22 мая 2013 г. в Институте востоковедения РАН была проведена очередная ежегодная научная конференция, организованная Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Тема конференции "Основные направления современного развития региона на региональном и страновом уровнях". В докладах и выступлениях был охвачен широкий спектр проблем, включающих политику, геополитику, экономику, социальную сферу, культуру. Значительное внимание уделялось анализу сложившейся в ЮВА системы международных отношений, в фокусе которых - растущее соперничество КНР и США. Докладчики останавливались также на определении и оценках интересов РФ в регионе. Актуальная для ЮВА проблема региональной безопасности рассматривалась в связи с территориальным спором в Южно-Китайском морс (ЮКМ), представляющим латентную угрозу стабильности и миру в регионе. В конференции приняли участие сотрудники Центра ЮВА, Австралии и Океании, других подразделений ИВ РАН, преподаватели и аспиранты высших учебных заведений Москвы (ИСАА МГУ, МГИ(У)МО МИД РФ), ученые академических институтов, работники практических организаций.
Заместитель директора ИВ РАН Э.В. Молодякова приветствовала участников конференции и представила Полномочного министра посольства Японии в РФ Идэ Кэйдзи. Идэ Кэйдзи выступил с докладом "Итоги визита премьер министра Синдзо Абэ в Россию". В связи с этим знаменательным событием во взаимоотношениях Японии и РФ Кэйдзи остановился на вопросах японско-российского сотрудничества в разных сферах, выделив экономику. В докладе отмечались позитивные тенденции в развитии японско-российских деловых связей, рассматривались состояние и динамика прямого инвестирования из Японии в Россию.
Конференция состояла из двух блоков: 1) ключевые проблемы регионального развития; 2) страновые проблемы.
С докладом "Обострение противоречий в районе Южно-Китайского моря" выступил руководитель Центра ЮВА, Австралии и Океании Д. В. Мосяков. Он отметил, что в последнее время в ситуации в ЮКМ наметились серьезные изменения: 1) Китай дал разрешение полицейским властям провинции Хайнань досматривать любые суда в акватории ЮКМ; 2) филиппинское правительство обратилось в Международный суд ООН по морскому праву, настаивая, чтобы территориальный спор с КНР был рассмотрен Международным судом. Оба эти решения кардинально
меняют конфигурацию существующего конфликта, усиливая угрозу его обострения. Об этом, в частности, заявил генеральный секретарь АСЕАН Сурин Питсуван. Обращение Филиппин в ООН выводит конфликт с регионального на международный уровень, а инициатива КНР угрожает праву свободного прохода судов через акваторию ЮКМ. Такое развитие событий ведет к тому, что мир в этом регионе становится все более хрупким. Достаточно китайским пограничникам остановить хотя бы одно судно в ЮКМ, как может вспыхнуть конфликт с самыми непредсказуемыми последствиями. Дело в том, что США и другие страны Запада уже не раз заявляли о том, что право свободного прохода через акваторию ЮКМ они будут охранять всеми возможными средствами. Такая решительная позиция объясняется тем, что ставки в противостоянии крайне высоки. Через Малаккский пролив и ЮКМ проходит в 10 раз больше нефти, чем через Суэц, и в 16 раз больше, чем через Панамский канал. Треть этой торговли идет через данные акватории, причем не только в Японию, Индию и Российский Дальний Восток, но и на Западное побережье США.
Тема доклада В.Ф. Терехова (РИСИ) "Военно-политическая ситуация в Южно-Китайском море и интересы России". Акватория ЮКМ является составной частью морской полосы, заключенной между восточным побережьем Китая, а также ряда стран Юго-Восточной Азии и так называемой Первой островной линией, которая включает в себя архипелаг Рюкю, Тайвань и Малайский архипелаг. Возрастающая значимость этой полосы (а следовательно, и ЮКМ) определяется характером новой геополитической игры, которая формируется с окончанием "холодной войны". Основным содержанием новой игры является принимающее глобальные масштабы американо-китайское соперничество с центром, расположенным в обозначенной выше морской полосе.
