Libmonster ID: UZ-1263

27 апреля 2011 г. в Институте востоковедения РАН была проведена 14-я ежегодная научная конференция, организованная Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, по проблемам современного социально-экономического, политического и историко-культурного развития региона. В докладах и выступлениях значительное внимание уделялось геополитическим проблемам, определению места региона в системе международных, политических и экономических отношений, в том числе состоянию и перспективам развития связей между странами АСЕАН и РФ. В конференции приняли участие сотрудники Центра ЮВА, Австралии и Океании, других подразделений ИВ РАН, преподаватели и аспиранты высших учебных заведений Москвы (ИСАА МГУ, МГИМО(У)МИД РФ), ученые академических институтов, работники практических организаций. Конференция была посвящена памяти доктора исторических наук В. Ф. Васильева.

Конференцию открыл директор ИВ РАН В. В. Наумкин, который одобрил идею проведения подобных ежегодных научных форумов, воссоздания разносторонней жизни региона, учитывая его возрастающую роль в современном мире.

Заместитель директора ИВ РАН Э. В. Молодякова отметила, что ежегодные (с 1998 г.) конференции по актуальным проблемам развития ЮВА - важное событие в научной жизни института, которые можно поставить в один ряд с таким феноменом, как конференция "Общество и государство в Китае" (в этом году проводилась в 41-й раз). Фактически создается летопись насыщенной, многоплановой, сложной жизни региона, приобретающего все больший вес в мировой политике и экономике. Удачно структурное построение конференции.

Присутствующие почтили память В. Ф. Васильева. Ю. О. Левтонова (ИВ РАН) говорила о Владимире Федоровиче как о патриархе, основателе отечественной советской и российской бирманистики, продолжавшем плодотворную исследовательскую деятельность до последних дней жизни. В памяти коллег и друзей В. Ф. Васильев остается не только крупным ученым, высокопрофессиональным специалистом, но и интеллигентным, порядочным, благородным человеком.

Конференция состояла из трех блоков: общие доклады; общерегиональные проблемы; страновые проблемы.

С докладом "Почему регион Юго-Восточной Азии является одним из главных объектов современной китайской экспансии" выступил руководитель Центра ЮВА, Австралии и Океании Д. В. Мосяков. Экспансия Китая применительно к ЮВА, отметил он, это расширение сферы его господства, осуществляемое как под угрозой применения силы, так и путем развития экономических, политических, социально-культурных связей, результатом которого может стать особое положение КНР в данном регионе мира. Для КНР экспансия - своего рода вынужденная мера, залог сохранения внутренней стабильности и преемственности власти, фактор выживания и правящей политической элиты, и существующего политического режима. В условиях усиливающегося противодействия своей экспансии Пекин активно комбинирует политику жесткого давления на своих контрагентов и формирует в этом регионе все компоненты политики "мягкой силы". Почему именно ЮВА выбрана Китаем как главная линия экспансии, почему здесь наблюдаются очевидные успехи политики Пекина, бросившего открытый вызов еще недавно непререкаемому американскому влиянию? Д. В. Мосяков выделяет шесть основных факторов - ответов на этот вопрос. 1) Нечеткость границ между Китаем, Юго-Западным Китаем и территорией стран ЮВА, номинально проходящих по малонаселенным районам обитания небольших горных народов, которые фактически лишь формально признают себя подданными Лаоса или Мьянмы. Через эти условные границы не только идет поток законной и незаконной торговли (расчеты - в китайских юанях), но и распространяются представления о КНР как процветающем привлекательном государстве. Особо широкие возможности Китая в этом плане докладчик демонстрирует на примере Мьянмы и Лаоса; 2) Страны ЮВА необходимы Китаю как стратегический плацдарм, открывающий возможность прямого выхода к Индийскому океану, что способствует усилению претензий Китая на мировое лидерство; 3) Продвижение Китая в ЮВА облегчается тем, что в странах этого региона у Китая, судя по социологическим опросам, самый позитивный ресурс в глазах местного общественного мнения (за исключением Вьетнама, в прошлом бывшего не раз

стр. 134

объектом китайской агрессии); 4) Распространению влияния Китая в ЮВА способствует и то, что в этом регионе сегодня проживает около 30 млн. этнических китайцев, которые практически во всех странах играют ключевую роль в их экономиках; 5) ЮВА необходима Китаю и как важнейший регион, способный усилить экономическую мощь и привлекательность сегодняшней КНР. 6) ЮВА необходима Пекину еще и потому, что именно здесь сегодня развертывается наиболее напряженная и первая для Китая битва за доминирование в регионе с США, выступающим совместно с Японией.

С. А. Былиняк (ИВ РАН) в докладе "Дисбалансы в мировой экономике и страны Юго-Восточной и Восточной Азии" остановился на следующих положениях. 1. Современная мировая экономика характеризуется многими исследователями как крайне разбалансированная. В специальных исследованиях и международных экономических организациях на это обращается внимание уже в течение нескольких лет. Однако в феврале 2011 г. на заседании 20 ведущих стран мира в Париже эта проблема получила признание как серьезная глобальная проблема; 2. На упомянутом заседании представители Франции и Германии предложили индикаторы, которые должны определять, в какой степени отдельные страны вносят свой вклад в разбалансированность мировой экономики; 3. Эти индикаторы таковы: бюджетные дефициты, профиль госдолга и частный долг, состояние текущих операций платежного баланса, золотовалютные резервы, валютный курс. Принятие рекомендаций с учетом выводов на основе этих показателей означало бы необходимость корректировки экономической политики отдельных стран. Поэтому страны БРИКС выступили против этой инициативы; 4. Несомненно, не поддержали бы ее и многие другие страны, которые не входят в "двадцатку". Это относится и к странам ЮВА, которые часто проводят политику (в сфере платежного баланса, валютного курса и т.д.), не отвечающую интересам сбалансированности мировой экономики; 5. На саммите предложения Франции и Германии были приняты лишь в общем виде. И поэтому процесс дисбалансов остается без регулятора.

Доклад А. П. Мурановой (ИВ РАН) был посвящен роли налоговой политики и модернизации экономик стран Юго-Восточной Азии на материале трех стран - Сингапура, Малайзии и Брунея. Воздействие на процесс модернизации экономики проявляется через систему налоговых льгот, которые нацелены прежде всего на массированное привлечение иностранных инвестиций, привносящих в эти страны продвинутые технологии и высококвалифицированный менеджмент, и на стимулирование деятельности национального бизнеса, в первую очередь в современных отраслях. Процесс модернизации экономики Сингапура и Малайзии начался в 60-е гг. XX в. с развития импортозамещающих производств, которое стимулировалось предоставлением предпринимательскому корпусу значительных фискальных послаблений. В последующие годы введение дополнительных очень больших налоговых льгот способствовало развитию на базе привлеченных огромных зарубежных инвестиций новых современных высокотехнологичных отраслей промышленности, наукоемких и инновационных проектов и особенно сферы услуг (торговля, банковское дело). В Брунее налоговый механизм стимулирования этого процесса стал действовать фактически лишь в "нулевые" годы XXI в. с принятием новых законов о налоговых льготах.

А. А. Рогожин (ИМЭМО РАН) в докладе "Энергетическая безопасность ЮВА" рассмотрел проблему энергетической безопасности региона, выделив главные причины ее обострения: 1) возобновившийся в конце первого десятилетия экономический подъем в большинстве стран ЮВА, существенным следствием и неотъемлемым атрибутом которого стал возросший спрос на энергоносители; этот вопрос имеет отчетливую повышательную тенденцию в перспективе, по крайней мере до 2030 г.; 2) рост спроса на энергоносители ныне происходит на фоне относительного истощения разведанных и легкодоступных запасов энергоносителей почти во всех странах ЮВА; 3) обеспечение энергетической безопасности этих стран во все большей мере зависит от того, насколько им удается обеспечить развитие национальной сырьевой базы (нефти и газа) при резком повышении издержек их разведки и добычи, связанных с использованием новых капиталоемких технологий, материалов, оборудования и специалистов; 4) повышение уровня критичности традиционной зависимости многих государств ЮВА (в первую очередь Индонезии, Таиланда, Филиппин и Сингапура) от поставок нефти из стран Ближнего Востока в условиях нарастающей в этих странах нестабильности. В заключение докладчик дал анализ мер, предпринимаемых странами ЮВА для укрепления энергетической безопасности в настоящее время и на среднесрочную перспективу.

Второй блок докладов открыло выступление М. Г. Осиповой (ИВ РАН), посвященное проблеме трансформации интеграционных процессов в финансовой сфере экономики под воздей-

стр. 135

ствием глобального финансового кризиса и техногенной катастрофы, вызванной стихийными катаклизмами в Японии.

В сообщении В. П. Николаева (ИВ РАН) "40-летие Форума тихоокеанских островов: итоги и перспективы" было отмечено, что региональная организации Австралии и стран Океании, созданная в 1971 г. под названием Южнотихоокеанский форум, продолжает играть значительную роль в регионе. Форум последовательно выступал за ликвидацию остатков колониализма в Океании, против французских ядерных испытаний, оказывал помощь островным государствам в развитии экономики, образования, медицинского обслуживания. Решения Форума о создании безъядерной зоны в южной части Тихого океана и введении 200-мильных экономических зон имели глобальное значение. Ныне Форум объединяет 16 независимых стран. В число его приоритетных задач включены вопросы повышения благосостояния островных народов, продвижения в экономической сфере, борьбы с сепаратизмом и ликвидации межэтнических конфликтов, сохранения окружающей среды и предотвращения экологической катастрофы в связи с изменениями климата Земли.

Тема выступления В. Ф. Урляпова (ИВ РАН) - отношения США-АСЕАН. В странах АСЕАН приветствовали провозглашенный администрацией Обамы курс на "возвращение в Азию", включая принятие на вооружение стратегии "умной силы", предусматривавшей комбинирование различных инструментов внешней политики: дипломатических, экономических, военных и прочих. Вашингтон сделал основную ставку на многостороннюю дипломатию, преследуя цели: создать заслон возрастающему влиянию Китая в ЮВА и АТР, не прибегая к сколачиванию военно-политических блоков, а также продвинуть торгово-экономические интересы США, обновляя и создавая новые фритредерские группировки, охватывающие экономики "тихоокеанского кольца".

В то же время страны АСЕАН заняли осторожную позицию, не желая прямой или косвенной вовлеченности в американо-китайское соперничество в АТР. Для них оставался неясным вопрос, означала ли ставка администрации США на многостороннюю дипломатию обнадеживающим свидетельством признания авторитета АСЕАН и ее центральной роли в политико-экономических процессах в тихоокеанской Азии, либо это являлось признаком ослабления геополитических позиций Вашингтона?

С. Е. Пале (ИВ РАН) рассмотрела в своем выступлении последствия "арабской весны" для стран Океании. Политические волнения и беспорядки, разгоревшиеся в странах Ближнего Востока и Северной Африки в первой половине 2011 г., оказали немалое воздействие на государства Океании. Такие факторы, как колебания цен на нефть и миграционные потоки, оказали влияние не только на ближайшие регионы, но и на "периферийные" рубежи, к которым относятся страны Южнотихоокеанского региона (ЮТР). Разрыв "дотационной дружбы" в ООН, пусть и временный, между ЛАГ и странами Океании может снова завести в тупик вопрос о независимости Палестины. Если только Китай, получивший в свое распоряжение 13 голосов океанийских стран-участниц ООН, не продолжит линию ЛАГ по данной проблеме. В ЮТР, особенно в Австралии и Новой Зеландии, ожидается наплыв беженцев из арабских стран. В целях предотвращения нелегальной миграции усилены меры по охране морских границ и ужесточено миграционное законодательство. Рост цен на нефть из-за волнений в арабских странах-импортерах углеводородов вызвал немалые финансовые трудности в странах Океании. Но они же вызвали тенденцию укрепления интеграционных процессов в регионе.

Выступление Н. Б. Лебедевой (ИВ РАН) было посвящено возрастающей геостратегической и экономической роли Малаккского пролива для стран ЮВА и государств-пользователей - США, Китая, Японии и др. Подходы указанных государств к проблемам безопасности в водах Малаккского пролива отличает сложный комплекс разноплановых интересов и противоречий. Требуются общие решения по выстраиванию безопасного морского порядка в данном регионе, созданию атмосферы большего доверия, регулированию свободы мореходства, охране коммуникаций и др. Частично эти принципы нашли воплощение в соглашениях ReCAAP (Япония) и MALISINDO (Малайзия, Индонезия, Сингапур).

В сообщении Л. К. Аруновой (ИВ РАН) рассматривалась проблема туризма как фактора экономической интеграции в странах ЮВА. В этом секторе активно создаются рабочие места, развивается инфраструктура и в казну поступает значительный доход от туристического бизнеса. Так, некоторые страны региона (например, Камбоджа, Малайзия и Таиланд) получают значительный доход от туризма (доля поступлений в ВВП этих стран в 2009 г. составила 11.4, 8.2 и 6.0% соответственно). Почти половина заграничных поездок совершается внутри региона, охватывающего страны АСЕАН. Это свидетельствует о том, что туризм напрямую связан с экономи-

стр. 136

ческой интеграцией стран ЮВА. Страны АСЕАН совершенствуют туристическую сферу в рамках национальной туристической организации АСЕАН (НТО АСЕАН) и совещаний министров по туризму стран-участниц АСЕАН, где разрабатываются проекты постепенного нивелирования ограничений перемещения внутри региона ЮВА. Таким образом, можно предположить, что в будущем в ЮВА сформируется общее безвизовое пространство, которое, возможно, будет способствовать созданию единого экономического сообщества государств АСЕАН.

О. В. Новакова и В. Н. Соколова (обе - ИСАА) проанализировали заключительный этап колониального правления Франции во Вьетнаме и Великобритании в Бирме. Составлены концепции послевоенного устройства Вьетнама и Бирмы: идея создания Индокитайской Федерации, предложенная Францией, и идея Британского содружества наций, предложенная Великобританией. В отличие от Франции Великобритания осознала, что ее политический уход из колоний мог стать ключом к сохранению ее экономического присутствия. Вследствие этого английскую политику на завершающем этапе колониализма можно характеризовать как более взвешенную и объективную, что позволило ей избежать колониальных войн и сохранить свой престиж.

В своем выступлении А. А. Кащеев (МГИМО (У) МИД РФ) отметил, что в поставленной в Уставе АСЕАН задаче создания к 2015 г. триединого сообщества (сферы политики и безопасности, экономики, культуры) в процессе региональной интеграции на первый план выходит экономический аспект. По мнению докладчика, чрезвычайно важно грамотное управление и регулирование экономических процессов как со стороны бизнеса, так и государства, которые должны обеспечивать наиболее благоприятные условия для развития и национальной и региональной экономики.

Третий блок открыло выступление А. Ю. Другова (ИВ РАН), который отметил сохраняющуюся разобщенность в кругах индонезийской политической элиты, что серьезно ослабляет позиции президента С. Б. Юдойоно. В стране фактически началась борьба в связи с выборами президента и парламента в 2014 г. Обострились межконфессиональные противоречия - между радикальными исламистами и христианами, в особенности на Яве. Вопреки взвешенному курсу правительства С. Б. Юдойоно в стране сохраняются латентные антималайзийские, националистические по своей сути настроения, прорывающиеся наружу иногда по незначительным поводам. В условиях усиления американо-китайского соперничества в Юго-Восточной Азии Индонезия выступает против доминирования какой-либо из великих держав в этом регионе мира.

Сообщение Г. В. Сучкова (ИВ РАН) посвящено прорыву на авансцену государственной жизни Индонезии Демократической партии Индонезии (борющейся) (ДПИ(б)), возглавляемой Мегавати Сукарнопутри. Эта женщина-лидер - самая, пожалуй, известная представительница индонезийской оппозиции на закате президентства Сухарто - была в глазах значительного числа граждан политиком новой формации, а ее имя стало синонимом понятия "преобразования". Г. В. Сучков проанализировал деятельность Сукарнопутри и возглавляемой ею ДПИ(б) на протяжении последних лет, рассмотрел их успехи и неудачи, обозначил перспективы, лежащие перед этой структурой и ее лидером в нынешнем историческом контексте.

Л. Ф. Пахомова (ИВ РАН) в своем выступлении остановилась на создании шариатского бэнкинга в Индонезии, где мусульмане составляют 85% от 234-миллионного населения. Быстрому росту нового сектора экономики и его интеграции в индонезийскую кредитно-банковскую систему способствовали как традиционные устои шариата, так и внедрение современных методов ведения дел. Исламские банки продемонстрировали свою устойчивость во время двух кризисов - азиатского и финансового, что обеспечило приток инвестиций и клиентов, а также утвердило их деловую репутацию. Бурное развитие новых структур привело к изменению и в социуме, начиная от низших укладов и кончая появлением банкиров, обслуживающих новую экономику. Усиление взаимных деловых интересов финансового бизнес-сообщества Индонезии, Малайзии и Саудовской Аравии, а также других стран Северной Африки вызывает беспокойство в АСЕАН из-за опасения, что новые контакты отодвинут сроки создания общего рынка Ассоциации.

Тема сообщения М. П. Соседовой (МГИМО(У) МИД РФ) - события в индонезийской провинции Аче в 2008 - 2010 гг., указывающие на возможность вспышки нового конфликта. Такие опасения могут возникнуть в связи с двумя моментами. Во-первых, провинция Аче единственная в Индонезии, где шариатские законы стали официально действовать наравне с законодательством секулярного государства. Во-вторых, в 2008 - 2009 гг. в Аче имели место похищения людей, предположительно организованные бывшими боевиками, было задержано несколько террористов. Серьезную угрозу стабильности в провинции представляет фундаментализация ислама, в последние годы набирающая обороты. Введение шариата в провинции не только повлияло

стр. 137

на жизненный уклад в самом Аче, но и заставило исследователей говорить о возможном участии ачехцев в экстремистской деятельности и их связи с мировым терроризмом. В индонезийской прессе предполагалось, что так называемые ачехские террористы готовили атаки на президента США Б. Обаму (намеченные на март 2010 г. его визит в Индонезию не состоялся). В феврале индонезийская полиция провела антитеррористическую зачистку в Аче. Нельзя исключить проникновения в провинцию террористов из "Аль-Каиды" и "Джамаа исламиа". Однако, несмотря на воздействие центробежных факторов, сами ачехцы вполне могут посчитать более удобным остаться в составе Индонезии. Во-первых, не стоит забывать, что именно из общенационального бюджета Джакарты были выделены деньги на то, чтобы отстроить заново (после цунами 2004 г.) ачехские населенные пункты. Во-вторых, мир в провинции будет способствовать увеличению иностранных инвестиций в местную экономику, пополнению бюджета Аче за счет притока туристов (соответствующий план уже есть у индонезийского правительства).

В сообщении Ю. О. Левтоновой (ИВ РАН) рассматривались проблемы и тенденции, обозначившиеся после выборов 2010 г. на Филиппинах и прихода к власти администрации Б. Акино-третьего. Несмотря на снижение рейтинга нового президента на 18%, он по-прежнему популярен среди филиппинцев, связывающих с ним ожидания обновления и перемен в жизни общества. Определились три главных направления реформаторского курса Б. Акино: борьба с коррупцией, имеющей системный характер, и бедностью; модернизация экономики; урегулирование проблемы радикальных течений оппозиции (левоповстанчество и межконфессиональный конфликт на мусульманском Юге). Позитивное движение наблюдается по всем направлениям. Вероятно, более или менее эффективные результаты можно ожидать от возобновления переговорного процесса с левыми повстанцами и Исламским фронтом освобождения Моро (ИФОМ).

Э. М. Гуревич (ИВ РАН) рассмотрела проблемы иммиграционной политики в Сингапуре. В стране осуществляется либеральная иммиграционная политика. Власти мотивируют ее потребностями растущей экономики, которые трудно обеспечить собственными весьма ограниченными трудовыми ресурсами. На сегодняшний день рабочие-иммигранты составляют около 30% наемной армии труда. Они не только служат буфером для сингапурских рабочих в трудные времена, особенно в периоды экономических кризисов, которые неизбежно сопровождаются массовыми увольнениями, но и в определенной степени повышают конкурентоспособность Сингапура на мировом рынке, сдерживая рост заработной платы, а следовательно, стоимость рабочей силы. В последнее время неизбежность привлечения в страну иностранных мигрантов связана с несбалансированной демографической ситуацией, которая сложилась в стране в последние десятилетия: низкая рождаемость и стареющее население. Политика руководства страны в этом вопросе может представлять большой практический интерес, так как внешние миграции и связанные с этим проблемы приобретают глобальный характер.

В своем сообщении Е. М. Астафьева (ИВ РАН) обратилась к истории распространения христианства в Сингапуре, проанализировав тенденции изменения религиозной принадлежности населения Сингапура. В период между 1980 и 2010 гг. численность христиан возросла почти вдвое - с 10 до 18.3%. Рост количества христиан произошел за счет увеличения последователей этой религии в основном в китайской этнической группе, второй по значимости после буддизма религии для сингапурских китайцев. По переписи населения 2010 г., доля буддистов в китайской этнической группе составляет 43%, даосистов - 14.4, христиан - 20.1%. Эту тенденции в изменении религиозной принадлежности связывают с увеличением количества китайцев, получающих образование на английском языке. Речь идет о росте популярности различного рода протестантских церквей, которые активизировали свою деятельность в Сингапуре с конца 1980-х гг., привлекая в свои ряды хорошо образованных молодых людей.

А. А. Симония (ИВ РАН) посвятила свое выступление политическим событиям в Мьянме в 2010 - 2011 гг. - всеобщим парламентским выборам и официальной передаче власти гражданскому руководству, которые стали кульминацией выполнения "дорожной карты на пути к демократии". В результате в Мьянме создан политический гибрид - военно-гражданское правительство, подконтрольное армии. На ключевых государственных постах оказались в основном генералы из высшего эшелона власти, входившие в госсовет и отправленные в отставку перед выборами. Докладчик отметила, что, несмотря на смену идеологических установок, в стране за последние 50 лет выработался определенный стереотип технологии управления обществом. В какой-то момент правящий военный режим превращается в гражданский, приняв новую конституцию и сменив облик, т.е. сняв военную форму. Так было в 1974 г. при генерале Не Вине и повторилось

стр. 138

в 2011 г. при старшем генерале Тан Шве. Происходит лишь смена поколений военных, контролирующих страну.

Е. А. Фомичева (ИВ РАН) дала оценку политической ситуации в Таиланде, подчеркнув, что за последние годы изменился традиционный порядок формирования власти. Устоявшаяся схема чередования парламентаризма и военных хунт перестала срабатывать, что связано с ожесточенной борьбой между старой и новой элитами. Причем новая элита пытается вытеснить из политики старую. В жизни современного Таиланда утвердились массовые непарламентские силы: "желтые рубашки", "красные рубашки", "розовые рубашки". Анализируя суть этих движений, Е. А. Фомичева проследила их сходство с "цветными революциями" в ряде стран, которые позволяют аккумулировать протестную энергию масс, что в конечном счете может привести к хаосу обстановки в стране.

Выступление Н. Власова (МГИМО (У) МИД РФ) посвящено политике "вовлечения" Китая, проводимой Таиландом, как фундаменту двусторонних отношений. Еще в 70-х гг. XX в. Таиланд стал одним из инициаторов новой политики АСЕАН в отношении КНР, впоследствии получившей название политики "вовлечения" в трех сферах: политики, безопасности, экономики. С ее помощью Таиланд рассчитывает уменьшить риски, связанные с экспансией Пекина в ЮВА.

Тема сообщения С. Ю. Молчанова (МГИМО(У) МИД РФ) - влияние внутриполитического кризиса в Таиланде на макроэкономические показатели. Речь идет о военном перевороте в сентябре 2006 г., в результате которого было устранено от власти правительство Таксина Чинновата (с последующим политическим кризисом). Сравнивая динамику таких макроэкономических показателей, как темпы роста ВВП, экспорта, импорта и дефицита государственного бюджета, С. Ю. Молчанов пришел к выводу, что политический кризис на них фактически не отразился. А это свидетельствует о достаточно высокой степени устойчивости экономики Таиланда.

Сообщение Г. Ф. Мурашёвой (ИВ РАН) посвящено интеграционной политике Вьетнама. Его участие в интеграционных проектах (например, АСЕАН) - одно из приоритетных направлений внешней политики страны (отражено в материалах IX (2001), X (2006), XI съездов (2011) КПВ). Составная часть интеграционной политики Вьетнама - участие в строительстве индокитайского "треугольника развития", куда входят Вьетнам, Лаос и Камбоджа при неформальном руководстве Вьетнама. Проект "треугольник" Г. Ф. Мурашёва рассматривает через призму проблем, тормозящих интеграцию в рамках АСЕАН. Планы по реализации идеи "треугольника" в известной мере подтверждают оценку АСЕАН (некоторыми специалистами) как региональной организации, где есть процесс, но нет прогресса.

А. А. Соколов (ИВ РАН) проанализировал основные события и тенденции культурной жизни СРВ в 2010 г., который прошел под знаком 1000-летнего юбилея вьетнамской столицы - Тханглонга (так в древности назывался Ханой). По случаю этой даты 10 октября в Ханое состоялся праздничный парад. В рамках большой праздничной программы были проведены многочисленные мероприятия. В канун юбилея в список всемирного наследия ЮНЕСКО была внесена императорская крепость Тханглонг, расположенная во вьетнамской столице, построенная в XI в. в дельте Красной реки во времена правления династии Поздних Ли в знак централизации государства Дайвьет (Великий Вьет). В целом же в духовной жизни вьетнамцев наблюдается усиление позиций массовой культуры. Национальная художественная литература продолжает следовать традициям создания реалистических произведений, пропагандирующих патриотические идеалы и гуманистические ценности. Главной литературной награды - премии Союза писателей Вьетнама - за 2010 г. был удостоен писатель Шионг Нгует Минь за сборник рассказов "Диковинный аромат". Успешным был минувший год для национальной туристической индустрии - во Вьетнаме побывало около 5 млн. иностранных туристов.

Сообщение Н. Н. Бектемировой (ИСАА МГУ) было посвящено религиозному фактору в политической жизни современной Камбоджи. В условиях расширяющего процесса демократизации и выборности в высших органах власти в Камбодже у правящих элит страны сохраняется устойчивая потребность в дополнительной легитимации через ценностные установки традиционной политической культуры. Это выражается в первую очередь в мощном патронаже буддийской сангхи, на которую представители властных структур жертвуют солидные денежные средства. Активная поддержка буддизма верхушкой правящей Народной партии Камбоджи стала важным элементом ее политического имиджа. Щедрые денежные подношения буддийской сангхе со стороны правящей элиты во главе с Хун Сеном объективно ведут к политической ангажированности руководства монашеской общины. Политические симпатии верхушки сангхи отнюдь не

стр. 139

разделяют рядовые монахи, преимущественно из бедных крестьянских семей, которые в своем большинстве симпатизируют оппозиционным партиям.

Л. Н. Морев (ИВ РАН) рассматривается положение в Лаосе между 6-й и 7-й пятилетками. В выступлении подведены итоги 6-й пятилетки и сделаны прогнозы относительно развития страны в 7-й пятилетке (2011 - 2015 гг.).

В сообщении Н. С. Скоробогатых (ИВ РАН) рассмотрен комплекс проблем, порожденных проведением политики мультикультурализма в Австралийском Союзе (АС). Во-первых - это постоянный рост социальной напряженности между представителями англо-кельтского или, шире, - европейского большинства и этническими группами, особенно мусульманским меньшинством (около 1.7% от общего числа населения), не желающим согласовать свои интересы с доминирующими стандартами в обществе. Во-вторых, - издержки, созданные потоком нелегальных иммигрантов, находящих поддержку и укрытие внутри этнически родственных общин в АС. Обострение межэтнических и межконфессиональных отношений в АС в конце XX - начале XXI в. связано с недовольством меньшинств, вызванным попытками правительств Дж. Говарда и в меньшей степени К. Рада сделать мультикультурализм более приемлемым для большинства населения страны. Избранный нынешним кабинетом Дж. Гилларда путь сохранения прежнего курса мало согласуется с общественным мнением (в феврале 2011 г. на общенациональном уровне только 87% высказались в поддержку мультикультурализма, 49% - объявили себя противниками мусульман и 12% назвались расистами), а в силу этого чреват дальнейшим осложнением внутри- и внешнеполитической ситуации для Австралии.

В сообщении Т. П. Милославской (ИВ РАН) "Мусульмане в Австралии" рассматривались проблемы, связанные с ростом мусульманской общины в стране, положением мусульман, сложности для правительства - с решением проблем мультикультурализма и сохранением идентичности Австралии как христианской страны. Приводятся демографические данные о занятости, имущественном положении мусульман, а также шаги федерального правительства по урегулированию роста антиисламских настроений в стране.

14-я ежегодная научная конференция по проблемам современного развития ЮВА подтвердила свою объединяющую роль в сообществе российских специалистов по данному региону. Тематика докладов и выступлений была посвящена наиболее актуальным проблемам для стран ЮВА, Австралии и Океании, которые представляли большой научный интерес для востоковедной науки, в том числе в российской, и имеют практическое значение.

стр. 140

© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ЮГО-ВОСТОЧНАЯ-АЗИЯ-В-2010-2011-гг-АКТУАЛЬНЫЕ-ПРОБЛЕМЫ-РАЗВИТИЯ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. О. ЛЕВТОНОВА, А. А. СИМОНИЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В 2010-2011 гг.: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 18.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ЮГО-ВОСТОЧНАЯ-АЗИЯ-В-2010-2011-гг-АКТУАЛЬНЫЕ-ПРОБЛЕМЫ-РАЗВИТИЯ (date of access: 11.07.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ю. О. ЛЕВТОНОВА, А. А. СИМОНИЯ:

Ю. О. ЛЕВТОНОВА, А. А. СИМОНИЯ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
89 views rating
18.11.2024 (235 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
THERE IS HOPE FOR THE RUSSIAN ARMY
38 days ago · From Golem Anzhanov
Social protection. Your lawyer. "TWO-YEAR-OLDS" ON ORGANIZATIONAL EVENTS DO NOT LEAVE AHEAD OF SCHEDULE
Catalog: Право 
49 days ago · From Uzbekistan Online
This strong weaker sex
55 days ago · From Golem Anzhanov
USING TRAINING MATERIALS
Catalog: Разное 
58 days ago · From Golem Anzhanov
THE THEME IS FOR OFFICERS, WARRANT OFFICERS( MIDSHIPMEN), SERGEANTS(PETTY OFFICERS), SOLDIERS(SAILORS). Main provisions of international normative legal acts on human rights.
62 days ago · From Golem Anzhanov
Constitutional foundations of the Russian Federation
62 days ago · From Golem Anzhanov
Methodical class: military rituals. IN WHOM THE SPIRIT IS GREAT, THE POWER IS INDESTRUCTIBLE*
Catalog: Разное 
64 days ago · From Golem Anzhanov
Cutting Edge: Characters and destinies. Grouping in the highlands: attention passes
Catalog: Разное 
80 days ago · From Golem Anzhanov
Talents of the Forest Garrison
85 days ago · From Golem Anzhanov
THE FATE OF RUSSIA IS OUR DESTINY
91 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В 2010-2011 гг.: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android