6-я конференция Европейской ассоциации по изучению Юго-Восточной Азии (European Association for South-East Asian Studies, EuroSEAS) была организована Школой глобальных исследований Университета Гётеборга (Швеция) и проходила 26 - 28 августа 2010 г. Оргкомитет конференции возглавлял профессор Йорген Хелльман.
На пленарном заседании с приветственными словами выступили заместитель проректора Университета Гётеборга Л. Вейбулл, Й. Хелльман и председатель правления EuroSEAS П. Масина (Италия). Таня Ли (Канада) выступила с докладом "Что происходит, когда земля
нужна, а люди - нет", в котором показала многообразные последствия урбанизации, механизации, автоматизации на сельское население ЮВА. Важнейший факт современной жизни стран Юго-Восточной Азии (далее - ЮВА) заключается в неуклонном сокращении сельскохозяйственного населения при неуклонном росте плантационного хозяйства и его доходов. Это ведет к общественному расслоению, маргинализации и росту социальной напряженности, что создает угрозу безопасности в регионе.
В конференции приняли участие более двухсот исследователей из Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Чехии, Польши, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Италии, Португалии, России, Индонезии, Таиланда, Вьетнама, Австралии и других стран мира.
Работали сорок две секции. Анализ тематики конференции показывает преобладание политологической тематики с упором на проблемы конфликтов и безопасности, полное отсутствие филологических и фундаментальных исторических исследований, незначительность культурологических, религиоведческих и этнологических изысканий, если они не сопрягаются с политической проблематикой. Отсутствовали секции по Сингапуру и Малайзии. Тематика многих секций отличалась неопределенностью предмета либо общим характером.
Отдельным странам были посвящены семь секций: "Традиция, идентичность и творение истории в Восточной Индонезии"; "Реформы в Восточной Индонезии: новые темы, новые подходы"; "Пересматривая уроки постконфликтного развития Аче"; "Насколько это демократия? Индонезия в сравнительно-исторической перспективе"; "Перевод, культура и политика: Восточный Тимор еще в поисках пути"; "Культурные войны: современное искусство, музыка и СМИ в Ханое, Вьетнам"; "Кумовство власти в Лаосе: новые взгляды на государство и общество". Всех их объединяет устойчивый интерес к политической сфере общественных отношений.
Региональные проблемы развития находились в центре внимания секций: "Критические подходы к регионализму в ЮВА"; "Справляясь с изменением климата в ЮВА"; "Навстречу восточноазиатскому сообществу"; "Морская безопасность в ЮВА: старые споры, новые вызовы"; "Способы встречи: встречая вызовы новой АСЕАН"; "Цомия1 и за ней: трактовки высокогорного транснационального пространства".
Духовная культура стран региона, включая проблему социальной памяти и мировые религии, рассматривалась на секциях: "Анимизм в ЮВА: постоянство, изменение и обновление"; "Магия и буддизм в ЮВА"; "Правовое сознание и доступ к правосудию в ЮВА"; "Материальная культура и память"; "Жертвы, выжившие, плакальщики и вспоминающие: ответ ЮВА на большие общественные репрессии"; "Мучительный ландшафт и сомнительная память: взаимодействие с прошлым в Лаосе, Вьетнаме и Камбодже"; "Туда и обратно: когда локал(изован)ное (local(ized)) знание уходит и когда оно возвращается"; "Понятия независимости в кинематографе ЮВА"; "Меняющиеся культуры близости в зрительном представлении в ЮВА"; "Народная литература ЮВА"; "Символический капитал: города и музеи ЮВА как памятники государственного строительства"; "Повседневная исламская практика и народная культура в ЮВА"; "Ислам в современном малайском мире: соперничающие взгляды, конфликтующие трактовки прошлого"; "Религиозное измерение в конфликтах в ЮВА".
Конфликты изучались в секциях "В поисках решения для городского пространственного конфликта" и "Безопасность и тендер в сегодняшней ЮВА". Политические процессы и государственное строительство рассматривались на секциях: "Управление общественными отношениями в ЮВА: дружба, деловые связи и сети социальной помощи (support networks)"; "Демократизация и миграция в ЮВА"; "Политика партий в ЮВА: теоретическое и сравнительное измерение"; "Политика добывания естественных ресурсов в ЮВА"; "Государство/подданный/личность: микрополитика в государственном строительстве в ЮВА"; "Перспективы реформы служб безопасности в ЮВА".
Две секции были посвящены экономическому развитию: "Влияние туризма в районе Большого Меконга" и "Трансформация земледелия в ЮВА в сравнительной перспективе". История взаимодействия с окружающей средой стала общей темой двух секций: "Изменение окружающей среды, неясность и приспособление местных систем знания" и "Новые взгляды на историю взаимодействия человека и окружающей среды в ЮВА". Секции "Теория исследований ЮВА на
1 Термин "Цомия" (Zomia) был предложен в 2001 г. историком Виллемом Ван Схенделом (Нидерланды) для обозначения больших высокогорных районов материковой ЮВА, которые долгое время оставались неподконтрольными центрам власти низовий. Границы Цомии широко обсуждаются. Некоторые авторы настаивают на распространении ее до Афганистана и Пакистана. См.: [Van Schendel, 2001; 2002, p. 647 - 68; 2005, p. 275 - 307].
EuroSEAS-2010" и "Две издательские секции" были посвящены общим методологическим проблемам исследования ЮВА и издания научных трудов в современном мире.
Автору обзора удалось посетить несколько секций. Так, на секции "Магия и буддизм в ЮВА: критическое переосмысление области исследований" Дж. МакДаниэл (США) в докладе "Тайская буддийская магия и создание идеального монаха" показал становление и наследие образа знаменитого буддийского святого и национального героя Сомдет То, жившего в XVIII в. Доклад М. Кекки (Великобритания) "Проклятия, истина и приход Майтрейи - надписи Ланны2 как объекты власти" был посвящен исследованию надписей как онтологических знаков и свидетельства магической процедуры saccakiriyā ("истинного высказывания"). Упоминающиеся в надписях XV-XVI вв. благодетели храмов и буддийской общины благодаря этой процедуре претендовали на рождение при Будде Майтрейи, в то время как те, кто отнимал подарок храму и/или общине, должны были отправиться в самую страшную из буддийских преисподних - ад Авичи.
Баас Яренд Тервил (Германия) в докладе ""Монахи и магия" сорок лет спустя" рассказал о происшедших изменениях в деревне Ват Санчао в Таиланде, изучавшейся им для написания диссертации в 1950 - 1960-х гг. Теперь это поселок городского типа, жители которого утратили страх перед духами, хотя продолжают выполнять буддийские церемонии на свадьбах, похоронах и рождении детей. Тервил связывает исчезновение страха перед потусторонними силами с электрификацией быта. К. Рейнолдс (Австралия) в докладе "Магия в бандитизме и контроле над ним в средней части Южного Таиланда" исследовал буддийские практики в деятельности тайского полицейского Кхун Пхантхаракратчхадета в 1920 - 1930-х гг.
На секции "Религиозное измерение в конфликтах в ЮВА" в докладе Й. Харриса (Великобритания) "Буддизм как элемент политического конфликта в Камбодже: свержение Нородома Сианука" реконструировалась роль в этом процессе буддийской общины, особенно влиятельных монахов Хем Чью и Кхью Чума. В докладе Дж. Шобер (США) "Границы буддийского нравственного авторитета в светском государстве" показывалось участие буддийской общины в Шафрановой революции в Мьянме в 2007 г. Доклад М.-Л. Хейккилё-Хорн (Финляндия) "Семена насилия: миссионеры, оспариваемые идентичности и национализм качинов в Бирме" посвящен проблеме самосознания качинов - народа, состоящего как минимум из шести этнолингвистических групп, объединенных христианской верой и латинизированной письменностью. К. Варта (Австрия) в докладе "Религиозное измерение конфликта в индонезийской Папуа" показывает важность христианства для определения папуаскости, в частности понятия "memoria passionis" ("памяти о страданиях"), которое обобщает коллективный опыт угнетения, подавления, насилия, свойственный местным жителям, разделенным до сих пор на более чем две с половиной сотни этнических групп. Усложняет историю Папуа яванизация и исламизация региона.
В. Н. Колотов (Россия) в докладе "Религиозное измерение конфликтов во Вьетнаме при французском и американском режимах" исследовал созданный французами механизм управляемого конфликта, в котором искусственно созданные религиозные учения стали идеологией военных группировок во главе с полевыми командирами, чьей главной целью была борьба друг с другом и коммунистами как общим врагом. После ухода французов в 1954 г. американские спецслужбы ликвидировали военные группировки и недооценили коммунистическую угрозу. Результатом стал рост коммунистического влияния в Южном Вьетнаме и Вторая Индокитайская война, закончившаяся поражением США и победой Демократической Республики Вьетнам. В. Н. Колотое полагает, что американцы были обречены на поражение с того самого момента, когда они ликвидировали идеологические военные группировки, т.е. систему управляемого конфликта.
Т. Мёллер (Австрия) в докладе "Роль ислама в "континууме насилия" в Южном Таиланде" предположил, что насилие в южных провинциях Паттани, Наратхиват, Нала и Сонгкхла не связано с религиозными группировками: идет "война всех против всех", ни одна организация не заявляет о своей ответственности за совершенные преступления и никто не выдвигает никаких требований. М. Джеррисон (США) в докладе "История для религиозного насилия: история (story) южного Таиланда" рассмотрел соперничающие трактовки истории провинции Паттани, на которую претендуют как малайцы-мусульмане, так и тайское государство.
На втором, заключительном пленарном заседании с докладом "Мир и конфликт в Юго-Восточной Азии" выступил Стейн Тённесон (Норвегия). После этого автор обзора принял участие в работе секции "Теория исследований ЮВА на EuroSEAS-2010", организованной В. Хаубеном (Германия). Доклад Ф. Холма (Германия) "Меняющиеся взгляды на формирование этноса: реа-
2 Княжество в Северном Таиланде в XIII-XVI вв.
лизация и заявления в Малайзии" был посвящен теории формирования этнических групп на примере основных этносов Малайзии: малайцев, китайцев и тамилов. Доклад А. М. Т. Лабрадор (Филиппины) "Kawa и Ikid (центр и периферия) в одной островной общине ЮВА: пересматривая понятие троичности (tripartition) в пространстве и представлении" свелся к демонстрации дуализма в мышлении одной из общин Бонтока. В. Хаубен в докладе "Теория и написание истории ЮВА" предложил отказаться от традиционных дисциплинарных исследований и регионоведения и писать историю, исходя из требований сравнимости и соизмеримости понятий при переводе, с использованием "исторического метода сравнения и переноса" и "процессуальных терминов". Справедливости ради нужно отметить, что эта программа методологически не нова, а главное, не предлагает какой-либо концепции истории региона.
Х. Цной (Швейцария) в докладе "Новая историческая антропология высокогорной ЮВА: пример из Центральной Суматры" высказал гипотезу, согласно которой специфический земледельческий календарь народов Джамби, основанный на мусульманском лунно-солнечном календаре, возник и использовался под влиянием антиколониального сопротивления Нидерландам. Г. Оверленд (Норвегия) в докладе "Перестраивая кхмерскую устойчивость: изучение выживших при Красных кхмерах" сделала попытку выявить систему ценностей, способствующую выживанию в условиях концлагерей. С. Ворнг (Германия) в докладе "Пространственная иерархия и ситуационная стратификация: взгляд из Бангкока на теории класса и глобализации" обосновывала неприменимость понятия "класс" к социуму Бангкока и необходимость более гибкого подхода к определению глобального и локального в социальном пространстве города.
А. О. Захаров (Москва) в докладе "Коллективное действие и формирование государства на древней Яве" обосновал применимость к древней Яве теории коллективного действия и показал роль социальных низов (общинников, налогоплательщиков) в формировании яванского типа политической системы - кратона. Устойчивость кратона была вызвана не только его приспособленностью к местной окружающей среде, но и заинтересованностью в нем простого народа, получавшего в ряде случаев правовую защиту и более производительные (орошаемые) земли от царя и элиты. М. Фурнье (Франция) в докладе "Регионоведение против дисциплинарных исследований: "призывы к культурному наследству"" показал, как образ Хошимина используется для создания образа идеальной нравственности в современном Вьетнаме.
На заседании генеральной ассамблеи EuroSEAS было выбрано новое правление Ассоциации. Председателем правления стала С. Шрётер (Франкфурт, Университет Гёте). От России в правление вошли В. Н. Колотое и А. О. Захаров. Следующая конференция EuroSEAS состоится в 2013 г., предположительно в Португалии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Van Schendel W. Geographies of Knowing, Geographies of Ignorance: Southeast Asia from the Fringes. Paper Prepared for Work-Shop on "Locating Southeast Asia: Genealogies, Concepts, Comparisons and Prospects". Amsterdam, March 2001.
Van Schendel W. Geographies of Knowing, Geographies of Ignorance: Jumping Scale in Southeast Asia // Development and Planning D: Society and Space. Vol. 20. 2002. N 6.
Locating Southeast Asia: Post-colonial Paradigms and Predicaments / Ed. by P. Kratoska, R. Raben and H. Schulte Nordholt. Singapore: NUS Press, 2005.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |