Libmonster ID: UZ-951
Author(s) of the publication: А. Иванов

НЫНЕ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) разворачиваются интеграционные процессы, в которые вовлечены такие крупные государства, как Китай, Япония, США, Республика Корея, Индия, а также Европейский союз. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является "ядром" этих процессов, своеобразным полем притяжения и для азиатских, и для внерегиональных "игроков". И это несмотря на то, что каждая из асеановских стран в отдельности несравнима по своей мощи со многими "тяжеловесными" партнерами Ассоциации.

Причин такой ситуации несколько. Конечно, играют свою роль и азиатское измерение процесса глобализации, и специфика нынешней борьбы международного сообщества с терроризмом. Территория Юго-Восточной Азии после разгрома режима талибов в Афганистане не без оснований воспринимается как одна из возможных зон укрытия и активности террористических групп. Отсюда повышенное внимание к этим странам участников антитеррористической коалиции, и прежде всего США.

Вместе с тем помимо этих факторов притягательность АСЕАН для ее партнеров, в том числе и для России, в немалой степени объясняется тем, что ныне Ассоциация стала одной из наиболее авторитетных и динамично развивающихся организаций многопрофильного сотрудничества не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире.

За годы своего развития Ассоциация приобрела уникальный опыт коллективной выработки общей линии поведения на международной арене, а также практики совместного поиска путей решения внутренних проблем ЮВА на основе принципов консенсуса, взаимопомощи, консультаций, доверия, терпимости, учета интересов всех участвующих сторон. В итоге АСЕАН превратилась в базовую структуру многостороннего регионального сотрудничества, играющую ключевую роль в основных механизмах политического и экономического взаимодействия в АТР, организацию, которая в своем внутреннем развитии вплотную приблизилась к реальному воплощению выдвинутого ею лозунга "Единство в многообразии".

35 лет назад достижение такого единства казалось весьма маловероятным. В регионе ЮВА имелся значительный конфликтный потенциал в отношениях между странами, прежде всего в виде обострившихся в 70-х годах территориальных споров, в которые были вовлечены Малайзия, Филиппины, Индонезия, Сингапур. В тот же период регион постепенно стал превращаться в арену идеологической борьбы между коммунистической и капиталистической идеологиями, выразившейся в эскалации войны во Вьетнаме и активизации линии Китая на распространение "культурной революции" на Юго-Восточную Азию.

Складывавшаяся ситуация стала представлять прямую угрозу безопасности региона, появилась реальная опасность втягивания его в


Александр Анатольевич Иванов - начальник Управления общеазиатских проблем МИД России, кандидат исторических наук.

стр. 43


холодную войну с непредсказуемыми для стран ЮВА последствиями. На этом фоне стала очевидна необходимость преодоления внутрирегиональных противоречий и объединения с целью коллективного определения моделей дальнейшего развития региона, обеспечения безопасности, эффективного экономического и политического сотрудничества.

Осознание этой необходимости, политическая воля и дальновидность лидеров Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин, несмотря на все трудности, возобладали. Сумев преодолеть разногласия, отцы-основатели АСЕАН 8 августа 1967 года собрались в Бангкоке, где подписали основополагающий документ Ассоциации - Бангкокскую декларацию. В ее основу была положена задача "укрепления экономической и социальной стабильности и обеспечения общего мирного национального развития". При этом ставилась цель объединения всех десяти государств региона, с тем чтобы Ассоциация смогла выразить "единую волю государств Юго-Восточной Азии связать себя узами дружбы и сотрудничества и путем совместных усилий и жертв обеспечить своим народам и будущим поколениям мир, свободу и процветание".

Сколь ни утопичной в 1967 году казалась идея сосуществования под одним "зонтиком" всей "десятки" стран ЮВА, она была реализована. В 1984 году к Ассоциации присоединился Бруней. Многие из тех, кто пессимистически оценивал перспективы развития организации, были в немалой степени удивлены, когда в 1995 году она приняла в свои ряды ее бывшего противника - Вьетнам. В 1997 году за СРВ последовали Лаос и Мьянма и, наконец, в 1999 году - Камбоджа. Объединив все страны региона, Ассоциация продемонстрировала приверженность провозглашенным в Бангкокской декларации принципам общерегионального сотрудничества на благо и процветание ЮВА, базирующегося на соблюдении международно-правовых норм государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела, права каждой страны самостоятельно выбирать модель государственного развития. В настоящее время Ассоциация объединяет страны различных экономических и политических систем с населением около полмиллиарда человек и с совокупным ВНП, превышающим 660 млрд. долларов.

Растянувшийся процесс объединения государств ЮВА не означал пассивности в деятельности АСЕАН. Несмотря на подчеркнутую приоритетность развития экономического сотрудничества в рамках Ассоциации, именно политическая составляющая внутриасеановского взаимодействия стала приоритетной сразу после ее образования.

Развитие ситуации на мировой арене потребовало от асеановцев координации внешнеполитических действий и выработки активной позиции по основным международным проблемам. В этом деле объединяющим моментом стало общее стремление стран ЮВА сохранить свой нейтралитет и не допустить распространения на регион идеологической и военной конфронтации (асеановцами была разработана доктрина Зоны мира, свободы и нейтралитета в ЮВА, ряд стран Ассоциации являлись активными участниками Движения неприсоединения), а также активизировать свое участие в обсуждении проблем глобальной стратегической стабильности, ядерного нераспространения, разоружения и др. Основными региональными проблемами,

стр. 44


к которым странам Ассоциации пришлось приложить коллективные усилия, стали камбоджийский кризис, мирно разрешить который удалось во многом благодаря дипломатическому посредничеству стран АСЕАН, территориальные споры в Южно- Китайском море, опасность распространения в регионе оружия массового уничтожения, борьба с сепаратизмом и экстремизмом.

ПОВОРОТНЫМ МОМЕНТОМ в процессе превращения Ассоциации в базовый элемент региональной стабильности стало ее выступление с такой значимой инициативой, как создание Регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ).

Образованный в 1994 году, АРФ по сей день остается единственным межправительственным политическим институтом в АТР общерегионального масштаба, ведущим инструментом многостороннего политического диалога по всему комплексу вопросов, связанных с укреплением мира и стабильности в регионе. Форум объединяет 22 страны региона, включая такие государства, как Россия, США, Китай, Япония, Индия, Австралия, Канада, Республика Корея, а также Евросоюз. В переговорном процессе в рамках АРФ с 2000 года полноправное участие принимает КНДР.

Основной целью Форума было провозглашено содействие упрочению мира и безопасности, стабильности и процветания в АТР путем поэтапного движения от укрепления мер доверия к развитию механизмов превентивной дипломатии и налаживанию методов урегулирования конфликтов в регионе. За восемь лет АРФ проделал большую работу по разработке мер доверия, методов превентивной дипломатии, способствующую расширению сотрудничества между странами региона, упрочению мира и стабильности в АТР. К числу несомненных заслуг Форума следует отнести и формирование культуры диалога в Азии, что является важным вкладом в укрепление коллективных начал в мировой политике, многосторонних подходов к решению международных проблем.

Беспрецедентный всплеск террористической активности заставил асеановцев по-новому взглянуть на иерархию вызовов и угроз в АТР, выдвинув на первый план задачу совместной борьбы с терроризмом. В повестку дня региона встал вопрос о налаживании взаимодействия в противодействии терроризму как органической части перспективной глобальной контртеррористической системы.

Антитеррористическая проблематика стала серьезным испытанием на прочность внутриасеановского единства. Уже первая реакция государств АСЕАН на события 11 сентября 2001 года в США и контртеррористическую операцию в Афганистане выявила значительные разногласия среди асеановцев, вызванные как разницей в политических ориентирах среди членов "десятки", так и тем, что в целом ряде этих государств значительна доля мусульманского населения.

Ценой немалых усилий асеановцам все же удалось затушевать разногласия на брунейском саммите АСЕАН (ноябрь 2001 г.), приняв

стр. 45


совместный документ по проблеме международного терроризма, в котором осуждены террористические акты 11 сентября 2001 года и выражены сочувствие и соболезнование народу и правительству США. Предприняты серьезные меры по налаживанию антитеррористического взаимодействия в рамках Ассоциации: Индонезией, Малайзией и Филиппинами подписано соглашение об обмене информацией в противодействии терроризму. Недавно к соглашению присоединилась Камбоджа. В мае 2002 года состоялась специальная встреча министов иностранных дел АСЕАН, посвященная проблемам борьбы с терроризмом и другими видами транснациональной преступности. Эта же тематика преобладала и на прошедшей в июле 2002 года встрече министров иностранных дел Ассоциации в Брунее.

Учитывая универсальный и всеохватывающий характер АРФ, а также весомость исламского фактора и актуальность проблемы религиозного экстремизма в АТР, можно с уверенностью предположить, что именно данный форум способен стать действенным региональным механизмом сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Перспективы АРФ в качестве возможной организационной основы такого сотрудничества, а также определение дальнейшего вектора развития Форума, который отвечал бы современным потребностям обеспечения региональной безопасности, стали основными темами состоявшейся в Брунее 31 июля 2002 года IX сессии АРФ на уровне министров иностранных дел. В ходе встречи были одобрены Декларация АРФ по противодействию финансированию терроризма и набор рекомендаций для стран-участниц по антитеррористическому сотрудничеству, было принято решение о запуске механизма межсессионных встреч по проблематике борьбы с терроризмом и другими видами транснациональной преступности. Министры утвердили рекомендации по продвижению процесса АРФ, в том числе установку на продолжение разработки и введения в практику межгосударственных отношений в АТР методов превентивной дипломатии.

В целом события последнего времени, диктующие необходимость объединения усилий в борьбе с новыми вызовами на фоне сохранения потенциальных очагов конфликтов в самом АТР, предопределяют дальнейшее увеличение политического веса и укрепление ведущей роли Форума в деле обеспечения мира и стабильности в регионе.

В то же время не менее важными остаются традиционные сферы взаимодействия в рамках Форума. На нем ведется обсуждение актуальных проблем как глобального характера - ядерное нераспространение, стратегическая стабильность, охрана природы, борьба с экстремизмом, сепаратизмом, оргпреступностью, наркоторговлей, преодолением негативных последствий глобализации, - так и внутрирегиональной принадлежности - урегулирование ситуации в Южно-Китайском море, на Корейском полуострове, тлеющих территориальных и приграничных споров.

В части, касающейся корейских дел, состоявшаяся в 2002 году в Брунее сессия АРФ имела серьезное значение для улучшения ситуации на Корейском полуострове. По сути, впервые в деятельности Форума корейская проблематика обсуждалась предметно, глубоко, а главное - в конструктивном ключе, всеми заинтересованными сторонами,

стр. 47


включая обе корейские. Этому в немалой степени способствовали состоявшиеся за несколько дней до брунейского заседания переговоры министра иностранных дел России И. С. Иванова с руководителями Республики Корея и КНДР в Сеуле и Пхеньяне. Таким образом, Форум доказал свою способность предоставлять дополнительные удобные рамки для многостороннего обсуждения внешних аспектов и столь специфичной, стоящей, казалось бы, в стороне от региона ЮВА проблемы, как корейская, - при том, разумеется, понимании, что внутренние аспекты корейского урегулирования являются предметом переговоров двух корейских государств. Важная роль России в работе АРФ на этом направлении не подлежит сомнению и позитивно воспринимается всеми участниками Форума.

Наряду с работой АРФ государства АСЕАН активно продвигают и работу неправительственного механизма диалога по вопросам безопасности в АТР, проводимого по "второй дорожке", - Азиатско-Тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности (АТССБ), в котором активно участвуют академические круги стран региона и официальные лица в личном качестве, включая представителей России.

Ассоциация занимает ведущее место и в работе различных структур межрегионального сотрудничества, в числе которых механизм встреч "Азия-Европа" (АСЕМ) и Форум восточноазиатских - латиноамериканских государств (ВАЗЛАФ). В настоящее время по инициативе Таиланда запущен новый механизм межрегионального взаимодействия - Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), призванный налаживать связи между различными субрегиональными структурами в Азии. Высокого уровня регионального взаимодействия, главным образом в экономической сфере, удалось достичь в рамках механизма "АСЕАН+3" (партнерами Ассоциации здесь выступают Китай, Япония и Южная Корея), который быстро превращается в своего рода "локомотив" восточноазиатской экономической интеграции с огромным рынком, могущим составить конкуренцию и американской, и европейской экономической зоне.

Запуск этих интеграционных объединений при активном участии АСЕАН - свидетельство новых важных процессов на огромном азиатском пространстве. Главный вектор этих процессов - многосторонняя кооперация при укрепляющейся связке между задачами безопасности и развития - созвучен нашим подходам к решению современных проблем Азиатско-Тихоокеанского региона.

НУЖНО СКАЗАТЬ, что уровень экономической интеграции в рамках АСЕАН на фоне традиционно высоких темпов внутриасеановского политического взаимодействия являлся наиболее слабым звеном многопланового сотрудничества государств ЮВА. Среди основных проблем, тормозящих хозяйственное развитие региона, - сохраняющийся значительный разрыв в уровнях развития между членами АСЕАН, болезненная трансформация стран с традиционным укладом экономики в условиях набирающей темп глобализации, схожесть производимой продукции в отдельных странах и ориентация их

стр. 47


производственного сектора на внутренний рынок, до конца не преодоленные последствия финансового кризиса в Азии, недостаточный поток инвестиций и его неравномерное распределение в регионе.

Охвативший ЮВА в 1997 году валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости "десятки" продолжить политику экономической интеграции.

Несмотря на определенные расхождения в оценках причин кризиса, большинство представителей правящей элиты стран ЮВА, а также экономистов и политиков считает, что многие кризисные явления порождаются спецификой деятельности международного финансового капитала, прежде всего краткосрочного, стремящегося получить неоправданно высокие прибыли, а также воздействием негативных аспектов процесса глобализации.

Уроки финансового кризиса 1997-1999 годов послужили стимулом для выработки концепций противостояния новым вызовам экономической безопасности стран региона прежде всего на национальном и региональном уровнях. В качестве главного ориентира своего экономического сотрудничества страны Ассоциации взяли линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного Соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА), Схемы промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

Создание АФТА призвано расширить возможности свободного рынка в регионе, повысить конкурентоспособность продукции каждой из стран в борьбе за рынки сбыта между различными производителями, обеспечить свое население более доступными по цене товарами и, что принципиально важно с точки зрения поступательного развития национальных экономик, подготовить производителей к условиям глобальной либерализации в рамках АТЭС и ВТО. Предусматривается применение гибкой схемы снижения ставок тарифов на ряд товарных статей посредством внесения их в "список временных исключений", что является залогом ненанесения ущерба наиболее чувствительным звеньям участников зоны.

На состоявшемся в ноябре 2001 года седьмом саммите АСЕАН в Брунее было принято решение ускорить переход к Зоне свободной торговли - сроки ее образования были перенесены с 2003 на 2002 год. Таким образом, с 1 января 2002 года "шестерка" ведущих стран АСЕАН - Таиланд, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины и Бруней - приступила к формированию АФТА, предусматривающей снижение большинства тарифов во взаимной торговле до уровня 0-5%. Кроме того, достигнута договоренность о применении Интеграционной системы преференций АСЕАН. В соответствии с ней "старые" члены АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) должны расширить тарифные льготы для "новых" участников Ассоциации (Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы).

С точки зрения перспектив экономического развития стран АСЕАН важнейшее значение имеет заключенное недавно соглашение о создании

стр. 48


зоны свободной торговли АСЕАН - Китай. Это будет крупнейшая в мире зона свободной торговли. Параллельно усиливается тенденция к заключению отдельными странами группировки соглашений о зонах свободной торговли уже на двусторонней основе.

Рамочное соглашение о создании Зоны инвестиций АСЕАН (АИА), подписанное в октябре 1998 года, призвано стать ключевым инструментом привлечения инвестиций в субрегион. Оно закладывает основу для постепенного открытия доступа к основным отраслям экономик стран "десятки" как асеановским, так и внешним инвесторам путем предоставления им национального режима, ряда налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т. д.

В числе других инициатив внутриасеановского экономического взаимодействия следует выделить Ханойский план действий (ХПД) и Программу сотрудничества в развитии бассейна реки Меконг. По сути, они являются механизмами реализации принятой на саммите Ассоциации в 1997 году программы "АСЕАН - видение в 2020 году: партнерство в динамичном развитии" - главного документа, обозначившего основные политические и социально-экономические параметры региона ЮВА начала ХХI века.

На выполнение обязательств лидеров стран "десятки" в рамках "АСЕАН-2020", подразумевающих содействие равному экономическому развитию, сокращению бедности и экономического дисбаланса в ЮВА, ориентирована и выдвинутая в 2000 году Инициатива интеграции АСЕАН (ИАИ). Она направлена на преодоление диспропорций в уровнях экономического развития государств региона, прежде всего между "старыми" и "новыми" членами "десятки".

В целом можно констатировать, что сегодня АСЕАН превратилась во влиятельный центр притяжения в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже не только в политической, но и в экономической сферах.

О МЕЖДУНАРОДНОМ ВЕСЕ АССОЦИАЦИИ во многом свидетельствует характер ее взаимоотношений с государствами, не принадлежащими к региону Юго-Восточной Азии.

В 70-х годах зародилась система диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. В разное время такими партнерами Ассоциации стали Австралия, Индия, Канада, Китай, Россия, Новая Зеландия, Республика Корея, США, Япония и ЕС. Подобное сотрудничество подразумевает создание определенной системы рабочих органов, позволяющих определять и развивать его перспективные и взаимовыгодные направления. В качестве головных органов такого механизма, как правило, формируются совместные комитеты сотрудничества (СКС), которые курируют деятельность рабочих групп. В свою очередь, рабочие группы разрабатывают проекты сотрудничества и представляют их на рассмотрение и одобрение СКС. Для реализации согласованных проектов создаются, в том или ином виде, финансовые фонды.

стр. 49


Отношения АСЕАН с рядом партнеров по диалогу достигли высшего уровня. С 2000 года проводятся ежегодные саммиты АСЕАН - КНР, АСЕАН - Япония, АСЕАН - РК, а также в формате "АСЕАН+КНР, Япония, РК". В ноябре 2002 года запущен механизм саммита АСЕАН - Индия. С достаточной долей уверенности можно предположить, что тенденция укрепления интеграционных связей по линии Восточная Азия - Юго-Восточная Азия - Южная Азия будет и далее активно развиваться. Для политики России в Азии это важное обстоятельство с учетом нашего принципиального курса на глубокую вовлеченность в азиатские дела и интеграцию экономики России, прежде всего ее восточных регионов, в новую хозяйственную архитектуру АТР.

НАЧАЛО ОТНОШЕНИЙ России с Ассоциацией было положено в 1991 году. Тогда министр иностранных дел России был впервые приглашен участвовать в мероприятиях, сопровождающих ежегодные совещания министров иностранных дел стран АСЕАН в качестве гостя председателя Постоянного комитета (ПК) Ассоциации. В 1996 году Россия направила председателю ПК АСЕАН письмо с официальной просьбой предоставить ей статус полномасштабного партнера Ассоциации по диалогу. В том же году она вошла в число диалоговых партнеров АСЕАН.

С 1997 года министр иностранных дел России регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с партнерами по диалогу, проводимых ежегодно в конце июля по завершении совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках Постминистерских конференций (ПМК) (на пленарных заседаниях "АСЕАН+10" и на индивидуальных диалогах с каждым партнером в формате "АСЕАН+1"). В ходе ПМК обсуждаются ключевые проблемы международного положения, вопросы взаимодействия Ассоциации с партнерами по диалогу, рассматриваются перспективы и основные направления сотрудничества.

В соответствии со сложившейся практикой создания конкретного механизма сотрудничества АСЕАН с партнерами по диалогу Россия, получив статус партнера, активно приступила к формированию такого механизма.

В 1997 году состоялось первое учредительное заседание Совместного комитета сотрудничества Россия - АСЕАН (СКС), который стал "зонтичным" органом всего российско- асеановского диалога. Цели и задачи СКС заключаются в том, чтобы координировать деятельность всех институтов взаимодействия между Ассоциацией и Россией, определять общие принципы, направления и механизмы сотрудничества, утверждать конкретные проекты, наблюдать за расходованием средств. Второе заседание Комитета состоялось в 2000 году в Джакарте, третье - в сентябре 2002 года в Москве.

В 2001 году была запущена деятельность Совместного планово-распорядительного комитета Россия - АСЕАН - более компактного, нежели СКС, органа, который выполняет роль российско-асеановской

стр. 50


"лаборатории" по "обкатке" новых идей и предложений, конкретных проектов взаимодействия.

В целях оказания содействия развитию и интенсификации сотрудничества в научно- технологической области между Россией и АСЕАН в 1997 году была создана рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству. В сентябре 2002 года состоялось учредительное заседание еще одной рабочей группы - по торгово-экономическому сотрудничеству.

Важным элементом такого рода взаимоотношений является совещание старших должностных лиц (СДЛ) по политическим вопросам на уровне заместителей министров иностранных дел. Проведение совещаний СДЛ Россия - АСЕАН по политическим вопросам на регулярной основе вносит важный вклад в процесс углубления политического взаимодействия между сторонами, позволяя "сверять часы" по актуальным региональным и глобальным вопросам. Первое совещание СДЛ состоялось в июне 1998 года в Москве, второе - в октябре 1999 года в Хошимине, третье - в апреле 2002 года в Москве.

Своеобразным консультационным органом в рамках диалога, позволяющим на оперативном уровне обмениваться информацией и осуществлять скоординированную деятельность, служит Московский комитет АСЕАН (МКА), который объединяет послов государств "десятки" в Москве. Ежеквартально проводятся встречи руководства Министерства иностранных дел России с послами государств АСЕАН в Москве по различным вопросам международной политики. Организуются также регулярные брифинги с целью информирования дипломатических миссий стран Ассоциации о позиции России по актуальным международным проблемам.

В целом можно с уверенностью говорить о том, что отношения с АСЕАН выделились в самостоятельное и важное направление нашей внешней политики, существенно дополняющее и подкрепляющее наш курс на развитие двусторонних связей с азиатскими государствами. Линия на укрепление отношений с АСЕАН является одним из внешнеполитических приоритетов России, что было подтверждено Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на встрече с премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом, посетившим Россию с официальным визитом в марте 2002 года.

В этой связи нельзя не сказать о значительном повышении в последнее время роли многосторонней дипломатии в АТР в целом. Этот объективный процесс, отражающий глобальную тенденцию к многополярности и сопряжению усилий сразу многих "игроков", несомненно, отвечает нашему видению будущей архитектуры международных отношений, в том числе в Азии. О том, что мы рассматриваем этот процесс в качестве одного из магистральных направлений международной жизни, свидетельствует принятое руководством МИД России в июне 2001 года решение о создании в структуре министерства Управления общеазиатских проблем, которое наряду с оценками и прогнозами ситуации в АТР специально занимается вопросами участия России в азиатско-тихоокеанских многосторонних организациях и механизмах.

стр. 51


Многопрофильное партнерство с АСЕАН, играющей, как было показано выше, инициативную и во многом организующую роль в нынешних интеграционных процессах в Азии, имеет для нас большое практическое значение и с политической, и с экономической точек зрения. Асеановская философия многостороннего взаимодействия без разделительных линий, твердая приверженность Ассоциации Уставу ООН, политическим методам урегулирования спорных проблем, отказу от ставки на силу полностью отвечают нашим интересам в АТР. Важно, что нас сближают общие подходы к борьбе с международным терроризмом и другими видами транснациональной преступности.

Эта область - весьма перспективное поле взаимодействия России с АСЕАН. Энергичное участие России в Региональном форуме АСЕАН по вопросам безопасности, содействие укреплению АРФ в качестве одной из важнейших опор новой системы безопасности в АТР позволяют нам эффективно отстаивать российские интересы в этом регионе и на международной арене в целом, сотрудничать на равных с представленными здесь ведущими государствами мира.

Политическое сотрудничество между Россией и АСЕАН - это наиболее развитая сфера наших отношений. В наших ближайших планах на данном направлении - принятие совместного российско-асеановского политического документа по взаимодействию в вопросах поддержания региональной безопасности и борьбы с новыми вызовами. В этой связи предполагается также внедрить в практику регулярных российско-асеановских консультаций встречи экспертов по противодействию терроризму и транснациональной преступности. Нами инициирован процесс "наведения мостов" между Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и АСЕАН.

Экономическое сотрудничество России с АСЕАН как организацией по ряду причин пока отстает. Выправление этой ситуации, создание прочного экономического фундамента российско-асеановских партнерских отношений, упрочение их договорно-правовых основ - наша первоочередная практическая задача. Возможности, и немалые, для этого имеются. В настоящее время прорабатываем с асеановцами вопрос о заключении первого соглашения об экономическом сотрудничестве, которое позволило бы нашим партнерским отношениям выйти на качественно новый уровень практического взаимодействия по широкому спектру перспективных и взаимовыгодных направлений.

Для России большой интерес представляют перспективы экономического сотрудничества со странами ЮВА в рамках формирующейся АФТА и связанных с ней других субрегиональных интеграционных образований. России есть что предложить своим партнерам, особенно в сфере высоких технологий. Открываются хорошие возможности и в плане развития связей в области транспорта, энергетики, экологии, эксплуатации морского шельфа, разработки инвестиционных проектов.

Даже такой неполный перечень говорит о том, что у нас есть широкое поле для обеспечения долгосрочного конструктивного и взаимовыгодного партнерства. Предпосылкой к этому является совпадение

стр. 52


или сходство позиций России и стран АСЕАН по большинству актуальных региональных и международных проблем, взаимная заинтересованность в углублении и укреплении взаимодействия.

В более широком политическом плане наше активное партнерство с АСЕАН - яркое отражение многовекторности российской внешней политики, ее глубоких интересов в Азии. Развитие международных событий последнего времени, в том числе сплочение различных государств в борьбе с терроризмом, создает уникальные предпосылки для построения в АТР кооперативной, основанной на взаимном доверии многополюсной системы региональной безопасности и сотрудничества. Появляются качественно новые возможности сопряжения как усилий отдельных государств, так и их двустороннего сотрудничества и деятельности региональных объединений - таких как АСЕАН, АРФ, АТЭС, ШОС, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалог по сотрудничеству в Азии - для создания гибкой сети общерегионального взаимодействия с равными правами для всех, без деления на "ведущих" и "ведомых". Цель такой архитектуры взаимоотношений, в которой все более заметен акцент на принцип многосторонности, - общая безопасность и создание оптимальных условий для процветания региона и каждого государства в отдельности. Сотрудничество России с АСЕАН - важный блок фундамента строящегося нового "азиатского дома", который должен быть безопасен и комфортен для всех.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ЯДРО-ИНТЕГРАЦИИ-В-АТР

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Иванов, ЯДРО ИНТЕГРАЦИИ В АТР // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 25.06.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ЯДРО-ИНТЕГРАЦИИ-В-АТР (date of access: 20.01.2025).

Publication author(s) - А. Иванов:

А. Иванов → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
THE LATEST SOVIET LITERATURE ON THE RELATIONSHIP BETWEEN SCIENCE AND PRODUCTION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
10 hours ago · From Azamat Usmanov
G. I. ZHELTOVA. SOCIALIST CONSTRUCTION IN UZBEKISTAN (20-30s). HISTORIOGRAPHICAL SKETCH
16 hours ago · From Azamat Usmanov
10 YEARS OF WORK OF THE COMMISSION OF SOVIET AND CZECHOSLOVAK HISTORIANS
Catalog: История 
16 hours ago · From Azamat Usmanov
ARTICLE NOTES
Catalog: История 
20 hours ago · From Azamat Usmanov
GREAT OCTOBER AND THE SUCCESS OF THE PEOPLES OF THE SOVIET EAST
Yesterday · From Azamat Usmanov
ON THE ROAD TO OCTOBER
Catalog: История 
Yesterday · From Azamat Usmanov
A. M. ANDREEV. SOLDIERS ' MASSES OF GARRISONS IN THE RUSSIAN ARMY IN THE OCTOBER REVOLUTION
Yesterday · From Azamat Usmanov
The market of Islamic goods and services in Dagestan: Consumption practices and public discussions
6 days ago · From Azamat Usmanov
FIRST PRE-SEASON COMPETITION
7 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЯДРО ИНТЕГРАЦИИ В АТР
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android