Программа разработана на кафедре Востоковедения МГИМО (У) МИД РФ
Авторы-составители: д.и.н., проф. Л. Б. Алаев, д.п.н., проф. А. Д. Воскресенский при участии к.и.н., проф. С. Б. Дружиловского, д.и.н., проф. Л. М. Ефимовой, д.и.н., И. Д. Звягельской, к.и.н., доц. В. А. Корсуна, д.и.н. проф. Э. В. Молодяковой, к.и.н., доц. М. А. Сапроновой, д.ф.н., проф. Б. С. Старостина, к.и.н., проф. Н. В. Степановой, к.и.н., доц. Е. А. Яковлевой.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Роль стран Азии и Африки в мировых процессах и в системе международных отношений продолжает повышаться. Возникновение однополярного мира, чрезвычайное усиление единственной сверхдержавы не могут остановить этот процесс. Один только демографический фактор - огромное преобладание неевропейцев в населении Земли - свидетельствует об этом. Естественная реакция неевропейских цивилизаций и народов на процесс глобализации будет выражаться в интенсификации поисков идентичности, в актуализации их богатых культурных традиций.
Усиление идеологических течений, которые можно объединить термином фундаментализм, очевидно в мусульманском мире, в Индии, в Юго-Восточной Азии. Подобные же процессы наблюдаются, хотя и менее ярко, в Китае, Корее, Японии.
В связи с этим знакомство будущих молодых специалистов с традиционным идейным комплексом неевропейских стран становится неотложной задачей.
Появление и развитие в странах Востока современной экономики; преобразование (иногда - ломка) социальной структуры; как стимулирующее, так и депрессивное влияние мирового рынка товаров, услуг, капиталов; политическое давление более развитых государств, с одной стороны, и новые возможности стран "третьего мира" воздействовать на ход мировых процессов, с другой, - все эти конфликтующие друг с другом факторы определяют формы и методы модификации традиционных представлений, их приспособления к нуждам современности, нередко - их реанимации в более или менее искаженном, гротескном виде.
Целью данного курса является рассмотрение части этого комплекса, тех составляющих традиционного сознания, которые можно назвать социально-политической мыслью, и трансформации этой составляющей в исторических условиях нового и новейшего времени под влиянием внутренних и внешних факторов.
Социально-политическая мысль на протяжении истории в большинстве обществ не являлась обособленной сферой знания. Процесс выделения естественных и гуманитарных наук из единого комплекса знаний (философии) в Европе стал происходить с началом Нового времени.
стр. 106
На Востоке этот процесс тоже начался - как независимо от влияния Европы, так и под этим влиянием, - но не закончился. Справедливо выражение, что индуизм или ислам, это не только религии, но и образы жизни. Не только в смысле, что религия диктует характер семейных отношений и пищевые и эстетические нормы, но и в том смысле, что определяет характер мышления, в том числе характер мышления в политике и светской жизни вообще. На Востоке все духовные процессы связаны с религией, так или иначе сакрализованы. К странам Дальневосточной цивилизации это относится меньше всего. Там место религии занимают учения, где этические, политические наставления занимают центральное место. Но нерасчлененность, связанность всех сторон жизни, которые нам представляются различными, характерна и для них.
Таким образом, выделяя дисциплину "История социально-политической мысли стран Востока", мы совершаем некую хирургическую операцию, пытаясь расчленить аналитическим скальпелем единое практико-философско-религиозное целое, выделить из него те элементы, которые в дальнейшем развитии могли бы привести, или же действительно привели к формулированию политических теорий, отличных от западных.
Это необходимо потому, что в условиях глобализации происходит распространение на весь мир тех представлений о "нормальном" устройстве общества, которые выработаны Западноевропейской цивилизацией, и, следовательно, подчинение, забвение, аннигиляция тех принципов, на которых веками основывались, строили свою жизнь неевропейские страны и народы.
Это вызывает недовольство, отторжение, доходящее до отрицания какой-либо ценности для народов мира западноевропейских по происхождению идей. Как бы ни относиться к этим идеям (демократия, плюрализм, либерализм и т.д.), нельзя отрицать, что они более универсальны и обладают большой привлекательностью и распространяются несмотря на все препятствия, которые им приходится при этом преодолевать. Любые поиски "своего пути", или "третьего пути" невозможны без хотя бы частичного заимствования западных идей.
Но глобализация идет не вполне по сценарию Запада. В будущем едином мире идеи, выработанные Востоком, обязательно будут востребованы, хотя и неясно, каков будет их удельный вес.
Подавление местных традиций, презрительное отношение к идейному наследству Востока как к "мертвому хламу" было характерно для периода колониализма, когда казалось, что у народов Востока нет иного пути, кроме как или вымереть, или европеизироваться. Но с обретением этими странами независимости становится все яснее, что традиции стран Востока надо учитывать, принимать во внимание.
Конечно, наблюдающееся сейчас усиление антизападничества или антиамериканизма только мешает позитивному процессу. Все попытки провозгласить превосходство Востока над Западом (так же, как и Запада над Востоком) в прошлом или настоящем крайне непродуктивны. Однако подобные явления в духовной жизни Востока также требуют тщательного изучения, поскольку представляют собой серьезную опасность для всего человечества.
Курс состоит из лекций по общим проблемам неевропейской социально-политической мысли и лекций, посвященных рассмотрению отдельных цивилизационных комплексов в их развитии. Лекции перемежаются семинарами, на которых будет закрепляться лекционный материал.
Из комплекса религиозно-философских идей выделяются:
- представления об обществе - его строении, системе ценностей, его целях, роли индивида и коллектива;
стр. 107
- система права как показатель понимания "справедливости" в данном обществе и роль морального фактора в повседневной жизни и в политике;
- представления о государстве - его происхождении (степень сакрализации власти и государя), его предназначении (наличие или отсутствие имперской идеологии), его функциях (в частности - в экономике), его "должном" устройстве;
- представления о межгосударственных отношениях (отношение к войне и миру, договорам и соглашениям).
Основное внимание уделяется тому пониманию всех этих вопросов, которое содержится в религиозных и прочих нормативных текстах, поскольку именно эти тексты в настоящее время служат источником, из которого черпается материал для "возрождения" и "возврата к чистоте" первоначальной религии и устройства общества. Однако соотношению теории и реального функционирования тех или иных освященных религией установлений также будет уделяться внимание.
На основе объективного рассмотрения традиционных воззрений будет подробно дана "новейшая история" социально-политической мысли стран Востока - столкновение традиционных норм и европейских идей, формирование как синтетических социально- политических теорий, так и реакционных учений, враждебных объективно идущим процессам.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Традиционная социально-политическая мысль стран Востока и современность
Определение содержания понятий: социальная и политическая мысль.
Значение изучения традиционной социально-политической мысли Востока в условиях глобализации и распространения западных ценностей. Опасность тенденции к забвению и оттеснению принципов, которыми руководствовались неевропейские народы на протяжении веков. Разрушительность идей о превосходстве Запада над Востоком, равно как и о превосходстве Востока над Западом.
Нерасчлененность религиозных, философских, этических, социальных и политических воззрений в странах Востока в древности и средневековье. Сакральное в жизни общества. Проблема выделения социально-политической мысли из этого комплекса. Общее и особенное в понимании общества и государства в Дальневосточной, Индийской и Арабо- мусульманской цивилизациях.
Проблема взаимовлияний цивилизаций: усвоение второстепенного и отторжение сущностного. Пример распространения марксизма в некоторых странах Востока в XX в. Идентификация цивилизации через отношение к ней со стороны. Особенности усвоения западных политических и социальных идей в период колониализма и в настоящее время. Поверхностная вестернизация социально-политической терминологии в освободившихся странах.
"Возрождение" традиций в странах Востока и фундаментализм. Идейные течения "возвращения к истокам". Поиски западных по происхождению ценностей в традиции своих стран. Использование западных идей в борьбе с глобализацией и вестернизацией.
Проблема формулирования универсальных ценностей и роли в этом процессе восточных традиций.
Вопросы к семинару
1. Практическая значимость изучения традиционных социально-политических взглядов.
стр. 108
2. Политика, экономика, этика и ритуал в общественной мысли стран Востока в древности и средние века.
3. Проблема взаимовлияний цивилизаций.
4. Проблема синтеза "западных" и "восточных" ценностей.
Литература
Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 2001.
Государство в докапиталистических обществах Азии. Сборник статей. М., 1987.
Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993.
Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 2001 (рекомендуется ко всему курсу).
Томпсон М. Восточная философия. М., 2000.
Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. XIX-XX вв. М., 1993.
Левин. З. И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М., 1999 (рекомендуется ко всему курсу).
История философии. Отв. ред. Степанянц М. Т. М, 1998 (рекомендуется ко всему курсу).
Политическая культура стран Азии и Африки. М., 1996.
Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и международные отношения. 1999, N 7.
Тема 2. Становление социально-политических концепций в древнем Китае.
Борьба социально-политических концепций в древнем Китае - "пусть соперничают сто школ".
Конфуцианство: социально-политическая составляющая учения в сравнительной перспективе. Конфуций как политик, мыслитель и личность. Конфуцианство в современной политической мысли Китая.
Моизм: социально-политическая составляющая учения в сравнительной перспективе. Основные философские и социально-политические категории учения.
Легизм. Экономическая программа переустройства страны Шан Яна. Политическая программа Шан Яна. Основные социально-политические характеристики учения.
Синтез конфуцианства и легизма: Сюнь-цзы и Хань Фэйцзы.
Социальная составляющая даосизма и основные принципы учения.
Вопросы к семинару
1. Специфика основных социально-политических учений в Китае.
2. Основные социально-политические идеи моизма.
3. Социально-политические взгляды легистов.
4. Конфуцианство и легизм: проблемы синтеза социально-политических представлений.
5. Социальная составляющая даосизма.
Литература
Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. М., 1973.
Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967.
Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1967.
стр. 109
Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.
Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в древнем Китае. М., 1970.
Дао и даосизм в Китае. М., 1972.
Китайские социальные утопии. М., 1987.
Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.
Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
Титаренко М. Л. Древнекитайский философ Мо Ди. М., 1985.
Феоктистов Е. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976.
Тема 3. Учение о государстве и человеке в конфуцианстве: сравнительный анализ.
Конфуций о человеке.
Категория цзюнь-цзы - "благородного мужа".
Категория жэнь - человеколюбие, гуманность, милосердие, добродетель. Категория вэнь - узор.
Категории хэ и тун - согласие. Учение о социально-политическом согласии.
17 характерных черт поведения ученого. Категория сяожэнь - простолюдина как понуждаемого человека. Социально-политическая стратификация в представлениях конфуцианцев.
Категории дэ, ли и сяо.
Учение Конфуция об обществе. Легисты и конфуцианцы об основах общественного устройства. Модель общества по Конфуцию.
Конфуций о государстве. Категории ли и фа. Закон в конфуцианстве и у легистов. Идеализация древности гу.
Система идей об организации управления. Категория Неба и ее место в системе управления государством. Концепция чжэнмин - упорядочивания названий. Три типа государств по Конфуцию.
Вопросы к семинару
1. Конфуцианство - общая характеристика социально-политической составляющей учения.
2. Конфуцианское учение об обществе.
3. Основные философские и социально-политические категории конфуцианства.
4. Учение о государстве в конфуцианстве.
5. Конфуцианская система идей об управлении.
Литература
Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.
Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.
Тема 4. Учение об управлении государством в средневековом Китае.
Социально-политический пафос трактата Ли Гоу.
Задачи правителя по трактату Ли Гоу "План обогащения государства". Проблема соблюдения меры и учение о "мере". Концепция "усилить основное - подавить второстепенное". Концепция "взимать с народа в соответствии с нормой".
стр. 110
Учение о деньгах как кормиле власти. План искоренения злоупотреблений правителем.
Учение об усилении армии и его связь с политическими доктринами в Китае. Концепция "военных поселений", ее историческое и современное социально-политическое наполнение.
Проблема отношений правителя и полководца по Ли Гоу. Учение о рациональном применении таланта государственного служащего.
Концепция взаимоотношений власти с народом по трактату Ли Гоу "План успокоения народа". Проблема улучшения "нрава народа" и способы "повелевания народом". Способы "управления народом". Проблема "обеспечения народа".
Традиционные китайские представления об управлении государством: место в истории государственной мысли и значение для сегодняшнего дня.
Вопросы к семинару
1. Задачи правителя в средневековом китайском учении об управлении государством.
2. Учение о деньгах как кормиле власти.
3. Идеи об усилении роли армии.
4. Роль полководца в учении об управлении государством Ли Гоу.
5. Учение о рациональном применении талантов госслужащего.
6. Представления о взаимоотношении власти и народа.
7. Значение концепций Ли Гоу с точки зрения современных теорий социально- политического управления.
Литература
Лапина З. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985. Искусство властвовать. М., 2001.
Тема 5. Включение Китая в диалог с европейской мыслью: проблемы адаптации
Феномен "роста без развития" Китая времен минского и цинского правлений. Представления о добродетельном правлении и реформаторские идеи в воззрениях оппозиционно настроенных ученых Ханьлиньской и Дунлиньской академий. Идеология религиозных сект и тайных обществ в период династийного кризиса.
Осознание необходимости преобразования китайского социума и его модернизации. Насильственный характер открытия Китая как препятствие восприятию китайцами западных ценностей. Проникновение идей христианства и тайпинская попытка радикального разрыва с прошлым.
"Политика самоусиления" - заимствование индустриальных технологий без изменения системы восточной деспотии: причины и последствия. Привлечение зарубежного опыта реформ политических институтов в построениях идеологов конституционно- монархического крыла китайских реформаторов - Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др. Ван Тао, Янь Фу и проблемы перевода основных понятий западной политической культуры на язык конфуцианской школы. "Сто дней реформ" (1898) - крах попытки модернизации китайского общества "сверху".
Основные подходы к восприятию ценностей западной культуры в китайской элите в конце XIX в. Расхождения представителей реформаторского и революционного крыла в вопросе о степени готовности китайской нации к демократическим преобра-
стр. 111
зованиям. "Новая политика" и "китаизация" европейских идей в целях возрождения Китая как сильного и богатого государства.
Вопросы к семинару
1. Концептуальные отличия христианских идей и конфуцианского мировоззрения.
2. Западные философские, политические и этические категории, не укладывающиеся в понятийный аппарат традиционной политической культуры.
3. Влияние демонстрационного эффекта Японии на складывание комплекса "неполноценности - превосходства" китайцев.
4. Логика интерпретации китайскими мыслителями западной политической лексики.
5. Суть разногласий реформаторов и революционеров в процессе формирования современной политической идеологии Китая.
Литература
Борох Л. Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. М., 2001.
Делюсин Л. П. Полемика о путях развития Китая // Китай. Поиски путей социального развития. М., 1979.
Каткова З. Д., Чудодеев Ю. В. Китай - Япония: любовь или ненависть? К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимодействия (VII в. н.э. - 30 - 40-е годы XX в.). Второе издание. М., 2002.
Калюжная Н. М. Традиция и революция: Чжан Бинлинь (1869 - 1936) - китайский мыслитель и политический деятель нового времени. М., 1995.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982.
Крушинский А. А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989.
Максимов Д. А. Политико-правовые взгляды Кан Ювэя // Проблемы Дальнего Востока. 2001, N 5. С. 108 - 118.
Москалев А. А. Доктрина китайской нации // Проблемы Дальнего Востока. 2002, N 5. С. 126 - 138.
Непомнин О. Е. Цинский Китай и токугавская Япония: две модели традиционного общества. // Восток-Россия-Запад. М., 2001. С. 589 - 625.
Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX века. М., 1980.
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.
Тема 6. Социально-политические концепции Сунь Ятсена.
Социально-политическая обстановка в Китае и мире в конце XIX в.
Освоение понятий западной культуры и философии в китайском обществе конца XIX в. Трансформация традиционного конфуцианства, его этических категорий и восприятие идей европейской политической философии. Политико-правовые проблемы в трансформированном конфуцианстве и влияние на них теорий европейского этатизма.
Социально-политические представления Сунь Ятсена на раннем этапе его деятельности. Политическая и аграрная программа.
Социально-политическая обстановка в Китае и мире в начале XX. в. Социально- политические взгляды Сунь Ятсена начала XX в.
"Программа строительства страны" по Сунь Ятсену. Учение о "трех народных принципах" и отношение к коммунистическим идеям.
Программа Сунь Ятсена 1920-х гг. "Манифест" и "Завещание" Сунь Ятсена. Раскол среди сторонников суньятсенизма после смерти Сунь Ятсена. Значение социально- политического наследия Сунь Ятсена.
стр. 112
Вопросы к семинару
1. Особенности восприятия идей европейской политической философии в Китае в конце XIX в.
2. Социально-политические представления Сунь Ятсена на раннем этапе его политической деятельности. Политическая и аграрная программы.
3. Социально-политические взгляды Сунь Ятсена начала XX в.
4. Программа Сунь Ятсена 20-х гг. XX в.
5. Значение социально-политического наследия Сунь Ятсена.
Литература
Борох Л. Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX вв. М., 2001. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985.
Тихвинский С. Л. Сунь Ятсен. Внешнеполитические воззрения и практика. М., 1964. Борох Л. Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX в.). М., 1985. Общественно-политическая мысль в Китае (конец XX - нач. XX в.). М., 1989.
Сухарчук Г. Д. Социально-экономические взгляды политический лидеров Китая первой половины XX в. М., 1983.
Крымов А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900 - 1917), М., 1980. Ефимов Г. В. Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914 - 1922. М., 1981.
Тема 7. Социально-политические концепции Чан Кайши и Мао Цзэдуна.
Социально-политическая обстановка в Китае после смерти Сунь Ятсена. Основные идеи Чан Кайши и его учение конца 20-х гг. XX в.
Учение о китайской нации. Концепция "территории национального существования", идея "пяти народов китайской нации".
Причины упадка нации по Чан Кайши. "Идеальный социальный строй" по Чан Кайши. Программа национальной революции. Учение о перестройке психологии, перестройке школы, отдельной личности. Представления о национализме, демократии и законности. Перестройка социальных обычаев и улучшение социальной морали по Чан Кайши.
Концепция: "Государство - отец народа". Аграрная программа Чан Кайши. Модификация суньятсеновской концепции миншэн - "народное благоденствие".
Значение социально-политических идей Чан Кайши с точки зрения сегодняшнего дня.
Теория классов и классовой борьбы в интерпретации Мао Цзэдуна. Анализ классов китайского общества Мао Цзэдуном. Политические критерии при анализе классовой структуры общества. Сунь Ятсен и Мао Цзэдун о классах. Утилитарная оценка потенциальной роли мелкой буржуазии Мао Цзэдуном.
"Новая генеральная линия" и "линия трех красных знамен" у Мао Цзэдуна. Теория ревизионизма и необходимости подрыва социальной стабильности.
Значение армии в политологических построениях Мао Цзэдуна. Концепция построения "нового общества" по Мао Цзэдуну.
Значение концепций Мао Цзэдуна для мировой социально-политической мысли.
Вопросы к семинару
1. Основные идеи учения о китайской нации у Чан Кайши.
2. Идеальный социально-политический строй в представлениях Чан Кайши.
стр. 113
3. Программа национальной революции по Чан Кайши.
4. Концепция: "Государство - отец народа".
5. Аграрная программа Чан Кайши.
6. Теория классов и классовой борьбы в интерпретации Мао Цзэдуна.
7. "Новая генеральная линия" и "линия трех красных знамен".
8. Теория ревизионизма и необходимости подрыва социальной стабильности.
9. Значение концепций Чан Кайши и Мао Цзэдуна для мировой социально-политической мысли.
Литература
Чан Кайши. Судьба Китая. 1943.
Галенович Ю. Цзян Чжунчжэн или неизвестный Чан Кайши. М. 1999.
Делюсин Л. П. Спор о социализме в Китае. М., 1980.
Бурлацкий Ф. Мао Цзэдун и его наследники. М., 1979.
Галенович Ю. Гибель Лю Шаоци. М., 2000.
Галенович Ю. Прав ли Дэн Сяопин, или китайские инакомыслящие на пороге XXI в. М., 2000.
Владимиров О., Ильин М. А. Эволюция политики и идеологии маоизма в 70-х - начале 80-х гг. М., 1989.
Критика теоретических концепций Мао Цзэдуна. М., 1970.
Ван Мин, Ленин, ленинизм и китайская революция. М., 1970.
Дэн Сяопин. Избранное. Пекин, 1985.
Ли Дачжао. Избранные произведения. М., 1989.
Мао Цзэдун. Избранные произведения, М., 1953.
Тема 8. Индийская социально-политическая мысль в древности
Особенности священных книг Индии как исторических источников. Дхармашастра и артхашастра. Эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна" как источники для изучения общественно-политической мысли.
Обоснование социальной иерархии, неравенства и кастовой системы. Учение о четырех варнах. Иерархичность как основной принцип понимания устройства мира и общества. Дхарма как социальный долг. Варнашрамадхарма - попытка упорядочения всего комплекса общественных отношений.
Особенности права: извечность (в этом смысле сакральность), принцип неравенства, противоречивость.
Учение о государстве. Легенды о происхождении царской власти. "Семь членов" государства. Царь и боги. Обряд раджасуя. Обязанности царя (раджадхарма) и неограниченность его власти. Царь как владетель всего, и царь как наемник, получающий плату. Роль царя в отправлении правосудия. Законность смещения царя, действующего вопреки дхарме. Концепция Рамраджьи. Проблема взаимоотношений правителя и жреца. Признание множественности обычаев общин, родственных групп, корпораций и каст.
Внешнеполитические концепции. Обряд ашвамедха. Концепция вселенского царя (чакравартина). Концепция мандалы царств. Агрессивность как естественное качество государства.
Вопросы к семинару
1. Соотношение ритуала, теории и действительности в дхармашастрах и "Артха-шастре".
2. Варианты легенд о происхождении царской власти.
3. Проблема сакральности царской власти.
стр. 114
4. Обязанности и права четырех варн.
5. Древнеиндийское понимание государственности, выраженное в учении о "семи членах" государства.
Литература
Законы Ману. Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. М., 1960.
Самозванцев А. М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1994.
Дхармашастра Нарады. Перевод с санскрита А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева. Вступительная статья А. А. Вигасина. М., 1998.
Артхашастра или наука политики. Перевод с санскрита. Издание подготовил В. И. Кальянов. М. -Л., 1959.
Вигасин А. А., Самозванцев А. М. "Артхашастра". Проблемы социальной структуры и права. М., 1984.
Вигасин А. А. Артхашастра и ритуалистика (две главы из "Трактата о политике") // Древние культуры Восточной и Южной Азии. М., 1999. С. 23 - 43.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. СПб, 2001.
Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
Самозванцев А. М. Проблемы организации индийского общества в конце I тыс. до н.э. - первых веках I тыс. н.э. // Восток (Oriens). 1999. N 2, 3.
Лелюхин Д. Н. Концепция идеального царства в "Артхашастре" Каутильи и проблема структуры древнеиндийского государства // Государство в истории общества (К проблеме критериев государственности). М., 1998. С. 8 - 143.
Лелюхин Д. Н. Государство, администрация и политика в "Артхашастре" Каутильи // Вестник древней истории. 1993, N 2. С. 4 - 24.
Вигасин А. А., Лелюхин Д. Н. Держава Маурьев и проблема древневосточного государства // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. История. Археология. Культурная антропология и этнография. М., 1996. С. 38 - 44.
Тема 9. Средневековая индийская политическая мысль
Изменения в понимании царской власти в "индусский период" средних веков, связанные с формированием сословия раджпутов. Война и удовольствия - основные занятия правителя. Уменьшение роли царя в отправлении правосудия. Взаимоотношения кшатриев и брахманов. Сакрализация царской власти.
Изменения в теории варн. Признание захвата статуса. Изменения в кастовых дхармах вайшьев и шудр. Ужесточение кастовой замкнутости.
Забывание "Артхашастры". Культивирование дхармашастр как способ выживания брахманизма / индуизма в изменяющейся культурной среде. Их роль как судебников. Наука нитишастра. "Нитисара" Камандаки.
Особенности общественно-политической мысли в Южной Индии. "Тирукурал". "Амуктамальяда" Кришнадеварайи.
Мусульманские теории государства и общества в Индии XIII-XVIII вв. Их влияние на индусскую мысль. Течения бхакти. Идеи равенства людей перед богом. Утопические идеи.
Вопросы к семинару
1. Средневековые представления о варнах и кастах.
2. Варианты сакрализации царской власти в средние века.
3. Изменения в понимании обязанностей царя в средние века.
4. Мусульманские политические теории в Индии.
стр. 115
Литература
Дандин. Приключения десяти принцев. Перевод с санскрита академика Ф. И. Щербатского. М., 1964.
Тирукурал. Книга о добродетели, о политике и о любви. Перевод с тамильского Ю. Глазова и А. Кришнамурти. М., 1963.
Древо индуизма. М., 1999.
Серебряков И. Д. Памятники Кашмирской санскритоязычной литературной общности VII-ХШ вв. М., 1982.
Ванина Е. Ю. Власть и народ: политические воззрения средневековых индийцев // Московское востоковедение. Очерки, исследования. Разработки. М., 1997.
Олимов М. А. Эволюция историософских воззрений в фарсиязычной историографии Индии. // Восток (Oriens). 1996, N 3. С. 5 - 29.
Олимов М. А. Исторические взгляды средневековых историков Индии (период Делийского султаната) // Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. К столетию со дня рождения И. М. Рейснера. М., 2000. С. 117 - 144.
Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. СПб, 2000.
Ванина Е. Ю. Идеи и общество в Индии XVI-XVIII вв. М., 1993.
Касты в Индии. М., 1965.
Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983.
Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. М., 1992.
Бхакти - религия любви. Материалы научной конференции. М., 1995.
Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. М., 1972.
Кочнев В. И. Гуру Говинд Сингх - реформатор сикхизма. // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973.
Тема 10. Модернизм, реформизм и традиционализм в социально- политической мысли Индии в новое и новейшее время.
Воздействие британских политических идей на индийских мыслителей. Евангелисты и утилитаристы.
Связь развития индийской политической мысли с религиозной реформацией. Либеральные течения. Политические взгляды основателей Индийского национального конгресса. Радикальный национализм и взгляды Б. Г. Тилака. Социальные воззрения Вивекананды. Социально-политические взгляды М. К. Ганди. Дж. Неру и С. Ч. Бос как выразители демократического и авторитарного течений в националистической политической мысли.
Индусский национализм. Взгляды В. Д. Саваркара и концепция Хиндутвы. Развитие этой концепции в трудах М. С. Голвалкара. Кастовые движения и процессы в кастовой системе. Отношение индусских организаций к касте.
Просветительство в индийском исламе. Модернизаторские и фундаменталистские, проанглийское и антиколониальное течения. Сайид Ахмад Барелви и индийские "ваххабиты". Сэр Сайид Ахмад-хан и реформаторское направление в индийском исламе. Дар-уль-улюм в Деобанде и исламский фундаментализм. Светский мусульманский национализм М. А. Джинны.
Развитие религиозного экстремизма в Индии и Пакистане после достижения независимости. Концепции Рамраджьи и "исламского государства".
Вопросы к семинару
1. Либерально-демократические концепции строительства индийского государства.
2. Проблема конфессии, кастовой идентичности и нации в Индии.
3. Секуляризм, коммунализм и демократические ценности в современной Индии.
стр. 116
Литература
Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981.
Мезенцева О. В. Мир ведийских истин. Жизнь и учение Свами Даянанды. М., 1994.
Гопалакришнан П. К. Развитие экономической мысли в Индии. М., 1965.
Мартышин О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1972.
Мартышин О. В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. М., 1981.
Юрлова Е. С. "Неприкасаемые" в Индии. М., 1989.
Алаев Л. Б. Индийские идентичности в условиях модернизации // Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М., 1999.
Гордон-Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1989.
Творчество Мухаммада Икбала. М., 1982.
Костюченко В. С. Вивекананда. М., 1977.
Бельский А. Г., Фурман Д. Е. Сикхи и индусы. Религия, политика, терроризм. М., 1992.
Бельский А. Г. Идеология и политика современного индусского коммунализма. Научно-аналитический обзор. М., ИНИОН, 1984.
Бельский А. Г. Мусульманский коммунализм в Индии: возникновение, идеология и политика. Научно- аналитический обзор. М., ИНИОН, 1988.
Глушкова И. П. Филологический анализ идеологической риторики. Маратхи в поисках национальной идеи // Восток (Oriens). 2002. N 4. С. 5 - 24.
Пруссакова Н. Г. Концепция "мусульманских наций" и "исламского государства" в идеологии движения за образование Пакистана // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 100 - 122.
Ганковский Ю. В. Каид-и Азам Мухаммад Али Джинна // Азия и Африка сегодня. 1996. N 12.
Тема 11. Социально-политическая мысль в буддийских странах Южной и Юго-Восточной Азии.
Распространение индуизма и буддизма в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Социально-политические воззрения буддизма хинаяны. Их отличия от индуистских идей и махаяны. Буддийские представления об обществе, государстве и индивидууме. Мироустроительная функция буддизма. Сакральность государства. Обязанности правителя. Монарх правящий и монарх царящий. Монарх как центральная ритуальная фигура.
Реформаторские движения в буддизме в новое и новейшее время. Роль традиционных буддийских идей в национально-освободительном движении.
Роль сангхи в становлении буддийских независимых государств Южной и Юго- Восточной Азии.
Древнеиндийское цивилизационное наследие в современных государственных идеологических системах стран "хинаянского круга". Культ дева-раджи. Устойчивость монархической традиции. Место республиканизма в хинаянских социально-политических концепциях. Культ государственных реликвий и национально- государственная самоидентификация.
Непрерывность социально-политической и культурно-религиозной традиции в Таиланде. Религиозно-идеологическое обеспечение курса на вестернизацию. Пантаизм и его идеологи: история и современность.
Особенности бирманской социально-политической мысли. Буддизм и демократия в понимании У Ну. Военный режим и идеологическое обеспечение политической стабильности и территориальной целостности.
"Раздробленная" монархическая традиция в Лаосе. Республиканские государственно-правовые институты и "монархическое сознание" в ЛНДР.
Социально-политическая мысль в Камбодже. Идеология "ангкорского духа". "Кхмерский королевский буддийский социализм" Нородома Сианука в 50 - 60-е гг. XX в. и эволюция монархической идеологии после 1993 г.
стр. 117
Особенности становления буддийской политической культуры и социально-политической мысли на Цейлоне. Ланкийские корни индокитайского буддизма. Роль буддийских организаций в современной Шри-Ланке. Концепции К. Маналгоды, Г. Обейесекеры, А. Т. Арийаратне.
Особенности социально-политической мысли во Вьетнаме. Культ предков как идейная первооснова социально-политической жизни вьетнамцев. Мифологема раздела Поднебесной и архетип "правителя Юга". Неоконфуцианская этика в контексте вьетнамской политической и социокультурной мысли. "Идеология патриотизма" - общая платформа виднейших представителей политической мысли Вьетнама. Вьетнамская махаянская этика и произведения венценосных патриархов школы тхиен. Роль синкретических религий (Каодай, Хоа хао). "Актуализация истории" как инструмент укрепления государственной власти во Вьетнаме. Новое в социально- политической мысли СРВ в эпоху дой мой ("обновления").
Вопросы к семинару
1. Основные категории социально-политического учения буддизма.
2. Концепции государственной власти в хинаянских странах.
3. Особенности взаимодействия буддийской сангхи и государства в Бирме (Мьянме), Таиланде, Шри Ланке
4. Особенности социально-политической мысли и связанного с нею политического процесса в отдельных странах "хинаянского круга".
5. Вьетнамская "идеология патриотизма" в прошлом и настоящем.
Литература
Агаджанян А. С. Буддийский путь в XX в. Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. М., 1993.
Антология традиционной вьетнамской мысли (X - начало XIII в.). М., 1996.
Бектемирова Н. Н. Монархия в политической культуре кхмеров // Политическая культура стран Азии и Африки. М., 1996 .
Бектемирова Н. Н. Буддийская сангха в независимой Кампучии. М., 1981.
Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
Вьетнамская философия нового и новейшего времени. Материалы и исследования. М., 1990.
Корнев В. И. Тайский буддизм. М., 1973.
Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.
Корнев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1987.
Ребрикова Н. В., Калашников Н. И. Таиланд. Общество и государство. М., 1984.
Семека Е. С. История буддизма на Цейлоне (сангха в древности и в средние века). М., 1969.
Словесная Н. Г. Интеллигенция Таиланда. М., 1983.
Старостин Б. С., Старостина Ю. П. Буддийская цивилизация // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Сост. Ерасов Б. С. М., 1998.
Талмуд Э. Д. Общественно-политическая мысль Шри-Ланки в новое время. М., 1982.
Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.
Традиционный мир Юго-Восточной Азии. Малая группа и социальная динамика. М., 1991.
Хо Ши Мин. Избранное. Воспоминания о Хо Ши Мине. М., 1990.
Юго-Восточная Азия. Идеология и религия. М., 2001.
Яковлева Е. А. О некоторых особенностях формирования и функционирования лаосского культурно-психологического типа в политической культуре лао // Политическая культура стран Азии и Африки. М., 1996.
Яковлева Е. А. Страны Восточного Индокитая в условиях глобализации. "Вьетнамский рывок" // Глобализация и поиски национальной идентичности в странах востока. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1999.
стр. 118
Тема 12. Социально-политические учения в истории культуры Японии.
Влияние базовых компонентов становления японского общества на развитие социально- политической мысли. Значение мифологизированной истории страны, сакральной генеалогии, синто, буддизма и конфуцианства в становлении государственности и формировании социально-политических учений. Институт императора как фактор устойчивости государственной системы Японии. Специфика власти в системе император- сегун .
Зарождение философской мысли в конце XVII - начале XVIII в. и ее экономическая направленность, роль джусианского конфуцианства (школа Огю Сорай). Историко- идеологические школы Мито и национальных наук (кокугакуха). Особое значение кокугакуха в формировании идеологии Реставрации Мэйдзи - возвращение власти императору, возрождение принципа единства властных и жреческих функций (сансэй итти). Соединение новой идеологии с ускоренной модернизацией страны. Теория кокутай - основа японской государственности до поражения в 1945 г. Японский национализм.
"Неординарная" демократия в Японии - соединение политической демократии, рыночных отношений и частной собственности. Консерватизм и неоконсерватизм в японском контексте.
Вопросы к семинару
1. Влияние базовых элементов формирования японского общества на социально- политические учения.
2. Факторы становления японской государственности, роль института императорского дома, теория кокутай.
3. Трансформация японского национализма.
4. "Неординарная" демократия в Японии.
5. Консерватизм и неоконсерватизм в послевоенной Японии.
Литература
Из истории общественной мысли в Японии XVII-XVIII вв. М., 1990.
Кодзаи Е. Современная философия. Заметки о "духе Ямато". М., 1987.
Размышления о японской истории. М., 1996.
Японский феномен. М., 1996.
Молодякова Э. В. "Неординарная" демократия в Японии // Япония: мифы и реальность. М., 1999.
Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. Подвижные и устойчивые элементы в японской политической системе // Восточный мир: Опыты общественной трансформации. М., 2001.
Маркарьян С. Б. Институт императора как фактор устойчивости государственной системы в Японии // Япония 2001: Консерватизм и традиционализм. М., 2002.
Саркисов К. О. Неоконсерватизм и теория "третьего пути": японский контекст // Япония 2001: Консерватизм и традиционализм. М., 2002.
Тема 13. Становление и развитие мусульманского учения о государстве и власти.
Исторические этапы формирования мусульманского права (VII-X вв.), его основные источники, взаимодействие двух начал: религиозно-этического и правового.
Причины и условия появления школ-толков (мазхабов) мусульманского права суннитского (ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская и др.) и шиитского (джафаритская, исмаилитская, зейдитская и др.) направлений и закрепление положений доктрины в качестве основного источника мусульманского права. Роль
стр. 119
ученых-юристов. Формирование основных подходов к изучению государства и политики: нормативно-юридического и этико-философского.
Особенности становления мусульманской концепции государства (XI-XIV вв.). Учение о дар-уль-ислам и дар-уль-харб. Концепция газавата (джихада). Халифат - ключевая категория мусульманско-правовой политической теории. Вопрос о верховной власти и ее наследовании в халифате в суннитской и шиитской политической доктрине, права и обязанности халифа.
Исламское учение об обществе. Понятие уммы.
Учение Ибн Халдуна о государстве и политике.
Радикальный пересмотр традиционных мусульманских политических представлений в конце XIX века. Основные взгляды основоположника идейного течения исламской реформации Джамаль ад-Дина аль-Афгани и их дальнейшая разработка в трудах Мухаммеда Абдо, Мухаммед Рашид Рида и др.
Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб. Ваххабизм как социально-политическая доктрина.
Разработка концепции халифата как мусульманской формы правления в современном государствоведении в странах Арабского Востока.
Вопросы к семинару
1. Основные источники и этапы формирования мусульманского права.
2. Институт верховной власти и ее наследование в Халифате.
3. Вопрос о верховной власти в шиитской политической доктрине.
4. Учение Ибн Халдуна о государстве и политике.
5. Концепция халифата в современном государствоведении.
Литература
Ан-Наим Абдулла Ахмед. На пути к исламской реформации. М., 1999.
Борисов К. Г. Исламская доктрина международного права и морового правопорядка // Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. М., 2001.
Игнатенко А. А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.
Политическая и правовая мысль арабского Востока // История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. Под ред. Нерсесянца В. С. М., 2001.
Кириллина С. А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX - начало XX века). М., 1989.
Милославский Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., 1991.
Резван Е. А. Коран и его толкования. СПб., 2000.
Саутов В. Н. Алавиты: социально-политические и идейные истоки вероучения // Ближний Восток и современность. М., 1996.
Социально-политические представления в исламе (история и современность). Под ред. Смилянской И. М. М., 1987.
Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 1982.
Сюкияйнен Л. Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.
Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
Фадеева И. Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 2001.
Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.
Чиркин В. Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.
стр. 120
Тема 14. Социально-политические концепции на современном Арабском Востоке.
Переходность арабского общества. Неоднородность его социально-экономических и государственно-политических структур. Сложное переплетение традиций и современности в общественной жизни арабов. Влияние этого фактора на процесс становления и нынешнее состояние социально-политических концепций на Арабском Востоке.
Роль ислама в развитии арабской общественной мысли. Соотношений в ней религиозного и секулярного начал.
Поиск арабскими мыслителями наиболее адекватного, способствующего прогрессу арабского общества варианта развития.
Концепции "арабского единства", "арабизма", "национализма", "арабского социализма", "исламского социализма" в теоретических подходах арабских мыслителей и в политической практике официальных властей.
"Насеризм", "баасизм", "третья мировая теория" М. Каддафи, "бургибизм" - идейно- теоретическое обоснование избранных рядом арабским стран парадигм развития. Отражение в них представлений об "идеальном" государственном и общественном устройстве арабов.
Вопросы к семинару
1. "Умма" как модель "идеального" устройства государства и общества в концепциях арабских мусульманских идеологов.
2. Отражение в концепциях арабских мыслителей роли Запада в социально-политическом развитии арабского мира.
3. Реакция арабских идеологов на вызовы современности (модернизация, глобализация).
4. "Особый", альтернативный путь развития арабского общества в теоретических воззрениях арабских ученых.
Литература
Гутчель Г. И. Демократизация в арабском мире: опыт Туниса и Сирии. М., 1999.
Котлов Л. Н. Становление национально-освободительного движения в арабских странах Азии. 1908 - 1914. М., 1986. Главы II, VI, X.
Левин З. И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М., 1999.
Левин З. И. Развитие арабской общественной мысли (после второй мировой войны). М., 1984.
Левин З. И. Развитие арабской общественной мысли. 1917 - 1945. М., 1979.
Ислам и исламизм. М., 1999.
Тихонова Т. П. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М., 1984.
Степанова Н. В. Египет: два века модернизации // Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. Учебное пособие. М., 1999.
Елоева Д. К. Исламская концепция прав человека и международные стандарты // Востоковедный сборник. М., 1999.
Елистратова Т. А. Из истории демократии в Египте: Мухаммед Нагиб (1901 - 1984) - первый президент страны // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 5. М., 2002.
Павлуцкая Э. В. Проблемы национализма и их связь с авторитарными тенденциями в Магрибе // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 5. М., 2002.
Рясов А. В. Государство и общество во взглядах ливийского лидера М. Каддафи и русских революционных радикалов. Сравнительный анализ // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 5. М., 2002.
Тема 15. Развитие политической мысли в Иране до исламской революции.
Бабидское движение в Иране. Политическая философия бабидов. Бехаизм.
стр. 121
Выдающиеся иранские мыслители конца XIX - начала XX столетия: Мальком-хан - теоретик и идеолог национальной буржуазии, Абдоррахим Талибов - идеолог буржуазно- демократических реформ в Иране. Сущность шиитской доктрины как фактора политической жизни Ирана.
Пехлевизм - официальная политическая доктрина шахского режима. Обоснование программы "Белой революции" и "Общества великой цивилизации" в авторских работах Мухаммеда Резы Пехлеви. Развитие исламской и светской политической мысли в Иране в период шахского правления. Джелал Але Ахмад и его книга "Западничество". Трактовка Дж.А. Ахмадом проблем истории и роли ислама в прошлом и настоящем. Развенчание буржуазной культуры и буржуазного образа жизни "общечеловеческих ценностей" в произведениях Голамхосейна Саэди. Трактовка социального прогресса в произведениях Али Шариати.
Вопросы к семинару
1. Сущность учения бабидов.
2. Политические взгляды и деятельность иранских просветителей в конце XIX -первой половине XX в.
3. Политические взгляды Мухаммада Реза Пехлеви.
4. Развитие оппозиционной политической мысли в Иране в период шахского правления.
Литература
Агаев С. Л. Иран в прошлом и настоящем. М., 1981. Иранская революция 1978 - 1979 гг. Причины и уроки. М., 1989.
Кляшторина В. Б. Иран 60 - 80-х годов. От культурного плюрализма к исламизации духовных ценностей. М., 1990.
Комиссаров Д. С. Иранские авторы о судьбах национальной культуры // Вопросы истории. 1981, N 2.
Мухаммед Реза Пехлеви. "Белая революция". М., 1976.
Общественная мысль в развивающихся странах. М., 1988.
Талибов Н. А. Общественная мысль в Иране в XIX - начале XX в. М., 1988.
Тонкабони Феридун. Новеллы. Сост. Дорри Дж. М., 1979.
Тема 16. Развитие политической мысли в Иране после исламской революции.
Политическое наследие аятоллы Рухоллы Хомейни. Его главное произведение - "Исламское правление" и его основные положения. Ревизия Р. Хомейни шиитских представлений о власти в исламском государстве. Принцип велаяте-факих и его роль в становлении новых органов государственной власти после победы исламской революции. Развитие представлений о политическом устройстве исламского государства в конституции ИРИ. Влияние политики на экономическую жизнь ИРИ. "Тоухидная экономика". Исламизация общественной жизни в ИРИ - претворение в жизнь политической доктрины Р. Хомейни.
Развитие политической мысли в ИРИ после смерти Р. Хомейни. Философско- политическое кредо президента ИРИ М. С. Хатами. Внутри- и внешнеполитические аспекты концепции М. С. Хатами. "Диалог цивилизаций". Идейно-политическая борьба в современном Иране по вопросу о выборе дальнейших ориентиров социально- политического развития ИРИ.
Вопросы к семинару 1. Сущность политических взглядов аятоллы Р. Хомейни.
стр. 122
2. Политическое устройство исламского государства в видении шиитского духовенства.
3. Идейно-политическая борьба в ИРИ после смерти Р. Хомейни.
Литература
Жуков Д. А. Имам Хомейни. М., 1999.
Имам Хомейни и духовное возрождение. М., 2000.
Имам Хомейни. Религиозное и политическое завещание. М., 1999.
Конституция Исламской Республики Иран // Весна свободы. М., 1994.
Хамид Ансари. Имам Хомейни. Политическая борьба от рождения до кончины. М., 1999.
Хатами М. С. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.
Тема 17. Сионизм как идеология и практика создания государства.
Подходы светских и религиозных протосионистов к созданию еврейского очага и государства. Книга "Рим и Иерусалим" М. Гесса. Обретение евреями государственности в Палестине как способ преодоления "исторической аномалии", как шанс добиться национального освобождения и стать вровень с другими нациями. Раввин И. Алкалай и его идеи духовного возрождения евреев в Палестине. Взгляды раввина Х. Калишера и его книга "Поиски Сиона" - совмещение религиозного и практического подхода к колонизации Палестины. Образование кружков "Возлюбленные Сиона" в России и Восточной Европе.
Т. Герцль как основатель политического сионизма (книга "Еврейское государство"). Ставка на получение от влиятельных держав политических прав на освоение Палестины. Формирование ишува (еврейской общины в Палестине) и различия в подходах сионистских лидеров к формированию и реализации национальных приоритетов. Различные идейные направления в ишуве (социал-сионисты, ревизионисты, религиозное крыло) и создание партийно-политической системы.
Государство Израиль как практическая реализация национальной идеи.
Вопросы к семинару
1. Различия в подходах светских и религиозных протосионистов к еврейскому переселению в Палестину.
2. Т. Герцль и создание политического сионизма. Определение основных задач движения.
3. Идейно-политические разногласия в сионизме (социалисты, ревизионисты, религиозные партии) и их отражение в партийно-государственной системе Израиля.
Литература
Лакер Вальтер. История сионизма, М., 2000.
Власть и политика в Государстве Израиль. Часть 1. От ишува к государству. Тель-Авив, 1997. Рубинштейн Амнон. От Герцля до Рабина и дальше. Сто лет сионизма. Минск, 2000. Воробьев В. П. Конституционно-правовая система Государства Израиль, М., 2002. Сатановский Е. Я. Израиль в мировой политике, М., 2001. Гл. 8 - 9.
Тема 18. Социально-политическая мысль в мусульманских странах Юго- Восточной Азии.
Особенности проникновения ислама в страны ЮВА. Воздействие мусульманской религии на политическую культуру народов региона. Появление исламизированных государств в ЮВА.
стр. 123
Ислам и колониализм. Мусульманская религия как символ противостояния колониальной экспансии и знамя антиколониальной борьбы.
Роль и место ислама в национально-освободительном движении в новое и новейшее время. Исламский национализм.
Модернизация ислама и ее отражение в общественно-политической мысли накануне и после достижения независимости.
Ислам и политика в современной Индонезии: основные течения общественно- политической мысли. Джакартская хартия. Проблемы исламизации Малайзии.
Религия в движениях политического и социального протеста в эпоху глобализации. Исламский экстремизм.
Вопросы к семинару
1. Особенности формирования исламской общественно-политической мысли в ЮВА.
2. Роль и место ислама в национально-освободительном движении в новое и новейшее время.
3. Место ислама в моделях национальной государственности.
4. Религия в движениях политического и социального протеста в эпоху глобализации. Исламский экстремизм.
Литература
Ефимова Л. М. Религиозные традиции в политической жизни современной Индонезии (1965 - 1992). М., 1992.
Ефимова Л. М. Президент Индонезии Абдуррахман Вахид и исламский фактор в политике // Полития. 2000. N 2.
Жаров В. А. Официальные идеологические доктрины Индонезии, Малайзии, Филиппин. М., 1985.
Ионова А. И. "Мусульманский национализм" в современной Индонезии. М., 1972.
Ионова А. И. Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. М., 1981.
Юго-Восточная Азия в 1998 г. Актуальные проблемы развития. М., 1999.
Юго-Восточная Азия в 1999 г. Актуальные проблемы развития. М., 2000.
Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы развития. М., 2002.
Юго-Восточная Азия в 2001 г. Актуальные проблемы развития. М., 2003.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Одно из направлений социально-политической мысли (по выбору студента из числа изученных в I и II семестрах) и его значение для сегодняшнего дня (I семестр, II семестр).
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ
1. Политика, экономика, этика и ритуал в общественной мысли стран Востока в древности и средние века.
2. Проблема синтеза "западных" и "восточных" ценностей.
3. Специфика основных социально-политических учений в древнем Китае.
4. Основные философские и социально-политические категории конфуцианства.
5. Конфуцианское учение об обществе.
6. Конфуцианство и легизм: проблемы синтеза социально-политических представлений.
стр. 124
7. Представления о взаимоотношении власти и народа в средневековом Китае.
8. Задачи правителя в средневековом китайском учении об управлении государством.
9. Концептуальные отличия христианских идей и конфуцианского мировоззрения.
10. Суть разногласий реформаторов и революционеров в процессе формирования современной политической идеологии Китая.
11. Этапы развития социально-политических взглядов Сунь Ятсена.
12. Основные идеи учения о китайской нации у Чан Кайши.
13. Теория классов и классовой борьбы в интерпретации Мао Цзедуна.
14. Значение концепций Чан Кайши и Мао Цзедуна для мировой социально-политической мысли.
15. Древнеиндийское понимание государственности. Учение о "семи членах" государства.
16. Политика и мораль в "Артхашастре".
17. Проблема сакральности царской власти в Индии в древности и средние века.
18. Проблема конфессии, кастовой идентичности и нации в Индии.
19. Основные категории социально-политического учения буддизма.
20. Кармическое сознание и хинаянская социально-политическая мысль в Южной и Юго- Восточной Азии.
21. Синтез и борьба брахманистских, хинаянских, либерально-демократических и марксистских идей в социально-политических учениях Бирмы. Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Шри-Ланки
22. Традиционные и новые элементы в социально-политической мысли СРВ в эпоху "обновления".
23. Влияние базовых элементов формирования японского общества на социально- политические учения.
24. Трансформация японского национализма.
25. Институт верховной власти и ее наследование в Халифате.
26. Вопрос о верховной власти в шиитской политической доктрине.
27. "Умма" как модель "идеального" устройства государства и общества в концепциях арабских мусульманских идеологов.
28. "Особый", альтернативный путь развития арабского общества в теоретических воззрениях арабских ученых.
29. Политические взгляды и деятельность иранских просветителей в конце XIX - первой половине XX в.
30. Развитие оппозиционной политической мысли в Иране в период шахского правления.
31. Сущность политических взглядов аятоллы Р. Хомейни.
32. Идейно-политическая борьба в ИРИ после смерти Р. Хомейни.
33. Особенности формирования исламской общественно-политической мысли в ЮВА.
34. Место ислама в моделях национальной государственности.
35. Т. Герцль и создание политического сионизма. Определение основных задач движения.
36. Идейно-политические разногласия в сионизме (социалисты, ревизионисты, религиозные партии) и их отражение в партийно-государственной системе Израиля.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |