R.O. COLLINS. A HISTORY OF MODERN SUDAN. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 2008. 331 p.*
Профессор Калифорнийского университета (Санта-Барбара) Роберт О. Коллинс в настоящее время один из самых известных исследователей истории и современного политического положения Судана. За последнее десятилетие из-под его пера вышел ряд серьезных работ по различным аспектам суданской и африканской политической тематики (Civil Wars and Revolution in the Sudan: Essays on the Sudan, Southern Sudan andDarfur, 1962 - 2004 (2005); Darfur.The Long Road to Disaster (2006); A History of Sub-Saharan Africa (with James M. Burns, 2007); и др.).
Рецензируемая работа носит комплексный характер и охватывает длительный исторический период. Книга разделена на десять глав, каждая из которых посвящена определенному историческому этапу. Во введении содержатся сведения относительно ранней суданской историографии, уходящей своими корнями в древнее кушитское государство, а также сведения о происхождении и расселении племенных объединений и народностей Судана.
В первой главе - "Создание современного Судана: девятнадцатый век" - автор обращается к вопросу о захвате Судана египетско-турецкой армией в 1821 г. Излагая сведения о военной кампании и национальном составе воинского контингента, который вступил в Судан, Коллинс указывает на неточность при использовании термина "турецкий захват", так как инициатива его осуществления исходила от бывшего мамлюка, правителя Египта Мухаммеда Али, который лишь номинально мог считаться турецким полководцем. Фактически его правление было независимым от Великой Порты. Тем не менее на ранних этапах правления Суданом, охвативших несколько десятилетий, армейские офицеры использовали турецкий язык для общения и передачи команд. Экспедиционный корпус состоял из албанских, турецких, магрибинских воинов
* Р. О. Коллинс. История современного Судана. Нью-Йорк: Изд. Кэмбриджского ун-та, 2008, 331 с.
стр. 211
и египетских бедуинов, поэтому совершенно справедливо, что для обозначения этого времени многие современные исследователи используют термин "турецко-египетский период".
Говоря о характере сопротивления захватчикам и силах, вовлеченных в него, можно указать на то, что на раннем этапе противодействие оказали только представители арабского племени шаикийа. Со временем они, как и захваченные в горах Нуба, а затем обученные военному делу рабы (ал-джихадийа), составили местную основу поддержки войск и администрации Мухаммада Али в Судане. Автор книги упоминает западноевропейских путешественников и ученых, направлявшихся на рубеже 1830 - 1840-х гг. по поручению Мухаммада Али на поиски золота в южные районы Судана. Среди них был русский ученый и дипломат Е. П. Ковалевский, посланный в Судан египетским правителем и оставивший после себя яркое и увлекательное описание путешествия в эту страну. Однако данный факт, видимо, неизвестен Коллинсу, поэтому Ковалевский им не был упомянут в книге.
Позитивные сдвиги, произошедшие в Судане в период правления египетско-турецкой администрации (1821 - 1885), заключались главным образом в оснащении Судана телеграфной связью и налаживании системы коммуникаций, включая дороги, а также реформировании системы обучения и основании новых административных центров.
В разделе "Махдистский период 1885 - 1898 гг." обобщаются некоторые сведения о Махди, содержавшиеся в более ранних работах суданских и зарубежных авторов. В частности, Коллинс приводит разъяснения по поводу претендентов на место ушедшего из жизни в 1885 г. Мухаммада Ахмада ибн Абдаллаха (Махди) его последователями. "Абдаллахи ибн Мухаммад был халифа ас-сиддик - преемником халифа Абу Бакра, Али ибн Мухаммад Хиллу стал халифа ал-фарук - преемником халифа Омара, и Мухаммад Шариф был назначен халифа ал-каррар - преемником халифа Али, двоюродного брата Пророка" (р. 24). В итоге, вызвав противоречия в суданском обществе, место Махди занял Халифа Абдаллахи ибн Мухаммад. В Омдурмане находилась дивизия Черного знамени, состоявшая из верных ему племен баккара и обеспечившая определенную безопасность нового вождя восстания и главы теократического государства.
Автор книги описывает ситуации в Дарфуре - одной из самых сложных в политическом отношении провинций Судана. Он отмечает, что уже в 1888 г. в Дарфуре Абу Джумайза, сплотивший вокруг себя форов, масалит, к которым примкнули африканские племена даджу, кимр, тама, выступил против власти баккара и других сателлитов махдистов. Восстание в Дарфуре удалось подавить только в 1889 г. Резюмируя, Коллинс пишет: "сепаратизм форов так никогда и не исчез" (р. 25).
Вторая глава - "Англо-египетский кондоминиум" - дает разъяснения относительно административно-управленческой структуры Судана и того, как в качестве компромисса была принята форма "кондоминиума". Совершенно справедливо оценивается автором опора новой колониальной власти на "ортодоксальный", а не народный ислам с его близостью к суфизму. В главе описаны движения противников колониальной власти, создание неформальных организаций и их позиции, а также пресса. Сообщается о постепенном утверждении центральной власти на юге страны за счет установления прямого контроля над племенами и осуществлении ряда экономических проектов.
Период 1936 - 1956 гг. был отмечен повышением внимания властей к сфере образования. Планировалось в каждой провинции открыть колледжи по подготовке кадров учителей наподобие созданного в Хартуме колледжа "Бахт ар-Рида", а также увеличить количество школ. Традиционные коранические хальвы приходили в упадок, тогда как куттабы превращались в средние школы. В среде выпускников учебных заведений зародилась и получила в 1938 г. идея создания "Конгресса выпускников", ставшего политическим форумом для новых поколений суданцев. На базе "Конгресса" формировались политические пристрастия и группировки, в которых отражались взгляды политиков, представлявших суфийские братства ал-ансар и ал-хатмийа, расходившихся во мнениях относительно будущего развития Судана.
Значительно изменившаяся ситуация на Юге Судана требовала привлечения местных представителей для участия в различных властных структурах, что произошло после окончания Второй мировой войны и нашло отражение на страницах книги. Получили подробное освещение также действия суданских политиков, общественных сил в контексте региональных политических сил и Великобритании.
Три последующие главы - "Парламентские и военные эксперименты в правительстве (1956 - 1969)", "Правительство Джафара Нимейри: героические годы (1969 - 1976)", "Правительство Джафара Нимейри: годы страха и дезинтеграции (1976 - 1985)" - позволяют проследить
стр. 212
развитие политических событий в Судане, последовавших после провозглашения независимости страны в 1956 г. Материал, содержащийся в данных главах, иллюстрирует борьбу за власть, которая велась партией "Умма" и Народно-демократической партией. Первой из них западные страны оказывали поддержку.
Военный режим генерала Ибрахима Аббуда, установленный уже через два года после провозглашения независимости, охарактеризован как "концентрировавшийся на том, чтобы сделать страну управляемой, а не на осуществлении каких-либо радикальных экономических и социальных изменений (р. 73). Пришедшие к власти военные стремились к достижению единства страны исключительно через введение строгой дисциплины, а также арабизации и исламизации населения. Группа высших офицеров, считавшихся инициаторами переворота, практически запретила деятельность миссионерских христианских школ. В качестве реакции на это за пределами страны южане создали первые южносуданские оппозиционные организации и собственные периодические издания, которые в отличие от ряда других исследований этого периода получают в монографии подробное освещение. Книга содержит много интересных сведений о лидерах Юга и их политических пристрастиях.
1969 год принес победу другому представителю военных кругов - полковнику Джафару Нимейри, который первоначально много заимствовал из системы руководства, сложившейся в Египте благодаря организации "Свободные офицеры". Первые годы его правления знаменовали собой новые попытки переворотов, а также, в частности, конфронтацию с партией "Умма". Между тем на Юге продолжалось формирование организаций, оппозиционных режиму, которые стремились получить максимальную помощь из-за рубежа, посредством установления контактов с разными режимами, включая Израиль. В книге приводятся ранее малоизвестные факты о контактах движения Анья-нья и премьер-министра Леви Эшкола.
По мере укрепления своей власти Джафар Нимейри наладил координацию не только с крупными политическими фигурами Судана, но и с преуспевающими дельцами и политиками арабских стран. Автор отмечает его особую дружбу с торговцем оружием из Саудовской Аравии Аднаном Хашоги. Вместе с тем политические маневры и действия оппозиции приводили нередко к народным выступлениям и новым попыткам переворота. Экономические проекты, поддерживаемые Нимейри, ограничивались осуществлением только имеющих региональный характер, охватывая лишь центральные районы страны, так называемый золотой треугольник: города Кенана, Рахад, Кассала, Кордофан.
В 1970-е гг. Джафар Нимейри демонстрировал свою заинтересованность в контактах с представителями народного ислама, совершая совместные молитвы в деревнях и небольших городках страны. Помимо этого он встречался с главами суфийских братств и предлагал вступать в созданную им организацию "Суданский социалистический союз". Наконец, он стал проявлять склонность к более тесным контактам с организацией "Братья-мусульмане".
В 1985 г. правление Джафара Нимейри было прервано новым военным переворотом, возглавляемым генералом Абд ар-Рахманом Мухаммадом Сувар аз-Захабом. Новое руководство сумело создать переходное правительство страны, которое должно было передать власть исключительно гражданскому правительству. В мае 1986 г. Садик ал-Махди создал свое коалиционное правительство с преобладанием в нем членов партии "Умма". В числе главных задач нового правительства были выработка отношения к введенному в стране исламскому законодательству и урегулирование отношений с Югом. В 1989 г. основной вопрос, связанный с отношениями с Югом, так и не был решен до конца этого этапа. Столкновения исламистов с переселенными в Южный Дарфур и Кордофан динка в 1986 - 1987 гг. вызвали новую волну военных операций с участием армейских частей.
Автор книги приводит новые факты ливийского присутствия в Дарфуре, следствием которых стала "Война племен" с участием форов и арабского племени ризейкат.
Глава "Исламская революция: годы ат-Тураби (1989 - 1996)" начинается с описания военного переворота в июне 1989 г., осуществленного офицерами среднего звена под командованием Омара Хасана Ахмада ал-Башира. Особенностью его позиции была идейная близость к Национальному исламскому фронту, а по сути к "Братьям-мусульманам". Уже с 1990 г. действие исламского законодательства было возобновлено, созданы Силы народной обороны во главе с Ибрахимом ас-Санусси, призванные не только осуществлять военную подготовку, но и способствовать исламизации прежде всего молодежи. Коллинс отмечает активизацию исламской пропаганды за пределами Судана, что выражалось в поездках Хасана ат-Тураби в Англию и США, а также в открытом сближении с аль-Каидой. Целый параграф данной главы автор отводит осве-
стр. 213
щению боевых действий центрального правительства против южан. Здесь содержится полезный фактический и биографический материал.
Крайне интересные сведения и основанные на них оценки, посвященные новейшей истории Судана, даются в последующих трех главах: "Годы ал-Башира: осажденные и открыто неповинующиеся (1996 - 2006)", "Мир и война в Южном Судане", "Бедствие в Дарфуре". Период 1996 - 2006 гг. характеризуется как повышением недовольства в обществе линией, предложенной Национальным исламским фронтом (НИФ), так и противоречиями в среде исламистов. Высшая точка в противоречиях с Усамой Бен Ладеном приходится на время его отъезда из страны в 1996 г., охарактеризованных НИФ, как "смесь религии и организованной преступности" (р. 221).
В 2000 г. Хасан ат-Тураби основал новую политическую партию Народный национальный конгресс. От имени уже этой организации он неожиданно для многих политиков и наблюдателей подписал "меморандум о взаимопонимании" со своими заклятыми противниками с Юга, что послужило поводом для его ареста в феврале 2001 г.
Надо признать, что анализу философско-политических взглядов Хасана ат-Тураби в книге, к сожалению, не уделено внимание, хотя во многом именно они отражают идейную платформу, на которой основывается доктрина суданских "Братьев-мусульман", переживающих в настоящее время период трансформаций и компромиссов. Это позволило бы лучше понять мотивы действий и политические ориентиры исламского движения в Судане.
Другим фактором уже экономического порядка, повлиявшим на политическую ситуацию в Судане, стало начало в 1999 г. промышленной добычи нефти, в которой приняли участие Китай, Канада и Малайзия. В разделе "Нефть: проклятие и внезапный успех" изложена история создания нефтедобывающей отрасли Судана с участием международного капитала, противоречия, возникшие со странами-конкурентами, а также вопросы строительства и обеспечения безопасности для нефтеносных районов. Упоминается деятельность в Судане офиса российской компании "Славнефть".
Открытие и разработка нефти в немалой степени повлияли как на характер отношений внутри организаций южан, так и на их отношения с Севером. Начались настоящие бои за контроль над нефтяными полями. Из текста книги становится ясно, и это подтверждено фактами и примерами, что из чисто политической борьба превратилась в экономическую.
В последней главе книги - "Бедствие в Даффуру" - Коллинс рассматривает ситуацию в провинции Дарфур, начиная изложение с Сулаймана Солонга, объединившего форов в середине XVII в. и создавшего на территории провинции многонациональный султанат. В главе прослеживается история арабизации и специфика исламизации региона. При этом охватывается период нескольких столетий. Изложение современной ситуации в Дарфуре совершенно невозможно без учета международного аспекта. Можно полностью согласиться с тем, что автор придает серьезное значение роли Муаммара Каддафи в регионе и приводит факты прямого военного присутствия Ливии. В главе дается характеристика некоторым акциям выходцев из Дарфура в борьбе за свои права, одним из проявлений которой стала публикация в 2000 г. "Черной книги".
Немалую роль в конфликте в Дарфуре играли и западные страны. О геноциде в Дарфуре заявил в своем выступлении Колин Пауэлл в сентябре 2004 г. Как реакция на него прошла всемирная пропагандистская кампания по сохранению стабильности и мира в Дарфуре. Вместе с тем применять военные санкции блок НАТО не смог. В настоящее время в Дарфуре действуют гуманитарные организации, силы Африканского союза и ООН.
Позицию автора относительно Дарфура можно охарактеризовать как взвешенную и умеренную, основанную на хорошем анализе фактов и тенденций. Книга снабжена фотографиями и специально подготовленными географическими картами, дающими достаточно полное представление о различных сторонах жизни страны.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |