Libmonster ID: UZ-633
Author(s) of the publication: А. ХАЗАНОВ

А. ХАЗАНОВ

Доктор исторических наук

Американский политолог Храир Декмеджан насчитал 175 организаций "политического ислама" на Ближнем Востоке, 120 из них имеют радикальную направленность. К числу последних относится и движение "Исламский джихад".

В конце 1970-х гг. в Каире среди студентов-палестинцев возникла палестинская экстремистская организация "Исламский джихад" ("Харакат аль-джихад аль-ислами аль-филастини"). Организацию возглавил Фатхи Шикаки - бывший член ООП, который разочаровался в светских палестинских организациях и присоединился к египетским "Братьям-мусульманам". К середине 1970-х гг. он отверг и их учение, утверждавшее, что "уничтожение Израиля будет достигнуто с помощью внутреннего джихада"1.

Шикаки приветствовал в 1979 г. исламскую революцию в Иране как "образец революционных действий, достойный подражания". Хотя несколько других радикальных палестинских исламских организаций, вдохновленных исламской революцией в Иране, взяли название "Исламский джихад", до сегодняшнего дня сохранилось только одно движение с этим названием, созданное Шикаки.

Это движение никогда не питало ни малейшего уважения к ООП, считая ее порождением Лиги арабских государств, а Ясира Арафата - ставленником египетского президента Насера. После убийства А. Садата в Каире в 1981 г. Шикаки был выслан из Египта и вернулся в Газу, где создал ячейки "Исламского джихада".

Идеи Хомейни, его акцент на "действиях" оказались гораздо более привлекательными для молодых палестинцев, чем осторожная и нерешительная, по их мнению, стратегия "Братьев-мусульман". Хотя члены "Исламского джихада" - сунниты, им импонирует благоговейное отношение иранских шиитов к идеям джихада и мученичества. Они считают, что иранская революция доказала, что боевые отряды "шахидов" с помощью священной воины могут навязать исламский порядок даже тем странам, которые превосходят их в военном отношении. "Исламская революция, - заявил идеолог "Исламского джихада" Асад Тамими, - показала, что в наши дни ислам - это решение, а джихад - наиболее подходящее средство. А сердце борьбы ислама против Запада - это Палестина"2.

Шикаки считал, что кампания эффективных террористических атак против Израиля может вызвать народное восстание. Обеспечив финансирование со стороны Ирана, который прекратил свой прежний флирт с ООП и решил спонсировать близких по взглядам палестинских революционеров (пусть даже и суннитов), Шикаки приступил к созданию военных формирований - Иерусалимских бригад, которые начали осуществлять атаки на израильских солдат в середине 1980-х гг.3

Самой знаменитой была их операция в октябре 1986 г., когда боевики "Исламского джихада" бросили гранаты в израильских новобранцев на церемонии присяги у Стены плача в Иерусалиме, ранив 70 солдат и убив отца одного военнослужащего.

Спонтанно вспыхнувшая в конце 1987 г. в Палестине интифада стала неожиданностью для израильтян, ООП и иорданцев. ООП пыталась взять восстание под свой контроль, создав для этой цели Объединенное национальное командование. Арафат пригласил войти в него палестинских "Братьев-мусульман" и "Исламский джихад", но они отказались.

По оценке израильских спецслужб, к 1987 г. число членов "Исламского джихада", его сторонников и сочувствующих составляло около 4 тыс. человек4.

К середине 1988 г. "Исламский джихад" охватил кризис. По ячейкам организации прокатилась волна арестов, в тюрьмы попало несколько ее лидеров. Образование ХАМАС, в свою очередь, привело к новому расколу в среде палестинского сопротивления. Кроме того, организационная структура "Исламского джихада", состоявшего из секретных и изолированных ячеек, плохо сочеталась с обширной сетью мечетей, школ, больниц и благотворительных учреждений "Братьев-мусульман". Создавалось неверное впечатление, что военным крылом последних является именно ХАМАС.

В 1988 г., проведя два года в израильской тюрьме за контрабандный провоз оружия в Газу, Шикаки был депортирован в Ливан, а в следующем году учредил штаб-квартиру своего движения в Дамаске. Этот переезд дал возможность лидерам "Исламского джихада" войти в прямой контакт с иранскими официальными лицами через посольства ИРИ в Дамаске и Бейруте. В отличие от ХАМАС, который стремился распространить свою внешнюю политику и создать военную инфраструктуру в разных странах, основные силы "Исламского джихада" за границей почти постоянно нахо-

стр. 59


дились в Сирии и зависимом от нее Ливане. Вскоре боевики Шикаки начали тренировки в лагерях "Хезболлы" в Ливане под руководством иранского "Корпуса стражей исламской революции" и провели несколько совместных с "Хезболлой" операций против израильских войск в южном Ливане в начале 1990-х гг.

Согласие ООП присутствовать на Мадридской мирной конференции в октябре-ноябре 1991 г. привело к новым расколам среди участников палестинского сопротивления. В очередной раз раскололся и "Исламский джихад"5.

Соглашение в Осло от 13 сентября 1993 г. было единодушно осуждено радикальными исламистами, в том числе ХАМАС и "Исламским джихадом". Руководители "Исламского джихада" издали специальную фетву, в которой говорилось, что "любая уступка даже пяди палестинской земли может рассматриваться как отступничество от веры и предательство". Это привело к новому резкому обострению отношений между "Исламским джихадом" и ООП.

Вскоре "Исламский джихад" опубликовал свою программу, основные положения которой сводились к следующему:

- Продолжение джихада против евреев, сопротивление договору, подписанному в Осло, и нормализации отношений между Израилем и исламской нацией (мусульманской уммой).

- Отказ от любых выборов, основой для которых станет договор в Осло.

- Принципиальное непризнание ООП, даже если она очистится от "продажных элементов".

- Ислам - это образ жизни, источник силы и продолжения джихада6.

Один из самых заметных периодов трений между ХАМАС и "Исламским джихадом" имел место в 1994 - 1995 гг., хотя они и продолжали проводить совместные военные операции. Между ними началось публичное соперничество в связи с решением лидеров "Исламского джихада" создать собственную сеть социальной помощи ("шва")7.

После убийства Ф. Шикаки в октябре 1995 г. "Исламский джихад" смог провести только одну короткую серию атак в начале 1996 г., после чего их число резко сократилось. Газета "Джерусалем Пост" писала: "...вакуум в этой организации столь глубок, что сегодня она едва-едва функционирует"8.

Однако с началом второй интифады ("Аль-Акса") в сентябре 2000 г. "Исламский джихад" вновь заявил о себе. С этого времени он взял на себя ответственность за десятки терактов. В том числе за взрыв, прогремевший 28 августа 2005 г. на центральной автобусной станции израильского города Беэр-Шева. Смертник пытался проникнуть со взрывчаткой в автобус, но его спугнули, и он осуществил взрыв рядом с автобусной станцией. В результате взрыва различные ранения получили не менее 50 человек9.

В конце 2005-начале 2006 г. "Исламский джихад" отверг идею "тандия" (периода спокойствия) перед выборами в Палестине. За это время было организовано 6 терактов против израильтян, тогда как большинство ячеек движения ХАМАС соглашения о прекращении огня не нарушали.

"Исламский джихад" бойкотировал парламентские выборы в ПНА в январе 2006 г., на которых партия ФАТХ потерпела поражение от ХАМАСа10. Один из лидеров "Джихада" Халид аль-Батш на пресс-конференции в Газе заявил, что сторонники его группировки не будут участвовать в возглавляемой ХАМАСом коалиции и не поддерживают идею длительного перемирия с Израилем11.

17 апреля 2006 г. в одном из ресторанов Тель-Авива произошел теракт, в результате которого 9 человек погибли и 60 - получили ранения. Ответственность за теракт взяли на себя группировки "Бригады мучеников Аль-Аксы" и "Исламский джихад"12. Как сообщил представитель "Исламского джихада" Абу Ахмед спустя несколько часов после теракта, эта "мученическая операция" стала "первым плодом недавно сформированной группы террористов, включающей в себя 70 смертников мужского и женского пола, готовых провести теракты на территории Израиля".

Абу Ахмед резко выступил против президента ПНА Махмуда Аббаса, который осудил теракт. "Это законное нападение, соответствующее всем международным законам и конвенциям, а также религиозным правилам, - заявил А. Ахмед. - Никто не может осуждать этот акт сопротивления"13. В конце января 2007 г. "Исламский джихад" взял на себя ответственность за теракт, совершенный палестинским смертником в израильском городе Эйлат14.

12 февраля 2007 г. США объявили вознаграждение в 5 млн. долл. за информацию, которая приведет к поимке лидера "Исламского джихада" Рамадана Абдуллы Мухаммеда Шаллаха, штаб-квартира которого находится в Дамаске15. На следующий день "Исламский джихад" выступил с заявлением, в котором угрожал местью Соединенным Штатам, если с его лидером что-нибудь случится16.

Тегеран, который называют главным спонсором "Исламского джихада", обещал увеличить его финансирование на 70%, "чтобы компенсировать расходы на рекрутирование молодых палестинцев для операций "смертников"17. По утверждениям американской разведки, Тегеран стал выплачивать "Исламскому джихаду" миллионы долларов наличными за каждую атаку против Израиля18.

Таким образом, непримиримая позиция радикальной палестинской группировки "Исламский джихад" в отношении Израиля и проводимые ею при финансовой помощи ИРИ террористические акции наряду с политикой пришедшей к власти в Палестине экстремистской организации ХАМАС оставляют мало шансов на мирное разрешение палестино-израильского конфликта в обозримом будущем.


1 Levitt M. Hamas. Politics, Charity, and Terrorism. New Haven, London, 2006, p. 25.

2 Ibid.

3 Levitt M. Op. cit, p. 26.

4 Miller J. God has 99 names. New York, 1997, p. 389 - 390.

5 Ibid.

6 Ibid.

7 Levitt M. Op. cit, p. 27.

8 Jerusalem Post, 17.10.1997.

9 Служба новостей "УралПолит.ру", 29.08.2005.

10 Jerusalem Post, 08.02.2006.

11 Ibid.

12 Haaretz, 18.04.2006.

13 Ibid.

14 Интерфакс, 30.01.2007.

15 Радио Свобода, 13.02.2007.

16 Ibid.

17 Al-Shark al-Awsat, 08.06.2002.

18 Levitt M. Op. cit., p. 28.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/-ИСЛАМСКИЙ-ДЖИХАД

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ХАЗАНОВ, "ИСЛАМСКИЙ ДЖИХАД" // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 23.06.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/-ИСЛАМСКИЙ-ДЖИХАД (date of access: 26.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ХАЗАНОВ:

А. ХАЗАНОВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
49 views rating
23.06.2023 (339 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
22 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
27 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
27 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
40 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
59 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
95 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
100 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
112 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
116 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
117 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

"ИСЛАМСКИЙ ДЖИХАД"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android