25 июня 2008 г. в Институте востоковедения РАН была проведена очередная ежегодная конференция, организованная Отделом ЮВА ИВ РАН. Она была посвящена современным социально-экономическим и политическим проблемам и тенденциям развития ЮВА на региональном и страновом уровнях. В ней приняли участие сотрудники Отдела ЮВА, академических институтов и высших учебных заведений Москвы, работники МИД РФ и других практических организаций.
Программа конференции включала три блока вопросов: первый - основные доклады, второй - выступления по общерегиональным проблемам экономики и политики, третий - страновые проблемы. С основными докладами выступили зав. Отделом ЮВА Д. В. Мосяков, посол по особым поручениям В. Н. Добровольский (МИД РФ), С. А. Былиняк (ИВ РАН).
В докладе "Юго-Восточная Азия в поисках внутренней консолидации и внешнеполитического равновесия" Д. В. Мосяков отметил новые факторы и тенденции в борьбе великих держав за доминирование в ЮВА. Япония и США стараются упрочить свои позиции и ограничить экспансию Китая. Пекин рассчитывает путем экономической и политической экспансии крепче привязать к себе страны региона. Новые факторы 2007 г.: активная наступательная политика Японии и позиция стран АСЕАН (прежде всего наиболее развитых), стремящихся сплотить региональный блок для поддержания многовекторного баланса интересов. В рамках такой политики равноудаленности политические элиты ведущих стран Ассоциации в качестве противостояния китайской экспансии стали энергично выступать за развитие отношений с Японией и расширение американского присутствия в ЮВА. Происходят существенные перемены и внутри АСЕАН. В завершающий этап вступило принятие Хартии Ассоциации - документа, подготовленного рядом влиятельных региональных политиков. В случае его ратификации всеми членами АСЕАН коренным образом изменятся принципы ее внутреннего устройства. В Хартии утверждаются западные ценности как абсолютные, которым обязаны следовать все страны АСЕ А Н. Но именно попытка консолидировать страны АСЕАН на этой основе, вероятнее всего, вызовет противодействие тех режимов, которые не готовы и не расположены идти по западному пути.
Китай, в свою очередь, вносит коррективы в свою политику экспансии. КНР фактически делит ЮВА на собственно континентальные и островные страны. С этой целью Китай реализует давнишний проект Большого Меконга. Наименее развитые и бедные страны ЮВА - Вьетнам, Камбоджа, Лаос. Мьянма - рассматривают сегодня Китай как главный источник финансовых ресурсов. Китай уже вкладывает в их развитие немалые средства. Таиланд же при своей в целом прозападной ориентации - традиционно дружественное Китаю государство. Таким образом, Пекин, не отказываясь от развития зоны свободной торговли со странами АСЕАН, параллельно создает новый проект, где уже сегодня китайская гегемония не могла бы серьезно оспариваться.
стр. 118
В. Н. Добровольский в докладе "Тенденции интеграционных процессов на пространстве АТР", анализируя роль России в АТР, отметил значимость и плодотворную деятельность РФ в регионе ЮВА, участие в интеграционных процессах в Восточной и Юго-Восточной Азии, активность нашей страны в АТЭС, в новой региональной структуре - Восточно-Азиатские Саммиты (ВАС). Докладчик обратил особое внимание на многообразие и комплексность проблем, переплетение различных тенденций и факторов в АТР и в ЮВА в частности (проблемы региональной и национальной безопасности, культурно-исторические аспекты, вопросы экономической и продовольственной безопасности, этноконфессиональный фактор и т.д.). В нашей политике в АТР, подчеркнул докладчик, необходимо учитывать специфику региона. Необходим анализ влияния и последствий нынешнего глобального финансового кризиса на страны АТР, и в первую очередь на развивающиеся страны Восточной и Юго-Восточной Азии, в которых, кроме того, остро ощущаются проблемы продовольственного кризиса. Комплекс данных проблем может решаться только в глобальном масштабе под эгидой ООН. В. Н. Добровольский также подчеркнул, что проведение АТЭС в 2012 г. в России для нашей страны - важный шаг в развитии глобализации.
С. А. Былиняк рассмотрел влияние мирохозяйственных процессов на экономику развивающихся стран. Он отметил, что за последние годы в экономической литературе в оборот прочно вошел термин "decouple" ("размежевание"). Имеется в виду, что влияние экономических циклов центров мирового хозяйства на периферию ослабевает. И текущий глобальный экономический кризис подтверждает это. В условиях этого кризиса многие развивающиеся страны сохраняют высокие темпы роста. Это в полной мере относится и к ЮВА. Механизм "размежевания" обусловлен, во-первых, тем, что усиливаются воспроизводственные связи между развивающимися странами. Во-вторых, на протяжении текущего десятилетия развивающиеся страны давали основной импульс мировой экономике за счет их быстрого экономического роста и интенсивной структурной перестройки хозяйства. Однако докладчик отмечает следующее. В течение последних лет главными факторами экономического роста в ряде стран ЮВА были благоприятные внешние условия, прежде всего рост цен экспортных товаров. Кризис на ведущих финансовых рынках обусловил напряженность с ликвидностью, повышение цены заемных средств, в результате чего ухудшилась платежеспособность периферийных должников, резко замедлился приток трансграничных финансовых ресурсов. Правда, это не сильно отразилось на странах ЮВА, которые пережили финансовый кризис, их финансовые институты проводили консервативную политику. Однако для некоторых других развивалпцичея стран процесс был более болезненным. В настоящее время глобальный экономический кризис, источником которого являются экономические проблемы ведущих развитых стран, и прежде всего США, далек от своего завершения. И лишь по окончании его можно будет судить, насколько и по каким направлениям происходит экономическое размежевание между центром и периферией.
Второй блок открыло выступление О. В. Копылова (аспирант МГИМО (У) МИД РФ) "К вопросу о развитии сотрудничества между Россией и АСЕАН: проблемы и перспективы". С 1996 г. Россию и АСЕАН связывают отношения "диалогового партнерства", однако реально процесс сотрудничества начался после первого саммита Россия-АСЕАН, состоявшегося в Куала-Лумпуре в декабре 2005 г. Именно тогда был заложен международно-правовой фундамент наших отношений. Сегодня главной задачей является последовательная реализация положений этих документов. Стороны начали с формирования нормативно-правовой базы сотрудничества и установления постоянного экспертного диалога в областях, представляющих реальный интерес для обеих сторон. Первые результаты такой работы уже есть: налажены консультативные механизмы в ряде областей, таких как антитеррор, наука и технология, туризм; создан финансовый фонд диалогового партнерства Россия-АСЕАН, размер российских взносов в который в 2007 - 2008 гг. составил 1 млн. дол. США.
В то же время процесс налаживания связей между Россией и Ассоциацией пока идет медленно. Прежде всего это относится к торгово-инвестиционному сотрудничеству. Объем торговли России с АСЕАН вырос с 1.3 млрд. дол. США в 2000 г. до немногим более 7.0 млрд. дол. США в 2007 г. (для сравнения: взаимный оборот АСЕАН-Китай за этот же срок увеличился с 20 до 190 млрд. дол. США). Другой фактор - исторически сложившаяся кооперация экономических субъектов стран Ассоциации с Японией, США, Китаем, Южной Кореей и др., большой удельный вес западных ТНК в промышленности и внешней торговле АСЕАН, а также огра-
стр. 119
ниченность российских экспортных ресурсов, представляющих интерес для стран "десятки". В свою очередь, российские товаропотоки, в том числе энергетические, сегодня в значительной степени ориентированы в западном направлении. Определенные перспективы развития торговли с АСЕАН связаны с расширением экспорта российских углеводородов. Из этого следует, что содержательное наполнение сотрудничества России со странами ЮВА напрямую зависит от того, какой модели собственного экономического развития будет придерживаться наша страна. В случае если российское внутреннее развитие продолжится в рамках сырьевой модели, сотрудничество с АСЕАН может свестись к борьбе государств-партнеров за российские природные ресурсы. Если же развитие России на деле пойдет по инновационному пути, Россия получит все шансы закрепиться на рынках стран ЮВА всерьез и надолго.
А. А. Рогожин (ИМЭМО РАН) в выступлении "Интеграционный процесс в ЮВА: энергетический аспект" констатировал, что в 2007 г. в данном регионе крайне обострилась проблема энергетической безопасности. Тревожна и ситуация в нефтегазовом комплексе отдельных стран АСЕАН и положение с энергоносителями на мировом рынке. В целом ЮВА уже через 10 - 12 лет окажется не в состоянии обеспечить свои потребности в энергоносителях за счет собственных ресурсов. Зависимость от импорта заметно нарастает в Индонезии, Малайзии, Таиланде. По расчетам автора, все страны АСЕАН, в том числе и нынешние экспортеры нефти и сжиженного природного газа (СПГ), станут нетто-импортерами нефти и, скорее всего, природного газа. При растущем дефиците энергоносителей в долгосрочном плане ЮВА уже нельзя отнести к числу надежно обеспеченных энергоносителями и потому особо привлекательных для инвестиций регионов. Это имеет важные последствия не только для внутренней политики стран - членов Ассоциации, но и для их внешнеэкономического курса, особенно для политики в сфере энергетики. Решать проблему национальной энергетической безопасности собственными силами ни одна из стран-участниц группировки не в состоянии.
Н. Г. Рогожина (ИМЭМО) в сообщении "Трудовая миграция в ЮВА: тенденции и перспективы" отметила, что в настоящее время это явление обрело новое содержание и формы, и трудовая миграция ныне стала важным фактором регионального развития. Изменилась интенсивность и направленность потоков мигрантов, возникла новая группа стран ЮВА - центров иммиграции с высокой долей иностранных рабочих (Малайзия, Сингапур, Бруней, Таиланд). Автор проанализировала основные направления внутрирегиональной трудовой миграции в 2007 г., отметив ее "феминизацию", а также острейшую проблему нелегальных мигрантов.
М. В. Курицын ("Гео-Спектрум групп") в сообщении "Торговые отношения стран ЮВА с Китаем" привел данные о том, что в 2007 г. баланс торговых операций стран региона с КНР оставался для них весьма благоприятным. По мнению автора, это связано в первую очередь с высоким спросом Китая на сырьевые товары, производимые в ЮВА, особенно на руды, минералы, металлы, нефть, нефте- и химпродукты. Конкурентоспособность китайских товаров на рынках стран ЮВА в целом оставалась невысокой, особенно в группе машин и оборудования. Именно это, как считает автор, побудило Китай сконцентрировать основные усилия по продвижению экспорта в страны материковой части ЮВА, где не только экономические, но и политические позиции КНР заметно сильнее по сравнению со странами островной части региона.
Р. С. Сухарев (ИМЭМО) в сообщении "Ближний Восток-ЮВА: масштабы и сферы экономического сотрудничества" проанализировал причины заметного расширения экономических отношений между странами ЮВА и ближневосточным регионом. По мнению автора, это в первую очередь связано с ценовой динамикой на мировом рынке нефти, обусловившей рост стоимости экспорта из стран Ближнего Востока в ЮВА. В 2007 г. наблюдалось оживление деятельности как частных инвесторов, так и государственных инвестиционных фондов из стран Ближнего Востока в странах ЮВА. Усилились также попытки нефтегазовых компаний некоторых стран региона (особенно индонезийских, малайзийских, таиландских) получить прямой доступ к ресурсам нефти и газа Ближнего Востока (в первую очередь иракским).
И. Н. Клюев (ИМЭМО) в сообщении "Иран-ЮВА: новое направление иранской экономической дипломатии" обосновал предположение о том, что Иран, стремясь расширить свои контакты со странами ЮВА, руководствуется определенными экономическими интересами. Страны же ЮВА надеются развить экономические отношения с Ираном, рассчитывая не столько на расширение поставок нефти и газа из этой страны, сколько на потенциальные возможности иранского рынка для своих товаров и услуг.
стр. 120
Выступление М. Г. Осиновой (ИВ РАН) было посвящено особенностям финансовой интеграции в Юго-Восточной Азии. Она отметила, что в условиях нарастания кризисных явлений на мировых финансовых рынках стабильное развитие формирующихся финансовых рынков в ЮВА, а также в Сингапуре и Гонконге инициирует новую стратегию выстраивания интеграционных связей, переориентируя ее с глобальной на региональную. Намечены и проводятся меры по повышению самодостаточности этого региона в самых различных сферах экономики: от обмена информацией до механизмов финансирования в иностранной валюте. Правительства стран АСЕАН, прежде всего Сингапура, Малайзии, Филиппин, проводят политику, направленную на углубление регионального рынка облигаций, с целью снижения зависимости от банковского финансирования, что поможет защитить свои страны от изменчивости будущих потоков капитала. По мнению М. Г. Осиповой, переориентация интеграционных инициатив с глобального уровня на региональный - это процесс длительный и не очень поддающийся контролю высших правительственных органов. Стихийное проникновение кризисных явлений в структуру формирующихся финансовых рынков может не только остановить этот процесс, но и содействовать его значительной трансформации, вплоть до значительного свертывания интеграционных связей, или же отнесения их на более поздний срок.
А. П. Муранова (ИВ РАН) рассмотрела модели налогообложения в странах ЮВА. В регионе в целом функционируют три модели налогообложения: первая - очень динамичная и весьма либеральная - в Сингапуре, Малайзии и Вьетнаме, вторая - менее подвижная и менее либеральная - в Индонезии, Таиланде и на Филиппинах и третья - малоподвижная и консервативная - в Камбодже, Лаосе и Мьянме, самых слаборазвитых странах региона.
По такому параметру, как налоговое бремя, измеряемое соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП, страны ЮВА разделяются на три группы: в первой (Камбоджа и Мьянма) налоговое бремя крайне низкое (менее 9% ВВП), во второй (Индонезия и Сингапур) - низкое (12%), в третьей (Малайзия, Таиланд и Вьетнам) - умеренно низкое (17 - 20%). С точки зрения структурных характеристик налоговых систем стран региона, в частности соотношения прямого и косвенного налогообложения, различаются две модели: первая - с преобладанием прямых (подоходных и имущественных) налогов в Малайзии и Сингапуре, т.е. в самых развитых государствах региона, и вторая - с преобладанием косвенных (на товары и услуги и таможенные пошлины) налогов в остальных странах. По уровню номинальных ставок налога на юридических лиц, т.е. корпоративного налога, представлены две модели: первая - в Камбодже и Сингапуре - с низким уровнем ставок (18 - 20% налогооблагаемого дохода) и вторая - в остальных странах региона - с высокими ставками (от 28 до 32%). Налог на доходы физических лиц-резидентов взимается по сложной многоступенчатой прогрессивной шкале. По уровню номинальных предельных ставок этого налога различают также две модели: первая - в Камбодже и Сингапуре, где ставки налога низкие (до 20% налогооблагаемого дохода) и вторая - в остальных странах, где налоговые ставки высокие (от 28 до 40%). Нерезиденты уплачивают подоходный налог, как правило, по фиксированной плоской ставке, колеблющейся от 20% в Камбодже, Индонезии и Сингапуре до 25% во Вьетнаме и на Филиппинах и до 28% в Малайзии.
Г. С. Шабалина (ИВ РАН) осветила основные аспекты чрезвычайно острой для стран ЮВВА и ЮА проблемы экономических потерь 2007 - начала 2008 г., связанных с природными катаклизмами. Многочисленные землетрясения, ураганы, наводнения, засухи несут тяжелые последствия для социально-экономической жизни этих стран. Анализ экспертов свидетельствует, что последствия природных катастроф наиболее ощутимы для стран с неразвитой и закрытой экономикой (Мьянма, Бангладеш и др.), с высокими государственными расходами, бедным и малообразованным населением. Восстановление успешнее проходит в странах, реализующих более передовые стратегии социально-экономического развития (в ЮВА - Индонезия, Таиланд, Вьетнам), а также принимающих внешнюю помощь.
Третий блок открыло выступление А. Ю. Другова (ИВ РАН) "Индонезия в 2007 г. Итоги и перспективы" В текущем году, отметил он, наблюдалось обострение предвыборной борьбы. С известной стабилизацией в области экономики контрастировали сохраняющиеся разногласия в элите, что подрывает авторитет власти. Развивались связи с Россией, упрочились отношения Индонезии с Западом, особенно с США. Заслуживают внимания конфликтные ситуации, которые периодически возникают в отношениях Индонезии с соседями, в частности с Сингапуром и Малайзией.
стр. 121
Л. Ф. Пахомова (ИВ РАН) проанализировала работу Форума, созданного в Индонезии в 2005 г. по инициативе представителей деловой и политической элиты и группы видных экономических экспертов и социологов. Его основной задачей стала поэтапная разработка курса "Видение Индонезии в 2030 г.". В нем наряду с частной собственностью допускается коллективная, различные формы которой распространены во многих районах Индонезии. Предлагаются новые формы социального сотрудничества правительства (государства), предпринимателей, бюрократии. Намечается реформирование армии, бюрократического аппарата, рынка труда, земельных отношений. Большое внимание уделяется разработке правил предпринимательской деятельности, сотрудничеству общественного и частнохозяйственного секторов при лидирующей роли последнего. Основным принципом хозяйственной деятельности является рынок в сочетании с элементами государственного регулирования и социального контроля. Создание малых, микро- и средних предприятий должно содействовать борьбе с бедностью. Кампании за здоровый образ жизни, улучшение здравоохранения и сокращение смертности, особенно младенцев, должны привести к продлению жизни к 2030 г. до 74 лет. Численность населения составит 285 млн. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно заявил, что к 2030 г. доход на душу населения составит 18 тыс. дол., и Индонезия войдет в число ведущих экономических держав мира.
Выступление Г. В. Сучкова (Восточный ун-т) было посвящено проблеме вооруженных сил Индонезии в 2007 - 2008 гг. Важное место на шкале правительственных приоритетов занимает перевооружение армии. Где изыскать средства на модернизацию технического парка и как вписать ее в контекст двусторонних отношений Джакарты с ведущими мировыми игроками в военно-технической сфере - серьезные вопросы, которые пытаются решить политики и представители ВС. Активные политические маневры ряда видных отставных офицеров в преддверии насыщенного электоральными событиями 2009 г. - еще одна требующая рассмотрения тема.
В сообщении Е. А. Черепнёвой (ИВ РАН) "Индонезийская православная церковь (ИПЦ) как часть Русской православной церкви (РПЦ): проблемы и перспективы" рассматривалось нынешнее положение ИПЦ. Часть православных приходов в Индонезии находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, часть под руководством архимандрита о. Даниила перешла под юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Все ныне служащие клирики РПЦЗ и их паства являются членами единой Русской церкви. 17 мая 2008 г. был подписан акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ. Это ставит ряд проблем. ИПЦ - официально признанная правительством Индонезии религиозная организация, зарегистрированная в секторе протестантских церквей, которая является зонтичной организацией для православных общин о. Даниила. Московский патриархат поддерживает отношения с иеромонахом Иоасафом как своим клириком (индонезийцем, который окончил Белгородскую семинарию в России, был там же рукоположен и направлен в Индонезию в качестве миссионера как клирик РПЦ). С апреля 2003 г. о. Иоасаф в течение двух лет (пока отсутствовал о. Даниил) возглавлял приход Св. апостола Фомы в Джакарте, а затем основал там отдельный приход.
М. В. Орлова (аспирантка ИВ РАН) осветила современное положение китайских этнических диаспор в Индонезии и Малайзии. В Индонезии китайцы, контролируя свыше 70% экономической деятельности, были объектом политической дискриминации со стороны властей и социальной ненависти коренного населения. Лишь в последние годы этническая напряженность несколько снизилась, хотя этот процесс нельзя считать необратимым. В Малайзии в аналогичной ситуации государственная политика стимуляции экономической роли коренного населения на некоторое время снизила межобщинную напряженность, однако в последние годы китайская и индийская общины выступают за прекращение льгот коренным жителям.
Выступление Е. В. Новиковой (ИВ РАН) "Социокультурный облик современной китайской диаспоры Малайзии и Сингапура" было посвящено теме взаимосвязи между экономической пассионарностью хуацяо в Малайзии и Сингапуре и их традиционной психологией. Очевидно, что в параметрах китайской идеологии существуют определенные предпосылки, сохраняющие связь диаспоры с культурно-цивилизационным ядром. Прежде всего они выражены в философии конфуцианства и даосизма и имеют не религиозный, а скорее этический и практический характер.
Китайская культура лишена жесткой формы религиозного проявления, но отнюдь не лишена глубокого проникновения сакрального начала во все сферы культурной жизни. При отсутствии фиксированной религиозной доктрины, регулирующей сферы духовной жизни, все-
стр. 122
охватывающая сакральная реальность сохраняет свое влияние на общество с древнейших времен. Не озвученная полностью ни в одном из философских учений, она проявляется в их синтезе. Ее действие выходит за рамки идеологии и проявляется в более широких формах: бытовом поведении, стандартах восприятия, типах игрового поведения и даже в формах традиционной кухни - во всем, что относится к сфере действия культурной программы, так называемого кода культуры. Китайская традиционная система мировоззрения в условиях Малайзии приспособилась к реалиям современного мира. Не меняя своей сути, она избрала экономическую деятельность орудием своего социального выражения.
В условиях Сингапура вся политика государства определяется выходцами из китайской культуры. Как показывает более детальный анализ, китайская общность сохраняется до тех пор, пока основные ценностные установки ее членов определяются конфуцианской моралью, а самоидентификация отдельного человека соответствует системе китайского кланового родства. В культуре повседневной жизни китайцев Сингапура можно с уверенностью признать жизнеспособными оба эти параметра.
В. А. Тюрин (ИВ РАН) выступил с докладом ""Чрезвычайка" в истории Малайзии: настоящее и прошлое". "Чрезвычайка" - гражданская война в форме этнического противостояния (малайцы-китайцы), которая продолжалась в Малайе с 18 июня 1948 г. по 31 июля 1960 г. В узком смысле это слово относится к партизанской войне, которую вела Компартия Малайи (этнически - китайская) против английских колонизаторов, но поскольку она повлияла на темпы и характер завоевания страной независимости, ее трудно свести только к военному противостоянию британских армии и полиции и партизан-коммунистов. "Чрезвычайка" до сих пор оказывает влияние на психологические стереотипы этнической жизни Малайи/Малайзии и по-разному оценивается не только в стране, но и за ее пределами.
В. Ф. Урляпов (ИВ РАН) проанализировал политический кризис на Восточном Тиморе (Тимор-Лешти), истоки которого относятся еще к началу 2006 г. Он был приостановлен в конце июня 2006 г., когда премьер-министр М. Алкатири был вынужден уйти с поста главы государства. В 2007 г. политической стабилизации не произошло. Минувший год прошел под знаком президентских и парламентских выборов. На пост главы государства был избран Ж. Рамуш-Орта, формально выступивший как независимый кандидат, но пользовавшийся поддержкой президента III. Гужмау и Австралии. На парламентских выборах большинство голосов получила правящая партия ФРЕТИЛИН. Однако правительство сформировала коалиция во главе с Национальным конгрессом за реконструкцию Тимора. ФРЕТИЛИН фактически потеряла власть. 11 февраля 2008 г. группа мятежных военнослужащих совершила покушение на премьер-министра и президента. Официальная трактовка "двойного покушения" дала основание властям ввести режим усиленного чрезвычайного положения, а Австралии - усилить свое военно-полицейское присутствие в молодой республике. В стране фактически произошел ползучий государственный переворот, а Австралия получила мощные рычаги контроля над внутренней и внешней политикой Восточного Тимора, соизмеримые, видимо, с установлением режима протектората.
С. В. Березинский (Федеральное агентство по энергетике РФ) в сообщении "Тенденции и перспективы развития нефтегазового комплекса Брунея" рассказал о новых явлениях в этой сфере в 2007 г. и их последствиях для экономического развития Брунея. К числу наиболее значимых автор относит открытие третьего крупного газового месторождения, что позволит стране продолжить (по крайней мере, в среднесрочной перспективе) поставки сжиженного природного газа на мировой рынок, а также успешное прохождение и обустройство первой в истории НГК Брунея глубоководной скважины на шельфе (5.6 тыс. м), ввод в эксплуатацию которой открывает перед страной благоприятные перспективы освоения месторождений нефти и газа, ранее считавшихся практически недоступными.
Э. М. Гуревич (ИВ РАН) рассмотрела некоторые аспекты социально-экономического и политического развития Сингапура в 2007 г. Отметив, что правительство Ли Сянь Лунга продолжало успешно развивать экономику страны (экономический рост составил 8%, безработица снизилась до 1.7%, что фактически означает достижение полной занятости, доход на душу населения превысил 30 тыс. ам. дол.), Э. М. Гуревич подчеркнула, что на фоне общего экономического благополучия чрезвычайно острым остается вопрос растущего социального неравенства среди населения города-государства. В немалой степени проблему порождает глубокая
стр. 123
включенность Сингапура в мировую экономическую систему, что делает его чрезвычайно уязвимым к вызовам, которые несет с собой глобализация, в том числе к давлению мирового рынка дешевой рабочей силы, с которой приходится конкурировать прежде всего группе неквалифицированных рабочих и старшему поколению сингапурцев, а это не может не оказывать влияние на внутриполитическую обстановку в стране.
Опасаясь утратить доверие своих избирателей, правительство Ли Сянь Лунга пытается скорректировать свою политику в сторону ее большей социальной направленности, а также, учитывая остроту проблемы, чреватую социальным взрывом, предельно ограничить деятельность оппозиции, которая, как показали последние выборы, медленно, но верно увеличивает число своих сторонников. Однако в ближайшем будущем ослабленная не только действиями правительства, но и внутри- и межпартийной борьбой, оппозиция вряд ли сумеет реально угрожать такому политическому гегемону, как ПНД.
М. В. Матюхин (ИВ РАН) в сообщении "Сингапур как экспортер капитала" обратил внимание на то, что в 2007 г. государственный сектор Сингапура резко активизировал инвестиционную деятельность. В первую очередь это относится к Инвестиционной корпорации правительства Сингапура (Government of Singapore Investment Corporation), занявшей второе место в мире по объему инвестиционных ресурсов (330 млрд. дол.) среди государственных инвестиционных фондов мира. Операции корпорации отличались масштабами (в частности, в американский банк "Citigroup" было вложено 6.8 млрд. дол.) и оказались весьма результативными для Сингапура в экономическом плане, что вызвало интерес Минфина России, чиновники которого внимательно изучали зарубежный опыт инвестирования фондов, в первую очередь Норвегии и Сингапура.
В выступлении Ю. О. Левтоновой (ИВ РАН) была рассмотрена политическая ситуация на Филиппинах в 2007 - первой половине 2008 г. в преддверии президентских выборов 2010 г. Обстановка в стране остается нестабильной. Наблюдаются и некоторые позитивные факторы в политике и экономике. В результате промежуточных выборов (май 2007 г.) сохранилась прежняя расстановка политических сил (президентское большинство в нижней палате конгресса, высокий уровень поддержки главы государства на местах). Это позволяет Г. Арройо прибегать к маневрированию и блокированию с разными политическими группами. В экономике наблюдается рекордный за минувшее пятилетие рост ВВП - на 7.2% и довольно последовательное выполнение правительственных программ по экономической либерализации. Во внешней политике - усиление проамериканской ориентации. Помимо доминирования в сфере военного сотрудничества США остаются главным инвестором в экономику Филиппин, источником финансовых ресурсов и экономической помощи, в частности, многомиллионные американские "вливания", предназначенные для урегулирования ситуации на о. Минданао, где с 2003 г. правительство Филиппин ведет переговоры с сепаратистской мусульманской организацией (ИФОМ). Сохраняющиеся негативные факторы - разрастающаяся коррупция, нерешаемость социальных проблем. По основным социально-экономическим показателям Филиппины, как и прежде, замыкают пятерку наиболее развитых стран АСЕАН. Грядущее предвыборное трехлетие ожидается неспокойным, с временными вспышками противостояния между властью и оппозицией (последний реальный, или мнимый, заговор с целью устранения Г. Арройо от власти был раскрыт в июле 2008 г.). Тем не менее, учитывая "фактор США", традиционную разобщенность и элиты, и оппозиции, возможность "выживания" режима до 2010 г. представляется вполне реальной.
Е. А. Фомичева (ИВ РАН) проанализировала развитие политической ситуации в Таиланде в 2007 - начале 2008 г., когда правительство, сформированное в результате военного переворота, сменилось правительстом парламентского большинства на основе результатов парламентских выборов, проведенных в декабре 2007 г. Автор подчеркивает, что главной задачей правительства переворота было восстановить нарушенное политическое равновесие между элитами. Тем не менее, несмотря на запрет партии Таксина Чиннавата "Тхай рак Тхай", база его поддержки осталась столь же широкой и столь же стабильной, что и до военного переворота. На выборах победу одержала партия "Паланг Прачачхон" (People's Power Party), получившая 233 места в парламенте. Было сформировано коалиционное правительство во главе с лидером победившей партии Самаком Сундараветом, сторонником свергнутого Таксина Чиннавата. Автор делает вывод, что выборы в парламент знаменовали формальный возврат к демократии. Однако экономические, социальные, политические причины политического кризи-
стр. 124
са в стране не устранены, более того они могут обостриться. Остается весьма актуальной проблема насилия на мусульманском юге страны, не исключена возможность кризиса всей политической системы Таиланда.
В Мьянме происходит дальнейшее обострение политического кризиса, отметила в своем выступлении А. А. Симония (ИВ РАН). После подавления попытки "шафрановой революции" в сентябре 2007 г. и нажима со стороны Китая и дружественных стран АСЕАН Госсовет мира и развития стал усиленно форсировать выполнение программы политических реформ - "дорожной карты пути к демократии". Основными ее целями являются принятие новой конституции (референдум был назначен на 10 мая 2008 г.) и проведение всеобщих выборов в 2010 г. Несмотря на трагические последствия урагана Наргиз, обрушившегося на Мьянму 3 мая 2008 г., референдум был проведен в назначенный срок. Доступ в страну иностранным спасателям был закрыт почти на три недели, пострадавшее население дельты р. Иравади не получало гуманитарной помощи. В конце мая без суда был продлен очередной срок заключения под домашним арестом лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи. Действия властей в условиях чрезвычайной ситуации вызвали негативную реакцию и недовольство внутри страны и осуждение мирового сообщества. А. А. Симония делает вывод, что военный режим в Мьянме хочет добиться легитимации своей власти любой ценой и как можно скорее, и никакой природный катаклизм не может этому помешать. А. А. Симония также напомнила, что иногда природные бедствия оказывают серьезное влияние на политическую ситуацию в стране, как это было в Индонезии после цунами 2004 г. и в Восточном Пакистане в 1970 г. Все зависит от адекватных действий властей.
В. Ф. Васильев (ИВ РАН) в сообщении "К 60-летию независимости Мьянмы/Бирмы" уделил внимание не столько годовщине как таковой, сколько оценке тех обстоятельств, которые предшествовали ей или последовали за ней. Сама же 60-летняя годовщина не вызвала внимания ни в самой Мьянме, ни за рубежом. Она была заслонена гораздо более крупными событиями. Военно-диктаторский режим был сотрясен новыми массовыми протестными выступлениями буддийских монахов ("шафрановая революция") и части мирян, направленными против военной хунты (см. выступление А. А. Симония). Разрушительный циклон (более 170 тыс. погибших и пропавших без вести) был использован хунтой для пропаганды и прямого давления в пользу одобрения населением проекта конституции как фактора стабильности в условиях возникшего хаоса и паники. В результате более 90% населения якобы высказались "за". По мнению В. Ф. Васильева, многое будет зависеть от парламентской активности оппозиции, в том числе от ее желания и умения идти на компромисс с властями и отказываться от чрезмерной неуступчивости и воинственности.
Г. Ф. Мурашева (ИВ РАН) в сообщении "Вьетнам в интеграционном пространстве АСЕАН" остановилась на основных этапах участия Вьетнама и его роли в региональной интеграции. Вьетнам был принят в АСЕАН без всяких предварительных условий, как равный среди равных, а не младший партнер более развитых стран. В 2007 и 2008 гг. Вьетнам продолжает активно участвовать во всех интеграционных проектах АСЕАН, оценившей его "конструктивизм". Признан факт, что Вьетнам становится одним из лидеров АСЕАН, демонстрируя остальным странам "пример успеха" (благодаря динамичному развитию экономики, социально-политической стабильности, взвешенной внешней политике), следуя формуле "гармонизация национальных и региональных интересов". В марте 2008 г. Вьетнам одним из первых стран -членов АСЕАН ратифицировал Устав АСЕАН, чем внес еще один вклад в упрочение интеграции в ЮВА.
В. М. Мазырин (ИСАА при МГУ) рассмотрел социально-экономическое развитие Вьетнама последних лет и перспективы на ближайшие годы. В 2007 г. были достигнуты новые значимые результаты в развитии рыночной экономики, выразившиеся в повышении темпов экономического роста, увеличении валовых общественных инвестиций и золотовалютных резервов, снижении уровня бедности. Экономические успехи послужили основой для обеспечения политической стабильности и укрепления роли Вьетнама в международных делах.
Особенно результативным оказался первый после вступления в ВТО год в сфере внешней экономики - увеличились объемы внешней торговли, привлеченных из-за рубежа инвестиций, помощи, других средств. Эти "вливания" во многом помогают сохранять экономическое равновесие на макроуровне, в том числе поддерживать балансы государственного бюджета, международных расчетов. Внешний товарооборот достиг 109 млрд. дол., в том числе экспорт около 48.4 млрд. (вырос за год на 21.5%), составив в среднем на одного жителя СРВ 568 дол., тем са-
стр. 125
мым обеспечив большую часть среднегодового дохода. Объем прямых иностранных инвестиций, которые были предусмотрены соглашениями 2007 г., достиг очередного рекорда в 20.3 млрд. дол. Всего за 2006 - 2007 гг. подписано инвестиционных соглашений на 32 млрд. В лидеры среди иностранных инвесторов выдвинулась Южная Корея (25%). За счет высоких экономических результатов и последовательного продвижения социальных программ, удалось добиться новых успехов в решении задачи сокращения голода и бедности. Доля бедных семей сократилась в среднем по стране с 17.2 до 14% за 2006 - 2007 гг. Соответственно вырос индекс развития человеческого потенциала. (Вьетнам поднялся по этому показателю на 105-е место в мире среди 177 стран.)
Тем не менее, несмотря на продолжительный и высокий рост экономики, средние душевые доходы населения остаются незначительными ввиду крайне низкой стартовой точки подъема: Вьетнам сегодня занимает 7-е место среди 10 стран ЮВА, 35-е в Азии и 137-е в мире. Сегодня сохраняется немало препятствий, вызывающих трудности и потери в социально-экономическом развитии страны. Появились признаки, прямо указывающие на "перегрев" вьетнамской экономики, которые говорят о том, что она стала "жертвой" собственного успешного роста.
А. А. Смирнова (МГИМО(У) МИД РФ) в своем сообщении "Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме - динамика притока" отметила, что данные о притоке ПИИ в эту страну в 2007 г. убедительно подтверждают общую тенденцию высоких темпов притока в страну иностранного капитала. Вьетнам вновь вышел в число лидеров не только в группе развивающихся стран, но и государств региона. Важный показатель - создание и ввод в строй новых предприятий с участием иностранного капитала (Greenfield Projects). В 2007 г. заметно возросли темпы освоения объектов, создание которых одобрено правительством СРВ.
А. А. Соколов (ИВ РАН) проанализировал процесс культурной интеграции вьетнамской эмиграции в творческую жизнь современного Вьетнама. В последние годы в СРВ начали издавать произведения отдельных писателей-эмигрантов (Нгуен Монг Зяк, Нам Зао, Май Нинь, Тхуан и др.), публиковать статьи (преимущественно в периодической печати) обзорного характера о культурной жизни вьетнамской диаспоры в США, Франции, Австралии и других странах. Все более активно вьетнамские эмигранты (режиссеры, операторы, актеры) включаются в кинематографический процесс на своей исторической родине. В основном они работают на частных киностудиях. Снятые ими в форме творческой кооперации художественные картины ("Героическая кровь", "Шелковая одежда из Хадонга", "Сайгонское затмение" и др.) стали заметным явлением в культурной жизни страны, были отмечены наградами на национальных и международных кинофестивалях. Сегодня существуют объективные предпосылки для дальнейшего расширения творческих контактов и культурного взаимодействия между метрополией (СРВ) и вьетнамским зарубежьем.
Сообщение О. В. Егорунина (Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН) посвящено этнодемографическим процессам в современном Вьетнаме. Во Вьетнаме растет численность не только государствующего этноса - вьетов (киней), но и других населяющих страну народов, называемых здесь нацменьшинствами. Соотношение численности вьетов и нацменьшинств остается стабильным - 84 - 85% к 14 - 15%. При этом национальные меньшинства Вьетнама проживают примерно на 3/4 территории страны. В проведении национальной политики вьетнамские власти во многом руководствуются примером своего великого соседа и нормами марксизма-ленинизма по национальному вопросу. Вьетнамский народ (нация) объявлен "единой большой семьей народов". Конституция СРВ гарантирует равенство всех граждан страны. Нацменьшинствам гарантируется право говорить на родном языке, сохранять и развивать элементы национальной культуры.
В действительности Вьетнам представляет собой унитарное государство с довольно жесткой административной вертикалью. И хотя на официальном уровне шовинистические настроения осуждаются, внутри страны фактически проводится политика вьетизации. В отличие от Китая, где существуют национальные автономии разного уровня, вплоть до уездного, во Вьетнаме с 1980 г. из обновленной Конституции упоминание об автономных территориях исчезло без объяснения причин. Лишь в 90-е гг. XX в. было допущено с разрешения местных властей обучение на родном языке в начальной школе.
Весьма остро стоит проблема бедности у малых народов, и власти при содействии международных организаций, НПО осуществляют меры по ее преодолению. При неравномерном развитии районов, населенных основным этносом страны, и нацменьшинствами внутри страны
стр. 126
происходит миграция не только вьетов, но и представителей других этносов. Миграция способствует перемещению больших групп населения и, как следствие, их смешению и усилению интеграции. Но углубляющееся отчуждение малых народов ведет к формированию их этнического самосознания, стимулируя рост сепаратистских настроений. Фактически формируется потенциал недовольства. Однако силы явно неравны, и у нынешнего вьетнамского государства их достаточно, чтобы нейтрализовать этот потенциал, хотя бы внешне.
В сообщении С. И. Иоанесян (ИВ РАН) отмечалось, что в ЛНДР в 2007 г. обстановка в стране в целом как политическая, так и экономическая, сохранялась стабильной. В республике очень динамично развивался процесс преобразований хозяйственных и системных структур. Укрепился частный национальный капитал, расширились его связи с мировым рынком и международным сообществом по многим линиям, включая неправительственные организации.
Репрезентативными показателями успешного развития страны С. И. Иоанесян назвала такие, как рост ВВП (он был выше запланированного на 2007 г.). Снизилась инфляция, укрепилась национальная валюта - кип. Сократился уровень бедности населения. Увеличились объемы прямых иностранных инвестиций (включая донорские), в том числе зарубежных коммерческих компаний, принимавших участие в строительстве целого ряда новых предприятий и в модернизации существующих объектов (включая агропромышленную сферу). Государство резко активизировало свою деятельность по совершенствованию законодательной базы в области менеджмента в различных отраслях экономики.
В заключение С. И. Иоанесян обращает внимание на наличие многих объективных и субъективных трудностей, стоящих перед ЛНДР на пути ее выхода из числа наименее развитых стран мира.
Практика проведения ежегодных конференций начиная с 1988 г. подтверждает их научно-теоретическую и практическую ценность. Ее участники в своих выступлениях анализируют процессы и тенденции, определяющие ход современного развития ЮВА на региональном и страновом уровнях. Встречи специалистов по ЮВА превратились в форум для обмена новыми идеями участников сообщества - ученых и работников практических организаций, занимающихся изучениием современной Юго-Восточной Азии.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |