Е. М. РУСАКОВ
Кандидат исторических наук
Ключевые слова: суверенный фонд, формирующиеся рынки, КНР, страны Персидского залива, зарубежные инвестиции
В последние два десятка лет среди развивающихся государств (бывшего "третьего мира") произошло серьезное расслоение, связанное прежде всего с высокими темпы роста экономик Китая, Индии и ряда других быстрорастущих стран. Эти динамично развивающиеся государства вносят существенные коррективы в расстановку сил на мировой экономической и финансовой арене. Одним из проявлений повышения их веса в глобальном хозяйстве стала трансформация фондов благоденствия из страховочных инструментов в инвестиционные институты.
Путь такого преобразования может быть тернистым, как это показано в статье В. В. Самарцева на примере Китайской инвестиционной корпорации. Но его конечная станция, как правило, одна - скупка зарубежных активов.
"Кубышка" становится инвестиционным рычагом. Такие капиталовложения связаны с рисками как для фондов благосостояния, так и для стран-реципиентов. И все же игра стоит свеч: они остаются важным, даже жизненно необходимым инструментом для тех быстрорастущих стран, у которых появилась возможность создать такой фонд.
РАССЛОЕНИЕ "ТРЕТЬЕГО МИРА"
Первоначальное расслоение "третьего мира" было зафиксировано Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) несколько десятилетий назад: оно нашло отражение в выделении Организацией Объединенных Наций категории "наименее развитых стран" (least developed countries - LDCs). Иногда их называют "четвертым миром". Появление такого термина отражало негативный результат расслоения развивающихся стран, некоторые из которых наиболее заметно отстали в экономическом развитии, будучи не в состоянии разорвать порочный круг нищеты и застоя. Еще в 1981 г. была проведена первая конференция по проблемам "менее развитых стран".
В список "наименее развитых стран" включают беднейшие государства с годовым доходом на душу населения менее $750, низким индексом человеческого развития (ИЧР) и слаборазвитой экономикой. Сейчас в нем числится 50 государств, в т.ч. 33 в Субсахарской Африке, 16 - в Азии и Океании и одно в Западном полушарии - Гаити1.
Положительное последствие расслоения развивающихся экономик нашло отражение в понятии "формирующихся рынков" (emerging markets), или стран с формирующимся рынком. К ним относятся государства, которые в последние годы переживают период наиболее динамичного развития экономики и глубоких общественных перемен.
В Китае этот термин переводят как "быстрорастущие рынки". Однако его перевод на русский язык временами вносит неясность в анализ процессов, происходящих в странах, которые пока не включены в категорию экономически развитых. Emerging market переводится и как "всплывающий", и как "возникающий", и как "развивающийся" рынок.
Первый перевод ("всплывающий") буквален, т.е. лингвистически верен (чего не скажешь о понятии "возникающий"), но слишком поэтичен, а главное - не отражает ныне распространенное его значение. Перевод "развивающийся рынок" вообще неточен. "Развивающимся" было принято называть весь мир за пределами "золотого миллиарда" - наиболее экономически развитых и богатых стран, т.е. весь бывший "третий мир".
Но к когорте emerging markets причисляется только сравнительно небольшая часть развивающихся стран, а также и т.н. переходных (transitional) экономик - стран с "социалистической" централизованной экономикой, которые стали на рыночный путь. Вместе с успехами на этом пути стран Восточной Европы и КНР, которой удается как-то естественно, без присущих бывшему "социалистическому содружеству" катаклизмов, становиться рыночной экономикой, понятие "переходная экономика" тоже постепенно уступает место более точному термину - emerging market.
Собственно говоря, первоначально сам этот термин и был изобретен для обозначения стран, которые уже вышли из категории развивающихся, но еще не достигли стадии экономически развитых. Термин emerging markets постоянно фигурирует в коммюнике "большой двадцатки", начиная с первой встречи ее лидеров в ноябре 2008 г.2
В англо-русском словаре банковских и финансовых терминов, подготовленном Всемирным бан-
ком (ВБ) совместно с московской Государственной финансовой академией3, emerging security markets были переведены как "возникающие (формирующиеся) рынки ценных бумаг". Со временем возобладал более правильный, на мой взгляд, перевод этого понятия применительно ко всем рынкам - "формирующиеся".
По ходу времени список стран с формирующимся рынком быстро обновляется, отражая те кардинальные изменения, которые в исторически короткие сроки произошли и происходят в мировой экономике в связи с динамичным ростом экономик, некогда причислявшихся к развивающимся.
В получившей известность в 1997 г. книге "Большая десятка. Крупные формирующиеся рынки и как они изменяют нашу жизнь" Дж. Гартен, незадолго до того занимавший пост министра торговли США, причислил к этой "могучей десятке" Мексику, Бразилию, Аргентину, ЮАР, Турцию, Польшу, Южную Корею, Китай (вместе с Тайванем), Индонезию и Индию4. На мой вопрос (я тогда работал в Нью-Йорке), почему в этот список не попала Россия, он ответил уклончиво в духе: "Еще не доросла". По иронии судьбы он как бы публично похоронил свое пессимистическое отношение к России, заняв место рядом с Д. А. Медведевым в президиуме "круглого стола" бизнес-саммита "большой двадцатки" в Сеуле в ноябре 2010 г. (президент РФ председательствовал на одной из сессий).
Критериями отбора крупных формирующихся рынков (Big Emerging Markets, сокр. BEMs) стали следующие факторы: многочисленное население, большие ресурсы, крупный внутренний рынок и региональное лидерство, роль нарушителей статус-кво на мировой арене, активное участие в крупных политических, экономических и социальных процессах глобального масштаба, быстрорастущий внутренний рынок и значительный вклад в рост мировой торговли, курс на открытую экономику, сбалансированный бюджет и приватизацию государственных компаний. В подавляющем большинстве BEMs наметилась и тенденция к политической либерализации5.
Сейчас Аргентину некоторые рейтинговые агентства вернули обратно к категории развивающихся рынков, а к рангу формирующейся рыночной экономики, помимо вышеупомянутой "десятки", причислены Россия, часть восточноевропейских и латиноамериканских стран, а из афразийских стран - Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Пакистан, Египет, Шри-Ланка, Марокко, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания6.
Списки могут различаться в зависимости от рейтингового источника, с ними можно соглашаться или не соглашаться. Но они проводят четкое разграничение между формирующимися и развивающимися рыночными странами. К примеру, все страны Субсахарской Африки, за исключением Южно-Африканской Республики, в списках формирующихся не фигурируют. Они остались в ранге наименее развитых или развивающихся экономик. В то же время на саммите "большой двадцатки" в Сеуле было позитивно встречено предложение о присоединении ЮАР к группе БРИК, о чем заявил Д. Медведев.
В последнем "Обзоре мировой экономики и финансов" (октябрь 2010 г.), подготовленном Международным валютным фондом (МВФ), по ряду показателей представлены таблицы формирующихся и развивающихся стран. К числу формирующихся экономик, помимо России, некоторых латиноамериканских и восточноевропейских стран, причислены: в Азии - Китай (а также Тайвань), Индия, Пакистан, Южная Корея, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Турция, Израиль и Иордания, в Африке - Египет, Марокко и ЮАР7.
Неслучайно в "большой двадцатке" экономически значимых стран представлены только те государства Азии и Африки, которые постоянно относятся к категории формирующихся рынков - КНР, Индия, Индонезия, Саудовская Аравия, ЮАР, Южная Корея и Турция. Лидером формирующихся рыночных экономик общепризнанна "четверка" стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), хотя, разумеется, Бразилия и особенно Россия пока отстают по темпам роста от КНР и Индии. В то же время по золотовалютным запасам РФ среди стран БРИК занимает второе место после КНР и третье в мире место (на втором - Япония). С открытием крупных залежей нефти на континентальном шельфе Бразилии появляется перспектива больших накоплений и у этой страны.
Понятие emerging довольно успешно внедряется в обиход и в международных отношениях. Выступая с программной речью о внешней политике администрации Б. Обамы в Совете по международным отношениям, госсекретарь США Х. Клинтон называла КНР, Индию, Россию, Турцию, Мексику, Бразилию, Индонезию и ЮАР "формирующимися центрами влияния" в мировой политике и "формирующимися державами" глобального значения8.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Бурный рост экономик и золотовалютных резервов круп-
нейших в мире формирующихся рынков, в первую очередь стран БРИК и некоторых других, в частности стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)*, изменил в последнее десятилетие глобальный финансовый порядок. Такой вывод сделан в исследовании "Суверенные фонды благосостояния и новая эра богатства БРИК", опубликованном в июле 2010 г. Московской школой управления СКОЛКОВО и пекинским Институтом изучения быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО9.
Наиболее существенным признаком экономической природы суверенного фонда благосостояния - финансового института, управляющего существенными объемами государственных средств, - в данном обзоре определено инвестирование этих средств в активы с доходностью выше безрисковой.
Первоначально фонды благосостояния создавались нефтедобывающими странами как своего рода "кубышка", которую пытались уберечь от "усыхания" путем вложения ее средств в считающиеся надежными ценные бумаги, прежде всего в долгосрочные облигации Министерства финансов США. Но мировой финансово-экономический кризис, как отмечалось выше, поколебал доверие и к доллару, и к казначейским обязательствам США.
Первый суверенный фонд появился в Кувейте еще в 1953 г. Как было отмечено выше, он по-прежнему входит в первую десятку крупнейших государственных институтов такого рода.
Самым большим и самым активным и в то же время самым загадочным, непрозрачным стало созданное в 1973 г. Инвестиционное управление Абу Даби (Abu Dhabi Investment Authority - ADIA).
Именно оно заставило вздрогнуть Уолл-стрит, вложив $7,5 млрд. в крупнейший американский банк City Group10. Однако момент был выбран крайне неудачно: сделка состоялась в ноябре 2007 г., а вскоре разразился финансовый кризис, многие американские банки, в т. ч. City Group, оказались на грани банкротства, их спасало государство. Тем не менее, зарубежная инвестиционная активность стран ССАГПЗ, включая их суверенные фонды, сохранялась и в 2008 - 2009 гг., а в посткризисный период ожидается дальнейший рост их инвестиционного потенциала**.
БРИК: РАЗНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Как и по многим другим показателям, Китай обгоняет Россию, Бразилию и Индию по активному использованию инвестиционных фондов.
В Индии пока складывается такая финансово-экономическая ситуация, что у нее не хватает средств для создания фонда благосостояния. Как отмечается в аналитическом обзоре СКОЛКОВО, "индийская экономика просто-напросто не выполняет структурных и ресурсных требований, чтобы накопить излишек капитала". Ее возможности экспорта сырья, как и золотовалютные резервы (примерно $280 млрд), невелики11.
С открытием крупного нефтяного месторождения Тупи в прибрежных водах Бразилии в 2006 г. появилась перспектива больших накоплений и у этой страны и серьезного увеличения средств ее суверенного фонда Fundo Soberano do Brasil, в котором пока имеется только $9 млрд12.
Таким образом, по объему суверенных фондов Россия находится на втором месте среди стран БРИК.
Управляющее ими Министерство финансов РФ пока вкладывает деньги в считающиеся почти безрисковыми активы.
Призывы же вложить средства в российскую экономику мало согласуются с финансовыми и экономическими реалиями.
Дело не только в том, что "кубышка" очень пригодилась, когда грянул мировой финансово-экономический кризис. Дело в том, как наиболее эффективно решать задачу распределения рисков в современной экономике.
С одной стороны, вложение денег в безрисковые активы, к примеру обычное страхование или банковский депозит, грозит серьезными убытками, что и происходило в КНР до создания Китайской инвестиционной корпорации и других подобных инсти-
* В ССАГПЗ, созданный в 1981 г., входят Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн (прим. ред.).
** Подробнее см.: Шкваря Л. В., Айдрус И. А. Инвестиционный потенциал арабских стран Персидского залива // Азия и Африка сегодня, 2010, N 7.
тутов. С другой стороны, надо находить такие активы с доходностью выше безрисковой, которые не связаны с излишними рисками. На первых этапах своей деятельности КИК не избежал ошибок в этом деле, как и фонды стран ССАГПЗ.
Инвестирование в российскую экономику в ряде случаев пока остается слишком рискованным в силу целого ряда причин, начиная от отсутствия внятных инвестиционных проектов и кончая "мастерством" в деле "закапывания" денег (яркий пример - строительство новых шоссейных дорог, которые требуют ремонта через несколько лет).
Для некоторых стран, в т. ч. России, "кубышка" также играет существенную роль как макроэкономический стабилизатор: вброс в экономику инвалюты, которая конвертируется в местные денежные единицы, чреват усилением инфляции и повышением курса национальной валюты. Особенно важна она для Китая: фиксированный обменный курс юаня при большом положительном сальдо внешней торговли вынуждает НБК покупать крупные суммы избыточных долларов, чтобы сохранить привязку юаня к доллару.
Стабилизационный фонд Российской Федерации (СФРФ) еще не вышел из состояния "кубышки": в отличие от суверенного фонда благосостояния он был создан для сглаживания государственных расходов. Законом было предписано инвестировать только в ценные бумаги с фиксированным доходом, имеющие рейтинг AAA, т. е. практически (почти) безрисковые.
В 2008 г. СФРФ был разбит на два отдельных фонда: Резервный фонд, которому была отведена роль стабилизационного, и Фонд национального благосостояния, который должен был инвестировать в активы с более высокими рисками и доходностью, но на деле пока он тоже продолжает осторожный курс СФРФ13.
Однако логика развития суверенных фондов во всем мире должна привести к тому, что и российский Фонд национального благосостояния, видимо, рано или поздно станет важным инвестиционным рычагом.
* * *
Еще до кризиса возрос интерес стран с формирующимся рынком, прежде всего ССАГПЗ и КНР, к более доходным, хотя и более рискованным активам, чем долговые обязательства правительства США.
Более того, что касается Китая, инвестиции в зарубежные сырьевые, высокотехнологичные, финансовые и иные корпорации способствуют как мирному укреплению его позиций в глобальном хозяйстве, так и решению стоящих перед страной задач модернизации экономики и обеспечения ее сырьевыми ресурсами.
Большинство специалистов считает, что инвестиционный голод в мире служит гарантией стремительного роста в ближайшие годы размеров и влияния в мировых экономике и финансах суверенных фондов стран с формирующимся рынком. По оценке американских аналитиков, в 2015 г. капитал суверенных фондов (а все они, за исключением Норвегии, принадлежат странам с формирующимся рынком) достигнет $15 трлн14.
Таким образом, результаты деятельности суверенных фондов становятся важным индикатором дальнейшего изменения соотношения сил в мировом хозяйстве в пользу наиболее динамично развивающихся экономик бывшего "третьего мира", прежде всего стран БРИК.
1 Сайт ЮНКТАД - The Criteria for the identification of the LDCs http://www.un.org/special-rep/ohrlls/ldc/ldc%20criteria.htm
2 Republic of Korea 2010. Communiques. Declaration. Summit on Financial Markets and the World Economy, 15.11.2008 - http://www.g20.org/pub_communiques.aspx
3 Glossary Banking and Finance. English-Russian/Russian-English. Словарь банковских и финансовых терминов. Англо-русский/Русско-английский, ч. 2. Economic Development Institute of the World Bank. Государственная финансовая академия, Москва. The World Bank, Washington, D.C. 1993, p. 98.
4 Garten Jeffrey E. The Big Ten. The Big Emerging Markets and How They Will Change Our Lives. BasicBooks. A Division of Harper Collins Publishers, N.Y., 1997, p. 4 - 12.
5 Ibid., p. 13 - 14.
6 Chandra Jain Subhash. Emerging Economies and the Transformation of International Business. Edward Elgar Publishing, 2006, p. 384; Country Classification in FTSE Global Benchmarks - http://www.ftse.com/Indices/Country_Classification/index.jsp; MSCI International Equity Studies - http://www.mscibarra.com/products/indices/internationalequityindices/
7 Сайт МВФ. Global Financial Stability Report. Sovereigns, Funding, and Systemic Liquidity. October 2010. Statistical Appendix, p. 29 - http://www.imf.org/external/pubs/ft/gfsr/2010/02/index.htm
8 Сайт Госдепартамента США. Remarks on United States Foreign Policy. Hillary Rodham Clinton Secretary of State. Council on Foreign Relations. Washington, DC. 8.09.2010 - http://www.state.gov/secretary/rm/2010/09/146917.htm
9 Московская школа управления СКОЛКОВО. Институт изучения быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО, июль 2010. Суверенные фонды благосостояния и новая эра богатства БРИК http://www.skolkovo.ru/media/documents/research/SIEMS_Monthly_Briefing_2010 - 07_rus.pdf
10 London Thomas. Cash-Rich, Publicity-Shy, Abu Dhabi Fund Draws Scrutiny // New York Times, 20.02.2008.
11 Московская школа управления СКОЛКОВО.., с. 19.
12 Там же, с. 10.
13 Там же, с. 14 - 15.
14 Landon Thomas. Op. cit.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |