И. О. АБРАМОВА
Доктор экономических наук
С. А. БЕССОНОВ
Доктор экономических наук
Институт Африки РАН
Ключевые слова: население, трансграничная миграция, арабские революции, трудовые ресурсы, Европейский Союз, Африка, миграционная политика
Помимо межконтинентальной, существенную роль в миграционных потоках играют перемещения мигрантов внутри самого Африканского континента. Межстрановая африканская трудовая миграция совершается, как правило, между государствами с разным уровнем экономического развития. Из стран с особо тяжелыми социально-экономическими условиями мигранты в поисках работы и лучшей жизни направляются в более благополучные государства. В каждом субрегионе есть одна или несколько стран с относительно сильными экономиками, притягивающими работников из соседних, менее развитых государств.
В АФРИКЕ НЕ ВЕЗДЕ ПЛОХО
Основные потоки африканской межстрановой миграции идут из внутриконтинентальных в прибрежные страны и из лишенных значительных сырьевых ресурсов - в страны, обладающие таковыми. У этого "правила", однако, довольно много исключений. Например, континентальная Зимбабве до недавнего времени имела такой полюс притяжения мигрантов из соседних стран, как высокотоварное сельское хозяйство потомков белых поселенцев; Алжир экспортирует не только энергоносители, но и - в значительных количествах - рабочую силу.
В соотношении отправляющих и принимающих стран явно преобладают первые. В числе крупнейших экспортеров мигрантов - Алжир, Ангола, Бенин, Гана, ДРК, Египет, Камерун, Марокко, Нигерия, Свазиленд, Сенегал, Сомали, Тунис (арабские страны в этом перечне "поставляют" мигрантов, в основном, за пределы континента).
Главными полюсами притяжения трудовой миграции выступают государства - экспортеры углеводородного и минерального сырья - Ливия (до известных событий), Габон, Конго (Киншаса), Конго (Браззавиль), Замбия, Кот-д'Ивуар, ЮАР, Ботсвана, а также (в меньшей мере) страны с относительно развитым сектором сельского хозяйства - Кения, Зимбабве, Танзания.
Сотни тысяч сезонных мигрантов из Сенегала, Буркина Фасо, Бенина, Камеруна ежегодно направляются в Кот-д'Ивуар, Гамбию и Гану в период сбора урожая кофе, какао, арахиса, сорго и т.д. Крупный миграционный центр - Нигерия, выступающая в роли и принимающей, и отправляющей страны. В ряде случаев миграционные потоки идут одновременно в противоположных направлениях (миграции между Суданом и Эфиопией, Эфиопией и Сомали, Зимбабве и Замбией, и др.).
ЛИВИЙСКАЯ "МИГРАЦИОННАЯ ПОДУШКА"
Наряду с ЮАР и - в последние годы - Ботсваной, крупным центром притяжения африканских мигрантов была и остается Ливия, которая привлекает наше особое внимание в связи с недавними событиями в этой стране. Специфика Ливии - относительно малочисленное, по арабским меркам, население, которое не превышает 6,5 млн. человек, что обусловливает нехватку национальной рабочей силы для удовлетворения нужд быстроразвивающейся экономики. Трудоспособное население Ливии составляло: в 1964 г. - 400 тыс. человек, в 1981 г. - 871 тыс., в 1991 г. - около 1 млн, в 2010 г. - 1,3 млн1.
Исторически первые мигранты стали прибывать в Ливию в 1960-е гг., когда в стране были обнаружены богатейшие запасы углеводородов. Приток нефтедолларов позволил М. Каддафи осуществить ряд амбициозных эко-
Окончание. Начало см.: Азия и Африка сегодня, 2012, N 6.
номических проектов, для реализации которых требовались рабочие руки. Ливийские власти всячески поощряли трудовую миграцию, в первую очередь, из соседних государств - Египта и Туниса, в меньшей степени - из других африканских стран.
Уменьшение притока нефтедолларов после 1982 г. и ухудшение международной обстановки вокруг Ливии в 1990-х гг., особенно после принятия СБ ООН санкций в связи со взрывом самолета "Пан-Америкэн" над шотландским городом Локерби, в чем обвинялись ливийские граждане, привело к тому, что арабская колония в Джамахирии стала быстро таять. В этих условиях ливийские власти стали проводить политику открытых дверей по отношению к мигрантам из Субсахарской Африки, число которых в Ливии за 1990-е гг. увеличилось до 1 млн2. С 2001 г. африканские трудовые мигранты, в т. ч. низкоквалифицированные, получили свободный доступ в такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство и сфера обслуживания (в основном, уборка улиц и помещений).
После приостановки действия санкций в 1999 г. приток мигрантов из арабских государств в Ливию возобновился. Ливия занимала до недавнего времени первое место среди стран Африки по числу иммигрантов. Накануне событий весны 2011 г., по данным Международной организации по миграции (International Organisation for Migration - IOM), в ней проживало 2,5 млн. иммигрантов (25 - 30% от общей численности населения), включая 1 млн. египтян, 90 тыс. тунисцев, 80 тыс. пакистанцев, 63 тыс. выходцев из Бангладеш, 59 тыс. суданцев, 30 тыс. алжирцев, столько же китайцев, 26 тыс. филиппинцев, более 10 тыс. вьетнамцев и почти миллион переселенцев из Субсахарской Африки, в основном из Нигера, Чада, Мали, Нигерии и Ганы. Самые многочисленные диаспоры в Ливии - египетская и тунисская. При этом из 1 млн. египтян, находившихся в Ливии, лишь 332 тыс. работали официально. 56% египтян находились на территории страны без действующей визы, а 8% - без права на работу. Основные сферы, где трудились выходцы из Египта, - строительство, сельское хозяйство и сфера образования. Тунисцы были заняты в основном в промышленности и в сфере услуг3.
Мигранты из стран Африки южнее Сахары заняты в основном низкоквалифицированным трудом в сельском хозяйстве, строительстве и в сфере обслуживания. Доля иностранной рабочей силы среди всех занятых в Ливии до событий 2011 г. превышала 70%. Иммиграцию из соседних с Ливией африканских государств часто связывали с ростом преступности и распространением наркотиков, с проблемой конкуренции местной рабочей силе, с трудностями контроля за нелегальной иммиграцией в Европу через Ливию. Последнее было особенно актуальным, т. к. нелегальные иммигранты, следующие в Европу, часто надолго оставались в Ливии.
В 2000-е гг. М. Каддафи в своей миграционной политике постепенно отходил от "панафриканизма" в сторону ограничения иммиграции, чтобы освободить рабочие места собственным гражданам. Это объяснялось высоким уровнем безработицы среди коренного населения (до 30% от общей численности трудоспособных), а также ростом расходов государства на содержание иммигрантов. Триполи настойчиво добивался сокращения численности иммигрантов, особенно работающих без официально зарегистрированных контрактов. Такая политика руководства Ливии дала результаты: в период с 2001 по 2010 гг. число работающих ливийцев увеличилось на 17,6%, а численность иностранной рабочей силы существенно сократилась4.
Одновременно М. Каддафи постоянно демонстрировал свою готовность к сотрудничеству с Евросоюзом в сфере миграционной политики. Им были предприняты шаги для сокращения притока нелегальных иммигрантов в Европу. В 2007 г. Ливия ввела обязательные визы для прибывающих мигрантов как из арабских, так и из других африканских государств. Мигранты потеряли свободный доступ к медицинскому обслуживанию и образованию. В 2000 г. Ливия подписала соглашение с Италией о реадмиссии (возвращении нелегальных мигрантов в ту страну, не являющуюся членом ЕС, с территории которой они прибыли) незаконных мигрантов, а в 2003, 2007 и 2008 гг. - двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с нелегальной миграцией с Италией и Францией. М. Каддафи выразил также готовность сотрудничать с ЕС с целью выработки взаимовыгодных принципов миграционной политики и создания на территории Ливии специальных лагерей для перемещенных лиц, а также ратифицировал ряд международных соглашений по борьбе с незаконной миграцией, в т. ч. Палермский протокол от 15 ноября 2000 г., касающийся наказаний за торговлю людьми5.
Иными словами, Ливия довольно долго играла весьма важную роль в миграционной сфере как крупнейшая страна-реципиент африканской миграции по линии "Юг-Юг" и, одновременно, как своеобразный миграционный буфер между Европой и Африкой.
МАРШРУТЫ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ИММИГРАНТОВ
Помимо Ливии, практически все государства Северной Африки являются как транзитными территориями, так и странами - источниками нелегальной иммиграции в Европу.
Основные государства, принимающие нелегалов, - Италия, Испания, Франция, Португалия и Нидерланды. Прозрачность границ между странами Магриба, близость Испании к Марокко, Туниса - к Италии способствуют увеличению масштабов неконтролируемой миграции в регионе Средиземноморья. Безработица, экономические и социальные проблемы в странах Северной Африки, гражданские войны, этноконфессиональные конфлик-
Рис. 1. Основные направления транзитной миграции из Африки.
Источник: International Organization for Migration (2007) World Migration 2006; Managing Migration, Challenges and Responses for People on the Move. IOM.
ты, бедность - вот факторы, играющие для многих основную роль в принятии решения рискнуть жизнью, чтобы достичь Европы.
Ливия вплоть до февраля 2011 г. оставалась одной из наиболее важных транзитных стран для африканских нелегалов. Это было обусловлено возможностью достаточно свободного пересечения ее границ с другими африканскими государствами (границы на юге Ливии, в пустынных районах, особенно трудно контролировать). Долго основным перевалочным пунктом для мигрантов был ливийский городок Эль-Джауф, а основные центры по переправке нелегалов в Европу располагались в портах Триполитании. Как правило, мигранты пытались незаконно въехать на территорию Италии, используя в качестве транзитной территории остров Мальта.
Тунис также играл роль транзитной страны для нелегальных иммигрантов из государств Африки южнее Сахары. Эта страна имеет обширную систему портов и расположена близко к Италии: до самого южного итальянского острова Лампедуза - всего 113 км.
Основные центры организации нелегальной иммиграции в Тунисе - города Набуль, Сус, Монастир, Махдия, Сфакс и Меденин. Пункты переправки нелегалов разместились вдоль всего побережья страны. Из портов Туниса нелегалы стремятся в первую очередь добраться до южного побережья Сицилии или до островов Пантеллерия, Лампедуза, Линоза. Среди мигрантов особенно "популярен" маршрут от побережья в районе порта Махдия до о-ва Лампедуза, откуда можно добраться до Мальты, а оттуда - и до Сицилии6.
Наряду с Ливией и Тунисом, Марокко, Алжир и Египет также выступают в качестве важных транзитных территорий и источников нелегальной миграции. Тысячи египтян, в основном молодых людей, ежегодно пытаются незаконно проникнуть в Европу7. Некоторые используют побережье Египта, прибегая к услугам контрабандистов, однако большинство перебирается сначала в Ливию или в Тунис, и лишь затем в Италию. Через Суэцкий канал идет поток мигрантов из Бангладеш и Шри-Ланки в Европу. В надежде проникнуть на европейскую территорию в Египет приезжают беженцы из Судана, Сомали, Эритреи и Эфиопии.
В Алжире мигранты пересекают Сахару (в качестве транзитных чаще всего служат города Таманрассет на юге и Магния на севере страны) и перебираются в Марокко (основной транзитный город - Уджа). Среди нелегалов преобладают в основном граждане Нигерии и Камеруна. По этому маршруту мигрантов, как правило, перевозят через пустыню на грузовиках8.
Наряду с традиционными спо-
Таблица 1
Распределение нелегальных мигрантов в Марокко по странам происхождения (%)
|
% |
Нигерия |
15,7 |
Мали |
13,1 |
Сенегал |
12,8 |
Кот-д'Ивуар |
9,2 |
Гвинея (Конакри) |
7,3 |
Камерун |
7,0 |
ДРК |
6,0 |
Гамбия |
4,9 |
Гана |
4,5 |
Либерия |
3,8 |
Сьерра-Леоне |
3,1 |
Прочие |
12,6 |
Источник: AMERM-Afvic Study (2007), with EU support. Undocumened Migration Counting the Uncountable. Data and Trends across Europe. Rabat, 2008, p. 21.
собами проникновения африканских нелегалов в Европу часто используются более изощренные пути. Одна из причин увеличения масштабов незаконного перемещения людей кроется в широком использовании Интернета для рекламы трудоустройства на Западе, и ссылка на Интернет иногда помогает пересечь границу. Распространенным способом въезда в европейские государства остается фиктивный брак с гражданами страны иммиграции. В последние годы растет число иностранцев, использующих неофициальные каналы пересечения границ без документов или с помощью поддельных документов, получить которые им помогают организации, специализирующиеся на подобных услугах. К помощи фирм, занимающихся незаконным провозом иностранцев через границу и их нелегальным трудоустройством, прибегают в первую очередь экономические мигранты и беженцы, не имеющие шансов на легальный въезд. Плата за нелегальную иммиграцию составляет от нескольких сотен до десятков тысяч долларов в зависимости от страны назначения, дальности маршрута и длительности поездки. В последние годы бизнес на нелегальной иммиграции переживает настоящий бум. Ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят около 1 млн. нелегалов. По оценкам ООН, мировые доходы от контрабанды людьми составляют $5 - 7 млрд. в год9.
Специфическая черта современной миграции - увеличение доли женщин (до 47,5%) и детей в нелегальном миграционном потоке. В последние 2 - 3 года стала довольно популярной незаконная миграция беременных африканок, рассчитывающих на гуманные чувства европейцев. Нередки случаи нелегального перемещения женщин, девушек и детей в целях сексуальной эксплуатации. По оценкам экспертов, ежегодно на мировой рынок интимных услуг поступает от 700 тыс. до 4 млн. человек10. Более точной статистики не существует из-за несовершенства миграционного контроля.
В 2008 г. МВД Марокко совместно с экспертами ЕС провело специальное обследование, имеющее целью определить основные страны происхождения нелегальных мигрантов, использующих Марокко как территорию для дальнейшего проникновения в европейские страны. Данные этого обследования приведены в таблице 1. Весьма показательно, что 40% этих нелегалов - выходцы из трех африканских государств: Нигерии, Мали и Сенегала11.
Довольно интенсивны потоки нелегальных мигрантов также из Кот-д'Ивуара, Гвинеи и Камеруна. При этом большинство таких мигрантов используют территорию Марокко в основном как транзитную, стремясь перебраться дальше - в Испанию, Италию или на Мальту. Эти страны зачастую также оказываются лишь промежуточным пунктом следования незаконных мигрантов в более благополучные государства ЕС - Францию, Германию, Нидерланды, Великобританию. Отдельные счастливчики добираются до Скандинавии, где миграционная политика пока еще довольно лояльна.
ЕВРОПА В ПОИСКЕ ЗАКОННОСТИ И ПОРЯДКА
В переговорах с африканскими государствами страны Евросоюза всегда увязывали предоставление им каких-либо преференций с принятием на себя обязательств по реадмиссии мигрантов. Соглашения о реадмиссии подписаны у Испании с Алжиром, Марокко, Мавританией и Нигерией, у Италии - с Алжиром, Ливией, Марокко и Нигерией. В целом, страны Юга Европы стремятся к более жесткой миграционной политике. Однако их усилия наталкиваются на противодействие более удаленных от Африканского континента государств, таких как Швеция, Дания и Норвегия. В настоящее время около 80% жителей Европы выступают за усиление контроля на внешних границах ЕС; при этом, правда, 56% не против целевого приглашения иностранных рабочих и специалистов12.
Каковы же основные направления борьбы с незаконной миграцией в Европе? Во-первых, это введение более строгих законодательных актов и правовых норм, регулирующих въезд и пребывание иммигрантов, включая унификацию стандартов визовых документов и сроков получения статуса беженцев. Ряд европейских государств, стремясь сократить незаконный приток иммигрантов, в том числе под видом беженцев, ужесточили законы, регулирующие получение последними официального статуса. Наиболее значительные перемены произошли в Германии, где законодательно исключено автоматическое право для всех иностранцев на получение убежища. Аналогичные изменения в законодательствах и других европейских стран привели к сокращению числа претендентов на получение статуса беженца.
Во-вторых, предусматривается усиление контроля на общих границах, проведение совместных заградительных операций
Таблица 2
Миграция из Ливии в период с 20 февраля 2011 г. по 26 мая 2011 г.
Страна приема мигрантов |
Национальный состав мигрантов |
Численность |
% |
Египет |
Египтяне |
97407 |
18,3 |
Тунис |
Тунисцы |
47414 |
8,9 |
Алжир |
Алжирцы |
1081 |
0,2 |
Нигер |
Нигерцы |
65750 |
12,4 |
Чад |
Чадцы |
26761 |
5,0 |
Судан |
Всего |
2800 |
0,5 |
Италия |
Всего |
13110 |
2,5 |
Мальта |
Всего |
1454 |
0,3 |
Итого |
|
531439 |
100 |
Источник: CARIM - Migration Profile. Libya. June 2011 - http://www.carim.org
вдоль границ, создание общей консульской системы и единой пограничной службы, позволяющей взять под охрану контрольно-пропускные пункты на автомагистралях, в аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах. Для упрощения контроля за пребыванием и перемещением иностранцев планируется уже в ближайшее время создать общий банк въездных виз и подготовить списки стран, граждане которых должны иметь визы для въезда на территорию Евросоюза или пользоваться безвизовым режимом передвижения. Программа формирования политики в области совместного управления границами государств ЕС включает также разработку общего свода законов о порядке пересечения внешних границ и подготовку соответствующего практического руководства для пограничных служб.
Новый план борьбы с нелегальной иммиграцией включает организацию совместных полицейских сил берегового патрулирования, которые должны более эффективно охранять довольно протяженные береговые границы таких стран, как Италия и Испания. Больше внимания будет уделяться укреплению границ в горных и лесных районах. Между некоторыми государствами ЕС частично даже восстанавливаются внутренние границы.
В общем, можно сказать, что странам ЕС и государствам Северной Африки к концу первого десятилетия XXI в. удалось разработать и принять компромиссный план проведения единого курса на противодействие нелегальной иммиграции.
Однако события "арабской весны" существенно обострили миграционную ситуацию как в Африке, так и в Европе.
"АРАБСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ" ВСЕ УСЛОЖНИЛИ
Революция в Тунисе послужила первым толчком к активизации миграционных потоков. Воспользовавшись неразберихой в стране и ослаблением пограничного контроля со стороны тунисских властей, сразу 25 тыс. тунисцев высадились на маленький итальянский о-в Лампедуза. Конечной целью тунисских мигрантов была не Италия, а Франция, которая, опасаясь притока еще большего числа североафриканцев, предложила усилить пограничный контроль между европейскими странами, что поставило под сомнение существующие шенгенские договоренности.
Но главные события были еще впереди. Вооруженный конфликт в Ливии стал главной причиной массовых перемещений на Африканском континенте. Помимо военных действий и политической и экономической нестабильности, положение усугубляется еще и тем, что оппозиционеры, пришедшие к власти, объявили черных африканцев "наемниками Каддафи" и всячески подогревали ксенофобские настроения среди своих сторонников. В результате этого, в Ливии постоянно фиксируются случаи нападения, насилия и даже убийства африканцев. Многие из них неделями не выходят из домов, опасаясь нападений. Например, группа сомалийцев в Триполи из 30 человек 12 дней не покидала своего жилища. Один из этой группы отправился за помощью, но так и не вернулся. Группу эритрейцев, направлявшуюся из Триполи к тунисской границе, останавливали более 20 раз и в конце концов ограбили. Тридцатилетнего электрика из Нигерии выкинули из его мастерской в Бенгази со словами "Ты - пособник Каддафи и будешь убит!" Строителей из Ганы также объявили "наемниками Каддафи", и их фотографии с соответствующей подписью разместили в социальных сетях. В Триполи и Бенгази зафиксированы массовые случаи изнасилования черных африканок13. Поэтому мигранты спешно покидают страну.
С начала конфликта в феврале 2011 г. до ноября 2011 г. из Ливии уехали более 850 тыс. человек14. Надежная статистика, ко-
торой мы располагаем, относится к более раннему периоду - к маю 2011 г. К этому сроку страну покинули 531439 человек. В основном они уехали в соседние Египет и Тунис, но также и в Алжир, Нигер, Чад, Судан, в Италию и на Мальту.
Как видно из таблицы 2, большинство мигрантов из Ливии перебрались в Тунис (43,8%) и Египет (32,4%); в меньшей степени - в Нигер (13,1%) и в Чад (5,1%). При этом более 70% беженцев - черные африканцы. В Европу переместилось в общей сложности менее 3% мигрантов. Транзитные пути переезда африканцев в европейские страны в 2011 г. сместились в сторону Марокко, на территории которого расположены два испанских анклава - Сеута и Мелилья.
НОВАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Очевидно, что и европейские правительства и международные организации европейского и мирового уровня будут всячески препятствовать притоку лиц из государств, охваченных революциями. Уже сегодня многие из них направили свои усилия на организацию помощи мигрантам в Ливии, а также на их транспортировку в страны происхождения. Именно в этом европейцы видят выход из сложившейся ситуации. Ксенофобские настроения новых ливийских властей вынуждают африканцев спешно возвращаться домой или бежать в соседние Египет и Тунис. Но не всем это удается.
Египетские и тунисские власти поддержали своих граждан и сумели организовать их возвращение на родину. Однако это возвращение в условиях роста безработицы и экономической нестабильности лишь усиливает и без того острые противоречия на рынке труда этих стран. Что же говорить о черных африканцах, десятками тысяч приезжающих в Тунис и Египет? Вряд ли там им будет оказан приветливый прием. То же самое можно сказать о странах к югу от Сахары, которые экономически и социально не готовы к возвращению своих граждан, трудившихся в последние годы в Ливии. Одновременно исчез важный источник пополнения валютных поступлений для африканских государств - доноров рабочей силы. Ведь денежные переводы африканских мигрантов из Ливии ежегодно превышали $5 - 6 млрд15.
Иными словами, миграционная ситуация в регионе с потерей в лице Ливийской Джамахирии крупнейшего африканского рынка рабочей силы и с ростом политической и экономической нестабильности в соседних арабских государствах будет постоянно обостряться.
Что касается европейцев, они наверняка приложат все усилия, чтобы не допустить дополнительного притока африканских иммигрантов с использованием политических, институциональных, а, возможно, и военных рычагов.
В любом случае, африканские миграционные потоки в глобальном масштабе с большой степенью вероятности сместятся в восточном и южном направлениях.
Евросоюз, по всей видимости, нуждается в новой миграционной концепции. Хотя политика резкого ограничения миграции не отвечает ни экономической, ни демографической ситуации в Европе и в других развитых государствах. Вместо того чтобы пытаться предотвратить иммиграцию, как это делается сейчас, нужно, с одной стороны, контролировать ее в соответствии с потребностями принимающих стран в трудовых ресурсах, поощряя трудовую и ограничивая нелегальную миграцию, а с другой - воздействовать на причины, порождающие массовый исход африканцев из их собственных стран.
В феврале 1994 г. в своей известной работе "Приближающаяся анархия" известный ученый-экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса (США) Роберт Каплан предсказал общемировой кризис в результате разложения государств в регионе Западной Африки, что приведет к мощному "иммиграционному выбросу". Мигранты из Африки, писал он, будут пытаться добраться до благополучных государств Магриба и Европы16. Нынче эти предсказания сбываются. Более того, демографический взрыв на Африканском континенте сопровождается сегодня политической и экономической дестабилизацией в относительно благополучном североафриканском субрегионе и массовой эмиграцией населения из Ливии.
* * *
Решение проблем, связанных с миграцией, можно найти только тогда, когда возобновится экономическое и социальное развитие стран Африки, что невозможно без совместных усилий африканских государств и всего мирового сообщества. Государствам региона, переживающим внутренний кризис, нужны не краткосрочные программы, рассчитанные на немедленное получение позитивных результатов, а реальная помощь, носящая долгосрочный и комплексный характер.
1 http://www.libia-olafur.com
2 CARIM - Migration Profile. Libya. June 2011 - http://www.carim.org
3 Ibidem.
4 http://www.indexmundi.com/es/libia/
5 CARIM - Migration Profile. Libya...
6 Hassen Boubakri. Transit migration between Tunisia, Libya and Sub-Saharan Africa: study based on Greater Tunis, 2004, Council of Europe - http://www.coe.int
7 Egyptians risking all to enter Europe // BBC. 2.07.2007.
8 David van Moppes. The African Migration Movement: Routes to Europe // The Hague. 2006, p. 10 - 11.
9 International Migration Report 2006: A Global Assessment. United Nations. N. Y., 2009, p. 24.
10 Ibid., p. 5.
11 Подробнее см.: Абрамова И. О., Фитуни Л. Л., Сапунцов А. Л. "Возникающие" и "несостоявшиеся" государства в мировой экономике и политике. М., 2007.
12 http://www.iom.org
13 http://www.alarabiya.ne/articles/2011/09/25/168545.html
14 http://www.bbc.com
15 http://www.ifad.org/events/remittances
16 http://www.theatlantic.com/magazine/archive/1994/02/the-coming-anarchy/4670
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |