Для России Центральная Азия (ЦА) является стратегическим регионом. И не только потому, что влияет на сохранение стабильности и безопасности ее южных границ. Немаловажное значение для РФ имеет экономический потенциал ЦА, ее богатейшие недра и трудовые ресурсы. Наконец, нельзя не считаться и с тем, что в течение многих десятилетий мы жили в одном государстве. Сначала в России, потом в Советском Союзе.
Вышедшая в свет монография д.э.н., члена-корреспондента РАН Г. И. Чуфрина "Россия в Центральной Азии" (Алматы, 2010) посвящена важнейшим проблемам развития отношений России со странами Центральной Азии в период после распада СССР. Автор выделяет три крупных блока вопросов.
В блоке, связанном с проблемами региональной безопасности, рассмотрены современные нетрадиционные угрозы безопасности - религиозный экстремизм, терроризм, наркобизнес, нелегальная миграция. Бесспорно утверждение автора, что главной причиной появления этих угроз являются социально-экономическая нестабильность в странах региона, высокий порог бедности и критический уровень социального расслоения населения. Автор также выделяет еще одну очень важную проблему, которая угрожает стабильности ЦА, - это перманентные разногласия между государствами региона.
Говоря о борьбе с этими угрозами, Г. А. Чуфрин особое внимание уделяет борьбе с терроризмом и наркобизнесом. Именно в этих двух направлениях идет очень серьезная работа не только самих центральноазиатских стран, но и в рамках их двустороннего и многостороннего взаимодействия с региональными и мировыми центрами влияния - Россией, США, Китаем, странами-членами НАТО.
Указывая на то, что это сотрудничество тесно переплетается с соперничеством и противоборством интересов крупнейших акторов в регионе, Г. И. Чуфрин подробно рассматривает американские и российские военно-политические и стратегические интересы в ЦА, а также принимаемые этими странами меры по укреплению своих позиций. Анализируются планы Вашингтона по размещению собственных мобильных сил в регионе, установлению контроля над военными контингентами прикаспийских, центральноазиатских государств и оказанию различной военной и военно-технической помощи. При этом делается вполне закономерный вывод о том, что в случае реализации этих планов "национальным интересам России в сфере региональной и глобальной безопасности был бы нанесен трудновосполнимый ущерб ввиду неизбежной утраты Москвой своего влияния в Центральной Азии" (с. 35).
Одним из основных инструментов проведения российской политики в регионе является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Говоря о целях и задачах, которые ставит перед собой данная организация, автор считает, что ее дальнейшая эволюция будет проходить под влиянием не только внешних факторов, но и внутренних, "обусловленных сохраняющимися противоречиями между самими членами ОДКБ" (с. 46).
Подчеркивается, что, несмотря на все разногласия между Россией и США в оценке желательных перспектив развития ситуации в постсоветской Центральной Азии, эти страны не могут не сотрудничать в вопросах безопасности. В первую очередь, это связано с ситуацией в Афганистане и возможной дестабилизацией во всем регионе. Справедливо отмечено, что под влиянием эндогенных и экзогенных факторов в современной международной политической обстановке и существования кризисных явлений в мировой экономике, которые затрагивают стратегические интересы обеих стран, могут появиться условия для активизации российско-американского взаимодействия, хотя и ограниченного по своим масштабам.
Второй блок вопросов посвящен экономическому взаимодействию России и государств ЦА. Автор говорит о двух тенденциях в торгово-финансовом сотрудничестве с регионом: существенном росте товарооборота в 2000 - 2008 гг. и опережающих темпах его роста по сравнению с другими странами СНГ.
Основной формой экономического сотрудничества России со странами Центральной Азии остается двустороннее взаимодействие. Что касается многостороннего сотрудничества, то оно пробуксовывает уже почти двадцать лет. И это при том, что осуществление большинства больших проектов - инфраструктурных, гидроэнергетических и других - возможно лишь на многосторонней основе. В монографии дана попытка анализа такого положения дел на примере деятельности Ев-
разийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создаваемого на его базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.
В работе затрагивается столь важная для всех стран проблема, как регулирование миграционных потоков из Центральной Азии в Россию. По мнению Г. А. Чуфрина, экономическим интересам России в долгосрочной перспективе "не отвечает массовое сокращение числа трудовых мигрантов из центральноазиатских стран". Кроме того, массовое возвращение трудовых мигрантов на родину может привести к дестабилизации социально-политической ситуации в этих странах, что серьезно затронет и российские политические интересы, и интересы безопасности. Наконец, "от того, как будут решаться проблемы трудовой миграции из центральноазиатских республик и какую роль в этом будет играть Россия, в существенной степени будет зависеть ее авторитет и влияние в Центральноазатском регионе" (с. 92).
Водохозяйственная проблема в регионе стала одной из самых сложных, периодически вызывая серьезную напряженность в межгосударственных отношениях. Проблемы водопользования не могут быть решены самостоятельно ни одним государством ЦА. Более того, такие действия могут привести к дестабилизации всего региона. Россия действительно может оказать содействие этим государствам в преодолении разногласий по водным вопросам. В монографии высказаны предложения по преодолению этого кризиса путем предоставления им финансовой и технической помощи в переходе к ресурсосбережению.
Рассматривая вопросы сотрудничества в сфере транспорта и коммуникаций, основной акцент автор делает на анализе трубопроводной инфраструктуры и современных тенденциях ее диверсификации в сторону азиатских стран - Китая, Ирана и через Азербайджан в Европу.
Особый интерес представляет глава, посвященная российско-казахстанскому экономическому сотрудничеству. В ней представлен обширный материал по двустороннему экономическому сотрудничеству между нашими странами во всех основных сферах: финансово-банковской и инвестиционной, научно-технической, взаимной торговле, атомной энергетике, ТЭК, сельском хозяйстве.
Третий блок вопросов представляет анализ взаимодействия России и стран Центральной Азии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Именно в этой части монографии достаточно подробно рассматривается усиливающееся китайское влияние в Центральной Азии. Фактически речь идет о пересекающихся национальных интересах России и Китая в регионе.
Сотрудничество по линии этой организации наиболее эффективно развивается в вопросах безопасности, поскольку интересы всех стран региона здесь совпадают: сохранение стабильности в Афганистане, борьба с экстремизмом и наркотрафиком. Странам удалось создать международно-правовую базу сотрудничества в борьбе с терроризмом и начать проведение военных учений антитеррористического характера. Вместе с тем, центральноазиатские участники ШОС неоднозначно относятся к инициируемому Россией усилению военной составляющей организации. Это связано с их желанием "сохранять максимальную свободу маневра в обеспечении своей национальной безопасности". В этом центральноазиатские страны поддерживает Китай (с. 166).
В то же время все члены ШОС поддерживают российскую позицию по борьбе с терроризмом, наркотрафиком и трансграничной преступностью, а также необходимость поддержания диалога и тесного взаимодействия с другими заинтересованными международными объединениями и государствами.
Гораздо медленнее и труднее в рамках организации развивается сотрудничество в сфере экономической. В монографии высказывается мнение, что своевременная и успешная реализация хотя бы уже согласованной программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества оказала бы положительное влияние на состояние экономики всех стран-членов ШОС.
Хотелось бы акцентировать внимание на следующих, представленных Г. И. Чуфринным, выводах о возможностях развития экономического взаимодействия в рамках Организации. Во-первых, несмотря на существующие трудности, в целом ряде областей ШОС обладает поистине уникальным потенциалом многостороннего сотрудничества. Это - энергетика, транспорт, ряд отраслей промышленности, аграрный сектор.
Во-вторых, существует необходимость неотложного решения вопросов, связанных с характером отношений между ШОС и ЕврАзЭС. Их нерешенность оказывает определенное влияние на взаимоотношения России со странами региона и их отношения с Китаем.
В-третьих, наметилась необходимость коррекции позиций России по многосторонним проектам с учетом резко возросшей в условиях мирового кризиса внешней финансовой активностью КНР.
И, наконец, в-четвертых, сотрудничество в рамках ШОС должно быть таким, чтобы оно способствовало не только общему ускорению темпов экономического роста членов организации и структурным преобразованиям национальных экономик, но и осуществлению совместных широкомасштабных программ.
Фактически Г. И. Чуфрин в своей монографии охватил весь спектр проблем, существующих в отношениях России и стран Центральной Азии. Все они крайне актуальны не только для наших стран, но и других государств, имеющих серьезные политико-стратегические и экономические интересы в регионе. Одним из достоинств монографии является то, что в ней рассматриваются, в том числе, возможные варианты их решения.
Е. М. КУЗЬМИНА, кандидат политических наук
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |