Libmonster ID: UZ-641

ПОЧЕМУ МОГУЩЕСТВЕННАЯ ИСЛАМИСТСКАЯ ГРУППИРОВКА НЕ ДОБИЛАСЬ СУЩЕСТВЕННЫХ УСПЕХОВ В ЭТОЙ СТРАНЕ

Д. А. НЕЧИТАЙЛО

Кандидат политических наук

Когда в 2004 г. у "Аль-Каиды" были довольно прочные позиции в иракской провинции Анбар, иностранные моджахеды стали требовать от старейшин этой провинции ввести запрет на игру на музыкальных инструментах, отказаться от торжеств, женщинам предписывалось носить хиджаб1. Кроме того, "Аль-Каида" лишила местные кланы доходов, получаемых ими за сопровождение грузов в соседнюю Сирию.

ИДЕОЛОГИ ПРОТИВ ФИНАНСИСТОВ

В период международных санкций против режима Саддама Хусейна (1991 - 2003 гг.) лидеры племени риша предоставляли транспортные коридоры и охрану контрабандистам, получая тем самым стабильный доход2. Обосновавшись здесь, исламисты сами стали взимать с бизнесменов плату за проезд по территории провинции, а также похищали торговцев с целью получения выкупа. Нередки были случаи убийства людей, работающих в госучреждениях.

Присутствие большого числа активистов "Аль-Каиды" лишило местных вождей возможности получить доход от контрактов и других деловых проектов, предлагаемых коалиционными силами. Поэтому здешние старейшины, основываясь на меркантильных соображениях, стали призывать молодых людей идти на службу в полицию.

В результате участились нападения радикальных исламистов на тех, кто сотрудничает с оккупационными войсками. Террористы "Аль-Каиды" убили шейха Базиа ар-Ришави, отца Абд ас-Саттара Абу Риша - будущего основателя "Совета пробуждения Анбара", а также его младшего брата Мухаммада; были похищены его старшие братья - Абдалла и Али3. Кодекс чести племен потребовал от вождей возмездия, и в ответ на акции устрашения "Аль-Каиды" Абд ас-Саттар создал "Совет пробуждения Анбара", состоящий из 100 активистов, чьей задачей было обнаружение и уничтожение членов "Аль-Каиды"4. Руководители "Совета" стали получать от коалиционного командования финансовые средства для создания подразделений по борьбе с "Аль-Каидой".

Так началась активная фаза противостояния местных кланов и "Аль-Каиды". Вскоре радикальные исламисты уничтожили такие ключевые фигуры "Совета", как шейх Хикмат Мумтаз аль-Бази, глава совета племен Самарры, шейх Камал ан-Наззаль, возглавлявший совет племен Фаллуджи5.

В октябре 2006 г. в провинции Анбар было сформировано движение Ас-Сахва6, которое получило широкую поддержку в других суннитских районах страны. Во главе движения встал видный племенной лидер 35-летний Абд ас-Саттар ар-Ришави, известный также как Абу Риша7. Он сформировал Маджлис сахватп алъ-Анбар ("Совет пробуждения Анбара"), в который вошли лидеры 57 местных кланов8. В течение года такие "горячие" города провинции, как Рамади и Фаллуджа, были практически полностью очищены от боевиков "Аль-Каиды"9. Движение приобрело популярность в провинции Салахуд-дин, где всегда была сильна поддержка Саддама Хусейна10. В Ти-крите состоялось совещание 130 племенных шейхов, выразивших поддержку Ас-Сахвы11. Подобные акции проводились и в других районах страны12.

КОГО РАЗБУДИЛИ "СОВЕТЫ ПРОБУЖДЕНИЯ"?

Полувоенное ополчение "советов пробуждения" в настоящий момент насчитывает в целом по стране около 200 тыс. "штыков" (правда, сейчас уместнее сказать "Калашниковых")13Ас-Сахва оказалась весьма эффективным инструментом в борьбе против "джихадистов". За период с октября 2006 г. по август 2008 г. число террористических вылазок против американцев сократилось в 7 раз14.

В итоге положение на местах стало заметно улучшаться; из многих районов исламистские террористы были выдавлены, а во многих физически уничтожены. Радикальные исламисты совершили десятки терактов с целью ликвидации лидеров Ас-Сахвы. Чтобы лишить джихадистов поддержки широких слоев населения, американское командование стало вводить практику подкупа лидеров суннитских племен во многих районах страны, ранее выступавших против оккупантов.

Постепенно "советы пробуждения" стали серьезной политической силой. По сути, они превратились в независимые вооруженные формирования, участники которых в зависимости от ранга получают ежемесячно от американских военных от $300 до $120015. Лидеры сахвистпов потребовали интеграции их отрядов в иракскую армию16.

Однако появление такой силы настороженно встретили в контролируемом шиитами правительстве страны. В ряде иракских газет, со ссылкой на спецслужбы, сообщалось о проведении акций по дискредитации "советов пробуждения", изобилующих бывшими боевиками "Аль-Каиды", активистами "Баас", а также членами других повстанческих груп-


Окончание. Начало см.: Азия и Африка сегодня, 2009, N 10.

стр. 18

пировок, лидеры которых приказали своим сторонникам вступать в ряды сахвистов17. В американском командовании также осознали ненадежность Сахвы как тактического союзника. В прошлом видный полевой командир "Бригад революции 1920 г.", Абу Мааруф, касаясь вопроса включения отрядов Сахвы в регулярные подразделения иракской армии, заявил, что "...если американцы думают, что могут использовать нас, чтобы разгромить "Аль-Каиду" и отодвинуть нас в сторону, то они ошибаются"18. Руководитель 13 тыс. бойцов угрожал, что, в случае невыполнения его требований, он может начать боевые действия против коалиционных сил.

Утрата Анбара имела для радикальных исламистов серьезные последствия. По территории данная провинция - одна из самых крупных, она занимает треть общей площади Ирака. С самого начала вторжения американских войск этот район, граничащий с Сирией, был своего рода воротами для иностранных моджахедов, стремившихся принять участие в боевых действиях на стороне "Аль-Каиды". Именно на территории Анбара она в 2006 г. объявила о создании "истинно исламского" государства19.

Тем не менее, американские военные с большой настороженностью относились к местным лидерам, хотя часто работали с ними в тесном взаимодействии. Многие из них неоднократно задерживались за бандитизм и разбои. Командующий американскими войсками в Рамади генерал Макфарленд заявил, что "...кланы, как страны - у них нет друзей, но есть только интересы"20.

Так, например, вышеупомянутый Шейх Саттар Абу Риша после падения режима С. Хусейна оказывал помощь "Аль-Каиде": предоставлял ей транспорт, убежище, проводников. Однако партнерство оказалось кратковременным. "Когда боевики "Аль-Каиды" стали обирать местных жителей, устраивать засады на дорогах, между людьми Саттара и членами "Аль-Каиды" стали возникать вооруженные столкновения", - рассказал в телевизионном интервью бывший боевик "Аль-Каиды". По его словам, "...региональные лидеры хотят денег и власти и готовы жать руку любому, кто может предоставить им это; однако завтра они могут отрезать вам эту руку, если кто-то другой предложит им больше"21. Именно поэтому в 2004 - 2005 гг. группа Саттара стала действовать в альянсе с радикальными националистическими группировками. Однако создание исламского государства в суннитских районах не входит в планы региональных суннитских лидеров.

Несмотря на демонстрируемую лояльность, многие сунниты считают американцев, поборников "чистого ислама" и шиитов врагами Ирака. Однако беспрецедентные террористические акции "Аль-Каиды" вынуждают их сотрудничать с коалиционными войсками. Таким образом, вооружая отряды прагматичных суннитских вождей и добиваясь этим определенных положительных для себя результатов, американцы фактически готовят тех, кто может при определенных обстоятельствах повернуть оружие против них.

"АЛЬ-КАИДА" ТЕРЯЕТ АВТОРИТЕТ И ВЛИЯНИЕ

По сообщению газеты "Аль-Хаят", лидер клана Зубаа профессор университета Аль-Анбар заявил, что популярность "Аль-Каиды" начала стремительно падать. Причина тому - многочисленные теракты против мирных жителей, полиции, шиитов, а также тех суннитов, которые не разделяют идеологию радикального исламизма22. Осенью 2006 г. такие националистические организации, как "Бригады революции 1920 г.", "Армия ислама в Ираке", отказались поддержать самопровозглашенное Исламское Государство Ирак (ИГИ) и стали объектами для нападений со стороны "Аль-Каиды"23.

Харрис Тахир ад-Дари, лидер группировки "Бригады революции 1920 г.", был убит боевиками этой организации в Багдаде в марте 2007 г.24 Это произошло, когда премьер-министр аль-Малики достиг определенных успехов в переговорах с лидерами местных кланов провинции Анбар, многие из которых согласились поддержать правительство и изгнать со своей территории "Аль-Каиду"25. Националистическая группировка "Бригады революции 1920 г." также участвовала в этих переговорах. Отец руководителя этой организации является лидером влиятельного клана Аз-Зубаа. Из этого же клана происходит и заместитель премьер-министра Ирака Салам аз-Зубаи, который тоже был ранен террористом-смертником.

Зачастую поддержка "Аль-Каиды" региональными суннитскими лидерами фактически является протестом против доминирования шиитов в правительстве страны. Через местных боевиков "Аль-Каида" хорошо осведомлена о том, что происходит внутри кланов, в том числе об их финансовой деятельности, контактах с правительством. Именно благодаря такой информации они совершили покушение на шейха Хамиса Хаснави аль-Эйфана - лидера клана Альбу Исса, который изгнал "Аль-Каиду" со своей территории и стал активно работать с властями. Лидер другого клана - Аль-Джумейли, комментируя событие, заявил, что это своего рода "послание от "Аль-Каиды" всем тем местным лидерам, кто стал сотрудничать с правительством"26.

В настоящее время при содействии коалиционного командования в Ираке формируется получившая закалку в боях суннитская сила. Это вызывает недовольство шиитского истеблишмента Ирака. В частности, Нури аль-Малики, возглавляющий парламентский блок "Объединенный иракский альянс", подверг жесткой критике политику американского командования, санкционировавшего создание неподконтрольных властям страны хорошо вооруженных суннитских групп27. Члены "альянса" выразили опасение, что существование подобных группировок может иметь негативные последствия для будущего страны.

В принципе радикальные исламисты в Ираке находятся в довольно сложных условиях. Им противостоят коалиционные войска совместно с иракскими силами безопасности, шиитские вооруженные отряды, "советы пробуждения" - Ас-сахва, баасистские группировки, исламисты умеренной направленности, курдские организации.

Несмотря на принципиальные идеологические отличия между националистическими повстанческими группировками и "Аль-Каидой", общая заинтересован-

стр. 19

ность и тех, и других в борьбе против оккупационных сил и пришедших к власти в Ираке шиитов стала причиной сотрудничества радикалов и светских повстанческих группировок. В то же время в руководстве "Аль-Каиды" в Ираке серьезно опасались, что местные группировки сопротивления и правительство смогут договориться и сторонники вселенского джихада останутся обделенными властью, как это случилось в свое время в Йемене. В задачи сторонников "чистого ислама" входило взятие под контроль местного движения сопротивления и придание ему облика всеобщей борьбы против неверия ради установления вселенского господства шариата. Это и стало основной причиной создания "Исламского Государства Ирак".

Однако националисты отказались признавать новую структуру и присягать на верность ее лидеру Абу Умару аль-Багдади. Во-первых, сама личность лидера самопровозглашенного государства ИГИ, по мнению повстанцев, вызывает вопросы. Ведь сама кличка "Багдади", означающая "багдадский", а значит иракский, а не иностранный, по мнению повстанцев, является типичным пропагандистским ходом, чтобы скрыть засилье иностранцев, стремящихся задавать тон в иракском освободительном движении. Во-вторых, провозглашение независимого исламского государства не нашло отклика в суннитской среде иракских националистических группировок. Они отвергают идею федерализма страны, ведущую к независимости курдов на севере, шиитов на юге и суннитов в бедных углеводородами центральных районах Ирака. В-третьих, иракские националистические группировки составляют абсолютное большинство сил сопротивления, и навязать им идеологические ориентиры вселенской борьбы за торжество ислама на планете оказалось сложным.

ИГИ фактически начало охоту на руководителей нелояльных им группировок. Так, большие потери от радикальных исламистов понесла "Исламская армия Ирака". Противоборство различных националистических групп и "Аль-Каиды" привело к уменьшению числа акций, проводимых против оккупационных сил. Представитель "Исламской Армии Ирака" Ибрагим аш-Шамари утверждает, что столкновения и тех, и других носят широкомасштабный характер. В результате постоянных столкновений с "Аль-Каидой" движению сопротивления оккупантам пришлось искать новые способы противодействия радикальным исламистам28. Аш-Шамари категорически выступает против проведения терактов в отношении мирных жителей, использования женщин-смертниц, участия детей в боевых операциях, и в этом он - непримиримый противник "Аль-Каиды". Свертывание военных акций, по мнению Шамари, это вынужденная мера, направленная на сохранение боевого потенциала, а также на подготовку терактов против первых лиц государства, хорошо охраняемых промышленных объектов, обучение высокопрофессиональных снайперов. По его мнению, сложившаяся обстановка вынуждает искать возможности для сотрудничества с другими организациями сопротивления29.

ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ХУЖЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

12 февраля 2008 г. катарская газета "Аль-Араб" опубликовала интервью с лидером "Аль-Каиды" в северном Ираке Абу Турабом аль-Джазаири.

Аль-Джазаири признал, что организация находится в трудном положении и совершила ошибки, одной из которых было массовое убийство мирных жителей, что резко снизило ее популярность. Он заявил, что в провинции Анбар иракцы-сунниты добровольно вступили в ряды бойцов джихада не потому, что они поддерживают джихад, а из ненависти к американцам и желания отомстить им. Некоторые стали бойцами по финансовым соображениям, а потом "увлеклись убийствами", в результате которых погибло множество людей. Убивая без разбора мирных жителей, организация "навредила своей репутации". По заявлению Джазаири, "...уничтожение крестоносцев и лидеров племен, которые сотрудничают с предателями ислама, следовало бы выполнять более разумными способами".

На вопрос о том, как исправить ошибки "Аль-Каиды", аль-Джазаири ответил, что необходимо принять меры в отношении подразделений, навредивших репутации "Аль-Каиды", а также следовать принципу "не количество (видимо, терактов. - Д. Н.), а качество". "Сегодня наша организация насчитывает более 9 тыс. бойцов, но положиться можно только на 3 тыс. из них. Остальные наносят ущерб репутации "Аль-Каиды" - как вы ее называете, т.е. "Исламского Государства Ирак"..."30.

Аль-Джазаири также признал факт перехода на сторону "советов спасения" (ас-сахва) многих активистов организации. Тем не менее, по его мнению, любая война всегда предполагает наступление и отступление, поэтому нынешнее положение "Аль-Каиды" недопустимо называть "параличом", т.к. оно связано с военной необходимостью. Он также говорил, что в пропагандистских целях через СМИ американцы и спецслужбы Ирака приписывают "Аль-Каиде" и те теракты, которых она не совершала, тем самым настраивая жителей против моджахедов. "Так, например, нам приписывают атаку мечети в городе Эль-Хаббания, находящемся на западе от города Эль-Фаллуджа, и взрывы в городах Эль-Фаллуджа и Эр-Рамади, где был использован смертоносный хлорный газ".

По поводу изменения стратегии "Аль-Каиды" и продолжения атак аль-Джазаири заявил: "Ясно, что стратегия захвата городов и превращения их в базы "Аль-Каиды" не имела успеха, так что в настоящее время мы ведем партизанскую войну, которую некоторые называют "уличными боями". Эффективность этой стратегии была доказана в различных ситуациях. Мы получили инструкции сосредоточивать наши атаки на целях, которые важны нашим врагам со стратегической и моральной точки зрения"31.

Ситуация осложняется и тем, что заинтересованные силы стремятся проведением терактов решить свои финансовые и политические проблемы. Совершаемые акции при этом, как правило, автоматически приписываются "Аль-Каиде". В этой связи некоторые полевые командиры организации заявляют о том, что на них возлагают ответственность за ряд кровавых терактов, которые они не совершали. Ветераны вой-

стр. 20

ны в Ираке также настаивают на цензуре видеоматериалов с акциями, приписываемыми "Аль-Каиде" и соответственно "Исламскому Государству Ирак", которые попадают западным информагентствам. У сторонников ИГИ вызывает обеспокоенность, что, совершая теракты, организации решают свои внутриполитические задачи, лидеры третьих сил, возлагая всю ответственность на ИГИ. В результате повстанцы и радикалы натравливаются друг на друга.

Ослабленные противоборством с другими суннитскими организациями, теснимые силами коалиционных войск и отрядами Ас-сахва, активисты "Аль-Каиды" были вынуждены отступить в провинциях Дияла и Найнава. При этом нужно учесть, что сложность ландшафта Диялы с гористой местностью на севере, равнинами в центре, пустыней на востоке обеспечивает дополнительную привлекательность для "Аль-Каиды".

К тому же здесь отмечается межэтническая и межконфессиональная напряженность. В этом регионе преобладают арабы-сунниты (60%), остальные - фейли (курды-шииты), арабы-шииты и туркоманы. При прежнем режиме на севере региона, в частности в городе Ханакин, путем вытеснения курдов проводилась искусственная "арабизация". В настоящее время ситуация изменилась и наблюдается обратный процесс. Зачастую в населенные пункты возвращаются изгнанные отсюда курды, что стало причиной оттока суннитов из Ханаки-на и ряда других городов и поселков. Преобладание шиитов в администрации привело в 2007 - 2008 гг. к крупным столкновеням между шиитской полицией и суннитскими группировками32. "Аль-Каиде" и другим идеологически близким ей группировкам удается успешно использовать в своих интересах недовольство суннитов происходящими процессами и сохранять свой боевой потенциал. Однако под ударами коалиционных войск совместно с иракскими силами безопасности, шиитской милицией, активистами из движения Сахва радикальные исламисты несколько изменили тактику. "Аль-Каида" решила разыграть межнациональную карту для того, чтобы столкнуть между собой силы, представляющие для нее угрозу, - шиитов и суннитов.

СТОЛКНОВЕНИЯ ВМЕСТО ПРИМИРЕНИЯ

В сентябре 2007 г. на так называемой встрече-примирении шиитской и суннитской общин в шиитской мечети в Баакубе экстремисты устроили теракт с участием смертника, в результате которого погибло 28 человек, включая известных политических деятелей из обеих общин33. В дальнейшем исламисты продолжили совершать теракты большей частью против руководителей "Советов пробуждения". Спровоцировав межнациональную напряженность, "Аль-Каиде" удалось отвести от себя удары основных оппонентов.

Радикальные исламисты проявляют активность в Мосуле (провинция Найнава). Здесь проживает около 1,4 млн. арабов-суннитов, 500 тыс. курдов, 200 тыс. туркоманов, ассирийцев и др. Многонациональность региона несколько сдерживает развитие движения Сахва - одного из основных оппонентов "Аль-Каиды" в Ираке. Радикальные исламисты также паразитируют на недовольстве арабов курдизацией некоторых районов провинции.

После утраты позиций в Анбаре и других провинциях здесь они избрали более выверенную тактику. Методы борьбы исламистов в западном и восточном Мосуле неодинаковы. В старом городе (Арабский Мосул) с преобладанием суннитов они силой вынуждают христиан и шиитов переселяться в другие районы. Большинство боевых операций экстремисты проводят в восточных районах города, где расположены правительственные объекты. В западном Мосуле радикальные активисты "Аль-Каиды" пополняют бюджет за счет криминальной деятельности. Они занимаются перепродажей бензина, товаров первой необходимости, похищением людей с целью получения выкупа, облагают сотовые телефонные компании 20%-ным "налогом" на заключенные контракты. Если фирма отказывается платить требуемую сумму, то экстремисты взрывают сотовые вышки34.

Постоянные столкновения с коалиционными силами и сахвистпами вынуждают моджахедов "Аль-Каиды" перемещаться. Пополняя за счет криминальной деятельности бюджеты группировок, исламисты утрачивают связь с региональными эмирами и начинают действовать автономно. В частности, отмечается ослабление руководящих функций головной структуры "Аль-Каиды" в Ираке. Таким образом, в стране под "брендом" "Аль-Каиды" фактически действует множество независимых мелких групп радикальных исламистов, в состав которых входят, как правило, и иракцы, и иностранные моджахеды.

В последнее время активность "Аль-Каиды" заметно снизилась. Это объясняется многими факторами, среди которых - столкновения с другими суннитскими группировками, не разделяющими ее идеологию, - "Исламской армией Ирака", "иракским ХАМАСом", "Армией праведных". Радикальные исламисты нападают на последователей шиизма и на их святыни, стремясь нарушить веками складывающийся баланс между ними и суннитами Ирака. Сторонники "чистого ислама" прибегают к массовому террору, направленному не столько против оккупантов, сколько против мирных граждан и сил правопорядка, широко используя при этом смертников. Вместо того чтобы обрести поддержку со стороны простых жителей Ирака, "Аль-Каида" настроила их против себя. В свою очередь, иракское правительство и руководство коалиционных сил используют это недовольство в своих интересах. В регионах, где исламисты проявляли наибольшую активность, т.е. в центральной и северо-центральной части страны, власти стали получать от лидеров влиятельных суннитских племен сигналы о желании сотрудничать в борьбе с приверженцами "Аль-Каиды"35.

ЕСЛИ ФАНАТИКИ ИСЛАМА ПОБЕДЯТ...

Ислам стал орудием, которое в своих интересах используют самые разные силы - от светских и умеренно-религиозных до самых радикальных, применяющих в своей борьбе террористические методы. Ислам выступает в качестве единственного способа выражения чаяний и настроений народа, служит объединяющим элементом против агрессии внешнего врага в лице США и их политических союзников.

Многие офицеры из бывшей тайной полиции и республиканской гвардии Саддама, долго внешне проявлявшие равноду-

стр. 21

шие к религии, теперь призывают к джихаду против неверных, захвативших исламскую землю. Еще несколько лет назад они старательно изображали "нейтралитет" по отношению к исламу, однако сегодня заявляют о готовности "воевать за Аллаха". При этом их цели гораздо шире, чем просто изгнание американцев. Они хотят превратить Ирак в Афганистан образца 80-х гг., сделав из него полигон для обучения молодых борцов за веру, которые сформируют следующую волну последователей идеологии всемирного джихада36.

Известный эксперт в области терроризма американский ученый Э. Кохлмен пишет, что "Аль-Каида", несмотря на все свои неудачи и проблемы, все же проделала большую работу. Главное - ей удалось объединить под одним знаменем крупные суннитские вооруженные группировки37. А бывший сотрудник ЦРУ, долго работавший на Ближнем Востоке, П. Пиллар говорит, что "...эффект джихада в Ираке будет похож на тот, который сохранялся во время войны в Афганистане на протяжении многих лет: он станет источником вдохновения, отрабатывания мастерства и методов нового поколения джихадистов"38.

Некоторые группировки, состоящие в своем большинстве из офицеров саддамовских спецслужб, как, например, Катаиб аль-Джихад алъ-Исламия ("Исламские батальоны джихада"), ранее избегавшие терактов против гражданских лиц, сегодня заявляют, что признают правомерными атаки с массовыми жертвами, а невинные люди, убитые в ходе таких нападений, направляются прямиком в рай39Катаиб набирает новых членов из числа отбывших наказание узников знаменитой тюрьмы Абу-Грейб. Бывшие заключенные говорят, что проводили время в тюрьме, изучая салафистский ислам под руководством арестантов из Сирии и Саудовской Аравии. Тюремные камеры стали тайными мини-медресе40.

Недавно на радикальных исламистских форумах в интернете появилось интервью с представителем "Исламского фронта освобождения Ирака" (ИФОИ) Абу Басиром. По его словам, создание "Исламского Государства Ирак" - не главное в борьбе против "неверных". Главное - развернуть вселенскую борьбу мусульман против неверных, а, прежде всего, быстрее "освободить" Афганистан, Чечню, Сомали. Абу Басир призывает иностранных добровольцев примыкать именно к ИФОИ. Эта организация еще не успела дискредитировать себя массовым терроризмом и пролитием крови мирных мусульман, и поэтому ее призыв к мировому торжеству шариата сейчас привлекает тех, кто раньше отдавал предпочтение "Аль-Каиде".

Таким образом, в настоящее время происходит некоторая эволюция движения сопротивления в Ираке.

Ислам как идеология региональной национально-освободительной борьбы постепенно расширяет свои масштабы до уровня вселенской борьбы за его торжество. Что, заметим, в принципе не противоречит идеологии "Аль-Каиды" в Ираке, также выступающей в качестве носителя идей глобальной войны с "неверными".

В связи с этим тактическое поражение "Аль-Каиды" как структурной единицы всемирной сети движения джихада не означает стратегическое поражение радикалов от ислама. В будущем мир еще не раз узнает о новых зловещих кровавых акциях как против "немусульманского мира", так и против "отступников" среди единоверцев.

И исход этой борьбы трудно предугадать. В мировой истории много примеров, когда фанатикам от идеологии удавалось увлечь за собой массы, хотя в конечном итоге они всегда испытывали поражение.


1 Kalyvas Stathis N. The Logic of Violence in Civil War. Cambridge University Press. 2006, p. 26.

2 Kilcullen D. Field Notes on Iraq's Tribal Revolt Against Al-Qa'ida // CTC Sentinel 1, N 1, October 2008, p. 21.

3 OSC. Al-Anbar Chieftains Accuse Islamic Party of Bringing Al-Qa'ida to Iraq. April 3, 2008.

4 Al-Fajr Media Center. Islamic State of Iraq. Eliminating the Grandson of Abu Regal. Abdul Setar Abu Rica. September 14, 2007.

5 Knights M. Endangered Species - Al-Qaeda in Iraq Adapts to Survive // Jane's Intelligence Review, May 2008.

6 Todd L. Iraqi Tribal Study: Anbar. Study conducted under contract with the U.S. Department of Defense. 18 June 2006.

7 Knights M. Provincial Politics in Iraq: Fragmentation or New Awakening? Washington. D.C.: The Washington Institute for Near East Policy. 2008.

8 Ibidem.

9 Мансур Абд алъ-Хаким. Аль-Ирак: Ард ан-Набуат ва-ль-Фитан. Дамаск: Дар аль-Китаб аль-Араби. 2005, с. 76.

10 OSC. Iraq's Al-Dari Addresses AMS General Congress, Says 'Resistance' in Good Shape. July 25, 2008.

11 Knights M. Provincial Politics...

12 Todd L. Op. cit.

13 Kilcullen D. Op. cit.

14 Ibidem.

15 Raman B. Iraq: The Unconcious Women Bombers // International Terrorism Monitor. Paper N 3652, Feb. 2008.

16 Ibidem.

17 Nagl J., Petraeus D., Amos J. U.S. Army Field Manual No. 3 - 24. Chicago: University of Chicago Press. 2007, p. 74.

18 OSC. AMS Aide Views Stand on Iraqi Issues. Al-Sadr Rejects US-Iraq Agreement. August 6, 2008.

19 Abu Umar al-Baghdadi. The Harvests of the Years in the Land of the Monotheists. Al-Furqan Media Center. April 17, 2007.

20 Knights M. Provincial Politics...

21 Ibidem.

22 Ibid.

23 Fishman B. Using the Mistakes of al Qaeda's Franchises to Undermine its Strategies // The Annals of the American Academy of Political and Social Science 618. July 2008, p. 46 - 54.

24 OSC. Iraq's Al-Dari Addresses AMS... Op. cit.

25 Fishman B. Op. cit., p. 68.

26 Knights M. Op. cit.

27 Kilcullen D. Op. cit., p. 29.

28 Kalyvas Stathis N. Op. cit., p. 56.

29 Ibidem.

30 Fishman B. Using the Mistakes of al Qaeda's.., p. 84.

31 Ibid.

32 OSC. Iraq's Al-Dari Addresses...

33 Kalyvas Stathis N. Op. cit.

34 Stephen Biddle, Michael E. O'Hanlon, Kenneth M. Pollack. How to Leave a Stable Iraq // Foreign Affairs 87:5, 2008.

35 Tripp C. A History of Iraq. Cambridge: Cambridge University Press. 2007, p. 92.

36 Fishman B. Op. cit., p. 89.

37 Ibidem.

38 Hall L. Dysfunction and Decline: Lessons Learned From Inside Al-Qa'eda, in Iraq. 2009, p. 21.

39 Ibidem.

40 Ibid.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/-АЛЬ-КАИДА-В-ИРАКЕ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. А. НЕЧИТАЙЛО, "АЛЬ-КАИДА" В ИРАКЕ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 01.07.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/-АЛЬ-КАИДА-В-ИРАКЕ (date of access: 26.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. А. НЕЧИТАЙЛО:

Д. А. НЕЧИТАЙЛО → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
49 views rating
01.07.2023 (330 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
22 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
27 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
27 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
40 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
59 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
95 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
100 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
112 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
116 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
117 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

"АЛЬ-КАИДА" В ИРАКЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android