В весьма интересных тезисах В.И. Максименко, затрагивающих широкий круг проблем современного и будущего центральноазиатского региона, не был отмечен фактор влияния на все происходящее в этой части Старого Света этноконфессионального состава ее традиционного народонаселения. Меж тем предшественники и современники постоянно упоминаемого в тезисах А.Е. Снесарева, в первую очередь отечественные военные специалисты, как, впрочем, и сам Андрей Евгеньевич, придавали данной составляющей исторического процесса в Азии первостепенное воен-
(c) 2003
стр. 86
но-политическое значение. В своих академических и "прикладных" трудах русские военные исследователи отталкивались от классической формулировки, данной по этому поводу еще в середине XIX в. Д.А. Милютиным. Будущий выдающийся реформатор русской армии и организатор первоклассной системы военного образования, тогда еще молодой профессор Николаевской военной академии, Милютин в 1847 г. писал: "Народонаселение: численность его, распределение, степень благосостояния материального, положение моральное - определяют не только численность вооруженных сил, но и существенные их свойства, а также указывают в какой степени в случае войны, правительство может полагаться на содействие народа и на благонадежность самих войск" 1 .
На трудах Милютина, под его руководством, как военного министра в 1861-1881 гг., сформировалась личность одного из самых значительных "устроителей" Азиатской России в конце XIX - начале XX вв. генерала Н.И. Гродекова 2 . В 1879 г., ровно за сто лет до начала советской "акции" к югу от Пянджа, молодой полковник Гродеков проехал верхом через Северный Афганистан и Восточную Персию с целью "исследовать положение в сопредельных странах" 3 . Через три года в своем рукописном "Докладе о положении дел в Средней Азии" (1882), к сожалению мало используемом современными исследователями, он точно предсказал ответную реакцию афганского социума на попытки внешнего, в том числе и русского, вмешательства в его дела 4 . Гродеков писал: "По всей вероятности наше правительство рассчитывает встретить в Афганистане... друзей. На чем основано такое предположение? Есть много указаний на то, что мы будем приняты подобно другим "кяфирам", едящим свинину, не в качестве друзей... На Афганистан надо смотреть скорее, как на федерацию, чем как на нечто органически целое. Кабульское правительство может заключать договоры с иностранными державами, а народ будет действовать по- своему. Так, впрочем, всегда было в Азии. Вот почему великие азиатские полководцы, покоряя страны, или вырезывали целое население, или переселяли покоренных в ядро своих государств... Азиатские государства не есть нечто неделимое. В состав почти каждого из них входят такие элементы, которые подчиняются центральной власти настолько, насколько это им выгодно... Власть кабульского правительства не действительна на всем пространстве афганской территории; есть афганские племена, которые признают лишь (формально. -Д.А. ) гегемонию Кабула... Афганцы, храбрый воинственный народ, всегда были того мнения, что им никаких союзников не надо, что они сами справятся со всяким врагом" 5 .
Откровенно жесткую характеристику состояния и перспектив "разноплеменности" в азиатской части России и вокруг нее дал в своих рукописных записках 1909-1912 гг. последний русский фельдмаршал Д.А. Милютин 6 . В неопубликованной статье "О разноплеменности в населении государств" он писал: "Из числа современных государств всех частей света, испытывающих невыгоды разноплеменности своего населения, первое место занимает наше Отечество... Население... на пространстве присоединенного к Азиатской России обширного Туркестанского края и степных областей... составляет скопление самых разнообразных племен под многими местными наименованиями... Обобщает их мусульманство... Спрашивается: можно ли признать такое приобретение выгодным для государства? Укрепило ли оно или ослабило политическое и военное положение России в Азии? - В основании такого вопроса лежит конечно недоверие к иноплеменному составу населения вообще, недоверие которое в настоящем случае оправдывается в некоторой степени прославленною воинственностью и лихостью Туркмен и остального населения в соединении с общею шаткостью Азиатцев. Было бы рискованно вовсе отрицать всякие сомнения относительно настроения и образа действий населения новоприсоединенного края в будущем, при всяких могущих наступить обстоятельствах. Распространение... русских
стр. 87
владений в Азии имело главною целью, главным побуждением устранить опасность, которая угрожала бы России, если бы страны, прилегающие к ее границам в Азии попали в другие руки, кроме России 7 . В размышлениях о нашей Азиатской окраине... первое место... должно занимать положение дел на Дальнем Востоке, вопрос общеевропейский, мировой о перерождении Китая и возрастании силы Японии - вопрос об опасности, грозящей (России. -Д.А. ) со стороны желтой расы" 8 .
Д.А. Милютин был категорическим противником предоставления кому-либо даже минимальной автономии, считал ее "положительно вредной государству, первым шагом к сепаратизму а затем к полному отпадению от государства" 9 . По его твердому убеждению, все настоящее и будущее России в Азии (как и в Европе) в конечном счете зависело "от умелой и честной администрации". Главный же путь дальнейших действий для России Милютин видел прежде всего все же не в применении силы (значение наличия которой фельдмаршал естественно никогда не отрицал), а в развитии отечественной системы образования. Он писал по этому поводу: "Именно школа и только школа может оказать благотворное действие на все население в смысле сближения племен и объединения государства. Правительству нашему необходимо обратить особенное внимание на эту задачу, не жалея потребных финансовых средств" 10 .
Полную солидарность с лишенными какого-либо оптимизма мнениями своих предшественников о ситуации в Центральной Азии проявил блестящий знаток восточных, в том числе афганских реалий А.Е. Снесарев. Особое значение здесь имела опубликованная им в 1921 г. и сейчас только что переизданная его книга "Афганистан". По глубокому убеждению Снесарева, любое кабульское правительство сможет удержаться у власти, только стараясь обеспечить полную "самостоятельность" страны, доставить ей "шансы просторного развития в русле религиозно-национальных интересов" и получить "симпатию... господствующей народности" Афганистана - пуштунов. Андрей Евгеньевич считал, что "упорные и гордые" пуштунские племена, несмотря на все внутренние распри между ними, "как бы ни сыпали золотом" на них желавшие их подкупить "неверные", в "роковую минуту большой войны" сольются, защищая "одинаковые национальные интересы", в одну "единодушную семью" и будут твердо противостоять всем "иноверцам" 11 . Анализируя возможные "уязвимые" стороны афганского миропорядка, Снесарев отмечал несомненную "неприязнь" между пуштунами и узбеками северных провинций, известные столкновения интересов различных толков местного "мусульманства" (суннизм, шиизм, исмаилизм), заметно подрывающие исламское "религиозное единство" 12 . В то же время ученый был далек от переоценки значения этих факторов и в конечном счете сделал вывод о том, что при всей своей "разноплеменности" и внутриконфессиональных отличиях, мусульмане Афганистана интегрированы "глубоким недоверием" и "неукротимой враждой" к европейцам 13 . По мнению Снесарева, любые надежды "внешнего мира" серьезно вовлечь афганцев в свои дела призрачны и утопичны, поскольку "политические расчеты могут повести (всегда временно) Афганистан на ту или иную сторону, но чувства останутся одинаково враждебными ко всякому европейскому государству" 14 .
Приведенные нами оценки видных русских военных деятелей достаточно убедительно свидетельствуют, что в их среде отсутствовали какие-либо иллюзии и вера в "светлое будущее" взаимоотношений европейских стран, в том числе и России, с центральноазиатским миром. Во второй половине XIX - начале XX в. российское государство стало внедрять в Туркестане "капитализм вдоль линии железных дорог", в 1917-1991 гг. последовал более значительный по размаху виток местного индустриального развития; без железных дорог, но все же стали складываться первичные элементы индустриального общества и в Афганистане 15 . Однако все это, как и различные "социалистические" или "демократические" внешние формы, не изменило внутренней сути центральноазиатского социума. Своего рода "племенной социализм"
стр. 88
сочетался, "трайбалистская демократия" сочетается и будет сочетаться здесь со склонностью к традиционной "архаизации" (А.П. Новосельцев), с сохранением привычных "общинно-деспотических" устоев (С.П. Поляков). Религия и идеология, исламская, квазисоциалистическая или либерально-демократическая риторика весьма часто лишь прикрывали, прикрывают и будут прикрывать вполне естественное стремление коренного населения Центральной Азии существовать в рамках своего многовекового, исторически сложившегося образа жизни, невзирая на недовольство по этому поводу представителей других стран Старого или Нового Света. Отмеченные русскими военными исследователями тенденции, на мой взгляд, отчетливо проявились и проявляются в реакции коренного населения Афганистана на вмешательство "внешнего мира" в его жизнь в последние годы. Попробуем сопоставить ход афганских "акций" СССР и США в следующей таблице:
NN |
|
СССР, 1979-1989 |
США, 2001 |
1 |
Местная опора |
Марионеточное правительство в Кабуле |
Марионеточное правительство в Кабуле |
2 |
Реальный контроль территории |
Кабул + несколько больших городов (достаточно условно) |
Кабул + несколько больших городов (достаточно условно) |
3 |
Политический уровень руководства "акцией" |
Незнание и нежелание считаться с местными реалиями |
По сообщению западных СМИ, 11 сентября 2001 г. "мозговая команда" Белого дома срочно стала искать на карте мира, где же находится Афганистан |
4 |
Способы и методы действий |
Военный + идеологические "заклинания" + поиски мифических местных "здоровых сил"; массового подкупа противника деньгами не было, ибо это противоречило "чистоте генеральной линии" |
Военный + активнейший подкуп всех, кого возможно, дающий в афганских условиях достаточно сомнительный конечный результат |
5 |
Религиозный фактор |
Конфронтация с исламом внутри и вне Афганистана. |
Неуклонное ухудшение отношений с местными и зарубежными исламскими кругами. |
6 |
"Племенной" фактор |
Попытка воевать против "азиатов" руками "азиатов" |
Попытка воевать против "азиатов" руками "азиатов" + формирования союзников по НАТО |
7 |
Итоги |
Военно-политическая неудача, ускорившая распад СССР в 1991 г. |
? |
Возможности реального воздействия России на события, происходящие в этой части Азии, в силу нынешней экономической и военной слабости нашей страны сейчас и в ближайшие десятилетия весьма ограниченны. Степень ее влияния на местную элиту, на мой взгляд, во многом может зависеть от сохранения старых научных и образовательных связей, пока еще до конца не исчезнувших в южных регионах постсоветского пространства. К сожалению, проводимая ныне реформа национальной школы, отказ от завещанной Петром Великим и Михаилом Ломоносовым системы организации просвещения не только лишает Россию этой возможности, но и может иметь самые печальные последствия для национальной безопасности нашего Отечества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Милютин Д.А. Первые опыты военной статистики. СПб., 1847. Кн. 1. С. 60.
2 Многие годы Николай Иванович Гродеков являлся военным губернатором Сыр-Дарьинской области, затем генерал-губернатором Приамурья и Туркестана. Более подробно см.: Источник. 2002. N 5.
стр. 89
3 Литературным плодом этой поездки Гродекова стали его очерки "Через Афганистан" (СПб., 1880), тут же переведенные на английский, немецкий и французский языки.
4 Копия данного документа, хранившаяся в Центральном архиве Туркменской ССР, была частично воспроизведена в книге: "Присоединение Туркмении к России" (Ашхабад, 1960. С. 664-666).
5 РГВИА. Ф. 400 "Главный штаб. Азиатская часть". Оп. 1. Ед. х. 749. Л. 6 об. - 8 об.
6 Милютин был произведен в генерал-фельдмаршалы 16 августа 1898 г. и стал последним русским, получившим этот чин.
7 Здесь имелась в виду прежде всего тогдашняя главная соперница России на Востоке - Британская империя.
8 Милютин Д.А. О разноплеменности в населении государств (1911 г.) // ОР РГБ. Ф. 169. Картон 82. Ед. х. 31. Л. 4-4 об., 13-14. См. также: Милютин Д.А. Заметка о революционных событиях в Китае (январь 1912 г.) // ОР РГБ. Ф. 169. Картон 82. Ед. х. 32.
9 Милютин Д.А. О разноплеменности в населении государств... Л. 26.
10 Там же. Л. 24. Данная записка Милютина только что вышла из печати. См.: Источник. 2003. N 1. С. 50-65.
11 Снесарев А.Е. Афганистан. М., 2002. С. 94.
12 Там же. С. 126.
13 Там же. С. 105.
14 Там же. С. 127.
15 Более подробно см.: Арапов Д.Ю. Россия и Средняя Азия в XVIII - начале XX в. // Сборник Русского Исторического общества, М., 2002. Т. 5 (153).
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |