Libmonster ID: UZ-1218

Замечательный мастер русского слова, К. Г. Паустовский особое внимание уделял определениям. Он считал, что эпитет "должен быть точен, свеж и скуп". Это высказывание относится и к эпитету маслянистый, который встречается в опубликованных сочинениях Паустовского 27 раз, при этом из них 16 приходится на "итоговую" автобиографическую "Повесть о жизни" (1946 - 1963).

Маслянистый представляет собой суффиксальное прилагательное со значением "содержащий то или сходный с тем, что названо в основе мотивирующего слова" (Грамматика современного русского литературного языка. АН СССР. М., 1970. § 465), т.е. оно имеет различные значения: похожий на масло (как бы покрытый им: лоснящийся, скользкий) и пропитанный маслом. Толковые словари приводят несколько единичных случаев употребления эпитета маслянистый русскими писателями: Н. Некрасовым, М. Салтыковым-Щедриным, Л. Леоновым, А. Куприным, М. Горьким, К. Фединым, М. Шолоховым.

Не фиксирует его Словарь эпитетов литературной русской речи А. Зеленецкого (1913 г.), а также ни один из словарей синонимов русского языка. Этому можно найти объяснение. Дело в том, что прилагательное маслянистый долго не воспринималось (пожалуй, и сейчас еще не всегда воспринимается) как художественный, а тем более поэтический эпитет из-за того, что оно носит либо явно выраженный "технический", либо сатирически-отрицательный оттенок (см. у Салтыкова-Щедрина: "лицо покрыто маслянистой слизью"). Примеры поэтического употребления этого эпитета в художественной литературе крайне редки: "Маслянистое вино" (Некрасов), "маслянистые листочки" (Федин).

Ни один из наших словарей не приводит примеров употребления прилагательного маслянистый И. Буниным. А между тем, уже в первом своем крупном произведении "Романтики" Паустовский ссылается на него: "Читал свои рассказы Бунин. Его глухой голос без интонаций усыплял. Сюртук был застегнут на все пуговицы <.. .> Но за этим сюртуком вдруг расцветала жаркая Иудея, и русский язык сверкал, как только что найденный клад золотых монет". Позже в "Повести о

стр. 28

жизни" он вновь вспомнил о Бунине, выступавшем в 1914 году в Москве. Последний раз он видел его в 1920 году в Одессе перед отъездом Бунина в эмиграцию. Паустовский боготворил этого писателя и в 1961 году посвятил ему специальный очерк. В свою очередь, и Бунин высоко оценивал прозу Паустовского.

В приведенной цитате из "Романтиков" Паустовский упомянул древнюю Иудею, ожившую под пером Бунина. Действительно, в 1907 - 1911 годах Бунин опубликовал серию очерков, объединенных им позже в один цикл - "Тень птицы", куда вошли описания его путешествий по Средиземному морю и библейской Палестине. В этих очерках, которые поразили молодого Паустовского, Бунин так описывает море: "Густым сине-лиловым маслом светит <...> вода"; море "было густое сине-лиловое масло"; "я с изумлением глядел на это горящее масло, лизавшее пароход".

Такой художественно-эмоциональный образ действительно трудно забыть. И Паустовский позже прибегает к этому приему описания в своей прозе: "Вода в бухте казалась покрытой слоем темного оливкового масла" (1935); "Мы вышли не в море, а в лиловое пламя" (1957); "Море тяжелое и гладкое, как оливковое масло" (1961).

В своих очерках Бунин использовал и прилагательное маслянистый: "Маслянисто-золотые полосы" света из иллюминаторов падали на волны; "бронзово-зелеными маслянистыми бревнами лежали свиноглазые крокодилы"; река сливается с "маслянистой, жгуче-горькой и тускло-зеленоватой водой асфальтической". В других произведениях тех лет: "под маслянистой желто-смуглой кожей", "черны и маслянисты были его волосы, его борода, смугло и маслянисто лицо". В период 1907 - 1913 годов Бунин особенно часто обращался к прилагательным с суффиксом -ист. В поэтических произведениях у него часто встречаются: змеистый, смолистый, когтистый, каменистый, скалистый, лучистый, волнистый... и, конечно же, маслянистый ("маслянистый блеск воды, огнями озаренной").

Впервые эпитет маслянистый зафиксирован у Паустовского в "Романтиках": "Маслянистая мастика сожгла горло". Затем в 1924 году: "Черным лаком пылал асфальт, изъезженный маслянистыми шинами". Позже - в 1930 и 1933 годах: "Маслянистый и соленый запах хамсы", "розовое и маслянистое мясо лососины", "маслянистые волны". С 1944 года Паустовский вновь начинает употреблять этот эпитет. Помимо традиционно определяемых понятий: вода, глаза, волна -эпитет маслянистый используется писателем и применительно к таким понятиям, как глыбы халвы, табак, медь.

Наряду с этим для писателя характерны и метафорические эпитеты, определяющие отвлеченные понятия: запах, тепло, сладость. И здесь вновь прослеживается образная параллель в описаниях Бунина (прошел возле "вздыхающей машины, обдавшей... своим теплом и

стр. 29

запахом разогретого масла") и Паустовского ("маслянистое тепло машинных отделений").

В одних случаях описания Паустовского предельно реалистичны: "Маслянистая струя лилась с шумом из машинного отделения"; "Паровоз громко вздыхал, и из него капала на песок горячая маслянистая вода"; "Становилось вдвое жарче от раскаленного паровоза и лившегося из тендера маслянистого кипятка". Здесь струя, вода, кипяток потому маслянисты, что действительно содержат масло. В одной из книг "Повести о жизни" Паустовский так и пишет: "...из паровоза неожиданно полилась... горячая вода, смешанная с машинным маслом".

Но нередко встречаются неожиданности такого рода: "Она угощала меня пирожными-меренгами, таявшими во рту с маслянистой холодной сладостью". Развернутые описательные образы ранних произведений ("Чубиров сиял <...> как вымазанный маслом кочегар"; машинист - "маленький, блестящий от машинного масла старик") в автобиографической повести трансформируются в краткую, но емкую и выразительную характеристику: "Ходили, матерясь, маслянистые кочегары".

Некоторые образы у Паустовского удивительно постоянны и стойки. Он пишет в 1930 году: нефть - "коричневая, с золотым жирным блеском". И почти так же спустя тридцать лет описывает он "маслянистую коричневую с золотым отливом эмбенскую нефть". Этот эпитет может нести разный эмоциональный заряд. Сравним две фразы: "Особенное отвращение вызывал у меня короткий человечек с круглыми маслянистыми глазами" и "Почему-то мне хотелось, чтобы <...> смола в сердцевине сосен приобрела маслянистую красную окраску". Отталкивающее впечатление - в первом случае и радостное восприятие природы - во втором.

У Паустовского встречаются описания, являющиеся синонимами прилагательного маслянистый, но все они более прозаичны, "просты": замасленная спина, блестящий от машинного масла старик, блещущие маслом паровозы, лоснящаяся от автола земля. Как выигрывает по сравнению с ними емкая фраза: "Поезд спал. От него тянуло маслянистым теплом". Точнее и выразительнее не скажешь!

К концу жизни, когда Паустовский, будучи уже тяжелобольным, писал автобиографическую "Повесть о жизни", в которой "слова соперничают по силе воздействия с красками живописи" (Р. Фраерман), он высветил в памяти давно полюбившееся ему прилагательное, открыв в этом "сухом" слове большие художественные и синонимические возможности.

Санкт-Петербург


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ЭПИТЕТ-МАСЛЯНИСТЫЙ-У-К-Г-ПАУСТОВСКОГО

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Н. ШУСТОВ, ЭПИТЕТ МАСЛЯНИСТЫЙ У К. Г. ПАУСТОВСКОГО // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 25.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ЭПИТЕТ-МАСЛЯНИСТЫЙ-У-К-Г-ПАУСТОВСКОГО (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Н. ШУСТОВ:

А. Н. ШУСТОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЭПИТЕТ МАСЛЯНИСТЫЙ У К. Г. ПАУСТОВСКОГО
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android