Libmonster ID: UZ-1196

WANG DI. THE TEAHOUSE. SMALL BUSINESS, EVERYDAY CULTURE, AND PUBLIC POLITICS IN CHENDU, 1900 - 1950. Stanford : Stanford University Press, 2008. XIII, 355 p., ill*.

Вторая монография Ван Ди1 посвящена специально чайным его родного города. Считается, что обычай пить чай возник еще во времена Западного Чжоу в Сычуани - родине чая. Культура чаепития как части общественной жизни имеет здесь давние традиции, сохранению которых способствовала существующая вплоть до начала XX в. относительная изолированность и труднодоступность региона. Когда после прокладки новых транспортных путей многочисленные путешественники, как китайские, так и иностранные, стали прибывать в Чэнду, они оставили о городских чайных много восторженных отзывов, из которых становится понятно, что культура чайных Чэнду - нечто особенное, отличное от чайных других китайских городов.

Эту особость и пытается выявить Ван Ди. Читатели его первой книги помнят, что для него как ученого важно не столько описать явление, сколько показать, как оно трансформировалось в новое время и насколько эти изменения были благоприятны для народа. Первые пятьдесят лет XX в. - время постоянных изменений в городской жизни путем вестернизации, отсюда -экономические, социальные, политические и культурные сдвиги в общественной, "уличной", пользуясь терминологией Ван Ди, культуре Чэнду. Возрастающая роль государства приводит к утрате уникальности местных культур, и Ван Ди ставит перед собой задачу рассмотреть, как это происходит и насколько необратимы изменения. Чайные Чэнду для него - квинтэссенция местной культуры, самое яркое проявление ее самобытности.

Книга организована скорее тематически, чем хронологически, т.е. хронология заключена внутри темы. Такая структура чревата повторами, что ощущает и сам автор, признавая тем не менее, что она наиболее удобна для решения поставленных им задач.

Как явствует из названия первой части - "Чайные", в ней рассказывается о самих чайных: чайные как малый бизнес; гильдия владельцев чайных; труд и культура рабочего места в чайных. Чайные - малый бизнес во всех отношениях: они не требуют больших первоначальных капиталовложений и площадей, их обслуживает лишь несколько работников, что позволяет владельцам чайных получать небольшую, но стабильную прибыль. Чайные собирали вокруг себя представителей еще более малых бизнесов - торговцев вразнос, парикмахеров, знахарей, мелких ремесленников... Термин "малый бизнес" (сяо шанъе) употребляется по отношению к чайным во всех официальных документах (с. 27).


* Ван Ди. Чайные. Малый бизнес, повседневная жизнь и общественная политика в Чэнду, 1900 - 1950). Стэнфорд. Изд. Стэнфордского ун-та, 2008, XIII, 355 с., ил.

1 Рецензию Т. И. Виноградовой на первую книгу Ван Ди "Street culture in Chendu: Public space, urban commoners, and local politics in Chendu, 1870 - 1930" (Stanford, 2003) см.: Восток (Oriens). 2007. N 4.

стр. 204

Прибегая к многочисленным и разнообразным источникам, Ван Ди получает впечатляющие цифры количества чайных в Чэнду на рубеже веков: от 500 до 800, 2 заведения на 1000 жителей в 1920 г., т.е. гораздо больше, чем в огромном Шанхае. Периодом максимального расцвета чайных стали 1930-е гг. Нововведения, которые пытались внедрить местные власти в первые годы нового века, были благоприятны для малого бизнеса. В 1909 г. в Чэнду появляется электрическое освещение, начиная с середины 1920-х гг. предпринимаются попытки законодательно привить некие элементарные санитарные нормы. В 1926 г. были приняты специальные санитарные правила: персонал стали проверять на наличие кожно-венерических заболеваний, запрещено делать в чайных педикюр, парикмахеров обязали иметь лицензию. В 1931 г. издано предписание три раза фильтровать речную воду при помощи песчаных фильтров, нагревать ее до 100 градусов, не размещать чайные рядом с общественными туалетами, а спитую заварку выбрасывать не на пол, а в специальные корзины. Большие успешные чайные в центре старались безукоснительно следовать этим правилам.

В 1930-е гг. чайные давали средства к существованию более 60 тыс. жителей и стали одним из наиболее привлекательных бизнесов, центром городской экономики. Каждая чайная имела свою историю и стратегию развития. Владельцы чайных пытались создать свои собственные социальные сети и свою систему взаимоотношений с местными влиятельными бизнесменами и чиновниками. Бомбардировки Чэнду японцами с 1938 по 1941 г. привели к тому, что многие жители перебрались в пригороды и стали посещать тамошние дешевые до той поры чайные (p. 54).

В гильдию владельцев чайных Чэнду входили все владельцы заведений в городе. Большинство гильдий в Китае появилось в конце Мин. Существовало три типа традиционных ассоциаций, которые можно перевести одинаковым образом - "гильдия". Ван Ди анализирует взгляды разных ученых на термин "гильдия" применительно к разным китайским терминам, что свидетельствует о большой эрудиции автора в европейской историографии.

В Чэнду в конце Цин существовала "гильдия" торговцев чайным листом, под ее эгидой находилось 54 магазина, но ни одной чайной, в 1905 г. была организована Торговая палата, чайные вошли туда как рестораны - каковыми никогда не являлись - в 1909 г.

В 1918 г. центральное правительство издало Правила профессиональных организаций в промышленности и торговле - первый китайский закон о гильдиях. При гоминьдановском правительстве была разработана четкая структура гильдий. Гильдия владельцев чайных в Чэнду, созданная в 1931 г., подверглась реорганизации в 1936 г. Гильдия управлялась советом директоров (4 постоянных члена, 30 членов разного статуса) с президентом из числа постоянных членов, при совете работало 4 секции: общих вопросов, организации, бухгалтерский, связи с общественностью, во время войны также была образована секция пропаганды. Гильдия имела отделения (цзу) в различных районах города, регулировала ценовую политику и занималась регистрацией бизнеса. Роль гильдии особенно возросла во время войны и после нее.

"Союз работников чайных Чэнду" был создан в 1926 г., т.е. еще до того, как их работодатели объединились в гильдию. Работники чайных - в основном, конечно, официанты и официантки; о последних, о непростой судьбе женщины в мужском мире много и подробно пишет Ван Ди. Официантки чайных, как правило, не были проститутками, но само присутствие их неизбежно порождало гендерный конфликт и сексуальное насилие. Власти же не были склонны уделять внимание рассмотрению жалоб официанток, что подчеркивало традиционно низкий статус работников чайных - как женщин, так и мужчин.

Во второй части книги фокус зрения автора перемещается с чайных на их посетителей. Ван Ди склонен видеть в чайных "сцену, на которой все люди исполняли различные роли" (p. 114), и подразделяет людей, посещающих чайные, на праздных (местные ученые, литераторы, землевладельцы и прочие собственники, отставные чиновники) и занятых, для которых чайная - сцена (сказители и актеры различных театральных жанров), деловой кабинет (торговцы, врачи традиционной медицины), рабочее место и рынок (торговцы вразнос и ремесленники). Рассказывая подробно о каждой из этих групп людей, Ван Ди часто повторяет ту информацию, которую он уже приводил о них в своей первой книге; в этой же монографии он особенно много говорит о театральных представлениях, даваемых в чайных.

Представления сказителей приносили благосостояние чайным. При маленьких чайных с небогатыми посетителями выступали фокусники, жонглеры, чревовещатели, певцы. Благодаря чайным Чэнду получил репутацию города, где жизнь проходила в безделье и удовольствиях.

стр. 205

Первые театры здесь были основаны при чайных, тогда как в Пекине напротив - чайные были основаны при театрах Пекинской оперы (p. 136).

Владельцы чайных в расчете на привлечение постоянной аудитории предлагали долговременный ангажемент бродячим труппам, которые предпочитали стабильность. Первая сцена в Чэнду появилась в 1906 г. при чайной "Сад элегантного чая" (почти все чайные, которые показывали местные оперы, назывались садами - юань). Постепенно заведения обзавелись постоянными сценами и сосредоточили свои усилия скорее на спектаклях местной оперы, чем на чае, хотя первые требовали больших инвестиций. Как только театральные труппы "осели" при больших чайных, местные власти стали предпринимать попытки регулировать программы и репертуар театров, так как теперь в театре увидели средство образования народа, а не просто показ историй, исполненных предрассудков, как ранее.

Согласно документам, в 1909 - 1910 гг. в Чэнду давали 360 разных опер. При Республике социальные реформаторы стали создавать новые оперы, для сычуаньского музыкального театра была сделана адаптация "Хижины дяди Тома". С 1920-х гг. в репертуаре чайных появилась современная "разговорная" драма (хуацзюй) и новая опера.

Ван Ди приводит множество фактов из жизни тех чайных, которые стали больше театрами, чем чайными, об их штате, системе печатания афиш и программок, заказа билетов. Первые киносеансы "электрическая опера" состоялись также в чайных на рубеже веков, все необходимое для кинопоказа привозилось из Шанхая, фильмы на первых порах были исключительно западного производства. Аудитория чайных-театров, естественно, во многом отличалась от публики простых чайных. Остро встал вопрос о праве женщин посещать представления, полиция стремилась блюсти там общественную нравственность.

Часть третья - "Политика из чайных" - посвящена влиянию социальных конфликтов, национальной и местной политики на жизнь чайных и их культуру. Будучи публичным пространством, чайные контролировались правительством и реформаторами всех мастей. Ван Ди развивает идеи о неблагоприятном в целом влиянии модернизации и вестернизации, усилении вмешательства государства в стихийно складывавшуюся публичную повседневную жизнь, явно выраженные в его первой книге. В целом эта часть книги более всего повторяет соответствующие места предыдущей книги, пусть и с большим числом подробностей.

Заключение книги названо многозначительно - "Триумф малого бизнеса и повседневной культуры". Чайные автор склонен рассматривать как микрокосм, развивающийся по своим законам и способный до известной степени противостоять возрастанию роли государства в общественной жизни.

Интересны страницы, где Ван Ди пытается найти в культуре Запада аналоги чайным Чэнду. Чайные, полагает он, во многом похожи на западные таверны, кафе и особенно салуны, но без алкоголя, что, кстати, отличает их от британских чайных (p. 254). Странно, что отсутствует сравнение с ближневосточными кофейнями и духанами. Представляется, что между чайханой и китайской чайной больше общего, чем между чайной и салуном, и дело тут вовсе не в количествах потребляемого алкоголя. Игнорирование Ближнего Востока не показательно ли для ученого с Дальнего Востока, перебравшегося на крайний Запад?

Как явствует из последней фразы рецензируемой книги, Ван Ди намерен продолжить изучение чайных Чэнду, посвятив следующую монографию их судьбе при социализме.


© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/WANG-DI-THE-TEAHOUSE-SMALL-BUSINESS-EVERYDAY-CULTURE-AND-PUBLIC-POLITICS-IN-CHENDU-1900-1950

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Ilmira AskarovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Askarova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. И. ВИНОГРАДОВА, WANG DI. THE TEAHOUSE. SMALL BUSINESS, EVERYDAY CULTURE, AND PUBLIC POLITICS IN CHENDU, 1900-1950 // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 17.07.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/WANG-DI-THE-TEAHOUSE-SMALL-BUSINESS-EVERYDAY-CULTURE-AND-PUBLIC-POLITICS-IN-CHENDU-1900-1950 (date of access: 14.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. И. ВИНОГРАДОВА:

Т. И. ВИНОГРАДОВА → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Our opponents will claim some voluntarism and excessive “globalism”.. In an unreasonable "swing" for a lot! How much investment has been made, and whether a correct industrial world proportion in terms of costs and benefits is possible? The answer is simple. Calculate how much it will cost to clean the plastic of the World Ocean. Groundwater and groundwater in India, China, et cetera. How much is the restoration of the biosphere of the planet Earth!?
Catalog: Экономика 
"История картотеки Словаря русского языка XI - XVII вв."
42 days ago · From Ilmira Askarova
"И арф эоловых безмолвен грустный ряд..."
42 days ago · From Ilmira Askarova
На надоевшую тему о глаголах одеть и надеть
42 days ago · From Ilmira Askarova
"Увещевательная коммуникация" в СМИ
42 days ago · From Ilmira Askarova
Эмоции в народной волшебной сказке
42 days ago · From Ilmira Askarova
НЕ... - слитно или раздельно?
43 days ago · From Ilmira Askarova
ИМЕННИК РУССКИХ БЫЛИН
44 days ago · From Ilmira Askarova
О правописании гласных О и Е после шипящих. Запятая при однородных членах с союзами
45 days ago · From Ilmira Askarova
Kiriyak Andreevich Kondratovich (1703-1788)
45 days ago · From Ilmira Askarova

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

WANG DI. THE TEAHOUSE. SMALL BUSINESS, EVERYDAY CULTURE, AND PUBLIC POLITICS IN CHENDU, 1900-1950
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android