джиммы. Это мусульманское государство
2 Публикуя арабский текст этого и других сообщений о средневековой Эфиопии с переводом на итальянский язык и комментарием, Энрико Черулли использовал кроме исследованных М. Годфруа-Демомбином и другие рукописи. Л. Е. Куббель, давший русский перевод сообщений Омари о странах Западной Африки и Эфиопии, тоже использовал дополнительно одну петербургскую рукопись. Я основываюсь на публикациях М. Годфруа-Демомбина, Э. Черулли (любезно приславшего мне свои работы) и Л. Е. Куббеля, а также на устных разъяснениях последнего.
просуществовало в течение ста лет (ок. 1830-1932 гг.), сначала как независимое, затем как вассал Эфиопской империи, а его столица - г. Джимма - стала главным центром ислама на западе и юго-западе Эфиопского нагорья. Еще раньше исламизировались многочисленные оромские племена на юго-востоке Эфиопского нагорья, где некогда существовало мусульманское царство Бали и находилась житница Йифата - Харэрское и Черчерское плато [Huntigford, 1955; Lewis, 1965]. Здесь центром ислама был г. Харэр и ощущалось влияние мусульман-сомали.
Возрождение ислама в Эфиопии происходило на фоне еще большего возрождения ислама и сомалийского народа на Африканском Роге, арабизации и исламизации Судана и расцвета Сеннарского султаната. Маликитский Судан и шафиитское Сомали с его характерными, отличными от эфиопской, формами народного ислама [Trimingham, 1952; Trimingham, 1965; Lewis, 1955; Lewis, 1966; Shack, 1966; Shack, 1974]3 стали главными соседями Эфиопии. Из Судана распространялся маликитский мазхаб, из Сомали, Аравии и Египта - шафиитский. Эти влияния пересекались, и один из кварталов г. Харэр, населенный ремесленниками низкого статуса, стал маликитским. На северо-западе и западе Эфиопского нагорья вдоль всей границы с Сеннарским султанатом маликитский суннизм стал доминирующим вероисповеданием. На севере Эритреи он постепенно вытеснил христианство. Даже в крупнейшем анклаве христианства на севере Эфиопии и в центре Эритреи появились мусульманские деревни и городские кварталы. Мусульмане были здесь настолько тесно связаны с торговлей, что амхарское слово нэгаде (и соответствующее ему тыграйское нэгади) стало синонимом слова ислам (в значении "мусульманин"). Сходная картина наблюдалась в амхарском христианском Шоа. В полухристианских анклавах на юго-западе Эфиопского нагорья, у омотского народа кафа и омето-гему, купцы тоже были мусульманами.
Время от времени эфиопские императоры и Церковь устраивали гонения, запрещая мусульманам владеть землей, требуя обращения их в христианство. Но в промежутках между периодами гонений отношения между мусульманами, христианами, иудаистами (фалаша) и членами синкретических сект в основных христианских анклавах Эфиопии были мирными и терпимыми. Численность мусульман росла, отчасти за счет обращения в ислам христиан.
Как в условиях разгрома мусульманских государств, гибели большинства мусульманских городов, заселения мусульманских земель язычниками, исламизации последних под влиянием соседних стран, где господствовали маликизм и шафиизм, - как в Эфиопии вообще мог уцелеть ханафитский мазхаб?
Надо сказать, что кое-какие связи с ханафитским миром эфиопские мусульмане сохраняли и в XVI-XX вв. Турецкие мушкетеры некоторое время сражались в армии Ахмада Граня, тогда как португальские мушкетеры - в армии христиан. В период от разгрома Йифата и оромского нашествия до объединения Эфиопии в XIX в. ханафитами были не только эфиопские мусульмане, но и некоторые иноземцы: турки и купцы из Южной и Центральной Азии. В XVI в. на части территории нынешней Эритреи образовалось турецкое владение Хабеш с центром в Масауа. В XIX в. оно перешло к Египту, где правящая группа исповедовала ханафитский мазхаб. С 1821 по 1881 г. весь Судан принадлежал Египту. На время некоторые войска египетского правителя овладели афарскими и сомалийскими морскими портами и даже Харэром, но в конце XIX в. должны были их покинуть. В конце XVI-XVIII в. эфиопским императорам служили турецкие мушкетеры, командир которых носил титул паши.
В XVII в. Эфиопию посещали путешественники из Османской империи, Индии, Центральной Азии. Среди них были и таджики. В 1647 г. в Эфиопскую империю прибыло посольство зейдитского имама Йемена во главе с видным ученым ал-Хасаном
3 К этому следует добавить многие публикации одного из крупнейших эфиопистов - Алулы Панкхёрста и других ученых.
ибн Ахмадом ал-Хайми ал-Каукабани. Оно оставалось здесь более года. В столице империи г. Гондэр ал-Хайми нашел мусульманский квартал. Одним из приближенных императора Фасиледэса (1632-1667) был выходец "из земли Бухары" (min ard Buhara) по имени Мухаммад ибн Муса ал-Бухари. Он исполнял при императоре обязанность переводчика с арабского на амхарский язык и владел арабским языком "в предельной степени совершенства". Приняв христианство, Мухаммад ибн Муса получил новое, эфиопское христианское имя, которое ал-Хайми не сообщает [Peiser, 1894]. Поэтому его не удается идентифицировать с одним из придворных Фасиледэса. Вероятно, именно он был тем "моголом", которого Фасиледэс в 1650 г. послал в Индию к могольско-му императору Аурангзебу вместе с французским путешественником Франсуа Бернье [Бернье, 1936]. В Индии в то время находилось много таджиков среди "моголов".
Интенсивное проникновение в Эфиопию иностранцев-ханафитов (турок и мусульман из Британской Индии) происходило с конца XIX в. Путешественники сообщают о том, что они занимались не только городской торговлей, но и разъездной торговлей в сельской местности. В первой трети XX в. компрадоры из Британской Индии - сунниты-ханафиты и исмаилиты - приобрели в Эфиопии значительный экономический вес [Zervos, 1936]. Но подавляющее большинство суннитов ханафитского мазхаба были здесь коренными эфиопами.
Как обстоит дело сейчас?
По данным различных публикаций и моим личным наблюдениям (я был в Эфиопии восемь раз с 1966 по 2000 г.), в этой стране представлены все четыре мазхаба суннизма, но каждый из них исповедуют группы неодинаковой численности и различного этнического (или субэтнического) облика. Так, из двух близкородственных кушитских народов - сомалийцев и афаров - первые почти все шафииты, а большинство вторых - ханафиты (хотя есть и племена афаров-шафиитов). Сомалийцев в сегодняшней Эфиопии - более двух миллионов, афаров - один миллион. Среди оромо, одного из двух (наряду с амхарцами) крупнейших народов Эфиопии, более половины исповедуют христианство (эфиопское православие, католичество, протестантство в форме лютеранства, баптизма, адвентизма и пр.), около 40% - суннитский ислам. Причем среди оромо-суннитов встречаются ханафиты, шафииты и маликиты. Примерно такое же соотношение христиан и мусульман - среди эфиосемитской группы этносов гураге и соседних с ними групп этносов - кушитской группы сидамо и омотской группы омето. Амхарцы - культурно доминирующий народ Эфиопии - в подавляющем большинстве христиане, но есть и влиятельная в местной исламской общине группа амхарцев-мусульман (так называемаемые волло и др.). Близкородственные им, но малочисленные харари - коренные жители г. Харэр - мусульмане, а среди южной (эфиопской) части эфиосемитского народа тыграйцев мусульман - примерно такой же процент, как и среди амхарцев (большинство тыграйцев - христиане). Близкородственный амхарцам и харари народ аргобба в основном живет севернее Аддис-Абебы и Анкобэра (христиане), но небольшая часть - вблизи Харэра (здесь они мусульмане)4. У восточной (эфиопской) части нилотского народа анюа (ануак) в г. Гамбела относительно много христиан-протестантов. В маликитской мечети Гамбелы среди арабов и других народов суданско-эфиопского пограничья я нашел всего несколько мусульман-анюа.
В Аддис-Абебе в разные годы я общался с духовными и интеллектуальными руководителями мусульман, включая имамов и президента Аддис-Абебского университета (этнического харари). Беседы с ними убедили меня в том, что большинство эфиопских мусульман сегодня принадлежит к двум мазхабам суннизма: маликитскому и ханафитскому; третье место занимает шафиитский мазхаб. Ханбалитов-ваххабитов сравнительно мало, но за ними - поддержка богатых арабов из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
4 Аргобба я встречал в Анкобэре в 1991 г. и в Харэре в 1966 г., а также в разные годы в Аддис-Абебе.
Существуют разные оценки численности мусульман в Эфиопии. Согласно данным переписи 2007 г., из 75.1 млн. населения этой страны 62.8% исповедуют христианство и 33.9% - ислам. Если предположить, что ханафиты составляют около 40% мусульман Эфиопии, то это (с учетом роста населения) примерно 11-12 млн. человек. Нигде в Африке нет столь многочисленной и столь полиэтничной общины суннитов ханафитского мазхаба, как в Эфиопии.
Это явление нуждается в подробном изучении как в историческом, так и в социально-культурном и этнографическом плане.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великих Моголов. Л., 1936.
Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке. М., 1991.
Ислам в Западной Африке. М., 1988.
Кобищанов Ю. М. Взаимодействие цивилизаций и общинно-исламское сознание в Северной Африке // Страны Северной Африки. Социальные сдвиги. М., 1993.
Кобищанов Ю. М. и др. Очерки истории исламской цивилизации. Т. I-II. М., 2008.
Ibn Fadl Allah al-‘Omari. Masalik al-absarfi mamalik al-amsar. L'Afrique moin l'Egypte / Trad, et annote par M. Gaudefroy-Demombynes. Paris, 1927.
Huntigford G.W. The Galla of Ethiopia. The sacred kingdoms of Kafa and Janjero. L., 1955.
Lewis H.S. A Galla Monarchy: Jimma Abba Jifar, Ethiopia, 1830-1932. Madison, Milwaukee, 1965.
Lewis I.M. Peoples of the Horn of Africa: Somali, Afar and Saho. L., 1955.
Lewis I.M. Conformity and contrast in Somali Islam // Islam in Tropical Africa. L., 1966.
Peiser F.E. Der Gesandschaftsbericht des Hasan ben Ahmed el-Haimi. Berlin, 1894.
Shack W.A. Gurage. L. [a. o.], 1966.
Shack W.A. The Central Ethiopians: Amhara, Tigrina and Relating Peoples. L., 1974.
Trimingham J.S. Islam in Ethiopia. L., 1952.
Trimingham J.S. Islam in Sudan. L., 1965.
Zervos A. L'Empire d'Ethiopie. Le miroire d'Ethiopie moderne. Athens, 1936.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |