Libmonster ID: UZ-665

Р. АНДРЕЕЩЕВ, Кандидат экономических наук

НАДЕЖДЫ И ЗАБОТЫ СТРАН - ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Аббревиатура ШОС все чаще встречается в средствах массовой информации, когда речь идет о решении политических и экономических проблем, так или иначе связанных с азиатскими государствами. И хотя известно, что ШОС, или Шанхайская организация сотрудничества, - это политическое объединение всего 6 стран, влияние этой "шестерки" выходит ныне далеко за пределы государств - ее непосредственных участников. За 7 лет своего существования в нынешнем виде ШОС превратилась в фактически новый "центр силы", с которым не могут не считаться не только политические "игроки" на азиатском пространстве, но также и европейские державы, США, влиятельные государства Ближнего и Среднего Востока, другие страны мира. Что представляет собой современная Шанхайская организация сотрудничества? На чем базируются ее авторитет и политическое влияние? С какими проблемами сталкиваются страны - члены ШОС? Каковы перспективы этой организации? Ответ на эти и другие подобные вопросы - в публикуемой сегодня статье.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - субрегиональная международная организация, в которую входят шесть государств - Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии. Ее совокупный демографический потенциал - четвертая часть населения земли, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику1.

Начало формированию ШОС положило подписание Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном в апреле 1996 г. в Шанхае "Соглашения о мерах доверия в военной области в районе совместной границы". Первоначально организация носила название "Шанхайская пятерка", вытекающее из приведенного выше списка государств - членов организации - их сначала было пять. В качестве объединяющего их фактора тогда основную роль играла гражданская война в Афганистане между войсками Северного Альянса и движением Талибан, создававшая угрозу безопасности территориям всех пяти государств. Учитывалась также общая задача - вести борьбу с такими вызовами и угрозами, как международный терроризм, сепаратизм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков и др.2

В 1996 - 2000 гг. руководители этих стран встречались поочередно в Шанхае, Москве, Алматы, Бишкеке и Душанбе. Постоянная совместная работа постепенно расширила круг интересов стран - участников "пятерки" до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, культуры и т.д.3

ОТ "ПЯТЕРКИ" - К "ШЕСТЕРКЕ"

14 - 15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав уже шести государств - Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и присоединившегося к ним Узбекистана, на которой было объявлено о создании ШОС. В принятой на этом саммите Декларации о создании ШОС в качестве основных целей провозглашались: поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях, а также совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе4.

Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом стала другим важным документом, подписанным в ходе саммита. Она дала определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний5. Больше всего подписание этого документа отвечало интересам двух стран - Китая и Узбекистана. Китай был тогда обеспокоен сепаратистскими выступлениями уйгуров, проживающих в западной части страны вблизи границ с Центральной Азией (ЦА). А Узбекистан (самое крупное по численности населения центральноазиатское государство) опасался проявлений сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата.

На второй встрече глав государств - членов ШОС, состоявшейся в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге, были подписаны Хартия ШОС, Соглашение между государствами - членами о Региональной антитеррористической структуре (РАТС) и Декларация глав государств - членов этой организации.

Хартия стала базовым уставным документом, который закрепляет провозглашенные в Декларации направления сотрудничества стран, фиксирует цели и принципы организации, придает "шестерке" международный статус и определяет ее внутреннюю структуру, а также механизм формирования политического курса государств и построения их взаимоотношений с другими странами и организациями6.

Региональная антитеррористическая структура была создана для улучшения взаимодействия государств - участников "шестерки" в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также нелегальной миграцией, и имеет статус постоянно действующего органа ШОС. В ее функции входит координация действий правоохранительных

стр. 10


органов и спецслужб государств - членов организации7.

В мае 2003 г. в Москве на очередном саммите были подписаны документы, регламентирующие порядок работы органов ШОС, определяющие порядок формирования и исполнения бюджета, а также другие вопросы, связанные с текущей работой различных подразделений организации. Были приняты ее эмблема и флаг8.

По численности населения и общему размеру территории ШОС не имеет равных в мире. Стратегическое партнерство двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН - Российской Федерации и Китайской Народной Республики - подчеркивает весомость организации. Естественно, такое партнерство не может не влиять на построение системы коллективной безопасности в Центральной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сотрудничество на антитеррористическом направлении - это один из системообразующих элементов ШОС. Однако считать данное объединение чисто военной организацией было бы неверно. Во-первых, потому, что входящие в нее страны уже состоят в различных международных организациях и связаны самыми разными обязательствами, включая обязательства неучастия в военных блоках и союзах. Во-вторых, потому, что член ШОС - Китай - вообще традиционно придерживается линии на неприсоединение к блокам каких-либо государств9.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:

- Совет глав государств (СГГ);

- Совет глав правительств (СГП);

- Совет министров иностранных дел (СМИД);

- Совещания руководителей министерств и ведомств;

- Совет национальных координаторов (ЕНК);

- Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - постоянно действующий орган;

- Секретариат - постоянно действующий административный орган10.

Функции и порядок работы органов ШОС определяются соответствующими положениями.

СГГ - высший орган ШОС - определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

СГП принимает бюджет организации, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках организации.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса.

Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 г., на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 г.11, после чего, как можно считать, данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

В 2003 г. был принят первый бюджет ШОС в размере 3,8 млн. долл., который, в основном, был израсходован на развертывание различных подразделений организации12.

На встрече в Пекине в июне 2006 г. лидеры государств - членов ШОС констатировали успешное завершение организационного и правового становления организации, что создает условия для эффективного выполнения ею своих функций13.

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНО НО... НЕ НУЖНО. ПОКА

Роль, авторитет и значение ШОС постепенно растут, к ней проявляют интерес другие страны, причем не только азиатские. Естественно, время от времени встает вопрос о членстве в данном объединении.

В настоящее время статус наблюдателя при организации предоставлен Индии, Ирану, Пакистану и Монголии. Этого статуса добиваются также Белоруссия и Шри-Ланка. А США уже получили отказ на свою заявку о вступлении в ШОС.

Официально организация декларирует, что заинтересована в активизации взаимодействия с государствами-наблюдателями. Однако ни одно из заявлений претендентов на вступление в нее не удовлетворено, хотя она позиционирует себя как открытое объединение. В этом контексте увеличения состава ШОС в ближайшее время вряд ли следует ожидать14.

Страны-участницы сходятся во мнении, что пока нужно повременить с расширением организации, ссылаясь при этом на необходимость детально проработать процедуру приема новых членов.

Такой позиции есть объяснение. Во-первых, члены ШОС опасаются попыток "размыва" организации и, как результат, уменьшения ее "веса" в мировом сообществе. Во-вторых, вхождение в ШОС Индии и Пакистана может снизить эффективность ее работы, поскольку внешнеполитические интересы этих стран существенно расходятся. В-третьих,

стр. 11


окончательная выработка механизма приема новых членов в ШОС и его использование поставит организацию в щекотливое положение в связи с обращением Ирана о вступлении в нее. С одной стороны, рано или поздно придется рассмотреть это обращение и сделать какие-то жесты в сторону Ирана. А с другой - на фоне обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы принятие этой страны в региональное объединение могло бы придать ему блоковый характер, что с самого начала никак не предусматривалось. Члены ШОС и наблюдатели не хотят вступать в откровенное противостояние ни с американцами, ни с европейцами. Они, скажем, не могут не учитывать, что у Индии очень хорошие отношения с США и с ЕС. А экономическая заинтересованность Китая в сотрудничестве с Соединенными Штатами так велика, что руководство КНР вряд ли позволит хоть чем-то осложнить двусторонние экономические отношения с этой страной.

МНОГОЦВЕТНЫЙ СПЕКТР СОТРУДНИЧЕСТВА

Шанхайская организация сотрудничества представляет собой механизм многопрофильного взаимодействия. В ее рамках созданы процедуры регулярных встреч секретарей советов безопасности стран - членов ШОС, генеральных прокуроров, министров, отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, оборону, транспорт, культуру и охрану окружающей среды, руководителей спасательных служб и погранведомств, председателей верховных судов. Проводятся совместные контртеррористические учения. Подписаны соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций, о межбанковских контактах и др. К сотрудничеству подключились таможенные и экологические службы, специалисты в области образования, технических регламентов и стандартов.

Функционирует "Бишкекская группа" руководителей правоохранительных органов и спецслужб стран - членов ШОС. В рамках группы разработана межгосударственная программа совместных мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и иными опасными видами преступлений.

Налажена координация деятельности государств - членов организации на внешнеполитическом направлении. На основе Протокола о сотрудничестве и координации между министерствами иностранных дел стран - членов объединения ежегодно разрабатываются программы совместных действий. Подписаны меморандумы о взаимопонимании между секретариатами ШОС и СНГ, а также между ШОС и АСЕАН. Создана контактная группа ШОС - Афганистан.

Предпринимаются усилия по синхронизации деятельности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) со структурами ШОС в вопросах противодействия терроризму, организованной преступности, наркотрафика, а также в деле поддержки стабильности и безопасности в регионе в целом. Подписан меморандум о сотрудничестве этих двух международных организаций.

Развивается межпарламентское сотрудничество, институциональное оформление которого, на мой взгляд, может свидетельствовать фактически о завершении строительства этой международной организации. Утвержден план формирования действующего на регулярной основе механизма межпарламентского диалога стран - участниц ШОС - Межпарламентской ассамблеи.

Несмотря на столь многоформатное развитие сотрудничества, стороны достигли понимания, что им необходимо сделать особый акцент на его экономической составляющей. В мае 2002 г. в Шанхае прошла первая встреча министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, а в октябре 2002 г. в Пекине собрался первый Форум ШОС по инвестициям и развитию в области энергетики.

В 2003 г. организацией была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, которая определяет основные ориентиры и этапы экономической интеграции на период до 2020 г. Программа предусматривает создание максимально благоприятных условий для торговли и инвестиций с тем, чтобы обеспечить постепенное осуществление свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий на пространстве ШОС. Правда, о свободном передвижении рабочей силы речь пока не идет, поскольку к массовому наплыву рабочей силы из Китая остальные члены альянса, мягко говоря, еще не готовы. То есть фактически декларируется стремление создать зону свободной торговли. В 2004 г. был подписан План мероприятий по реализации этой Программы, который включает в себя свыше 120 конкретных проектов и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их поэтапной реализации15. Поскольку с самого начала было ясно, что осуществить все проекты сразу не удастся, была создана Комиссия старших должностных лиц, которая должна отобрать наиболее важные пилотные проекты. В 2005 г. был утвержден механизм реализации плана мероприятий по выполнению программы.

В программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества обозначены основные задачи ШОС в сфере экономики. Это содействие торговле и инвестированию капиталов, развитие транспортного сообщения и энергетики, телекоммуникаций и высоких технологий, а также охрана окружающей среды и решение проблемы питьевой воды.

В рамках ШОС дополнительно созданы:

- Деловой совет - неправительственная организация, объединяющая деловые и финансовые круги государств - членов организации;

- Межбанковское объединение;

- Фонд развития ШОС - своего рода совместный инвестиционный банк, через который будут финансироваться экономические проекты организации; предполагается, что через него капиталы одних стран - участниц смогут про-

стр. 12


никать на финансовые рынки других государств - членов ШОС;

- Форум - многосторонний общественный консультативно-экспертный механизм, цель которого - развитие взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров стран - участниц организации16.

К разработкам и реализации конкретных проектов ШОС привлекаются самые разные международные структуры. Например, сейчас эксперты стран - участниц организации совместно с Секретариатом ШОС и Азиатским банком развития работают над проектом соглашения между правительствами государств - членов ШОС по созданию более благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Начата работа над созданием единого транспортного пространства Шанхайской организации сотрудничества.

ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ШЕСТЬ ГОСУДАРСТВ...

Если сравнивать ШОС, например, с СНГ, то нельзя не отметить, что в данном случае нет столь же явных причин для объединения. Интересы государств - членов Организации нередко вообще разнонаправлены. Налицо даже противоречия и трения между ее членами, в частности, между Киргизией и Узбекистаном. Тем не менее, как мы уже говорили выше, к объединению тянутся Афганистан, Белоруссия, Индия, Иран, Монголия и Пакистан17.

Такую позицию столь разных по своему социально-политическому облику государств цементирует нежелание их правительств и народов принять навязываемую нынешней администрацией США модель нового миропорядка. Этим странам проще договариваться между собой, чем с Вашингтоном.

В ходе своих встреч представители государств - участников ШОС регулярно высказываются о необходимости соблюдения поликультурности, уважения и сохранения многообразия цивилизаций в мире, а также многовариантности путей развития разных стран. Эта линия отличает данное объединение от западных и особенно от американских интеграционных проектов18.

События последних лет в Центральной Азии однозначно свидетельствуют о том, что этот регион пока далек от стабильности. Недавние события в Узбекистане и "бархатная" смена руководства в Киргизии не прибавляют надежд на спокойное развитие центральноазиатского региона. Масла в огонь подливают периодически произносимые заявления представителей стран Запада о якобы "нехватке демократии" в бывших республиках СССР. Именно поэтому члены ШОС рассматривают новое объединение, прежде всего, как инструмент обеспечения стабильности в регионе19.

На Западе особую тревогу вызывает присутствие в Шанхайской организации сотрудничества двух стран - России и КНР. Высказываются опасения, что их членство и совместная работа в ШОС приведут в конечном итоге к опасному для мира объединению экономических потенциалов двух гигантов. Такое в обозримом будущем вряд ли произойдет. Но активная экономическая и военная экспансия США и Европы в центральноазиатском регионе не отвечает геополитическим интересам этих двух стран (как, впрочем, интересам и других членов ШОС). Поэтому данное объединение нацелено, в том числе, на совместное отражение массированного (и по многим направлениям) наступления Запада. В этой связи необходимо подчеркнуть, что основу объединения России и Китая в рамках ШОС составляет в первую очередь политический, а не экономический союз.

В подтверждение тому можно привести немало фактов. Так, на встрече 6 июля 2005 г. в Астане главами стран ШОС была принята декларация, призывающая США закрыть военные базы, развернутые в Центральной Азии под лозунгом защиты региона от экстремистов20.

В дальнейшем, если пути РФ и КНР не разойдутся кардинально, ШОС имеет большие шансы перерасти рамки оборонительного альянса и заявить о себе как о новом полюсе в многополярном мире. Но без мощной, развитой "экономической компоненты" объединение не сможет претендовать на такую роль.

...И ЧТО ИХ РАЗДЕЛЯЕТ

Несмотря на внешне монолитный вид Шанхайской организации сотрудничества, многие эксперты справедливо отмечают ряд очевидных противоречий между ее членами, которые могут повлиять на дальнейшее развитие ШОС. Так, принятая в 2003 г. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества декларирует намерение создать в рамках организации зону свободной торговли. Однако России не удалось это сделать даже с ближайшими партнерами по СНГ - что же говорить о создании такой зоны в рамках куда более сложного и многовекторного объединения?.. Кроме того, не ясно, каковы будут экономические последствия устранения всех барьеров в торговле с Китаем для остальных членов ШОС.

Не слишком понятен механизм участия стран - членов ШОС в других интеграционных инициативах. Известно, что Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан являются еще и членами СНГ и ЕврАзЭС. Кроме того, Казахстан и Россия давно уже совместно работают над созданием Единого экономического пространства Китай, в свою очередь, участвует в объединении АСЕАН+3. При этом все из упомянутых интеграционных объединений тоже предполагают создание зон свободной торговли различного формата.

Проблемы могут возникнуть и вследствие того, что ШОС дублирует многие функции оформившейся в Душанбе Организации договора о коллективной безо-

стр. 13


пасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов объединения.

Серьезную проблему представляет отсутствие некой "естественной целостности" ШОС. Участники Организации слишком различаются по уровню социально-экономического развития: с одной стороны - "богатые" Россия и Китай, а с другой - "бедные" Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Данное размежевание проявилось сразу же, как только дело дошло до реализации общих экономических проектов. Несмотря на официальное равенство всех участников ШОС и одобренный всеми принцип совместного финансирования проектов, "бедные" члены Организации под различными предлогами неизменно просят РФ и КНР увеличить российскую и китайскую доли затрат.

Вторая линия раздела сложилась исторически: с одной стороны - Китай, с другой - все остальные. Центральноазиатские республики и Россия готовы наращивать сотрудничество с КНР, но одновременно испытывают опасение в связи с его растущим могуществом.

Самым же серьезным препятствием может стать расхождение политических и экономических интересов РФ и КНР. Как известно, Китай поставил перед собой цель - стать в нынешнем столетии мировым политическим и экономическим лидером. А для этого ему нужны новые рынки сбыта товаров, дополнительные источники энергоресурсов. И то, и другое у него "под боком".

Китай уже давно ведет массированное наступление на центральноазиатский рынок. Так, его товарооборот со странами ЦА уже почти сравним с товарообменом России с этими государствами. Он щедро предоставляет им экспортные кредиты21. При отсутствии у нашей страны продуманной политики в отношении стран данного региона КНР разворачивает местную экономику в свою сторону посредством выделения многомиллиардных средств (в форме льготных кредитов и т.д.) на реализацию различных инвестиционных проектов, инициирования масштабных совместных проектов в сфере инфраструктуры22.

Высокие темпы экономического роста Китая требуют постоянного увеличения потребления энергоносителей. КНР заинтересована в ЦА как в надежном поставщике энергоресурсов. А участие в ШОС дает ей возможность легитимно присутствовать наряду с Россией в Центральной Азии, которая считалась именно российской сферой влияния. Уже сейчас Китай стремится максимально втянуть эти страны в свою экономическую орбиту посредством внушительных финансовых вливаний.

Выгоды для всех как бы очевидны: создается стабильный спрос на углеводородное сырье, происходит расширение торговых связей, развивается инфраструктура, поступают инвестиции. Однако налицо нерадужная для региона перспектива стать придатком китайской экономики. С подобной проблемой уже столкнулись некоторые страны Юго-Восточной Азии. В определенной степени такая угроза существует и для нашей страны. Таким образом, Китай с помощью ШОС теснит Россию в Центральной Азии. Внутри же организации развернулась и продолжается борьба за лидерство и сферы влияния.

Зная о крайней заинтересованности Китая в российских энергоресурсах, Россия, тем не менее, отказалась от строительства нефтепровода из Ангарска в Дацин. Несмотря на настойчивость Пекина в этом вопросе, российская сторона выбрала другой вариант маршрута трубопровода - к побережью Тихого океана, целиком по территории нашей страны. И дело здесь не столько в том, что этот вариант готова профинансировать Япония, сколько в нежелании замыкать трубу на Китай. Вместе с тем, РФ согласна сделать ответвление от этого нефтепровода в КНР.

Впрочем, есть и положительные примеры, когда двусторонние российско-китайские проблемы успешно решались именно благодаря сотрудничеству в рамках ШОС. Так, недавно были подписаны межправительственное соглашение о совместном строительстве нового моста через реку Аргунь на границе Читинской области и Автономного района Внутренняя Монголия и межправительственный протокол о создании российско-китайской рабочей группы по вопросам миграции.

Если взвесить все "за" и "против" в отношении Шанхайской организации сотрудничества, то "за" все же перевесят. Главную свою функцию ШОС выполняет неплохо: ныне это не только фактор сдерживания американской экспансии в регионе, но и действенный инструмент региональной экономической интеграции и кооперации. Это на сегодня самое важное в обеспечении мира и стабильности в этом регионе.


1 Шанхайская организация сотрудничества. Справка // "Новости NEWSru.com" - http://www.newsru.com/background/15jun2006/shosl.html

2 Там же.

3 Там же.

4 Декларация о создании ШОС от 15 июня 2001 г. - http://president.kremlin.ru

5 Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. - http://president.kremlin.ru

6 Хартия ШОС от 7 июня 2002 г. - http://president.kremlin.ru

7 Соглашение между государствами - членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г. - http://president.kremlin.ru

8 Декларация глав государств - членов ШОС от 29 мая 2003 г. - http://president.kremlin.ru

9 Шанхайская организация сотрудничества // Энциклопедия Кругосвет - http://www.krugosvet.ru/articles/107/1010706/

10 Хартия ШОС...

11 Декларация глав государств - членов ШОС...

12 Миловзоров А. В Азии строят очередную зону. Россия участвует (1 октября 2003 г.) - http://www.utro.ru/articles/2003/10/01/ 236648.shtml

13 Декларация пятилетия ШОС от 16 июня 2006 г. - http://www.mid.ru

14 См., например: Гринев П. Россия и Иран подчинят себе полпланеты (31 мая 2006 г.) - http://www.utro.ru/articles/2006/05/31/ 552630.shtml

15 Шанхайская организация сотрудничества (5 - 6 июля 2005 г.) - http://president.kremlin.ru

16 См., например: Миловзоров А. Дружба против Америки - дело тонкое (27 октября 2005 г.) - http://www.utro.ru/articles/2005/10/27/489783.shtml

17 Крушинская К. Американцев выдворяют из Средней Азии (6 июля 2005 г.) - http://www.utro.ru/articles/2005/07/06/455744.shtml

18 Декларация пятилетия ШОС...

19 Антонов С. Варшавский договор-2 // Еженедельный журнал. М., 2003, N 17.

20 Миловзоров А. Растет и крепнет могильщик Запада (19 июня 2006 г.) - http://www.utro.ru/articles/2006/06/19/557785.shtml

21 Китайская экспансия в Среднюю Азию: игра на опережение или наступление? Мнение экспертов (от 5 августа 2007 г.) - http://www.regnum.ru/news/866290.html

22 См., например: Ионова Е. Восточный вектор во внешнеэкономической политике стран Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. 2005, N 9.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ШОС-СЕГОДНЯ-И-ЗАВТРА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Р. АНДРЕЕЩЕВ, ШОС СЕГОДНЯ И ЗАВТРА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 25.07.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ШОС-СЕГОДНЯ-И-ЗАВТРА (date of access: 28.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Р. АНДРЕЕЩЕВ:

Р. АНДРЕЕЩЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
65 views rating
25.07.2023 (307 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
23 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
28 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
28 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
41 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
60 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
96 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
101 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
113 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
117 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
118 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ШОС СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android