Очередная 4-я Международная конференция по риторике на тему "Риторическая культура в современном обществе" состоялась 26-28 января 2000 года в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина. Конференцию открыл председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики В.И. Аннушкин. Гостей приветствовал проректор по учебной работе ГосИРЯ имени А.С. Пушкина Ю.Е. Прохоров. Он высоко оценил усилия ученых и педагогов, стремящихся восстанавливать риторические идеи в России, подчеркнул значение возрождающейся дисциплины для русистики в целом, рассказал о том, как организовано преподавание риторики на разных факультетах ГосИРЯ имени А.С. Пушкина.
Риторические конференции стали регулярным опытом обмена мнениями всех, кому небезразличны судьбы русского слова, вопросы методики преподавания русской речи во всех областях педагогического образования: в школе и вузе, для русских и иностранцев. Риторика, рассматриваемая как учение об убедительной и эффективной речи, пытается ставить и разрешать острые проблемы построения оптимального речевого взаимодействия в современном информационном обществе: от правил ведения бытового диалога и деловых переговоров до искусства политической и публицистической речи. Столь же разнообразной была программа пленарного и секционных заседаний, где шло заинтересованное обсуждение современного состояния и перспектив развития культуры русского слова.
На пленарном заседании было заслушано 9 докладов. Л.К. Грауди-на в докладе "О некоторых проблемах современной риторики" рассмотрела злободневные вопросы современной общественно-речевой практики и культуры речи, приведя конкретные примеры нарушения норм общения и предложив пути достижения эффективных речевых результатов. Элитарному типу речевой культуры и его соотношению с феноменом риторического мастерства уделила внимание в своем докладе О.Б. Сиротинина. "Интенции как предмет риторического исследования" - такова тема доклада Н.И. Формановской. В рамках понятия "практическая риторика" проанализировал пути построения преподавания риторики в вузе и школе И.А. Стернин, показавший не-
стр. 120
которые эффективные приемы построения курса обучения риторике.
Особое внимание собравшихся было привлечено к докладам, касавшимся преподавания риторики в современной русской школе и вузе. В сообщении Р.И. Альбетковой был обобщен опыт, накопленный в процессе создания курса словесности для 5 - 11 классов русской школы. Н.А. Ипполитова рассказала о риторическом обучении студентов-словесников на образцах современной риторической культуры. Лингвориторический анализ конкретных текстовых конструкций был продемонстрирован в докладе О.А. Лаптевой "Нейтрализация позиции слова как усилительный прием". Определению содержания русского риторического идеала с уточнением правил ведения речи на материале русских пословиц посвятил свое выступление А.П. Сковородников. В докладе В. И. Аннушкина определения риторики и культуры речи были уточнены с точки зрения истории русских филологических учений о речи, а затем рассмотрены некоторые актуальные области общественно-языковой практики, возможности организации риторического образования и влияния на состояние речевой культуры общества.
Вечером первого дня конференции был проведен "Филологический вечер памяти Ю.В. Рождественского", где с научными докладами и воспоминаниями выступили ученики и коллеги недавно скончавшегося ученого, автора ряда фундаментальных теоретических исследований, замечательного лектора и педагога, восстанавливавшего риторику, по крайней мере, с 70-х годов уходящего века.
На конференции были представлены информационные материалы Российской риторической ассоциации, развернута выставка риторической литературы (библиотека Риторической ассоциации). К началу конференции был выпущен сборник тезисов, включивший материалы более 80 докладов.
Интерес к конференции со стороны русистов Москвы, российских городов, стран СНГ, а также Латвии, подтверждается количеством сделанных докладов, которые были распределены во второй день конференции по пяти секциям: 1. Общая риторика и речевая культура общества. 2. Частная риторика и общественно-речевая практика. 3. Риторика-стилистика- художественная литература. 4. Преподавание риторики в школе. 5. Преподавание риторики в вузе.
Широта и разнонаправленность интересов докладчиков потребовали выделения в рамках этих секций так называемых "подтем", многообразие которых засвидетельствовано в самом перечне: риторика средств массовой информации; риторика художественной литературы; риторические фигуры; риторика бытовой речи; содержание и методика преподавания риторики в вузе; история риторики и стилистики; риторика в юридическом вузе.
Третий день конференции был начат работой круглого стола по те-
стр. 121
ме "Проблемы преподавания риторики и речеведческих дисциплин". Е.А. Юнина рассказала о работе научно-педагогической школы риторики и факультета по подготовке учителей риторики в Перми, отмечающих в этом году 10-летие своего существования. С предложениями об организации вузовских экзаменов и тестирования выступил М.Ю. Фе-досюк. О месте риторики в современной школе, перспективах ее вхождения в базисный учебный план, замысле проведения Олимпиады школьников по риторике рассказала начальник отдела гуманитарного образования Министерства образования РФ Л.М. Рыбченкова.
В ряде других выступлений коллег на круглом столе звучали деловые предложения относительно будущей деятельности ассоциации, связанной с эффективным решением волнующих всех проблем культуры русской речи, риторического образования и воспитания. В частности, председатель Ассоциации исследователей чтения И.В. Усачева (Москва) предложила провести совместную конференцию "Слово как основа образования"; Н.В. Шевченко (Саратов) говорила о связи вузовского и школьного преподавания риторики; о необходимости организации курсов речевого мастерства, поддерживающих ставшую популярной программу "дебаты", высказал мнение С.Е. Тихоноров (Салехард); о заинтересованности учителей в развитии дисциплин коммуникативного плана - Д.И. Архарова (Екатеринбург); о возможностях Риторической ассоциации влиять на повышение риторической культуры -Л.В. Дворецкий (Петрозаводск); об опыте организации риторического обучения в разных вузах Белоруссии - С.Я. Кострица (Белоруссия, Гродно).
Конференция по риторике продемонстрировала многообразие творческих исканий современных педагогов и ученых, озабоченных проблемами развития речевой культуры современного общества, вопросами эффективного преподавания и обучения русской речи. В то же время итоги конференции свидетельствуют об оптимизме, с которым на пороге третьего тысячелетия филологи-русисты смотрят на неиссякаемые возможности творческого развития русского слова, при правильном пользовании которым не только организуется любая деятельность, но и создается атмосфера общественного согласия, добра и благоденствия.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |