Ю.В. ЧУДОДЕЕВ. КРАХ МОНАРХИИ В КИТАЕ. М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2013, 392 с.
Публикация научно-популярной книги Ю.В. Чудодеева приурочен а к столетию Синьхайской революции 1911-1912 гг. Работа охватывает историю Китая с глубокой древности до падения монархии. Ее можно разделить на две содержательные части. Первая носит вводный характер и посвящена истории формирования и развития монархических структур в Китае (гл. 1-2). Вторая, основная часть рассказывает о нарастающем кризисе династии Пин, деятельности оппозиции и противодействии сторонников монархии, свержении династии и попытках ее реставрации. Автор напомнил об истоках и последствиях восстаний тайпинов и иxэтуаней, подробно рассмотрел роль иностранных держав в ослаблении Китая и подрыве авторитета династии. Рассказ об истории полного отмирания китайской монархии заканчивается событиями середины XX в., связанными с судьбой последнего императора Пуи (гл. 3-6).
Опираясь на обширный исторический материал, автор проследил соотношение импульсов к обновлению китайской социально-политической системы и консериативных тенденций. Развитие китайской государственности рассмотрено на фоне истории формирования китайского менталитета и представлений об окружающих народах, становления национализма и дихотомии "китайское"-"варварское". Особое внимание уделено конфуцианству как идеологической основе эффективной системы государственного управления. При этом автором подчеркнуты трудности в приобщении Китая к западной цивилизации, связанные с ощущением угрозы подрыва традиционного порядка.
Попытки реформирования монархической системы изнутри наталкивались на сопротивление системы, что делало перспективы ее выживания все более и более призрачными. Еще одна сквозная тема работы - соотношение линейности и цикличности в китайской истории, рассмотрение причин кризисов и падения династий, среди которых центральное место занимает закат династии Цин. Автор подчеркивает, что правящая элита императорского Китая опасалась внутренней смуты намного больше, чем внешних завоевателей, однако в XIX в. соединение беспрецедентного давления со стороны иностранных держав с беспорядками внутри страны нанесло сокрушительный удар по устоям династии.
Большой интерес представляет затрагиваемая в книге дискуссиочная тема о степени неизбежности Синьхайской революции. Ю.В. Чудодеев замечает: «Если для иностранных ученых этот вопрос относится к сфере гипотетических рассуждений и спекулятивных предположений, то для Китая он весьма чувствителен, так как автоматически влечет за собой другую тему - о степени легитимности нынешней власти. Ведь если "ошибкой" была Синьхайская революция, а Китай мог развиваться эволюционно, тут же возникает мысль о том, что и революция 1949 г., возможно, не была исторически неизбежной» (с. 379).
Сюжеты вековой давности остаются в Китае темой для острых дискуссий. Выступления против политически ошибочных трактовок Синьхайской революции стали в наши дни неотъемлемой частью китайской идеологической кампании по критике "исторического нигилизма" (лиши сюйучжуи)1.
Подготовленная в Центре изучения теоретической системы социализма с китайской спецификой АОН Китая статья, опубликованная осенью 2013 г. в партийном теоретическом журнале "Цюши", призывает не допустить отрицания и искажения истории под знаменами "возвращения к истории" или "нового написания истории". Китайские обществоведы утверждают, что "исторический нигилизм" нацелен на подрыв руководства КПК, раскол социалистического государства и "смену знамени" ранее нечто подобное произошло в СССР, где отрицание истории стало одной из причин "гибели партии и гибели государства". При этом приверженцы "исторического ниги-
1 Чжунга шэхуй кэсюэюань Чжунго тэсэ шэхуйчжуи лилунь тиси яньцзю чжунсинь. Цичжи сяньмин фаньдуй лиши сюйучжуи [Четкая позиция против исторического нигилизма]. "Цюши", 2013 № 19. Дата публикации: 2013, 1 окт. http://www.qsthcory.cn/zxdk/2013/201319/201309/t20130927_275397.htm; Ян Цзюнь. Лиши сюйучжуи дэ михосин [Дезориентирующий характер исторического нигилизма]. "Жэньминь луньтань", 2013, 29 сент. - http://www.qsthcory.cn/zz/gcysk/201309/t20130929_275746.htm"; Ван Юйчжоу. Цзинти хэ дичжи лиши сюйучжуи сычао [Быть бдительными и противостоять идейному течению исторического нигилизма]. "Цяньсянь", 2013, 26 сент. - http://www.qsthcory.cn/zl/bkjx/201309/t20130926_274898.htm.
лизма" начинают с более отдаленного прошлого, их мишенью становится история китайской революции нового времени, они отрицают важность борьбы китайского народа против иноземной агрессии, принижают значение восстаний тайпинов и ихэтуаней, как и последовавшей за ними Синьхайской революции. В китайской публикации были упомянуты "нигилистические" взгляды на Синьхайскую революцию: будто бы она "принесла обществу больше разрушения, чем созидания", "после Синьхайской революции началась беспрерывная революция", породившая в китайских условиях общественный хаос и экономический застой, а оторванный от практики революционный радикализм "препятствовал социальному прогрессу".
Сходные аргументы высказывают и другие китайские исследователи, принадлежащие к основному течению в общественной мысли. Профессор Ян Цзюнь (Школа марксизма Уханьского ун-та) подчеркнул, что "исторический нигилизм" привлекает людей тем, что предлагает им иную точку зрения на события прошлого, однако на глубинном уровне он подрывает уверенность масс в китайском социализме, отрицает исторические корни китайского политического строя, исторические заслуги КПК. Ученый напомнил, что "исторический нигилизм" развивается с начала 1990-х гг. и его символом сделалась теория "прощания с революцией" (источником ее стала известная книга-диалог Ли Цзэхоу и Лю Цзайфу "Прощай, революция взгляд на Китай в XX веке", впервые опубликованная в Гонконге в 1995 г.).
С точки зрения "исторического нигилизма" после опиумных войн китайское общество не было полуколониальным и полуфеодальным, как то утверждает официальная историография КНР. Поэтому в антимонархической революции не было необходимости, она не была единственным выбором, ее устроили немногочисленные революционеры. В итоге "китайская революция разрушила модернизацию", "Синьхайская революция произошла рано и принесла беду". В этом же русле звучат утверждения о том, что западное вторжение было полезно для развития Китая, поскольку давало шанс на освоение передовых способов производства и модернизацию. На этом фоне происходит "нигилистическая" релятивизация оценок исторических персонажей, возникают попытки подчеркнуть достоинства "плохих людей": Цыси, Юань Шикаю, Цзэн Гофаню, Ли Хунчжану и другим приписывают политическую мудрость, понимание тактики, любовь к родине, ответственность перед страной.
Профессор Ван Юйчжоу (Институт марксизма ун-та обороны) отмечает, что "исторический нигилизм" приписывает революции только разрушительную роль. Сторонники этого течения называют революционную борьбу "фанатизмом и ребячеством", считая, что китайская революция нового времени была "историей кровопролитий", результатом которой становилось "восстановление абсолютизма". В результате "исторической переоценки" оказывается, что у движения тайпинов "не было никакого прогрессивного исторического смысла", Синьхайская революция "принесла несчастья", а Движение 4 мая "прервало национальную культурную традицию". Возлагая историческую вину на Хун Сюцюаня и Сунь Ятсена, "нигилисты" называют выступавших против революции Цыси и Юань Шикая "основоположниками модернизации" Китая.
Обращение к материалам современных китайских споров об истории наглядно подчеркивает актуальность темы книги Ю.В. Чудодеева. Ее читатель имеет возможность самостоятельно сделать вывод о том, был ли у монархического Китая шанс на эволюционное развитие.
По мнению автора книги, вплоть до своего падения китайская монархия сохраняла средневековый облик, она не смогла встать на путь обновления, династия была сильно ослаблена изнутри, когда ее противовесом стали провинциальные военно-бюрократические структуры (с. 308). Династия оказалась в плену у собственного национализма и ксенофобии, она не реагировала на изменение ситуации и рост критических настроений образованных слоев общества в отношении стоявших у власти маньчжуров. Повышение налогов, коррупция, произвол, падение интеллектуального потенциала бюрократии, которая была традиционной опорой государственной системы идеологии и образования, - все это создавало пространство для деятельности радикальной революционной оппозиции, выступавшей не только против династии, но и за создание полноценного суверенного государства. Гипотетически автор допускает, что тайпины имели возможность создать новую "чисто китайскую" династию, однако они потерпели поражение, поскольку "восстановили против себя традиционную конфуцианскую элиту при достаточно сдержанном отношении к ним большей части крестьянства" (с. 176).
Ю.В. Чудодеев отмечает, что "открытие" Китая для торговли с внешним миром было насильственным, оно стало «процессом национального унижения, "потерей лица" для Китая, ущемлением чрезвычайно чувствительным для китайского национального самолюбия. Из "цен-
тра мира" Китай превращался в полуколонию западных "варваров"» (с. 161). По мнению автора, позиция династии перед лицом внешнего давления не была полностью капитулянтской, однако разница потенциалов была столь большой, что Китаю пришлось отступать (с 165). Попытки "патриотического сопротивления" иностранцам, как это было во время объявленного Цыси альянса с ихэтуанями против западных держав, приводили лишь к еще большим потерям.
Эти исторические сюжеты важны при изучении политики и идеологии современного Китая, включая получивший широкое распространение лозунг "китайской мечты". В конце 2012 г. китайский партийный лидер Си Цзиньпин заявил, что "осуществление великого возрождения китайской нации - это величайшая мечта китайской нации начиная с нового времени". Чтобы понять исторический контекст этого лозунга, нужно составить представление о том, почему иностранцы сумели нанести поражение династии Цин, из-за чего Китaй оказался в бедственном положении и какие рецепты спасения страны предлагала тогдашняя элита. Книга Ю.В. Чудодеева дает читателю возможность найти ответы на эти вопросы. Автор отмечает, что "современное китайское историческое сознание по-прежнему сохраняет многие образы прошлого, включая сюжеты о былом величии имперско-монархических образований старого Китая" (с. 381)
Ныне китайские публицисты нередко вспоминают о том, что еще в начале XIX в. Китай был мировым лидером по объему экономики, но это не спасло страну от унижений. Отставание от западных держав было столь значительным, что система не выдержала прямого военного столкновения с иноземцами. В наши дни этот тезис используется для того, чтобы призвать к продолжению реформ и предостеречь от чрезмерного оптимизма в отношении экономических успехов современного Китая. Однако китайские сторонники ускорения системных политических преобразований зачастую используют напоминания о причинах гибели монархии (коррупции, отсутствии демократии, нахождении у власти групп интересов, стремлении отгородиться от общества и критических мнений) для того, чтобы выразить свое негативнее отношение к проблемам наших дней. Столетие назад политика "самоусиления" без политических уступок оказалась для китайских властей тупиковой.
На страницах книги Ю.В. Чудодеев знакомит читателя не только с взглядами правящей элиты последней династии, но и с различными версиями политического консерватизма тех лет. Например, Лян Цичао предупреждал об опасности преждевременного создания в Китае республики, а Кан Ювэй выступал за конституционную монархию. С точки зрения китайской современности, в которой однопартийная система сосуществует с рыночной экономикой, примечателен рассказ о взглядах бизнесмена, сторонника революционного движения и парламентаризма Чжан Цзяня, отстаивавшего "единство интересов государства и частного предпринимательства" (с. 270-272).
Затронутая в книге тема японского воздействия на революционные события и настроения в Китае особенно интересна в свете нынешнего обострения напряженности в отношениях Пекина и Токио из-за незатухающего территориального спора. Ю.В. Чудодеев напоминает читателю о том, что образ Японии в Китае в последние полтора столетия был сложным и противоречивым. Японию воспринимали и как опасного врага, и как пример для подражания, демонстрирующий важность демократических преобразований и заимствования западного опыта, при этом китайские революционеры пытались заручиться японской поддержкой в борьбе против династии.
В истории свержения Цинов автор видит "своеобразие Китая", поскольку вместо жестокой расправы над прежним монархом и его окружением китайская революция позволила бывшему императору остаться во дворце, сохранив формальные титулы и весьма солидное финансирование из государственной казны (с. 326-327). Позднее попытку мягкого "перевоспитания" бывшего императора предприняли власти КНР, не прибегнув к сценарию показательного процесса и сурового приговора. Эти размышления могут быть включены в более широкий вопрос о поиске исторических корней попыток КПК заставить своих оппонентов пройти через процесс самокритики и внутренней трансформации с последующим заявлением о лояльности власти.
"Крах монархии в Китае" своевременная и актуальная книга, затронутые в ней исторические сюжеты важны для понимания настоящего. Достоинством работы стала способность автора изложить проблемы прошлого понятным языком, выделить в них "интригу" события, доходчиво пояснив читателю, как сменялись династии и императоры, понять, чем одна династия отличалась от другой. Издание может быть адресовано студентам и магистрантам востоковедных специальностей, а также всем, кто хотел бы расширить свои представления о политической истории Китая, пополнив свои познания о пути эволюции китайской государственности.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |