МОСКВА ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН
12 мая 2008 г. состоялась научно-практическая конференция "Российско-египетские отношения во время президентства Хосни Мубарака". Мероприятие было приурочено к 80-летию со дня рождения президента АРЕ. В работе конференции приняли участие дипломаты посольства Египта во главе с послом АРЕ в РФ Иззатом Саадом, представители МИД РФ и других государственных и общественных структур, ученые, журналисты.
Открывая заседание, руководитель Научного центра "Российско-арабский диалог" ИВ РАН профессор А. З. Егорин сообщил, что, кроме докладов, посвященных жизни и деятельности Хосни Мубарака и его роли в возрождении и развитии отношений Египта и России, состоится презентация книги А. В. Белоногова "Посол в стране пирамид", которую Институт востоковедения издал к знаменательной дате, и монографии А. З. Егорина "Египет нашего времени", переведенной на арабский язык и изданной Высшим советом АРЕ по культуре.
Приветствуя участников форума, заместитель директора ИВ РАН В. А. Исаев особо выделил научно-культурологическую составляющую российско-египетских отношений, имеющую многовековую историю и активно продолжающуюся нынешним поколением востоковедов-египтологов.
Иззат Саад, поблагодарив организаторов форума, посвященного 80-летию президента АРЕ Хосни Мубарака, отметил те аспекты египетско-российских отношений, которым Хосни Мубарак придал новые импульсы. Это - стратегическое политическое сотрудничество двух стран, экономические проекты, благодаря выполнению которых товарооборот между двумя странами в 2007 г. превысил 2 млрд. дол., развивается туризм (полтора млн. россиян посетили страну пирамид), а также ширятся научные и культурные связи.
Чрезвычайный и полномочный посол в отставке А. М. Белоногов, в прошлом заместитель министра иностранных дел и представитель СССР в ООН и СБ, рассказал о своей работе в Египте в сложный переходный период, когда после развала Садатом советско-египетских отношений заново закладывались основы политических и других связей нашей страны с Египтом президента Хосни Мубарака. Дипломат привел многие подробности своих встреч с Хосни Мубараком и другими членами руководства этой ключевой арабской страны, поделился воспоминаниями о непростой обстановке тех дней в самом Египте и вокруг него, что вызвало особый интерес присутствовавших.
Чрезвычайный и Полномочный посол в отставке А. Б. Подцероб, ныне возглавляющий в Институте востоковедения РАН Отдел сравнительно-теоретических исследований, констатировал, что высокий уровень двусторонних отношений, который был достигнут во времена президенства Г. А. Насера, подвергся при Анваре Садате такому разрушительному политическому самуму, что опустился до уровня, ниже того, который существовал даже при короле Фаруке. Фактически, подчеркнул А. Б. Подцероб, Хосни Мубараку в отношениях с Россией пришлось начинать с нуля. Причем ему надо было еще и стабилизировать внутриполитическую ситуацию, претворить в жизнь партийный плюрализм вместо всевластия одной политической партии, успокоить местных бизнесменов, насторожившихся засильем иностранного, особенного американского, капитала. И только потом постепенно Хосни Мубарак занялся восстановлением отношений с Москвой, причем таким образом, что это не мешало связям Египта с другими странами Запада и Востока. "Сегодня мы стратегические партнеры, поддерживающие друг друга", - отметил А. Б. Подцероб.
стр. 141
Руководитель Центра арабских исследований ИВ РАН и главный редактор журнала "Восток (Oriens)" В. В. Наумкин поделился воспоминаниями о 1960-х гг., когда советские и египетские военные, среди которых в качестве переводчика находился и лейтенант В. В. Наумкин, вместе защищали Египет от израильской агрессии, в результате чего в августе 1970 г. враждовавшие стороны заключили перемирие, хотя и недолгое. Развитие научных и культурных связей, обмен учеными, студентами, издание и перевод книг на русский и арабский языки, взаимное этнорелигиозное сближение, а не применение силы в разных политических конфликтах - так представляет себе В. В. Наумкин будущее российско-египетских отношений.
Л. И. Медведко, автор ряда исследований по Ближнему Востоку, в том числе по Египту, положительно охарактеризовал развитие египетско-российского сотрудничества в наши дни. Он отметил, что Хосни Мубарак, выдающийся египетский полководец и политик, находит поддержку не только среди своих сверстников в России, но и на всем Ближнем Востоке.
Иззат Саад сердечно поблагодарил всех присутствовавших за теплые слова в адрес президента АРЕ.
В заключительном слове А. З. Егорин, подводя итоги встречи, сказал следующее:
"Хосни Мубарак - участник всех арабо-израильских войн: в войне 1948 г. он был летчиком, в Суэцкий кризис 1956 г. командующим крупным соединением, в войне 1967 г. - командующим ВВС, в войне 1973 г. - представитель ставки.
Он - не левый и не правый, хотя учился в СССР, в военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина и мог бы "заразиться" марксизмом или коммунизмом. Этого не произошло.
В бытность Гамаля Абдель Насера президентом Египта он был лоялен к его режиму, но не поддерживал насеровский социалистический эксперимент в своей стране. Он мало общался с бывшими членами Совета революционного командования, свергшего королевский режим в Египте, потому что, по его мнению, амбициозность тех, кто делал революцию, не укрепила, а подорвала интерес общественного мнения АРЕ к армии. Офицер, видевший кровь и ненужные жертвы, он один из первых выступил против применения силы в политике и поддержал мирные усилия в регионе, которые предпринимал А. Садат, сменивший Насера на посту президента Египта.
Устранение насеристов с руководящих постов, произведшее в стране впечатление взорвавшейся бомбы, не нашло поддержки бывших членов СРК, что привело к отставке одного из его членов - Хусейна Шафии. И тогда, в 1975 г., Египту была названа новая кандидатура вице-президента - им стал командующий ВВС генерал Хосни Мубарак, быстро наведший порядок на политическом Олимпе страны. Он выступил за политический плюрализм, позволивший превратить аморфный Арабский социалистический союз в букет партий либерального толка. Он выступил против усиления исламского экстремизма в АРЕ, за привлечение иностранного капитала, открыл Суэцкий канал для судоходства, был разработчиком мирного договора с Израилем.
За все эти реформы поплатился, однако, не он, Мубарак, а президент Анвар Садат, убитый исламистами в 1981 г. во время парада.
Мубарак не стал захватывать кресло президента через политические комбинации, а провел 13 октября всенародный референдум, сделавший его законным и признанным президентом.
Начатая еще в 1974 г. Садатом политика "инфитаха" - политика "открытых дверей" для иностранного капитала - была уточнена Мубараком: двери открываются на столько, на сколько это выгодно национальному капиталу. Он решительно начал свертывать госсектор, ввел льготное законодательство для тех египтян, кто решил вкладывать капитал в экономику страны, повел непримиримую борьбу с коррупцией, смело установил конвертируемость египетского фунта, попытался конвертировать социалистические и капиталистические идеи в некую специфическую модель АРЕ. Все это дало ему возможность укрепить позиции внутри страны и без оглядки заняться решением региональных и мировых проблем.
В регионе он нашел возможность мирно сосуществовать с Израилем, и вот уже 35 лет Египет не знает, что такое войны. В то же время вернуться в арабскую семью было не просто, но Мубарак сделал все, чтобы это произошло в течение жизни одного поколения египтян, и это произошло. На старте XXI в. Египет стал одним из крупнейших держав региона, играющей стабилизирующую роль во всех проблемах, которых еще немало на Ближнем Востоке. Основная его идея - переход от стратегического противостояния к стратегическому миру во имя процветающего региона с сосуществованием всех стран -
стр. 142
нашла много сторонников на Ближнем Востоке и в мире.
Египет во многом идет в фарватере политики ведущих стран Запада, он ежегодно получает от США в виде дотаций и займов около 3 млрд. дол., но это не мешает ему развивать отношения и с Севером, и с Югом.
Мубараку пришлось преодолеть много трудностей, чтобы восстановить отношения с Москвой, прерванные Садатом. Он предложил России почти "нулевой вариант", с которого начался своеобразный "инфитах" в российско-египетском диалоге, приведший в 1997 г. к триумфальной поездке Хосни Мубарака в Москву, где он объявил Россию стратегическим союзником и партнером, каким эта страна была при президенте Насере. В начале XXI в. X. Мубарак еще несколько раз бывал в России, неизменно подтверждая свою позицию - дружбу с ней.
Мубарак любит дисциплину и порядок, к чему он приучил египетских чиновников. Таким же строгим, но заботливым он является по отношению к своей семье, по отношению к египетским традициям. Египетский народ имеет достойного президента и гордится им".
После выступлений докладчиков состоялась презентация вышеназванных книг и встречи участников форума с их авторами.
Проведение этого мероприятия, приуроченного к 80-летию президента Хосни Муба-рака, было положительно оценено египетскими и российскими участниками и СМИ двух стран.
А. З. ЕГОРИН
* * *
20 мая 2008 г. институт посетила группа ученых-историков из Пекина для участия в конференции по архивоведению. Среди гостей были директор Института Цинской истории при народном университете в Пекине профессор Чэн Чун-дэ, директор межфакультетского Института истории Цин того же университета профессор Чэнь Хуа и доктор Е Бай-чуань, являющиеся членами Национальной комиссии по составлению официальной истории династии Цин (1644 - 1911), а Чэн Чун-дэ - заместителем председателя этой комиссии.
В ходе дружеской беседы директор ИВ РАН Р. Б. Рыбаков рассказал об истории и научной деятельности ИВ РАН, представив присутствующих коллег-китаеведов: акад. В. С. Мясникова, А. А. Бокщанина, А. Ш. Кадырбаева, О. Е. Непомнина, А. Н. Хохлова и В. Ц. Головачёва.
В свою очередь, гости из Китая рассказали о своей работе. Они сообщили, что Национальная комиссия по истории Цин была учреждена в 2003 г. для написания официальной истории последней династии императорского Китая. Как известно, многотысячелетняя политическая традиция Китая предписывала правителям каждой новой династии миссию составления официальной истории своих предшественников. Причем выполнение этой миссии было одним из доказательств легитимности правящей династии. В русле этой традиции в 30-е гг. XX в. в Китае уже предпринималась попытка написать историю Цин, итогом которой стало появление многотомного сочинения "Цин ши гао" (Черновой истории династии Цин). Теперь же государственное и партийное руководство КНР поручило ученым написать официальную историю, придав ей статус национального проекта с внушительным бюджетом в 100 млн. дол. США. К работе привлечены около 2 тыс. историков, включая специалистов по периоду Цин из КНР, Гонконга, Тайваня, США, Европы и России. Объем этой работы составит 100 томов (300 млн. иероглифов), 10 из которых - фотографии, карты и иллюстрации. На реализацию проекта, разделенного на 24 субпроекта, отпущено 10 лет. Но, по словам гостей, уже сегодня ясно, что из-за высокой сложности, а также множества трудностей, реальный срок составит не менее 13 - 15 лет. К числу трудностей относятся необходимость выхода за рамки старых шаблонов имперской историографии и поиск новой теоретической концепции, потребность ввода огромного корпуса местных архивов и письменных источников, учет опыта мирового китаеведения, выявление и приобщение к работе документов из зарубежных архивов.
Последняя задача и стала главным поводом для приезда китайских гостей, посетивших архивы в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и в Киеве. Сознавая специфику материалов и некоторые "национальные" особенности работы наших архивов, коллеги
стр. 143
из Китая выразили надежду на помощь российских коллег в поисках и обработке нужных материалов. Реальными формами сотрудничества могли бы стать совместные публикации, обмен архивными документами и их изучение.
Коллеги-китаеведы познакомили своих гостей с российским проектом написания десятитомной истории Китая, приуроченным к 60-летию КНР. По окончании встречи B.C. Мясников вручил китайским ученым ценный подарок от института - несколько десятков книг о Китае, выпущенных в последние годы в России издательством "Восточная литература".
В. Ц. ГОЛОВАЧЁВ
26 - 27 мая 2008 г. состоялась научная конференция "Государство и государственность в Южной Азии", которую ее организаторы, Центр индийских исследований и Отдел Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН - посвятили памяти недавно ушедших из жизни коллег - Марины Андреевны (1938 - 2007) и Олега Васильевича (1934 - 2004) Плешовых. Это была замечательная супружеская чета высокопрофессиональных востоковедов и высокопорядочных людей, уважаемых и любимых всеми, кто их знал.
Выбор темы конференции определялся, во-первых, ее актуальностью для всех государств Южной Азии, парадоксально сочетающих многовековые традиции государственности с относительной молодостью современных государств, возникших после освобождения от колониальной зависимости, а во-вторых - научными интересами Плешовых: Марина Андреевна занималась проблемами государственного устройства Индии, Олег Васильевич был специалистом по внутриполитическим проблемам Пакистана.
Конференция открылась пленарным заседанием, на котором, помимо участников, присутствовали друзья и близкие Плешовых. Они, равно как и коллеги по работе, поделились воспоминаниями об этих замечательных ученых. Затем состоялась презентация русского издания книги "Наше будущее: потребительство или гуманизм?" известного индийского ученого-футуролога Джагдиша Капура.
Работа конференции проходила в трех секциях, на которых учеными из Москвы, Липецка, Рязани и Иркутска было прочитано 32 доклада.
Секция "Государственность в Южной Азии: история и идеи" заседала под председательством Л. Б. Алаева и Е. Ю. Ваниной и сосредоточила внимание на различных аспектах эволюции государственной мысли и государственной политики в Южной Азии. Четыре доклада "Государь в "Артхашастре" Каутильи (некоторые замечания)" А. М. Caмозванцева, "Общинно-государственный строй Южной Индии в VI-XII вв." Л. Б. Алаева, "Эволюция налоговой системы и государства в древней и средневековой Индии" Э. Н. Комарова и "Североиндийские средневековые жалованные грамоты как царские указы" А. А. Столярова были посвящены представлениям о царской власти и административной практике древних и средневековых государств Индии.
Три доклада - "Дж. Малколм об особенностях британской политики в индийских княжествах" Т. П. Кальяновой (Иркутск), "Джайпурское княжество и Радж: по следам подполковника Локетта" Е. Ю. Карачковой и "Цензура прессы в Индии: колониальный вариант" С. Е. Сидоровой - исследовали различные аспекты колониального государства и колониальной политики. К колониальному периоду, но не к колониальному государству относилась тематика еще двух докладов - "Попытка создания индийского государства в Восточной Африке" Л. Д. Машьяновой (Рязань) и "Индийский национализм: воображение государственности" Е. Ю. Ваниной, - рассматривавших различные опыты по "воображению" или "проектированию" государства националистической мыслью.
Вполне естественным было обращение участников секции к трагическому опыту раздела Британской Индии (доклады В. П. Кашина "Из предыстории индийского федерализма: раздел Ассама" и Л. А. Черешневой (Липецк) "Проблема независимости и раздела Британской Индии в 1944 - первой половине 1945 г.: борьба политических сил"). Важнейшей для современных государств Южной Азии проблематике межконфессиональных отношений и положения меньшинств были посвящены доклады "Секуляризм в государ-
стр. 144
ствах Южной Азии: разные судьбы" Ю. Е. Аряевой и "Религиозные меньшинства в процессе правового конструирования индийской и пакистанской государственности" П. В. Топычканова. Доклад И. П. Глушковой "Паломничество: для себя или для государства?" исследовал функции современного индийского государства в сфере религиозной политики (и политизированной религии) на примере организации паломничества к индусской святыне Амарнатх. К. П. Шресгпха в докладе "Некоторые аспекты концепции "Нового Непала"" обратился к политической ситуации в современном Непале.
Секция "Государство в Южной Азии: политические и экономические реалии" работала под руководством Ф. Н. Юрлова, А. А. Куценкова и В. Н. Москаленко. Часть представленных докладов рассматривала общие проблемы социально-экономического и политического устройства, гражданского общества и демократии в Южной Азии ("Гражданское общество Индии - состав и структура" А. А. Куценкова, "Разновекторность политических и экономических процессов на Востоке (проблемы демократии)" С. И. Лунёва, "Индийский социализм и политическая реальность" Ф. Н. Юрлова, "Политическая система Пакистана" В. Н. Москаленко, "Особенности политической культуры Пакистана" В. Я. Белокреницкого, "Изменения в структуре государственного управления в Пакистане" Н. А. Замараевой). О. В. Маляров ("Россия и Индия. Общие проблемы и подходы к их решению") предпринял сравнительный анализ подходов России и Индии к решению социально-экономических проблем.
В двух докладах исследовалась актуальнейшая для современных южноазиатских государств (и не только) проблема укрепления федерализма и борьбы с терроризмом ("Регионализм и государственное строительство в Индии: уроки истории и современность" В. П. Титова, "Индийский федерализм и борьба с терроризмом" Е. Н. Ходатенко). Е. С. Юрлова ("Партия большинства народа -вверх по ступеням власти"), Ю. Н. Паничкин (Рязань) ("Пуштуны и государственная система Пакистана") и А. В. Устенко ("Политический кризис 2006 г. в Бангладеш: причины, развитие и последствия") посвятили свои доклады конкретным проблемам партийно-политической и этнополитической ситуации в изучаемых странах.
Секция "Геополитика южноиндийских государств" работала под председательством Т. Л. Шаумян и С. Н. Каменева. В докладе "Внешняя политика Индии в глобальном и региональном контексте" Т. Л. Шаумян проанализировала внешнеполитическую деятельность современного индийского государства на мировой и региональной арене. Различные аспекты этой деятельности рассматривали Н. Б. Лебедева ("Роль Индии в эволюции сотрудничества в зоне Индийского океана (проблемы и перспективы)" и А. Е. Жирнов ("Вопросы международной безопасности во внешней политике Индии"). Российскому вектору внешней политики южноазиатских государств посвятили свои доклады С. Н. Каменев ("Российско-пакистанские отношения") и А. С. Бугров ("Внешнеэкономическая политика Индии: российское направление").
Стало уже традицией, что в конференциях, проводимых Центром индийских исследований, активно участвует молодежь. И на этот раз с успехом выступили молодые научные сотрудники, аспиранты, магистранты и даже студенты ИВ РАН, ИСАА при МГУ и МГИМО(У)МИД РФ.
Е. Ю. ВАНИНА
ОБЩЕСТВО НУСАНТАРА
15 мая 2008 г. на очередных "Малайско-индонезийских чтениях" обсуждались состоявшиеся в марте этого года парламентские выборы в Малайзии. С докладами выступили В. Ф. Урляпов (ИВ РАН) и В. А. Погадаев (Ун-т Малайя), затем развернулся бурный обмен мнениями. Повышенный интерес к теме вызван тем, что впервые в независимой Малайзии правящая коалиция - Национальный Фронт потерпела сокрушительное поражение, проиграв в ряде ключевых и развитых штатах страны и впервые потеряв подавляющее большинство мест (две трети) в парламенте. При оценке политических результатов выборов было высказано два противоположных мнения. Большинство участников дискуссии расценили исход выборов как провал деятельности ныне действующего премьер-министра Абдулаха Бадави и ослабление влияния главной политической партии
стр. 145
малайцев ОМНО. По мнению В. А. Погадаева, результаты выборов тем не менее можно засчитать в плюс премьер-министру Бадави, поскольку они дают возможность либерализовать политическую жизнь в стране, ранее находившуюся под сильным давлением правящей коалиции, и одновременно подтолкнуть правительство к проведению более социально ориентированной политики.
26 июня 2008 г. состоялась четвертая междисциплинарная конференция молодых специалистов: "Малайский мир: история, филология, культура", организованная Обществом Нусантара при содействии ИСАА при МГУ. Начало этим периодическим конференциям, инициатором проведения которых выступил тогдашний председатель Общества Нусантара Б. Б. Парникель, было положено в 2001 г., последующие состоялись в 2002, 2004 гг. В оргкомитет конференции нынешнего года входили: В. В. Сикорский (ВКИЯ МИД РФ, председатель), Т. В. Дорофеева (ИСАА при МГУ, отв. секретарь), А. О. Захаров (ИВ РАН), М. О. Куликова (ИВ РАН). В конференции приняли участие одиннадцать докладчиков - студентов и аспирантов - из пяти вузов и научных учреждений Москвы: ИСАА при МГУ, МГИМО МИД РФ, Восточного ун-та, ИВ РАН, Института практического востоковедения (ИПВ).
Большинство докладов было посвящено Индонезии в силу большей представленности этой страны и индонезийского языка в системе высшего образования и в научном сообществе. Доминировала историческая тематика: Ю. Бакулина (ИПВ) "Новая интеллигенция - выразитель пробуждающегося национального самосознания колониальной Индонезии. Р. А. Картини"; А. Благодатских (ИПВ) "Зарождение и начальные этапы Сарекат Ислама (1912 - 1923"; М. Куликова (ИВ РАН) "Эволюция представлений о власти в Индонезии"; Г. Сучков (Восточный ун-т) "Явление "кетербукаан" в общественно-политической жизни Индонезии в конце 1980 - первой половине 1990-х гг."; А. Щенкова (ИПВ) "Томас Стемфорд Раффлз как социально-экономический реформатор и исследователь Явы"; М. Соседова (МГИМО) "Внешнеполитические аспекты конфликта в провинции Аче".
Два доклада были на филологическую тему: П. Зиза (ИСАА) "Роль средневековой традиции в современной индонезийской прозе на примере сравнения хикаята "Повесть о Ханг Туахе" и романа "Тигр! Тигр!" Мохтара Лубиса"; М. Фролова (ИСАА) "Образ тигра в фольклорной традиции Нусантары".
Малайзии посвятили доклады студентки из МГИМО: Е. Кожина "Место Малайзии в Организации Исламская Конференция"; О. Головко ""Китайский фактор" в Малайзии и его влияние на отношения КНР и АСЕАН".
Сингапурская тема прозвучала в одном докладе, посвященном экономике: М. Гейшерик (Ин-т Африки РАН) "Торгово-экономические отношения России и Сингапура на современном этапе". Доклад Д. Игнатьевой охватывал весь регион в целом: "Морская торговля в Нусантаре в XVI в.". По материалам конференции изданы тезисы.
Т. В. ДОРОФЕЕВА
КИРГИЗСТАН
11 - 12 июня 2008 г. на живописном берегу оз. Иссык-Куль состоялась международная научная конференция "Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Евразии", организованная Общественным фондом А. Князева (Республика Киргизстан), Фондом им. Ахмад Шаха Масуда (Афганистан) и Фондом Фридриха Эберта (Германия). В ее работе приняли участие ученые, журналисты, общественные и государственные деятели, дипломаты из России, США, Великобритании, Германии, Италии, Афганистана, Китая, Казахстана, Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана, Ирана - всего 51 человек.
Россию представляли В. Г. Коргун (ИВ РАН), А. Ш. Кадырбаев (ИВ РАН), В. Н. Пластун (Новосибирский ун-т), В. С. Бойко (Алтайский пед. ун-т), государственный советник, бывший торговый представитель РФ в Афганистане В. Н. Иванов, А. Н. Медведев (Ин-т Центральной Азии и Кавказа).
С докладом "ШОС в региональной геополитике" выступил В. Г. Коргун, который осветил и проанализировал две важные проблемы - "ШОС и Запад", "ШОС и Афганистан". Говоря о потенциальном участии ШОС в урегулировании афганской проблемы, он подчеркнул необходимость исследования отношений ШОС и государств - членов ШОС с
стр. 146
НАТО в стремлении найти возможные пути и формы сотрудничества между двумя альянсами в Афганистане. Определив практическую тождественность политики США и остальных стран - членов НАТО в Афганистане, докладчик осветил позиции американских политических кругов в отношении ШОС. При этом он подверг критике взгляды ряда ведущих деятелей США, видящих в деятельности ШОС угрозу целям и интересам Вашингтона в регионе Центральной Азии и не желающих идти на сотрудничество с ШОС в решении афганской проблемы.
В. Г. Коргун остановился на возможностях и формах участия ШОС в афганских делах. Он предложил несколько вариантов сотрудничества этой организации с Афганистаном, исключив ее участие в боевых действиях на территории страны. Докладчик с сожалением отметил, что ШОС пока не готова к полномасштабному участию в восстановлении афганской экономики как с финансово-экономической, так и с политической точки зрения. Что же касается попыток политического урегулирования конфликта в Афганистане при содействии ШОС, высказал свое убеждение В. Г. Коргун, то они окажутся безрезультатными или по меньшей мере неэффективными без полноценного членства в ней всех соседей Афганистана, в том числе и в первую очередь Пакистана и Ирана.
По мнению В. Г. Коргуна, вряд ли в ближайшем будущем ШОС сможет стать ключевым игроком на афганском политическом поле, вступив в соперничество или конкуренцию с НАТО. Однако усилия по поиску путей сотрудничества с международной антитеррористической коалицией в Афганистане необходимо активизировать.
С подробным анализом места и роли Казахстана в ШОС и расстановки сил в Центральной Азии выступил А. Ш. Кадырбаев в докладе "Казахстан и ШОС в контексте урегулирования афганской проблемы". Рассмотрев специфику членства Казахстана в организации (балансирование между Россией и Китаем), он показал возможности республики в решении региональных проблем в рамках ШОС. Докладчик критически отозвался о политике правящих режимов региона за их стремление зачастую действовать в собственных эгоистических интересах в ущерб интересам ШОС.
В представленном на конференции докладе о политической ситуации в Афганистане В. Н. Пластун убедительно продемонстрировал неспособность НАТО решить проблемы восстановления экономики, ликвидации наркобизнеса и устранения исламского экстремизма в стране. Не зная истории, традиций и обычаев Афганистана, подчеркнул докладчик, и не используя советский опыт участия в афганской войне, усилия западной антитеррористической коалиции в борьбе с террором обречены на неудачу.
В. С. Бойко осветил проблему многостороннего регионального сотрудничества в рамках Большой Евразии, остановившись на роли общественности и предпринимательских кругов Алтая в налаживании добрососедских отношений с Афганистаном.
В выступлениях афганских участников конференции, среди которых были известные политические деятели: президент Фонда им. А. Ш. Масуда - национального героя страны, депутат парламента, сенатор, советник президента страны, была выражена надежда на помощь и содействие Афганистану со стороны стран - членов ШОС. При этом, воздерживаясь от открытой критики НАТО, они довольно резко высказывались об афганской политике Вашингтона, который подавляет инициативу и самостоятельность афганского правительства. По мнению некоторых афганских делегатов, следует постепенно выводить иностранные войска из страны и активизировать переговорный процесс с талибами.
В ходе дискуссии выявились определенные разногласия между различными участниками конференции в оценке форм и методов решения афганской проблемы, что нашло отражение в отказе афганской делегации поддержать проект заключительной декларации, подготовленный организаторами конференции по ее итогам. В результате последние были вынуждены предложить согласовать позиции сторон после завершения конференции и получить поддержку делегатов посредством электронной связи.
Несмотря на этот инцидент, все участники конференции высоко оценили сам факт проведения форума, характер обсуждения важных проблем и его итоги, содержавшие ряд практических рекомендаций по проблемам сотрудничества ШОС и НАТО в Афганистане. Была подчеркнута необходимость активизации общих усилий в борьбе против наркобизнеса и исламского экстремизма в Афганистане, в первую очередь со стороны его соседей. И хотя в дискуссии зачастую преобладала риторика, конференция продемонстрировала достаточно высокий научный
стр. 147
профессиональный уровень ее участников, а также стремление к сближению позиций различных стран в решении афганской проблемы.
Материалы конференции нашли освещение в СМИ Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, России и Китая.
В. Г. КОРГУН
УЛАН-БАТОР
16 - 17 июня 2008 г. состоялся первый трехсторонний международный научный форум "Монголия, Россия и Китай: вместе к развитию в XXI веке", проходивший под эгидой премьер-министра Монголии С. Баяра. Его организаторами выступили Министерство образования и науки, МИД Монголии, Академия наук и Институт международных исследований АН Монголии. По приглашению организаторов в форуме приняли участие делегации ученых из академических институтов Москвы, Читы, Пекина и Хухэ-хото (АРВМ). В состав наиболее многочисленных монгольских участников входили научные сотрудники различных гуманитарных институтов АН Монголии, Монгольского национального университета, специалисты из Министерства образования и науки и МИДа. В заседаниях участвовали также советник по культуре посольства РФ в Монголии, В. Ц. Ганжуров, известный немецкий монголовед Удо Баркман и др.
Форуму придавалось большое значение: во-первых, это было первое такого рода мероприятие в истории культурных отношений России, Монголии и Китая; во-вторых, обсуждению подлежали исключительно важные вопросы развития стратегического партнерства и взаимодействия трех стран; в-третьих, он проводился в разгар избирательной компании по выборам Великого Государственного Хурала - высшего законодательного органа власти Монголии, что усиливало его актуальность.
Заседания проходили во Дворце правительства, делегатов принимал премьер-министр С. Баяр, монгольские телевидение, радио, пресса уделяли форуму много внимания. На торжественном открытии было зачитано приветственное послание С. Баяра. Затем с большой речью выступила министр образования и науки Н. Болорма, подчеркнувшая большую научную и практическую значимость конференции. С приветствиями к собравшимся обратились президент АН Монголии, акад. Б. Чодра, глава российской делегации, директор Института востоковедения РАН Р. Б. Рыбаков. Руководитель китайской делегации, директор Института по изучению
АТР Академии общественных наук КНР Жань-Юн-ань приветствовал участников на вечернем заседании.
На заседаниях попеременно председательствовали глава монгольской делегации, один из главных организаторов форума, директор Института международных исследований, Л. Хайсандай и главы российской и китайской делегаций. Всего было заслушано и обсуждено 18 докладов, проблематика которых охватывала три основные группы вопросов. Центральное место среди них заняли проблемы развития, совершенствования и расширения политического, экономического и культурного сотрудничества трех стран, их взаимодействия на международной арене.
Тон всему форуму задал основной доклад вице-президента АН Монголии, акад. Б. Энхтувшина "Стратегия развития Монголии и фактор сотрудничества с Российской Федерацией и КНР". В нем глубокому анализу были подвергнуты основные направления, роль и значение всестороннего сотрудничества Монголии с Россией и Китаем как в уже достигнутых успехах в развитии Монголии по демократическому пути, так и дальнейшего прогресса в стабильном подъеме рыночной экономики, уровня жизни и культуры Монголии, а также обеспечения мира и безопасности в Северо-Восточной Азии и АТР в целом.
Проблемы трехстороннего сотрудничества получили широкое освещение также в докладах "Отношения между Монголией, Россией и Китаем: состояние и перспективы" (X. Аюурзана, Д. Баттулга, МИД Монголии), "Стратегическое регулирование региональной промышленной системы Китая, Монголии и России" (Чунъ-Шань, Ин-т по изучению Азии АОН КНР), "Торгово-экономические отношения между Россией, Монголией и Китаем: основные тенденции и перспективы" (В. В. Грайворонский, ИВ РАН), "Актуальные вопросы развития приграничной торговли между Китаем, России и Монголией и их современной положение" (Тумэнцэцэг, Ин-т по изучению соседних стран Университета АРВМ) и др.
В целом современное состояние трехсторонних отношений и сотрудничества было
стр. 148
оценено позитивно, однако докладчики отметили, что имеющийся огромный потенциал для его значительного расширения используется пока еще недостаточно.
Концепцию включения Индии в систему сотрудничества Монголии, России и Китая предложила в своем докладе Г. С. Яскина (ИВ РАН), обосновав ее древними цивилизационными связями этих стран и общностью современных векторов развития.
Вторая группа докладов касалась современного состояния и перспектив развития двухсторонних отношений Монголии-России и Монголии-Китая.
Так, проблемы обновления традиционных отношений добрососедства и тесного сотрудничества Монголии и России, выведение их на новые, более высокие рубежи стратегического партнерства рассматривались в докладах "Отношения Монголии и России: традиции и реформы" (О. Батсайхан, А. Нямдолжин, ИМИ, АН Монголии), "Россия и Монголия: партнерство в XXI в." (Е. В. Войкова, ИВ РАН), "Актуальные аспекты российско-монгольское сотрудничество в условиях глобализации" (В. В. Кузнецов, Г. Г. Васильев, Забайкальский гос. гуманитарно-педагогический ун-т, Чита).
Задачи придания сотрудничеству Китая и Монголии стратегической значимости были поставлены в докладах "О двусторонних отношениях Китая и Монголии" (Н. Улан-Од, Ун-т АРВМ, КНР) и "Международные отношения в СВА и стратегическое партнерство Китая и Монголии" (Пяо Жань-и, ин-т по изучению АТР, АОН КНР). Пяо Жань-и убедительно показал, какое конструктивное воздействие на стабильность международной ситуации в СВА оказывает сотрудничество Китая и Монголии.
Третья группа докладов касалась ряда актуальных проблем внутреннего развития Монголии в контексте трехсторонних отношений, а также анализа общей ситуации в регионе.
Так, в докладе "Состояние и перспективы прямых иностранных вложений в Монголии" (Т. Дорж, Ин-т экономики. Монгольский гос. ун-т, Ц. Балгар, ИМИ АН Монголии) было показано, что в Монголии сложились благоприятные условия для широкого привлечения иностранного капитала, особенно в горнорудную промышленность, в освоение новых богатых месторождений полезных ископаемых. Важнейшее значение экономического сотрудничества Монголии с Россией и Китаем в разработке минеральных ресурсов и решения продовольственной проблемы было подчеркнуто в докладе "Два соседа и проблема экономической безопасности Монголии" (Л. Хайсандай, Л. Оюунгэрэл, ИМИ АН Монголии).
В докладе "Влияние колебания цен на нефть на баланс сил в мире" Жан Юн-ань, используя политико-экономическую методологию, обосновал основной тезис о зависимости энергетической безопасности Китая и других стран Азии от политического климата и общего соотношения сил в регионе, от проводимой там международной политики. Большой интерес вызвали также доклады "Развитие транспортной инфраструктуры - основной фактор укрепления интеграции в Северной Азии" Щ. Батбаяр, МИД, Д. Шурхуу, ИМИ АН Монголии) и "Азиатская политика Монголии" (Г. Тумурчулуун, МИД Монголии).
Таким образом, все главные направления партнерских отношений России, Монголии и Китая на двухсторонней и трехсторонней основах, их стратегической значимости для дальнейшего стабильного развития Монголии, а также для мира и безопасности в Азии были рассмотрены в докладах участников форума.
Два доклада "Внешняя политика Монголии в исследованиях ученых России и Монголии" (И. Алтанцэцэг, Ин-т межд. отношений МОНГу) и "Проблемы национальной безопасности Монголии в оценках западных авторов" (М. М. Гольман, ИВ РАН) имели историографический характер и содержали признание больших заслуг русских и китайских исследователей в изучении внешней политики Монголии и объективную характеристику противоречивой позиции Запада в оценках угроз безопасности Монголии.
В целом этот первый опыт совместного рассмотрения и дискуссионного обсуждения проблем стратегического партнерства России, Монголии и Китая обществоведами трех стран, по признанию участников форума, прошел весьма плодотворно и имел не только научное, но и практическое значение. Исходя из этого, было решено проводить его ежегодно.
Следует отметить, что форум состоялся в канун 40-летнего юбилея одного из ведущих подразделений Академии наук Монголии -Института международных исследований, в торжественном праздновании которого 18 июня 2008 г. по любезному приглашению монгольской стороны приняли участие иностранные делегаты форума.
М. И. ГОЛЬМАН
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |