В июле 1997 г. в Юго-Восточной Азии разразился валютно-финансовый кризис. Он нанес сокрушительный удар по экономике стран региона и затормозил дальнейшее развитие. Какое же влияние оказал на нашу страну этот кризис? Существует ли для Вьетнама опасность столкнуться с аналогичным кризисом? Осветить эти проблемы - задача автора данной статьи.
Влияние валютно-финансового кризиса на экономику Вьетнама
После того, как Вьетнам стал официальным членом АСЕАН (28 июля 1997 г.), экономические связи и сотрудничество между СРВ и другими странами-членами Ассоциации начали развиваться быстрыми темпами.
Сфера торговли: торговые связи СРВ со странами-основателями АСЕАН (далее АСЕАН-6) составляют около 30 % общей стоимости международной торговли нашей страны, достигнув 5,2 млрд. долларов США; ее рост составил 525,8 % по сравнению с 1990 г. Состояние торговых связей СРВ со странами-членами АСЕАН-6 отражено в таблице 1.
Таблица 1
Торговые связи СРВ со странами группы АСЕАН-6 (млн. долл. США)
(в млн. долл. США)
Общая стоимость экспорта-импорта Вьетнама |
1990г. |
1991г. |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
Со всем миром |
13 093 |
4 073 |
5 133 |
6 100 |
8 600 |
12 800 |
18 000 |
С АССЕАН |
989 |
1 586 |
1 976 |
2 300 |
2 441 |
3 076 |
5 201 |
с Сингапуром |
692 |
1 149 |
1 400 |
1 440 |
1 672 |
2 115 |
3 965 |
с Индонезией |
70 |
198 |
215 |
220 |
250 |
244 |
195 |
с Малайзией |
51 |
87 |
134 |
135 |
260 |
105 |
278 |
с Таиландом |
115 |
141 |
160 |
170 |
220 |
541 |
602 |
с Филиппинами |
61 |
111 |
667 |
65 |
74,3 |
66 |
161 |
Источники: Министерство торговли Вьетнама; Главное статистическое управление Вьетнама, 1996.
стр. 296
Как видно из таблицы, двусторонняя торговля Вьетнама с 5 странами- основателями АСЕАН возрастала быстрыми темпами сразу после того, как в 1992 г. Вьетнам получил в Ассоциации статус наблюдателя. Среди этих 5 стран крупнейшим партнером нашей страны является Сингапур. Двусторонние торговые связи Вьетнама и Сингапура превышают совокупный торговый объем всех других стран из группы АСЕАН-6 с СРВ. Вторым крупнейшим партнером Вьетнама из числа стран АСЕАН является Таиланд, затем следуют Малайзия, Индонезия и Филиппины. Следует обратить внимание на тот факт, что наиболее интенсивные и объемные торговые отношения с Вьетнамом имеют именно высокоразвитые страны Ассоциации. Такова реальность, и она свидетельствует о том, что существуют возможности для взаимного обмена между экономиками Вьетнама и этих стран.
Кроме того, в торговых отношениях нашей страны со странами- учредителями АСЕАН присутствует еще один фактор, заслуживающий внимания, а именно: Вьетнам постоянно наращивает экспорт своей продукции на рынки стран-членов АСЕАН, особенно после того, как стал участвовать в деятельности АФТА (AFTA) - зоны свободной торговли АСЕАН.
Таблица 2
Динамика экспорта Вьетнама в некоторые страны АСЕАН
(млн. долл. США)
Стана |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1996/ 1990( %) |
Темпы среднего прироста * |
Индонезия |
14,6 |
16,5 |
10,9 |
35,3 |
53,8 |
45,7 |
313,0 |
20,9 |
16,0 |
Лаос |
3,6 |
16,0 |
14,4 |
20,9 |
20,6 |
24,9 |
155,6 |
7,6 |
- |
Малайзия |
5,0 |
14,5 |
68,4 |
55,8 |
64,8 |
110,5 |
77,7 |
15.54 |
58,0 |
Филиппины |
57,0 |
- |
0,7 |
1,0 |
3,6 |
41,1 |
132,0 |
23,16 |
15.0 |
Сингапур |
194,5 |
425,0 |
401,7 |
380,0 |
593,5 |
689,8 |
1,290 |
66,32 |
37,1 |
Таиланд |
53,2 |
57,7 |
71,5 |
71,8 |
97,6 |
101,3 |
107,4 |
20,54 |
12,7 |
Источник: Министерство торговли Вьетнама.
Из данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод, что за последние годы экспорт Вьетнама возрастал весьма быстрыми темпами. По сравнению с 1990 г. экспорт товаров из нашей страны в Малайзию в 1996 г. вырос на 56 %, в Сингапур - на 37,1 %, на Филиппины - на 15 %, в Таиланд - на 12,7 %. Главным товаром вьетнамского экспорта в страны АСЕАН является рис. Доходы, полученные СРВ от экспорта риса в страны АСЕАН, составили в 1998 г. 731 млрд. долларов и выросли на 6,4 %. Самым крупным рынком для вьетнамского риса стала Индонезия, за которой следуют Филиппины и Малайзия.
стр. 297
Общая стоимость вьетнамского импорта из стран группы АСЕАН-6 в 1998 г. составила 719 млрд. долларов, при этом импорт СРВ из стран АСЕАН сократился на 8,9 %. Вьетнам экспортирует из стран АСЕАН главным образом сырье для нужд производства, например, нефть, а также удобрения, инсектициды, электронику, мотоциклы и др.
В торговле со странами АСЕАН для Вьетнама характерен постоянный внешнеторговый дефицит. Так, внешнеторговый дефицит Вьетнама в торговле с Индонезией в 1996 г. составил 91,7 млн. долларов, с Малайзией - 122,6 млн. долларов, с Таиландом - 387,5 млн. долларов, с Филиппинами - 96,2 млн. долларов, с Сингапуром - 251,5 млн. долларов.
Также достаточно устойчиво развивались и отношения между Вьетнамом и странами группы АСЕАН-6. В этот период тройку крупнейших (из 10 стран) инвесторов в нашу страну составили Сингапур, Малайзия и Таиланд. Инвестиционная ситуация во Вьетнаме и странах АСЕАН представлена в таблице 3.
Таблица 3
Инвестиции стран группы "АСЕАН-6" во Вьетнам на ноябрь 1998 г.
Страны |
Число проектов |
I |
II |
Доход |
III |
Число работающих людей |
Сингапур |
208 |
6.512 |
1.341 |
1.115 |
118 |
16.300 |
Малайзия |
62 |
1.342 |
1.050 |
343 |
169 |
7.800 |
Таиланд |
77 |
1.110 |
437 |
335 |
70 |
5.000 |
Филиппины |
19 |
310 |
100 |
162 |
11 |
4.400 |
Индонезия |
13 |
243 |
95 |
22 |
01 |
900 |
Суммарно |
379 |
9.517 |
3.023 |
1.997 |
369 |
34.400 |
Источники: Отдел по управлению проектами; Министерство планирования и инвестиций.
I - Общее число зарегистрированных инвестиций (млн. долл. США)
II - Общая стоимость реализуемых инвестиций (млн. долл. США)
III - Доход от экспорта (млн. долл. США).
Данные таблицы 3 показывают, что на ноябрь 1998 г. инвестиции 6 стран-учредителей АСЕАН в экономику СРВ воплотились в 379 проектах с совокупным зарегистрированным капиталом в 9517 млн. долларов, при этом реализованные капиталовложения составили 3023 млн. долларов.
Прямые инвестиции стран-членов АСЕАН были сконцентрированы главным образом в сфере услуг (офисы, гостиницы), в отраслях, занимающихся разработкой полезных ископаемых (нефть, газ), добычей, переработкой и производством морепродуктов. Такое положение сохраняется и по сегодняшний день. Масштабы инвестиционных проектов АСЕАН (во Вьетнаме) в целом невелики, если сравнивать с инвестиционными проектами индустриально-развитых стран. Подавляющее
стр. 298
большинство проектов имеют капиталы всего в 1-5 млн. долларов. Используемые в инвестиционных проектах АСЕАН технологии не относятся к категории высоких технологий, их реализация сопряжена с большими затратами труда и расходованием природных ресурсов. Среди инвесторов-членов АСЕАН только Сингапур предложил несколько проектов с использованием высоких технологий.
Несмотря на еще существующие ограничения, прямые инвестиции стран-членов АСЕАН внесли существенный вклад в социально- экономическое развитие нашей страны в прошедшие годы. На сегодняшний день прямые иностранные инвестиции стран-членов АСЕАН в нашу страну составили 369 млн. долларов: это и прибыль от экспорта, и решение проблем трудовой занятости - работу получили 34 тыс. человек.
В то время как экономическое сотрудничество Вьетнама со странами группы АСЕАН-6 успешно развивалось, в Юго-Восточной Азии разразился валютно-финансовый кризис, который оказал сильное влияние на экономику Таиланда, Индонезии и Малайзии, т. е. на те страны, которые вели с нашей страной активную торговлю, осуществляли большие инвестиции (в этом плане они уступали только Сингапуру). В результате экономического спада, охватившего другие страны-члены АСЕАН, сократились их потребности в импорте товаров из Вьетнама. По оценкам Министерства торговли СРВ, ущерб, нанесенный нашей стране в результате сокращения торговли со странами группы АСЕАН-6 из-за разразившегося валютно-финансового кризиса, составил 350 млн. долларов.
Также существенно сократились и прямые инвестиции стран группы АСЕАН-6. По данным Министерства планирования и инвестиций СРВ, за первые 6 месяцев 1998 г. страны группы АСЕАН-6 получили разрешение только на 15 новых инвестиционных проектов с капиталом в 803 млн. долларов, из которых 700 млн. долларов приходится на инвестиции Сингапура, которому разрешение от вьетнамских властей уже выдано, но сингапурские представители пока не изъявили желание получить эти лицензии.
Воздействие валютно-финансового кризиса в Юго-Восточной Азии на нашу страну наглядно показало, что вьетнамская экономика стала испытывать на себе влияние региональной экономики. Интеграция в региональную экономику не только приносит пользу, но в то же время является серьезным испытанием. Вьетнамская экономика не сможет нормально развиваться, если в региональной экономике будет продолжаться спад. Это новое явление во взаимоотношениях нашей страны с экономикой региона, если сравнивать данный период с периодом холодной войны. В настоящее время, после вступления СРВ в АСЕАН и начала участия в зоне АФТА, вьетнамская экономика испытывает воздействие со стороны региональной экономики независимо от того, хотим мы этого или нет.
стр. 299
Причины валютно-финансового кризиса в Юго-Восточной Азии (взгляд на модель развития АСЕАН)
Разразившийся в регионе валютно-финансовый кризис стал поводом для серьезных решений в нашей стране. И проблема заключается не только в том, что этот кризис опосредованно задел и Вьетнам, но также и в том, - что более важно, - что во Вьетнаме в настоящее время разворачивается стратегия индустриализации, в которой наличествуют факторы и моменты, аналогичные тем, которые были присущи пути индустриализации стран-учредителей АСЕАН.
Так же, как и страны группы АСЕАН-6, Вьетнам взял курс на создание открытой экономики, для которой характерны диверсификация и многопрофильность внешнеэкономических связей, усиление ориентации на экспорт - с одновременным прекращением импорта в страну тех товаров, которые эффективно производятся в самом Вьетнаме, - рациональное использование фондов и капиталов, технологий и международных рынков для осуществления индустриализации и модернизации страны.
На начальном этапе индустриализация была ориентирована на экспорт, и нашей страной был взят курс на развитие тех отраслей, в которых бы концентрировались трудовые ресурсы (выпуск тканей, одежды по заготовкам, обуви, сборка электроники и т. д.), для того, чтобы осваивать и использовать сравнительные преимущества нашей страны - молодые трудовые ресурсы и имеющиеся полезные ископаемые; также необходимо решать и проблему трудовой занятости, создавая новые рабочие места.
Для осуществления индустриализации и модернизации Компартия Вьетнама провозгласила курс открытых дверей в стране. Для данного курса характерна реализация возможностей нации с использованием мировых достижений, привлечением всех внешних источников развития (капталы, технологии, рынки, управленческие навыки). Реализуя этот курс партии, во Вьетнаме уже в 1988 г. был опубликован Закон об иностранных инвестициях, который впоследствии неоднократно дополнялся и корректировался в целях создания более благоприятных условий для деятельности иностранных предпринимателей, намеревающихся осуществлять инвестиции в экономику Вьетнама.
Правомерен такой вопрос: следует ли считать валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии только результатом спекулятивных действий международных финансовых торговцев, в том числе и американского миллиардера Сороса, истинная сущность которого была разоблачена Малайзией? Неужели этот кризис, охвативший наш регион, и есть тот самый кризис модели развития, закат модели роста благосостояния Восточной Азии, о чем не без удовольствия поговаривают на Западе?
Чтобы выявить истинные причины валютно-финансового кризиса в регионе ЮВА, были организованы многочисленные семинары как во
стр. 300
Вьетнаме, так и за рубежом - в течение всего кризисного периода. Анализируя причины кризиса, вьетнамские ученые пришли к выводу о том, что не следует рассматривать валютно-финансовый кризис в ЮВА просто как результат ошибок центральных банков в странах группы АСЕАН-6, как результат действий международных финансовых спекулянтов, хотя они, несомненно, должны нести свою, и немалую, ответственность за произошедший развал экономики в ряде стран АСЕАН.
По оценкам многих вьетнамских экспертов по региональным и международным проблемам, у этого кризиса глубокие и давние корни - именно в модели развития подавляющего большинства стран- учредителей АСЕАН. Модель развития АСЕАН - по сути всего лишь вариант, модификация восточноазиатской модели развития. У этой модели есть свои основные преимущества, но есть и немало недостатков. Среди наиболее серьезных недостатков можно указать следующие:
1) слишком большая зависимость от внешних источников развития;
2) тесная интеграция между политической властью и экономикой, что является источником так называемого "протекционистского капитализма";
3) бессилие и неспособность решить проблемы социального равенства;
4) отсутствие возможностей для оказания помощи в создании национальных технологий;
5) слишком высокий ущерб окружающей среде.
Однако не следует делать вывод о том, что валютно-финансовый кризис в нашем регионе - это кризис модели развития экономик Сингапура, Гонконга, Тайваня, других стран и территорий, использующих восточноазиатскую модель развития. Но в то же время нельзя полностью отрицать, что некоторые структурообразующие элементы этой модели более не соответствуют международной экономической и торговой среде, изменившейся в неблагоприятном для АСЕАН направлении.
Такой вывод имеет очень важное значение, ибо он помогает укрепить веру в модель роста благосостояния, которой следует наша страна, а также помогает определить ориентиры тех мер, которые должны быть осуществлены, чтобы своевременно предотвратить возможное появление слабых сторон и недостатков в модели развития нашей страны - модели, построенной на базе реалий Вьетнама в сочетании с изучением и применением опыта передовых зарубежных стран.
Меры по предотвращению кризиса во Вьетнаме
Основываясь на результатах исследований вьетнамских ученых и опираясь на практическую реальность нашей страны, правительство СРВ своевременно приняло меры, направленные на предотвращение
стр. 301
опасности проникновения кризиса в нашу страну и на минимизацию его негативного воздействия на экономику Вьетнама.
Уже через 5 месяцев после начала валютно-финансового кризиса в Юго- Восточной Азии, на IV Пленуме ЦК КПВ была подтверждена стратегия страны в сложившихся условиях: "Продолжать обновление, максимально мобилизовать и развивать внутренние возможности и силы, повышать эффективность международного сотрудничества, всемерно осуществлять экономию, чтобы наращивать и индустриализацию и модернизацию, повышать эффективность и конкурентоспособность экономики, обеспечивать тесное взаимодействие культуры и образования, осуществлять социальное равенство и социальный прогресс".
Эти руководящие идеи наглядно показывают, что Коммунистическая партия Вьетнама быстро и правильно определила суть валютно- финансового кризиса в Юго-Восточной Азии и основные недостатки в модели развития стран АСЕАН. Таким образом, источником внутренних сил Вьетнама являются не только видимые, но и невидимые резервы. Такая оценка прозвучала и в словах Генерального секретаря ЦК КПВ Ле Кха Фиеу: "Это является колоссальным источником внутренних сил, имеющим чрезвычайно благоприятное значение, это благоприятная ситуация и решающий фактор устойчивого роста благосостояния страны".
Ниже мы рассмотрим источники внутренних сил Вьетнама, а также политику и действия КПВ, направленные на развертывание этих источников в целях индустриализации и модернизации нашей страны на современном этапе.
Мобилизовать источники капиталовложений внутри страны. Согласно данным, полученным в результате обследования и практических исследований, в 1991-1997 гг. в стране был мобилизован большой объем капиталов - примерно 386000 миллиардов вьетнамских донгов, что соответствует 36 миллиардам долл.ров США (по состоянию цен в 1995 г.), при этом мобилизованные капиталы внутри самой страны составили в среднем 52-53 %. Однако по-прежнему остаются чрезвычайно большими источники средств, находящиеся у населения. По данным некоторых исследователей, источники внутренних средств - накопления населения - в настоящее время могут достигать 10 млрд. долларов США, причем, подавляющее большинство накоплений - в форме золота (40 %) и недвижимости (20 %).
В результате достижений, связанных с ростом экономического благосостояния, и особенно в результате принятых антиинфляционных мер, в силу активно проводимых реформ в банковской системе и в кредитных фондах, население постепенно восстановило доверие к государственным кредитным организациям. Благодаря этому постоянно растет количество денег, направляемых населением в банки, сберегательные кассы. На 30 сентября 1998 г. в системе Торгового банка Вьетнама было мобилизо-
стр. 302
вано более 100 000 млрд. вьетнамских донгов, рост составил 56,22 %. Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время основными источниками капиталов по-прежнему остаются фонды накопления в государственном секторе. Эти источники средств по-прежнему составляют 50-58 % всех источников капиталовложений в стране. Кроме того, источники капиталовложений из государственного сектора также охватывают и часть капиталовложений, поступающих извне, но уже прошедших процесс "эндогенизации", т. е. вовлечения в процессы внутренней жизни страны. Такими источниками средств являются программы "Официальной помощи развитию/на развитие" (ОДА), а также другие каналы оказания помощи, предоставляемой на цели развития. Тем не менее, доля источников ОДА в структуре капиталовложений внутри страны главным образом базируется на источниках оказания помощи из-за рубежа, и в период 1991-1997 гг. источники этих средств составляли всего около 50 %. Для того, чтобы еще больше мобилизовать средства населения, правительство СРВ распространило государственный заем стоимостью в 4 млрд. вьетнамских донгов. Большая часть привлеченных (полученных) средств будет инвестирована на развитие 1000 самых бедных общин в нашей стране.
Мобилизация потенциала сельского хозяйства и деревни. Вторым источником внутренних сил, на который обратили внимание КПВ и правительство СРВ, является потенциал тропического сельского хозяйства и источник трудовых ресурсов в деревне.
Вьетнам - это страна, 76 % населения которой проживает в сельских районах; более 70 % трудящихся заняты в сельском хозяйстве. Более того, индустриализация и модернизация во Вьетнаме осуществляются в условиях, предполагающих необходимость опоры на собственные силы, а сельское хозяйство по-прежнему остается источником обеспечения промышленности капиталовложениями. В 1996 г. производство риса и другой сельскохозяйственной продукции принесло Вьетнаму 850 млн. долларов, в 1997 г. - 900 млн. долларов. Можно утверждать, что Вьетнам не сможет успешно развиваться без должного развития сельского хозяйства, хотя сегодня вклад сельского хозяйства в ВВП постепенно сокращается (в 1996 г. он составил 27,2 %, тогда как в 1990 г. - 40,5 %).
Коммунистическая партия Вьетнама всегда уделяла большое внимание сельскому хозяйству и деревне, успешно мобилизовала силы сельского хозяйства и крестьян в борьбе за независимость, а в настоящее время считает их роль еще более значительной в ходе индустриализации и модернизации страны.
К июлю 1998 г. во Вьетнаме насчитывалось около 180 проектов, связанных с прямыми иностранными инвестициями в сельское хозяйство, в пищевую и перерабатывающую промышленность. Среди этих проектов имеются и такие, которые развивают сырьевые районы и структу-
стр. 303
ру сельского хозяйства, создают дополнительные рабочие места для сельского населения, поддерживают охрану окружающей среды. Среди таковых проекты по посадке 40 тыс. га леса в Киензянге, 13 тыс. га леса в Биньдине и др.
Помимо прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство правительство СРВ активно осваивает и разрабатывает программу "Официальной помощи развития" сельского хозяйства и деревни. К июлю 1998 г. во Вьетнаме имелось 57 проектов по сельскому хозяйству. 44 проекта были связаны с лесным хозяйством, 24 проекта - с ирригацией. Совокупная стоимость инвестиций, направленных на реализацию этих проектов, оценивается примерно в 1,2 млрд. долларов и была получена из официальных источников, предоставленных на развитие дружественными странами и международными организациями.
Благодаря многосторонним усилиям за прошедшие годы в сельском хозяйстве Вьетнама произошли такие изменения, которыми можно гордиться. Из страны, постоянно испытывающей трудности и голод, Вьетнам стал государством, в котором имеется достаточно продовольствия, чтобы прокормить 77 млн. жителей СРВ; более того, Вьетнам является третьим крупнейшим экспортером риса в современном мире. Можно сказать, что самым крупным достижением за прошедшие годы стали достижения именно в сельском хозяйстве Вьетнама.
Первыми значительными успехами отмечена и реализация программ по снижению и ликвидации бедности. К настоящему времени во всей стране насчитывается всего 19 % семейных дворов, которые относятся к категории неимущих и бедствующих, в это число входят и 5 % семейных дворов, причисленных к категории голодающих.
Наряду с решением проблем бедности и голода вьетнамское государство также уделяет внимание работе по вовлечению сельских районов в общий процесс развития страны. Для достижения этой цели КПВ провозгласила курс "на развитие промышленности и сферы услуг непосредственно в деревнях вместо чрезмерной их концентрации в городах". Это путь ликвидации голода, снижения бедности, гармоничного сочетания роста экономического благосостояния с равенством и с обеспечением социальной стабильности. В соответствии с этими направлениями в сельских районах были развернуты и начали строиться многие крупные промышленные объекты. Таким Наглядный пример - строительство ГЭС в Яли. В настоящее время государство призывает инвестировать в строительство промышленной зоны по переработке нефти и газа в Зунгкуате - одном из самых трудных и проблемных районов в Центральном Вьетнаме. Эти проекты разработаны не только ради экономических целей, но и для того, чтобы превратить районы в окрестностях в новые города, создать благоприятные условия для населения, проживающего в этих районах, дать ему шанс и возможность справедливо использовать
стр. 304
блага процесса развития. Все это позволяет убедиться в том, что КПВ придает серьезное значение надежному и уверенному развитию и не гонится за ростом экономического благосостояния, как когда-то это делали некоторые страны АСЕАН.
Развивать человеческий фактор как источник сил
Осуществляя индустриализацию и модернизацию в условиях страны, в которой отсутствуют богатые природные ресурсы и ограничены финансовые источники, Компартия Вьетнама ясно и глубоко осознала следующее обстоятельство: самым важным источником внутренних сил в нашей стране является человек.
В настоящее время население Вьетнама достигло уровня 77 млн. человек, по численности населения страна находится на 13 месте в мире, на 7-м месте в числе 42 стран Азиатско-тихоокеанского региона и на 2-м месте в АТР. Несмотря на определенные успехи в проведении в СРВ программы по планированию семьи, прирост населения во Вьетнаме по-прежнему превышает средний показатель в мире. В 1991- 1995 гг. темпы прироста населения в стране составили 2 %, в то время как средний общемировой показатель составлял 1,5 %, а в индустриально развитых странах - 0,2 %. Ежегодно во Вьетнаме около миллиона юношей и девушек пополняют армию трудоспособного населения. В 1995 г. в СРВ трудоспособное население составляло 35 млн. человек, по сравнению с 1990 г. прирост составил 6,2 млн. человек. Категория молодых тружеников (от 16 до 35 лет) составляет до 65 % всех трудовых ресурсов страны. 87 % населения Вьетнама - грамотные люди, 48 % из 35 млн. трудоспособного населения составляют граждане, прошедшие профессиональную подготовку, а это более 11 % всех трудовых сил страны. Вьетнамский трудящийся, по многочисленным оценкам, способен легко овладевать необходимыми навыками и знаниями, необходимой профессией, он трудолюбив и стойко переносит трудности. И тем не менее, говоря о трудовых ресурсах нашей страны, следует отметить и некоторые существенные негативные моменты.
Во-первых, существует дисбаланс в самом уровне подготовки профессиональных кадров и работников. В 1993 г. лица с высшим образованием составляли 1,5 % всего населения страны, при этом 5,28 % -.имели диплом о начальном профессионально-техническом и среднем специальном образовании. Во-вторых, качественный уровень подготовки трудящихся еще невысок. Большинство из них было подготовлено еще во времена дотационно-распределительной системы хозяйствования, поэтому они с трудом адаптируются к условиям действия рыночных механизмов. В нынешней ситуации люди еще не в состоянии играть роль главной движущей силы в развитии страны - как мы этого хотели бы, особенно в
стр. 305
современную эпоху, когда культурный уровень народа, его научно- технический потенциал стали фактором, определяющим мощь и позиции государства в мире.
Выполняя постановления КПВ о работе по воспитанию и подготовке кадров, за прошедший период - особенно с начала процесса обновления по сегодняшний день - правительство Вьетнама предприняло многочисленные усилия по воспитанию и подготовке кадров. К настоящему времени в нашей стране создана развитая и обширная система школьных учреждений. Учебные заведения и программы качественно изменены и сокращены. В 1998 г. во всей стране насчитывалось более 20 млн. учащихся. Из страны, в которой когда-то 95 % населения было неграмотным, Вьетнам превратился в страну, в которой подавляющее большинство населения успешно преодолело этот "социальный недуг". В настоящее время 16 городов и провинций СРВ (в том числе 3 провинции в горных районах), 57 % уездов, 76 % общин достигли государственного стандарта в ликвидации неграмотности и распространении начального образования. Если сравнивать с периодом 1991-1992 гг., то в 1995-1996 гг. число учащихся образовательных школ увеличилось в 1,25 раза, а число студентов вузов увеличилось в 2,7 раза. Вырос и качественный уровень подготовки, прежде всего это касается естественнонаучных и технических дисциплин. Новые факторы действуют и в самом образовательном процессе: появились различные новые формы обучения, созданы условия для учебы и исследовательской работы. Во многих местах наблюдается образовательный бум, особенно среди молодежи.
Эти результаты, достигнутые в учебно-воспитательной работе и подготовке кадров, стали большим вкладом в развитие трудовых ресурсов страны. Заслуживает внимание тот факт, что трудовые ресурсы Вьетнама очень молоды. Подавляющее большинство трудящихся составляет молодежь, окончившая среднюю школу. Наряду с этим отметит и такой факт: многочисленный отряд трудящихся Вьетнама - это высококвалифицированные кадры, сегодня число лиц с высшим образованием составляет 700 тыс., постинститутскую подготовку и повышение квалификации прошли 70 тыс. человек; число рабочих с профессионально-технической подготовкой составляет 2 миллиона.
Тем не менее в системе образования и подготовки кадров Вьетнама остается немало проблем. По отношению ко всему населению страны доля получивших начальное образование составляет лишь 80-85 %, на уровне средней школы - 36,2 %, на уровне высшего учебного заведения - 2-3 %. Тогда как соответствующие показатели в странах со средним уровнем развития составляют 91 %, 46 % и 14 %, в высокоразвитых странах - 98 %, 64 % и 23,4 %). Во Вьетнаме доля лиц с высшим образованием на 100 тыс. человек составляет 600 человек, тогда как этот показатель в Германии - 12253 чел., во Франции - 1515, в США - 2196, в Южной Корее - 2659.
стр. 306
Пристального внимания заслуживает и структура образования и подготовки кадров. В нашей стране 89 % населения живет в деревне, а в настоящее время доля специалистов, получивших профессиональную подготовку по сельскому хозяйству, составляет всего 0,45 %. Из 23 миллионов человек, занятых сельскохозяйственным трудом и работающих в лесном хозяйстве, только 7 % получили профессиональную подготовку. Доля специалистов по сельскому хозяйству, имеющих высшее образование, составляет лишь 8,1 %, а прошедших постинститутскую подготовку -6,59 %; большая часть из них сосредоточена в центральных органах (89,3 %). В городах - 8,9 %, в уездах - всего 1,8 %. Из общего числа лиц, получивших научно- техническую подготовку, в настоящее время лишь 7,4 % заняты в науке, в технологических сферах. Обычно соотношение между числом инженеров и квалифицированных рабочих в развитых странах составляет 1/20, тогда как во Вьетнаме этот показатель равен 1/0,9. Если во Вьетнаме сохранится такая же система отбора и приема студентов в высшие учебные заведения, какую мы имели в 1997 году, то уже через 5 лет доля работников со средним и высшим образованием на одного рабочего составит 5/1.
Следует признать, что серьезно снизился и качественный уровень подготовки в высших и средних специальных заведениях. В результате, по оценке экспертов Программы ООН по развитию, показатель развития трудовых ресурсов Вьетнама в настоящее время снижается, и этот процесс в последние годы происходит одновременно с распространением новых форм обучения и подготовки кадров. По этим показателям Вьетнам занимал 102 место в мире (из 173 стран), в 1994 г. опустился на 106 место, в 1995 г. - на 116, в 1996 г. - на 121 место и в 1997 г. - на 122 место.
Реализуя перспективные подходы программы "Вьетнам в 2020 году", II Пленум ЦК КПВ (VIII созыва) наметил ориентиры стратегии развития и подготовки кадров в период индустриализации и модернизации страны. Пленум подчеркнул, что следует активно развивать трудовые ресурсы страны, что современный трудящийся Вьетнама - это человек, обладающий интеллектом, имеющий хорошую профессиональную подготовку, наделенный высокими моральными качествами, получивший хорошее образование и подготовку - как результат соединения передового образования с современной наукой и технологиями.
Таким образом, перед системой образования и подготовки профессиональных кадров нашей страны поставлены следующие задачи:
- создать такие условия, чтобы практически все дети в возрасте до 5 лет смогли посещать детские сады и другие дошкольные заведения, где получили бы надлежащую воспитательную и образовательную подготовку для учебы в начальной школе;
- создать условия, которые гарантировали бы 60 % детей в возрасте от 11 до 15 лет возможность пройти полный курс обучения в базовых
стр. 307
общеобразовательных школах, 40 % детей в возрасте от 16 до 18 лет - возможность получить полный курс обучения в средних школах. Следует предпринять необходимые усилия для того, чтобы рационально распределить выпускников средних школ в высшие и средние учебные заведения, в заведения профессионального обучения в соотношении - 50/50;
- стремиться к тому, чтобы доля профессионально подготовленных работников составляла 20-25 % от общей численности трудовых ресурсов (в настоящее время этот показатель составляет 10 %);
- охватить детей начальным образованием в масштабе всей страны к 2000 году, базовым образованием - к 2010 году и средним образованием - к 2020 году;
- стремиться к тому, чтобы к 2020 году охват населения образованием во Вьетнаме достиг уровня развитых стран региона.
Создание передовых национальных технологий
Еще более трудной задачей для нашей страны является создание передовой национальной науки и технологий. Как отмечалось на II Пленуме ЦК КПВ, наука и технологии в нашей стране развиваются медленно не соответствуют имеющемуся потенциалу, не отвечают требованиям развития в период индустриализации и модернизации, отстают от стран региона. Иначе говоря, мы еще не создали науку и технологии как самостоятельные отрасли, хотя бы и не самого высокого уровня развития.
По оценке Министерства науки, технологий и окружающей среды, вьетнамские технологии отстают от наиболее передовых стран на 50-100 лет, от стран региона примерно на 20 лет. В докладе Министерства отмечалось, что по результатам обследований ряда предприятий, относящихся к 7 промышленным отраслям, износ более 50 % основных фондов на этих предприятиях составляет от 30 до 50 %, 38 % основных фондов заменены ввиду полного износа. Техника и оборудование поступают из разных источников, поэтому предприятия укомплектованы не полностью. Согласно статистическим данным, только в промышленности 26 % оборудования поставлено из СССР, 20 % - из стран Восточной Европы, около 20 % - из стран АСЕАН и Северной Европы, более 18 % - из других источников. В такой ситуации технической оснащенности и обеспечения оборудованием уровень расхода сырья на единицу продукции во Вьетнаме намного превышает аналогичный показатель в передовых странах. Так, если сравнивать со странами АСЕАН, то уровень расхода сырья на единицу продукции во Вьетнаме превышает приблизительно в 20-30 раз, в то время как производительность труда равна всего 60-70 % производительности труда в этих странах. Лишь около 20 % производимых во Вьетнаме товаров соответствуют экспортным стандартам.
стр. 308
Отряд научных работников в нашей стране хотя и многочислен, но качественный уровень его невысок, ощущается нехватка ведущих отраслевых и опытных квалифицированных специалистов, особенно в сфере технологий. Отсутствие рациональной политики в области науки и технологий привело к тому, что практически во всех высших учебных заведениях, в крупных научно-исследовательских центрах происходит утечка кадров из государственных учреждений в частные структуры, особенно на предприятия с иностранными инвестициями. В нашей стране сейчас наблюдается ситуация, аналогичная той, которая была характерна практически для всех стран группы АСЕАН-6, а именно: студенты не хотят учиться на факультетах, готовящих специалистов по фундаментальным наукам, молодежь штурмует вузы, готовящие специалистов для различных отраслей экономики, торговли, юриспруденции и т. д., т. е. молодежь стремится в те сферы, в которых всегда имелась большая потребность в трудовых силах. Если подобная ситуация будет продолжаться, то наша страна утратит те преимущества, которые позволяют Вьетнаму быть конкурентоспособным среди других стран АСЕАН в сфере фундаментальных научных исследований.
Для преодоления подобных несоответствий и перекосов II Пленум КЦ КПВ выработал Основные ориентиры стратегии развития науки и технологии в период до 2020 года:
1. Творчески использовать и развивать марксизм-ленинизм и идеи Хо Ши Мина, наследовать традиционные культурные ценности вьетнамского народа, глубоко и всесторонне изучать окружающую действительность, всесторонне обобщать процесс обновления страны. Создавать, постоянно развивать и совершенствовать теоретические основы пути Вьетнама к социализму, готовить научные обоснования для того, чтобы продолжать, дополнять и совершенствовать курс, установки и политику КПВ и вьетнамского государства для успешного строительства социализма и надежной защиты социалистического Отечества.
2. Усиливать исследовательскую деятельность и внедрение научных достижений и технологий во все отрасли производства, в бизнес, в сферу услуг и управления, в сферу национальной обороны и безопасности, быстрыми темпами повышать технологический уровень страны. Уделять серьезное внимание фундаментальным исследованиям, проявлять хозяйственный подход и инициативу, совершенствовать зарубежные технологии, добиваться создания новых технологий в звеньях, определяющих развитие нашей страны в XXI веке.
3. Повышать имеющиеся внутренние возможности, создавать и развивать научно-технический потенциал; воспитывать, готовить и рационально использовать кадры квалифицированных научных и технических работников; омолаживать и развивать кадры талантливых, обладающих необходимыми моральными качествами научных и технических специа-
стр. 309
листов; укреплять организационную систему; развивать материально- техническую базу, расширять источники информационного обеспечения, формировать современную вьетнамскую науку и технологии, способные решать большинство ключевых проблем, поставленных в ходе индустриализации и модернизации страны.
Эти три направления в стратегии научно-технического развития позволяют наглядно увидеть решимость Компартии Вьетнама в создании в стране современной науки и технологий.
Охрана природных ресурсов и окружающей среды
Подобно другим странам АСЕАН, Вьетнам сконцентрировал силы на задаче развития экономики. Наша страна нацелена на обеспечение устойчивого и надежного развития. Экономический опыт многих стран АСЕАН показывает, что рост экономического благосостояния является важной целью, но она не должна носить категорический, ультимативный характер. Нельзя решить все проблемы страны только посредством роста экономического благосостояния. Экономический рост теряет смысл, если ради него государству приходится терять свои природные богатства, если при этом на население тяжелым бременем ложатся катастрофические последствия загрязнения окружающей среды.
В период, предшествовавший 90-м годам, в силу необходимости концентрации всех сил страны на объединении и защите национальной безопасности, Коммунистическая партия Вьетнама и правительство страны еще не имели условий для того, чтобы уделять должное внимание разработке природных ресурсов и защите окружающей среды и экологии. В то время в стране была отсталая экономика, предлагавшая на экспорт главным образом продукцию сельского и лесного хозяйства, морепродукты, необработанное сырье; вкупе с этим бурный демографический рост быстро истощили природные ресурсы. Исчезновение лесов и диких животных - наглядный пример и следствие такой политики. Раньше 3/4 территории Вьетнама составляли леса, сейчас лесные угодья занимают 9,3 млн. га, в том числе: около 8,25 млн. га - естественные леса, оставшиеся более 10 млн. га - это лесные пустоши, обезлесенные холмы. Вьетнам стал страной самой интенсивной вырубки леса: ежегодно уничтожается 2,8 % лесов, тогда как аналогичные показатели в других странах совершенно иные: в Таиланде - 1,6 %, в Китае - 0,8 %, в Малайзии - 1,2 %, в Южной Корее - 0,1 %, в Индонезии - 0,4 %. Если сохранятся нынешние темпы вырубки лесов, то перед Вьетнамом встанет реальная опасность в предстоящем столетии полностью лишиться собственного лесного богатства. Исчезновение лесов приводит к эрозии почвы, к обвалам и осыпям, к возникновению тайфунов с наводнениями, что фактически уже и происходит в последние годы в Центральном Вьетнаме и в равнинных районах реки Меконг.
стр. 310
Раньше наша страна относилась к числу стран с биологически богатым потенциалом, к настоящему времени многие виды ценных и редких животных исчезли или находятся на грани исчезновения. Согласно данным НИИ торговли, Консультативного центра по подготовке специалистов для экономики и торговли, в настоящее время во Вьетнаме для 28 % видов животных, 10 % видов птиц, 21 % видов пресмыкающихся и амфибий существует реальная угроза полного исчезновения.
В настоящее время Вьетнам переживает настоящий строительный бум: возводятся различные промышленные объекты, предприятия сферы услуг, но не ведется одновременно с новыми объектами строительство очистных сооружений по переработке промышленных отходов. Большая часть таких отходов и сточных вод сливается непосредственно в большие озера и реки. Во многих местах ситуация с загрязнением окружающей среды достигла тревожного уровня, особенно в крупных городах, таких, как Ханой и Хошимин. Если в ближайшее время строительство очистных сооружений на промышленных объектах не будет взято под жесткий контроль, то перед нашей страной возникнет опасность повторения тех серьезных ошибок, которые в отношении окружающей среды в свое время были допущены в Таиланде и на Филиппинах.
В соответствии с директивами КПВ, в 1992 г. было создано Министерство науки, технологий и окружающей среды, на которое возложены функции государственного управления и контроля за окружающей средой. Сегодня в нашей стране создана единая система по управлению охраной окружающей среды, охватывающая различные подразделения от центра до периферии. Созданы различные неправительственные организации, которые также разделяют ответственность за охрану окружающей среды. 27 декабря 1993 года Национальное собрание Вьетнама приняло Закон об охране окружающей среды. Позднее были доработаны и скорректированы другие законодательные акты, имеющие отношение к проблемам охраны окружающей среды: Закон о земле, Закон о защите и развитии лесов. Закон о минералах и рудных ископаемых. Закон о водных ресурсах и т. д.
Одновременно с созданием правовых рамок для работы по охране окружающей среды стали реализовываться и многочисленные программы и проекты, связанные с этими проблемами, и среди них проекты по восстановлению лесных массивов. Одним из подобных проектов является Программа по озеленению земельных пустошей и обезлесенных холмов, начавшая действовать с 1993 года. В рамках этого проекта во Вьетнаме в марте 1998 года началась программа лесопосадок на площади в 5 млн. га, которая продлится до 2010 года, в результате совокупная площадь лесов в нашей стране должна возрасти и составит 14,3 млн. га.
Вьетнамские ученые призвали создать структурный механизм по совместному руководству и решению проблем окружающей среды в еди-
стр. 311
ном географическом пространстве - в Юго-Восточной Азии, а также Трибуну АСЕАН по вопросам окружающей среды. Инициатива о создании такой Трибуны была поддержана, и первое заседание состоялось во Вьетнаме в 1999 году.
Создание сильного государственного аппарата как активного инструмента в развитии страны
Во Вьетнаме государство играет такую же экономическую роль, как и в других странах АСЕАН. Это создание и сохранение стабильной макроэкономической среды, благоприятной для развития экономики, структурное обеспечение базиса (дороги, мосты, создание источников трудовой силы), регулирование и распределение доходов, осуществление социального равенства. Тем не менее, роль государства в процессе экономического развития во Вьетнаме имеет свои отличия и особенности, если сравнивать с ролью государства в развитии экономики в других странах АСЕАН. Особенность заключается в том, что нужно "организовывать претворение в жизнь курса Партии на обновление страны и жизни вьетнамского народа. Прежде всего это касается обновления в экономике, создания переходного этапа в процессе перехода централизованной и бюрократической экономики, действовавшей на дотационно-распределительных принципах, к рыночным механизмам, функционирующим под управлением государства, по пути социализма". Таким образом, во Вьетнаме государство играет дополнительную роль по реализации курса, установок и политики КПВ, своего рода роль повивальной бабки при родах социально ориентированной рыночной экономики.
Для того, чтобы дать государству возможность активно осуществлять свою роль в процессе развития экономики и общества в условиях меняющейся обстановки в мире и в регионе, III Пленум КПВ (VIII созыва) со всей строгостью указал на имеющиеся недоработки и несоответствия в государственном аппарате нашей страны и наметил меры по их преодолению. В Постановлении этого Пленума были отмечены следующие недостатки:
- государственный аппарат еще не является по-настоящему чистым, сильным; по-прежнему серьезной проблемой остаются коррупция и бюрократическое расточительство, они все еще не преодолены; не на должном уровне и эффективность управления и руководства; общественный порядок пущен на самотек, что снижает веру народа в партию и государство;
- управление государством не отвечает требованиям времени, не развито в полной мере и не противостоит стихии и негативным явлениям рыночной экономики;
- организация государственного аппарата остается громоздкой, функциональные обязанности и задачи при распределении и взаимодей-
стр. 312
ствии трех ветвей власти - законодательной, судебно-исполнительной и юридической - запутаны и четко не определены; в вопросе децентрализации и во взаимоотношениях центра и периферии по- прежнему имеется немало нечетких положений, что не позволяет решить проблемы бюрократической централизации, раздробленности и т. д.;
- партийное руководство еще не отвечает требованиям процесса обновления в плане организационной деятельности государства. В силу этого еще не получила должного развития руководящая роль КПВ и эффективность государственного управления.
Проанализировав эти причины, приведшие к ослаблению роли государства, III Пленум ЦК КПВ со всей очевидностью отметил, что строительство правового социалистического государства в условиях трансформирования экономики является новой задачей, наши знания еще невелики, предстоит совершить много разных дел, нужно вести поиск и одновременно извлекать опыт. Для преодоления недостатков, III Пленум ЦК КПВ выдвинул следующие директивы.
1. Продолжать и развивать право народа быть хозяином в различных формах демократического представительства и непосредственно прямой демократии, чтобы каждый мог участвовать в строительстве и защите своей страны.
2. Продолжать государственное строительство Социалистической Республики Вьетнам, чтобы государство было чистым, крепким и эффективно действующим; государство должно служить своему народу.
3. Партия должна руководить управлением в государстве, вырабатывать и совершенствовать методы партийного руководства, чтобы они соответствовали и отвечали особенностям и характеру государственных органов любого уровня; усилить партийное руководство и контроль за управлением финансами.
Осуществляя вышеприведенные установки, наша страна в настоящее время претворяет в жизнь всесторонние реформы государственного аппарата в законодательной, исполнительной и юридической сферах. Реализация программ, установок и политики партии внесли немалый вклад в обуздание опасности проникновения и распространения валютно-финансового кризиса в нашей стране, позволили предпринять первые шаги по преодолению его негативного воздействия на вьетнамскую экономику, а также приобрести опыт в процессе создания многоукладной социально ориентированной экономики, действующей в соответствии с рыночными механизмами и обеспечивающей уверенное развитие страны.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |