Libmonster ID: UZ-635
Author(s) of the publication: М. ГУСЕВ

М. ГУСЕВ, кандидат экономических наук

ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ИЗРАИЛЕМ СБЛИЖАЕТ МУСУЛЬМАН В СТРАНАХ ЮВА

События, связанные с военными действиями между Израилем и мусульманским движением "Хезболла", стали еще одним поводом для проявления чувств мусульманской солидарности среди поборников ислама в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Вместе с тем, сами эти слова - "исламская солидарность" - допускают разное толкование и разную их практическую реализацию, сильно зависящие от региона, где эта солидарность проявляется, от личных качеств лидеров исламских сообществ и от многих других факторов.

Большинство мусульман ЮВА - это адепты умеренного ислама. Их позицию хорошо выразил известный богослов в третьем поколении, премьер-министр Малайзии Абдулла Ахмат Бадави. Выступая на Второй международной конференции исламских ученых-богословов, проходившей в Индонезии, он сказал: "Ислам, прежде всего, учит сдержанности, ему должны быть чужды экстремизм, фанатизм и насилие". По его мнению, мусульманская религия никоим образом не противостоит Западу и не должна рассматриваться как застывшая догма1.

"ДОБРОВОЛЬЦЫ" ИЗ ИНДОНЕЗИИ РВУТСЯ НА ФРОНТ

Показательна реакция умеренных мусульман ЮВА на выход из тюрьмы в июне 2006 г. духовного лидера их радикальных единоверцев в данном регионе Абу Бакар Башира, где он находился по обвинению в причастности к террористической деятельности. В то время как тысячи сторонников приветствовали его на улицах индонезийской столицы, большинство умеренных мусульман с тревогой отнеслись к этому событию, полагая, что оно повлечет за собой новый всплеск экстремизма в регионе. Тем более что складывающаяся в то время международная ситуация, включая рост напряженности на Ближнем Востоке, давала экстремистам очередной шанс заявить о своей политической значимости. В подобных случаях они прибегают к испытанному средству - манипулированию на чувствах верующих, связанных с исламской солидарностью и основанных скорее на эмоциях, чем на объективном анализе ситуации.

Исламские экстремисты в ЮВА громко объявили о том, что, по их мнению, начался новый "крестовый поход" Запада против ислама. Под этим лозунгом более 3 тыс. молодых мусульман записались добровольцами в отряды, которые предполагалось направить в Ливан. А группа из 200 учеников школы восточных единоборств в городе Понтианак - административном центре провинции Западный Калимантан - объявили себя "воинами джихада" и обнародовали требование к Израилю немедленно прекратить боевые действия.

В те же дни командир так называемого "отряда подрывников" Суиб Дидуо заявил в телеинтервью: "Мы выведем из строя их военные объекты не только на Ближнем Востоке, но и в других странах, оказывающих военную поддержку еврейскому государству". По его словам, из 3 тыс. зарегистрированных "воинов джихада", принявших решение отбыть из стран ЮВА "в места запланированных акций отмщения", немало тех, кто прошел боевую школу в Афганистане, Палестине и на южнофилиппинском фронте. Хотя представители национальной полиции и Генпрокуратуры Индонезии предупредили всех мусульман, записавшихся добровольцами на "ливанский фронт", о том, что их действия незаконны, и запретили дальнейшую вербовку, объявленную рядом давно известных и вновь образованных радикальных мусульманских организаций, число желающих отправиться воевать на Ближний Восток не уменьшилось. А группа из 20 активистов полувоенизированной исламистской группировки "Фронт защитников Ислама" сумела обойти все запреты и направилась в Ливан, чтобы "остановить израильских захватчиков"2.

Не упускают случая воспользоваться конфликтной ситуацией на Ближнем Востоке для повышения уровня своего влияния и отдельные политические деятели. С пламенными речами выступает недовольный своим положением отставника бывший премьер-министр Малайзии и экс-глава Организации исламская конференция (ОИК) Махатхир Мохамад. Он в открытую заявляет, что мусульмане должны создавать собственные образцы оружия массового поражения с использованием высоких технологий, чтобы защитить себя от нападения врагов ислама. Выступая перед учащимися одного из техникумов, Махатхир Мохамад сказал: "Настало время для мусульман научиться самим делать истребители, ракеты, пушки и пистолеты вместо того, чтобы закупать оружие у других". И далее: "Учите физику и математику на английском языке, чтобы самим делать необходимые расчеты и познавать секреты иноземных конструкторов". В той же речи бывший премьер утверждал, что "...мусульмане по всему миру страдают потому, что не могут постоять за себя".

В августе 2006 г. Махатхира Мохамада посетила группа активистов антивоенного движения из США. Эти сторонники теории заговора американских властей против собственного народа призвали авторитетного лидера исламского мира поддержать их требование о возобновлении следствия по делу трагедии 11 сентября - на этот раз под меж-

стр. 39


дународным контролем. Один из участников встречи с американской стороны заявил: "У нас есть все доказательства того, что теракты 2001 г. в США, в частности в Нью-Йорке, во Всемирном торговом центре (ВТЦ), были подстроены теми, кто наживается на продаже вооружений американскому правительству, начавшему войну в Афганистане и Ираке. Правительство Буша знало о минировании ВТЦ, но ничего не предприняло для того, чтобы предотвратить взрыв"3.

МИРОТВОРЦЫ ИЗ МАЛАЙЗИИ ГОТОВЫ ПОЕХАТЬ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Министр иностранных дел Малайзии Сайед Хамид Албар на проходившей в Баку в июне 2006 г. 33-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК заявил, что основными целями этой организации являются "создание развитого исламского общества и борьба с экстремизмом". "Мы должны сделать исламскую умму сильной, мы должны защитить свою религию", - сказал Албар. Он призвал мусульман объединить усилия для того, чтобы противодействовать попыткам искажения идеологии ислама и покончить с давлением на него. Министр заявил, что Малайзия призвала все государства мусульманского мира разорвать дипломатические и любые другие отношения с Израилем. "Только так мы можем выразить наш коллективный протест против его вторжения в Ливан, жертвами которого становятся большей частью мирные жители", - отметил он. Албар привел такие данные: из 57 стран - членов ОИК лишь Египет, Турция и Иордания поддерживают с Израилем дипломатические отношения, а Катар - торговые. В августе 2006 г. Малайзия категорически отвергла призыв израильского посла в Сингапуре о "нормализации" двусторонних отношений4.

Возглавляемая ныне Малайзией ОИК рассматривает возможность отправки в Ирак мусульманских миротворческих сил под своим командованием или под эгидой ООН. На внеочередной сессии ОИК в Малайзии было принято решение об отправке в Ливан под флагом ООН нескольких подразделений "голубых касок" из мусульманских стран. Три государства ЮВА - Индонезия, Малайзия и Бруней - обязались направить в эти подразделения в общей сложности более 2 тыс. военнослужащих. Хотя, как признал главнокомандующий вооруженными силами Малайзии адмирал Анвар Мохамед Нур, численность малайзийского контингента пока не определена и будет зависеть от требований ООН.

Заместитель премьер-министра, глава оборонного ведомства Малайзии Наджиб Тун Разак заявил: "Малайзия пристально рассматривает вопрос об отправке своих миротворцев в составе международных сил на юг Ливана в случае принятия Советом Безопасности ООН соответствующего решения". Эти слова были ответом на предложение Генерального секретаря ООН Кофи Аннана направить "большое число" миротворческих сил на ливано-израильскую границу. При этом Разак выразил уверенность, что участие миротворцев Малайзии в многонациональных силах ООН в Ливане будет полезным, учитывая их опыт в подобной операции в Боснии. По его словам, определенный политический результат может принести высокий международный авторитет Малайзии, возглавляющей в настоящее время ОИК - наиболее авторитетное и влиятельное объединение мусульман всего мира5.

Уместно вспомнить, что ОИК была учреждена в 1969 г. по инициативе Абдул Рахмана, первого премьер-министра и "отца-основателя" Малайзии. С тех пор эта страна претендует на роль носителя наиболее умеренных и взвешенных идей в мусульманском мире, олицетворения идеалов терпимости и сдержанности. Кстати, в Малайзии ислам является государственной религией. Так же, как и в другом государстве ЮВА - Брунее, где эту религию исповедует 70% населения.

Во время недавнего конфликта на Ближнем Востоке уже упоминавшийся выше министр иностранных дел Малайзии Сайед Хамид Албар заявил, что правительства стран - участниц ОИК должны рассмотреть вопрос о поставках оружия движению "Хез-


ФЕДЕРАЦИЯ МАЛАЙЗИЯ (Справка)

Малайзия расположена в самом центре Юго-Восточной Азии, на юге полуострова Малакка и на севере острова Борнео, разделяется Южно-Китайским морем. В состав Федерации входят также острова Лангкави, Пинанг, Тиоман и др.

Площадь - 342 тыс. кв. км. Протяженность береговой линии - 4830 км. Сухопутная граница - с Таиландом, Индонезией и Брунеем.

Численность населения - 20,2 млн. человек (1998 г.). В столице - Куала-Лумпуре проживает 1,4 млн. человек (1998 г.).

Национальный состав: малайцы и другие коренные национальности, китайцы, выходцы из Южной Азии. Грамотность - 72%. Школьное образование всех уровней - бесплатное.

Государственный язык - малайский. Распространены английский и китайский языки, а также местные диалекты.

Государственная религия - ислам суннитского толка, его исповедуют более половины населения. Распространены буддизм (20%), христианство, индуизм, конфуцианство (по 5%), а также сикхизм, бахаизм и др.

Малайзия - конституционная монархия. Делится на 13 штатов. 9 из них возглавляются монархами, 4 - губернаторами и 2 имеют статус федеральных территорий. Монарх (верховный правитель) избирается на 5 лет из числа наследственных правителей 9 штатов. Законодательный орган - парламент, состоящий из Сената и Палаты представителей.

Источник: "Азия и Африка". Страны и народы. М., 2006, с. 39.

стр. 40


болла" в Ливане, чтобы ему было чем защищаться от израильского военного вторжения. Он подчеркнул, что "...мусульманские страны не позволят Израилю оставаться безнаказанным за те преступления, которые он совершил в этой стране". Министр также призвал не забывать о сложностях, которые испытывает палестинский народ, ставший "жертвой израильской оккупации", в очередной раз заявив: "Никто не должен вмешиваться в дела народа Палестины"6.

Не менее жесткой оказалась реакция на события 2006 г. на Ближнем Востоке мусульман и политического руководства другого крупного государства ЮВА - 270-миллионной Индонезии, где ислам исповедуют около 90% населения.

...В один из воскресных дней июля 2006 г. более 10 тыс. индонезийских мусульман пришли к посольству США в центре Джакарты, чтобы выразить протест против военного вторжения Израиля в сектор Газа. Поскольку Индонезия не поддерживает дипломатических отношений с еврейским государством, весь гнев они обрушили на его главного союзника. Демонстранты скандировали лозунги солидарности с правительством ХАМАС, палестинским народом и требовали немедленного вывода израильских войск с оккупированных территорий. По данным полиции, это была самая мощная антиизраильская акция из проведенных в индонезийской столице с момента убийства израильтянами в марте 2004 г. основателя ХАМАС А. Ясина. Как и два года назад, индонезийские мусульмане несли его портреты вместе со знаменами и символикой этого палестинского движения. Кульминацией их выступлений стал обряд "бросания камней в дьявола", обычно совершаемый паломниками во время ежегодного хаджа к святым местам в Мекке. В Джакарте же олицетворением "сил зла" стал портрет президента Буша, помещенный между национальными флагами США и Израиля.

Что касается властей Индонезии, то они не только осудили действия Израиля летом 2006 г, но и призвали Совет Безопасности ООН "...заставить его прекратить боевые действия против народа Палестины". Вместе с тем, вице-президент этой страны Юсуф Калла призвал обе стороны ближневосточного конфликта к "мирному диалогу за столом переговоров"7.

Джакарта тоже выразила согласие направить своих военнослужащих в Южный Ливан в составе миротворческих сил ООН. Об этом президент страны Сусило Бамбанг Юдхойоно заявил на встрече с послами ближневосточных стран - Саудовской Аравии, Сирии, Иордании и Египта. Позднее он сообщил о намерении увеличить численность индонезийского миротворческого батальона против первоначально заявленной. Как отмечают эксперты, руководство страны внимательно следит за ходом дебатов в Совете Безопасности ООН по вопросу о статусе и составе международного контингента8.

Таким образом, позицию исламских государств ЮВА по отношению к ближневосточному конфликту 2006 г. можно охарактеризовать как "солидарную" со всем исламским миром, но в значительной степени двойственную, допускающую, например, участие в миротворческой деятельности.

Следует заметить, что в силу исторически сложившихся обстоятельств Юго-Восточная Азия была и остается периферией исламского мира. Объяснение этому кроется в том, что местом ниспослания исламского Откровения была Аравия, а язык Корана - арабский. Видимо, по той же причине мусульманский мир часто идентифицируют с арабским миром. При этом допускается и существование "периферийного" ислама, находящегося в подчиненном положении по отношению к "центральному" исламу - арабскому. Хотя, между прочим, арабы не составляют и пятой части более чем миллиардного мусульманского населения планеты, демографические центры которого находятся на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии.

ЛУЧШЕ БЫ ПАПА ПРОМОЛЧАЛ...

Мусульмане Юго-Восточной Азии практически единодушно присоединились к волне критики Папы Римского Бенедикта XVI, прокатившейся в исламском мире осенью 2006 г. в связи с его критическим высказыванием о роли и месте насилия в учении пророка Мухаммеда. Нашли поддержку и отклик высказывания по этому поводу поли-


РЕСПУБЛИКА ИНДОНЕЗИЯ (Справка)

Индонезия расположена в Юго-Восточной Азии на островах Малайского архипелага и в западной части острова Новая Гвинея (Западное Папуа). В состав Индонезии входит 17508 островов, крупнейшие из них - Ява, Суматра, Сулавести, большая часть Калимантана. Этот островной мир протянулся на 5100 км в широтном направлении. Омывается водами морей Тихого и Индийского океанов.

Площадь -1 826 440 кв. км. Подконтрольная морская акватория - 7,9 млн. кв. км.

Численность населения - 238,5 млн. человек. В столице - Джакарте проживает около 20 млн. человек. Население относится в основном к двум расам: южноазиатской - монголоидной (96%) и папуасско-меленезийской (4%).

Государственный язык - индонезийский. Используются китайский и голландский языки, а также многочисленные диалекты. Всего в стране около 540 языков и диалектов коренных этносов.

Индонезия - поликонфессиональная страна. Подавляющее большинство верующих - мусульмане (87%). Другие официально признанные религии - протестантская (4,6%), католическая (2,3%), буддистская (более 1%), балийско-индуистская (1,7%). Кроме того, в стране более 1% конфуцианцев, а также представителей других верований.

Унитарная республика с президентской формой правления. Высший представительный орган - Народный консультативный конгресс, высший законодательный орган - однопалатный парламент.

Источники: http://gate-indonesia.com, "Азия и Африка". Страны и народы. М., 2006, с. 22.

стр. 41


тических и религиозных деятелей Ближнего и Среднего Востока, в частности слова президента Пакистана П. Мушаррафа о том, что нужно бороться против отождествления ислама с терроризмом. Получили широкую огласку и слова видных деятелей Египта и Турции, также осудивших заявление Папы.

Радикальная организация "Фронт защитников ислама" потребовала от Папы, чтобы он извинился перед мусульманами и отказался от своих слов, хотя к тому моменту последний уже сделал это. Сотни членов этой организации собрались у посольства Ватикана в Джакарте, чтобы вручить петицию протеста для передачи ее Бенедикту XVI. Поборники умеренного ислама также выразили крайнее недоумение по данному поводу. Свое сожаление в связи со случившимся высказал и председатель Совета улемов Майруф Амин.

Следует отметить, что события подобного рода уже приводили к сближению взглядов части умеренных мусульман и их радикальных единоверцев. Практически Запад в очередной раз посягнул на позиции умеренных мусульман в их противоборстве с радикалами и привел, может быть, хотя и к временному, но все же оттоку первых в сторону вторых. Как известно, их соотношение весьма подвижно и во многом зависит от положения дел на международной арене.

Вместе с тем, высказывание главы католической церкви, при всей масштабности реакции на них со стороны мирового мусульманского сообщества - уммы, не вызвали у мусульман ЮВА столь бурной реакции, какую можно было ожидать. Скажем, визит в Индонезию в марте того же 2006 г. госсекретаря США Кондолизы Райе вызвал куда более масштабные выступления мусульман региона, тем более что этот визит совпал по времени с третьей годовщиной войны в Ираке. Массовые антиамериканские демонстрации были организованы Исламским фронтом - коалицией из 35 мусульманских организаций фундаменталистского толка. Тысячи людей с лозунгами "Американцы - вон из мусульманских стран" и "Буш - террорист N 1" требовали немедленного вывода войск коалиции из Ирака и Афганистана. В этих условиях главе американского дипломатического ведомства, приехавшей для наведения мостов с Индонезией, не оставалось ничего другого, кроме как "делать хорошую мину при плохой игре". Она публично называла эту страну "демократическим союзником США", "маяком умеренного ислама", показывающим пример толерантности другим мусульманским государствам, отмечала ее "гигантский прорыв к демократии" и заявляла перед журналистами, что воспринимает открытый протест индонезийцев в качестве доказательства торжества демократии в крупнейшей мусульманской стране.

За месяц до приезда К. Райе в Индонезию мусульмане региона также крайне бурно отреагировали на опубликование датским журналом "Юлландспостен", а затем в других западных изданиях гротескных изображений пророка Мухаммеда. В ходе митингов в трех крупных городах Индонезии демонстранты жгли датские флаги, в посольство Дании и представительства датских компаний поступали многочисленные угрозы. МИД Дании заявил, что спецслужбы страны получили информацию о возможных нападениях на датчан и датскую собственность в азиатских странах. Датское правительство немедленно после этого призвало своих граждан покинуть Индонезию. Однако власти последней поспешили заявить, что все это - не более чем провокации экстремистов, воспользовавшихся случаем, чтобы еще раз заявить о себе. Но даже если бы это было так, нельзя не отметить, что действия исламистов тогда получали поддержку в самых широких мусульманских кругах, а не только среди адептов радикального ислама.

Возвращаясь к известным высказываниям Папы, все же можно констатировать, что на этот раз в Индонезии возобладали силы, стоящие на здравых и умеренных позициях. Этому способствовали, в частности, действия индонезийских христиан, которых в стране не более 7%. Глава индонезийских католиков кардинал Юлиус Дармаатмаджа принес мусульманам своей страны извинения. Причем на такой шаг он пошел не единолично, а по решению специально созванной конференции католиков страны.

Скорее всего, этот шаг был все-таки вынужденным. Любой всплеск напряженности между двумя конфессиями чреват непоправимыми последствиями. От лидеров конфессий как никогда требуются взвешенные поступки, они должны понимать, что в острых ситуациях от их решений зависят судьбы многих людей.

Что, к счастью, в данном случае и произошло. Вслед за извинениями кардинала глава крупнейшего в Индонезии объединения мусульман "Нахдатул Улама", насчитывающего десятки миллионов сторонников (стоящих, как правило, на умеренных позициях), Хашим Музади призвал мусульман страны принять извинения Юлиуса Дармаатмаджи. Это сняло остроту момента и, как можно предположить, спасло много жизней.

* * *

Таким образом, "периферийность" ислама ЮВА - не такое уж плохое его свойство. Благодаря ему удается избежать многих конфликтов, по крайней мере, внутри региона. Беда в том, что "юго-восточно-азиатскому" исламу становится все труднее оставаться вне процессов, проходящих внутри исламского мира в целом. В "эпоху Интернета" события в одной части этого мира буквально "в мгновение ока" становятся достоянием уммы в целом, и ее реакция часто становится непредсказуемой.

В частности, сейчас исламский мир ЮВА стоит перед трудным выбором. С одной стороны, мусульманские страны региона вынуждены учитывать опыт государств (прежде всего арабских), являющихся изначальными носителями ислама, в вопросах, касающихся взаимоотношений религии и власти. С другой, велико искушение, играя на мусульманской солидарности, преодолеть "комплекс периферийное™" и стать, по крайней мере, равными среди равных в той иерархии исламских стран, которая складывается сейчас на волне их растущей политической активности и активизации "мусульманского фактора" во всем современном мире.


1 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты. Азиатско-Тихоокеанский регион. 22.06.2006.

2 Strait Times, 09.08.2006.

3 ИТАР-ТАСС, Пульс планеты... 13.07.2006.

4 Там же, 20.06.2006.

5 Там же, 21.07.2006.

6 Там же, 20.06.2006.

7 Там же, 03.07.2006.

8 Там же, 19.07.2006.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/-ПЕРИФЕРИЙНЫЙ-ИСЛАМ-И-СОБЫТИЯ-НА-БЛИЖНЕМ-ВОСТОКЕ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Golem AnzhanovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Golem

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. ГУСЕВ, "ПЕРИФЕРИЙНЫЙ" ИСЛАМ И СОБЫТИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 25.06.2023. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/-ПЕРИФЕРИЙНЫЙ-ИСЛАМ-И-СОБЫТИЯ-НА-БЛИЖНЕМ-ВОСТОКЕ (date of access: 28.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. ГУСЕВ:

М. ГУСЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Golem Anzhanov
Tashkent, Uzbekistan
38 views rating
25.06.2023 (338 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКУ: "СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ"?
Catalog: Экономика 
24 days ago · From Golem Anzhanov
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
29 days ago · From Uzbekistan Online
МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Catalog: Экономика 
29 days ago · From Uzbekistan Online
КИТАЙ НА ПОРОГЕ 12-й ПЯТИЛЕТКИ
Catalog: Экономика 
42 days ago · From Golem Anzhanov
ПОЛИТЭКОНОМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА: ОПЫТ ТУРЦИИ
61 days ago · From Golem Anzhanov
ISLAMIC FINANCIAL MODEL: PROS AND CONS
Catalog: Экономика 
97 days ago · From Golem Anzhanov
СУДЬБЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АФРИКЕ: ВОСТОЧНОАФРИКАНСКОЕ СООБЩЕСТВО
102 days ago · From Golem Anzhanov
ЗНАКОМЬТЕСЬ: "АСИЯ ВА ИФРИКИЯ АЛЬ-ЯУМ"
114 days ago · From Golem Anzhanov
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ
118 days ago · From Golem Anzhanov
ДАИШ: НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О СЛОМАННЫХ СУДЬБАХ
Catalog: История 
119 days ago · From Golem Anzhanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

"ПЕРИФЕРИЙНЫЙ" ИСЛАМ И СОБЫТИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android