Артем Борисович Летнев принадлежал к тому поколению африканистов, чье научное становление пришлось на 1950-е годы - время стремительного роста общественного интереса к Черному континенту. Пришедшая в движение Африка в те годы привлекала внимание очень многих представителей молодого поколения как в Советском Союзе, так и на Западе. Хотелось разобраться в этих процессах, понять, куда движутся страны, которые многие десятилетия ассоциировались лишь с миром колониализма.
Захватила Африка в те годы и Артема Летнева, выпускника МГИМО 1952 года. Именно тогда он начинает работать в редакции журнала "Новое время" - одного из ведущих в Советском Союзе изданий, освещавших актуальные международные проблемы. На его страницах 29 октября 1952 г. и вышла под инициалами "А. Л." первая статья Летнева, посвященная африканской тематике1. В ней освещались события в Кении, связанные с т.н. "восстанием May-May". Рассказывая о введении в стране чрезвычайного положения, аресте Дж. Кениаты и др., автор подчеркивал, что причина всего этого была значительно глубже, чем деятельность террористической организации "May-May". "На самом деле, - писал он, - речь идет совсем о другом: в стране происходят массовые выступления трудящихся против колониального гнета". Молодой журналист подчеркивал, что эти события знаменовали собой и общий кризис Британской колониальной империи.
В апреле 1953 г. появилась первая большая статья Артема Борисовича, подписанная уже не инициалами. Она была посвящена анализу ситуации в другой африканской колонии - Бельгийском Конго2. Уже в этой статье ярко проявилась отличительная черта всего последующего творчества А. Б. Летиева - активное ис-
пользование большого массива зарубежных публикаций. Опора на многочисленные статьи из бельгийской прессы, наличие большого фактического материала делали работу молодого журналиста серьезным исследованием. Оптимистически настроенный по отношению к перспективам национально-освободительного движения в Конго, он подчеркивал: "Несмотря на все препоны, миллионы черных рабов пробуждаются к сознательной политической жизни".
Хорошее знание Летневым зарубежных исследований по африканской проблематике привело к тому, что он стал выступать в "Новом времени" и в качестве рецензента. Первая публикация такого рода была посвящена книге британского лейбориста Ф. Брокуэя "Почему May-May?" (Лондон, 1953)3. Полемизируя с автором по вопросу о характере волнений в Кении, советский журналист подчеркивал и достоинства рецензируемого сочинения, ставшим "живым свидетельством, разоблачающим бесчеловечный характер английской колониальной политики". Он признавал тот факт, что брошюра Ф. Брокуэя "сильна своими обличениями мерзостей колониального режима".
Те же черты отличали и другую рецензию А. Б. Летнева тех лет, посвященную анализу книги американского писателя и журналиста Джона Хантера "В Африке"4. Указывая, что Дж. Хантер являлся "убежденным противником освободительной борьбы угнетенных народов", А. Б. Летнев при этом отмечал, что данный труд был интересен "огромным фактическим материалом".
А. Б. Летнев обратился и к произведениям африканских авторов. Так, его внимание привлек роман сенегальского писателя Сембена Усмана "Страна моя, прекрасный мой народ!"5 - о трагической судьбе вернувшегося из Франции в родной Сенегал ветерана Второй мировой войны Умара Фая, оказавшегося на родине между двумя мирами - традиционалистски настроенными соплеменниками и французскими колонизаторами. В рецензии он впервые обратился к анализу внутреннего мира этих людей, их психологии, нелегких судеб. Тогда Артему Борисовичу, как и многим другим африканистам, хотелось верить в лучшее будущее Черного континента и его жителей. "Дойдя до последней страницы книги, - замечал историк, - невольно думаешь: сын Умара будет счастливее своего отца, и все его сверстники в Африке и Азии будут жить в мире, свободном от гнета колониализма". Африканские ветераны мировых войн еще не раз привлекут внимание историка. Эта тематика впоследствии станет одной из стержневых в творчестве А. Б. Летнева.
На страницах "Нового времени" 1950-х гг. можно встретить статьи А. Б. Летнева, посвященные не только Африке. Молодой репортер писал на самые разные темы, преимущественно анализируя международные проблемы6, но иногда обращаясь и к внутрисоюзным сюжетам7. Он специализировался на освещении международных молодежных мероприятий, в частности, московской сессии Совета Международного союза студентов (август 1954 г.) и Всемирного фестиваля молодежи в Варшаве в 1955 г. На этих форумах он встречался с африканской молодежью - президентом Федерации студентов Черной Африки во Франции Альбером Франклином, Жоржем Рандрианали (Мадагаскар)8 и др. Эти люди были для советского журналиста символами молодой, пробудившейся Африки, поднимавшейся на борьбу против колониальной зависимости.
Именно так - "На пробудившемся континенте" - Артем Борисович и назвал свою первую монографию9, ставшую итогом начального периода его творчества. В этой небольшой работе, рисуя бедственное положение коренного населения Африки в условиях колониального режима, он в то же время подчеркивал, что период зависимости континента от европейских держав подходит к концу. Вся книга была наполнена той "предгрозовой" атмосферой, которая ощущалась в те годы всеми африканистами: "Африканский континент меняется на глазах... В наши дни - это огромный очаг национально-освободительного движения. Африка бурлит от Алжира до Кейптауна, от Дакара до Момбасы".
В 1956 - 1958 гг. А. Б. Летнев учился в аспирантуре Института этнографии АН СССР. В 1958 - 1961 гг. он работает переводчиком в Секретариате ЮНЕСКО во Франции, одновременно трудясь над кандидатской диссертацией и изучая африканские языки10.
Артем Борисович начинает публиковаться в ведущих научных журналах СССР. Именно ему - уже зарекомендовавшему себя журналисту, занимающемуся африканской тематикой - редакция журнала "Мировая экономика и международные отношения" поручила осветить итоги конференции восьми независимых государств континента в Аккре в 1958 г. Это был один из первых форумов, на котором заявила
о себе новая Африка, освободившаяся от колониальной зависимости11. Журнал "Советская этнография" публикует его статью, в которой он анализирует распад родовых структур у народов бемба (Северная Родезия), втягивание их в товарно-денежные отношения. Подчеркивая то особое влияние, которое оказывали на общественные процессы рудники "медного пояса", он показывал трансформацию образа жизни бемба в 1950-е гг.12
В это время Летнев начинает писать и о народах Западной Африки - региона, который станет основным в его научном творчестве. Так, он исследует сочетание старого и нового в быте народов мандинго (верховья рек Нигер и Гамбия)13. При этом историк подчеркивал, что общий уровень развития производительных сил у мандинго к концу 1950-х гг. был весьма низок: "Земледелие и скотоводство носят ярко выраженный экстенсивный характер, урожаи невелики, надои мизерны"14.
В конце 1961 г. А. Б. Летнев вернулся в Москву и был принят на работу в Институт Африки АН СССР. В октябре-ноябре 1962 г. он находился в научной командировке в Мали. Здесь Артем Борисович увидел, как начинает меняться малийское общество после обретения страной независимости - старая аристократия, лишившись своих привилегий, работает на общих основаниях; развивается кооперативное движение; правительство страны ведет борьбу с отходничеством, распространенным в колониальный период.
Как и многие другие африканисты в те годы, А. Б. Летнев был настроен весьма оптимистично. Ему представлялось, что в молодом государстве "этнические и языковые грани постепенно стираются... Существовавший ранее национальный антагонизм, подогревавшийся колонизаторами, в частности, давняя вражда между земледельцами-бамбара и скотоводами-фульбе, уходит в прошлое"15. К сожалению, будущее оказалось значительно более сложным, чем казалось в начале 1960-х гг.
В работах А. Б. Летнева этих лет можно найти и ретроспективный анализ ситуации в Мали в последнее колониальное десятилетие. Он показывал, как складывалась малийская буржуазия, при этом отмечая, что местным предпринимателям приходилось вести борьбу на два фронта: "против европейских капиталистов и против весьма живучих пережитков родоплеменного строя"16.
В 1963 г. Артем Борисович получает ученую степень кандидата исторических наук. Материал диссертации лег в основу монографии17, во многом являвшейся итоговой для этого периода творчества ученого. В книге удачно сочетались таланты А. Б. Летнева как историка и этнографа. Обращает на себя внимание ее очень основательная источниковая база. Работа с архивными источниками на многие годы станет "фирменным знаком" творчества А. Б. Летнева. В данной книге он привлек неопубликованные документы бывшей канцелярии губернатора Французского Судана, бывшего министерства заморских территорий Франции, статистической службы Мали и малийского государственного сельскохозяйственного предприятия "Управление долины Нигера", которые хранились в Институте гуманитарных наук Мали и Музее человека в Париже. Артем Борисович продемонстрировал в этой работе и прекрасное знание французской исследовательской литературы, сочинений, написанных африканскими (в данном случае - малийскими) авторами.
Со второй половины 1960-х гг. он постепенно трансформирует свою научную тематику, все более активно занимаясь политической историей Африки. Здесь ему вновь помогает прекрасное знакомство с французской (Л. Амон), британской (Т. Ходжкин), американской (Р. Шахтер-Моргентау, Р. Скляр, А. Зольберг, Ф. Снайдер и др.) исследовательской литературой18. А. Б. Летнев начинает активно участвовать в создании крупных коллективных трудов.
Так, именно им были написаны введение, глава "Предпосылки и особенности формирования партий" и заключение в выпущенном в те годы советскими африканистами труде "Политические партии Африки"19.
А. Б. Летнев и М. И. Брагинский освещали проблемы стран Тропической Африки в коллективной монографии "На новом пути". При этом заметно, что уже к концу 1960-х гг. Артем Борисович занимает гораздо более осторожную позицию, оценивая ситуацию на Черном континенте. Заканчивалось уже первое десятилетие истории многих независимых государств Африки, однако многие проблемы из их жизни не уходили. Авторы отмечали: "Естественно, что национальный вопрос не успел потерять свою злободневность после ликвидации колониального режима. Наряду с новыми, положительными моментами еще сохраняют свое значение отрицательные - трайбализм и сепаратизм, национальная и религиозная исключительность"20. Советские историки с тревогой писали о недавних этнических чистках, преследованиях дагомейцев в Береге Слоновой Кости и др.
В 1970-е - начале 1980-х гг. проблематика истории общественно-политической мысли Тропической Африки становится ведущей в работах А. Б. Летнева. Ему удается найти новые, ранее не вовлеченные в научный оборот источники (например, выходившую в 1920-е гг. газету "Пария", издававшуюся в Париже Межколониальным союзом)21. Чрезвычайно ценную информацию удалось получить А. Б. Летневу в результате работы с материалами Рукописного отдела Библиотеки ИФАН - Фундаментального института Черной Африки в Дакаре. В ходе поездки в Сенегал он подверг тщательному анализу дипломные работы выпускников Нормальной школы им. У. Понти, многие из которых олицетворяли социально-психологический тип французских "эволюэ" (африканцев-жителей французских колоний, усвоивших в некоторой
степени культуру метрополии). Ему удалось показать специфику восприятия мира этими людьми, оказавшимися на стыке двух культур - африканской и европейской22.
Работа с большими комплексами разнообразных документов позволяет историку создать целостную картину развития национально-освободительного движения в Тропической Африке в межвоенный период. Это находит выражение в крупных обобщающих трудах, одним из авторов которых был А. Б. Летнев23.
С конца 1970-х - начала 1980-х гг. Артем Борисович начинает заниматься проблемой "Россия и Африка", которая в дальнейшем будет играть в его творчестве все большую роль. Начал он с темы влияния событий Октября 1917 г. на Черный континент24. Характерное для его работ активное привлечение архивных источников позволило историку придать этой весьма идеологизированной теме новое звучание. Одним из первых А. Б. Летнев стал после долгого перерыва широко писать о Русском экспедиционном корпусе во Франции, контактах его солдат с "сенегальскими стрелками"25. "Изюминкой" этих работ стало привлечение уникальных личных источников - материалов бесед автора в 1970 г. с сенегальскими ветеранами Первой мировой войны С. Баем и И. Соу.
В 1983 г. вышел в свет главный труд А. Б. Летнева - "Общественная мысль в Западной Африке. 1918 - 1939", ставший основой его докторской диссертации. Здесь были обобщены многолетние исследования автора по проблемам истории общественной мысли в Западной Африке в межвоенный период, использованы многочисленные источники, хранящиеся в архивах Сенегала, Бенина, Франции, США. Не менее важно и то, что работа получилась во многом новаторской, выделявшейся из общего ряда многих работ советских историков. Нетипично для советской историографии звучали названия глав и параграфов: "Психологические последствия войны", "Эволюция идейного климата...", "Культурная и политическая ассимиляция глазами молодого поколения".
Исследование автора в значительной степени находилось, скорее, в русле методологических поисков французской историографии тех лет (школа "Анналов", историко-антропологические исследования и др.), с которыми А. Б. Летнев, конечно, был знаком. Показательно, что для характеристики личности Хо Ши Мина, например, автор использовал не традиционные для советской историографии материалы, а статью знаменитого поэта Серебряного века О. Мандельштама, ставшего жертвой сталинских репрессий и редко вспоминавшегося в те годы. Привлечен был и такой необычный для исторических сочинений тех лет источник, как стихи Г. Аполлинера.
Книга была посвящена исследованию внутреннего мира целого поколения интеллектуалов Западной Африки. Украшением работы стали яркие портреты Товалу Уэну, Луи Унканрэна (Дагомея), Блеза Дианя, Ламина Гея (Сенегал) и других символов той эпохи. А. Б. Летнев вновь обращался к теме психологии африканских комбатантов, которая звучала еще в его рецензии на книгу сенегальца Сембена Усмана, написанной почти 30 лет назад. Он вновь пишет о своеобразии положения этих людей, оказавшихся между двумя мирами: "Вчерашний солдат, прошедший Верден или Дарданеллы, был и надеждой колониальной администрации, и одновременно первым кандидатом в бунтари"26.
В 1985 г. Артем Борисович получает ученую степень доктора исторических наук. В годы "перестройки" основой для его исследований тех лет становятся материалы Государственного архива Великобритании (прежде всего, фонды Военного кабинета и Министерства колоний). На основе архивных документов он показал, что британская колониальная администрация была обеспокоена деятельностью Дж. Кениаты (Кения), Ф. Смолла (Гамбия) и других деятелей национально-освободительного движения 1930-х - 1940-х гг.27
Скрупулезная работа в архивах помогает А. Б. Летневу обнаруживать там интереснейшие документы. Так, он доказывает, что после победы под Сталинградом в Британской колониальной империи отмечался День Красной Армии. 23 февраля 1943 г. в Золотом Береге, Гамбии, Нигерии прошли праздничные мероприятия28.
К теме "Африка и Вторая мировая война" А. Б. Летнев активно обращается и в 1990-е - 2000-е гг. Работа с "трофейными" документами в Национальном архиве США позволила ему осветить вопрос о планах нацистской Германии в Африке (т.н. проект "МиттельАфрика"), рассказать о том, каким должен был быть "новый порядок" на Черном континенте в случае победы стран "оси"29.
Главной, однако, являлась для Артема Борисовича тема судеб африканских фронтовиков. Он, в частности, указывает на тот вклад, который внесли африканские солдаты в освобождение Италии, Южной Франции, разгром гитлеровской Германии в 1943 - 1945 гг. При этом он обращается и к тем сюжетам, которые долгое время были в тени побед антигитлеровской коалиции. Историк рассказывает о том, что уже осенью-зимой 1944 г. новое французское правительство заменило африканских солдат новобранцами-французами, что вызвало недовольство среди ветеранов из Черной Африки, которых "списывали из армии непосредственно в преддверии близкой победы над фашизмом"30.
Характерно и то, что Артем Борисович вновь активно работает с источниками личного происхождения - мемуарами африканских ветеранов Второй мировой войны31: человек, его психология, чувства и настроения практически всегда находились в центре внимания одного из ведущих российских африканистов.
Итогом работы А. Б. Летнева над проблемой "Африка во Второй мировой войне" стал выход под его редакцией сборника ста-
теи, основанного на материалах прошедшего в Институте Африки РАН в декабре 2004 г. круглого стола32.
Как не раз отмечал в своих исследованиях Артем Борисович, целый ряд ветеранов Второй мировой войны стали впоследствии видными политиками континента, создателями независимых африканских государств. Поэтому неслучайно, что А. Б. Летнев продолжал заниматься и проблемами истории общественно-политической мысли Африки. Как всегда, его работы отличались умением нарисовать психологический портрет представителя интеллектуальной и политической элиты Африки, показать условия, в которых формировались его взгляды. Он создает блестящие портреты Бубу Хама, Амаду Ампате Ба, Жозефа Ки-Зербо, Шейка Анта Диопа и Алиуна Диопа - представителей первого поколения политиков государств Западной Африки33.
Исследует в эти годы он и такое сложное явление, как феномен панафриканизма. А. Б. Летнев подчеркивал, что на протяжении всего существования этого явления "антирабовладельческий субстрат" играл в его идеологии немалую роль34. Однако, во многом по-новому, он начинает ставить вопрос и об оценке самого явления работорговли. Прекрасное знание зарубежных исследований по этой проблеме позволило А. Б. Летневу обратить внимание на тот факт, что некоторые африканисты иначе, чем советская историография, оценивают феномен торговли рабами. "Как это ни парадоксально, - отмечал он, - работорговый феномен, в конечном счете, способствовал диалогу цивилизаций Европы, Африки и обеих Америк"35. Само обращение к этой проблеме, но мнению историка, в начале XXI в. по-прежнему было весьма актуальным, поскольку именно в "мрачные времена торговли черными невольниками" уходили корни таких явлений, как расизм, ксенофобия, нетерпимость.
Все более значимой в творчестве Артема Борисовича становится и тема "Россия и Африка". Интерес А. Б. Летнева к этим сюжетам сделал вполне закономерным обращение к личности знаменитого Ганнибала. В дискуссии между сторонниками эфиопской и камерунской версий происхождения предка Пушкина один из ведущих африканистов России занял весьма взвешенную позицию: "На уровне весьма туманных знаний об Африке, которые существовали в России, да и в Западной Европе, в те времена, когда родился Ганнибал, вряд ли было возможно с точностью определить, из каких именно мест был вывезен в Константинополь, а затем в Петербург прадед Пушкина". Характерно и то, что Артем Борисович, всегда ценивший работу с архивными источниками и полевые этнографические исследования в Африке, полагал, что для подтверждения камерунской версии "логично было бы провести полевые исследования в Камеруне", а также основательно потрудиться в архивах Камеруна и Турции36.
Однако основное внимание А. Б. Летнев уделял теме "Русские в Африке в XX веке". Он вновь пишет о русских бригадах во Франции времен Первой мировой войны и судьбе их солдат, оказавшихся в 1918 - 1920 гг. в Алжире. При этом показательно то, что он обращается к источникам, характерным для историко-антропологических исследований - личной переписке находившихся в Северной Африке русских бойцов. Историк подчеркивает, что советская историография зачастую упрощенно подходила к оценке политических настроений этих людей. А. Б. Летневу их "революционный энтузиазм" представлялся не столь однозначным: "Создается впечатление, что хвала новому, революционному строю во многих случаях была обусловлена не столько пробольшевистскими симпатиями, сколько неприязнью к свергнутому самодержавию"37.
Особой заслугой Артема Борисовича является то, что именно он в конце 1990-х - 2000-е гг. поставил вопрос о необходимости изучения истории русской эмиграции в Тропической Африке. Фактически вокруг него в это время формируется неформальный центр исследований данной проблематики. Вместе с В. П. Хохловой им удается многое сделать в этом направлении. Выпущенные ими сборник статей "Российская диаспора в Африке" и книга "Африка глазами эмигрантов"38 на долгие годы стали наиболее крупными трудами по этой теме, известными всем специалистам по истории Российского зарубежья. Совершенно справедливо замечание А. Б. Летнева, что "без
учета общеафриканского материала рано считать, что всемирная панорама Русского Зарубежья уже воссоздана"39.
В начале XXI в. эта тематика занимала все большее место в деятельности Отдела истории Института Африки РАН, которым около 40 лет руководил А. Б. Летнев. На исторической секции традиционных конференций Института Африки собирались ведущие специалисты по истории русской эмиграции на Черном континенте, проживающие как в России, так и за рубежом.
Именно тогда автору этих строк и довелось познакомиться с А. Б. Летневым. Всегда поражало сочетание высочайшего профессионализма и демократизма этого человека. Пожалуй, только такой крупный ученый с мировым именем и настоящий интеллигент, как Артем Борисович, мог с таким вниманием и уважением относиться к молодому провинциальному историку, делавшему первые шаги в африканистике.
А. Б. Летневу удавалось собирать вокруг себя людей с очень разными, порой диаметрально противоположными взглядами, но подлинная толерантность, присущая этому человеку, вызывала неизменное уважение к нему, желание работать вместе. Всегда восхищало постоянное стремление этого человека развиваться, узнавать что-то новое. Например, мало кто из историков Русского зарубежья, специалистов по русской истории знал творчество Н. А. Тэффи так, как знал его Артем Борисович. Сформировавшийся как ученый в годы хрущевской "оттепели", он был ярким представителем поколения "шестидесятников", своей жизнью выражая тот постоянный поиск истины, стремление к обновлению, которое олицетворяла та эпоха.
Одна из последних работ А. Б. Летнева называлась "Вспоминая ушедших..." Сейчас, когда ушел из жизни человек, работавший вместе с А. З. Зусмановичем и И. И. Потехиным, нельзя не отдать ему должное. С именем А. Б. Летнева связано 60 лет истории не только советской и российской, но и мировой африканистики.
Артем Борисович Летнев, на глазах которого колониальная Африка стала независимой и вступила в эпоху глобализации, оставил немалый след не только в истории науки, но и в сердцах многих людей.
1 А. Л. [А. Летнев]. Волнения в Кении // Новое время. 1952. N 44. С. 6 - 7.
2 Летнев А. Легенда о Бельгийском Конго // Новое время. 1953. N 15. С. 10 - 13.
3 Колонизаторы в Кении // Новое время. 1953. N 29. С. 30 - 32.
4 Соединенные Штаты и "Черный континент" // Новое время. 1956. N 16. С. 27 - 29.
5 Это было в Сенегале // Новое время. 1957. N 50. С. 28 - 30.
6 После заключения сделки Вашингтон-Мадрид // Новое время. 1953. N 41. С. 14 - 18; Дружба не покупается! // Новое время. 1955. N 11. С. 29 - 31; Новая жизнь Лодзи // Новое время. 1955. N 40. С. 24 - 27; Встреча друзей // Новое время. 1956. N 25. С. 6 - 8.
7 В день выборов // Новое время. 1954. N 12. С. 23 - 26; На родине Ленина // Новое время. 1955. N 16. С. 25 - 28; Живая история // Новое время. 1955. N 45. С. 29 - 32.
8 Васильев О., Летнев А. Студенческая встреча в Москве // Новое время. 1954. N 36. С. 20 - 23; Летнев А. На Всемирном фестивале молодежи // Новое время. 1955. N 33. С. 19 - 23.
9 Летнев А. На пробудившемся континенте. М., 1957.
10 Винокуров Ю. М. К 80-летию Артема Борисовича Летнева // Восток/Oriens. 2010. N 3. С. 2010.
11 Летнев А. Б. Сплочение народов Африки // МЭиМО. 1958. N 8. С. 95 - 96.
12 К вопросу о социальных отношениях в современной северородезийской деревне // Советская этнография. 1959. N 1. С. 69 - 78.
13 Хозяйственный быт мандинго // Советская этнография. 1962. N 3. С. 59 - 70.
14 Там же. С. 68.
15 Новое в малийской деревне // Советская этнография. 1964. N 1. С. 87.
16 Социальная дифференциация в Мали и сопредельных районах Западной Африки // Народы Азии и Африки. 1963. N 1. С. 78; Летнев А. Б. Сельская община в Мали до и после завоевания независимости. М., 1964.
17 Летнев А. Б. Деревня Западного Мали. Социально-экономический очерк. 1950 - 1960 гг. М., 1964.
18 Проблема африканских партий в буржуазной африканистике // Вопросы истории. 1968. N 8. С. 63 - 79.
19 Политические партии Африки / Отв. ред. В. Г. Солодовников /. М., 1970.
20 На новом пути. М., 1968. С. 138.
21 Летнев А. Б. У истоков боевого союза (к 50-летию выхода первого номера газеты "Пария") // Рабочий класс и современный мир. 1972. N 6. С. 198 - 200.
22 Формирование общественных устремлений западноафриканских "эволюэ" (конец 30-х - начало 40-х гг. XX в.) // Народы Азии и Африки. 1983. N 4. С. 37 - 47.
23 История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время. М., 1978.
24 Великий Октябрь и Африка. М., 1980.
25 Летнев А. Б. Победа Великого Октября и народы Западной Африки // Народы Азии и Африки. 1983. N 1. С. 70 - 76.
26 Там же. С. 23.
27 Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на Африку и политика британских колонизаторов // Народы Азии и Африки. 1987. N 5. С. 20 - 30.
28 День Красной Армии в "Британской Африке" // Народы Азии и Африки. 1989. N 6. С. 134 - 136.
29 Как в Берлине собирались "округлять" Камерун // Азия и Африка сегодня. 2000. N 10. С. 67 - 71.
30 Африканцы в боях за освобождение Южной Европы (1943 - 1945) // Вопросы истории. 1995. N 9. С. 27.
31 Летнев А. Б., Новиков С. С. Война в Африке, Африка на войне (по страницам воспоминаний фронтовиков) // Нестабильность в Африке: уроки прошлого и современные процессы. М., 2006. С. 68 - 82.
32 Африка во Второй мировой войне / Отв. ред. А. Б. Летнев /. М., 2005.
33 Летнев А. Б. Некоторые мысли по поводу столетия Бубу Хама, западноафриканского ученого и политика // Развитие Африки: возможности и препятствия. М., 2008. С. 153 - 154; Вспоминая ушедших. Размышления о судьбах первого поколения западноафриканской элиты // Африканцы и россияне на перекрестках истории. М., 2010. С. 45 - 64.
34 Панафриканизм: взгляд через столетие // Африка и прошедший век. М., 2000. С. 27.
35 Летнев А. Б. История работорговли на новом этапе осмысления (об одной непростой международной дискуссии) // Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты. М., 2005. С. 106.
36 "Автор, со стороны матери происхождения африканского..." // Азия и Африка сегодня. 1999. N 11. С. 45.
37 Солдаты России в Алжире (1918 - 1920) // Вопросы истории. 1998. N 5. С. 134.
38 Российская диаспора в Африке. 20-е - 50-е гг. /Отв. ред. А. Б. Летнев/. М., 2001; Африка глазами эмигрантов. Россияне на континенте в цервой половине XX века / Сост. А. Б. Летнев, В. П. Хохлова/. М., 2002.
39 Летнев А. Б. На южной окраине всемирного рассеяния: россияне в африканских тропиках // Куда идешь, Африка? Историко-политические этюды. М., 2004. С. 38.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |