"Проект Туманган ", о котором за последние 15 лет много написано, имеет свою малоизвестную историю. Первая попытка создать в долине пограничной реки анклав с особым международно-правовым статусом была сделана сто лет назад, в 1907 - 1909 гг. В ней участвовали три стороны: Китай, Япония, Корея, где агрессивно-созидательной участницей была Япония. Низовья р. Туманган и прилегающие к ним территории всегда были, образно выражаясь, "геополитическим контрапунктом ". В расположенной на российской стороне бухте Экспедиция в VIII-X вв. находился один из центров государства Бохай - порт, связывавший его с Японией. В начале XX в. японские экспансионисты называли китайскую территорию, примыкающую к р. Туманган, "черным ходом на материк" [Мурата, Усимару, 1927, с. 393].
Плодородные земли долины реки Туманган на китайской стороне гораздо раньше китайцев начали заселять и осваивать корейцы (с середины XIX в.). Позднее проникновение китайцев объясняется труднодоступным характером местности, огражденной горами. С корейской же стороны попасть туда, перейдя р. Туманган, было довольно легко. В результате к началу XX в. китайская территория, прилегающая к пограничной с Кореей реке, оказалась заселенной корейскими крестьянами-иммигрантами. Этот регион получил название Цзяньдао. По переписи 1907 г., в Цзяньдао проживало 72 076 корейцев и только 21 983 китайца [Тесэн..., 1970, с. 326]. Сегодня это корейский автономный округ Яньбянь, который должен стать территорией реализации "Проекта Туманган".
стр. 66
После русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Япония установила протекторат над Кореей. В феврале 1906 г. японское правительство учредило в Корее должность генерального резидента с широкими полномочиями. В том же году был разработан план экспансии в Цзяньдао. В декабре 1906 г. "по просьбе корейского правительства", видимо инспирированной японскими властями, генеральный резидент "решил для защиты корейского населения учредить в Цзяньдао Отделение корейского генерального резидентства и послать туда отряд японских жандармов" [Тесэн..., 1970, с. 286]. Предполагалось дать Отделению полномочия на управление этим регионом Китая и, не вступая в конфликт с китайской администрацией, расширить здесь японское влияние.
Контроль над долиной р. Туманган был необходим Японии по трем соображениям. Во-первых, Цзяньдао был стратегически важным районом. Идеологи японской экспансии называли его "черным ходом на материк" (в отличие от Ляодуна, именовавшегося парадным входом). Через Цзяньдао проходил путь из Кореи в Россию. Вторым движущим моментом экспансии были плодородные земли области и ее полезные ископаемые. В этом плане Цзяньдао отводилась роль сырьевого придатка Японии. И в-третьих, японцы, опасаясь превращения Цзяньдао в базу борьбы за освобождение Кореи, намеревались пресечь антияпонскую агитацию и организаторскую работу патриотов среди корейского населения региона.
24 июля 1907 г. корейскому правительству был навязан Договор об административном управлении Кореей, сделавший японского генерального резидента полновластным хозяином страны. 19 августа экспедиция, состоявшая из чиновников Отделения и 50 жандармов, вышла из корейского г. Хверен, переправилась через пограничную р. Туманган на территорию Китая и прибыла в деревню Лунцзинцунь, намеченную в качестве центра Отделения корейского генерального резидентства. Сомнительной официальной предпосылкой создания в Цзяньдао Отделения стал постулированный японцами тезис: "Цзяньдао - ничейная территория" [Тесэн..., 1970, с. 303]. Поводом было наличие в области корейских подданных, страдавших от набегов хунхузов и произвола властей. Китайским властям было передано письмо, в котором указывалось, что Отделение будет осуществлять защиту корейцев, пока Китай и Япония не решат вопрос о территориальной принадлежности Цзяньдао. В ответной ноте китайские власти указали, что в этом районе существует китайская администрация, которая осуществляет управление Цзяньдао, а также защиту корейцев, и потребовали ликвидации Отделения из Цзяньдао [Тесэн..., 1970, с. 304].
Отделение приступило к организации в крупных поселках жандармских участков с прикомандированными к ним корейскими чиновниками и полицейскими. В корейских деревнях были расклеены объявления, извещающие жителей о том, что они находятся под покровительством Отделения.
Ослабленная в войне с Россией, Япония не могла себе позволить в то время широкую интервенцию в Цзяньдао, сопряженную с риском возникновения войны с Китаем. Китай не решался силой выдворить немногочисленную японскую военную экспедицию, опасаясь в случае столкновения с Японией совсем потерять Цзяньдао. Создавшееся в долине р. Туманган положение можно характеризовать как двоевластие - далеко не мирное сосуществование двух администраций, конфронтация которых в течение последующих двух лет выражалась в перманентной "холодной войне" в трех сферах: политической, экономической, идеологической.
В политическом аспекте борьба выражалась в попытках Японии установить административно-правовой контроль над территорией Цзяньдао и в активном противодействии этому со стороны китайских властей. Составным элементом японского плана наряду с организацией в ключевых пунктах жандармских участков было создание системы местных органов власти, параллельных уже существовавшим китайским. Цзяньдао был разбит на округа и районы, во главе которых ставились старосты, в каждой деревне избирался деревенский староста. Были назначены четыре окружных, 41 районный, 290 деревенских старост. Китайская же полиция всячески препятствовала японской активности в этом направлении.
стр. 67
За учреждением в Цзяньдао Отделения последовало открытие филиала Ильчинхве (прояпонское общество, основанное в 1904 г. в Корее в качестве "пятой колонны" японского империализма). Члены общества, численность которых в Цзяньдао, по японским данным, достигала нескольких тысяч, были проводниками японской колониальной политики. Из их числа японцы назначали старост административных единиц. На них же в первую очередь обрушивались репрессии китайских властей [Тесэн..., 1970, с. 410, 313].
10 сентября 1908 г. была опубликована "Памятка корейца Цзяньдао", включавшая следующие пункты: корейцы, живущие в Цзяньдао, находятся под защитой Отделения; в случае появления в деревне неизвестного лица или мятежника необходимо сообщать об этом в жандармский участок; в случае притеснения китайских властей или несообразно больших налогов корейцы должны просить защиты у Отделения; корейцы без разрешения Отделения не должны устраивать собрания, создавать организации; корейцы Цзяньдао ни при каких обстоятельствах не могут потерять корейское гражданство [Тесэн..., 1970, с. 310]. В этой инструкции, составленной японскими колонизаторами для корейцев Цзяньдао, была сделана попытка закрепить за японцами право на защиту корейцев. Особое внимание было уделено вовлечению корейцев в борьбу с участниками национально-освободительного движения и предотвращению появления антияпонских организаций.
В декабре 1908 г. на прошедшем в Лунцзинцуне совещании начальников жандармских участков Цзяньдао начальник Отделения подполковник Сайто заявил, что: 1) Цзяньдао является корейской территорией; 2) корейцы неподсудны китайским судам; 3) Отделение не признает права китайских властей на сбор налогов с корейцев [Тесэн..., 1970, с. 436]. Выступление Сайто означало начало качественно нового этапа японской экспансии. Впервые Цзяньдао был прямо назван корейской территорией. Отчетливо было выражено намерение усилить административно-правовой контроль. С марта 1909 г. окружные и общинные старосты начали получать жалованье из бюджета Кореи.
Китайские власти активно сопротивлялись утверждению в Цзяньдао японцев. В 14 важных населенных пунктах были созданы прокитайские административные органы. Количество китайских войск в регионе увеличилось с 1400 до 4300 (численность японских жандармов с 1907 по 1909 г. возросла с 50 до 200 плюс 63 корейских полицейских). Между японскими жандармами и китайскими солдатами изредка происходили столкновения с немногочисленными жертвами [Тесэн..., 1970, с. 312, 344].
Правовой контроль над корейцами был еще одним камнем преткновения в японо-китайских отношениях. Почти во всех японских документах по Цзяньдао фигурировал запрет изменения корейского подданства на китайское, так как натурализация корейцев означала бы отсутствие основания для японской экспансии. К репрессиям против участников антияпонского движения Отделение приступило практически сразу. Была разогнана частная корейская школа в Лунцзинцуне, в которой велась антияпонская агитация, арестованы руководители антияпонского Общества распространения мысли, созданного в противовес Ильчинхве и поддерживаемого китайскими властями [Тесэн..., 1970, с. 316].
В сфере экономики борьба шла по трем направлениям: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, лесоразработки. Китайские власти запрещали вывоз из Цзяньдао зерновых и руды в Корею. Указ о запрете на вывоз зерна был издан 2 июля 1908 г., японцы этот запрет игнорировали. Китайский губернатор выпустил указ, запрещавший рубку корейцами леса, опасаясь, что лес будет "уплывать" в Корею. В 1907 - 1909 гг. японцы провели геологическое обследование Цзяньдао с целью поиска и оценки залежей полезных ископаемых. Был сделан вывод о возможности промышленной добычи серебра, меди, промывки золотого песка [Тесэн..., 1970, с. 366, 367, 353, 354].
В основу японской идеологической экспансии была положена кампания защиты корейцев от притеснений китайских властей и хунхузов. Стремясь выбить этот козырь из рук японцев, китайские губернаторы Цзяньдао при вступлении в должность неоднократно заявляли, что власти будут бороться с бандитизмом, наносящим ущерб местному населению, наказывать преступников независимо от того, корейцы они или китайцы [Тесэн...,
стр. 68
1970, с. 342, 349]. В Лунцзинцуне Отделение основало школу для корейских детей. Были присланы три учителя: два корейца и один японец. Главной целью обучения было воспитание учащихся в духе лояльности к Японии. Частные корейские школы японцы снабжали учебниками из Кореи. Китайские власти также не обделяли вниманием корейскую молодежь. 29 марта 1908 г. китайский чиновник, собрав в корейской школе округа Чонсон учеников и их родителей, объяснил им, что Цзяньдао - с древнейших времен китайская территория, поэтому нужно изучать китайский язык и не подчиняться японским чиновникам - хищным зверям, в заключение пригрозив корейцам, не выполняющим приказ о ношении китайской одежды и прически, высылкой за границу [Тесэн..., 1970, с. 192].
К мероприятиям более пропагандистского, чем оздоровительного характера можно отнести открытие японцами в августе 1907 г. благотворительной больницы. За время деятельности Отделения в больницу обращались японцы - 1302 раза, корейцы - 10 641 раз, китайцы - 1586 раз [Тесэн..., 1970, с. 328, 333].
Дипломатические переговоры о Цзяньдао сдвинулись с мертвой точки в начале 1909 г., когда проблема была привязана к нескольким вопросам, решение которых было необходимо Японии для утверждения в Маньчжурии. Это - перестройка Аньдун-Мукденской железной дороги на широкую колею, право эксплуатации Аньшанской и Фушуньской шахт и др. В обмен на эти уступки Япония якобы отказывалась от притязаний на Цзяньдао. На китайское правительство было оказано давление. 3 августа 1909 г. начальник Отделения подполковник Сайто официально уведомил китайского губернатора, что с этого времени Отделение рассматривает Цзяньдао в качестве корейской территории. Это заявление "случайно" совпало по времени с японской нотой от того же дня о строительстве Аньдун-Мукденской железной дороги [Тесэн..., 1970, с. 376].
Договор о Цзяньдао был подписан в Пекине 4 сентября 1909 г. Однако формальное признание региона китайской территорией не означало реального утверждения китайского суверенитета над Цзяньдао. Первый пункт договора, провозглашающий р. Туманган китайско-корейской границей, практически перечеркивался следующими: пунктом, разрешавшим свободное проживание в Цзяньдао корейских граждан; пунктом о размещении в области японских консульств, о праве японских чиновников контролировать китайские суды над корейцами, о разрешении торговать с Кореей и вывозить туда зерно, пунктом о строительстве железной дороги Гирин-Северная Корея, проходящей по территории Цзяньдао [Manchuria..., 1921, p. 135]. Совокупность этих положений делало законным и реальным присутствие Японии в долине р. Туманган, укрепляло связь территории с Северной Кореей. Вот что писал русский исследователь в 1912 г. о плане строительства железной дороги Цзилинь-Хверен : "Создается новый порт в тылу Владивостока, создается база возле корейской границы, будет допущено безраздельное экономическое господство (Японии. - В. Г.) в двух провинциях Маньчжурии и отдан бассейн р. Сунгари" [Акимов, 1912, с. VII].
После заключения Договора о Цзяньдао позиции Японии в регионе продолжали укрепляться. Если в 1909 г. на Северную Корею и Японию приходилось лишь 20% торговли Цзяньдао, то в конце 1920-х гг. 50% сельскохозяйственной продукции этого региона вывозилось в Японию [Екса квахак, 1967, с. 27].
Характеризуя двухлетнюю деятельность Отделения, директор японского Института по изучению Кореи в 1970 г. отметил, что "защита жизни и имущества корейцев была поводом. Настоящей же целью было "поощрение переселения японцев в Цзяньдао, развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли" (цитируется пункт программы деятельности Отделения) - создание базы японской колониальной экспансии" [Тесэн..., 1970, с. 5, 6].
Опыт первого проекта "Туманган" актуален и в наши дни. Он показывает, как опасно иметь на территории страны автономный район, населенный этническими представителями сопредельного государства. Сейчас, когда на Дальний Восток стали возвращать корейцев, выселенных из Приморья в 1930-х гг. следует подумать, нужно ли селить этих
стр. 69
трудолюбивых граждан Российской Федерации на приграничных с Китаем и Кореей территориях. А также подумать о последствиях создания национальных районов даже в глубинных районах края.
Современный проект "Туманган" не сулит нам ничего хорошего. Во-первых, в тылу Владивостока может возникнуть мощный порт-конкурент. Во-вторых, будет создан как часть "Проекта" евразийский транспортный коридор с конечным пунктом - Туманган, "двойник" Транссиба. В результате грузопоток Европа - Восточная Азия пойдет мимо России.
Правда, некоторые благодушные обозреватели считают, что Транссиб имеет более выигрышное положение за счет того, что он короче "коридора". Увы, наши географические преимущества не выдерживают конкуренции с восточноазиатским динамизмом экономического развития и организацией производства. Более длинный "Евразийский транспортный коридор" наверняка будет более скоростным, чем Транссиб, обеспечивающим действительно сквозное движение контейнеров. В результате Владивосток из потенциальной "восточной столицы" России превратится в ее "далекую окраину".
Первоначальная ("стволовая") концепция проекта "Туманган" (официальное название - План развития бассейна р. Туманган) заключалась в создании в устье р. Туманган на стыке границ трех государств трансграничного территориального анклава, состоящего из трех сегментов (китайского, корейского, российского), который будет управляться некой международной структурой (с постепенной интернационализацией анклава).
Отсутствие реальных подвижек в его реализации на протяжении первых 15 лет (с 1991 г.) объяснялось, в частности, осознанием российскими властями роли "Проекта" в первоначальном его виде как "убийцы" Транссиба и морского порта Владивосток. Сыграли роль и бесцеремонные откровения политологов, которые озвучивали позицию западных лидеров. Директор кёльнского Института Восточной Европы Хайнц Тиммерман в своей статье-меморандуме писал: "Целью политики Запада должны быть не легитимизация и укрепление искусственного построения СНГ, а поддержка естественным путем формирования в его рамках субрегиональных образований типа ГУАМ... Таким образом должна быть усилена поддержка проекта "Евразийского транспортного коридора" [Тиммерман, 1998, с. 45 - 46]. Бросалась в глаза и сама дата возникновения "Проекта" (1991 г.) - год развала СССР и появления (в его подбрюшье) независимых среднеазиатских государств, что давало возможность строительства по их территории "Евразийского транспортного коридора" и изоляции России.
В результате Китай и ООНовские промоутеры "Проекта" решили поменять его имидж. На 8-м заседании Консультативной комиссии ООН по развитию района р. Туманган (КНР, Чанчунь, сентябрь 2005 г.) было принято решение переименовать его во внешне аморфную и ни к чему не обязывающую "Расширенную Туманганскую инициативу" [Россия..., 2008, с. 14]. Изменилась и суть: теперь Китай уже не настаивает на строительстве порта в устье р. Туманган. Это предприятие оказалось сложным и по техническим (гидрологическим) причинам: скалистое дно, малая глубина, возможность того, что дноуглубительные работы приведут к исчезновению р. Туманган как водной артерии. И по международно-правовым причинам - принадлежность нижнего течения реки России и КНДР.
Тем не менее выход к Японскому морю Китаю по-прежнему нужен. В 2002 - 2003 гг. Китай пытался взять в аренду российский порт Зарубино на 49 лет, что означало бы его полное экономическое подчинение китайской администрации (примечательно, что из всех вариантов использования Зарубино в качестве порт-пункта для китайских грузов КНР устраивала только долговременная аренда). За это китайской стороной были обещаны огромные инвестиции в инфраструктуру порта и полное его переоборудование с увеличением пропускной способности в 40 раз. По мнению вице-губернатора Приморского края В. В. Горчакова, "порт должен оставаться российской собственностью. Если мы сейчас отдадим его в аренду, встанет вопрос о передаче в аренду и специального транспортного коридора" [Золотой рог, 2003]. В итоге, как в случае с КВЖД, это может привести к созда-
стр. 70
нию протяженной "экстерриториальной" зоны с фактическим иностранным управлением на территории Приморского края. Минтранс России выступил против китайской аренды портов Зарубино и Посьет [Ведомости, 2003].
Поступившись второстепенным (переименование "Проекта"), Китай оставил главное: формирование трансграничного экономического анклава на сопредельных территориях Китая, КНДР и России (хотя об управлении анклава неким международным административным комитетом уже не говорится). В Китае территорией реализации "расширенной туманганской инициативы" является корейский национальный округ Яньбянь. Надо сказать об исторически сложившейся способности корейцев в Яньбяни к восприятию инноваций, их двух-, четырехъязычии - корейский, китайский (русский, английский), о том, что уровень урбанизации в Яньбяни самый высокий среди провинций КНР - 56% (в два раза больше, чем средний показатель по Китаю - 27%) [Polpred.com..., 2008]. Северокорейская часть будущего анклава - это свободная экономическая зона Раджин, которая даже при тоталитарном режиме строится и развивается. В приграничных же районах Приморья все с точностью до наоборот: депопуляция, развал промышленности и т.п.
Трансграничный экономический район обречен на внутреннюю специализацию: высокотехнологичное производство на основе дешевой северокорейской рабочей силы и китайского капитала - в китайском и корейском сегментах анклава, колониальная экономика - в российском (Приморье) сегменте, контуры которой начинают вырисовываться уже сегодня (создание на японские, китайские, корейские деньги рисоводческих комплексов, заготовка и переработка леса, роль железнодорожного (морского) извозчика). Как писала газета "Женьминь жибао": "Полностью используя богатые природные ресурсы соседних стран России и КНДР, в том числе лес и полезные ископаемые, морские ресурсы, Яньбянь интенсивно развивает отрасли переработки продукции на экспорт, в то же время ряд мощных предприятий округа инвестирует капитал в экономику России, КНДР" [Китай за неделю, 2006].
Примыкающая к границе территория Приморья будет постепенно заселяться корейцами (российскими и приезжими), которые будут трудиться на лесных, сельскохозяйственных предприятиях, принадлежащих иностранному (китайскому, корейскому...) капиталу. Экспорт квалифицированной рабочей силы из Яньбяни - одна из главных статей дохода этого округа. В 2005 г. рабочая сила экспортировалась в 20 стран мира (доходы округа от экспорта рабочей силы составили в 2005 г. 880 млн. дол., в 2.3 раза выше всех внутренних финансовых поступлений) [Китай за неделю, 2006].
Именно Россия должна будет сыграть роль интегрирующей силы (Запад-Восток) благодаря тому, что по ее территории проходит Транссиб - готовая артерия, связывающая Европу и со Средней Азией, и с Дальним Востоком. В настоящее время следует приложить усилия к тому, чтобы восстановить грузооборот Транссиба, существовавший в 1980-е гг. Это вопрос не только сегодняшней экономической выгоды, получаемой от эксплуатации магистрали, но и стратегической, связанной с будущим планеты и местом на ней России. Роль Транссиба будет состоять в "правильной" организации евразийского пространства. Соответственно дезорганизующую роль сыграет "Евразийский транспортный коридор", который планируется создать в обход России. Этот проект, связанный с проектом "Туманган", протежирует Запад в ООН. В докладе ООН по проекту "Туманган" говорится: "Значение этого маршрута в том, что он пройдет по Северо-Восточной и Центральной Азии. Широкие торговые связи, установленные благодаря проекту, смогут стать главным нервным стволом примерно для 300 млн. человек в Северо-Восточной Азии, и, как следствие, через 10 - 20 лет появится порт, равный Амстердаму. Таким образом, этот проект можно назвать "Проектом мечты 21 века" [Таможенная политика..., 1999, с. 33]. На самом деле ничего позитивного в этом нет. Строительство транспортного коридора в обход России объединит в первую очередь центральноазиатский мир, а не всю Евразию, и устье р. Туманган может стать мегаполисом "Евразийского транспортного коридора".
стр. 71
Оставив Россию ни с чем, европейцы столкнутся с гораздо более опасным противником - мощным блоком азиатских государств, созданным при активном участии ООН. Западу следовало бы понять, что те мнимые выгоды, которые он получит, исключив Россию из системы интеграции Запад-Восток, заведут этот процесс в тупик и ударят бумерангом по тому же Западу.
В евразийской системе Россия должна будет стать третьим интегрирующим центром (наряду с Европейским союзом и Китаем). Ее задача в том, чтобы склонить на свою сторону страны Центральной Азии, Корею и Японию и опередить Китай в его естественном стремлении создать свой союз государств (Китай, Корея, Япония, Центральная Азия).
Создание в октябре 2000 г. в Астане Евразийского (экономического) сообщества не каприз "кремлевской верхушки", а логический этап мирового исторического процесса. Логика исторического развития потребует присоединения к этому союзу Монголии, Кореи, Японии (Транссиб станет осью нового блока). Не обязательно, но реально и желательно расширение этого блока за счет Индии, Ирана, Афганистана. Два проекта, которые сейчас обсуждаются, будут реальным шагом на пути реализации этого плана: проект подводного тоннеля между Японией и материком с выходом на Транссиб и проект транскорейской железной дороги, также с выходом на Транссиб.
У мирового сообщества нет другого выхода, кроме как совместными усилиями строить структуры будущего безопасного мира. В этом будущем мире Россия может стать третьим (разнорасовым) силовым центром Евразии (наряду с Европейским союзом и Китаем), снижающим до минимума "расовое напряжение" между европеоидным и монголоидным полюсами планеты.
P.S.
16 июля 2008 г. создано совместное предприятие "РасонКонТранс" с участием Торгового дома Российские железные дороги и порта Раджин для реализации проекта "Хасан-Раджин". СП зарегистрировано в КНДР, в особой экономической зоне "Расон", на срок 49 лет. Российская сторона владеет в нем 70-процентной долей, северокорейская -30-процентной. Согласно достигнутым договоренностям, российская сторона вносит инвестиции, северокорейская сторона имеет имущественные права на порт (3-й причал и прилегающая территория). СП будет заниматься реконструкцией железной дороги, строительством контейнерного терминала в морском порту Раджин с потенциалом пропускной способности до 400 тыс. TEU1 в год, а также последующей эксплуатацией данной инфраструктуры. Инвестиции в реконструкцию участка железной дороги Туманган-Раджин и строительство терминала составят, по предварительным расчетам, 140 млн. евро.
8 августа 2008 г. Российско-корейское совместное предприятие "РасонКонТранс" (СП ОАО "Торговый дом РЖД" и порта Раджин, Северная Корея) и железнодорожно-транспортная компания "Тонхэ" Министерства железных дорог КНДР подписали договор аренды на 49 лет железнодорожной инфраструктуры на участке Туманган-Раджин [www.Гудок.ru, 08.08.08].
4 октября 2008 г. в КНДР на пограничной станции Туманган состоялась торжественная церемония укладки первого звена в рамках модернизации железной дороги от российской станции Хасан до северокорейского морского порта Раджин протяженностью 52 км [Гудок, 2008].
Это пилотный проект в рамках масштабного плана объединения Транссиба и транскорейской железной дороги и создания трансконтинентального транспортного коридора длиной более 10 тыс. км, что позволит доставлять грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона всего за две недели вместо 45 суток морским путем.
1 TEU - условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств.
стр. 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимов. Яньцзифу: материалы для военно-статистического обзора. Хабаровск, 1912. Ведомости. М., 03.03.04. Гудок. М., 06.10.08. Екса квахак. Пхеньян. 1967, N 1. Золотой рог. Владивосток, 18.03.03.
Китай за неделю. Еженедельный электронный журнал. Пекин, 24.07.06.
Мурата Есимаро, Усимару Дзюнсукэ. Сайкин Канто дзидзе (Современное положение Цзяньдао). Сеул-Токио, 1927.
Россия Китай-Деловой мир. Владивосток, 2008, N 1.
Таможенная политика России на Дальнем Востоке. Владивосток, 1999, N 1.
Тесэн тодзи сире (Материалы по колониальному управлению Кореей). Т. 1. Токио, 1970.
Тиммерман Х. Процессы дезинтеграции и реорганизации СНГ // МЭиМО. 1998. N 12.
Manchuria Treaties and Agreements. Washington, 1921.
www.Гудок.ru
www.Poipred.com>Китай>Яньбянь (интернет сайт)
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |