Ключевые слова: Индия, Китай, АТР, Южно-Китайское море, АСЕАН, спорные территории, военно-морской флот
Индия - крупная фигура в "шахматной игре", в ходе которой США пытаются выстроить единый международный антикитайский фронт. По мнению известного эксперта по безопасности, американского профессора М. Т. Клэра, автора вышедшей в 2012 г. нашумевшей книги "Нефть и кровь", смысл стратегии администрации Б. Обамы не только и не столько в борьбе против терроризма, сколько в сдерживании экономического подъема Китая и в ограничении его доступа к Мировому океану и важнейшим морским коммуникациям1. Вашингтон в этой игре опирается на традиционных союзников - Японию, Южную Корею и Австралию, взяв под свое крыло и Филиппины.
"БОЛЬШАЯ ИГРА" С КИТАЕМ И США
Похоже, у США есть стремление в дальнейшем присоединить к этому фронту Вьетнам и Индонезию. Специфическую роль Вашингтон отводит Индии, намереваясь использовать ее геостратегические и политические преимущества в качестве механизма "сдерживания" Китая и контроля над нефтяными потоками в Поднебесную, проходящими через Индийский океан и Южно-Китайское море (ЮКМ).
Вашингтону выгодны как некоторые шероховатости в индийско-китайских отношениях, так и растущий военный потенциал Индии. У этого государства сильные и вполне современные вооруженные силы, 5-й по размерам флот в мире, крупные военные базы на западном и восточном побережьях страны, неплохой опыт организации антитеррористической борьбы2.
Возникает вопрос: может ли Пентагон осуществить задуманное в одиночку в условиях, когда США переживают ныне не лучшие времена? Под вопросом надежда на быстрый выход из экономического кризиса, ослабевают международный престиж и роль этой супердержавы.
В меняющихся условиях в мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) американская администрация была вынуждена объявить о переходе к политике
Окончание. Начало см.: Азия и Африка сегодня. 2014, N 1.
многостороннего сотрудничества, в т.ч. и на море. Разработанная председателем Объединенного комитета начальников штабов адмиралом М. Малленом стратегия, получившая название "Глобальная морская сеть", а чуть позже - "Глобальное морское партнерство", предусматривала не рост американского ВМФ, а объединение 300 его кораблей с 700 кораблями союзников и "сочувствующих" стран3.
Озабоченность США военно-политическими сдвигами в Мировом океане отражена в вышедшей в конце 2010 г. книге двух известных экспертов из вашингтонского Морского колледжа - Тоши Йошихары и Джеймса Холмса - "Красная звезда над Тихим океаном. Китайский взлет и изменения морской стратегии США". В ней подробно анализируются последние достижения Пекина в строительстве ВМС с целью стать морской державой N 1 и ответ на них Вашингтона4.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Этот ответ, в частности, заключался в том, что США стремились оттеснить Китай от источников ресурсов в зоне "арабской весны" - в Ливии, Судане, Египте - или создать для КНР схожие проблемы в других регионах мира, например, в том же Южно-Китайском море. По мнению ряда политологов, за первоначальными замыслами Вашингтона привнести в регион "демократию", свергнув "авторитарных руководителей", скрывались планы использовать "арабскую весну" в собственных интересах и вытеснить Китай и Россию из Средиземноморья.
В доказательство приведу несколько примеров. Так, в Ливии на начало известного кризиса на КНР приходилось 11% нефтяного экспорта, а китайские компании реализовывали контракты на общую сумму в $18,8 млрд. После натовских военных операций Китаю пришлось свернуть 50 крупных проектов и эвакуировать свыше 30 тыс. специалистов, работавших преимущественно на нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях. Китай также оставил здесь незавершенными два проекта в металлургии и понес значительные - до $16 млрд. - потери средств, вложенные в железнодорожное и гражданское строительство и в другие отрасли5.
В Египте у Китая не было столь же крупных проектов. Но в 2010 г. он объявил о создании китайской свободной экономической зоны (СЭЗ) в районе Суэца с объемом инвестиций в $1,5 млрд. Одной из целей ее создания было стремление подобраться как можно ближе к Суэцкому каналу и повторить удачно апробированную на Панамском канале схему постепенного приобретения концессий. В результате, Суэцкий канал со временем оказался бы в руках китайцев. Волны революционных событий в Египте их напугали - к концу 2012 г. инвестиции не дотягивали и до $1 млрд6.
Неслучайно еще в 2011 г. ведущий советник Народного банка Китая Ли Даокуй назвал затяжной политический кризис на Ближнем Востоке, как и одновременное подорожание нефти, "наихудшим сценарием" для экономики КНР. Вместе с тем, Китай, похоже, опасался, что попытки слишком активно поддерживать революции в арабских странах
Вооруженные силы Китая на восточном побережье страны.
могут негативно повлиять на его отношения с нефтегазовыми государствами Залива, которые являются его главными источниками энергоносителей7.
Раздел Судана и бесконечные конфликты между Югом и Севером этой страны сделали будущую судьбу $15 млрд. китайских вложений в нефтепромыслы и другие отрасли, так же, как и перспективы совместной с Индией разработки нефтяных месторождений, довольно туманными. А между тем, в Поднебесную поступало свыше 7% нефти, импортируемой из Судана8. В Сирии в 2004 г. Китай также создал совместное предприятие по добыче нефти и заметно расширил торговые связи, хотя значительных интересов и инвестиций у него в этой стране практически не было. Не слишком прочны позиции КНР в другом крупном нефтедобывающем регионе - Каспийском9.
Из вышеизложенного становится понятным нынешний особый интерес Пекина к региону Южно-Китайского моря, который, однако, пока не является главным источником энергоресурсов для Китая. Но китайцы, как известно, предпочитают смотреть лет на 20 вперед, а со временем именно этот регион может стать крупнейшим источником углеводородов.
МОРСКАЯ "ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА"
Политические и экономические позиции Китая на море всегда были более слабыми, чем на суше. Для этой страны давно была проблемной т.н. "первая морская гряда": Корейский полуостров - Японский архипелаг - Тайвань - Филиппины. Каждый из этих регионов всегда мог стать для Китая источником напряженности. По мнению упоминавшихся выше Т. Йошихары и Дж. Холмса, эту гряду можно рассматривать как нечто вроде "Великой китайской стены" на море, развернутой, однако, против Китая, и как рубеж обороны, выстроенный из союзников США - Южной Кореи, Японии, Тайваня.
Понимая всю сложность преодоления "первой гряды" в условиях возрастающей зависимости от поставок энергоресурсов, товаров и минерального сырья, китайские военные разработали стратегию двух "островных гряд (цепей)", нацеленную на поэтапное освоение морских пространств и установление военного присутствия сначала в пределах "первой гряды".
В зоне "второй гряды", тянущейся от Японии и охватывающей Индонезию, Каролинские и Марианские острова с островом Гуам, Пекин рассчитывает иметь свой флот к 2020 г. Некоторые эксперты выдвигали идею и "третьей гряды", в центре которой находится Гавайский архипелаг с его военно-воздушными и морскими базами. Ее реализация планировалась на 2020 - 2050 гг.
Все предлагаемые концепции строились, исходя из главной стратегической задачи - отодвинуть линию обороны страны на сотни миль в море с тем, чтобы Китай не оказался запертым силами его недругов. Интересно, что обе концепции - и "две гряды", и "три гряды" - во многом совпадали с американской концепцией передовых рубежей обороны США и их союзников, т.е. фактически с концепцией "сдерживания" Китая.
При создании Вашингтоном во втором десятилетии нашего века совместно с союзниками антикитайского фронта у окрепшего флота Китая окажется лишь несколько коридоров для выхода в Тихий и Мировой океаны. Вот почему Китай пытается заполучить как можно больше островов и контролировать как можно шире близлежащие моря. И то, и другое - части механизма его "большой стратегии", направленной против доктрины США "перекрытия доступа" к Китаю или "перекрытия" его выхода в Мировой океан.
В 2009 г. группа конгрессменов США призвала Пентагон уделять больше внимания к развитию ситуации в регионе. Здесь, по их убеждению, нарастает напряженность, порождаемая, в т.ч., быстрым ростом китайского ВМФ, который может стать со временем серьезным противовесом господству американского флота в бассейне Тихого океана10.
Продолжавшийся до 2010 г. период, когда США не вмешивались в территориальные конфликты в Южно-Китайском море и даже избегали высказывать свою позицию по этим вопросам, судя по всему, завершился. Американские представители заявили в том же году в Ханое о намерении следовать конструктивному дипломатическому процессу урегулирования территориальных споров без какого-либо принуждения, исходя из того, что законные притязания на части ЮКМ должны обосновываться конфигурацией сухопутных территорий. Озвученная впервые позиция США противоречила как притязаниям Китая почти на всю (до 80%) акваторию ЮКМ, так и его стремлению не допустить интернационализацию споров. В странах АСЕАН позиция американцев была, в целом, одобрена.
В складывающихся сложных и противоречивых обстоятельствах в Южно-Китайском море Индия, с одной стороны, выступает за принятие нового Кодекса поведения в ЮКМ, дискуссии о содержании которого ведутся уже очень долго - с 2002 г. С другой стороны, Индия пока официально не обнародовала свою точку зрения о современной ситуации в Южно-Китайском море. Хотя, по информации газеты Indian Express, 20 мая 2013 г. премьер-министр М. Сингх сделал заявление об отказе Индии учитывать позицию Китая по спорным островам Наньша (Спратли), Сиша
(Парасельские) и Чжуша, поскольку считает их находящимися в международных водах.
ВЫЗОВЫ КИТАЯ И ОТВЕТЫ АСЕАН И США
Пекин считает эти острова расположенными в его экономической зоне (площадью 3 млн. кв. км!). Пекинские власти включили акваторию Южно-Китайского моря в число районов своих "ключевых национальных интересов", таких как Тайвань, Тибет, Синьцзян. Стремление КНР к собственному плотному контролю в ЮКМ создаст огромные проблемы для многих государств, причем не только в судоходстве.
Индонезия и Австралия опасаются, что Китай может использовать те же Спратли (здесь уже расположен китайский гарнизон в 9 тыс. человек, и к 2020 г. его численность возрастет до 20 тыс.) в качестве плацдарма и для захвата газовых месторождений на индонезийском шельфе, и для рывка в южную часть Тихого океана, где у него уже есть свои "базы влияния" - Фиджи и Папуа-Новая Гвинея.
Китайская неуступчивость и напористость негативно сказались на обсуждении вопроса о спорных территориях в Южно-Китайском море на Форуме АСЕАН в Пномпене в 2012 г., где впервые за 45 лет существования этой организации произошел раскол в позициях стран - членов Ассоциации, и не было подписано итоговое коммюнике. Изначально Вьетнам и Филиппины, как наиболее заинтересованные стороны, пытались выработать документ, объединив позиции членов Ассоциации с тем, чтобы противостоять претензиям КНР. Между тем, Камбоджа и Лаос, давно и тесно связанные с Китаем особыми узами дружбы, не присоединились к подготовленному документу.
Не означало ли это на тот момент, что Пекин сумел пошатнуть миф о коллективном единстве группировки? А на более отдаленный период - что в Северо-Восточной Азии складывается новый баланс сил? В связи с этим, закономерно задуматься и об основных последствиях данного события, а также о перспективах развития ситуации в регионе.
Ситуация непростая. Сформулировав принципы своего отношения к территориальным спорам в ЮКМ и следуя объявленной в 2011 г. доктрине "Тихоокеанский век Америки", США не только поспешили вернуться в АТР, но и стали активно реанимировать старые военно-стратегические связи со своими союзниками, укреплять и расширять взаимодействие с Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией и другими государствами региона.
Центральное место в поисках каналов сближения Вашингтона с АСЕАН занял Вьетнам, который пошел с 2010 г. на нормализацию и заметное развитие отношений с США, включая диалог между военными ведомствами, разработку программ подготовки кадров, военные игры, обсуждение проблем ЮКМ, предоставление права захода американским кораблям в Камрань, и т.д.11
На пике территориального спора Манилы с Пекином в первой половине 2011 г. Вашингтон подал ясный сигнал о готовности оказать помощь этой стране по разным направлениям. Так, Филиппинам был продан береговой катер класса "Хамильтон" и обещана продажа еще одного, положительно решен вопрос об обучении советниками из США филиппинских военных кадров, проведены совместные маневры и т.п. Недавно стало известно о планах сторон снова создать на филиппинской территории американские военные базы12.
ТРУДНЫЙ ВЫБОР АСЕАН
Активизация Соединенных Штатов в данном регионе, их военно-политическое сближение также с Индонезией, Малайзией и другими странами вынуждали руководство АСЕАН сделать трудный выбор - что делать и с кем быть?
С одной стороны, для многих из них Китай на протяжении десятилетий был важным партнером, который способствовал их экономическому подъему через широкий спектр сотрудничества. Вместе с тем, слабая в военном отношении группировка опасалась как возрастающих амбиций Пекина и его притязаний почти на все ЮКМ, так и превышения пределов военной и иной вовлеченности США в регион. Они осознают, что даже коллективно АСЕАН не сможет противостоять натиску ни Китая, ни какой-либо крупной державы. Судя по всему, асеановцы хотели бы придерживаться крайне осторожной, нейтральной линии между двумя гигантами - Китаем и США, сохраняя по мере возможности единство своих рядов. Их попытки "мягкого балансирования" оказались далеко не простым делом.
Тем не менее, надежды Пекина на раскол традиционного консенсуса в АСЕАН оказались под сомнением. Как бы то ни было, переговорный механизм работал и работает на встречах руководителей государств АСЕАН.
Летом 2011 г. эти страны приняли первый совместный с Китаем документ - "Директивы по выполнению Декларации 2002 г.". Подписанная в 2002 г. между Китаем и АСЕАН Декларация должна регулировать политику государств, претендующих на спорные территории в Южно-Китайском море. Одним из положений этого важного документа предусматривалась выработка т.н. "Кодекса поведения", который должен определить окончательные нормативы урегулирования территориальных споров в ЮКМ.
На встрече "Диалог Шангрила" в 2012 г. в Сингапуре ключевым посылом в выступлениях делегатов отчетливо звучала необ-
ходимость поисков общих интересов (global commons), свободы открытого моря, безопасности и стабильности в Юго-Восточной Азии и в окружающих регион морях.
В преддверии саммита АСЕАН в Сандар-Сери-Бегаване - столице Брунея - в апреле 2013 г. высокопоставленные дипломаты из стран - членов Ассоциации неоднократно подчеркивали, что основные совместные усилия нужно направить именно на достижение консенсуса внутри организации в отношении спорных территорий в Южно-Китайском море. Участники саммита решили срочно разработать единую платформу, прежде чем сесть за стол дальнейших переговоров в августе 2013 г. с участием Китая по проекту "Кодекса поведения" с тем, чтобы разрядить достаточно напряженную обстановку в регионе. Инициативу поддержали султан Брунея Х. Болкиах, президент Филиппин Б. Акино и др.
Поиски совпадения различных точек зрения на проблему продолжались несколько месяцев. В мае 2013 г. в Сингапуре состоялась очередная международная конференция "Диалог Шангри-ла" по вопросам безопасности с участием министров обороны, ученых, политиков более чем из 20 стран. Спустя месяц в Ханое по инициативе Вьетнама на трехдневном совещании командующих флотами стран АСЕАН обсуждались меры по укреплению военно-морского сотрудничества государств - членов Ассоциации.
Но если АСЕАН пыталась добиться скорейшего утверждения документа, придав ему более жесткий, обязывающий для исполнения характер, то Пекин был готов обсуждать его с заинтересованными сторонами по отдельности. Видимо, таким образом он надеялся вновь пошатнуть единство позиций асеановцев и попытаться склонить некоторых из них к своему варианту "правил игры" в ЮКМ.
И вновь эти надежды не оправдались. 13 августа 2013 г. в курортном местечке Хуахин, недалеко от Бангкока, на неформальной встрече министры иностранных дел стран - членов АСЕАН достигли консенсуса о механизме решения территориальных споров в ЮКМ перед началом переговоров с КНР (две встречи в формате АСЕАН - КНР состоялись в середине сентября 2013 г.). Суть выработанной ими позиции состоит в том, что "Кодекс поведения" в ЮКМ должен стать инструментом укрепления взаимного доверия, предотвращения и разрешения конфликтов в случае их возникновения13.
Что касается степени вовлеченности Индии в дела региона, то, в целом, асеановцы приветствуют ее роль в качестве определенного "противовеса" курсу Китая. Индия может играть и играет позитивную роль особенно тогда, когда ее интересы совпадают с интересами региональных акторов, но должна быть крайне осмотрительна в своих акциях, что и демонстрирует ее руководство.
ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ ИЛИ ТОРГОВЫЙ БЛОК?
Все заинтересованные стороны территориальных споров в Южно-Китайском море понимают, что окончательное решение, несмотря на их усилия в поисках приемлемой модели, скорее всего, будет принято не скоро. Тем более, что эти споры приобретают все более конфликтные контуры. К их числу можно отнести перегруппировку интересов и позиций участвующих стран, ведущую к новому балансу сил в АТР, развенчание уже упоминавшегося мифа о единстве АСЕАН, сближение Индии и Японии в военно-стратегическом плане и др.
Серьезная проблема - ускорившаяся гонка вооружений в регионе. Безусловно, асеановцы много слабее в военном отношении своих соседей из Северо-Восточной Азии или ведущих внерегиональных держав. Свое стремление к приобретению все нового и нового оружия большинство стран АСЕАН объясняют не только обстановкой на морях, но также и необходимостью борьбы с пиратами, террористами, браконьерством в рыболовстве, незаконными перевозками наркотиков и оружия и т.д.
В 2011 г. расходы на оборону в Юго-Восточной Азии увеличились, по сравнению с 2010 г., на 13,5% и составили $24,5 млрд, а по прогнозам - возрастут к 2016 г. до $40 млрд. В 2011 г. оборонные бюджеты составили: крошечного Сингапура - $9,66 млрд, Таиланда - $5,52 млрд, Индонезии - $5,42 млрд, Малайзии - $4,54 млрд, Вьетнама - $2,66 млрд. Филиппины, получающие 90% оружия от США, планируют затратить в предстоящем пятилетии на модернизацию вооруженных сил свыше $1,8млрд14.
Объем поставок вооружений в 2007 - 2011 гг. в страны ЮВА почти утроился, по сравнению с 2002 - 2006 гг., в то время как во всем мире он увеличился лишь на 24%. Крупные партии вооружения закупили за это время Индонезия, Малайзия и Вьетнам. Сингапур по расходам на импорт современного оружия занимает 4-е место в мире после Китая, Индии, Республики Корея. В 2012 г. эти расходы составили 24% национального бюджета и достигли $10 млрд.
Большая часть этих закупок приходится, по понятным причинам, на морское вооружение - военные корабли, патрульные катера, радиолокационные системы, подводные лодки, противокорабельные ракеты и т.д. Вьетнам планирует ввести в строй к 2020 г. 6 подлодок, в основном российского производства. Каждое из трех государств - Сингапур, Индонезия и Малайзия - рассчитывает дополнить свои подводные флотилии к этому сроку двумя подлодками15.
Укрепить и поднять значимость АСЕАН как ведущего межгосударственного объединения в регионе могут инициированные
ею новые интеграционные тренды, важные для обретения былого единства. Наиболее привлекательная среди них - идея создания Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП - Regional Comprehensive Economic Partnership). Она была выдвинута в 2011 г. на саммите АСЕАН одним из самых энергичных ее сторонников и адептов - Малайзией и еще раз высветила возможность и способность Ассоциации генерировать позитивные тенденции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Индия проявила не только интерес к этому проекту, но и сыграла большую роль в его продвижении.
Формирование ВРЭП находится в самой сложной фазе. С одной стороны, работа по его созданию выполнена уже на 3/4. Но для окончательного достижения этой чрезвычайно актуальной цели, по мнению экспертов, остается решить множество важных проблем. В частности, государства - участники АСЕАН должны усилить внутриасеановскую экономическую интеграцию, урегулировать существующие разногласия, в т.ч., по-видимому, и по Южно-Китайскому морю, обеспечить устойчивый и равномерный рост каждой из стран. Как представляется, это трудно сделать в сжатые сроки в силу неравного уровня экономического развития и более позднего подключения к АСЕАН некоторых стран, в т.ч. Лаоса, Камбоджи и Мьянмы16.
Не столь простым оказался вопрос о составе участников будущего Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. В ходе первого раунда переговоров по ВРЭП в июне 2013 г. Китай поставил под сомнение вопрос о целесообразности включения Индии в будущую организацию, видимо, памятуя о тех трениях, которые существуют между двумя странами в Южно-Китайском море, и не только. Сумев завоевать поддержку большинства государств АСЕАН, Индия все же вошла в число членов блока. Второй раунд состоялся в сентябре 2013 г. в Австралии.
Участие Индии в будущей структуре важно для стран - членов АСЕАН, находящихся в состоянии территориальных споров с Пекином в Южно-Китайском море. Они рассматривают Индию в качестве серьезного партнера, выступающего за скорейшую разработку "Кодекса поведения", и позитивно восприняли заявление министра иностранных дел Индии Салмана Хуршида на саммите в Брунее о необходимости продолжения дискуссии по вопросу о принятии кодекса на основе консенсуса17.
Таким образом, 10 государств - членов Ассоциации плюс КНР, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия намерены создать в Азиатско-Тихоокеанском регионе огромный торговый механизм - ВРЭП, который многие аналитики рассматривают как противовес выдвинутому по инициативе США Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) или свободной зоне торговли в АТР с членством более 10 стран (но без участия экономических азиатских гигантов - Китая и Индии).
ВРЭП, запуск которого запланирован на конец 2015 г., может стать крупнейшим в мире торговым блоком - он будет представлять 1/3 глобальной экономики. На территории стран - будущих его участниц - ныне проживает 3,3 млрд. человек.
По всей видимости, новый экономический проект придаст свежий импульс укреплению интеграционных трендов под эгидой АСЕАН в Восточной Азии, объединит организацию и ее партнеров на взаимовыгодной основе, приостановит вялотекущий процесс падения значимости группировки и, вероятно, открыл бы шлюз для решения вопросов соперничества национальных суверенитетов в Южно-Китайском море.
Все это необходимо в условиях некоторого осложнения атмосферы в Восточно-Азиатском саммите (ВАС) в связи с принятием в 2010 г. в его структуру США и России, что сделало организацию более громоздкой, а интересы 18 ее членов - трудно совместимыми. Хотя после председательствования РФ на встрече АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 г. для многих стало очевидным, что участие нашей стра-
ны в решении азиатских проблем чрезвычайно важно и многообещающе.
СТАНЕТ ЛИ ИНДИЯ ЧЛЕНОМ АТЭС?
Индия с ее динамично развивающейся экономикой и растущим населением, безусловно, активно поддерживает планы создания нового блока - ВРЭП и не хочет упустить шансы найти и занять свою нишу в бурно развивающихся интеграционных процессах в регионе. Она неоднократно заявляла о своей приверженности принципам открытого регионализма, полицентризма и инклюзивности при создании многосторонних форматов сотрудничества. С точки зрения ее руководства, эти форматы достаточно гибкие, чтобы охватить многообразие стран АТР, и их можно использовать для решения широкого круга существующих проблем в экономике и политике.
Внедрение Индии в Южно-Китайское море, оказавшимся весьма сложным регионом со многими разнохарактерными проблемами и болезненными территориальными спорами, не остановило ее движение на пути в Азиатско-Тихоокеанский регион, несмотря на то, что она оказалась в гуще событий в этом регионе. Разумно просчитав свои возможности и умело используя курс "Смотри на Восток"*, Индия сумела преодолеть ряд препятствий и закрепиться в данном пространстве. Впереди у нее поиски новых форматов сотрудничества с государствами АТР по широкому кругу направлений.
Одна из важных проблем для Индии в данном контексте - ее вступление в АТЭС. Очередная конференция участников этой структуры сотрудничества 21-й экономики азиатских и тихоокеанских стран состоялась в октябре 2013 г. на острове Бали. Здесь, по информации местных СМИ, выполнен большой объем подготовительных работ, наподобие тех, хотя и не таких масштабных, как во Владивостоке перед сентябрьской встречей АТЭС в 2012 г. под председательством РФ.
При благоприятном решении вопроса Индия могла бы предложить АТЭС разнообразные наработки, товары и услуги в тех областях, где она добилась наиболее впечатляющих достижений мирового уровня. Это - информационные технологии и программное обеспечение, мирное использование ядерной энергии, электроника, производство спутников и платформ для морской добычи нефти, фармацевтика, биотехнологии, использование солнечной и ветряной энергии с применением нанотехнологий, и т.п. Опыт наведения мостов Индии с АСЕАН, группировкой меньшей по составу и масштабу, показал сложности в процессе снижения торговых тарифов, отработки договорно-правовой базы внешнеэкономических связей и т.д., но все эти трудности были, в конце концов, преодолены.
Вместе с тем, приверженность Индии принципам демократии, независимая внешняя политика, творческий подход к проблемам сотрудничества могут быть востребованы членами АТЭС. Индия хотела и могла бы принять участие в шестисторонних переговорах по ситуации на Корейском полуострове. Она уже продемонстрировала стремление решать споры в Южно-Китайском море без применения силы, мирным путем, в соответствии с международными правилами и Морским кодексом ООН 1982 г. Индия, как один из крупных и влиятельных конкурентов Китая, может активизировать усилия в поисках большего взаимопонимания с асеановцами и выступить с новыми конструктивными предложениями.
Споры в Южно-Китайском море генерировали сближение Индии с Японией и возможность формирования партнерства: США - Япония - Индия, но без официальных обязательств со стороны последней. Вместе с Австралией она могла бы стать застрельщицей в укреплении мер доверия на флангах Индо-Тихоокеанского мегарегиона: Австралия - на южном поясе Тихого океана, а Индия - в зоне Индийского океана.
* * *
У Индии немало шансов, вступив в АТЭС, выйти на новый уровень взаимодействия со странами АТР и создать прочную основу для расширения своих позиций в этом наиболее динамично развивающемся регионе мира.
* Подробнее см.: Азия и Африка сегодня. 2014, N 2, с. 8 - 13.
1 См.: Klare М. Т. Oil and Blood. Hempshire College Press, 2012.
2 European Energy Review, 18.05.2013.
3 Asian Perspective. Vol. 33, 2009, N 3, с 128 - 129; A Cooperative Maritime Strategy for 21st Century Sea Power - www.Navy.mil/ maritime/MaritimeStrategy.pdf (October 2007); Лебедева Н. Б. Малаккский пролив - возможны ли пути к безопасности // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XVII. М, 2011, с. 33 - 64.
4 См.: Yoshihara Toshi, Holmes James R. Red Star over the Pacific: China's rise and the challenge to US Maritime Strategy. Naval Institute Press, 2010.
5 Китай и арабские революции - m.forbes.ru (15.09.2012)
6 Там же.
7 Там же.
8 Expressa.ru/transiates/3379>peresma-trivaya-nezavisimost-indii.html
9 Special Interview: Increased military presence in South China Sea) - www.nanhai.org.cn (14.01.2013)
10 South China Sea dispute and India - maritimendia.org (May, 2011)
11 The Journal of East Asian Affairs. Vol. 26, N 2, Fall/Winter 2012, p. 71.
12 ЮВА тратит беспрецедентные средства на оборону - newsstreet.ru (08.10.2012)
13 В таиландском портовом городе Хуахин состоится неформальное заседание АСЕАН на уровне министров иностранных дел - Russian News Cn (14.08.2013)
14 Веземан Симон Т. Морское измерение поступающих вооружений в ЮВА в 2007 - 2011 гг. - SIPRIYB12RUS.pdf (с. 308 - 309, 312).
15 Новая гонка вооружений в Азии - nuclearNo.ru (15.02.2011)
16 Саммит АСЕАН в Брунее - www.rodon.org
17 Индия станет частью регионального торгового блока - news-russ.ru
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |