29 апреля 2015 г. в Институте востоковедения РАН состоялась очередная ежегодная научная межинститутская конференция "Юго-Восточная Азия и ЮТР: актуальные проблемы развития", организованная Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН. В конференции приняли участие сотрудники различных подразделений ИВ РАН, ученые ряда академических институтов, преподаватели и аспиранты высших учебных заведений Москвы, работники практических организаций.
Основное внимание на конференции было уделено общерегиональным политическим и экономическим проблемам ЮВА, рассматривались возможные пути их решения, пути развития отдельных стран и их перспективы внутри региона и в рамках мирового экономического сообщества.
Открывая конференцию, зам. директора ИВ РАН Э. В. Молодякова отметила важность конференции, широту тематики выступлений, затрагивающих не только региональные, но и глобальные проблемы развития стран региона.
Работа конференции проходила в рамках трех секций: "К 60-летию Бандунгской конференции", "Ключевые проблемы регионального развития" и "Тенденции и перспективы политического и социально-экономического развития отдельных стран региона".
Первая секция была открыта докладом В. В. Бойцова (ИСАА МГУ) "Дух Бандунга и практика экономического сотрудничества в регионе Юго-Восточной Азии". Он отметил, что одним из итогов Бандунгской конференции 1955 г. явилось осознание необходимости содействия экономическому развитию стран Азии и Африки и их хозяйственному сотрудничеству на основе взаимной выгоды и уважения национального суверенитета. В регионе ЮВА многолетние попытки создания институтов сотрудничества завершились организацией в 1967 г. интеграционной группировки - АСЕАН и ее последующим расширением до внешних границ региона. Этому, наряду с другими обстоятельствами, способствовало постепенное признание всеми странами ЮВА в качестве основных принципов международных отношений положений, сформулированных в Бандунге и составивших основу идеологии их сотрудничества. В первые годы усилия ее членов были направлены на достижение политических целей - укрепление мира и политической стабильности в регионе, которые рассматривались как условие для их успешного социально-экономического развития и взаимного хозяйственного сотрудничества. Одной из особенностей практики экономического взаимодействия стран региона стало распространение принципов, лежащих в основе их политического сотрудничества, на хозяйственную сферу. Последнее, подчеркнул В. В. Бойцов, свидетельствует о жизнеспособности и универсальности положений, выдвинутых на конференции в Бандунге шестьдесят лет назад.
Н. Г. Рогожина (ИМЭМО РАН) в докладе "Первый принцип "панча сила" и современное рабство в ЮВА" отметила, что в современном мире до сих пор сохраняется рабство, в том числе торговля людьми. В выступлении были раскрыты тенденции этого явления в странах ЮВА, приведена статистика по отдельным странам региона, указаны основные причины живучести рабства в современном мире. Жертвами рабства становятся в основном беднейшие слои населения (особенно женщины и дети), этнические меньшинства и нелегальные мигранты. Основными формами рабства являются сексуальная эксплуатация, принудительное замужество, долговое рабство, рекрутство детей в армию и принудительная работа на низкооплачиваемых опасных производствах. Этому способствуют высокий уровень безработицы, бедность, дискриминация, тендерное неравенство и коррупция. На сегодняшний день доходы от торговли людьми занимают третье место после продажи оружия и наркотиков и, как подчеркнула Н. Г. Рогожина, до тех пор, пока правительства стран ЮВА исподволь поддерживают данное явление, любые попытки искоренить торговлю людьми не принесут желаемых результатов.
Доклад А. А. Симонии "От Бандунгской конференции к председательству в АСЕАН: долгий путь Мьянмы к возрождению активной внешней политики" был посвящен сложному положению Бирмы/Мьянмы на международной арене между этими важными событиями. Было выделено четыре периода внешней политики, общей чертой которых являлись принципы нейтрализма и неприсоединения. В первое десятилетие после обретения независимости Бирма проводила активный внешнеполитический курс. Она была первой после КНР и Индии страной, официально признавшей "панча шила" - пять принципов мирного сосуществования стран с разным политическим строем. Вместе с Индией, Индонезией, Цейлоном и Пакистаном Бирма была инициатором созыва Бандунгской конференции в 1955 г. В дальнейшим тенденции к самоизоляции и автаркии привели к тому, что в сентябре 1979 г. Бирма вышла из рядов Движения неприсоединения. Военный переворот в стране 1988 г. совпал с крушением биполярного мира и окончанием "холодной войны". В новых условиях военное руководство Мьянмы отказалось от самоизоляции в пользу большей открытости внешнему миру. Однако осложнение внутриполитической обстановки в стране привело к ее изоляции уже со стороны Запада, который обвинял Мьянму в нарушении прав человека и требовал проведения демократических реформ. Вступление Мьянмы в АСЕАН в 1997 г. означало переориентацию внешней политики на развитие партнерских отношений с соседями по региону, невмешательства во внутренние дела друг друга. Кульминацией возвращения Мьянмы в большую политику стало почетное право председательства в АСЕАН. А. А. Симония отметила, что объявленная правительством Мьянмы цель - установление "дисциплинированной демократии", которая базируется на представлении о возможности существования разных видов демократии.
Работа второй секции была открыта выступлением Д. В. Мосякова (ИВ РАН) "Дилеммы китайской политики в ЮВА". Были рассмотрены четыре пути развития, по которым может пойти Китай в ближайшем будущем. Первый предполагает вхождение Китая в регион АСЕАН через зону свободной торговли посредством поддержания у стран АСЕАН экономического интереса к более тесному взаимодействию. Китай уже предпринимает активные шаги в этом направлении, но большую сложность представляет его стремление превратить свое экономическое влияние в регионе в политическое. Со своей стороны страны АСЕАН, опасаясь возможного политического влияния Китая, готовы идти на экономическое сотрудничество на уровне всестороннего экономического партнерства, в котором приняли бы участие также Австралия, Индия, Новая Зеландия и Япония. Это позволит странам ЮВА успешнее маневрировать, не оставаясь в регионе один на один с Китаем, и заметно ослабит позиции последнего на политической арене региона. Однако согласовать все договоры по зоне свободной торговли между всеми странами-участницами представляется крайне проблематичным.
Второй путь, а именно проект "Меконга", который реализовывался в 2007-2008 гг., не принес ожидаемых результатов. Все действия Китая по постройке ГЭС и плотин на р. Меконг привели только к крайней враждебности со стороны местного населения и росту недоверия к Китаю. Третий вариант связан с продвижением китайского населения через границы (в первую очередь в Бирме и Лаосе) и постепенной интеграцией приграничных районов в Большой Китай, однако и он не приносит большого успеха и только провоцирует негативную реакцию со стороны местных жителей. Наконец, последний путь продвижения Китая в регион, самый опасный для стран АСЕАН, - через Южно-Китайское море. Этот путь, вероятно, ведет к расколу АСЕАН, поскольку интересы и позиции стран-участниц весьма несхожи и далеко не все готовы идти на открытую конфронтацию с Китаем.
Г. М. Локшин (ИДВ РАН) в докладе "40-летие победы во Вьетнаме, ее значение и уроки" затронул актуальную сейчас тему Сайгонского освобождения, происшедшего 30 апреля 1975 г. Он поставил важный вопрос: что представляла собой война в Южном Вьетнаме - войну двух или трех сторон или национальное освобождение внутри одной страны? От ответа на этот принципиальный вопрос зависит восприятие данного исторического события современным вьетнамским обществом и отношение как к Сайгонскому освобождению, так и к лидеру страны Хо Ши Мину. Вьетнамское общество расколото на национальном уровне и, хотя политика вьетнамского коммунистического правительства направлена на национальное примирение, становится ясно, что сорока лет, прошедших с момента освобождения Сайгона, мало для того, чтобы это примирение стало возможным.
Доклад А. А. Рогожина (ИМЭМО РАН) "Экономическое сообщество АСЕАН - на финишной прямой" был посвящен особенностям интеграционных процессов в регионе ЮВА и фактической реализации экономических принципов, заложенных в основу экономического сообщества АСЕАН. АСЕАН на данном этапе является быстро развивающейся группировкой, что обусловлено определенными принципами экономической политики. Во-первых, используются принципы интенсивного экономического сотрудничества, прединтеграционные процессы, ведущие к реальной интеграции. Во-вторых, АСЕАН позиционирует себя как часть мировой экономики. Такая политика дает положительные результаты. Страны - участницы АСЕАН успешно создали единый рынок и производст-
венную базу, образовали конкурентоспособный экономический регион с крепкой законодательной и организационной базой, добились уравновешенного экономического развития с преференциями в сторону малого и среднего бизнеса. И наконец, интеграция АСЕАН в глобальную экономику, хотя и выбивается из целевых сроков, тем не менее продолжается и будет наращивать темп.
В продолжение темы с докладом "Реакция АСЕАН на китайскую инициативу Морского Шелкового пути и индийский проект "Mausam"" выступила Н. Б. Лебедева (ИВ РАН). Она обозначила основные направления политики Китая по проекту Морского Шелкового пути (МШП) и затронула тему ответных действий и реакции АСЕАН. Понимая политические намерения Китая и опасаясь его настойчивости, страны АСЕАН тем не менее видят в проекте МШП выгоду для себя, поэтому такие государства, как Малайзия, Камбоджа, Лаос, Мьянма и Бангладеш, в той или иной степени входят в проект, и все они стали участниками Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Сложнее обстоит дело с Вьетнамом и Филиппинами, поскольку у этих стран больше всего претензий к Китаю, в связи с чем последний идет в отношении этих двух стран на небольшие уступки.
Китай также хотел бы видеть участником МШП Индию, которая является ключевой державой и Азии, и Индийского океана. С одной стороны, как и страны ЮВА для своего региона, Индия испытывает определенные сомнения касательно присутствия Китая в Индийском океане, особенно с военной точки зрения. С другой стороны, Индия видит выгоду МШП, который отвечает ее инфраструктурным и прочим интересам, поэтому Индия дала согласие ускорить строительство коридора между ней и Китаем с участием Мьянмы и Бангладеш, а также вошла в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Тем не менее политика Китая сдерживает и настораживает Индию, поэтому она запустила собственный проект "Mausam". Однако в техническом и инфраструктурном отношении Индия гораздо слабее Китая. Что выгодно отличает Индию от Китая - ее гораздо меньшая напористость: се политика не вызывает такого отторжения у местного населения других стран региона. Китай все время идет на уступки Индии с целью привлечения ее в МШП. Н. Б. Лебедева предположила, что возможно объединение обоих проектов, однако в данном случае остается открытым вопрос, как на это отреагируют страны АСЕАН, привыкшие видеть в Индии антагониста Китаю.
В рамках блока "Вопросы сотрудничества России и АСЕАН" завершил работу секции доклад корреспондента газеты "Подмосковье сегодня" А. В. Андреева "Подмосковье и Юго-Восточная Азия: прорывные проекты, новые перспективы". Докладчик подробно обрисовал перспективы сотрудничества Китая с подмосковными предприятиями, а также возможность налаживания и укрепления контактов с разными странами ЮВА, такими как Вьетнам, Сингапур и Таиланд. С китайской стороны выделяются три группы компаний, которые рассматривают возможность работать на территории Московской области: связанные с автомобильной промышленностью, производством программного обеспечения, строительством. Вьетнам выдвинул ряд проектов в сельском хозяйстве (в первую очередь в животноводстве) и текстильной отрасли. В последнее время активизировались контакты между Московской областью и Сингапуром. Наконец, тайский бизнес, который давно и успешно развивается в Подмосковье, планирует развивать сотрудничество в области сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Доклад А. П. Мурановой (ИВ РАН) "Фонды национального благосостояния стран ЮВА" был посвящен их основным характеристикам, классификации и инвестиционной деятельности.
Третья секция конференции была открыта докладом А. Ю. Другова (ИВ РАН) "Индонезия в 2014 г.". Выступление содержало краткий обзор положения в стране за истекший год. Как указал докладчик, главными событиями этого периода стали две избирательные кампании - парламентская и президентская, подтвердившие фрагментацию индонезийской политической элиты. Новый президент Джоко Видодо предлагает упрочить экономическую самостоятельность при одновременном привлечении иностранных инвестиций, превратить Индонезию в центр международных морских путей; призывает к "духовной революции", более высокому уровню политического участия. А. Ю. Другое отметил, что в стране сохраняется активность радикальных исламистов, в том числе сторонников ИГИЛ. Используя силовые структуры, власть призывает умеренных мусульман давать отпор этим тенденциям. Правительство укрепляет военный потенциал страны, дифференцируя источники поступления вооружений и увязывая закупки с передачей технологий.
Отношения Индонезии с Китаем имеют двойственный характер. С одной стороны, Джакарта прилагает усилия для развития отношений с КНР в различных областях, а с другой - озабочена политикой Китая в Южно-Китайском море. Весьма откровенно на эту тему высказываются представители военной элиты, которые, в сравнении с прежними кабинетами, шире представлены в нынешнем. Их отношение к реформам после 1998 г. остается явно критическим.
Темпы экономического развития в 2014 г. снизились до 5% против 6% в предыдущие годы. Среди задач, которые ставит в области экономики новый президент, обеспечение страны ос-
новными видами продовольствия за счет внутренних источников, повышение доли продукции обрабатывающей промышленности в экспорте, развитие инфраструктуры и транспорта. В заключение докладчик отметил, что рост благосостояния и сокращение числа лиц, живущих ниже уровня бедности (по индонезийским критериям), сопровождается углублением социально-имущественного расслоения.
Продолжил работу секции Г. В. Сучков (ИСАА МГУ) с выступлением на тему: "Голкар на перепутье: внутрипартийное противостояние после парламентских и президентских выборов 2014 г." Он сделал акцент на расстановке сил внутри одного из ключевых политических игроков современной Индонезии, партии Голкар, показавшей неплохие результаты на апрельских выборах в Совет народных представителей (второе место), а накануне июльских (президентских) выборов поставившей "не на тех" кандидатов и неожиданно для себя оказавшейся в оппозиции. В результате в последующие месяцы партия столкнулась с глубоким кризисом: она была расколота надвое, причем обе фракции (сторонники союза с победителем президентских выборов Видодо и противники этой идеи) вели между собой яростную борьбу.
А. В. Попов (ИВ РАН) в докладе "Юго-Восточный Сулавеси" дал краткое описание данной провинции и рассмотрел перспективы ее дальнейшего развития. Первые государственные образования появились там еще в X в., а в XIV в. на этой территории распространился ислам. На юго-востоке Сулавеси проживают толаки, бутонцы, буги (которые играют немалую роль в правящей элите страны) и другие малые народы. Местность в основном гористая, в долинах выращиваются традиционные для Индонезии сельскохозяйственные культуры.
Провинция богата залежами полезных ископаемых, однако кроме никеля добыча прочих ископаемых налажена плохо, а использование их незначительно. Экспорт никеля (в основном в Китай) до января 2014 г., когда был принят запрет на вывоз сырья, играл огромную роль в сотрудничестве Индонезии с Китаем. Сейчас почти вся деятельность по добыче никеля сведена к нулю, и, хотя в Юго-Восточном Сулавеси предпринимаются попытки строительства собственных перерабатывающих мощностей, пока существуют только примитивные производства. Перспективны для туризма - о. Бутон и архипелаг Вакатоби, где сосредоточено огромное количество коралловых рифов, и ряд островов с первозданной природой.
С докладом "Разработка новой конституции и реформа политической системы в Таиланде" выступила Е. А. Фомичева (ИВ РАН). Она сосредоточила внимание на кризисе политической системы Таиланда, основанной на принципе "нация, король и религия". Все три составляющие тайской государственности переживают сильнейший кризис последние 10 лет, несмотря на наличие и функционирование в стране демократических институтов. Как следствие, предполагает докладчик, в кризисном состоянии находится сама система буржуазной демократии, переставшая быть властью народа, но принявшая такую конфигурацию политической системы, которая позволяет поддерживать баланс государства, в том числе баланс между отдельными группами политических и экономических элит.
В Таиланде несовершенство сложившейся политической системы привело к военному перевороту в 2014 г. и поставило пришедшую к власти военную хунту перед проблемами узаконивания власти и борьбы с политическими противниками. В ходе их решения военная администрация Таиланда создала специальные органы, в том числе и по разработке нового текста конституции. Однако все созданные структуры не являлись выборными, что оставляет открытым вопрос о возможности дальнейшей демократизации таиландского общества. Временное правительство всячески выступает за этот процесс, равно как и за вовлечение граждан страны в демократические процессы.
В ближайшие полтора года ожидаются выборы, однако в данный момент новый текст конституции вызывает ряд сомнений, поэтому вся политическая элита - и официальная, и оппозиционная считает необходимым перенести выборы на более поздний срок и доработать конституцию. По мнению докладчика, нынешний таиландский режим не сможет создать эффективную демократическую систему.
А. П. Цветов (РСМД) в докладе "Вьетнамо-американское сближение в 2014-2015 гг.: мотивы, формы и тенденции" отметил, что с 2013 г., когда отношения Вьетнама и США обрели статус "всеобъемлющего партнерства", укрепление отношений двух стран происходит с неизменно высоким динамизмом и по широкому спектру направлений. В дальнейшем это сближение продолжится, распространяясь на стратегические области: в рассматриваемый период с Вьетнама был частично снят запрет на поставку боевого вооружения, было подписано и одобрено профильной комиссией Сената соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики. В будущем вьетнамская береговая охрана может получить американское вооружение.
Для США основным мотивом сближения с СРВ является расширение сети партнеров и союзников в АТР с целью сдерживания роста влияния Китая. В этом ключе укрепление партнерства СРВ-США можно рассматривать как итог активных действий Пекина по укреплению своих
позиций в Южно-Китайском море, наращиванию военного, в том числе военно-морского, потенциала и не самой гибкой позиции в переговорах по спорным островам.
Вместе с тем существуют значительные ограничители нынешней позитивной динамики развития двусторонних отношений. Самым важным для Ханоя является сохранение дружественных отношений с КНР, обусловленное сильнейшей зависимостью от нее. Кроме того, и в СРВ, и в США существуют группы элит, которые с осторожностью относятся к сближению двух стран и его последствиям.
С докладом "Вьетнамская диаспора в США. Проблемы культурной адаптации и идентичности" выступила О. В. Новакова (ИСЛА МГУ).
С докладом, посвященным Вьетнаму, выступила Г. Ф. Мурашева (ИВ РАН) "Вьетнам и Опиумная война", основанная на материалах вьетнамской исторической хроники "Дай Нам Тхык Люк". Была показана двойственная позиция правящей династии Нгуенов во Вьетнаме относительно развязанной Англией против Китая Первой опиумной войны (1839-1842). Порицая Англию и англичан за "алчность, коварство и недобрые намерения", династия в то же время не упускала случая возложить долю ответственности за ее начало на Китай. В событиях, связанных с Опиумной войной, по мнению Г. Ф. Муратовой, Нгуены не предусмотрели масштаб опасности западного экспансионизма, жертвой которого вскоре стал Вьетнам.
Тема доклада Ю. Д. Минина - "Традиционный костюм ао зай как социокультурный фактор развития вьетнамского общества". За последние 30-40 лет костюм ао зай утвердился в качестве одного из самых узнаваемых элементов вьетнамской материальной культуры и стал позиционироваться как олицетворение женской красоты, изящества и верности традициям. Изучение истории формирования ао зай и анализ его конструктивных особенностей позволяют говорить о том, что этот костюм органично соединил в себе черты и китайской, и вьетнамской традиционной одежды, а окончательное его оформление осуществилось искусственным путем и стало результатом авторского творчества. Ао зай в разные периоды вьетнамской истории отображал сложные социальные и политические процессы, происходившие в обществе. Конфуцианские догмы и представления о внешнем виде человека, цветовая символика буддизма, влияние западной моды - все это нашло отражение в покрое и декоре ао зай. История этого костюма неразрывно связана с идеологическим конфликтом Севера и Юга, ценностями коммунизма и буржуазии, выраженными в элементах материальной культуры Вьетнама, а также с представлениями о роли женщины во вьетнамском обществе.
Н. Н. Бектимирова (ИСАА МГУ) в докладе "Традиционные факторы во внешней политике Камбоджи на современном этапе" отметила, что внешняя политика Камбоджи сохраняет преемственность принципам, заложенным "отцом нации" королем Н. Сиануком. Глубокая убежденность в объективной необходимости нейтрального внешнеполитического курса для Камбоджи сформировалась у Н. Сианука в 1955 г. в результате встреч и бесед с двумя инициаторами Бандунгской конференции - премьер-министром Бирмы У Ну и премьер-министром Индии Дж. Неру. Принципы внешней политики Камбоджи, базировавшиеся на нейтралитете в международных делах, были тогда закреплены законодательно. Формой, в которой камбоджийский нейтралитет выражался на практике, стала политика балансирования, с одной стороны, между великими державами, с другой - в отношениях с региональными соседями, имевшими в Камбодже собственные, порой противоположные интересы.
После образования в 1993 г. Королевства Камбоджа правительство страны взяло курс на восстановление внешнеполитического нейтралитета. В условиях глобализированного мира правящая элита страны вновь старается реализовывать политику нейтралитета в традиционной для кхмеров форме балансирования между вне- и региональными акторами, в первую очередь между КНР и США, КНР и Японией, КНР и Вьетнамом. Особенность политики балансирования властей Камбоджи на современном этапе заключается в том, что в качестве одной из постоянных величин системы "баланса" выступает Китай.
Следующий блок выступлений был посвящен Сингапуру. С докладом "Сингапур: особенности меритократии" выступила Е. М. Астафьева (ИВ РАН). Она подчеркнула, что наиболее явно этот принцип воплощается в сфере государственной службы и политическом руководстве, т.е. в верхних эшелонах власти. Существующие внутренние противоречия концепции меритократии выражаются в противостоянии между эгалитарным и элитарным направлением этого явления. Однако, отметила Е. М. Астафьева, нельзя согласиться с некоторыми исследователями, которые утверждают, что меритократия в Сингапуре - это миф. Напротив, меритократия в Сингапуре является идеологией, которая согласовывает интересы различных социальных сил.
Как правило, выбор на основе личных заслуг должен сочетаться с принципом недискриминации, но достижение последнего весьма проблематично. Разрешить это противоречие может государство, перенаправляя ресурсы в социальную сферу, образование и т.п. Другая концепция меритократии предполагает подбор наилучшей кандидатуры для выполнения определенных функций.
В национальном дискурсе Сингапура, отмстила Е. М. Астафьева, меритократия выдвигается в качестве единственного жизнеспособного принципа для организации и распределения ограниченных ресурсов страны. Однако в процессе глобализации идея меритократии в Сингапуре становится все более противоречивой.
Д. А. Милеев (ИВ РАН) представил доклад "Роль Сингапура в военно-политических планах Японии и Германии в 1940-1942 гг.". После окончания Первой мировой войны Великобритания стремилась превратить Сингапур в основную военную базу в регионе, которая должна была сыграть главную роль в военном противостоянии Японской империи. В создание базы вкладывались гигантские средства, строились мощные оборонительные сооружения. Военные успехи Германии в 1940 г. в Европе побудили Японию к возобновлению переговоров с ней о военно-политическом союзе. Перспектива японо-английского столкновения становилась все более отчетливой. Германия, заинтересованная в вовлечении Японии в войну против Великобритании, предоставила Токио захваченные английские секретные документы, содержавшие планы ведения оборонительных действий на Дальнем Востоке, директивы по организации обороны Сингапура и диспозиции сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил противника. Весной 1941 г. нападение Японии на Сингапур настойчиво предлагалось Гитлером на переговорах с министром иностранных дел Мацуока. Фюрер аргументировал это тем, что в будущем Токио приобретет сферу влияния в новом мировом устройстве. Захват японскими войсками Сингапура в начале 1942 г. имел стратегическое значение для хода войны на Тихом океане.
Блок выступлений, посвященный проблемам Австралии и Океании, открыл доклад Н. С. Скоробогатых (ИВ РАН) "Основные направления политического курса кабинета Тони Эбботта в 2013 - начале 2015 г.". Были затронуты вопросы внутренней и внешней политики Австралийского союза на современном этапе: экономические проблемы, социальная политика, внешнеполитические действия кабинета коалиции. Проанализированы основные тенденции развития страны и проблемы, которые пытаются разрешить представители правящих партий.
Л. Г. Стефанчук (ИВ РАН) в докладе "Премьер-министр Новой Зеландии Джон Ки, штрихи к портрету" отметила, что на очередных парламентских выборах 20 сентября 2014 г. правящая Национальная партия одержала внушительную победу, завоевав в парламенте 60 мест (до абсолютного большинства не хватило одного голоса). Джон Ки победил на выборах в третий раз. Политологи отмечают, что он действительно является харизматичной фигурой, его рейтинг, по разным опросам, достигает 70%. Премьер-министр - миллионер, самый богатый член новозеландского парламента. От своего жалованья он отказывается, переводя его в благотворительный фонд. Ки пользуется уважением бизнесменов, которые признают, что он финансист высокого класса и добился успеха благодаря своему интеллекту и трудолюбию. Ки свойственна амбициозность, умение окружать себя нужными людьми, уверенность в себе и неконфликтность, за что политические оппоненты окрестили его "Скользкий Джон" и "Тефлоновый Ки".
Тема доклада О. В. Мосоловой (ИВ РАН) "Система образования и подготовки кадров в Австралии". Правительство Австралии уделяет большое внимание поддержке и развитию системы образования. Государственный бюджет выделяет значительные средства на цели образования и переподготовки кадров, включая средства на финансирование программ по обучению и повышению квалификации людей, ищущих работу.
Австралийская система образования соответствует наивысшим стандартам и получила международное признание. Уровень образования и подготовки кадров в Австралии значительно выше, чем в среднем по странам ОЭСР. В стране высокий уровень подготовки инженеров и специалистов в сфере высоких технологий, много высших менеджеров и технического персонала имеют международный опыт работы. Австралия является одной из лидирующих в мире стран, предоставляющих образовательные услуги для иностранных студентов.
В заключительной дискуссии при подведении итогов работы конференции были отмечены высокий уровень докладов и ценность ее практических результатов для дальнейших исследований. Выступления, приуроченные к юбилею Бандунгской конференции, в очередной раз доказали актуальность принципов, заложенных в ходе ее проведения 60 лет назад. В докладах, посвященных ключевым проблемам регионального развития, были рассмотрены глобальные политические и экономические тенденции, вопросы безопасности в регионе, в частности в Южно-Китайском море, проанализированы основные векторы развития государств в рамках АСЕАН, проблемы и перспективы сотрудничества этих стран с другими государствами Большой Восточной Азии и Россией. В сообщениях по вопросам социально-экономического и политического развития отдельных государств региона был освещен широкий круг проблем, при этом внимание было уделено не только современному положению в этих странах, но и событиям XIX-XX вв. Исследования ученых, представленные на конференции, не только имеют научное значение, но и могут быть востребованы практическими организациями, связанными с проведением политики РФ в регионе.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |