Д. А. ФАЙЗУЛЛАЕВ
Доктор экономических наук
Мировой финансово-экономический кризис, набирающий в последнее время все большие "обороты", широко шагает по планете. Ни одна страна мира не может в полной мере нивелировать его негативное влияние. При этом характер проблем, порождаемых кризисом, их острота и способы разрешения в разных государствах значительно отличаются. Формы проявления кризисных явлений находятся в прямой зависимости от степени развитости экономической системы той или иной страны. В первую очередь, значительно ухудшается экономическая ситуация в слаборазвитых рыночных экономических системах, поскольку в условиях усиливающейся конкуренции в борьбе за выживание всегда побеждает сильнейший, поглощая более слабого.
Изучение особенностей проявления кризиса в государствах Центральноазиатского региона представляется очень важным, поскольку все они - экономические партнеры России, в той или иной мере связанные с ней реализацией разнообразных хозяйственных проектов. Таким образом, РФ и центральноазиатские государства неизбежно испытывают на себе влияние экономических процессов как положительных, так и отрицательных, происходящих в каждом из отдельно взятых государств.
В настоящее время состояние экономики всех стран региона крайне неустойчиво как в чисто хозяйственном, так и в социально-политическом плане. Практически во всех из них наблюдаются такие кризисные явления, как формирование государственного бюджета с большим дефицитом (кроме Казахстана), нескоординированность ценовой политики с покупательной способностью населения и товарностью рынка, высокий темп инфляции, кризис банковской сферы, усиление стагнации промышленного сектора экономики, спад темпов роста ВВП. Отличия проявлений кризиса в разных странах обусловлены спецификой отраслевого развития национальных экономических систем и масштабом рыночных преобразований.
КАЗАХСТАН - В ЦЕНТРЕ КРИЗИСА БАНКОВСКОЙ ЛИКВИДНОСТИ
Среди всех центральноазиатских государств Казахстан наиболее серьезно пострадал от последствий финансового кризиса. Это связано с тем, что республика характеризуется наибольшим уровнем развития рыночных институтов, наличием мощного промышленного комплекса, развитой банковской системой, а также значительными внутренними инвестиционными ресурсами. Достаточно развитая и интегрированная в мировой финансовый рынок казахская банковская система активно использовала современные формы ипотечного кредитования, инвестировала в ценные бумаги, развивала фондовый рынок.
В то же время Казахстан - это все еще развивающийся финансовый рынок, подверженный отрицательному влиянию при изменении настроения иностранных инвесторов. Именно поэтому казахская финансовая система значительно пострадала от потрясений на мировом рынке. В результате Казахстан сегодня имеет серьезные проблемы, связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовым банкротством, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенного на рынке ценных бумаг. Так, в 2008 г. казахские банки выплатили иностранным кредиторам 17 млрд. долл., а общий совокупный банковский долг составил почти 80 млрд. долл.1 Все это привело к снижению внутреннего кредитования, повышению процентных ставок по выдаваемым кредитам, а также закрытию пунктов экспресс-кредитования (выдача кредитов на короткий период времени без предоставления гарантий).
Кризис банковской ликвидности в Казахстане отрицательно повлиял на сектор реальной экономики. Так, значительно пострадала строительная отрасль, поскольку ряд строительных компаний, активно пользовавшихся услугами банковского кредитования, оказался на грани банкротства. Сооружение многих объектов, в том числе жилых домов, было приостановлено.
Для снятия социальной напряженности, вызванной протестами граждан, уже вложивших деньги в строительство, руководство Казахстана заверило, что 8 тыс. дольщиков должны получить свои квартиры уже в конце 2008 г. - начале 2009 г., а остальные - до конца 2009 г.2 При этом падают цены на рынке первичной и вторичной недвижимости - они уже снизились на 25 - 40% в зависимости от типа дома и его расположения3. Такое существенное падение цен спровоцировано значительным ростом безработицы и снижением покупательной способности населения в целом.
В 2008 г. серьезные потери понес малый и средний бизнес Казахстана, в котором на начало года было занято 1,4 млн. человек. Но уже к 1 апреля их число сократилось до 800 тыс.4 В результате возникла проблема сокращения налогооблагаемой базы, а следовательно, и снижения доходов казахского бюджета.
Ситуация на мировых рынках вызвала также снижение производства в горнорудной и металлургической отраслях. Так, металлургическая компания "Arcelor Mittal Steel Temirtau" отправила в неоплачиваемый отпуск более 4 тыс. человек ввиду значительного падения мировых цен и спроса на продукцию сталелитейной промышленности5.
Значительно выросли цены на продукцию сельского хозяйства, что особенно сильно отразилось на населении. Согласно информации Казахстанского агентства по статистике, больше всего увеличилась цена на рис (28,7%), семена подсолнечника (23,7%), мясо (15 - 18%), морковь (17%), лук (14%), картофель (13%)6.
Все вышеперечисленное способствовало ухудшению макроэкономических показателей Казахстана в целом. Так, уже в 2007 г. прирост ВВП (8,5%) замедлился по сравнению с 2006 г. По оценке правительства Казахстана, в 2008 г. этот показатель составил около 5%, а в 2009 г. может оказаться еще меньше7.
Одна из основных задач правительства Казахстана в настоящее время - удержание инфляции на уровне менее 10%. В 2008 г., согласно официальным данным, инфляция составила 7,9 - 9,9%8. Хотя,
учитывая остроту финансового кризиса именно в октябре-декабре, в целом за год этот показатель может быть и гораздо выше. В подтверждение сказанного отметим, что в отчете Азиатского банка развития о ситуации в Казахстане за 2008 г. подчеркивается, что в экономике вызывают тревогу прежде всего инфляция и банковский сектор9.
В сложившейся ситуации Астана предпринимает определенные меры для преодоления финансового кризиса. Значительное место, в частности, отводится созданному в 2000 г. Национальному фонду, который аккумулирует доходы, поступающие от продажи нефти и газа. В конце 2008 г. резервы фонда составляли 27,5 млрд. долл. Из этих средств правительство намерено использовать 10 млрд. долл.10, в том числе 5 млрд. долл. будут направлены на капитализацию новой структуры, создаваемой путем слияния двух компаний - холдинга "Самрук" и государственного фонда "Казына". Новый фонд "Самрук-Казына" с общей капитализацией 40 млрд. долл. будет представлять холдинговую компанию, специализирующуюся на управлении госактивами, а именно: государственной нефтегазовой компании "КазМунайГаз", государственного ядерного агентства "Казатомпром" и компании "Казахтелеком"11. Оставшиеся 5 млрд. долл. будут использованы для финансового вливания в экономику Казахстана. Кроме этого, еще 5 млрд. долл. будут выделены правительством из других, не имеющих отношение к Национальному фонду, средств и направлены правительством на укрепление банковской ликвидности. Таким образом, в целом финансовые вливания в экономику страны составят 15 млрд. долл.12
Правительство Казахстана еще до начала нынешнего кризиса наметило ряд мер, направленных на поддержку отдельных отраслей экономики. Так, в 2007 - 2008 гг. испытывающему серьезные проблемы строительному сектору было выделено 4,5 млрд. долл. Правительство Казахстана также гарантирует возврат банковских вкладов населения в объеме до 5 млн. тенге (около 40 тыс. долл.)13.
Президент Казахстана Н. Назарбаев подтвердил, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 2009 г. пенсии и зарплаты бюджетников будут повышены на 25%, а в 2010 г. - еще на 25%, как и было запланировано ранее14.
Расширению масштабов поступления средств в бюджет страны должен способствовать разрабатываемый ныне новый Налоговый кодекс. Он, в частности, предусматривает введение новых налогов для добывающих компаний. Планируется введение налога на добычу полезных ископаемых вместо рентного налога, что обеспечит государство стабильными доходами от сырьевой базы. Планируется также повысить экспортную пошлину для добывающих компаний, а также увеличить их расходы на реализацию социальных проектов, которые государство не может финансировать самостоятельно. Кроме того, будет расширен список экологических нарушений, предусматривающих взимание штрафов, размер которых также увеличен.
Все эти меры направлены не только на поддержание национальной финансовой системы в условиях кризиса, но и на достижение поставленной президентом Н. Назарбаевым задачи вхождения Казахстана в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Однако вряд ли предпринимаемых усилий будет достаточно для достижения данной цели. Согласно докладу о конкурентоспособности экономик мира в 2008 - 2009 гг., подготовленному Всемирным экономическим форумом, Казахстан опустился на пять позиций по сравнению с 2007 г., оказавшись на 66-м месте15. Основными факторами, повлиявшими на эту отрицательную динамику, по мнению Азиатского банка развития, являются "...необходимость контролировать растущую инфляцию и повышать эффективность работы отечественных банков в создавшихся непростых условиях"16.
ТУРКМЕНИСТАН - ЗАЛОЖНИК СОБСТВЕННЫХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Мировой финансовый кризис, скорее всего, не окажет непосредственного негативного влияния на туркменскую экономику, поскольку в течение многих лет, вплоть до прихода в 2007 г. к власти президента Г. Бердымухамедова, Туркмения придерживалась курса на экономическую изоляцию страны. Это обусловило ее неинтегрированность в мировую экономическую систему. Кроме того, финансовый сектор Туркменистана развит намного слабее, чем в других государствах постсоветского пространства. Следовательно, глобальные экономические процессы, в том числе и текущий мировой финансово-экономический кризис, в республике практически не проявляются.
До настоящего времени Туркменистан не брал значительных кредитов в иностранных банках, поэтому у страны нет такой задолженности, как у других государств бывшего СССР. Кроме того, Туркменистану пока удается избегать серьезных проблем, вызванных финансовым кризисом во многом благодаря стабильно высоким ценам на основной предмет туркменского экспорта - природный газ, обеспечивающий значительную часть поступлений в госбюджет.
Известно, что центральноазиатские государства собираются перейти с 2009 г. на продажу энергоносителей по европейским ценам. В частности, планировалось, что закупочная цена туркменского газа для компании "Газпром" составит 250 - 270 долл. за 1000 куб. м17 - это в 1,6 - 1,9 раза выше цены, оговоренной на 2008 г. и составлявшей 130 долл. в первом полугодии и 150 долл. за 1000 куб. м - во втором18. Однако цены на газ будут падать.
Основные социально-экономические проблемы Туркменистана связаны с тем, что с начала 2008 г. здесь установлен новый курс национальной валюты - маната. Это было сделано с целью сокращения разрыва между неофициальным обменным курсом (24 тыс. манат за 1 долл.) и прежним официальным курсом (5 тыс. манат за 1 долл.). Новый курс ближе к срединному значению - 14250 манат за 1 долл.19, но не является рыночным, поскольку не отражает динамику спроса и предложения валютного рынка.
В результате проведения валютной реформы резко подорожали продукты питания и товары первой необходимости, выросли цены на бензин. Сейчас обсуждается вопрос о пересмотре тарифной политики в системе жилищно-коммунального хозяйства. Напомним, что значительная часть услуг ЖКХ в течение многих лет была для всех жителей Туркмении бесплатной.
Согласно данным правительства Туркменистана, темпы роста ВВП в 2008 г. составили 7%, а инфляции - 7 - 10%20.
Таким образом, основной источник внутренних проблем в республике на данный момент - не глобальный финансовый кризис, а проведение валютной реформы, значительно сократившей накопления граждан в долларах и вызвавшей социально-экономический кризис. Представляется, что в 2009 г. экономическая ситуация в Туркмении может ухудшиться, если под влиянием мирового финансового кризиса изменится ценовая политика на мировом рынке природного газа.
УЗБЕКСКАЯ БАНКОВСКАЯ РЕФОРМА
Узбекистан, так же как и Туркменистан, избежал большинства проблем, вызванных непосредственно финансовым кризисом, поскольку экономика страны носит закрытый характер, практически не интегрирована в мировую финансовую систему и базируется на реальном секторе при слабой банковской системе.
В то же время Узбекистан испытывает отрицательные последствия российского финансового кризиса. Это связано с тем, что от 10 до 20% ВВП Узбекистана составляют денежные переводы, которые поступают от рабочих-мигрантов, трудящихся в России и Казахстане. Так,только в первом полугодии 2008 г. объем переводов в страну составил почти 2 млрд. долл.21 Кроме существенного вклада в ВВП республики, трудовая деятельность (легальная и нелегальная) узбеков за пределами республики в значительной мере способствовала хотя бы временному решению проблемы массовой безработицы, уровень которой в республике очень высок.
В настоящее время строительный сектор России и Казахстана, где была занята большая часть рабочих-мигрантов, испытывает серьезные трудности - реализация многих строительных проектов приостановлена на неопределенный срок ввиду проблем с финансированием. Найти же работу в других сферах для мигрантов практически невозможно, так как значительная их часть пребывает на территории России на полулегальном положении, не обладает высокой профессиональной квалификацией и плохо знает русский язык.
Итак, в ближайшем будущем Узбекистан столкнется с необходимостью решения двух серьезнейших проблем, существовавших и ранее, но значительно усугубившихся под влиянием финансового кризиса в России, - бедности и безработицы. Причина тому - предстоящее массовое возвращение рабочих-мигрантов на родину. Эта ситуация уже отразилась на темпах роста инфляции и сокращении платежеспособного потребительского спроса, вызвав кризис на потребительском рынке.
В сентябре 2008 г. в среднем на 20 - 22% повысились цены на топливо. С октября повысились тарифы на центральное отопление и горячее водоснабжение (на 15%), а также стоимость жилищных эксплуатационных услуг (на 10%). Ожидается подорожание проезда в общественном транспорте22. Однако больше всего возросли цены на продукты питания: хлеб (на 25%), масло, мясо, сахар, макароны (на 50%), рис (в 2,5 раза)23.
В настоящий период узбекские власти предпринимают различные меры для того, чтобы обезопасить банковскую систему от возможных негативных последствий, которые уже начали проявляться.
Банковская реформа началась здесь в ноябре 2007 г., когда вышел президентский указ, согласно которому банки и другие финансовые институты обязаны содействовать росту сбережений населения и сокращению объема денежной наличности в обороте24. В феврале 2008 г. банки были освобождены от уплаты налогов при условии направления свободных средств на увеличение собственного капитала.
Согласно официальной статистике, реформа уже начала давать результаты. В начале 2008 г. в Узбекистане насчитывалось около 30 коммерческих банков, около 7,5 тыс. банковских филиалов, мини-банков и сберегательных касс, а число денежных вкладов населения в них увеличилось на 1/3 по сравнению с 2007 г.25
Государственная поддержка позволила узбекским коммерческим банкам предлагать населению высокие дивиденды по долгосрочным депозитам - до 20% ежегодно. В минувшем году четыре крупнейших банка страны - "Народный банк", "Узпромстройбанк", "Пахта-банк" и "Галла-банк" - намеревались удвоить свой капитал26. Однако осенью 2008 г. ситуация на финансовом рынке начала стремительно меняться. В сентябре-октябре 2008 г. вкладчики узбекских банков, большую часть которых составляют госслужащие, сотрудники бюджетных организаций и пенсионеры, были напуганы информацией о последствиях финансового кризиса, особенно в близлежащих странах, и начали забирать свои вклады.
В ноябре 2008 г. было опубликовано постановление президента И. Каримова "О проведении среди коммерческих банков республики конкурса по привлечению вкладов населения". Коммерческие банки, привлекшие больше всех вкладов населения, получат специальный призовой фонд27. Представляется, что основная цель этого постановления - создание препятствий для внезапного массового оттока финансов из банков. Но, скорее всего, именно это в настоящее время и происходит. Вкладчики, забравшие свои вклады, не спешат возвращать их на банковские счета и переводят деньги в иностранную валюту - доллары и евро.
Из чего нельзя не сделать вывод: узбекские банки не вызывают доверия у населения, что порождает проблемы с наличием в них национальной валюты. Таким образом, проводимая банковская реформа пока не достигает поставленной цели.
КЫРГЫЗСТАН И ТАДЖИКИСТАН: РИКОШЕТ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Мировой финансовый кризис не оказывает прямого воздействия на экономику Таджикистана и Кыргызстана. Подобно Туркмении и Узбекистану, финансовые системы этих республик практически не интегрированы в мировую систему, и поэтому особых потрясений национальные банковские системы не ожидают.
Однако экономическая ситуация в этих республиках далека от стабильной. Оба государства переживают системный кризис, характеризующийся глубоким спадом во всех отраслях экономики. Киргизия и Таджикистан удерживали отрицательные "рекорды" макропоказателей в 2008 г. среди всех стран СНГ. Здесь самый низкий рост ВВП - в среднем около 6% - и самые высокие темпы инфляции - 26,6% (Кыргызстан) и 29,8% (Таджикистан)28. Причем, рост ВВП происходит за счет увеличения цен и прироста темпов развития торгового и посреднического секторов экономики, а не за счет развития производства. Промышленность этих стран не способна выдержать конкуренции - прежде всего по качеству изделий - с иностранными компаниями и все больше уступает национальный рынок импортным товарам, сокращая объемы собственного производства.
В Киргизии данный процесс еще более усугубляется тем, что республика в 1998 г. вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Причем условия вступления в ВТО, подписанные Кыргызстаном, открыли широкий доступ иностранным товарам на местный рынок, практически полностью устранив из него национального производителя, не выдерживающего конкуренции с гораздо более качественными и сопоставимыми по цене импортными товарами.
Ситуация значительно осложняется глубоким энергетическим кризисом в республиках, который невозможно преодолеть только за счет собственных ресурсов и потому требующим привлечения иностранных ресурсов и инвестиций.
Несмотря на отсутствие прямой взаимосвязи между внутренними экономическими проблемами Кыргызстана и Таджикистана и мировым финансовым кризисом, эти республики все же ощущают его влияние в секторе реальной экономики. Так, резко упал спрос на экспортную продукцию киргизской и таджикской промышленности и сельского хозяйства. Сокращаются переводы рабочих-мигрантов из России, составлявшие более 30% ВВП Таджикистана и около 50% ВВП Киргизии29 (по данным Азиатского банка развития, 79 % переводов в Кыргызстан и 98% переводов в Таджикистан идут именно из нашей страны30).
Кстати, достаточно сложно оценить число мигрантов из этих республик, работающих в Российской Федерации. По данным Госкомитета по миграции и занятости Кыргызстана, в РФ насчитывается 500 - 800 тыс. трудовых мигрантов из этой страны31. Согласно информации миграционной службы Таджикистана, за границей работают 600 тыс. граждан страны; из них только в первом полугодии 2008 г. на заработки в Россию уехали 220 тыс. человек32.
Предполагая, что значительная часть трудовых мигрантов может вернуться на родину вследствие возникших проблем в российском строительном секторе, киргизским и таджикским властям, по-видимому, уже сейчас нужно разрабатывать планы выхода из этой непростой ситуации, поскольку налицо вероятность не только финансовой, но и гуманитарной катастрофы в этих государствах. Впрочем, как и в других центральноазиатских республиках, за исключением разве что Казахстана.
РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ - ПАНАЦЕЯ ОТ КРИЗИСА?
Наиболее вероятный путь преодоления последствий нынешнего мирового финансового кризиса, в той или иной степени затронувшего все государства Центральной Азии, - привлечение значительных капиталовложений в наиболее пострадавшие отрасли. Этот регион открыт для инвестиционных вливаний любой страны и любой компании мира. Однако в настоящее время вряд ли стоит ожидать проявления инвестиционной активности, особенно со стороны западных стран.
Западные компании и в прежние годы не торопились вкладывать существенные средства в экономику центральноазиатских государств, несмотря на то, что на протяжении практически 10 лет (1991 - 2000 гг.) внешнеполитический курс последних был ориентирован, прежде всего, на сотрудничество со странами Запада. Это объяснялось достаточно высокими рисками вложения капиталов в ослабленные системным кризисом экономики стран Центральной Азии, среди которых главные - неплатежи и низкая рентабельность новых производств, слабость национальных валют, а также политическая нестабильность в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане. Кроме того, в настоящее время большинство западных стран предпочитают вкладывать деньги в спасение от мирового финансового кризиса собственных экономик.
Видимо, государствам Центральной Азии целесообразно активнее включаться в конкурентную борьбу за российские инвестиции, которые на данный момент представляются более предпочтительными ввиду активного процесса интеграции - экономической, политической и военной - России и стран Центральноазиатского региона, а также относительно более благополучного состояния российской экономики по сравнению с западными государствами.
Руководство стран региона, безусловно, осознает сложность и неординарность сложившейся ситуации, что подтверждают значительные инвестиционные вливания в их экономику в 2008 г. По данным Статкомитета СНГ, в прошедшем году наибольший приток инвестиций наблюдался в Таджикистане - прирост составил 159,5% по сравнению с 2007 г. Причем, значительную долю привлеченных средств составили российские вложения в строительство Рогунской ГЭС. Казахстан демонстрировал гораздо меньший прирост - 112,4%, но задействовал в основном собственные инвестиционные ресурсы. В Киргизии темп прироста инвестиций был еще меньше - 100,7%33. Самая проблемная с этой точки зрения ситуация сложилась в Узбекистане, где показатель роста инвестиционных вложений в 2008 г. составил всего 41%34. В этой связи решение руководства Узбекистана о выходе из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), обнародованное в ноябре 2008 г., выглядит, по меньшей мере, немотивированным.
Не рассматривая политические и экономические причины этого решения, отметим, что оно, скорее всего, приведет к замедлению реализации совместных проектов и, соответственно, притока российских инвестиций в республику. В то же время Узбекистан сейчас вряд ли может рассчитывать и на существенный приток западного капитала, а собственных инвестиционных средств у республики практически нет.
В целом же представляется, что сложившаяся непростая экономическая ситуация как в Центральной Азии, так и на всем пространстве СНГ, требует политического и экономического сближения государств постсоветского пространства, которое позволит совместными усилиями преодолеть отрицательные последствия мирового финансово-экономического кризиса.
1 Mirak-Weissbach Muriel. Kazakhstan: Central Asian Giant Battles World Crisis // Global Research, 26.10.08.
2 Сатпаев Д. Первыми пострадали строители // Независимая газета, 13.10.08.
3 Там же.
4 Там же.
5 Панфилова В. Восточный базар не радует покупателей // Независимая газета, 27.10.08.
6 Там же.
7 Mirak-Weissbach Muriel. Op. cit.
8 Ibidem.
9 Asian Development Outlook 2008 (ADBrs Flagship Report) - www.adb.org
10 Mirak-Weissbach Muriel. Op. cit.
11 Ibidem.
12 Ibidem.
13 Сатпаев Д. Первыми пострадали строители...
14 Там же.
15 The Global Competitiveness Report 2008 - 2009 (Papers of the World Economic Forum) - www.weforum.org
16 Asian Development Outlook 2008...
17 Газ - по ценам Европы // Эксперт Казахстан, N 11 (159), 17.08,08.
18 Российско-туркменское сотрудничество (материалы Российской национальной выставки в Туркменистане, август 2008 г.) - www.turkmenistan.expoclub.ru
19 Панфилова В. Восточный базар не радует покупателей...
20 Asian Development Outlook 2008...
21 Панфилова В. Восточный базар не радует покупателей...
22 Uzbek authorities try to stem capital flight // Reporting Central Asia, N 555, 06.11.08.
23 Ibidem.
24 Thumbs down for Uzbek bank reform // Reporting Central Asia, N 520, 07.12.07.
25 Uzbek authorities try to stem capital flight...
26 Ibidem.
27 Ibidem.
28 Михайлов Г. Сытый голодного не понимает // Независимая газета, 27.10.08.
29 Панфилова В. Восточный базар не радует покупателей..; Levina Maria. Financial crisis largely spares Kyrgyzstan // The Times of Central Asia, 07.11.08.
30 Asian Development Outlook 2008...
31 Levina M. Financial crisis largely spares Kyrgyzstan...
32 Панфилова В. Восточный базар не радует покупателей...
33 Материалы Статистического комитета СНГ - www.cisstat.org
34 Там же.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2024, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |