Libmonster ID: UZ-721

Ключевые слова: ШОС, Центральная Азия, региональная безопасность

С. Г. ЛУЗЯНИН

Доктор исторических наук

Ю. В. МОРОЗОВ

Кандидат военных наук

Сегодня в Центральноазиатском регионе (ЦАР) геополитическую игру ведут не только страны этого региона и его соседи, но и США, и государства Европейского Союза, НАТО, Организация Исламской конференции (ОИК). Ставки в этой игре довольно высокие: тот, кто будет способен оказывать влияние на ситуацию в регионе, обеспечит себе и доступ к его богатым природным ресурсам.

Заметным фактором политики в этом регионе, важным звеном в формировании нового многополярного миропорядка стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

ШОС в силу ее геостратегического положения и евразийского вектора развития могла бы в перспективе стать одним из главных полюсов современного мира, крупным производственным, сырьевым и транспортным узлом с выходом на Южную Азию и зону Персидского залива.

ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, НО...

Географическую направленность деятельности ШОС можно определить, прежде всего, как центральноазиатскую. Де-юре данное измерение зафиксировано в правовых документах ШОС и останется определяющим фактором на долгое время.

"Шанхайская пятерка" возникла и оформилась в 1996 г. как группа сопредельных Китаю постсоветских центральноазиатских государств (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан) и России. В 2001 г. преобразование "пятерки" (в составе России, Китая, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана) в ШОС произошло в связи с присоединением к Организации Узбекистана.

Общая площадь территорий в государствах-членах Организации составляет 30,2 млн. кв. км (20% суши, а со странами-наблюдателями - 25%), население - 1,5 млрд. человек (т.е. 25% населения планеты, а с наблюдателями - и все 48%)1

Триллионами долларов исчисляется совокупный объем внешней торговли государств-членов ШОС. Быстрыми темпами растет внутрирегиональная торговля в рамках Организации, хотя ее доля в общем внешнеторговом объеме стран-участниц пока невелика. Совокупный объем ВВП достиг в 2008 г. почти $6,4 трлн2.

Долговременная цель Организации - оздоровление обстановки в Центральной Азии (ЦА), налаживание сотрудничества и укрепление доверия между странами региона. Ключевые программы ШОС по безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству связаны, в основном, с данным регионом.

Специфика центральноазиатского измерения ШОС заключается и в том, что 4 государства ЦА в отношениях с Россией и Китаем одновременно выступают и субъектами политики в сферах экономики, безопасности, и объектами российско-китайских инициатив. Подобный характер отношений обусловлен, с одной стороны, независимым статусом государств ЦА, имеющих право на независимую внешнюю политику, с другой - значительным разрывом по экономическому и политического потенциалу между этими странами и Россией и Китаем.

Для центральноазиатских государств привлекательность ШОС заключается и в том, что в ней участвуют две ядерные державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН. Участие РФ и КНР в ШОС дает возможность привлечь военно-политические ресурсы этих стран для отражения угроз "трех зол" (по китайской терминологии) - сепаратизма, религиозного экстремизма и терроризма.

Параллельно формируется и новое измерение ШОС, ориентированное на более широкий геополитический (евразийский) контекст. В его основе лежит уже существующий институт Организации - система стран-наблюдателей (Индия, Пакистан, Иран, Монголия).

...ПОКА ОН ДАЛЕКО НЕ РАСКРЫТ

Как сравнительно молодая организация ШОС во многом идет непроторенным путем, нередко проблемы решаются методом "проб и ошибок".

В работе Организации накопилось немало проблем общего порядка, требующих существенной корректировки ее деятельности. Присутствует опасная инерция, откладывается или затягивается выполнение согласованных решений. Бросается в глаза отсутствие заметных результатов в хозяйственной сфере деятельности ШОС.

Среди насущных задач ШОС - выправление существенного дисбаланса в сфере экономического развития, принятие эффективных мер по повышению уровня жизни в ряде стран ЦА - Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане. Для сравнения, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения по паритету покупательной способности составил в 2008 г. в России - $16160, в Казахстане - $11563, в Китае - $6000, в Узбекистане - $2606, в Кыргызстане - $2173, в Таджикистане -$19843.

Между некоторыми странами региона продолжают тлеть терри-

стр. 41

ториально-этнические конфликты. Слабо используется потенциал государств-наблюдателей при ШОС, которые давно добиваются более тесного сотрудничества с Организацией.

В решении других сложных проблем региона - охраны окружающей среды (к примеру, связанных с одним из крупнейших экологических бедствий современности - высыханием Аральского моря), борьбы со стихийными бедствиями, здравоохранения, информационной политики, водопользовании и ряде иных региональных вызовов также существует немало нерешенных вопросов.

Особняком стоит тема безопасности стран ШОС. Организация не преследует целей создания военного союза, вместе с тем, в Декларации о ее создании подчеркивается, что она "придает приоритетное значение региональной безопасности и предпринимает все необходимые усилия для ее обеспечения".

Принципиальное значение имеет и содержащееся в Декларации о пятилетии ШОС (Шанхай, 15 июня 2006 г.) положение о том, что "определение конкретных форм и механизмов региональной безопасности - прерогатива и ответственность расположенных в данном регионе государств"4. К этому следует добавить, что члены Организации подписали принципиально важное Соглашение о проведении совместных военных учений, была создана правовая база для их подготовки и проведения на регулярной основе5. В своем оборонном сотрудничестве государства руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права, не предусматривают создания военно-политического союза и не действуют против третьих стран6.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Представляется, что перечисленные проблемы в деятельности ШОС и региональные вызовы стабильности и безопасности можно решить как в краткосрочном порядке с опорой на собственные силы Организации, так и в более длительный период во взаимодействии с международным сообществом.

В плане мобилизации ресурсов ШОС, в частности, в целях преодоления последствий финансово-экономического кризиса, можно выделить ряд приоритетных направлений.

Как представляется, главное в них - развитие сотрудничества стран ШОС в сфере энергетики как основного локомотива развития стран-членов и преодоления существующих экономических проблем. Речь идет об ускорении реализации идеи по созданию Энергетического клуба ШОС, налаживании сотрудничества по внедрению и использованию возобновляемых источников энергии, а также по разработкам и внедрению инновационных технологий.

Важное направление - развитие транспортных коммуникаций, прокладка и модернизация трансазиатских шоссейных и железнодорожных магистралей, создание необходимой сопутствующей инфраструктуры, обеспечение условий для международных автомобильных перевозок, в т. ч. в рамках трансконтинентального транспортного коридора Е-40, проходящего по территориям России, Казахстана и Узбекистана. Требуется изучить возможности трансграничного движения контейнерных поездов, использования морских портов России и КНР другими членами ШОС, организации новых воздушных коридоров, более привлекательных для выполнения транзитных полетов.

Актуальным видится и наращивание сотрудничества в аграрном секторе, выработка консолидированных подходов к укреплению региональной продовольственной безопасности и стимулированию национального сельскохозяйственного производства.

В области водопользования, мелиорации, совместного освоения трансграничных рек назрела необходимость создания управляемой системы использования гидроресурсов Центральной Азии. Одно из предлагаемых возможных решений - сооружение в Таджикистане и Кыргызстане "перехватывающих" водохранилищ, в которых в зимние месяцы накапливается вода, а весной-летом она используется для орошения.

Большие перспективы имеет создание в рамках Организации стабильных условий для взаимной торговли и инвестиций, укрепление рыночных механизмов, упорядочение таможенных процедур и гармонизация технических регламентов/стандартов.

В условиях, когда начался процесс выхода из мирового финансово-экономического кризиса, особое значение имеет сотрудничество наиболее сильных экономик ШОС - России и Китая, которые должны оказывать соответствующую помощь странам ЦА. Однако недофинансирование многосторонних проектов в рамках ШОС сохраняет существующий приоритет двустороннего экономического сотрудничества в рамках Организации.

Как представляется, важно также ускорить работу по формированию Фонда развития ШОС, шире привлекать к реализации намеченных проектов многостороннего торгово-экономического сотрудничества Деловой совет и Межбанковское объединение Организации, налаживать сотрудничество ШОС с действующими в регионе международными организациями в финансово-экономической сфере, улучшении и сохранении окружающей среды в ЦА и т. д.

В экспертном сообществе ШОС неоднократно поднимался вопрос об использовании национальных валют в двусторонних и многосторонних региональных обменах с перспективой возможного создания в рамках Организации региональной валюты на базе рубля и юаня.

Решить часть существующих проблем в области здравоохранения может реализация российской инициативы по созданию Шанхайской организации здравоохранения (ШОЗ), своего рода аналога Всемирной организации здравоохранения ООН (ВОЗ) для членов Организации.

В области предотвращения и/или ликвидации последствий стихийных бедствий требуется выработка правовых и организационных положений для выполнения проведения совместных спасательных операций, включая

стр. 42

подготовку и тренировку персонала по единым методикам, его быструю переброску и совместимость технических средств. Этому способствовало бы создание единого центра ШОС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Учитывая большой опыт министерства РФ по чрезвычайным ситуациям, Россия могла бы стать инициатором создания такого центра.

НЕОБХОДИМА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Глобальный кризис по-новому расставляет акценты в соотношении сил на мировой арене.

Однако в настоящее время нет системы обоснованных взглядов на среднесрочную стратегию и более отдаленную перспективу развития ШОС, а также обеспечения региональной безопасности как составной части этой стратегии, а потому и соответствующие документы в ШОС не выработаны.

Решению этой проблемы, как нам представляется, могли бы способствовать следующие шаги:

- уточнение понятия "пространство ШОС", что связано с увеличением взаимовлияния национальных интересов не только участников Организации и государств-наблюдателей при ней, но и других государств и международных организаций, действующих в регионе;

- разработка единой Стратегии развития Организации с участием как государств-членов ШОС, так и наблюдателей.

В проекте такого документа можно было бы выделить разделы, посвященные сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, экономической и гуманитарной сферах, а также в области безопасности. Среди них: пространство ее деятельности и приоритетные цели в основных сферах сотрудничества; среднесрочные задачи (условия формирования межрегионального интеграционного образования во взаимодействии с международными организациями и государствами мира); долгосрочные интересы (наращивание потенциала Организации, ее превращение в "полюс" мироустройства при скоординированном политическом и экономическом развитии своих и глобальных ресурсов, используемых в интересах населяющих страны ШОС народов); перспективные цели и этапы продвижения к ним - создание единого экономического пространства и системы безопасности, сориентированных на укрепление интеграции на евроазиатском пространстве.

- подготовка Концепции региональной безопасности ШОС в рамках Стратегии развития Организации. Она могла бы включать положения о составе ШОС, их общих и особых интересах, с выделением тех, которые входят в противоречие с внерегиональными игроками на пространстве ШОС; видах внешних и внутренних угроз участникам Организации; проблемах и направлениях обеспечения безопасности, а также о порядке выделения для этого необходимых ресурсов и их задействования в случае возникновения угрозы Организации в целом или отдельным ее участникам7.

- уяснение международно-правовых аспектов взаимодействия 3-х институтов ШОС в рамках схемы "6+4+2" - стран-членов, стран-наблюдателей и создаваемого института стран-партнеров по диалогу (Белоруссии и Шри-Ланки).

Новая конфигурация расширения могла бы создать возможности диверсификации форм и методов кооперации, возникновению новых государственных комбинаций в деятельности Организации не только в традиционном центральноазиатском направлении, но и на пространстве Евразии, включая восточноевропейское (Белоруссия), южноазиатское (Иран, Пакистан, Индия, Шри-Ланка), восточноазиатское (сибирско-дальневосточная часть РФ, Монголия, Китай) региональные пространства.

- рассмотрение на уровне высшего руководства стран-участниц ШОС вопросов повышения роли секретариата Организации, а также экспертной переоценки существующего нормативно-правового консенсуса при принятии решений в ШОС. В современных условиях принцип принятия решений на основе консенсуса, очевидно, следует использовать только по принципиальным вопросам. В менее важных случаях государства-члены Организации могут использовать принцип "не возражаю, но не участвую".

стр. 43

ОТ "ДУГИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ" - К "ДУГЕ СТАБИЛЬНОСТИ"

Потребность в формировании системы региональной безопасности и защиты интересов Организации в данный момент вызывается прежде всего усложнением военно-политической обстановки в регионе, в частности в Афганистане и Пакистане. В то же время ей благоприятствуют "перезагрузка" американо-российских отношений и американо-китайский "стратегический диалог".

Расширенная система безопасности в регионе могла бы стать не полем столкновения интересов государств Организации с иными странами, а своеобразным полигоном для налаживания взаимодействия в нейтрализации угроз. В этом ракурсе на экспертном уровне можно было бы проработать постановку и решение задачи о создании общими усилиями "дуги стабильности" в противовес существующей "дуге нестабильности". Элементом этой новой "дуги" и связующим звеном между системами безопасности Европы и АТР могли бы стать государства-члены ШОС и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В среднесрочной перспективе интересам участников ШОС, видимо, отвечала бы дихотомная (двойная) система региональной безопасности.

Ее основными опорами могли бы стать: с одной стороны - ОДКБ, в которой участвуют все страны ШОС (за исключением Китая), предназначенная для совместной обороны стран-участниц (первый радиус безопасности); с другой - стратегическое партнерство в рамках ШОС, направленное на нейтрализацию более широкого круга угроз в более обширном районе во взаимодействии с Индией, Пакистаном, Афганистаном и Ираном (второй радиус безопасности) и основанное на развитии диалога с США и НАТО по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Однако наращивание потенциала ШОС для борьбы с этими угрозами сталкивается с дискуссиями о возможном "крене" Организации в сторону военно-политического союза. Одни эксперты полагают, что с учетом осложнения ситуации в регионе и того, что ЦА становится одной из арен экономического, политического и военного соперничества мировых держав, необходимо уделить должное внимание повышению роли ШОС в обеспечении обороны и безопасности ее учредителей. Другие настаивают на развитии исключительно экономического и гуманитарно-дипломатического потенциалов Организации, как главного средства мирного урегулирования проблем.

По нашему мнению, истина находится посредине - в развитии миротворческого потенциала стран-участниц ШОС. В этой форме сотрудничества органически сочетаются и дипломатические методы воздействия на споры и разногласия на региональном уровне, и военные, способные ликвидировать возникающие угрозы региональной стабильности на их ранней стадии, и гуманитарно-экономические механизмы их нейтрализации.

Примером может служить совместное участие России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана в коллективных усилиях во время гражданской войны в 90-х гг. XX в. в Таджикистане, где они поддерживали мир, оказывали помощь в доставке продовольствия, медикаментов и других гуманитарных грузов, содействовали беженцам и пострадавшим. Но главной их задачей оставалось разоружение незаконных формирований и террористических групп. Значительную роль усилия этих стран и, в первую очередь российский контингент, сыграли в содействии восстановлению стабильности в Таджикистане.

Можно было бы рассмотреть вопрос о создании под эгидой Организации совместной миротворческой базы на территории одной из центральноазиатских стран, позволяющей проводить при необходимости миротворческие операции с участием как полицейских сил и спецназа, так и регулярных вооруженных сил. При этом развитие миротворческого потенциала ШОС в специфических условиях ЦА, как представляется, не противоречит невоенному статусу Организации, но могло бы существенно подкрепить политико-дипломатические усилия в интересах поддержания стабильности.

Если же говорить о необходимости обеспечения региональной безопасности с участием ШОС, в т. ч. и военными средствами, то, согласно ст. 1 своей Хартии, ШОС представляет собой универсальную Организацию. Её задача - "развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе", а также "поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной... и других областях". Это дает правовую основу, а обострение в регионе военно-политической ситуации - основание для создания в рамках ШОС механизма сотрудничества по всему спектру проблем военной безопасности. В связи с этим видится целесообразным рассмотреть следующие подходы.

Невоенному статусу ШОС, по нашему мнению, не противоречили бы такие шаги, как дальнейшее углубление и разработка правовой базы Организации для коллективного противодействия терроризму, сепаратизму, экстремизму и другим вызовам и угрозам; проработка новых подходов к концепции безопасности ШОС; институциональное развитие её структур, отвечающих за сферу безопасности; проведение регулярных совещаний представителей (руководителей) национальных Советов (Комитетов) безопасности стран-участниц ШОС, а в перспективе - подключение к данному институту и Советов безопасности стран-наблюдателей; разработка в ШОС планов военно-политических и миротворческих мероприятий в случае возникновения кризисов в регионе.

Реализация этих предложений позволит разрешить существующие противоречия в рамках ШОС, которое заключается в том, что при наличии задач по обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе у Организации отсутствуют силы и средства обороны и органы управления ими.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Поскольку в регионе помимо ШОС также действуют структуры СНГ и ОДКБ, важно наладить

стр. 44

между ними эффективное сотрудничество и четко разграничить функции каждой из них в области безопасности. А чтобы избежать параллелизма и конкуренции между ШОС, ОДКБ и СНГ - проработать вопрос об интенсификации взаимодействия между антитеррористическими структурами ШОС, ОДКБ и Антитеррористическим центром СНГ с целью расширения обмена оперативной и аналитической информацией, а также налаживания практики взаимных приглашений для участия в собственных мероприятиях8.

Не следует недооценивать также выгоды взаимодействия с антитеррористическими структурами иных международных организаций, прежде всего с ООН, а также национальными антитеррористическими органами отдельных стран.

В регионе намечается тенденция более тесного взаимодействия между НАТО, с одной стороны, ШОС и ОДКБ - с другой. К этому Запад подталкивает активизация талибов в Афганистане, крупные вооруженные столкновения с радикальными исламистами в Пакистане, усиливающаяся сложность в снабжении наращиваемой группировки войск и сил США и НАТО в регионе. Вашингтон и Североатлантический альянс заинтересованы в облегчении транзита военных грузов в Афганистан через РФ и страны постсоветской ЦА.

Есть и другие направления, способствующие расширению сотрудничества ШОС и НАТО в области обеспечения безопасности в регионе, как, например, в применении политических и иных методов воздействия на источники угроз. При этом основная задача обеих организаций на данном этапе видится в развитии диалога и укреплении мер доверия между ними. Полезным могло бы стать взаимодействие контактной группы ШОС - Афганистан с НАТО в определении областей совпадения интересов двух организаций в сфере безопасности. В этом же формате можно перейти от дискуссий на форумах стран ШОС и НАТО в рамках Совета североатлантического партнерства к встречам и консультациям руководителей секретариатов этих организаций.

Закрытие каналов распространения терроризма, экстремизма и наркотиков из Афганистана на территории соседних стран требует надежно перекрыть границы, в том числе с помощью новейших технических средств. В содействии решению этой задачи заинтересованы не только страны ШОС, но и государства НАТО, которые способны оказать приграничным с Афганистаном странам соответствующую помощь.

Можно также изучить возможность и целесообразность практического взаимодействия погранвойск и сил специального назначения государств ШОС и Международных сил содействия Афганистану для оперативного пресечения потока наркотиков из Афганистана, первоначально в рамках совместных учений, а в последующем - и на практике. Необходима и интенсификация обмена разведданными о террористической активности в регионе, развитие международной базы данных о наркотрафике - основном финансовом источнике терроризма, обмен опытом между ШОС и альянсом по проблемам и достижениям в борьбе с этими угрозами. Следует и далее развивать подготовку специалистов из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркоугрозой в рамках структур ШОС и НАТО под эгидой ООН.

Реализация этих и других направлений практической кооперации ШОС и НАТО в области обеспечения безопасности в ЦА возможна при условии, что Запад признает ШОС и ОДКБ и начнет конструктивный диалог с ними.

Таковы, по мнению авторов, некоторые из возможных путей наращивания потенциала ШОС и повышения ее роли и значения, а значит - авторитета в мировом сообществе.


1 Выступление директора ИДВ РАН, академика Титаренко М. Л. на научно-практической конференции в Совете Безопасности РФ 15.04.2009 г., Москва.

2 Из них на КНР приходилось примерно $4,3 трлн, а на страны Центральной Азии - члены ШОС около $180 млрд.

3 Выступление директора ИДВ РАН, академика Титаренко М. Л. 15.04.2009.

4 Важным практическим шагом стало принятие Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007 - 2009 гг., проведение 27.03.2009 г. в Москве конференции по Афганистану.

5 В 2005 - 2007 гг. были проведены совместные военные учения в рамках ШОС "Мирная миссия - 2005" и "Мирная миссия - 2007", которые продемонстрировали способность вооруженных сил стран-участниц Организации противостоять угрозам и вызовам XXI в., прежде всего - терроризму.

6 Это решение было принято в 2008 г. на совещании министров обороны государств-членов ШОС.

7 Выступление Клименко А. Ф. на круглом столе в ИДВ РАН. М., 8.04.2009.

8 Наличие "Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС" обеспечивает поддержание режимов консультаций и обмена информацией между этими организациями и разработку ими совместных программ сотрудничества, которые охватывают основные сферы их деятельности.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ШОС-ВОЗМОЖНЫЕ-ПУТИ-РАЗВИТИЯ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. Г. ЛУЗЯНИН, Ю. В. МОРОЗОВ, ШОС: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 27.08.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ШОС-ВОЗМОЖНЫЕ-ПУТИ-РАЗВИТИЯ (date of access: 22.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. Г. ЛУЗЯНИН, Ю. В. МОРОЗОВ:

С. Г. ЛУЗЯНИН, Ю. В. МОРОЗОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
77 views rating
27.08.2023 (331 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ШОС: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android