МОСКВА ОБЩЕСТВО "НУСАНТАРА"
21 ноября 2007 г. заседание общества было посвящено филологической теме. Е. С. Кукушкина (ИСАА при МГУ) рассказала о разнообразии творческих методов и стилей в малайзийской драматургии на примере творчества двух признанных читателями и критиками литераторов. Так, А. Самад Саид ставит своей целью создание реалистических пьес и стремится достичь жизненного правдоподобия, скрупулезно прорисовывая каждую деталь, визуализируя текст через пространные описания. Самад надеется зафиксировать и оставить потомкам максимально точную картину эпохи с ее проблемами.
Нурдин Хасан, напротив, тяготеет к созданию на сцене абстрактной, символической картины мира, строящейся на ключевых образах малайской мусульманской культуры. Эстетика пьес Нурдина Хасана вытекает из отстаиваемой им концепции творчества как акта религиозного поклонения и "театра веры" как средства проповеди. Религиозный стержень работ драматурга предполагает преобладание символизма над рационально-реалистическим методом. По мнению Е. С. Кукушкиной, техническая компоновка знаковых образов во многом восходит к предшественнику современного театра Малайзии, городскому зрелищу бангсаван, хорошо знакомому Нурдину Хасану.
5 декабря 2007 г. состоялось очередное заседание "Малайско-индонезийских чтений", на котором был заслушан доклад преподавателя Университета "Малайя" (Куала-Лумпур) В. А. Погадаева "Политика властей в отношении оранг асли в Малайзии".
Докладчик отметил, что кроме трех основных национальных общин (малайцы, китайцы, индийцы) в Малайзии проживает группа аборигенов, которых с 1950-х гг. по-малайски называют оранг асли (orang asli), т. е. "первоначальные, исконные люди". Это собирательный термин для 18 народностей, которые в начале XX в. были разделены английским этнографом Уильямом У. Скитом на три большие группы: негрито, сенои (веддоиды) и джакун. Согласно переписи 1993 г., их общее число составило 92529 человек (0.5% населения страны). Каждая группа имеет свой собственный язык и культуру и ощущает себя отличной от других. Отличаются они и родом хозяйственной деятельности.
Первые свидетельства внимания властей к жизни оранг асли относятся к началу XX в. Пионером в этом стал штат Перак, где в 1901 г. англичанами была введена должность управляющего делами аборигенов (сакаи). В 1939 г. в штате был принят специальный акт об аборигенах, предусматривавший защиту их прав. Во время японской оккупации (1941 - 1945) их использовали в своих интересах коммунисты, которые действовали против японцев с баз, созданных в джунглях. Англичане после возвращения в страну в рамках борьбы с коммунистами свезли оранг асли в концентрационные лагеря, нарушив тем самым естественный образ их существования.
В начале 1950-х гг. политика была изменена. Лагеря закрылись, а аборигены вернулись на прежние места обитания. В их поселения были направлены медсестры, открыты ларьки с продовольствием и товарами первой необходимости, школы. В 1951 г. создан Департамент по делам аборигенов.
После провозглашения независимости в 1957 г. правительство приняло ряд мер, чтобы "втянуть оранг асли в русло жизни нации, не нарушая их образа жизни и культуры". С 1961 г. целью политики в отношении аборигенов являлась их интеграция в малайский сегмент общества. Стали строиться образцовые деревни с приличными домами, водопроводом, современными удобствами, школы и больницы.
Начиная с 1980-х гг. речь уже идет не об интеграции, а об ассимиляции с титульной малайской нацией. Процесс этот мыслится путем исламизации.
Интеграция и ассимиляция приводят к утрате аборигенами своей культуры. Кроме того,
стр. 169
актуально встала проблема отчуждения земель аборигенов под различные проекты.
В целом, по мнению докладчика, просматриваются две тенденции. С одной стороны, самые малые народности просто исчезают, с другой - общая численность аборигенов растет.
В 1960 г. их было 43890 человек, а в 1999 г. - 105000. Это, видимо, объясняется общим повышением уровня жизни в стране, снижением смертности.
Т. В. ДОРОФЕЕВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
13 - 14 ноября 2007 г. состоялась научная конференция "Первые востоковедные чтения памяти Р. О. Розенберга", посвященная классику отечественного востоковедения в области исследования буддийской культуры и философии, одному из основоположников санкт-петербургской буддологической школы. Организаторами выступила Русская христианская гуманитарная академия совместно с Санкт-Петербургским филиалом Института востоковедения РАН.
Цель мероприятия состояла в расширении междисциплинарного взаимодействия специалистов, изучающих историю культуры и религии стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, историков философии и культурологов-компаративистов Востока, историков отечественного востоковедения и религиоведов.
Научная значимость конференции была обусловлена прежде всего все возрастающим интересом к теоретическому вкладу О. О. Розенберга (1888 - 1919) в науку, к проблемам межкультурного и межцивилизационного взаимодействия стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, одной из которых является Россия.
В Чтениях приняли участие ведущие специалисты СПбФИВ РАН, Института философии РАН, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), профессора и доценты кафедры языков и культур Востока Русской христианской гуманитарной академии, факультета философии и политологии и факультета социологии СПбГУ, СПбГУ культуры и искусств и кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Мемориального музея-квартиры путешественника П. К. Козлова.
На пленарных заседаниях в качестве программных были зачитаны доклады В. Г. Лысенко (Ин-т философии РАН), С. Ю. Лепехова (ИМБиТ), М. И. Воробьевой-Десятовской (СПбФИВ РАН), Е. Л. Островской (СПбФИВ РАН), А. С. Колесникова (СПбГУ), Е. А. Островской (СПбФИВ РАН).
Новейшие архивные изыскания по реконструкции биографии О. О. Розенберга получили освещение в выступлении ученого секретаря СПбФИВ РАН Т. В. Ермаковой.
Научные приоритеты О. О. Розенберга в области исследования буддийской культуры и философии были рельефно раскрыты в выступлении В. Г. Лысенко "Ф. И. Щербатской и О. О. Розенберг о сравнительном методе". М. И. Воробьева-Десятовская посвятила свой доклад "Палеографические исследования Лотосовой Сутры" результатам палеографических изысканий в области буддийского письменного наследия, проводимых на базе сектора восточных рукописей и документов СПбФИВ РАН. Выступление Е. П. Островской "Методология изучения буддийской философии в трудах О. О. Розенберга" было посвящено этапам возрождения международного проекта изучения "Энциклопедии буддийской канонической философии (Абхидхармакоши)" Васубандху.
Значительное внимание на конференции было уделено вопросам философской и культурологической компаративистики. Доклад А. С. Колесникова "Методология компаративного изучения философий Востока" вызвал дискуссию, в которой приняла активное участие студенческая часть аудитории.
Проблемы толерантности и развития межрелигиозного диалога рассмотрел С. Ю. Лепехов в емком и содержательном выступлении "Буддизм в контексте межконфессионального и межкультурного диалога".
Теоретический аспект изучения буддийских обществ с позиции социологии религии был раскрыт в докладе Е. А. Островской "Буддийская модель общества в зеркале социологии религии".
На секционных заседаниях были прочитаны 13 докладов. Значительный интерес вызывали выступления Я. В. Василькова, О. С. Хижняк, О. В. Прокуденковой, С. Л. Бурмистрова, И. О. Свиридовой, А. И. Андреева.
стр. 170
Результаты востоковедных исследований в области неоконфуцианства (А. С. Рысакова), тибетского буддизма (А. М. Стрелкова, Е. Ю. Харькова) и китайской буддийской философии (П. Д. Ленкова) послужили предметом дискуссии.
Конференция была направлена в первую очередь на восстановление преемственности традиции отечественной научной школы в области изучения буддийской культуры. Состоявшееся мероприятие привлекло к себе внимание профессиональной общественности, в адрес конференции поступило, в частности, поздравление от американского историка санкт-петербургской буддологической школы проф. Гарвардского университета Дж. Барлоу.
Участники и организаторы конференции приняли резолюцию - ежегодно проводить Чтения памяти О. О. Розенберга, уделяя главное внимание развитию диалога, сближающего представителей различных научных дисциплин и направлений социогуманитарного знания.
По итогам форума запланирован выпуск специального номера "Вестника Русской христианской гуманитарной академии", где будут представлены полные тексты докладов.
Е. П. ОСТРОВСКАЯ
УЛАН-УДЭ
27 - 31 июля 2007 г. в п. Аршан (Тункинский район Республики Бурятия) состоялся "круглый стол" "Священные ландшафты Саянского нагорья: экологические, экономические, социальные и культурно-исторические аспекты", посвященный памяти ламы - гелонга Данзан-Хайбзун Самаева (1954 - 2005), выдающегося общественного деятеля, ученого, крупного теоретика и практика современного буддизма, кавалера Ордена Достоинства Георгия первой степени Российской палаты личности*. Организаторами конференции выступили Геологический институт СО РАН, централизованная буддийская организация "Майдар", муниципальные объединения Тункинского и Окинского районов Республики Бурятия (РБ), региональный общественный фонд им. Д. -Х. Самаева и экологический просветительский центр "Аригун".
В работе "круглого стола" приняли участие буддийские ученые-ламы, ученики Д. -Х. Самаева, представители Президиума РАН, ученые Геологического института, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Института этнологии и антропологии РАН, Университета Северной Каролины (США), Бурятского филиала Новосибирского университета экономики и управления, Бурятского государственного университета, сотрудники Министерства здравоохранения РБ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РБ, последователи ламы Д. -Х. Самаева из Монголии и Украины.
Председатель оргкомитета, зам. директора по науке Геологического института А. М. Плюснин открыл заседание. Участников собрания приветствовали глава муниципального объединения "Тункинский район" Н. Д. Петухов, сестра ламы Д. -Х. Самаева З. С. Самаева, председатель комитета по социальной политике МО "Окинский район", В. А. Шаглахаев (Даши-лама, глава организации "Майдар", настоятель дацана "Бодхидхарма"), Явгаан Гэндэнпэлийн (президент монгольского фонда "Хан Алтай", заслуженный артист Монголии). Явгаан Гэндэнпэлийн приветствовал собравшихся от имени Президента Монголии Н. Энхбаяра.
На заседания "круглого стола" было представлено 18 докладов, посвященных экологическим, экономическим, социальным и культурно-историческим проблемам Тункинского и Окинского районов РБ. Особенности этих районов, географически отдаленных от центра республики и расположенных в отрогах Саянских гор, определяются горным ландшафтом, национальным составом населения, традиционными, хорошо разработанными формами хозяйствования. Доминирующую часть Саянского нагорья занимает Тункинский национальный парк, на территории которого ограничены многие виды хозяйственной деятельности.
Докладчики затрагивали широкий спектр актуальных и малоисследованных экологических и экономических вопросов рационального использования природных объектов и священных мест. Следует отметить, что большая часть сакральных и культовых территорий находится под патронажем буддийских дацанов. Обсужда-
* О жизни и деятельности Д. -Х. Самаева подробно см.: Н. Д. Болсохоева. Экологические проблемы и духовные традиции народов Байкальского региона // Восток (Oriens). 2007. N 3. С. 140 - 144.
стр. 171
лись также вопросы экологического воспитания и пропаганды экологических знаний среди местного населения. Особое внимание было уделено важной проблеме современного общества: гармонии человека с природой, тем более что наши предки правильно понимали взаимосвязь человека с окружающей средой, искусно использовали силу и законы природы в своей жизнедеятельности. Эти знания могут способствовать правильному прогнозированию будущего с учетом новых мировоззренческих и поведенческих стереотипов.
В. А. Шаглахаев (Даши-лама, ближайший ученик Д. -Х. Самаева) в докладе "Исторические предпосылки для создания Байкало-Саянского религиозно-культурного комплекса" главное внимание обратил на вопросы сохранения традиций, традиционной культуры в эпоху глобализации. Создание Байкало-Саянского буддийского религиозно-культурного комплекса, отметил он, поможет сохранить сакральные места на территории проживания таких этносов, как буряты, сойоты и монголы. М. А. Ербаева (Улан-Удэ) в докладе "Мифы, легенды и предания Тункинского и Окинского районов" проанализировала фольклорный материал разных жанров, записанный Н. О. Шаракшиновой от 13 сказителей во время экспедиций в эти районы. Она охарактеризовала топонимические, космогонические, теогонические мифы, а также генеалогические и исторические предания, популярные среди местного населения. А. М. Плюснин, основываясь на результатах многолетних экспедиций, рассмотрел вопросы гидрогеохимии термальных и железистых источников Тункинского и Окинского районов. И. В. Подгорный (лама Шираб, Украина) в докладе "Экологические аспекты использования священных мест" отметил, что подход к развитию экономики Тункинской долины, основанный на традиционных дхармических ценностях и экологических методах хозяйствования, позволит наладить систему духовного и экологического туризма, сделает востребованными сакральные места и не разрушит традиционный быт местного населения.
Доклад "Хубсугул и Байкал - священные озера монголов и россиян" прочитал Явгаан Гэндэнпэлийн. Он говорил о необходимости сохранения уникальных хранилищ пресной воды, о сакральности обоих озер. С. -Х. Д. Сыртыпова (Улан-Удэ) в докладе "Тункинские Хойморы: этнокультурный ландшафт микрорайона" рассказала о результатах многолетних полевых исследований в Тункинском районе. Она предложила разделить сакральную территорию региона с точки зрения культурной географии на три микрорайона: Торы, где преобладает шаманская традиция; Хойморы - здесь наличествуют буддийские сакральные места и аршаны (лечебные источники) и сохранились многочисленные памятники тибетской письменности, что свидетельствует о распространении буддийской книжной культуры; Туранский микрорайон, представляющий собой синтез шаманских и буддийских традиций, где культовыми доминантами признаны Бурхан-баабай и Бурин-хан.
З. Д. Дамбиев (Улан-Удэ) рассмотрел вопрос о налогах и их роли в рациональном использовании природных объектов. По его мнению, налоговая система плохо разработана, а кризисное состояние регионов усугубляется вывозом ценных природных ресурсов и безжалостным использованием сакральных и культовых мест. З. Д. Дамбиев подчеркнул, что необходимо разработать налоговую систему и провести разумные реформы, которые будут способствовать рациональному использованию природных объектов.
Большой интерес вызвал совместный доклад Д. Б. Доржиевой (Агинское) и Е. О. Хундаевой (Улан-Удэ) "Сакрализация природных стихий и объектов в культовых и мифологических воззрениях бурятского народа". Ключевой проблемой доклада явились мотивы целостного восприятия мира, базирующиеся на представлении о единстве мироздания и человека как его части. В этом плане весьма актуальны проблемы коэволюции природы и культуры, в том числе мифологии и эпоса. Природная среда, отраженная в эпосе, рисует картины богатого растительного и животного мира, климатическо-погодных характеристик как комплекса условий жизнедеятельности человека.
К. Мецо (США) в докладе "Изучение и сохранение священных ландшафтов зарубежья: опыт этнографов" детально проанализировала труды западных исследователей, посвященные изучению священных ландшафтов, сакральных и культовых мест в различных точках планеты. Докладчик обобщила богатый опыт западных ученых, подчеркнув его значение для адекватного понимания и глубокого анализа священных территорий Саянского нагорья. По мнению К. Мецо, для Байкальского региона физический ландшафт, история и локальная культура служат важными ингредиентами для характеристики ландшафтной системы в целом. В докладе "Экологическое сознание как часть философского сознания" Ж. А. Аякова (Улан-Удэ) сосредоточила внимание на эколо-
стр. 172
гическом сознании человека, который стремится к гармонизации своих отношений с окружающей природной средой. Он живет в экосистеме и является его составной частью, включенной в кругооборот. В соответствии с буддийской философией. Вселенная имеет духовную сущность и управляется единым законом причины и следствия. Согласно представлениям буддистов, нравственность - это осознание закона индивидуальной и общественной кармы. Поэтому проблема добра и зла в буддизме основана на нравственной ответственности, в том числе и ответственности за благополучное экологическое существование.
Доклад Н. Л. Жуковской (Москва) "О защите Тункинского национального парка: нефтяные монополии" был посвящен постоянно нависающей над парком и его священными местами угрозе со стороны нефтяных и газовых монополий, намеревающихся провести нефте- и газопроводы через территорию Национального парка, не считаясь с законом Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Начиная с 2000 г. уже три кампании (ЮКОС, Транснефть и ТНК-ИЗ) посягали на территорию парка, и хотя пока силами общественности парк удалось отстоять, нет уверенности, что это окончательная победа. Л. Л. Абаева (Улан-Удэ) в докладе "Этнокультурные феномены сакрализации ландшафтов и локальных территорий" остановилась на классификации пяти хозяйственных типов и отметила, что в Тункинском, Окинском и Закаменском районах РБ присутствуют все пять типов. В докладе ключевой явилась информация о специфических элементах религиозной культуры горных районов, которая в значительной степени отличается от культуры равнинных территорий.
Вопросы экологического воспитания и пропаганды экологических знаний нашли отражение в докладе И. Л. Россихина (Улан-Удэ). Автор охарактеризовал гуманистическую модель экологического образования. По его мнению, необходимо приступить к разработке мобильной целевой программы по экологическому воспитанию, где особое внимание следовало бы уделить этнокультурным компонентам. Р. В. Романова (Москва), собравшая богатый фактологический материал за время многолетних полевых исследований, проводимых в разных регионах нашей страны и за рубежом, говорила о роли древних священных мест планеты в пробуждающемся сознании человечества. Она подчеркнула, что только разумный подход к священному пространству даст положительный результат для человеческого сообщества в современном трансформирующемся мире. Н. Д. Болсохоева (Улан-Удэ) осветила малоизученную в современной тибетологической литературе тему "Жизнь и деятельность геше-лхарамбы Агвана Нимы (1907 - 1990) - коренного гуру гелонга Д. -Х. Самаева и его роль в истории тибетского и бурятского буддизма. Геше-лхарамба Агван Нима, бурят по происхождению, прожил 67 лет в Тибете и Индии. Доклад базируется на данных оригинальных памятников тибетской письменной культуры, а также материале, записанном со слов ассистента Агван Нимы - тибетца Чойчжи Рабтена во время научной командировки автора доклада в Швейцарию в 1998 г. и личных бесед с Д. -Х. Самаевым. Отметим, что в этом году общественность и буддисты Бурятии отметили 100-летие со дня рождения теоретика и практика буддизма, тонкого знатока буддийской философии Агвана Нимы.
Особенности природной среды Тункинской долины были проанализированы в совместном докладе Н. В. Алексеевой (Москва) и М. А. Ербаевой (Улан-Удэ).
Наряду с докладчиками старшего и среднего поколения на заседании "круглого стола" выступили с сообщениями учащиеся средней школы Т. Сотникова и Л. Самаева (с. Орлик, РБ). Темы выступлений Т. Сотниковой - "У двух великих озер", Л. Самаевой - "Сенцын-тала - сердце горной Оки", основанного на обширном полевом материале по Окинскому району РБ.
В заключение развернулась оживленная дискуссия, в которой приняли участие Н. Д. Петухов, А. М. Плюснин, В. К. Егоров (Москва), В. Г. Аюшеев (с. Орлик, РБ), Е. О. Хундаева, К. Мецо, Явгаан Гэндэнпэлийн, Р. В. Романова, В. В. Михайлов, Л. М. Ермакова (п. Аршан) и Т. Сотникова. Выступавшие отметили, что уникальный ландшафт, священные места, религиозные святыни, а также благоприятные природные условия могут служить основой развития духовного туризма в Тункинском и Окинском районах. Для этого необходимо разработать программу создания этой сферы экономики с учетом традиций и интересов всех этносов, проживающих в регионе. Тем более что существует положительный международный опыт организации экотуризма. Существенный вопрос, требующий скорейшего разрешения, -ужесточение требований к хозяйствующим субъектам, касающихся утилизации производственных и бытовых отходов на данных территориях. Немаловажным также является попу-
стр. 173
ляризация знаний о сакральных и культовых объектах и священных территориях региона.
Интересной была культурная программа "круглого стола". Участникам и гостям были предложены экскурсии на источники железистых вод Хонгор-Ула, метановых термальных вод в п. Жемчуг, в буддийский культурный центр, они осмотрели также ступу Просветления. Участники "круглого стола" наблюдали церемонию торжественного круговращения Грядущего Будды Майтрейи на белом слоне, которая проходила под руководством его настоятеля Даши-ламы в Хойморском дацане "Бодхидхарма", расположенном в удивительно живописном месте с благозвучным названием "Святая поляна". Согласно преданию, традиция использования белого слона вместо зеленой лошади в ритуале круговращения Будды Майтрейи связана с именем прославленного бурятского буддиста, искусного политика и дипломата Агвана Доржиева (1853 - 1938). Участники встречи и гости посетили фотовыставку буддийских святынь Тункинского и Окинского районов, развернутую в огромной юрте, поставленной на территории дацана "Бодхидхарма".
Перед участниками "круглого стола" выступили артисты монгольской государственной филармонии "Баян Монгол", певцы и музыканты фольклорного монгольского ансамбля "Тэмуджин" под руководством Явгаана Гэндэнпэлийна и артисты Монгольского государственного цирка.
Работа "круглого стола" продемонстрировала определенные успехи в деле изучения творческого наследия буддийского ученого и общественного деятеля Д. -Х. Самаева. Было принято решение о проведении следующей конференции в 2009 г. в с. Орлик на родине ламы-гелонга Д. -Х. Самаева.
Н. Д. БОЛСОХОЕВА
УРУМЧИ
Третий международный симпозиум, посвященный изучению эпоса "Джангар"*, состоялся в г. Урумчи (СУАР) в сентябре 2006 г. (предыдущий симпозиум проходил в Пекине в 1996 г.) благодаря учредителям и спонсорам: Китайской академии общественных наук (КАОН), Синьцзянской культурной ассоциации, Пекинскому институту изучения национальных литератур КАОН, а также администрации Хебуксарского края.
Конференцию открыл исследователь Департамента литературы и искусства Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая Лиу Бин. Потом выступили: глава СУ АР Чен Чжангу; зам. директора Пекинского института по изучению национальных литератур Чогчжину, мэр г. Хебуксар Сэрджэ, специалист по тюркскому эпосу, проф. Боннского университета К. Райхл, Е. Э. Хабунова, ученица и последовательница недавно ушедшего патриарха отечественного джангароведения А. Ш. Кичикова, возглавлявшего на протяжении трех десятилетий в Элисте научный центр, благодаря работе которого исследования "Джангара" стали приоритетными в российском монголоведении.
На конференции присутствовали главным образом китайские ученые: сотрудники Синьцзянского государственного университета и Педагогического государственного университета г. Урумчи, Университета Внутренней Монголии г. Хух-хото, Пекинского института изучения национальных литератур КАОН. В симпозиуме приняли участие 5 иностранных ученых (из России, Германии, Монголии, Казахстана), приехали 5 иностранных гостей без докладов (из России, Германии, Америки).
Мне выпала честь зачитать приветственный адрес директора СПбФИВ РАН И. Ф. Поповой и передать в дар конференции от института 10 томов трудов, вышедших в серии "Петербургское востоковедение", четыре последних номера издания нашего института "Письменные памятники народов Востока", два последних номера альманаха "Mongolica", труды сотрудников института.
На пленарном заседании были заслушаны научные доклады.
Глава Центра землячества дербетов в Урумчи Х. Бадай рассказал о месте и времени создания "Джангара". Неутомимый собиратель эпоса, он возглавил редколлегию издания "Джангар" на ойратском и китайском языках, которое было успешно осуществлено. В докладе он отстаивал точку зрения о том, что эпос был создан на нынешней территории Китая, а именно - в Хебуксарах, и что народ, его создав-
* Поездка на конференцию была осуществлена при финансовой поддержке РГНФ (Проект N 06 - 04 - 151563 - Формульность художественной системы монголо-ойратского героического эпоса "Джангар").
стр. 174
ший, - олеты, поскольку именно здесь находится рукопись о самом раннем известном исполнителе "Джангара" - олете Турбаяре. Временем рождения эпоса докладчик назвал период позднего рабовладельческого общества. В XV - XVI вв. эпос совершенствовался.
Доклад монгольского академика, директора Института языка и литературы Монгольской академии наук Х. Сампилдэндэва (жизнь которого преждевременно оборвалась через месяц после симпозиума) о традициях и обрядах, нашедших отражение в "Джангаре", вызвал большой интерес. Проследив в текстах эпоса обряды, описанные Плано Карпини и Гильомом Рубруком, посетившими Монголию в XIII в., докладчик обратил особое внимание на правила размещения гостей и хозяев в праздничной юрте. По его мнению, в "Джангаре" была отражена общая центральноазиатская традиция расположения людей на различных мероприятиях. Впоследствии в сюжеты поздних вариантов и версий "Джангара" вошли и другие традиции. Их впитал эпос в художественно переработанном виде.
Зав. кафедрой изучения монгольской кочевой цивилизации Монгольского государственного университета С. Дулама посвятил доклад персонажам "Джангара". Многие из них, по его мнению, имеют непосредственную связь с центральноазиатской мифологией, пришли в эпос из глубокой древности, в них остались следы ранних верований кочевников.
Тема выступления Е. Э. Хабуновой - поэтико-стилевые константы эпоса "Джангар", под которыми она понимает различные типические места на уровне сюжетов, мотивов, образов, символов, поэтических формул, формульных сочетаний. Такие константы, как "рождение богатыря", "богатырская женитьба", "богатырская смерть", считает Е. Э. Хабунова, могут помочь выявить время формирования центрального ядра эпоса.
К. Райхл основное внимание уделил проблемам исполнения эпоса. Он считает, что текстом далеко не исчерпывается вся информация, заключенная в эпосе. Эпос - явление коммуникативное, его следует анализировать, исходя из этой главной его особенности. Помочь может методика, которая уже разработана в исследованиях некоторых западных лингвистов.
Доклад И. В. Кульганек (СПб.) был посвящен формульности художественной системы "Джангара". Это явление характерно не только для данного эпоса, но и для всего монгольского поэтического фольклора. Текст "Джангара" состоит из слов, словосочетаний, предложений, которые стали формулами, т. е. устойчивыми блоками. Их функции многообразны, а история происхождения уходит в глубокую древность, ко времени формирования обрядовой поэзии, где каждое слово имело сакральный смысл, несло большую лексическую нагрузку. Формульность характерна для всей лексики "Джангара". Формулы как сигналы отсылают к традиции, намекают на богатство реальной жизни, с которой они непосредственно связаны.
На секционном заседании принимали участие китайские джангароведы. Доклады были посвящены различным аспектам изучения эпоса: женским образам, числовой символике (чисел 12, 40, 30), некоторым образным выражениям, особенностям исполнительского искусства в XXI в., профессионализму хебуксарского джангарчи - исполнителя "Джангара" Ж. Джуная, его рукописям, времени и месту распространения эпоса, эпическим выражениям, живущим в современном языке, проявлению героизма в эпосе и его источникам. Нельзя не отметить тщательную разработку тем, которые были связаны с исполнительским мастерством джангарчи, языковыми особенностями, образной системой эпоса. Всего на трех заседаниях прозвучало более 50 докладов.
К моменту проведения конференции были изданы программа конференции на трех языках (китайском, английском, ойратском) и сборник тезисов докладов на китайском, современном монгольском, английском, старомонгольском языках. Комплект участника конференции включал также красочную книгу "Хебуксары - родина "Джангара"" и две монографии 2006 г. на монгольском языке в старой графике Д. Тайи: "Рукописи "Джангара" Ж. Джуная" и "Изучение культуры ойратского народа".
В рамках "круглого стола" состоялась встреча с главным архитектором проекта дворца Джангара, который планируется построить в центре Хебуксар. Это белый, круглый, в форме юрты, трехэтажный дворец, на платформе из черного мрамора, с пятью колоннами в центральном зале, венчаемыми скульптурами пяти животных. В нем будут размещаться выставочные залы, кафе, развлекательные клубы, сувенирные магазины. Изображение дворца уже заняло свое место на эмблеме конференции.
В соответствии с программой была организована ознакомительная поездка участников конференции на родину Джангара - в Хебуксары, в 700 км на север от Урумчи. Они познакомились с научными центрами Синьцзянского государственного университета: Центром уйгурских исследований и Центром изучения на-
стр. 175
циональных литератур, главным направлением научной деятельности которого в настоящее время являются перевод "Джангара" на многие иностранные языки и изучение монголо-ойратских законов; приняли участие в закладке первого камня в фундамент дворца Джангара и открытии краеведческого музея в Хебуксарах, школы джангарчей в Минганбулаке, в празднестве по случаю 80-летия Ж. Джуная, которое проходило в местечке Наранхобок. Участники конференции осмотрели буддийский храм, посетили развалины джунгарского города, присутствовали на премьере рок-оперы "Джангар", поставленной артистами местной филармонии.
В заключение отметим прекрасную организацию симпозиума джангароведов. Такие встречи служат взаимодействию ученых разных стран, способствуют разработке более полного и глубокого методологического подхода, обеспечивающего разностороннее изучение главного литературного памятника монголо-ойратских народов.
И. В. КУЛЬГАНЕК
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |