Libmonster ID: UZ-1257

"Диалог культур в условиях глобализации" под таким девизом 12-13 мая 2011 г. в Санкт-Петербурге состоялись XI международные Лихачёвские научные чтения. На них видные представители науки, культуры и искусства, общественные и политические деятели из России и других 26 стран мира представили более 230 докладов, охватывавших тему глобализации, с ее динамикой, противоречивым влиянием на экономику, социокультурные отношения, весь комплекс международных отношений и принципы мироустройства.

Чтения проводятся ежегодно с 1993 г. в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов и стали к настоящему времени одной из крупнейших мировых площадок для научных дискуссий по широкому спектру гуманитарных проблем. Их инициатором в свое время был акад. Д. С. Лихачёв, активно сотрудничавший с СПб.ГУП и разработавший с группой университетских ученых "Декларацию прав культуры". В 2001 г. по Указу Президента РФ В. В. Путина чтения обрели государственный статус и имя великого ученого и гражданина. Учредителями этого форума являются Российская академия наук, Российская академия образования, Министерство иностранных дел РФ и Гуманитарный университет профсоюзов.

В этом году участниками чтений стали 38 членов государственных академий наук, представители 24 академических институтов и 73 вузов. Свои доклады представили министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, вице-президент РАН А. Д. Некипелов, президент РАО Н. Д. Никандров, писатель Д. А. Гранин, академики А. А. ГусейновО. Т. БогомоловМ. П. КирпичниковВ. А. ЛекторскийВ. Л. Макаров, В. С. СтепинВ. А. ЧерешневА. О. Чубарьян, балетмейстер Б. Я. Эйфман, председатель Центризбиркома В. Е. Чуров, президент Европейской академии наук и искусств Ф. Унгер, адвокат Г. М. Резник, советник президента РФ М. А. Федотов и многие другие известные деятели науки, культуры, искусства, государственные и общественные деятели. Приветствия в адрес участников чтений прислали Президент РФ Д. А. Медведев и глава Правительства В. В. Путин.

Значительное внимание на чтениях уделялось странам Востока, его месту в сегодняшнем и будущем мире в контексте интенсивных общемировых коммуникаций и обменов, миграционных потоков. Нужно отметить участие в форуме известных ученых-востоковедов: чл. -корр. РАН, директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, академика РАН, директора Института Дальнего Востока РАН М. Л. Титаренко, директора Института востоковедения РАН В. В. Наумкина, представителей научной и культурной элиты и государственных деятелей ряда стран Азии и Африки.

Участники чтений обращали свой взор на диалектику быстро текущих и масштабных процессов модернизации, в которой просматривается кристаллизация новых центров силы на фоне снижения роли Запада. Это - Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, исламский мир. Отмечалось, что "Мир Востока" уже не остается пассивным объектом вестернизации, предлагает свой вариант синтеза традиций и инноваций, моделей развития. По мнению академика РАН, директора Института Европы РАН Н. П. Шмелёва (Москва), к середине XXI в. США будут вынуждены уступить первенство на мировой арене Китаю. В дальнейшем, если такой расклад сохранится, и, если КНР установит партнерские отношения с другим азиатским гигантом - Индией, то можно предсказать не только "закат Европы", но и начало заката всей евро-атлантической цивилизации, заявил академик. М. Л. Титаренко подчеркнул, что успешное развитие Китая и Индии в условиях глобальной экономической нестабильности стало еще одной иллюстрацией того, что западная модель не является обязательно универсальной. Невозможно строить демократию по единой

стр. 147

модели для Китая и Японии, Швеции и Франции, исламского мира, отмечалось в зачитанном на конференции докладе академика РАН, главного редактора журнала "Вопросы экономики" [Л. И. Абалкина].

Дискуссия по поводу влияния глобализации и научно-технической революции на культурное пространство как на Востоке, так и на Западе была весьма насыщенной и многоплановой. Следствием глобализации становится унификация, вестернизация (прежде всего американизация) и, соответственно, утрата многообразия, заявил директор Люксембургского института европейских и международных исследований, доктор А. Клесс. Это часто провоцирует откат к национализму. А. Клесс выразил тревогу в связи с ростом разных фобий, в частности исламофобии в Западной Европе. Большинство стран здесь до недавней поры были традиционно моноконфессиональными и моноэтническими, но сейчас за счет потока иммигрантов исламской конфессии из Азии и Африки мусульманская диаспора расширилась и насчитывает в них 24 млн. человек, отметил директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО(У)МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол В. В. Попов. По другим данным, число мусульман в Европе (включая проживающих на Балканском полуострове) достигает 40 млн. человек. Это порождает в обществе разную реакцию, вплоть до беспокойств о перспективе "исламизации" Европы. Одним из таких примеров докладчик назвал вышедшую в сентябре 2010 г. книгу Тила Сарацина "Самоликвидация Германии". В ней автор констатирует факт увеличения мусульманского населения, в основном за счет приезда турок, что, по его мнению, грозит превращением немцев в Германии в меньшинство и упадком европейской культуры. По словам директора секретариата "Альянса цивилизаций" ООН М. Шойера, культурные различия, подлинные или надуманные, часто необоснованно считаются причиной напряженности. Чрезмерная "культурализация" напряженности и конфликтов, подчеркнул он, способна дезориентировать людей. М. Шойер призвал к углублению межкультурного диалога в европейском средиземноморском регионе, по оси "Запад-мусульманский мир".

Постоянный представитель АРЕ при ЮНЕСКО М. Эз-Захаби выразил скепсис по поводу вошедшего в политическую лексику выражения "глобальной деревни". В настоящее время 80% людей в мире исключены из глобальных информационных сетей. Ими пользуются лишь менее 4% африканцев. Глобализация, по словам выступавшего, дробит мир, никогда еще давние распри и религиозная нетерпимость не были столь острыми. С ним солидаризировалась постоянный представитель Республики Кот-Д'ивуар при ЮНЕСКО А. Яо-Яо. Под прессом глобализации из-за подражания западным образцам культурные богатства, традиции и символы африканского континента, заявила она, все больше подвергаются эрозии. В то же время оба признавали, что, благодаря глобализации и распространению информации, на планете глубже осознали многоцветье культур и взаимозависимость всех людей. Постоянный представитель Федеративной Республики Нигерии при ЮНЕСКО посол М. Й. Катагум рассказал об отношении в нигерийском обществе к различным аспектам глобализации. Мультикультурализм и плюрализм уже сформировались в качестве ее позитивных продуктов и проявили себя в Нигерии.

Выступившие на форуме отмечали, что глобализационные вызовы порождают сопротивление, защитную реакцию с целью сохранения религиозной, языковой идентичности разных этносов. В текущем арабском дискурсе укрепление мифов о далеком прошлом рассматривается как форма проявления самобытности, как следствие усиленного глобализацией кризиса, отметила главный редактор журнала "Личность. Культура. Общество" О. Н. Астафьева. На африканском континенте, с одной стороны, наблюдается ситуация, при которой права этнокультурного большинства и меньшинства принимаются уже как данность. Но с другой - под напором внешнего фактора обнажаются противоречия, долгие годы не выходившие на поверхность.

Одной из обсуждаемых на чтениях была тема о возможности диалога культур в рамках как одной многонациональной страны, так и между различными странами в поликультурном и поликонфессиональном мире.

Х. Бонненберг, член Немецкого общества внешней политики, рассуждал о соотношении ценностей гражданского общества и ислама. По его мнению, приблизительно 80% населения планеты живет в соответствии с ценностями гражданского общества и приблизительно 20% человечества исповедуют ценности ислама. Для предотвращения разного рода конфликтов следует мирным путем объединить регулятивные нормы этих двух систем в едином комплексе под названием "совесть мира".

С. Фарах - иностранный член Российской академии образования, профессор Ливанского государственного университета, перечислил семь принципов, которых, по его мнению, нужно придерживаться при ведении диалога цивилизаций, и восемь препятствий, стоящих на этом пути. Если поступательное движение глобализма с технологическим и информативным прогрес-

стр. 148

сом - реальный и предопределенный факт, то сбережение здорового аксиологического ядра в культурной самобытности народов - это нравственный человеческий долг для сильного и слабого, начальника и подчиненного, для элит и для масс, отметил ливанский ученый.

Заместитель министра иностранных дел РФ Г. М. Гатилов привлек внимание собравшихся к важности межрелигиозного диалога как элемента диалога культур. Он проинформировал присутствующих об усилиях России по учреждению под эгидой ООН Консультативного совета религий, задачей которого станет налаживание широкого диалога между конфессиями и международными организациями. Пока этот шаг не получил полной поддержки государств-членов ООН. Но РФ выступила с инициативой по созданию в рамках ЮНЕСКО Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу.

Идею диалога христианской и мусульманской цивилизаций в современном мире поддержал заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН В. Ю. Зорин (Москва). В современных этнополитических конфликтах религиозный фактор часто является не причиной, а фоном, который может либо осложнять конфликт, либо, напротив, снижать его накал, сказал он. В. Ю. Зорин считает, что, несмотря на внешнее оживление интереса к религии, из символа веры она больше превращается в культурный феномен, и многие видят в ней главным образом символ своей этнической идентичности.

В этой тональности прозвучало выступление доцента Ставропольского государственного университета Б. В. Аксюмова, посвященное соотношению социально-экономических и культурно-идеологических предпосылок в конфликтной ситуации на Северном Кавказе. Кавказская культура выступает сегодня как своеобразное сочетание традиционализма и ислама. Эти локальные культурно-цивилизационные различия, по словам ученого, не могут стать непосредственным источником конфликтной напряженности, но создают почву для ее возникновения. В такой атмосфере катализатором вспышки конфликтов могут стать социально-экономические причины, проблемы с трудоустройством и т.п. По мнению Б. В. Аксюмова, сегодня крайне востребована интеграция региона в общероссийское культурное и цивилизационное пространство.

В поддержку идеи диалога христианской и мусульманской цивилизаций высказался директор Центра партнерства цивилизаций МГИ(У)МО МИД РФ В. В. Попов. Россия, где испокон веков адепты ислама и христианства совместно проживали в составе единого государства, может внести позитивный вклад в дело межконфессионального согласия и недопущения опасности разлома по цивилизационным признакам, отметил он.

Член парламента Исламской Республики Иран, профессор Тегеранского университета М. Санаи высказал мнение, что в диалоге культур исламская иранская культура может подчеркнуть общие ценности. Корни диалога культур прослеживаются не только в западном рационализме, но также и в восточных философиях и религиях. Сложная форма диалога на различных уровнях, по его словам, представлена в учениях Будды, Зороастра, Иисуса, пророка Ислама и других до Л. Н. Толстого и Ганди. Коран обещает многочисленные дары всем последователям монотеистических религий (мусульманство, христианство, иудаизм) и советует им обрести талант слышать друг друга, подчеркнул М. Санаи. События 11 сентября и другие теракты не только не смогли заставить отказаться от диалога культур, но доказали, что человеку необходим конструктивный и постоянный диалог культур, который помогает решить многие проблемы, заключил ученый.

А. Ф. Асадуллин - директор Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя", член Общественной палаты РФ, обратил свой исследовательский взор на концепцию знания в исламе в контексте диалога культур. Богатое интеллектуальное наследие ислама, иногда игнорируемое или просто забытое в массовом (особенно в западном) сознании, сегодня нуждается, с одной стороны, в импульсе интереса к нему, а с другой - в его популяризации среди самих мусульман. Они нередко сводят ислам лишь к формальной обрядовой религиозности. Наиболее перспективной, сделал вывод А. Ф. Асадуллин, представляется позиция мусульманских интеллектуалов, стремящихся гармонично соединить свою веру с окружающим миром с точки зрения свободы выбора каждого индивидуума, где главенствует разум, а не насилие. "Нет принуждения в религии" (2: 257) и "призывай к Господу твоему мудрым словом и добрым увещеванием" (15: 126), цитировал докладчик строки из священного Корана.

Директор Центра диалогов Нью-Йоркского университета, тунисский дипломат М. Тлили размышлял над перспективой выстраивания общего Средиземноморского пространства, основанного на разделяемых многими людьми демократических ценностях и интересах. Средиземноморское пространство, по его словам, это дом для 475 млн. людей: 272 млн. европейцев, среди которых 20 млн. европейских мусульман, почти 200 млн. арабов и 6 млн. евреев. Докладчик

стр. 149

отметил, что в ходе бурных событий начавшейся "арабской весны" массы в Тунисе, Египте снесли своих тиранов. Он выразил надежду, что, принадлежа к одной и той же средиземноморской семье, они отвергнут экстремизм любого толка и в дальнейшем предложат палестинцам и израильтянам панацею. К ней уже давно стремятся оба народа; умирающий старый арабский порядок не сумел представить это решение.

Ближний Восток, отметил В. В. Наумкин, вступил в эпоху серьезной общественно-политической трансформации. Этот процесс влияет и будет влиять на систему взаимоотношений между различными частями всеобщей глобализующейся цивилизации, в том числе на отношения между Западом и исламским миром. Докладчик назвал происходящее движением нового типа - революцией образованной молодежи, вызванной в первую очередь социальными причинами. Докладчик отверг появившиеся интерпретации ближневосточных событий в российской экспертной и медийной среде, проникнутые духом заговора. По одному из этих конспирологических сценариев, они были инспирированы и даже организованы некими западными (прежде всего американскими) кругами через Интернет (Facebook, Twitter и т.п.), по другому - они дело рук мусульманских фундаменталистских сил. У отдельных отечественных конспирологов обе теории слились воедино. Действительность, напротив, говорит о том, что инициативу протеста у исламистов (к слову сказать, совсем не единых) в этом случае перехватили другие игроки. "Братья-мусульмане" в Египте (как это уже произошло в Иордании, с родственными им партией "Ислах" в Йемене и движением ХАМАС в Палестине) в ближайшем будущем, подчеркнул В. В. Наумкин, наверняка превратятся в легальную парламентскую партию. В России, отметил выступивший, они включены в "черный список" экстремистских организаций, что, безусловно, затруднит наше взаимодействие с новым египетским режимом.

Бурные события "арабской весны", которые ныне происходят в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, некоторые назвали Facebook-революцией или Twitter-революцией, заявил Ж. Сампайю (Португалия). Однако они игнорировали то, что в основе социальных медиа лежит общественное доверие, а технологии лишь способствуют консолидации этого доверия. Докладчик призвал уделить максимальное внимание осмыслению значимости современных социальных сетей. Эти институты, по его убеждению, призваны стать столпами доверия и гарантами политических устремлений обществ на их пути к лучшему будущему.

С мнением Ж. Сампайю соглашался ряд участников форума, посвятивших свои выступления роли информационных потоков, влиянию "интернетизации" жизни на процессы модернизации и трансформацию различных культур и снятие барьеров между ними. Декан Ставропольского государственного университета А. А. Серебряков подчеркнул, что работающие в условиях жесткой конкуренции глобальные сети новостей привлекают максимум аудитории в периоды острых международных кризисных ситуаций. Зависимость от рейтингов определяет их заметную ориентацию на негативные, "экстремальные" новости. Он сетовал на то, что пока не предложено оптимальных, универсальных стратегий с целью обеспечения глобального диалога культур в такой информационной среде.

Президент ОАО редакция газеты "Известия" В. К. Мамонтов заметил, что СМИ в последнее время играют в острых событиях все более зловещую роль и ведут информационную войну в интересах одной стороны. Он ссылался на пример Ливии, где, по его словам, вымышленные бомбардировки Бенгази стали поводом к реальным бомбежкам и атакам с воздуха НАТО. М. Каддафи проиграл прежде всего в информационной войне. В этой же тональности прозвучали выступления, связывавшие с космическим телевидением потенциальную возможность вмешательства во внутренние дела суверенных государств, провоцирования межнациональных и других конфликтов в Азии и Африке.

М. Б. Пиотровский с горечью размышлял о злоключениях, выпавших на долю великих музеев: Иракского музея в Багдаде и Египетского музея в Каире. Первый - был разграблен во время вторжения американской армии в Ирак в 2003 г. Второй - оказался в эпицентре митингов, бушевавших на площади Ат-Тахрир в Каире в январе 2011 г., и пострадал от мародеров. Музеи, подчеркнул М. Б. Пиотровский, своего рода хранилища ДНК нации и человечества, и их нужно всемерно оберегать от разных эксцессов и опасностей внешнего или внутреннего характера.

XI Лихачевские чтения отличали свободная дискуссия, широкий разброс мнений, плодотворное обсуждение проблем Востока, различных аспектов и тенденций его развития в свете глобализации. Они стали авторитетнейшим гуманитарным общественно-научным событием в стране и прошли в русле традиции, гласящей, что истина надежнее всего добывается на стыке наук или научных дисциплин.

стр. 150

Как отметил В. В. Путин в своем обращении к участникам чтений, данный форум - неординарное, заметное событие в международной научной и культурной жизни. Важно, что тематика чтений неизменно отражает актуальные и наиболее острые проблемы, главные из которых - развитие диалога культур и цивилизаций в современном мире, укрепление духовно-нравственных основ общества.

Гуманитарный университет профсоюзов уже выпустил два тома материалов чтений. В первом из них содержатся доклады участников, направленные в оргкомитет заблаговременно. Во втором - тексты дискуссий, состоявшихся непосредственно в ходе работы данного форума. Все эти материалы размещены и на университетском сайте www.lihachev.ru.

Следующие чтения запланированы на 17-18 мая 2012 г. XII Чтения продолжат тематику XI, и оргкомитет уже открыл новый цикл приема заявок на участие и текстов докладов.

стр. 151

© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/XI-ЛИХАЧЕВСКИЕ-ЧТЕНИЯ-ВЗГЛЯД-НА-ПРОБЛЕМЫ-ВОСТОКА

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. Н. ЗИНИН, XI ЛИХАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКА // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 18.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/XI-ЛИХАЧЕВСКИЕ-ЧТЕНИЯ-ВЗГЛЯД-НА-ПРОБЛЕМЫ-ВОСТОКА (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ю. Н. ЗИНИН:

Ю. Н. ЗИНИН → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Nurdin Mansurov
Самарканд, Uzbekistan
23 views rating
18.11.2024 (93 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

XI ЛИХАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android