Libmonster ID: UZ-664

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ VI САММИТА ШОС В БИШКЕКЕ

Состоявшееся в середине августа прошлого года турне председателя КНР Ху Цзиньтао по странам Центральной Азии, кульминацией которого стало его участие в работе шестого заседания совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), продемонстрировало новый вектор политики Китая в этом регионе, а также в отношении ШОС. Создается впечатление, что Пекин намерен сделать ставку на Центральную Азию как на ключевое звено системы обеспечения энергобезопасности КНР, используя ШОС как эффективный механизм сохранения стабильности в регионе.

САММИТ, КОТОРОГО МОГЛО И НЕ БЫТЬ

Согласно решениям V юбилейного саммита ШОС, проходившего в июне 2006 г. в Шанхае, местом проведения следующего саммита должна была стать столица Киргизии - Бишкек. Но довольно скоро многие информационные агентства Центральной Азии стали сообщать о том, что бишкекский саммит находится под угрозой срыва по причине больших финансовых трудностей, которые испытывает киргизское руководство. Члены ШОС даже обсуждали возможность переноса шестого саммита в другую страну шанхайской "шестерки"1. Однако эти опасения не подтвердились, и в конце концов представительный региональный форум состоялся именно в Бишкеке.

Впрочем, незадолго до начала саммита президент Киргизии К. Бакиев заявил, что значительная часть средств для проведения столь представительного мероприятия была выделена не из киргизского бюджета, а безвозмездно предоставлена КНР2. Так, именно китайские рабочие участвовали в спешной реконструкции госрезиденции "Ала-Арча". Помимо этого, Пекин предоставил киргизскому руководству мусоровозы на сумму $1,3 млн, а также 300 автобусов и 30 легковых автомобилей - в день саммита они использовались для перевозки иностранных делегаций. Таким образом, китайское руководство в значительной мере финансировало проведение бишкекского саммита ШОС из своих средств, что указывает на особую важность, которую в Пекине придавали этому форуму.

Более того, за несколько дней до начала саммита ШОС в Бишкек с государственным визитом прибыл сам председатель КНР Ху Цзиньтао в сопровождении весьма представительной делегации, в которую вошли вице-премьер госсовета КНР У И, глава Минобороны Цао Ганчуань, глава МИД Ян Цзечи, председатель госкомитета по делам развития и реформ Ма Кай, а также министр коммерции Бо Силай. В ходе визита были заключены принципиально важные соглашения, гарантирующие киргизской экономике значительный приток китайских инвестиций. Так, экспортно-импортный банк КНР выдал льготный кредит на строительство Кызыл-Кийского цементного завода, а Государственный банк развития (ГБР) КНР финансировал крупнейшую в стране телекоммуникационную компанию "Кыргызтелеком". Кроме того, руководство ГБР заявило о намерении создать спецфонд для кредитования малого и среднего бизнеса в Киргизии. Наконец, Бишкек и Пекин договорились о строительстве железной дороги, которая должна связать Узбекистан, Киргизию и Китай3.

БАЗА США В КИРГИЗИИ ПОКА ОСТАЕТСЯ

Сведения о причинах столь неожиданной щедрости Пекина начали просачиваться в прессу еще перед началом саммита ШОС. Так, из источников в руководстве Киргизии стало известно, что в обмен на финансовую помощь руководство КНР ожидает от президента К. Бакиева более решительных действий в отношении базы американских ВВС в киргизском аэропорту Манас под Бишкеком.

Эта база использовалась американскими военными с декабря 2001 г, как ключевой авиамобильный центр для поддержки операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане, а осенью 2005 г. после закрытия американской авиабазы Карши-Ханабад в Узбекистане сюда были переведены военно-транспортные самолеты С-130 - договоренности об этом были достигнуты в ходе встречи К. Бакиева с госсекретарем США К. Райс. Впрочем, еще в 2004 г. в июльской декларации саммита ШОС в Астане содержался призыв к Вашингтону определиться со сроком вывода своих ВВС с территории Киргизии. В мае 2006 г. К. Бакиев даже намеревался увеличить ежегодную плату за аренду базы с $2 млн. до $207 млн, однако в итоге после переговоров было принято решение о том, что США будут оказывать Киргизии экономическую помощь в размере около $150 млн, причем плата за базу будет входить в эту сумму. Впоследствии весной 2007 г. киргизский парламент начал бурную кампанию по выдворению базы.

Как ожидали многие эксперты, именно на саммите ШОС в Бишкеке К. Бакиев должен был потребовать от США вывода авиабазы, однако этого не произошло. Возможным объяснением этого может служить то

стр. 15


обстоятельство, что в соответствии с принятой США программой "Вызовы тысячелетия" Бишкеку обещано $16 млн. безвозмездной помощи4. Координатором этой программы стало Агентство США по международному развитию (USAID) - структура, близкая к госдепартаменту США5.

Впрочем, о необходимости вывода американских баз из Центральной Азии не говорил в Бишкеке и сам председатель КНР. Выступление Ху Цзиньтао перед участниками VI саммита ШОС было в основном посвящено утверждению концепции "гармоничного мира", которая должна привести к "установлению более справедливого миропорядка"6, а официальные высказывания председателя КНР в Бишкеке были подчеркнуто миролюбивыми, что, скорее всего, отнюдь не является случайностью.

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПОДЧЕРКНУТОЕ МИРОЛЮБИЕ КИТАЯ?

В этом отношении весьма показательно, что китайский лидер не поддержал дискуссию о развертывании Соединенными Штатами системы своей противоракетной обороны (ПРО), которая имела шанс стать едва ли не ключевой темой саммита. Дело в том, что на министерских конференциях стран "шестерки", которые проходили в Бишкеке в июне и июле 2007 г. в рамках подготовки к саммиту, тема ПРО неоднократно поднималась представителями российской стороны. Внимание Москвы к теме ПРО вполне понятно - планы Вашингтона по размещению своего радара в Чехии и десяти ракет-перехватчиков в Польше стали причиной заметного охлаждения в отношениях между Россией и США. В июне 2007 г. министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил в Бишкеке о том, что "размещение элементов ПРО США в Европе не только нарушает военно-стратегический паритет, но и ставит под угрозу взаимодействие между Россией и структурами ЕС и НАТО в области безопасности". По его словам, "такие действия вызывают в памяти времена "холодной войны"7. Об опасных последствиях односторонних действий США в области ПРО говорил в Бишкеке и глава российского МИДа С. Лавров.

Учитывая заявления российских министров, можно было ожидать, что тема ПРО будет серьезно обсуждаться на саммите ШОС и будет отражена в Бишкекской декларации. Поддержка этой темы Китаем была бы вполне логична - в настоящий момент США, Австралия и Япония ведут активные переговоры о создании совместной системы ПРО на Тихом океане, которая, как официально было объявлено, направлена на сдерживание КНДР. Последний раунд этих переговоров, начавшихся еще в марте 2007 г., проходил на форуме АТЭС в Австралии в сентябре прошлого года. Однако фактически, как отмечалось в майском (2007 г.) докладе Пентагона Конгрессу США о состоянии вооруженных сил КНР8, эта же система сможет блокировать ядерные силы Китая, размещенные на стратегических атомных подводных лодках в Тихом океане.

И, тем не менее, единственным лидером, который пытался развернуть дискуссию по проблеме ПРО, стал приглашенный на саммит ШОС президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Он заявил о том, что "намерение некоторых стран разместить ПРО в некоторых точках мира угрожает не только одной стране - но касается и Евразийского континента, и Азии, и членов ШОС"9. Однако никакой реакции со стороны председателя Ху Цзиньтао на эти слова не последовало. И если президент РФ В. Путин все же озвучил российский ответ на следующий день (17 августа, в день завершения антитеррористических учений ШОС "Мирная миссия-2007" на российском военном полигоне Чебаркуль, президент РФ объявил о возобновлении полетов российской стратегической авиации), то Пекин вообще проигнорировал эту тему.

Таким образом, на наш взгляд, VI саммит ШОС в Бишкеке во многом был использован китайским руководством в том числе для того, чтобы продемонстрировать принципиальную незаинтересованность Пекина в превращении организации в военный блок. И хотя военные из КНР приняли активное участие в "Мирной миссии-2007" (1,7 тыс. солдат, а также вертолеты G-9, Ми-17 и штурмовики G-7A), командующий группировкой Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал-полковник Сюй Цилянь всякий раз неустанно подчеркивал, что "учения не направлены против третьих стран"10.

Какие же цели в первую очередь преследовало китайское руководство в Бишкеке?

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Это выяснилось лишь вслед за завершением самого саммита ШОС, после визита Ху Цзиньтао в Казахстан. В Астане председатель КНР Ху Цзиньтао и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали целый ряд масштабных энергетических контрактов и, прежде всего, пакет договоров о строительстве трубопроводов между Казахстаном и КНР. Согласно этим договорам, предусматривается строительство второй очереди нефтепровода Атасу - Алашанькоу. Этот нефтепровод, пропускная способность которого составляет 10 млн. т в год, был окончательно достроен в декабре 2005 г. и стал первой трубой, связавший Китай с Центральной Азией. Тогда работы велись ударными темпами (менее двух лет) и обошлись в $806 млн. На этот раз вторая очередь нефтепровода должна связать Китай с казахстанскими месторождениями на Каспии. Оператором проекта с китайской стороны будет крупнейшая в КНР нефтегазовая госмонополия "Китайская национальная нефтегазовая корпорация" (КННК), занимающая на этом рынке крепкие позиции после покупки в августе 2005 г. за $4,18 млрд. компании PetroKazakhstan. Как подчерк-

стр. 16


нул руководитель КННК Цзянь Цзэминь, уже к 2009 г. нефтепровод будет построен и заработает на полную мощность11. А Назарбаев заверил китайского гостя, что в 2011 г. нефтедобыча на Каспии будет запущена в полную силу12.

В ходе того же визита был подписан не менее важный договор о транспортировке энергоносителей из Центральной Азии в Китай. Ху Цзиньтао и Н. Назарбаев договорились о том, что именно через Казахстан пройдет газопровод Туркмения - Китай. Строительство этого газопровода станет вторым крупнейшим энергетическим проектом Пекина в Центральной Азии.

Его реализация началась еще в апреле 2006 г., когда тогдашний президент Туркменистана Сапармурат Ниязов согласовал в Пекине условия о соглашении сотрудничества, предусматривавшее строительство прямого газопровода из Туркмении в Китай и ежегодные поставки 30 млрд. куб. м туркменского газа. Однако в декабре 2006 г. президент Ниязов неожиданно умер, что поставило под сомнение реализацию данного соглашения.

Новый туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов в начале 2007 г. твердо пообещал тогдашнему премьеру РФ М. Фрадкову, что преимущественное право импорта газа вплоть до 2028 г. останется у российского "Газпрома", поскольку Ниязов не успел скрепить подписью договор с китайцами, а никаких новых шагов в этом направлении Ашхабад не планирует. В итоге в мае 2007 г. президенты России, Казахстана и Туркмении подписали соглашение о строительстве прикаспийского газопровода, который, по мысли Москвы, окончательно привяжет туркменский ТЭК к России.

Однако в конце июля 2007 г. Гурбангулы Бердымухаммедов посетил Пекин с первым визитом и вместе с Ху Цзиньтао подписал между Госагентством по углеводородным ресурсам Туркменистана и КННК соглашение о разделе продукции на газовом месторождении Багтыярлык на правобережье Амударьи, которое станет сырьевой базой для строительства газопровода "Центральная Азия" из Туркмении в Китай. Кроме того, КННК подписала с "Туркменгазом" 30-летний контракт на поставку 30 млрд. куб. м газа ежегодно, начиная с 2009 г. При этом Пекин выдал Ашхабаду льготный кредит, который пойдет на закупку китайских буровых установок13.

ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ

Таким образом, поездка председателя КНР в Центральную Азию позволила Пекину заключить ряд принципиально важных соглашений о поставках энергоносителей, жизненно необходимых для растущей китайской экономики. Фактически после этого турне Центральная Азия превращается в едва ли не ключевое и самое надежное звено системы энергобезопасности КНР.

Конечно же, большая часть нефти в КНР поступает из стран Ближнего Востока, а также из Африки (Черный континент обеспечивает треть импортируемой Китаем нефти), однако энергоресурсы из этих регионов транспортируются в Китай по морю, а значит энергопоставки могут подвергнуться значительному риску. Например, в случае начала войны в Персидском заливе и блокадой Ираном Ормузского пролива Пекин рискует лишиться почти всей ближневосточной нефти. А в случае перекрытия каким-либо государством Малаккского пролива КНР и вовсе может лишиться энергоносителей и из Африки, и с Ближнего Востока. Поиск обходных маршрутов увеличит цену энергоносителей и затянет срок их доставки к берегам КНР. Развиваемые же Китаем альтернативные варианты (в частности, поставки нефти из Венесуэлы и сжиженного природного газа из Австралии) также нельзя признать достаточно надежными - ведь и в этих случаях транспортировка будет идти по морю.

Именно поэтому транспортировка энергоносителей через сухопутные магистральные трубопроводы представляется Пекину лучшей гарантией собственной энергобезопасности. А потенциальных баз энергоресурсов для этого существует всего две - Восточная Сибирь и Центральная Азия. Все это время Пекин работал в обоих направлениях. Так, еще в марте 2006 г. В. Путин в ходе своего визита в Пекин присутствовал при подписании меморандумов о поставках российских энергоносителей в Китай. Однако реализация этих амбициозных проектов до сих пор тормозится многими нерешенными вопросами между российскими и китайскими госкомпаниями, среди которых, прежде всего, вопрос о цене поставок.

Как показывает практика, центральноазиатские лидеры оказались для Пекина намного более удобными и сговорчивыми партнерами. По крайней мере, об этом говорит успешный запуск нефтепровода Атасу - Алашанькоу. И в этом смысле ШОС представляется идеальным механизмом поддержания стабильности в регионе, что отвечает долгосрочным интересам Пекина. Не случайно в Бишкекской декларации, принятой по итогам VI саммита ШОС, отмечается, что "стабильность и безопасность в Центральной Азии могут быть обеспечены, прежде всего, силами государств этого региона на базе утвердившихся в нем региональных международных организаций"14.


1 www.fergana.ru (17.02.2007).

2 www.president.kg (01.08.2007).

3 http://www.xinhua.cn (12.08.2007).

4 www.mcc.gov (09.08.2007).

5 www.usaid.gov (10.08.2007).

6 www.xinhua.cn (16.08.2007).

7 РИА "Новости", 27.06.2007.

8 www.defenselink.mil (23.05.2007).

9 www.reuters.com (16.08.2007); Коммерсантъ, 17.08.2007.

10 http://www.xinhua.cn (14.08.2007).

11 www.cnpc.com.cn (19.08.2007).

12 www.xinhua.cn (19.08.2007).

13 www.cnpc.com.cn (18.07.2007); www.turk-menistan.ru (18.07.2007).

14 Адрес документа на официальном веб-сайте ШОС - http://www.sectsco.org/news_de-tail.asp7id-1650&LanguageID=3


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ-ПОЛИТИКА-КИТАЯ-В-ЦЕНТРАЛЬНОЙ-АЗИИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ГАБУЕВ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 24.07.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ-ПОЛИТИКА-КИТАЯ-В-ЦЕНТРАЛЬНОЙ-АЗИИ (date of access: 28.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ГАБУЕВ:

А. ГАБУЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
56 views rating
24.07.2023 (309 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
24 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
29 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
29 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
42 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
61 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
97 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
102 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
114 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
118 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
119 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android