Складывающаяся в ЮКМ военно-политическая ситуация может стать источником конфликта между обеими ведущими мировыми державами, в который вполне вероятно окажется вовлеченной и "нормализующаяся Япония". Другие потенциальные источники подобного конфликта расположены в той же прибрежной полосе. Ими являются тайваньская и корейская проблемы (перспективы решения которых сегодня представляются весьма сомнительными), а также бескомпромиссность позиций Китая и Японии в вопросе владения островами Сснкаку/Дяоюйдао. Основной угрозой стабильности в ЮКМ являются споры по поводу обладания островами Спратли и Парасельскими. Претендентов на владение можно условно разделить на КНР и "всех остальных". Обострение территориальных споров между Китаем и большинством прибрежных стран отмечается после распространения летом 2009 г. в ООН так называемой девятипунктирной карты, согласно которой практически вся акватория ЮКМ и все архипелаги объявляются столь же неотъемлемой частью китайской территории, как Тайвань и Тибет. Китай стремится вести переговоры со своими оппонентами в двустороннем формате, в то время как прибрежные страны ЮКМ пытаются выступать единым фронтом в рамках объединяющей их ассоциации АСЕАН. Вашингтон, несмотря на декларируемую нейтральную позицию в этих спорах, фактически находится на стороне оппонентов Пекина. Все более заметным становится присутствие здесь Японии и не только в экономической сфере (как это было в последние 50 лет), но и в области "обеспечения безопасности". При этом Китаю не удается исключить фактор влияния "внерегиональных сил" на ситуацию, складывающуюся в ЮКМ.
Что касается интересов России в ЮКМ и прилегающих к нему государствах, то необходимо принимать во внимание несколько принципиальных моментов. Во-первых, военно-политическая ситуация в ЮКМ находится под влиянием новой глобальной игры. Во-вторых, новая игра принимает характер острого соперничества между основными участниками (каковыми являются США и КНР), в том числе и в ЮКМ. В-третьих, в территориальном и мотивационном аспектах та ее часть, которая разворачивается в ЮКМ, имеет посторонний характер для России. Все это следует учитывать при рассмотрении возможного участия РФ в неких бизнес-проектах стран данного субрегиона.
В докладе Г.М. Лoкшина (ИДВ РАН) отмечается, что события в Южно-Китайском море продолжают развиваться в негативном направлении. Ожидания смягчения напряженности после смены руководства в Китае не оправдались. Отношения основных протагонистов - Китая, с одной стороны, и Вьетнама и Филиппин - с другой, вступили в новую фазу - психологической войны. Переговоры АСЕАН с Китаем о Кодексе поведения сторон в ЮКМ обещают быть долгими и трудными. Угрозы большой войны в регионе нет, но количество опасных инцидентов и конфликтов будет возрастать. Взаимоприемлемого решения споров на ближайшую перспективу
не просматривается, ибо ни одна из сторон не имеет политической воли к компромиссу, без которого продвижение к мирному урегулированию невозможно.
В докладе Н.Б. Лебедевой (ИВ РАН) были проанализированы интересы и цели Индии в регионе на стыке двух океанов, тесно связанные с реализацией курса "Смотри на Восток", чтобы обеспечить: 1) свободу судоходства для доставки 55% товаров в СВА; 2) доступ к разведке ресурсов в водах Вьетнама и добыче нефти на шельфе Сахалина; 3) проход к полярной базе Химандри; 4) достижение частичного контроля в водах ЮВА путем проекции ВМС и укрепления стратегических взаимосвязей с АСЕАН. В 2011-2012 гг. Индия, не став прямым участником спора между Вьетнамом и Китаем, косвенно "подогрела" его новый этап и дважды заявляла о готовности направить военные корабли в КЖМ для защиты своих интересов. Однако на таком напряженном фоне 19 июня 2012 г. индийская и китайская нефтяные компании подписали соглашение о совместных поисках ресурсов в третьих странах, которое следует рассматривать как шаг в сторону потепления индо-китайских отношений. Следует учитывать "большую игру" США, которые пытаются использовать геостратегические и геополитические преимущества Индии в качестве "механизма сдерживания Китая".
В докладе "О текущей ситуации в Южно-Китайском морс" Г.Ф. Мурашева (ИВ РАН) остановилась на некоторых моментах, объясняющих, почему территориальный спор в КЖМ не может быть решен в обозримой перспективе. Одна из главных причин в том, что внутрирегиональный, межгосударственный спор о суверенитете над островами и прилегающими водными пространствами, в котором участвуют шесть субъектов (Китай, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней и Тайвань), имеет помимо внешнего еще и внутренний аспект. В спор вовлечены националистически настроенные массы населения "спорящих" стран. Это особенно очевидно на примере Китая и Вьетнама, где спор в ЮКМ является "столкновением национализмов", что существенно ограничивает возможности правящей элиты пойти на компромисс в поиске консенсуса в решении проблем ЮКМ. Именно национализм сужает поле маневра власти, так как любое ее согласие на компромисс будет понято внутри страны как проявление слабости и капитулянтства и может спровоцировать антиправительственные акции. Националистское измерение спора исключает возможность единого фронта стран АСЕАН как против Китая, так и в "морских вопросах" в целом. Помимо разного отношения стран АСЕАН к Китаю значительная их часть - соперники по отношению друг к другу в территориальном споре в ЮКМ, что тормозит его урегулирование. На территориальный спор в ЮКМ сильное воздействие оказывают отношения между США и Китаем. Нынешний статус-кво в значительное степени объясняется тем, что ни Китай, ни США не идут на конфронтацию друг с другом, используя другие меры для достижения своих целей. Одна из них - обеспечение преобладающего влияния на стратегически важные страны АСЕАН. Можно предположить, что статус-кво в "морских вопросах" сохранится на длительную перспективу, будучи приемлемым для всех стран.
Е.В. Колдуноаа (МГИ(У)МО) посвятила свой доклад региональным институтам сотрудничества в Восточной и Юго-Восточной Азии. Большинство исследований процессов регионального сотрудничества в Восточной и Юго-Восточной Азии традиционно акцентировали внимание на их успешном функционировании в условиях сохранения латентных противоречий между многими региональными игроками. В то же время эти исследования не дают ответа на вопрос, как региональные институты будут трансформироваться в условиях перехода данных противоречий в открытую фазу. В докладе рассматриваются кризисные тенденции в деятельности региональных институтов сотрудничества (в первую очередь АСЕАН и АРФ) в условиях, когда "мягкий институционализм" уже не в состоянии обеспечивать согласование позиций конфликтующих сторон.
А.А. Рогожин (ИМЭМО РАН) в докладе "Экономическая ситуация в ЮВА: успехи, проблемы, перспективы" дал анализ основных причин, позволивших странам региона достойно встретить в 2012-2013 гг. трудности, вызванные нестабильностью в мировой экономике, и в первую очередь в ЕС и США - основных внешнеэкономических партнерах: 1) эффективное управление финансами с учетом опыта, почерпнутого во время Азиатского кризиса 1997-1998 гг.; 2) рациональное использование ресурсов промышленного и сельскохозяйственного сырья; 3) расширение внутреннего спроса; 4) активизация торговых связей со странами Азии, в том числе с использованием интеграционных механизмов АСЕАН. Докладчик охарактеризовал перспективы развития стран ЮВА в среднесрочной перспективе и ключевые угрозы для их экономического роста: 1) ускорение интеграции в мировую экономику; 2) избегание "ловушки среднего класса"; 3) пограничные споры в ЮВА; 4) в краткосрочной перспективе - изменение на мировых рынках
промышленного и продовольственного сырья, в первую очередь нефти, в долгосрочной - обострение проблемы энергетического обеспечения экономического роста.
А.П. Муранова (ИВ РАН) в докладе "Основные тенденции развития внешнеэкономических связей стран АСЕАН в 2000-2012 гг." изложила результаты наблюдения за динамикой внешнеторговых операций и инвестиционных потоков в первом десятилетии XXI в. По ее мнению, для внешней торговли стран региона были характерны: 1) очень высокий ритм внешнеторгового оборота (особенно в наименее развитых государствах Вьетнаме, Камбодже, Лаосе и Мьянме), опережавший темп прироста ВВП; 2) возрастание роли внешней торговли в экономике всего региона, что проявляется в увеличении внешнеторговой квоты - самой высокой в мире; 3) расширение внутрирегиональных торговых операций (хотя по этому показателю страны ЮВА значительно отстают от других регионов); 4) переориентация торговых связей с развитых государств Европы и Америки на быстро развивающиеся азиатские государства - Китай, Индию, Республику Корею; 5) быстрое увеличение объема торговли услугами, в которой ведущее место занимает туризм. Размеры прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику стран ЮВА стремительно возрастали до 2008 г., когда мировой экономический кризис сбил высокую динамику; при этом сократились прямые иностранные инвестиции как из развитых государств, так и из стран самого региона. К концу десятилетия соотношение между этими двумя источниками ПИИ резко изменилось в пользу развитых государств.
Н.Г. Рогожина (ИМЭМО) в докладе "Изменение климата и проблема миграции в ЮВА" отмстила, что страны региона относятся к числу наиболее уязвимых к потеплению климата, которое негативно скажется на населении стран ЮВА: 1) миллионы жителей ЮВА будут страдать от нехватки воды; 2) производство риса в регионе упадет, угрожая продовольственной безопасности; 3) огромные массивы леса превратятся в саванны и пустоши; 4) участятся стихийные бедствия наводнения, циклоны, засуха; 5) поднятие уровня моря на 70 см приведет к затоплению низменных и прибрежных территорий. В зону риска уже сегодня входят Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Таиланд и Лаос. Такое развитие ситуации приведет к резкому увеличению в ЮВА числа "климатических мигрантов", что значительно усложнит и так непростую ситуацию с управлением миграционными потоками в регионе, особенно перемещением сельских жителей из "районов риска" в столичные мегаполисы. Борьба за территории проживания и ресурсы может дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию ЮВА в целом, ибо в условиях негативного воздействия изменения климата будет иметь место не только перемещение жителей в пределах одной страны, но и отток их в другие страны региона.
Выступление И.И. Николаевой (ИВ РАН) было посвящено экологическим проблемам в ЮВА, таким как уменьшение зеленого покрова, вырубка лесов и истощение почв, загрязнение воды, проблема реки Меконг и Южно-Китайского моря, загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и сожжение лесов, радиоактивное загрязнение. В докладе были затронуты демографическая проблема и проблема экологической безопасности. Подводя итог, И.И. Николаева отметила, что долгое время влияние экономики на экологию имело негативный характер, сейчас же экономика единственный способ решения экологических проблем.
М.Г. Осипова (ИВ РАН) рассмотрела проблему интернационализации юаня в аспекте финансовой стратегии стран Юго-Восточной и Восточной Азии (ЮВВА). Процессы финансовой интеграции стран членов АСЕАН+6 во многом стимулируют активизацию государственной политики КНР по либерализации своей валютной единицы. К 2015 г. планируется формирование новой финансовой интеграционной группировки, в центре которой и будет находиться интернационализированный юань жэньминьби. В 2010 г. была открыта зона свободной торговли КНР-АСЕАН, на создание которой потребовалось восемь лет. Возникновение такой зоны при наличии финансовых центров в Сингапуре и Гонконге может стать базой для процесса либерализации китайской валютной единицы. Стратегия стран - членов АСЕАН+6 на 2013-2015 гг. будет направлена на создание единой интеграционной финансовой системы, в центре которой должна находиться валюта КНР юань жэньминьби. Учитывая серьезные кризисные процессы в мировой валютной системе и неспособность МВФ к урегулированию этого процесса, роль такой финансовой стратегии стран ЮВВА может очень серьезно повлиять на всю мировую финансовую систему.
В выступлении Л.В. Аруновой (ИВ РАН) обозначены основные инициативы в области финансового сотрудничества стран АСЕАН. Был подписан ряд соглашений: о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА); рамочное соглашение АСЕАН по услугам (АФАС); соглашение о создании Инвестиционной зоны АСЕАН (АИА) и др. В 2003 г. была одобрена дорожная карта
валютной и финансовой интеграции АСЕАН (RIA-Fin), конечная цель которой - достижение полной экономической интеграции стран АСЕАН к 2015 г. Страны - участницы АСЕАН развивают финансовое сотрудничество с Китаем, Японией и Республикой Кореей (АСЕАН+3). Важными событиями для АСЕАН+3 стали создание Чиангмайской инициативы, Инициативы Азиатских рынков облигаций и Исследовательской группы АСЕАН+3. В настоящее время Ассоциация и ее партнеры находятся на переходном этапе, когда необходимо предпринять все возможные меры для поддержания финансовой стабильности в регионе, несмотря на кризисные явления в мировой экономике. Предпринимаются попытки уменьшить роль международных финансовых институтов в принятии решений об урегулировании финансовых проблем в регионе, хотя будущее финансового сотрудничества АСЕАН+3 по-прежнему в значительной степени зависит от таких международных организаций, как МВФ.
В сообщении О.В. Мосоловой (ИВ РАН) основное внимание было уделено роли Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в международном сотрудничестве в условиях глобализации экономики. В настоящее время глобализация является важнейшим фактором экономической жизни. Наиболее ярким проявлением тенденций глобализации стало углубление процессов международной экономической интеграции. Одним из примеров такой интеграции является деятельность АТЭС - крупнейшей экономической организации Азиатско-Тихоокеанского региона.
Второй блок открыло сообщение А.Ю. Другова (ИВ РАН), в котором он отметил, что в преддверии президентских и парламентских выборов 2014 г. в политической жизни Индонезии сохраняется разобщенность, которая препятствует эффективному противостоянию исламистской угрозе. В то же время относительно новым явлением стали выступления на местах против исламистских радикалов. Ситуация в экономики в 2012 г. была благоприятной рост ВВП свыше 6%. Правительство путем налогообложения способствует вывозу товаров с добавленной стоимостью и ограничивает экспорт сырья. В сфере внешней политики Индонезия развивает отношения с КНР, избегая вовлеченности в китайско-американское соперничество, прилагая усилия для сохранения стабильности в Южно-Китайском море. Беспокойство вызывает латентная напряженность на сухопутной границе с Малайзией на Калимантане.
В выступлении И.И. Бектимировой (ИСАА) "Камбоджа в преддверии всеобщих выборов" отмечалось, что расстановка политических сил накануне всеобщих выборов свидетельствует о наиболее вероятной победе на них правящей Народной партии Камбоджи во главе с Хун Сеном. Поддержка НПК со стороны большинства населения страны обусловлена устойчивым экономическим ростом и повышением уровня жизни, наблюдавшимися в стране в течение последнего пятилетия, решением острых социальных проблем, в частности обеспечения прав крестьянской собственности, а также умело выстроенной предвыборной стратегией. Системная оппозиция, представленная на выборах Кхмерской национальной партией спасения, выступает под лозунгами углубления процесса демократизации, а также борьбы с коррупцией и непотизмом. Несмотря на серьезные объективные ограничители - слабую финансовую базу и недостаточную информационную поддержку, - оппозиция может рассчитывать на 25-30% голосов избирателей, в первую очередь городской молодежи.
В сообщении "Политическая ситуация на Филиппинах 2013" Ю.О. Левтонова (ИВ РАН) остановилась на оценке состоявшихся 13 мая 2013 г. промежуточных выборов в обе палаты конгресса, правительственные и муниципальные органы власти. Победа на них президентского партийного блока во главе с Либеральной партией означает укрепление позиций Б. Акино как главы государства и создание благоприятных условий для продолжения интенсификации президентского курса реформ. При оценке хода и результатов выборов обращает на себя внимание активная роль католической церкви - одного из главных институтов политической системы, ее прямое вмешательство в электоральный процесс (рекомендации прихожанам избирать "правильных" кандидатов), двойственная тактика в отношении президента от поощрения реформаторского проекта Б. Акино до острой критики его политики по актуальной для католической страны проблеме ограничения рождаемости и планирования семьи, выявившиеся новые тенденции: рост участия в выборной кампании городской молодежи и омоложение депутатского корпуса (в 2010 г. средний возраст конгрессменов и сенаторов составлял от 60 до 70-75 лет, в 2013 г. от 45-48 до 55). Но традиционалистская основа филиппинской модели элитарной демократии остается прежней: во всех властных структурах наблюдается преобладание (до 70% и выше) выходцев из традиционных политических династий, нередко одновременно представителей второго четвертого поколений одного и того же семейства. Сохранение патерналистского ха-
рактера власти и впредь будет служить тормозом политической и экономической модернизации и развития общества в целом.
В своем выступлении "Дестабилизирующие факторы в процессе демократизации в Мьянме" А.А. Симония (ИВ РАН) отметила, что нынешний этап развития стал испытанием для демократии. Вскоре после передачи власти в стране гражданской администрации одновременно с проведением политических реформ стали возникать межэтнические и межконфессиональные конфликты. Два года назад было нарушено мирное соглашение от 1994 г. с Качинской армией независимости, которая выступает за федеративную структуру Союза Мьянма с предоставлением большей автономии для этнических регионов. Второй год происходят столкновения между буддистскими и мусульманскими общинами, которые принимают массовый и затяжной характер. Вспышки межнациональной или межрелигиозной розни во время проведения демократических преобразований А.А. Симония объясняет тем, что авторитарная власть обычно удерживает в латентном состоянии существующие в стране различные этнические и религиозные группы населения. Но когда авторитарная власть либо устраняется в короткие сроки (как в Ираке), либо ослабевает по внутренним причинам (как в Мьянме), противоречия между этими группами населения как бы высвобождаются, выходят на поверхность и обостряются вплоть до открытых острых конфликтов. Это и происходит в Мьянме последние два года.
Выступление Е.А. Фомичевой (ИВ РАН) посвящено визитам высокопоставленных американских политиков в Бангкок, включая госсекретаря X. Клинтон, министра обороны Л. Панетту, президента Б. Обаму, совершенных в 2011-2012 гг. в рамках их поездок по странам Восточной Азии. Эти визиты рассматриваются в контексте новой внешней политики администрации Б. Обамы, сформулированной в документе "Поддержание американского глобального лидерства: оборонные приоритеты XXI века", в котором говорится: "Американские военные будут продолжать вносить вклад в обеспечение безопасности в глобальном масштабе, однако по необходимости мы сместим акцент нашего военного присутствия в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона". Интерес США к Таиланду как к стратегическому союзнику связан с их соперничеством с Китаем за влияние в Восточной Азии, в том числе в ЮВА.
В сообщении о проблемах современной вьетнамской культуры А.А. Соколов (ИВ РАН) основное внимание сосредоточил на литературном процессе. Важным событием общенациональной значимости стало присуждение Премии Хо Ши Мина вьетнамским писателям старшего поколения Фам Тиен Зуату, Ма Ван Кхангу, Хыу Тхиню, Хо Фыонгу, До Тю и Ле Ван Тхао. На их произведениях, посвященных войне Сопротивления против иностранных захватчиков, воспитывалось несколько поколений вьетнамских читателей, и в первую очередь молодежь. В городе Куангнине состоялся первый Фестиваль поэзии стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В нем участвовали около 100 поэтов из 28 стран. Большой резонанс и отклик в самых широких слоях населения СРВ вызвал музыкально-поэтический коннкурс "Это морс и острова вьетнамские", посвященный актуальным проблемам современности. Его организаторами стали электронная газета Vietnamnet и Союз композиторов СРВ. На конкурс поступило около 1500 произведений, из них - 1 тыс. стихотворений. Помимо самодеятельных авторов, которые составили большинство, в нем приняли участие и известные поэты (Ле Тхи Май, Нгуен Вьет Тиен и др.). В 2012 г. исполнилось 80 лет движению "Новая поэзия", которое знаменовало рождение современной вьетнамской литературы. В Институте литературы (Вьетнамская Академия общественных наук) состоялись научные конференции, среди которых две посвящены творчеству Нгуен Суан Кханя, автора популярных исторических романов, и современного поэта Нгуен Суан Тхиеу.
Тема выступления В.Ф. Урляпова (ИВ РАН) - "Итоги всеобщих выборов в Малайзии" 5 мая 2013 г., на которых победу одержал правящий Национальный фронт (НФ), коалиция 13 общенациональных и региональных партий во главе с Объединенной малайской национальной организацией (ОМНО). Ему противостоял оппозиционный Народный блок (НБ) - альянс Партии демократического действия (ПДД), Народной партии справедливости (НПС) и Панмалайзийской исламской партии. Хотя за НФ проголосовало менее половины избирателей, благодаря действующей мажоритарной системе и тактике джерримендеринга (произвольной перестановке границ избирательных округов), а также прямой фальсификации итогов голосования НФ получил 60% мест в федеральном парламенте, соответственно 133 из 222, а НБ 89. При этом правящая коалиция потеряла 7 депутатских мандатов. НФ сохранил за собой власть в 10 штатах, оппозиция отстояла контролируемые ею штаты Пинанг, Селангор и Келантан, а также федеральную территорию Куала-Лумпур.
В сообщении Т.П. Мшюславской (ИВ РАН) показано, как позиционирует себя Панмалайзийская исламская партия в качестве поборницы "истинно исламского государства" в отличие от "псевдоисламского государства". Исламское политическое лидерство является важным учреждением, необходимым для достижения человеческого прогресса, которое эта партия понимает как "полное осознание реальности многоэтнической, многоконфессиональной и мультикультурной составляющей этой страны". Таким образом, она недвусмысленно обозначает свою позицию по статусу и положению ислама как целостной системы, охватывающей общественно-политическую жизнь на индивидуальном, социальном, национальном и международном уровнях.
В сообщении Е.М. Астафьевой (ИВ РАН) рассмотрена эволюция системы образования, а также различные направления политики правительства Сингапура в сфере образования с момента получения независимости до наших дней. Дано описание структуры начального, среднего, высшего, а также профессионально-технического образования. Особое внимание уделено проблеме многоязычия и политике билингвизма.
В сообщении Э.М. Гуревич (ИВ РАН) "Сингапур в 2012-2013 гг.: тенденции и перспективы политического развития" был рассмотрен ряд событий, которые могут стать прологом к началу нового этапа в эволюции политической системы города-государства: постепенного перехода от авторитарной к более открытой и либеральной модели государственного устройства и управления. Примером тому могут служить итоги дополнительных выборов в одномандатном округе Punggol East, в котором оппозиционная Рабочая партия (РП) одержала убедительную победу над правящей Партией народного действия (ПНД) - 54.5% против 43.7%. Таким образом, РП подтвердила свой успех на всеобщих выборах в мае 2011 г., проведя в высший законодательный орган страны еще одного, седьмого своего депутата. Безусловно, столь малочисленное представительство оппозиции в парламенте не изменило расстановку политических сил, и ПНД сохранила свои доминирующие позиции (80 мест из 87). Однако победа РП заставила партийно-государственную элиту признать, что в новом политическом контексте, когда почти 40% электората выступают в поддержку оппозиции, достичь консенсуса в обществе, обратившись к авторитарной политической практике, достаточно трудно. Перед руководством ПНД стоит классическая дилемма. С одной стороны, необходимость сохранения основополагающих принципов сформировавшейся за годы независимости современной политической культуры: полиэтничность, многоконфессиональность, верховенство закона, меритократия, открытая экономика, отсутствие коррупции. С другой насущная потребность модернизации авторитарной модели власти при сохранении ряда присущих ей характеристик (всеобъемлющая роль государства, сохранение закона о чрезвычайном положении и т.д.). Не менее важна и роль оппозиции в этом процессе, в частности способность РП объединить оппозиционные силы, разработать качественную политическую программу. Успешное решение проблем, стоящих перед обеими сторонами, может создать благоприятную почву для достижения нового консенсуса и баланса политических сил, что будет способствовать дальнейшему продвижению Сингапура по пути либерализации политической системы.
Н.С. Скоробогатых (ИВ РАН) в своем выступлении отметила, что с 2007 г. с приходом к власти Австралийской лейбористской партии вновь наблюдается растущий интерес австралийских политиков к их ближайшим соседям. Публикация в конце 2012 г. - начале 2013 г. трех правительственных докладов, общей темой которых стало развернутое изложение точки зрения кабинета Дж. Гиллард о месте Австралийского Союза в "столетии Азии", говорит о новом раунде их попыток вхождения в Азиатский регион. В принципе такая тенденция естественна с учетом геостратегического положения страны, особенностей ее экономического развития, а в последние десятилетия и демографической ситуации.
Е.П. Заказникова (ИВ РАН) рассмотрела проблему, связанную с происшедшим впервые за 20 лет позиционированием Австралии в качестве одного из лидеров АТР. Руководство страны признает факт азианизации Австралии, но подтверждает свою приверженность западным институтам и ценностям. Это имеет место в условиях усиления военного сотрудничества с США.
С.Е. Пале (ИВ РАН) проанализировала политику Франции в Южнотихоокеанском регионе в 2010-х гг. В настоящее время Франция остается одним из ключевых игроков ЮТР наряду с традиционными лидерами - Австралией, Новой Зеландией, США и в последнее десятилетие - Китаем. Политика Франции в ее стратегически значимых владениях - Новой Каледонии и Французской Полинезии (Таити) основана на внушительных дотациях в местные бюджеты и одновременно на обещаниях провести в этих "территориальных сообществах" референдумы по вопросу об обретении ими независимости в 2014-2018 гг. В связи с этим интересно, выполнит
ли Париж в ближайшие годы свои обещания и кто окажется преемником Франции по вопросам региональной политики в случае ее ухода из ЮТР. На предоставлении независимости французским территориям настаивает Австралия, которой не совсем комфортно "меж двух огней" США и Францией - в ЮТР.
Несмотря на сложные взаимоотношения с соседними игроками по региону, Париж вовсе не собирается сдавать свои позиции в Тихом океане. На протяжении 2000-2010-х гг. спонсирование экономик Новой Каледонии и Французской Полинезии за счет французской казны поддерживалось на уровне 40%, и это делало обещания Парижа предоставить независимость своим территориям несбыточными. Более того, в последние два десятилетия французской дипломатии удалось обуздать центробежные стремления океанийских борцов за независимость, допустив их к власти и тем самым перенаправив их энтузиазм в более управляемое русло. Таким образом, благодаря умелому манипулированию мнениями как правящих, так и оппозиционных лидеров, то и дело сменяющих друг друга на президентском посту, обещания Парижа о предоставлении независимости своим южнотихоокеанским территориям вряд ли будут реализованы даже в случае проведения в них соответствующих референдумов.
Л.Г. Стефанчук (ИВ РЛН) рассмотрела систему высшего образования в Новой Зеландии. Этой сфере уделяется первостепенное внимание, на нее тратятся крупные финансовые средства. В свою очередь образовательные услуги составляют существенную доходную стать новозеландского экспорта. Сюда приезжает учиться молодежь со всего света, в частности и из стран Юго-Восточной Азии. Новозеландская система высшего образования, формировавшаяся еще в колониальные времена (первый университет Отаго возник в 1869 г.), построена в основном по английскому образцу. Высшее образование в стране можно получить в университетах, политехнических и технологических институтах, педагогических колледжах. Университеты субсидируются и контролируются государством. Они располагают значительным числом научных центров и проводят большую исследовательскую работу.
В выступлении А.В. Колмаковой (ИВ РАН) прослежен процесс интеграции общины маори в политическую жизнь Новой Зеландии. После захвата англичанами Новой Зеландии (начало XIX в.) в 1840 г. по соглашению Waitangi между различными племенами маори и британской короной маори обрели права и статус британских подданных, но интерес к политической жизни среди общины маори возник не сразу, к тому же ограничения, такие как имущественный ценз, не давали возможности представителям общины участвовать в общественной жизни. В дальнейшем парламент Новой Зеландии предоставил маори избирательные мандаты. Длительное время маори, располагая местами в парламенте без собственной партии, активно поддерживали лейбористов. Так было до конца XX в., когда лейбористская партия проиграла на всех избирательных участках маори. Многие наблюдатели полагали, что интересы маори не могут быть реализованы полностью, пока община будет поддерживать какие-либо политические силы, не имея своей собственной партии. Такая партия в итоге была создана в начале XXI в. Сейчас Партия маори находится в оппозиции, поскольку запланированное образование коалиции с партиями зеленых и прогрессистами не было доведено до конца. Но не исключена возможность того, что коалиция все же будет создана, учитывая, что Партии маори удалось сохранить свои места в парламенте.
М.В. Матюхин (ИВ РАН) в сообщении "Экспорт предпринимательского капитала из Таиланда" отметил заметную активизацию зарубежной инвестиционной деятельности таиландских компаний как в ЮВА, так и вне региона. В регионе тайский бизнес по-прежнему привлекали различные отрасли обрабатывающей промышленности, прежде всего в странах Индокитая, где ему пришлось выдерживать жесткую конкуренцию с компаниями из КНР и Гонконга. Вне региона наблюдалась глобальная экспансия национальной нефтегазовой компании РТТ Exploration and Production (РТТЕР), проявившей интерес к активам в десятках стран мира от Австралии до Афганистана. Докладчик дал анализ причин этого явления.
В результате работы конференции воссоздана картина сложной и многообразной жизни региона в целом и входящих в него отдельных стран. Выводы и оценки, содержавшиеся в докладах и выступлениях, подтверждают научную актуальность и значимость изучения тех явлений, процессов, тенденций в современном развитии региона, которые свидетельствуют о его возрастающей роли в мировой политике и экономике.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |