Libmonster ID: UZ-1223

Очередная 4-я Международная конференция по риторике на тему "Риторическая культура в современном обществе" состоялась 26-28 января 2000 года в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина. Конференцию открыл председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики В.И. Аннушкин. Гостей приветствовал проректор по учебной работе ГосИРЯ имени А.С. Пушкина Ю.Е. Прохоров. Он высоко оценил усилия ученых и педагогов, стремящихся восстанавливать риторические идеи в России, подчеркнул значение возрождающейся дисциплины для русистики в целом, рассказал о том, как организовано преподавание риторики на разных факультетах ГосИРЯ имени А.С. Пушкина.

Риторические конференции стали регулярным опытом обмена мнениями всех, кому небезразличны судьбы русского слова, вопросы методики преподавания русской речи во всех областях педагогического образования: в школе и вузе, для русских и иностранцев. Риторика, рассматриваемая как учение об убедительной и эффективной речи, пытается ставить и разрешать острые проблемы построения оптимального речевого взаимодействия в современном информационном обществе: от правил ведения бытового диалога и деловых переговоров до искусства политической и публицистической речи. Столь же разнообразной была программа пленарного и секционных заседаний, где шло заинтересованное обсуждение современного состояния и перспектив развития культуры русского слова.

На пленарном заседании было заслушано 9 докладов. Л.К. Грауди-на в докладе "О некоторых проблемах современной риторики" рассмотрела злободневные вопросы современной общественно-речевой практики и культуры речи, приведя конкретные примеры нарушения норм общения и предложив пути достижения эффективных речевых результатов. Элитарному типу речевой культуры и его соотношению с феноменом риторического мастерства уделила внимание в своем докладе О.Б. Сиротинина. "Интенции как предмет риторического исследования" - такова тема доклада Н.И. Формановской. В рамках понятия "практическая риторика" проанализировал пути построения преподавания риторики в вузе и школе И.А. Стернин, показавший не-

стр. 120

которые эффективные приемы построения курса обучения риторике.

Особое внимание собравшихся было привлечено к докладам, касавшимся преподавания риторики в современной русской школе и вузе. В сообщении Р.И. Альбетковой был обобщен опыт, накопленный в процессе создания курса словесности для 5 - 11 классов русской школы. Н.А. Ипполитова рассказала о риторическом обучении студентов-словесников на образцах современной риторической культуры. Лингвориторический анализ конкретных текстовых конструкций был продемонстрирован в докладе О.А. Лаптевой "Нейтрализация позиции слова как усилительный прием". Определению содержания русского риторического идеала с уточнением правил ведения речи на материале русских пословиц посвятил свое выступление А.П. Сковородников. В докладе В. И. Аннушкина определения риторики и культуры речи были уточнены с точки зрения истории русских филологических учений о речи, а затем рассмотрены некоторые актуальные области общественно-языковой практики, возможности организации риторического образования и влияния на состояние речевой культуры общества.

Вечером первого дня конференции был проведен "Филологический вечер памяти Ю.В. Рождественского", где с научными докладами и воспоминаниями выступили ученики и коллеги недавно скончавшегося ученого, автора ряда фундаментальных теоретических исследований, замечательного лектора и педагога, восстанавливавшего риторику, по крайней мере, с 70-х годов уходящего века.

На конференции были представлены информационные материалы Российской риторической ассоциации, развернута выставка риторической литературы (библиотека Риторической ассоциации). К началу конференции был выпущен сборник тезисов, включивший материалы более 80 докладов.

Интерес к конференции со стороны русистов Москвы, российских городов, стран СНГ, а также Латвии, подтверждается количеством сделанных докладов, которые были распределены во второй день конференции по пяти секциям: 1. Общая риторика и речевая культура общества. 2. Частная риторика и общественно-речевая практика. 3. Риторика-стилистика- художественная литература. 4. Преподавание риторики в школе. 5. Преподавание риторики в вузе.

Широта и разнонаправленность интересов докладчиков потребовали выделения в рамках этих секций так называемых "подтем", многообразие которых засвидетельствовано в самом перечне: риторика средств массовой информации; риторика художественной литературы; риторические фигуры; риторика бытовой речи; содержание и методика преподавания риторики в вузе; история риторики и стилистики; риторика в юридическом вузе.

Третий день конференции был начат работой круглого стола по те-

стр. 121

ме "Проблемы преподавания риторики и речеведческих дисциплин". Е.А. Юнина рассказала о работе научно-педагогической школы риторики и факультета по подготовке учителей риторики в Перми, отмечающих в этом году 10-летие своего существования. С предложениями об организации вузовских экзаменов и тестирования выступил М.Ю. Фе-досюк. О месте риторики в современной школе, перспективах ее вхождения в базисный учебный план, замысле проведения Олимпиады школьников по риторике рассказала начальник отдела гуманитарного образования Министерства образования РФ Л.М. Рыбченкова.

В ряде других выступлений коллег на круглом столе звучали деловые предложения относительно будущей деятельности ассоциации, связанной с эффективным решением волнующих всех проблем культуры русской речи, риторического образования и воспитания. В частности, председатель Ассоциации исследователей чтения И.В. Усачева (Москва) предложила провести совместную конференцию "Слово как основа образования"; Н.В. Шевченко (Саратов) говорила о связи вузовского и школьного преподавания риторики; о необходимости организации курсов речевого мастерства, поддерживающих ставшую популярной программу "дебаты", высказал мнение С.Е. Тихоноров (Салехард); о заинтересованности учителей в развитии дисциплин коммуникативного плана - Д.И. Архарова (Екатеринбург); о возможностях Риторической ассоциации влиять на повышение риторической культуры -Л.В. Дворецкий (Петрозаводск); об опыте организации риторического обучения в разных вузах Белоруссии - С.Я. Кострица (Белоруссия, Гродно).

Конференция по риторике продемонстрировала многообразие творческих исканий современных педагогов и ученых, озабоченных проблемами развития речевой культуры современного общества, вопросами эффективного преподавания и обучения русской речи. В то же время итоги конференции свидетельствуют об оптимизме, с которым на пороге третьего тысячелетия филологи-русисты смотрят на неиссякаемые возможности творческого развития русского слова, при правильном пользовании которым не только организуется любая деятельность, но и создается атмосфера общественного согласия, добра и благоденствия.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/4-я-МЕЖДУНАРОДНАЯ-КОНФЕРЕНЦИЯ-ПО-РИТОРИКЕ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

4-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РИТОРИКЕ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 26.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/4-я-МЕЖДУНАРОДНАЯ-КОНФЕРЕНЦИЯ-ПО-РИТОРИКЕ (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

4-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РИТОРИКЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android