12-я Международная конференция European Association of Southeast Asian Archaeologists (EurASEAA) проходила в Лейдене с 1 по 5 сентября 2008 г. Она была организована Международным институтом азиатских исследований (International Institute for Asian Studies - HAS) в сотрудничестве с Лейденским университетом и Национальным музеем этнологии (Universiteit Leiden; Museum Volkenkunde). В состав оргкомитета входили Марайке Клокке, Питер тер Кёрс, Мартина Ван ден Хаак и Карина Ван де Ветеринк.
Участников встречи приветствовали директор HAS M. Спарребоом и М. Клокке. Работа конференции была организована по 37 секциям. Всего было прочитано 106 докладов по самым разным аспектам истории и археологии ЮВА. В работе конференции участвовали более 150 ученых из разных стран мира, в том числе России, Нидерландов, Великобритании, Франции, США, Австралии, Новой Зеландии, Индии и государств ЮВА.
Наибольшее количество докладов было посвящено Индонезии, Камбодже и доисторическим, в первую очередь неолитическим, обществам ЮВА. 3 сентября несколько секций были выделены в специальный блок в честь одного из крупнейших организаторов науки и специалистов по доисторической эпохе - Йена Главера. Автору обзора, к сожалению, удалось посетить далеко не все заседания, так как одновременно работали не менее трех секций. Поэтому анализируются те сообщения и доклады, в обсуждении которых автор обзора принимал участие.
В первый день работы конференции проводились секции "Предметы торговли", "Доистория - разное", "Погребения в Верхней Бирме", "История искусств - разное" и "Индонезия".
В докладе Дж. Ланктона (Великобритания), Л. Дюссибьё (США) и Буньярит Чайсуван (Таиланд) "Раннее стекло в ЮВА: конец истории?" обсуждался вопрос о происхождении обнаруженных в регионе стеклянных предметов: были ли они местного или иноземного производства и где брали сырье для их изготовления? На основании химического анализа найденных стекол (во многом по результатам раскопок Кхлонь Тома, расположенного на западном побережье Тайской части Малаккского полуострова) был сделан вывод о том, что между III в. до н.э. и II в. н.э. происходило вытеснение местного производства стеклянных изделий ввозом из других стран. Основным, хотя и далеко не единственным, их источником была Южная Азия.
Доклад Куан Жен Чанга (Великобритания) "Международная торговля, местные вкусы: социальные аспекты торговли керамикой в поздних доисторических - ранних современных (early modern) обществах островной ЮВА" содержал довольно-таки бессистемный обзор разных находок керамики в сочетании с попыткой доказать, что каждая область региона импортировала только то, что было ей по вкусу. Докладчик при этом поведал о раскопках могильника Калатаган на юго-западе острова Лусон, Филиппины.
Тема доклада Али Акбара (Индонезия) - развитие материальной культуры Буни от 2-го тыс. до н.э. до конца 1-го тыс. н.э. (Buni complex). Культура Буни, по его мнению, охватывала большую часть Западной Явы, исключая южное побережье острова. Если в доисторическую эпоху основными предметами этой культуры преимущественно были керамические изделия, стеклянные и каменные бусины, драгоценности и мегалиты, то в исторический период к ним добавляются храмы, статуи Вишну, лингамы Шивы, надписи на терракотах и золотом буддийском триптихе, изображения людей и животных. Переход от доисторической эпохи к исторической датируется примерно серединой 1-го тыс. н.э. Али Акбару задали много вопросов. Во-первых, что отличает культуру Буни от других и можно ли распространять ее на всю Западную Яву?; во-вто-
стр. 140
рых, на каком основании терракоты датированы столь ранней эпохой? - напротив, они очень напоминают более поздние памятники Маджапахита, обнаруженные при раскопках его столицы Тровулана (Восточная Ява). Ответы Акбара на эти вопросы были не вполне убедительны, он только подчеркнул, что между найденными предметами региона Западной Явы заметно сходство. Ведущий специалист по археологии ЮВА Пьер-Ив Мангэн (Франция) отметил, что единственный надежный критерий выделения культуры Буни - керамика. В раскопанном им памятнике Батуджайя на Западной Яве не встречены следы доисторической эпохи, поэтому судить о такой широкой эволюции, о какой хотелось бы докладчику, довольно сложно. На еще один вопрос Али Акбару: "В каком контексте была обнаружена "колесиковая (rouletted) керамика"?" - он ответил, что в погребениях. Это вызвало резкие возражения Мангэна, подчеркнувшего, что такой закономерности при всем желании вывести нельзя, скорее этот вид керамики лишь случайно может встретиться в захоронениях.
В докладе Ю. Форестье и Д. Гийо (Франция) излагались результаты археологического изучения района Манатуто в Восточном Тиморе. В обнаруженном там доисторическом поселении, сердцем которого был известняковый кряж Хату Вакик ("большой камень"), найдены рисунки с геометрическим по типу орнаментом, выполненные красной охрой. Найдены многочисленные чопперы (flaked stone tools), скребки, зубила, резцы. Поселение датируется 5 - 3-м тыс. до н.э.
2 сентября работали секции: "Неолитические общества", "Культурный обмен", "Археология Суматры", "Индонезия - разное", "Буддизм в Ангкоре", "Кхмерское искусство", "Археология Филиппин".
В. Роведа (Великобритания) изучал буддийскую иконографию индуистских храмов Ангкора. С его точки зрения, такие храмы, как Бантсай Самре, Чау Сай Тевода, Томанон и Бенг Мелеа, были первоначально буддийскими. К этому выводу Роведа приходит на основании визуального осмотра храмов и сопоставления иконографии с литературной традицией, в первую очередь с "Вессантара-джатакой". Образы Будды, сидящего на троне, под древом Будды или в медитации, дошли до нас в поврежденном виде, так как в Ангкоре прошло "иконоборческое" движение. Вопрос о датировке этих разрушений, времени постройки храмов и природе ангкорской религии в свете буддийского характера названных выше памятников Роведа оставляет будущим исследованиям.
В докладе П. Шаррока (Великобритания) "Кхмерский тантрический пантеон" изучался вопрос о переходе к буддизму между 1182 и 1218 гг. Иконография Байона в сравнении с самыми разными архитектурно-иконографическими традициями позволяет предполагать связь некоторых его образов с Авалокитешварой. В девяти надписях упоминаются главные (crighana) божества кхмерского тантрического пантеона Ваджрасаттва и Хеваджра.
Д. Перре и Х. Сурахман (оба - Индонезия) рассказали о раскопках Си Памутунга на плато Паданг Лавас (Северная Суматра) в 2006 - 2008 гг. Из результатов археологического обследования Паданг Лаваса выделяются находки одиннадцати надписей, сделанных четырьмя разными шрифтами: нагари, древнеяванским, батакским и древнетамильским. В трех текстах есть даты, позволяющие отнести их к XI, XII и XIV вв. Найдены строения, в том числе храмового типа. Из обнаруженных 24 поселений лишь одно располагалось далеко от реки, что указывает на важную роль водных путей в средневековой истории Суматры. Один из храмов датируется примерно X-XIV вв. Археологи нашли статуи чудовищ макар, апсар, сидящего льва. Си Памутунг - наиболее подробно изученный объект. Он занимает площадь в 13 га, окружен земляной стеной, высота которой достигает 4 м. Раскопаны остатки здания площадью 5х5 м из кирпича и камня. Особенность строительной техники - возведение здания без фундамента. Найдены отдельно стоящие столбы, китайская керамика. Перре и Сурахман предположили существование в Паданг Лавасе оживленной морской торговли и, возможно, золотодобычи. Последний тезис, однако, пока лишь гипотеза.
В докладе А. О. Захарова (Россия) "Надписи Шривиджайи: внутренняя структура и историческая реальность" предлагался анализ так называемых текстов присяги древнемалайской политии Шривиджайи. Они показывают наличие у них внутренней структуры: введение на неизвестном языке, воззвание к божествам или уведомление подданных, список прецедентов - различных проступков, за которые на нарушителя должно обрушиться проклятие; пожелание блага верным подданным и датировка. Исследовался и вопрос о возможном использовании надписей как источника по административному устройству Шривиджайи. Докладчик пришел к выводу о том, что на сегодняшний день данные эпиграфики могут быть использованы как в подтвержде-
стр. 141
ние, так и в опровержение гипотезы о существовании административного аппарата в Шриви-джайе.
Паулин Лугсингх Схёрлее (Нидерланды) в докладе "Образы яванских местных божеств" выдвинула гипотезу о том, что яванцы задолго до эпохи Маджапахита (XIV-XV вв.) обожествляли умерших предков, в первую очередь правителей. Начиная с IX в. их статуи изготовлялись из камня и металла. Специфическим иконографическим признаком этой группы статуй следует считать, по мнению исследовательницы, положение рук на животе, при котором одна ладонь обращена вверх, а другая либо просто сжата в кулак, либо держит в кулаке какой-либо предмет, причем вторая ладонь помещается над открытой первой. Часто образы обожествленных предков принимали облик индуистской четы Шивы и Парвати, но иногда воплощались в буддийских либо иных индуистских образах (Маньджушри, Вишну, Шива без Парвати).
Тимбул Харьоно (Индонезия) рассказал о раскопанном недавно индуистском храме Чанди Кедулан в храмовом комплексе Прамбанан на Центральной Яве. Рядом с ним найдены меньшие по размеру храмы, что отвечает привычной древнеяванской храмовой планировке. In situ были обнаружены (и до сих пор там находятся) статуи богов: Ганеши - на западе, Дурги Махишасура-мардини - на севере, Агастьи - на юге и линга-йони - в главном помещении храма. В ходе раскопок были открыты две надписи одинакового содержания, выполненные письмом "позднее Пал-лава" на санскрите и датирующиеся 791 г. эры Шака, т.е. 869 г. н.э. Они получили названия Па-нанггаран и Сумудул (в ходе обсуждения доклада предположили, что в действительности мы имеем одну надпись в двух ее копиях). По мнению Харьоно, эти надписи относятся к основанию храма, стратиграфия которого насчитывает пятнадцать слоев. Он находился на глубине шести метров от поверхности, скрытый вулканическим пеплом от одного из извержений вулкана Мерапи.
3 сентября работали десять секций: "Исследования доисторических погребений", "Доисторические сети погребений", "Сохранение памятников", "Образование государства", "Историческое искусство и ремесла", "Центральная Ява: Боробудур", "Западная Ява: Батуджайя", "Ява: повествовательное искусство", "Ява: культурный обмен", "Восточная Ява".
М. Клокке исследовала строительные фазы Боробудура на основании стилистического анализа монументов и рельефов храма.
В совместном докладе Ф. Лавиня, К. Гомеза (оба - Франция) и В. Дегро (Нидерланды) рассматривалась палеоклиматология (paleo-environment) Боробудура. Выдвинутая голландским исследователем Ньювенкампом гипотеза о расположении этого знаменитого храмового ансамбля на острове посреди озера должна быть отвергнута на основании изучения известных на сегодня геологических отложений. Аэрофотосъемка в сочетании с данными климатологии позволяет предполагать только существование значительного объема водных путей естественного происхождения, которые могли бы дать основание для вывода об окруженном водой храме. Но в единую сеть эти водные пути не замыкаются.
Агустиджанто Индраджайя (Индонезия) выступил с докладом о вотивных табличках из Батуджайи - поселения на Западной Яве к востоку от Джакарты на северном берегу реки Читарум в шести километрах от нынешней береговой линии. Эти объекты изображают либо сидящего Будду, либо ступики - уменьшенные копии традиционного сооружения буддийской архитектуры. Изготавливались они, как правило, из глины, но есть примеры вотивных надписей на золотом слитке. Датировка находок в Батуджайе, по-видимому, колеблется в пределах VII-VIII вв.
В докладе У. Саусворта (Великобритания) обсуждался вопрос о датировке храма Ми Сон А. 1 в Чампе. Рассмотрев историографию темы от А. Пармантье до М. Викери, исследователь на основании анализа археологических материалов и данных истории искусства пришел к выводу, что храм был построен между 1025 и 1125 гг.
Доклад Дж. Виссеман Кристи (Великобритания) был посвящен политической истории Явы по данным надписи Вануа Тенгах III, хотя носил громкое название "Под вулканом: образование государства и стабилизация на ранней Яве".
Пьер-Ив Мангэн (Франция) в докладе "Общерегиональные ответы на индийский вклад в Юго-Восточную Азию" суммировал все археологические свидетельства "индианизации" региона первой половины 1 -го тыс. н.э. К ним относятся "изящная" и "грубая" керамика (fine and coarse wares), храмовая архитектура, виды скульптурных изображений индуистско-буддийского характера, буддийские вотивные таблички, письменность (раннее и позднее Паллава). Как объяснить это единство стиля, особенно очевидное на фотографиях, представленных Мангэном? Кто были
стр. 142
агенты "индианизации"? Эти вопросы докладчик счел на сегодняшний день неразрешимыми. Он высказал предположение, что изучать "индианизацию" ЮВА следует в сопоставлении с "сан-скритизацией" Южной Индии, о сложном процессе которой писал Шелдон Полок, а также в сравнении с более поздней исламизацией малайского мира. Отвечая на вопрос о китайском влиянии в ЮВА, Мангэн сообщил, что при его раскопках Ок-Ео в Южном Вьетнаме не было обнаружено никаких следов китайской культуры. Он высказал и любопытную мысль о том, что в период индианизации "торговля была религиозной" по своему характеру.
В докладе Дж. Гая (США) была сделана попытка установить некоторые связи Явы с индийским царством Чалукьев. Доклад Хариани Сантико (Индонезия) "Почитание Бхимы в Чанди Суких" был посвящен реконструкции роли этого героя в древнеяванском пантеоне. По мнению Сантико, Бхима воспринимался не как бог, а как герой и посредник между простыми людьми и божествами.
4 сентября работали пять секций: "Археология перешейка Кра", "Северо-восточный Таиланд", "Отпечатки ног Шивы в Камбодже", "Бирма" и "Морская Юго-Восточная Азия".
Б. Беллина (Франция) и Праон Силапант (Таиланд) рассказали о четырех сезонах раскопок в Ка Сам Кео, Чумпхон (Khao Sam Kaeo, Chumphon, Таиланд). Это поселение, располагавшееся на четырех холмах, существовало в IV-II вв. до н.э., судя по данным радиокарбонного анализа. Оно играло важную роль в межрегиональной торговле. Раскопки показали существование определенной стадии урбанизации: обнаружены стены и свидетельства ремесленного производства (металлические изделия встречаются только на холмах, тогда как между ними, в долинах, их нет). Докладчики полагают даже, что можно говорить о "централизации" в истории Ка Сам Кео, но в ходе обсуждения была отмечена шаткость их аргументации: исследовательницы делают этот вывод, исходя из данных о ремесленном производстве. Тем не менее, в их докладе содержались интересные сведения об индийском влиянии в Ка Сам Кео, в первую очередь заметном в керамике. Заимствованы некоторые элементы орнамента и индийских верований. Это заставляет заново обратиться к изучению "индианизации" ЮВА, как правило, датируемой первой половиной 1-го тыс. н.э.
О памятнике Ка Сам Кео было прочитано еще пять докладов. П. Силапант (Таиланд) и ее коллеги в сообщении "Интеграция Ка Сам Кео в трансазиатскую сеть" изучали вопрос о древнейших путях через Малаккский полуостров в его тайской части. Исследователи полагают, что через Ка Сам Кео шел один из торговых путей с запада на восток полуострова. К. Кастильо (Великобритания) сообщила о предварительных результатах палеоботанического анализа найденных в Ка Сам Кео растений, в том числе злаков. Ф. Буве (Франция) предложила технологический анализ индийской и индийского стиля керамики, найденной в Ка Сам Кео. М. Мурильо, Т. О. Прайс и М. Мартинон-Торрес (все - Великобритания) изучали металлические предметы из раскопок Ка Сам Кео. С. Пероне (Франция) остановилась на китайских, точнее ханьских, предметах, найденных на памятнике. В ее докладе содержался материал, позволяющий утверждать связь Ка Сам Кео с Кантоном (Гуаньчжоу).
Э. Бурдоно (Франция) проанализировал употребление термина kamprateng jagat в надписях древней Камбоджи. В отличие от принятой трактовки этого понятия как "владыки мира", Бурдоно предлагает интерпретировать его как "бог клана", "бог земли", "местное божество" или "божество места".
Ж. Дет Тан (Франция) обратился к исследованию соединительной частицы ta в древнекхмерском языке на примере оборота kamrateng jagat ta rajya. Вслед за С. Пу (Рои) он полагает, что этот термин означает "бог царя/царства". Дет Тач утверждает, что у каждого бога был свой любимец, или фаворит, среди богов, избиравшийся самим царем, и рассматриваемый термин относится к этому божеству. Эпиграфист считает термин devaraja синонимом оборота kamrateng jagat ta rajya.
A. E. Кириченко (Россия) в докладе "Эпиграфические данные о буддийских рукописях и развитии текстового буддизма в Мьянме между 1100 и 1500 гг." выявил заметные колебания интереса бирманских элит к патронажу буддийских текстов (периоды роста в 1220 - 1280 гг. и после 1430 г., умеренная активность в XII и первой половине XIV в., резкий спад со второй половины XIV в.), а также изменения в географии распространения и социальных характеристиках патронов текстового буддизма. Еще одной тенденцией развития, отраженной в надписях, стал переход от использования рукописей как объектов поклонения к более активному изучению и профессиональной передаче.
стр. 143
5 сентября работали секции "Кхмерское царство", "Бронзовый и железный век", "Кувшины материковой Юго-Восточной Азии", "Дваравати", "Тайское искусство", "Исторические Бирма и Таиланд", "Лаос и Вьетнам", "Чампа", "Китайско-юго-восточноазиатские взаимоотношения", "Малайзия: Саравак".
А.-В. Швейер (Франция) реконструировала историю кхмеро-чамских отношений в XII - XIII вв.
Г. Баркер (Великобритания) рассказал о проекте изучения тропического леса в Сараваке, в первую очередь на нагорье Келабит. Обнаружено более 50 археологических памятников, включая поселения и мегалитические сооружения. На основании радиокарбонного анализа памятники датируются от начала 1 -го тыс. до н.э. до середины 2-го тыс. н.э.
Подводя итоги конференции, М. Клокке отметила ее важный вклад в изучение ЮВА. Следующая конференция Европейской ассоциации археологов ЮВА состоится в Берлине в 2010 г.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |