12 апреля 2010 г. в Институте востоковедения РАН была проведена очередная ежегодная конференция "Юго-Восточная Азия в 2009 г.: актуальные проблемы развития", организованная Центром исследований Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, посвященная широкому спектру проблем региона - современным политическим, геополитическим, социально-экономическим процессам, культурно-историческим и этнографическим вопросам на региональном и страновом уровнях.
В конференции приняли участие сотрудники центра, других подразделений ИВ РАН, ученые ряда академических институтов, преподаватели и аспиранты высших учебных заведений Москвы, работники практических организаций.
Открывая конференцию, зам. директора института Э. В. Молодякова положительно оценила опыт проведения ежегодных конференций (начиная с 1998 г.), позволяющих воссоздать подробную "летопись" развития региона в первом десятилетии XXI в. Она отметила издание сборников-ежегодников, основанных на материалах докладов и сообщений участников конференций. По мнению Э. В. Молодяковой, один из важных результатов конференций - удачное сочетание научного и практического опыта. ЮВА в наши дни - регион, который занимает все более заметное место в АТР. Видимо, от этого региона во многом будут зависеть и процессы глобального развития. Э. В. Молодякова рекомендовала участникам конференции обратить особое внимание на идею Большой Восточной Азии, единого восточного сообщества. Эта идея не нова, но сегодня наполняется новым содержанием. Серьезного внимания требуют и вопросы безопасности региона, изучение подходов и концепций по проблемам безопасности в региональном и более широком общем контексте.
Программа конференции включала три блока вопросов: основные доклады; выступления по общерегиональным проблемам экономики, политики, геополитики, истории; страновые проблемы. С основными докладами выступили руководитель Центра исследований ЮВА, Австралии и Океании Д. В. Мосяков, С. А. Былиняк (ИВ РАН), А. П. Муранова (ИВ РАН), А. А. Рогожин (ИМЭМО РАН).
В докладе ""Мягкая сила" в политике Китая в Юго-Восточной Азии" Д. В. Мосяков подчеркнул, что Китай в рамках своей расширяющейся экспансии в Азии все больше перехватывает инициативу в проведении политики "мягкой силы" у США. Страны АСЕАН в наши дни, несомненно, представляют собой первый и главный объект китайской экспансии. Это связано с действием ряда факторов: а) размытость границ между Южным и Юго-Западным Китаем и северными районами ЮВА (Мьянма, Лаос), в результате чего последние служат как бы продолжением Южного и Юго-Западного Китая; б) ЮВА нужна Китаю, так как в этом регионе развертывается наиболее напряженная и первая для китайцев битва за преобладание и доминирование: с одной стороны выступают США и Япония, а с другой - Китай; в) контроль над странами ЮВА необходим Китаю также и с точки зрения глобальной политики, перспективы выхода через Мьянму к Индийскому океану, что расширит его военно-стратегические возможности, укрепит претензии на мировое лидерство; г) у Китая, согласно всем социологическим опросам в странах ЮВА, позитивный ресурс в глазах общественного мнения больше, чем у какой-либо из великих держав. В Юго-Восточной Азии китайское влияние интенсивнее распространяется и потому, что в странах региона сегодня проживает около 30 млн. этнических китайцев, играющих ключевую роль в экономиках практически всех стран ЮВА.
Популяризация политической системы КНР не может вызвать энтузиазма в элитах наиболее влиятельных стран АСЕАН. Поэтому китайская пропаганда привлекательной политиче-
ской идеологии основывается на представлениях о "золотом веке" имперского Китая, акцентах на общие азиатские ценности и скрытое антизападничество. Внедряется идеология успешного паназианизма, неофициальное подчеркивание китайцами, что они не американцы, культурно чуждые региону, а такие же, как и жители стран ЮВА. Противостоять такой постепенно развертывающейся и становящейся все более эффективной "мягкой силе" западоориентированным элитам стран АСЕАН удается все с большим трудом, так как за их спиной под воздействием китайского примера формируются социальные и политические слои, симпатизирующие или даже ориентированные на китайскую модель развития. Процесс китаизации сегодня находится в самом начале своего развития. Если и дальше он будет набирать силу, через некоторое время можно будет сделать вывод о том, что, несмотря на сопротивление прозападных элит, круг замкнется, и Юго-Восточная Азия после более чем долгого периода западной модернизации вернется на новом витке к традиционным представлениям о Китае как образце для подражания и непререкаемом лидере исторической Большой Восточной Азии.
Выступление С. А. Былиняка было посвящено влиянию глобального финансово-экономического кризиса на страны Юго-Восточной и Восточной Азии. Рассматриваемый кризис зародился в США в форме финансового кризиса и быстро распространился на развитые финансовые рынки. Однако он слабо затронул недостаточно развитые формирующиеся финансовые рынки, к числу которых относится большинство рынков стран ЮВВА.
"Переносчиком" кризисных явлений в ЮВВА стала внешняя торговля. По мере того как падали производство, занятость, доходы в центрах мировой экономики, сокращался спрос на продукцию, экспортируемую странами ЮВВА. Влияние кризиса на них стало заметно сказываться к концу 2008 г. Однако в сильной степени страны региона пострадали в 2009 г. В некоторых из них произошло сокращение ВВП. Больше других ощутили кризис страны с открытой экономикой, глубоко интегрированные в мировое хозяйство, прежде всего азиатские НИС. Рассмотрев причины кризиса, докладчик пришел к выводу о необходимости радикальной перестройки международных экономических, особенно финансовых, отношений. Прежде всего это касается сильно разбухшей мировой финансовой сферы. Если эти перемены не произойдут, то подобные кризисы будут повторяться.
Тема доклада А. П. Мурановой - налоговое стимулирование частного бизнеса в странах ЮВА. Отметив, что в регионе, как и во всем мире, налоговые привилегии для частных инвестиций являются неотъемлемой частью налоговых систем, А. П. Муранова сообщила, что налоговое стимулирование осуществляется в двух формах.
Первая - снижение номинальных, установленных законом ставок налога на прибыль частных компаний. Процесс уменьшения налоговой нагрузки на частный бизнес происходит прежде всего под прямым воздействием налоговой политики и практики индустриальных государств и устойчивой глобальной тенденции понижения ставок корпоративного налога, сложившейся в мире в "нулевые" годы нынешнего столетия. Средняя глобальная ставка корпоративного налога снизилась с 32.9% в 1999 г. до 25.1% в 2009 г., при этом в странах Европейского Союза - соответственно с 34.12 до 23.22%. Немаловажную роль играет также и стремление правящих кругов стран ЮВА, все более интегрирующихся в мировое хозяйство, поддерживать в условиях глобализации конкурентоспособность и привлекательность своих экономик для инвесторов, особенно иностранных. Наиболее значительны изменения во Вьетнаме (ставка налога на прибыль снижена с 35% в 1999 г. до 25% в 2009 г.), в Сингапуре (соответственно с 25 до 18%), на Филиппинах (с 35% в 2006 г. до 30% в 2009 г.).
Вторая форма налогового стимулирования частного бизнеса в регионе - специальные фискальные льготы. Их набор разнообразен и включает: налоговые каникулы, т.е. полное освобождение от уплаты корпоративного налога в течение установленного законом периода; пониженные ставки налога на прибыль, инвестиционные налоговые скидки, ускоренную амортизацию основных фондов, перенос убытков вперед, т.е. их компенсацию за счет прибыли, получаемой в последующие годы: освобождение от уплаты импортных пошлин при ввозе товаров и сырья; освобождение от уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, гербовых сборов). Степень насыщенности фискальными привилегиями определяется общим уровнем социально-экономического развития, экономической стратегией и политикой правительств стран региона. В слаборазвитой части его - Камбодже, Лаосе, Мьянме - спектр льгот неширок. В стремительно развивающихся Сингапуре и Малайзии налоговые льготы многочисленны, составляют важную часть налоговой системы и дают дополнительный импульс динамичным инвестиционным процессам.
Следует отметить, что первая форма налогового стимулирования распространяется на всех частных инвесторов и поэтому не имеет дискриминационного характера, тогда как вторая форма предоставляется только отдельным проектам и инвесторам и поэтому, по существу, дискриминационна по отношению к остальным. В связи с этим система специальных налоговых льгот оценивается неоднозначно и нередко подвергается критике.
А. А. Рогожин в докладе "Российские интересы в Юго-Восточной Азии" высказал опасение в связи с тем, что за последние 20 лет в российской внешней политике заметно снизилось внимание к данному региону в противовес активно продвигаемому Китаем, США и Японией формату "Восточная Азия/АСЕАН+3". Этот формат, по мнению докладчика, не отвечает интересам России, для которой важно, поддерживая асеановскую концепцию специфической региональной общности, сохранить свое особое место именно в ЮВА, игнорируя внешнеполитическую конфигурацию, где Китай, США и Япония изначально имеют гораздо более сильные позиции. Поэтому для внешней политики России целесообразно сохранение в Восточной Азии двух существенно различающихся субрегиональных курсов. При этом "асеановскому" направлению необходимо придать более четкие черты, учитывающие субрегиональную специфику стран ЮВА. Докладчик конкретизировал ключевые политические и экономические интересы России в регионе, а также фактические и гипотетические возможности их обеспечения в кратко- и долгосрочной перспективе.
В докладе М. В. Матюхина (ИВ РАН) "Зарубежная экспансия нефтегазовых компаний стран Юго-Восточной Азии" был дан анализ нового направления в стратегии обеспечения национальной и региональной энергетической безопасности государств региона, основой которого является выход национальных нефтегазовых компаний стран ЮВА за пределы национальных границ и даже региона. Если ранее данное явление было свойственно лишь для профильных компаний Малайзии и Таиланда, то в 2009 - 2010 гг. операции по разведке и добыче нефти и газа за рубежом стали проводить индонезийские, вьетнамские и сингапурские компании. Докладчик осветил внутренние и внешние факторы, способствующие зарубежной экспансии нефтегазовых компаний стран ЮВА, полагая, что главным является существенное расширение их технологических и финансовых возможностей. Он напомнил, что нефтегазовые компании региона отныне могут выступать и как солидные партнеры, и как серьезные конкуренты российского нефтегазового бизнеса, причем не только в ЮВА, но и в любой стране мира.
Второй блок вопросов открыло выступление М. Г. Осиповой (ИВ РАН), посвященное интеграционным тенденциям в сфере финансовых отношений стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Было отмечено, что до недавнего времени процесс финансовой интеграции развивался медленно в силу существования ряда дезинтегрирующих факторов после мирового экономического кризиса, разразившегося в центре мировой экономической системы. Страны ЮВВА предприняли серьезные действия, способствующие в первую очередь усилению финансовой интеграции. Главное внимание М. Г. Осипова уделила анализу перспектив финансовой интеграции в регионе ЮВВА, роль которого в формировании мировой финансовой системы трудно переоценить.
В сообщении С. Е. Пале (ИВ РАН) рассмотрены этапы проникновения Китая в Южно-Тихоокеанский регион (включающий помимо Австралии и Новой Зеландии 13 независимых островных стран и еще 13 зависимых территорий), взаимоотношения южнотихоокеанских государств и Китая. Был сделан вывод о том, что в дальнейшем КНР продолжит прилагать усилия для достижения своих главных политических целей в регионе. Если курс юаня будет расти по отношению к курсу австралийского доллара, то Китай постарается не допустить реализации плана австралийского правительства по переводу экономик Океании на австралийский доллар к 2015 г. (по аналогии с переходом стран Европы на евро).
В сообщении "Доктрина Великой Восточной Азии" А. А. Кириченко (ИВ РАН) изложена история формирования японской идеологической концепции "Великой Восточной Азии". Подчеркивается, что с ростом милитаристской экспансионистской направленности Японии в отношении соседних азиатских стран появилась доктрина "Совместного процветания Юго-Восточной Азии", открыто призывавшая к паназианизму - "Азия для азиатов". В подписанном 27 сентября 1940 г. Тройственном пакте Германия и Италия признали руководящее положение Японии в установлении "нового порядка" в Великой Восточной Азии. Это было серьезной угрозой США и Великобритании. Восстановив свою экономику после поражения во Второй мировой войне, Япония стала проявлять интерес к Юго-Восточной Азии. На правительственном уровне были приняты программы по оказанию помощи многим странам ЮВА в области культуры, образо-
вания, экономики. Японские лидеры пришли к выводу, что на пути мирного сотрудничества со странами, которых пытались вовлечь в "зону совместного процветания" силой, можно добиться гораздо большего мирным путем. В настоящее время Япония настроена на мирное сотрудничество в самых различных сферах. Этому в немалой степени способствует и то, что она осуществляет перенос многих производств в страны ЮВА, подкрепляя его солидным финансированием. Жители стран Юго-Восточной Азии, несмотря на жесткие иммиграционные законы, все в большем количестве избирают местом своего жительства и работы Японию.
В выступлении Н. Б. Лебедевой (ИВ РАН) "Треугольник Индия-Мьянма-Китай (проблемы и компромиссы взаимодействия)" был дан сравнительный анализ политики Индии и Китая по отношению к Мьянме, в том числе в рамках китайской стратегии "Нити жемчуга" в индоокеанской зоне и индийской "Ориентации на Восток", а также выделены сферы, в которых сталкиваются интересы Китая и Индии или, наоборот, наблюдаются попытки сотрудничества в многосторонних структурах. Развитие связей и с Индией, и с Китаем идет в прагматических интересах Мьянмы по различным направлениям (политическому, экономическому и военно-стратегическому). Однако очевидна и другая цель Мьянмы, - с одной стороны, сбалансировать растущее давление Китая за счет взаимодействия с Индией, а с другой - нейтрализовать негативизм и критицизм США и ЕС, а порой и АСЕАН по отношению к мьянмскому режиму, нарушениям им прав человека и т.п.
Л. В. Арунова (ИВ РАН) в своем выступлении отметила, что стремительное изменение экономической ситуации в мире в последний посткризисный период в ЮВВА не могло не повлечь за собой трансформацию интеграционного механизма в регионе. Сегодня АСЕАН с ее многомиллионным населением, совокупным ВВП, достигающим почти 1.5 трлн дол. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые (6.9% в странах Восточной Азии, 5.4% - в ЮВА), является центром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На протяжении всей истории существования АСЕАН (основан в 1967 г.) вплоть до настоящего времени было проведено 16 официальных и 4 неофициальные встречи на высшем уровне. Встречи АСЕАН начиная с 2001 г. являются ежегодными, и это позволяет надеяться, что их проведение будет способствовать усилению интеграционных процессов в ЮВА, а также придаст новый стимул сотрудничеству между странами региона.
В. А. Тюрин (ИВ РАН) выступил с докладом "Колониальные модели и их влияние на становление независимых государств ЮВА". В докладе были рассмотрены особенности развития родственных стран - Индонезии (Нидерландская Индия) и Малайзии (Британская Малайя) - в колониальную эпоху. Основное внимание автор сосредоточил на особенностях социально-экономического и этноконфессионального характера, а также на устройстве колоний и политической деятельности колониальных властей. Все это оказало если не решающее, то, по крайней мере, очень серьезное воздействие на судьбы Индонезии и Малайзии, прежде всего на характер достижения независимости и формирования политических систем в уже независимых государствах.
Е. П. Заказникова (ИВ РАН) считает, что сотрудничество Австралии и Новой Зеландии с АСЕАН является, несмотря на существующие между ними разногласия, важнейшим фактором интеграции в АТР. Оно осуществляется в тесном и многоплановом взаимодействии в торгово-экономической, гуманитарной сферах и в области безопасности. Процесс кооперации двух субрегионов прошел несколько этапов развития, видоизменяясь в соответствии с внутренней и мировой политической и экономической конъюнктурой. Усилению интеграционных процессов в регионе способствовала активизация роли России, которая стремится к сбалансированию ситуации в регионе путем укрепления связей с Австралией и АСЕАН.
А. Ю. Другов (ИВ РАН) в своем сообщении отметил, что в Индонезии президент С. Б. Юдойоно, избранный прямым голосованием в 2009 г., не располагает достаточно прочными позициями в парламенте, где его собственная Партия демократов имеет лишь немногим более 20% мест, а создаваемые коалиции неустойчивы. Отсюда, в частности, недостаточная решительность исполнительной власти в подходе к некоторым насущным проблемам страны, в том числе и в противостоянии проявлениям исламистского экстремизма на местах. Нельзя исключать, что активизация исламистов, которая традиционно противостоит этому процессу, приведет к решительным действиям. Во внешней политике правительство С. Б. Юдойоно стремится восстановить ведущее положение страны в рамках АСЕАН и ее роль на международной арене, отчасти утраченные в результате кризиса 1997 - 1998 гг. Принимают более оживленный характер отно-
шения с администрацией Б. Обамы, что вызвано латентным взаимным желанием противостоять растущему влиянию Китая.
Сообщение Г. В. Сучкова (ИВ РАН) посвящено партии Голкар после выборов 2009 г. На протяжении нескольких десятилетий Голкар был одним из столпов режима "Нового порядка". После того как в мае 1998 г. президент Сухарто был вынужден уйти с политической сцены, Индонезия вступила в эпоху масштабных преобразований. Партийное пространство государства значительно трансформировалось. Тем не менее Голкар продолжает принимать деятельное участие в выработке индонезийской политики. В насыщенном электоральными событиями 2009 г. партия принимала участие как в парламентской кампании, так и в битве за кресло главы государства и выступила неудачно. Не было сомнений в том, что Голкар ждала смена руководства. На место председателя претендовали четыре кандидата, а победу одержал Абуризал Бакри, влиятельный предприниматель с неоднозначной репутацией. Пока нельзя конкретно ответить на вопрос, в каком направлении поведет партию Бакри. Однако очевидно, что все политические события в Индонезии в течение следующих нескольких лет необходимо рассматривать через призму намеченных на 2014 г. выборов, накануне и в ходе которых Голкар будет находиться в числе самых заметных участников, пытаясь усидеть сразу на двух стульях, с одной стороны, заигрывая с президентом Юдойоно и пытаясь выторговать важные государственные посты, с другой - двигаясь в направлении консолидации оппозиционных сил под своими знаменами.
В сообщении В. П. Николаева (ИВ РАН) "Индонезийская реакция на "Белую книгу" по обороне Австралии 2009 г." было отмечено, что концепция национальной безопасности, изложенная в документе лейбористского правительства К. Рада, вызвала неоднозначную реакцию как внутри страны, где ее критиками выступили консервативные политики, так и в соседних странах. Особое недовольство высказали китайцы по поводу того, что в документе Китай был назван в качестве государства, которое в будущем может представлять угрозу для АТР. Реакция Индонезии была в целом положительной. Министр обороны Индонезии Ю. Сударсоно констатировал, что австралийский план по усилению обороноспособности не вызывает беспокойства у Индонезии. Он поддержал план Австралии по приобретению 12 подводных лодок, 8 фрегатов и 100 самолетов F-15. В то же время министр не согласился с выводом австралийцев о потенциальной угрозе безопасности в АТР со стороны Китая. Директор Центра стратегических и международных исследований Р. Сукма объяснил благожелательную индонезийскую оценку "Белой книги" тем, что в документе впервые дана положительная характеристика Индонезии как сильного партнера Австралии. Он также положительно оценил индонезийско-австралийские отношения, совместные усилия по противостоянию международному терроризму. По мнению Р. Сукма, "Белая книга" создает прочную основу для совместной работы Индонезии и Австралии в сфере региональной безопасности.
Л. Ф. Пахомова (ИВ РАН) сконцентрировала внимание на негативных и позитивных результатах проводимой в Индонезии модернизации, которые могут быть учтены при разработке модернизационного варианта экономики и общества в России. Оба государства имеют ряд общих проблем, о чем свидетельствуют их позиции на мировом рынке. В частности, согласно глобальному обзору конкурентоспособности ВЭФ, среди 133 стран в 2009 - 2010 гг. Индонезии отводится 56-е место, тогда как России - лишь 63-е. Неудачи и весьма скромные результаты незавершенного реформирования индонезийской экономики в значительной степени были обусловлены аграрно-сырьевой направленностью производств с отсталой технологией и весьма низкой инновационной активностью. Перед обоими государствами неотложными задачами являются ускорение и углубление модернизации, а также перевод национального хозяйства из формата аграрно-сырьевой экономики в формат инновационного развития. Модернизация может быть результативной, если она осуществляется не только в ведущих отраслях экономики, но и в политике, институциональной и управленческой сферах.
В. Ф. Урляпов (ИВ РАН) рассмотрел новые тенденции во внешней политике Малайзии со времени вступления в апреле 2009 г. Наджиба Разака в должность нового премьер-министра. Внешнеполитический курс страны продолжал подвергаться корректировке, начатой при прежнем правительстве Бадави. Из лексикона малайзийской дипломатии были изъяты риторические выпады в адрес Государства Израиль и международных сионистских кругов, а также дежурные заявления о безусловной солидарности с народом Палестины, более сбалансированной стала позиция по ядерной программе Ирана. Были предприняты дополнительные шаги по укреплению широкого сотрудничества с США, включая сферу обороны и безопасности. Практически полностью исчезли заявления о необходимости коренной реформы глобальной валютно-финансовой
системы. Характерной особенностью дипломатии на региональном направлении являлся упор на двусторонние контакты без привлечения таких структур регионального сотрудничества, как АСЕАН. Предпринимаются также усилия, направленные на решение острых проблем с Индонезией и с Сингапуром. В конце 2009 г. Наджиб Разак посетил южные провинции Таиланда и призвал местное малайское мусульманское население к сотрудничеству с властями Бангкока для преодоления многолетнего политического кризиса. Малайзийской дипломатии удалось в марте 2009 г. совершить прорыв в решении территориально-пограничного спора с Брунеем. Несмотря на многочисленные сложности, обусловленные внутриполитической обстановкой на Филиппинах, Малайзия продолжала осуществление посреднической миссии по урегулированию проблемы южнофилиппинских провинций.
Выступление А. А. Симонии (ИВ РАН) было посвящено внутриполитической ситуации Мьянмы в преддверии всеобщих парламентских выборов. Выборы 2010 г. должны формально положить конец 22-летнему военному правлению и передать власть гражданскому правительству. Однако на самом деле главной целью проведения выборов, по мнению докладчика, является легитимация правящей, пока еще военной элиты и подготовка почвы для ее безопасности и благополучия в будущем. Правящая военная хунта сделала максимум возможного, чтобы убрать с политической арены главного соперника - Национальную лигу за демократию (НЛД). Конституция 2008 г. и Закон о регистрации политических партий, принятый 8 марта 2010 г., содержат ряд антидемократичных положений, дискриминационных для оппозиции, в частности для лидера НЛД лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи. В знак протеста партия отказалась от участия в выборах. В заключение докладчик отметила, что возможны самые неожиданные повороты в процессе избирательной кампании - от отмены выборов до военного переворота после выборов.
Л. Н. Морев (ИВ РАН) сделал краткий обзор социально-экономической ситуации в Лаосе в 2009 г., сделав при этом упор на действия властей по преодолению угроз, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом. Основная же часть выступления была посвящена вопросу китайской и вьетнамской экспансии с целью овладения выгодными позициями в экономике Лаоса.
Г. Ф. Мурашева (ИВ РАН) остановилась на самых знаменательных событиях внешней политики СРВ в 2009 г., обратив особое внимание на вьетнамо-японские отношения. В частности, она представила сравнительный анализ соглашений о стратегическом партнерстве, которое Вьетнам заключил с Японией и Китаем соответственно в июне 2008 г. и 2009 г. в результате визитов в эти страны генсека ЦК КПВ Нонг Дык Маня. Формат стратегического партнерства во взаимоотношениях стран предполагает широкий спектр направлений сотрудничества - от торгово-экономического, технологического, культурного, сферы образования и подготовки кадров до военного по проблемам безопасности - и в каждом конкретном случае имеет свою специфику. Г. Ф. Мурашева отметила, что во вьетнамо-японском стратегическом партнерстве преобладает экономический аспект (страны в 2008 г. заключили специальное Соглашение об экономическом партнерстве - EPA). Вьетнам и Японию, кроме того, связывает участие в совместных региональных проектах, нацеленных на экономическую интеграцию в зоне АСЕАН. Большое место среди них занимает проект по развитию субрегиона Большой Меконг, что касается вьетнамо-китайского стратегического партнерства, в котором также есть значительный торгово-экономический компонент, то его прежде всего отличает идеологическая составляющая: сотрудничество, контакты и постоянный обмен опытом правящих партий - КПК и КПВ (между ними впервые установлена "горячая" линия связи).
А. А. Соколов (ИВ РАН), проанализировав наиболее значительные события культурной жизни в СРВ в 2009 г., основное внимание уделил литературе. Он отметил, что в 2009 г. значительно выросли тиражи художественной литературы, расширился диапазон переводных книг, мировые бестселлеры практически "не опаздывают" к вьетнамским читателям. Тем не менее отечественные критики были единодушны во мнении, что 2009 год был отмечен отсутствием ярких и запоминающихся литературных произведений, и количественный рост публикуемых книг по-прежнему опережает их качественные достоинства. И все же достижения были. В поэзии - это сборники стихов Нгуен Тхи Ань Фыонг, Ле Ван Нгана, Фам Фу Хая, в прозе - рассказы Тхе Дыка и Нгуен Хиепа, романы Нгуен Мота и Буй Нгок Тана. Важным событием в литературной жизни страны стала вторая Международная конференция переводчиков вьетнамской литературы, которая состоялась в январе 2010 г. и привлекла рекордное число участников.
Сообщение Ю. О. Левтоновой (ИВ РАН) было посвящено выборной кампании 2010 г. на Филиппинах. Прогнозировалось, что произойдет полное обновление политической элиты сверху донизу - от выбора президента страны, обеих палат конгресса до власти на местах, начиная с провинциального и кончая низовым муниципальным уровнем (всего сменится 17 тыс. выборных должностных лиц). В центре политических ожиданий филиппинцев - выборы нового президента (вместо непопулярной, находившейся у власти последние 9 лет Г. М. Арройо). Из длинного списка кандидатов на высший пост к концу 2009 г. на финишную прямую вышли два наиболее перспективных претендента - сенатор Бенигно (Нойной) Акино 3-й, а также конгрессмен и крупный бизнесмен Мэнни Вилар. Первый - сын национального героя Филиппин Бенигно Акино и Корасон Акино, с чьим именем связано крушение авторитарного режима и начало процесса редемократизации (1986). Второй - выходец из манильских трущоб, "self made man", один из богатейших представителей деловой элиты. По предварительным электоральным опросам от 26.04.2010 лидировал Б. Акино (его рейтинг - 37% в марте, 38% - в апреле). У М. Вилара падение рейтинга - с 28% в марте до 26% в апреле. Ни у Б. Акино, ни у его соперника не было ясно сформулированных выборных программ, нацеленных на реализацию насущных для общества модернизаторских реформ. Б. Акино в случае его победы, как замечали филиппинские политологи, намерен сделать лишь шаг в сторону реформы. М. Вилар, несмотря на принадлежность к большому бизнесу, прибегал к популистской риторике. Характерная черта политической жизни - беспрецедентное усиление традиционализма, проявляющееся в оживлении патернализма, клиентистских отношений, обострении внутриэлитной борьбы и межклановых усобиц.
На выборах 10 мая 2010 г. Б. Акино 3-й одержал ожидаемую победу, собрав 40.2% голосов. Непредсказуемость политического процесса на Филиппинах проявилась в неожиданной рокировке кандидатов на пост главы государства. На второе место, оттеснив М. Вилара, вышел популист Дж. Эстрада (25.5% голосов), М. Вилар - на 3-м месте (около 14% голосов). Выборы 2010 г. - важная политическая веха, но пока рано делать выводы о возможных перспективах дальнейшего развития Филиппин.
Е. А. Фомичева (ИВ РАН) в своем выступлении "Таиланд: проблема престолонаследия и судьба монархии" сосредоточила внимание на вопросах, которые приобретают особую актуальность в связи с политическим кризисом, потрясающим Таиланд на протяжении почти шести лет. На фоне продолжающихся уличных манифестаций, время от времени сопровождающихся беспорядками, все чаще возникает вопрос о политических перспективах страны, в том числе о судьбе монархии. Будущее представляется весьма неопределенным в связи с преклонными годами правящего короля Пумипхона Адульядета, высокий государственный статус которого отчасти явился результатом его личной деятельности. В своем выступлении автор рассматривает эволюцию концепции королевской власти. В последнее время внимание привлечено к такому монархическому институту, как Тайный совет при короле. Отмечается усиление влияния Тайного совета и особенно его председателя генерала Према Тинсуланона на политическую ситуацию в стране. Большой интерес вызывает вопрос о наследнике престола. При этом обращается внимание на большую роль личного решения короля по этому вопросу. В настоящее время наследником престола является принц Вачиралонгкон, второй в линии престолонаследия стоит его сестра принцесса Маха Чакри Сиринтхон. Подчеркивается та роль, которую может сыграть в процессе передачи престола Тайный совет.
Тема выступления Э. М. Гуревич (ИВ РАН) - Сингапур в 2009 г. В этом году страна праздновала 50-летие пребывания у власти Партии народного действия. За полвека ее фактически монопольного руководства сложилась смешанная, или "селективная", политическая система формально западного парламентского типа, но, по сути, жесткая авторитарная система власти, стержнем которой является ПНД. Но именно эта форма политического устройства создала оптимальные условия для превращения Сингапура в одно из самых преуспевающих государств мира, которое в итоге сумело совершить гигантский скачок из "третьего мира в первый". Однако быстро меняющийся мир несет новые вызовы и угрозы. Как страна с самой глобализированной экономикой в мире Сингапур чрезвычайно уязвим и зависим от влияния внешнего фактора. Начавшийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис ощутимо сказался на хозяйстве страны, затронув в первую очередь производственный сектор, особенно его экспортные отрасли, поставив на повестку дня ряд задач, которые требуют безотлагательного решения.
Главная проблема - восстановление и ускорение темпов экономического роста и снижение растущего в условиях кризиса уровня безработицы. Усиливающаяся социальная дифференциация может привести к социальному взрыву и политической дестабилизации в стране. Проблемы
молодежи также требуют особого внимания руководства Сингапура. Желание многих наиболее образованных и профессионально подготовленных молодых сингапурцев при случае покинуть страну ставит под сомнение, как считается, одно из самых больших достижений политики ПНД - интеграцию общества и формирование "сингапурской идентичности". Вероятно, искусственно создаваемая, а потому еще недостаточно прочная "сингапурская идентичность" может стать потенциальным препятствием к долгосрочному "выживанию" Сингапура. Глобализация способна усилить эту опасность. Другая проблема - появление различных религиозных организаций, которые распространяют через Интернет свои вероучения, включая и радикальные. Это может вызвать усиление межэтнических отношений и угрожать безопасности преимущественно "китайского" Сингапура, расположенного в центре исламского мира ЮВА. Наконец, не теряет своей актуальности и остроты вопрос взаимоотношений правящей ПНД с оппозицией и обществом в целом. ПНД испытывает растущее давление со стороны ставшего более образованным и эмансипированным электората, который требует расширения политического выбора. Безусловно, это только часть проблем, которые придется решать руководителям города-государства. А потому для Сингапура, уже вступившего в эру постиндустриального развития, вопрос его "выживания" как суверенного государства столь же важен, как и на начальном этапе его независимого развития.
В сообщении Е. М. Астафьевой (ИВ РАН) "Электронное правительство. Опыт Сингапура" были рассмотрены основные этапы формирования системы электронного правительства. План ее создания осуществляется в Сингапуре с 1980 г. Была проведена консолидация вычислительных ресурсов в виде образования общего центра обработки данных и сети государственных сервисов. В настоящее время реализуется четвертый этап, в ходе которого планируется популяризировать возможности электронных сервисов среди населения, улучшить координацию деятельности структур госуправления. В настоящее время в Сингапуре предоставляется около 1.6 тыс. видов электронных услуг. Также в сообщении были рассмотрены задачи и цели введения данной системы, что, по мнению автора, чревато дальнейшим расширением контроля за деятельностью граждан во всех сферах жизни.
Н. С. Скоробогатых (ИВ РАН) проследила основные причины и последствия появления на политической арене Австралийского Союза (АС) одной из малых партий, создание которой стало ответом на попытки руководства страны "вписать" Австралию в процессы глобализации и отражало негативную реакцию на этот процесс рядовых избирателей. Полин Ли Хэнсон и ее Партия одной нации (ПОН), которая в конце 1990-х гг. неожиданно для всех стала одерживать победы на выборах, требовала сокращения иммиграции, которая вела к "азианизации Австралии"; отмены разделяющей общество дискриминационной политики в области поддержки аборигенов и мультикультурализма; отказа от экономического рационализма и глобализации; возрождения местной промышленности, поддержки малого бизнеса в австралийской глубинке. Подобный поворот событий вызвал тревогу как у азиатских общин в АС, так и у правительств стран ЮВА, расценивших ПОН как свидетельство роста в Австралии ксенофобных настроений и расизма. И хотя ПОН ушла из большой политики, некоторые положения ее программы находят отражение во внутренней политике Австралии на рубеже XX-XXI вв.
Л. Г. Стефанчук (ИВ РАН) рассмотрела проблему маори - коренного населения Новой Зеландии, относящегося к полинезийской семье народов. Она определила ключевые моменты его эволюции. Первый этап охватывает конец XIX - начало XX в., когда прекратилось вымирание маори. Первый этап связан с урбанизацией, оказавшей огромное влияние на демографический и социально-профессиональный состав маорийского населения. Особенно важные изменения произошли в середине 1970-х гг., с которых начинается духовное возрождение маори, их языка и культуры, восстановление или компенсация их прав, связанных с учреждением Трибунала Вайтанги. В настоящее время маори составляют 14% всего населения страны. Они создали свою политическую партию, завоевавшую на очередных парламентских выборах пять мест, которая успешно борется за фактическое равенство маори и англоновозеландцев.
В докладах и выступлениях конференции анализировались наиболее насущные для стран ЮВА проблемы (на региональном и страновом уровнях). С образованием Центра исследований Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании расширилась тематика выступлений. Большое внимание было уделено геополитическим изменениям в регионе, а также "горячим" темам - затянувшемуся кризису в Таиланде, подготовке к выборам в Мьянме, выборам 2010 г. на Филиппинах. Результаты конференции представляют не только научный интерес, но и могут быть использованы практическими организациями, связанными с проведением политики РФ в регионе.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |