Results of the Origin of Complex Society in South Sulawesi Project (OXIS). Centre for South-East Asian Studies, University of Hull; School of Archaeology and Anthropology, Australian National University. [Hull]. 2000. 141 p.*
Авторы рецензируемой книги - австралийский археолог Д. Булбек и английский специалист по истории Индонезии И. Колдуэлл, руководители научного проекта "Происхождение сложного общества на Южном Сулавеси" (английский квазиакроним OXIS). Целью проекта являлось исследование социальных процессов, приведших в XIV в. к образованию в южной части острова Сулавеси многонационального государства Луву с правящей верхушкой из бугийцев. Ядром государства, просуществовавшего до начала XX в., стала географическая область Луву в северо-восточной части современной индонезийской провинции Южный Сулавеси. Кроме того, в первые века своего существования (приблизительно до 1500 г.) государство Луву владело землями в долине р. Ченрана, расположенной южнее в пределах той же современной провинции. Но и позднее подконтрольные Луву земли простирались к северу, до географического центра острова (в нынешней провинции Центральный Сулавеси).
В рамках проекта OXIS в разных точках бывшего государства Луву (включая долину Ченрана) проводились археологические раскопки, а также изучались бугийские тексты, восходящие к XV-XVIII в., но обычно известные только в более поздних копиях. Все эти исследовательские работы осуществлялись в период 1997 - 2000 гг.; в них участвовало более 40 ученых, главным образом из Великобритании, Австралии и Индонезии.
Осуществление проекта OXIS позволило по-новому взглянуть на возникновение и развитие государства Луву. В частности, очень важными (и по существу противоречащими точкам зрения, высказывавшимся ранее, в том числе и в сравнительно новой большой монографии французского исследователя К. Пельраса "Бугийцы"1 ) представляются выводы о путях расселения бугийского этноса. Традиционно его колыбелью считалась восточная оконечность области Луву, с которой связан эпический цикл "Ла Галиго" (эти земли и по сей день священны для части бугийцев). Согласно же Булбеку и Колдуэллу, бугийцы распространились по Южному Сулавеси из центральной части своего нынешнего ареала, в частности из района оз. Темпе, откуда и двинулись (вероятно, во второй половине XIII в.) на восток, в Луву. Целью их была торговля с населением области Баэбунта, умевшим (видимо, еще с начала нашей эры) выплавлять из местной руды высококачественное железо. Бугийские торговцы снабжали этим желе-
* Д. Булбек, И. Колдуэлл. Земля железа. Историческая археология Луву и долины Ченрана. Результаты научного проекта "Происхождение сложного общества на Южном Сулавеси". Центр исследований Юго-Восточной Азии Халлского ун-та; школа археологии и антропологии Австралийского национального ун-та. [Халл]. 2000. 141 с.
1 Pelras Ch. The Bugis. Oxford (UK) - Cambridge (USA): Blackwell Publishers Ltd, 1996.
стр. 194
зом весь южный Сулавеси и другие острова Малайского архипелага, в частности Яву, где оно шло на изготовление оружия.
Д. Булбек и И. Колдуэлл считают, что эпический цикл "Ла Галиго" не отражает истинную историю бугийцев и что в нем перемешаны воспоминания о разных эпохах. Такой взгляд на эпическую традицию давно уже является общим местом в мировом литературоведении и спорить с ним, понятно, не приходится. Тем не менее К. Пельрас полагает, что при условии вдумчивого подхода к памятнику на его основе возможно составить определенное представление о раннем бугийском обществе XII-XIII вв. Авторы рецензируемой книги относятся к такой возможности скептически. В частности, они обращают внимание на чрезвычайно автократический характер изображенных в "Ла Галиго" государств: власть правителя там не ограничена никакими институтами или законами. В то же время известно, что в более поздних бугийских государствах важную роль играли советы старейшин, в значительной мере обуздывавшие своеволие правителя. Мне кажется, однако, что из текстов "Ла Галиго" не обязательно следует вывод о крайней автократии отраженного в них общества. Нельзя не принимать во внимание особый характер этих текстов. В "Ла Галиго" о простолюдинах, не являющихся потомками богов Неба и Океана, упоминается лишь как об исполнителях какой-либо физической работы или населении той или иной области, изредка - как о человеческих жертвах богам (правда, согласно эпосу, эти жертвы обычно оживлялись богами после церемонии жертвоприношения). Представляется возможным, что при правителе, выходце из "божественного" рода, все-таки был совет из людей небожественного происхождения, но сказители не считали его достойным упоминания в эпосе.
В литературе неоднократно высказывалось мнение, что в бугийской истории за эпохой правителей божественного происхождения, или эпохой "Ла Галиго", следовал сравнительно недолгий период смуты, когда божественные правители покинули землю, а оставшиеся без присмотра люди "глотали друг друга как рыбы". К. Пельрас относит этот период к XIV в. Однако Д. Булбек и И. Колдуэлл полагают, что теория смуты вообще не находит подтверждения в археологическом материале Луву (а в области Соппенг, в центральной части бугийской территории, для XIV в. наблюдается лишь незначительное, не выходящее за пределы статистической погрешности, сокращение количества импортируемой керамики). По их мнению, данный эпический мотив навеян санскритской литературой, где междоусобицы именовались matsy-anyaya - "рыбий образ жизни" (с. 93).
В завершающей части книги (с. 106 - 107) дается новая схема периодизации истории Южного Сулавеси. Авторы выделяют бронзово-железный век, начавшийся на рубеже IV-III столетий до н.э., протоисторический (примерно 1200 - 1300 гг. н.э.), ранний исторический (около 1300 - 1600 гг.) и современный (Modern) периоды (начало последнего маркируется появлением в Индонезии голландцев и обращением в ислам верхушки бугийцев и макассарцев; и то, и другое имело место около 1600 г.).
Рецензируемую книгу можно считать новым словом в исследовании Южного Сулавеси - почти единственного в Юго-Восточной Азии региона, где общество сложной культуры, организованное в раннегосударственные образования, возникло без значительного участия народов крупных и развитых для своего времени (1-го и начала 2-го тысячелетия н.э.) стран Азиатского материка - Индии и Китая. В других, в основном периферийных или изолированных, частях Юго-Восточной Азии до начала контактов с европейцами не появилось сколько-нибудь значительных ранних государственных образований.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |