Для современной мировой экономики характерно углубление международного разделения труда. Чем выше уровень экономического и технологического развития, тем больше межотраслевое разделение труда сменяется внутриотраслевым. Развивается международное производство и обслуживающая его внутриотраслевая торговля. Наиболее интенсивно этот процесс идет в машиностроительной отрасли, так как сложность конечного продукта создает обширные возможности для обособления отдельных производственных операций и специализации на них отдельных производителей. В результате формируются транснациональные комплексы, в рамках которых производственные связи пересекают национальные границы. С очертаниями таких комплексов все больше вынуждена считаться национальная экономическая политика. Они определяют приоритетные направления либерализации внешнеэкономической деятельности, экономической интеграции, влияют на валютную политику и т.д. Выявив основные направления международной торговли машиностроительной продукцией, можно очертить приблизительные границы таких комплексов. В этом отношении значительный интерес представляет анализ торговли машинами и оборудованием государств, которые занимают лидирующие позиции в мировом машиностроении. К таким странам, несомненно, относится Япония.
На протяжении последних десятилетий Япония неизменно входила в число крупнейших промышленных держав мира. По данным ВТО, в 2004 г. она занимала четвертое место в мире по экспорту товаров (после Германии, США и Китая)1. При этом основной отраслью ее мирохозяйственной специализации является машиностроение. Япония входит в число крупнейших производителей и экспортеров машин и оборудования в мире. Чтобы определить основные направления торгово-производственных связей ее машиностроения, рассмотрим национальную статистику внешней торговли машинами и транспортным оборудованием (МТО)2, которая содержит наиболее подробную информацию об экспорте и импорте.
ВАЖНЕЙШИЕ ПАРТНЕРЫ И ТОРГОВЫЕ ПОТОКИ
Рассматриваемый период (2001 - 2004 гг.) является послекризисным. Как известно, в 2001 г. отмечался спад в производстве информационного и телекоммуникационного оборудования. По данным ВТО, его экспорт в общемировом масштабе сократился на 14%, а в Японии - еще более существенно. Это привело к серьезному сокращению промышленного экспорта Японии (а также Сингапура, Тайваня, Малайзии, Таиланда и некоторых других азиатских стран)3. При этом товарный экспорт Японии в среднем за 2000 - 2004 гг. рос значительно медленнее, чем совокупный экспорт стран Азии. Однако Япония осталась одним из ведущих поставщиков МТО на мировой рынок. В 2004 г. на нее приходилось 9% мирового экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования (для сравнения: экспорт всех 25 стран ЕС за его пределы составил 8.9% мирового экспорта) и 13.7% экспорта продукции автомобильной промышленности4.
В последние годы свыше 85% японского экспорта МТО приходилось на долю 20 стран - крупнейших импортеров (см. табл. 1). Список ведущих импортеров был достаточно устойчив, что в значительной мере обусловлено долговременным характером кооперационных связей в машиностроении. На протяжении четырех лет (2001 - 2004) 19 из 20 стран в списке не менялись. Это страны Северной Америки (США и Канада), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Австралия, Гонконг, Индонезия, Китай, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Филиппины), Западной Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция) и одна страна Латинской Америки (Панама). Таким образом, Япония поставляет машиностроительную продукцию в основные про-
СОКОЛОВ Вячеслав Вячеславович, кандидат экономических наук.
1 См.: International Trade Statistics 2005. Geneva, 2005. P. 21.
2 Данные о торговле МТО охватывают товары, классифицируемые в группе 7 Международной стандартной торговой классификации SITC.
3 См.: International Trade Statistics 2002. Geneva, 2002. P. 4, 135.
4 См.: International Trade Statistics 2005. P. 144, 165.
стр. 81
Таблица 1. Японский экспорт машин и оборудования в 20 стран - крупнейших импортеров
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
||||||||
страна |
млрд. иен |
%к итогу |
страна |
млрд. иен |
%к итогу |
страна |
млрд. иен |
%к итогу |
страна |
млрд. иен |
%к итогу |
США |
11102 |
33.7 |
США |
11569 |
32.6 |
США |
10342 |
27.8 |
США |
10546 |
25.7 |
Китай |
1910 |
5.8 |
Китай |
2678 |
7.5 |
Китай |
3799 |
10.2 |
Китай |
4397 |
10.7 |
Гонконг |
1642 |
5.0 |
Гонконг |
1866 |
5.3 |
Гонконг |
2072 |
5.6 |
Тайвань |
2483 |
6.0 |
Тайвань |
1541 |
4.7 |
Республика Корея |
1785 |
5.0 |
Республика Корея |
2029 |
5.5 |
Республика Корея |
2333 |
5.7 |
Республика Корея |
1512 |
4.6 |
Тайвань |
1718 |
4.8 |
Тайвань |
1971 |
5.3 |
Гонконг |
2256 |
5.5 |
Германия |
1292 |
3.9 |
Германия |
1219 |
3.4 |
Германия |
1374 |
3.7 |
Германия |
1478 |
3.6 |
Сингапур |
1188 |
3.6 |
Сингапур |
1158 |
3.3 |
Великобритания |
1186 |
3.2 |
Таиланд |
1337 |
3.3 |
Великобритания |
1074 |
3.3 |
Великобритания |
1132 |
3.2 |
Таиланд |
1170 |
3.2 |
Великобритания |
1256 |
3.1 |
Нидерланды |
1013 |
3.1 |
Таиланд |
1031 |
2.9 |
Сингапур |
1108 |
3.0 |
Сингапур |
1240 |
3.0 |
Таиланд |
897 |
2.7 |
Нидерланды |
999 |
2.8 |
Нидерланды |
997 |
2.7 |
Нидерланды |
1071 |
2.6 |
Итого по 10 странам |
23171 |
70.4 |
|
25154 |
70.8 |
|
26048 |
70.1 |
|
28396 |
69.1 |
Малайзия |
888 |
2.7 |
Малайзия |
897 |
2.5 |
Австралия |
928 |
2.5 |
Австралия |
1052 |
2.6 |
Австралия |
701 |
2.1 |
Австралия |
826 |
2.3 |
Малайзия |
824 |
2.2 |
Малайзия |
841 |
2.0 |
Филиппины |
695 |
2.1 |
Канада |
764 |
2.2 |
Канада |
716 |
1.9 |
Канада |
686 |
1.7 |
Канада |
643 |
2.0 |
Филиппины |
716 |
2.0 |
Филиппины |
689 |
1.9 |
Филиппины |
669 |
1.6 |
Панама |
580 |
1.8 |
Панама |
572 |
1.6 |
Панама |
626 |
1.7 |
Панама |
651 |
1.6 |
Франция |
507 |
1.5 |
Франция |
534 |
1.5 |
Франция |
582 |
1.6 |
Франция |
648 |
1.6 |
Индонезия |
495 |
1.5 |
Индонезия |
480 |
1.4 |
Индонезия |
524 |
1.4 |
Индонезия |
628 |
1.5 |
Италия |
429 |
1.3 |
Италия |
419 |
1.2 |
Италия |
489 |
1.3 |
Бельгия |
545 |
1.3 |
Бельгия |
375 |
1.1 |
Бельгия |
397 |
1.1 |
Бельгия |
462 |
1.2 |
Италия |
535 |
1.3 |
Мексика |
360 |
1.1 |
Саудовская Аравия |
363 |
1.0 |
Саудовская Аравия |
328 |
0.9 |
Испания |
434 |
1.1 |
Итого по 20 странам |
28842 |
87.7 |
|
31122 |
87.6 |
|
32216 |
86.7 |
|
35085 |
85.4 |
Источник к табл. 1 - 5: Данные таможенной статистики Японии (www.customs.go.jp/download(2001 - 2004).
стр. 82
мышленно развитые или интенсивно развивающиеся регионы мира5.
Более 95% японского импорта МТО приходится также на 20 ведущих стран-экспортеров (см. табл. 2). Из них 18 оставались в списке на протяжении всего рассматриваемого периода. Из этих стран 14 входили в список 20 ведущих импортеров японской машиностроительной продукции. Это две страны Северной Америки (США и Канада), восемь стран Восточной Азии (Индонезия, Китай, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Республика Корея, Филиппины) и четыре страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Франция). Таким образом, торговля Японии машинами и оборудованием с Северной Америкой, Восточной Азией и крупнейшими западноевропейскими государствами носит интенсивный двусторонний характер.
В торговле со всеми основными партнерами Япония выступает в ярко выраженной роли нетто-поставщика машиностроительной продукции. Стоимость экспорта МТО Японией на протяжении 2001 - 2004 гг. примерно втрое превышала стоимость импорта. Среди стран, входящих в списки 20 ведущих экспортеров МТО в Японию и 20 ведущих импортеров МТО из Японии, нет ни одной, в торговле с которой Япония на протяжении указанных четырех лет имела бы годовой дефицит более двух раз. В торговле с подавляющим большинством главных партнеров, включая США, Канаду, Гонконг, Китай, Тайвань, ведущие страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии, положительное сальдо сохраняется постоянно. Дефицит наблюдался в отдельные годы лишь в торговле с Ирландией и Швецией.
Первая десятка государств, в которые Япония поставляет свою машинотехническую продукцию, на протяжении 2001 - 2004 гг. оставалась неизменной. Основным импортером были США, на рынок которых традиционно ориентировались наиболее передовые отрасли японского машиностроения. Со своей стороны, Японии удалось завоевать на этом рынке исключительные позиции. По данным американской статистики, Япония неизменно остается крупнейшим поставщиком машиностроительной продукции в США. Второе место среди импортеров ее МТО занимал Китай. Далее следуют, меняясь местами, Гонконг, Республика Корея, Тайвань. На эту американо-азиатскую пятерку приходится в совокупности более половины всего японского машиностроительного экспорта. Кроме перечисленных стран, в ведущую десятку входили три страны ЕС (Великобритания, Германия, Нидерланды) и две страны Юго-Восточной Азии (Сингапур и Таиланд).
Первая десятка стран - поставщиков МТО в Японию также не менялась. Однако расположение экспортеров внутри нее изменилось весьма существенно. Если в 2001 - 2002 гг. продолжали лидировать США, то с 2003 г. их оттеснил на второе место Китай. Постепенное сокращение доли Тайваня привело к тому, что в 2004 г. на третьем месте в списке его сменила Германия. Республика Корея поднялась с пятого места в 2001 - 2002 гг. на четвертое в 2003 - 2004 гг. Остальные места занимали страны Юго-Восточной Азии и Великобритания.
Несмотря на длительные усилия США по расширению своего присутствия на японском рынке, он не приобрел столь же важного значения для американской промышленности, как рынок США для японской. Тем не менее Япония является для США одним из крупнейших партнеров, занимая по импорту МТО из этой страны третье место после Канады и Мексики, то есть лидируя среди стран, не входящих в НАФТА.
В то же время потеря Соединенными Штатами роли ведущего поставщика машиностроительной продукции в Японию была далеко не единственным значимым сдвигом в ее торговле этой продукцией: в 2002 - 2004 гг. экспорт и импорт МТО увеличивались, причем экспорт рос более высокими темпами (см. табл. 3). В то же время происходила географическая переориентация внешней торговли. Рост экспорта в США в 2002 г. сменился провалом в следующем году, за которым последовало небольшое увеличение в 2004 г. Экспорт в Западную Европу и Восточную Азию увеличивался ежегодно. При этом темпы роста экспорта в Восточную Азию были более высокими и более стабильными.
Падение экспорта в США в 2003 г. сопровождалось ускорением роста экспорта в Восточную Азию за счет поставок в КНР, Гонконг и на Тайвань при замедлении роста вывоза в страны Юго-Восточной Азии, а также резким его скачком в Западную Европу. В 2004 г. замедлились сверхвысокие темпы роста экспорта в КНР, в результате чего суммарный прирост поставок в КНР, Гонконг и Тайвань оказался менее существенным, чем в предыдущем году. Однако ускорился рост экспорта в Юго-Восточную Азию, и, как результат, темпы роста поставок на восточноазиатский рынок снизились незначительно. Экспорт в Западную Европу рос медленнее, чем в Восточную Азию, но значительно быстрее, чем в США.
Доля стран НАФТА, в первую очередь США, в экспорте машин и оборудования Японии на протяжении 2002 - 2004 гг. сократилась с 36.8 до 28.4% (табл. 4). Уменьшился, хотя и незначительно, удельный вес в японском экспорте Западной
5 Анализ географической структуры торговли машинами и оборудованием США см.: В. Соколов. О некоторых тенденциях торговли машинами и оборудованием // МЭ и МО. 2004. N11.
стр. 83
Таблица 2. Японский импорт машин и оборудования из 20 стран-крупнейших экспортеров
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
||||||||
страна |
млрд. иен |
%к итогу |
страна |
млрд. иен |
%к итогу |
страна |
млрд. иен |
%к итогу |
страна |
млрд. иен |
%к итогу |
США |
3244 |
27.2 |
США |
3090 |
25.4 |
Китай |
2953 |
23.4 |
Китай |
3675 |
26.3 |
Китай |
1762 |
14.9 |
Китай |
2362 |
19.3 |
США |
2819 |
22.3 |
США |
2804 |
20.1 |
Тайвань |
1055 |
8.8 |
Тайвань |
1022 |
8.4 |
Тайвань |
978 |
7.7 |
Германия |
1104 |
7.9 |
Германия |
882 |
7.4 |
Германия |
903 |
7.4 |
Республика Корея |
963 |
7.6 |
Республика Корея |
1068 |
7.7 |
Республика Корея |
840 |
7.0 |
Республика Корея |
861 |
7.1 |
Германия |
950 |
7.5 |
Тайвань |
1036 |
7.4 |
Малайзия |
745 |
6.2 |
Малайзия |
596 |
4.9 |
Малайзия |
588 |
4.7 |
Таиланд |
655 |
4.7 |
Филиппины |
543 |
4.5 |
Филиппины |
563 |
4.6 |
Таиланд |
570 |
4.5 |
Малайзия |
627 |
4.5 |
Таиланд |
494 |
4.1 |
Таиланд |
521 |
4.3 |
Филиппины |
529 |
4.2 |
Филиппины |
609 |
4.4 |
Сингапур |
418 |
3.5 |
Сингапур |
358 |
2.9 |
Сингапур |
357 |
2.8 |
Сингапур |
353 |
2.5 |
Великобритания |
310 |
2.6 |
Великобритания |
253 |
2.1 |
Великобритания |
277 |
2.2 |
Великобритания |
296 |
2.1 |
Итого по 10 странам |
10313 |
86.3 |
|
10519 |
86.5 |
|
10984 |
86.9 |
|
12227 |
87.7 |
Индонезия |
208 |
1.7 |
Франция |
220 |
1.8 |
Индонезия |
202 |
1.6 |
Индонезия |
220 |
1.6 |
Франция |
164 |
1.4 |
Индонезия |
190 |
1.6 |
Франция |
201 |
1.6 |
Франция |
192 |
1.4 |
Швеция |
150 |
1.3 |
Италия |
132 |
1.1 |
Италия |
130 |
1.0 |
Италия |
152 |
1.1 |
Ирландия |
135 |
1.1 |
Швеция |
128 |
1.1 |
Канада |
112 |
0.9 |
Вьетнам |
100 |
0.7 |
Италия |
117 |
1.0 |
Канада |
108 |
0.9 |
ЮАР |
101 |
0.8 |
ЮАР |
97 |
0.7 |
Канада |
114 |
1.0 |
Мексика |
106 |
0.9 |
Швеция |
87 |
0.7 |
Канада |
91 |
0.7 |
Мексика |
106 |
0.9 |
Ирландия |
90 |
0.7 |
Мексика |
85 |
0.7 |
Швейцария |
84 |
0.6 |
Швейцария |
80 |
0.7 |
Швейцария |
71 |
0.6 |
Ирландия |
81 |
0.6 |
Мексика |
84 |
0.6 |
Гонконг |
67 |
0.6 |
Гонконг |
64 |
0.5 |
Вьетнам |
79 |
0.6 |
Швеция |
82 |
0.6 |
Нидерланды |
64 |
0.5 |
Нидерланды |
64 |
0.5 |
Швейцария |
72 |
0.6 |
Ирландия |
78 |
0.6 |
Итого по 20 странам |
11519 |
96.4 |
|
11693 |
96.2 |
|
12135 |
96.0 |
|
13406 |
96.1 |
стр. 84
Таблица 3. Внешняя торговля Японии машинами и оборудованием в 2001 - 2004 гг., млрд. иен и %1
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Экспорт, всего |
32896 |
35523 (8.0) |
37143(4.6) |
41088(10.6) |
США |
11102 |
11569(4.2) |
10342 (-10.6) |
10546 (2.0) |
9 основных азиатских партнеров |
10767 |
12328 (14.5) |
14186(15.1) |
16183(14.1) |
Китай |
1910 |
2678 (40.2) |
3799(41.9) |
4397 (15.8) |
Гонконг |
1642 |
1866(13.7) |
2072(11.1) |
2256 (8.9) |
Тайвань |
1541 |
1718(11.5) |
1971 (14.7) |
2483 (26.0) |
6 стран Восточной Азии2 |
5675 |
6067 (6.9) |
6345 (4.6) |
7047(11.1) |
12 стран Западной Европы3 |
5415 |
5476(1.1) |
6054 (10.6) |
6631 (9.5) |
Импорт, всего |
11947 |
12158 (1.8) |
12639 (4.0) |
13498 (10.4) |
США |
3244 |
3090 (-4.8) |
2819 (-8.8) |
2804 (-0.5) |
9 основных азиатских партнеров |
6152 |
6527(6.1) |
7195 (10.2) |
8297 (15.3) |
Китай |
1782 |
2352 (32.0) |
2953 (25.5) |
3675 (24.5) |
Гонконг |
67 |
64 (-5.1) |
55 (-14.3) |
55 (0.4) |
Тайвань |
1055 |
1022 (-3.1) |
978 (-4.3) |
1036 (5.9) |
6 стран Восточной Азии2 |
3248 |
3089 (-4.9) |
3209 (3.9) |
3532(10.1) |
12 стран Западной Европы3 |
2027 |
1997 (-1.4) |
2014 (0.8) |
2229 (10.7) |
1 В скобках - темпы роста.
2 Индонезия, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
3 Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария.
Таблица 4. Доля важнейших партнеров в экспорте Японией машин и оборудования, %
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
НАФТА |
36.8 |
35.6 |
30.6 |
28.4 |
США |
33.7 |
32.6 |
27.8 |
25.7 |
Канада |
2.0 |
2.2 |
1.9 |
1.7 |
Мексика |
1.1 |
0.9 |
0.8 |
1.0 |
10 стран АТР1 |
34.9 |
37.0 |
40.7 |
41.9 |
Китай |
5.8 |
7.5 |
10.2 |
10.7 |
Гонконг |
5.0 |
5.3 |
5.6 |
5.5 |
Тайвань |
4.7 |
4.8 |
5.3 |
6.0 |
6 стран Восточной Азии2 |
17.3 |
17.1 |
17.1 |
17.2 |
Австралия |
2.1 |
2.3 |
2.5 |
2.6 |
12 стран Западной Европы3 |
16.5 |
15.4 |
16.3 |
16.1 |
Германия |
3.9 |
3.4 |
3.7 |
3.6 |
Великобритания |
3.3 |
3.2 |
3.2 |
3.1 |
Нидерланды |
3.1 |
2.8 |
2.7 |
2.6 |
Франция |
1.5 |
1.5 |
1.6 |
1.6 |
Италия |
1.3 |
1.2 |
1.3 |
1.3 |
Бельгия |
1.1 |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
Прочие |
11.9 |
11.9 |
12.4 |
13.6 |
1 Австралия, Гонконг, Индонезия, Китай, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины.
2 Индонезия, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
3 Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария.
стр. 85
Таблица 5. Доля важнейших партнеров в импорте Японией машин и оборудования, %
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
НАФТА |
29.0 |
27.2 |
23.9 |
21.4 |
США |
27.2 |
25.4 |
22.3 |
20.1 |
Канада |
1.0 |
0.9 |
0.9 |
0.7 |
Мексика |
0.9 |
0.9 |
0.7 |
0.6 |
10 стран АТР1 |
51.7 |
53.9 |
57.1 |
59.6 |
Китай |
14.9 |
19.3 |
23.4 |
26.3 |
Гонконг |
0.6 |
0.5 |
0.6 |
0.6 |
Тайвань |
8.8 |
8.4 |
7.7 |
7.9 |
6 стран Восточной Азии2 |
27.2 |
25.4 |
25.4 |
25.3 |
Австралия |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.1 |
12 стран Западной Европы3 |
17.0 |
16.4 |
15.9 |
16.0 |
Германия |
7.4 |
7.4 |
7.5 |
7.9 |
Великобритания |
2.6 |
2.1 |
2.2 |
2.1 |
Франция |
1.4 |
1.8 |
1.6 |
1.4 |
Италия |
1.0 |
1.1 |
1.0 |
1.1 |
Швеция |
1.3 |
1.1 |
0.7 |
0.6 |
Швейцария |
0.7 |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
Прочие |
2.3 |
2.5 |
3.1 |
3.1 |
1 Австралия, Гонконг, Индонезия, Китай, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины.
2 Индонезия, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
3 Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария.
Европы. В то же время увеличилась доля 10 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралии, Гонконга, Индонезии, Китая, Малайзии, Республики Корея, Сингапура, Таиланда, Тайваня, Филиппин), которая в 2003 - 2004 гг. превысила 40%. Удельный вес шести стран Восточной Азии из этой группы практически не изменился. Рост происходил за счет КНР, Гонконга, Тайваня и Австралии. Решающую роль в переориентации японского экспорта несомненно, сыграло, увеличение поставок в КНР. Экспорт машин и оборудования туда в 2002 - 2003 гг. рос более чем на 40% в год. В 2004 г. его увеличение резко замедлилось, однако отчасти это было компенсировано ускорением роста экспорта на Тайвань (табл. 3).
Как отмечали еще в 90-е годы Ф. Нг и А. Йитс, Япония (наряду с некоторыми государствами Западной Европы и Тайванем) в значительной мере специализируется на поставках деталей и компонентов, которые используются для сборки готовых изделий за рубежом. США, Канада и большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии были тогда нетто-импортерами этой продукции6. Развитие международной торговли деталями и компонентами свидетельствует о высоком уровне внутриотраслевого разделения труда, производственной кооперации. При этом производители деталей и компонентов берут на себя наиболее сложные технологические операции производственного цикла.
Во второй половине 90-х годов и в 2000-е годы эти тенденции в значительной мере усилились, в первую очередь за счет торговли с Китаем. Как отмечают эксперты ВТО, "многие производители в Японии и других странах с высоким уровнем доходов на душу населения в регионе уже не экспортируют готовую продукцию в Северную Америку и Западную Европу, а поставляют компоненты с высокой долей добавленной стоимости для сборки в Китай и оттуда через свои филиалы направляют готовые изделия на западные рынки"7. Рост экспорта в США и ЕС из Китая сопровождался сокращением поставок из других азиатских стран.
Сходным образом изменилась географическая структура японского импорта МТО (табл. 5), но колебания торговли с основными партнерами были более резкими, чем в экспорте. В 2002 г. сократился ввоз МТО из США, Западной Европы,
6 См.: Ng F., Yeats A. Production Sharing in East Asia: Who Does What for Whom and Why? The World Bank. Wash., 1999. P. 9 - 15,44.
7 International Trade Statistics 2004. Geneva, 2004. P. 1.
стр. 86
шести стран Восточной Азии, Гонконга и Тайваня, но увеличился почти на треть из КНР. В 2003 г. импорт из США, Гонконга и Тайваня продолжал падать. Темпы роста импорта из КНР оставались высокими, хотя и снизились. Однако в отличие от предыдущего года увеличился ввоз МТО из стран Восточной Азии и (крайне незначительно) - из Западной Европы. В 2004 г. прекратилось падение ввоза из Тайваня и Гонконга, ускорился рост импорта из шести стран Восточной Азии и из Западной Европы. Только импорт из США по-прежнему сокращался.
В итоге удельный вес стран НАФТА в машинотехническом импорте Японии сократился с 29% в 2001 г. до 21.4% в 2004 г. Доля стран Западной Европы также уменьшилась, хотя и незначительно. Удельный вес 10 стран АТР, который в 2001 г. составлял более половины машиностроительного импорта страны, в 2004 г. приблизился к 60%. При этом совокупная доля шести стран Восточной Азии, Гонконга, Тайваня и Австралии сократилась, а весь прирост был обеспечен исключительно за счет КНР. В 2003 г. Китай превзошел по доле в японском импорте США, а в 2004 г. - азиатскую "шестерку". В итоге свыше 1/4 машиностроительного импорта Японии поступало из КНР.
ОТ "ОСИ" ЯПОНИЯ - ЮВА К "ТРЕУГОЛЬНИКУ" ЯПОНИЯ - ЮВА - КНР
Роль Японии в мировом хозяйстве как поставщика машинотехнической продукции ни в коей мере не ставится и, вероятно, в обозримом будущем не будет поставлена под сомнение. Однако географическая структура торговли этой продукцией в первой половине 2000-х годов претерпела значительные изменения. Экспорт в страны НАФТА, в первую очередь в США, сократился не только по удельному весу в общем экспорте, но и по стоимости. Увеличение экспорта в КНР привело к росту доли в японском экспорте стран Восточной Азии, при том что доля остальных государств этого региона осталась стабильной (следует отметить, что уже в 90-е годы политика льготного кредитования экспорта машин и оборудования в Китай способствовала тому, что Япония стала крупнейшим поставщиком туда машинотехнической продукции8). В то же время удельный вес Китая и Восточной Азии в целом в импорте Японией МТО был значительно выше, чем в экспорте.
В системе глобального разделения труда восточноазиатский регион принял на себя, в частности, снабжение мировой экономики таким важным видом машиностроительной продукции, как полупроводниковые изделия. По данным Европейской ассоциации продуцентов полупроводниковых приборов (EISA), на Японию, Тайвань и Республику Корея приходится в совокупности более половины мировых мощностей по производству полупроводниковых приборов (28, 14 и 9% соответственно).
В целом можно сделать вывод, что в Восточной Азии в последние годы сложилась новая схема внутриотраслевого международного разделения труда. Стратегия перевода за рубеж сборочных производств освоена японскими компаниями уже давно. Сама Япония специализируется на производстве сложных комплектующих изделий. До последних лет ее компании выносили сборочные производства в основном в страны Юго-Восточной Азии, а также на Тайвань. Международные производственные связи по этим направлениям не только сохраняются, но и продолжают развиваться. Япония остается крупнейшим поставщиком своей продукции на Тайвань, намного опережая США и Китай. Доля Японии в импорте Тайваня, хотя и снизилась с 1999 по 2003 г., но все же превышает 25%. В 2005 г. производители телевизоров продолжали передавать заказы на сборку своей продукции тайваньским предприятиям. Автомобилестроительные компании осуществляют крупные инвестиции в Таиланде, где производится как сборка автомобилей, так и изготовление комплектующих изделий. В ходе торговых переговоров в 2005 г. Япония настаивала на снижении Таиландом импортных пошлин на сталь и комплектующие изделия для автомобилей9.
Тем не менее в последние годы сборка готовых изделий из японских компонентов все больше осуществляется в Китае. Как отмечал И. Целищев, "сегодня экономическое положение и перспективы как Японии, так и других восточно-азиатских стран в огромной мере зависят от того, насколько им удастся укрепить разнообразные связи с Китаем: в частности, расширить экспорт, используя возможности китайского рынка, и повысить свою конкурентоспособность путем переброски в Китай части производств и технологических процессов"10. Перевод японских (а также тайваньских) сборочных производств в КНР существенно изменил глобальное размещение машиностроительного производства и направление торговых потоков. Доля Японии в мировом экспорте офисного и телекоммуникационного оборудования уменьшилась с 11.2% в 2000 г. до 9% в 2004 г., доля Сингапура - с 7.7 до 7.6, Тайваня - с 6 до 5, Гонконга - с 0.4 до 0.2, Малайзии - с 5.4 до 5%. Доля Таиланда осталась на уровне 1.9%, а
8 См.: Котляров Н. Н. Экономические отношения КНР с США. М., 2003. С. 155.
9 См.: БИКИ. 06.08, 23 и 25.08.2005.
10 МЭ и МО. 2003. N 7. С. 48.
стр. 87
КНР возросла с 4.5 до 15.2%. Китай занял по этому показателю лидирующие позиции в мире, опередив не только Японию, но и США11. Особенно существенно возросла его доля в мировом экспорте электронного оборудования для обработки данных и офисного оборудования12. С 2000 по 2004 г. она увеличилась в четыре раза. Доля Японии и других стран Восточной Азии, включая Республику Корея, сократилась.
В такой традиционной для Японии отрасли, как автомобилестроение, ее лидерство выглядит пока достаточно прочным. Тем не менее доля страны в мировом экспорте продукции автомобилестроения снизилась с 15.3% в 2000 г. до 13.7% в 2004 г. Доля Китая за тот же период возросла с 0.3 до 0.7%, Таиланда - с 0.4 до 0.7%. Удельный вес Тайваня остался неизменным (0.4%). В то же время при относительно небольшой доле Китая в мировом экспорте в 2005 г. он, по оценкам, вышел на третье место в мире по производству автомобилей. С 2001 по 2004 г. выпуск электронных систем для автомобилей в Китае утроился (среди его лидеров - японская компания Denso). Как отмечают эксперты, "в данный момент КНР представляет собой крупную мировую производственную базу для многих поставщиков электронной автомобильной техники, с помощью которой они снабжают самых разных клиентов - вне зависимости от того, находятся ли они на китайской территории или за ее пределами"13.
Таким образом, в отдельных секторах машиностроения Китай переходит к производству компонентов готовой продукции, в том числе на экспорт. Тем не менее он продолжает специализироваться на сборке компонентов зарубежного производства. Доля стоимости, добавленной обработкой на территории Китая, в его экспорте составляет лишь 15%14.
* * *
Проанализировав данные о взаимной торговле азиатских стран в 80 - 90-е годы, Ю. Шишков сделал вывод: "Процесс реального интегрирования в АТР находится в начальной стадии своей кристаллизации, и пока в ней участвуют лишь Япония, НИС и некоторые другие наиболее продвинутые страны. Остальные, включая Китай, Россию и Вьетнам, находятся за порогом этого процесса"15. Тенденции 2000-х годов изменили это положение. К настоящему времени Китай можно рассматривать не только как одного из ключевых участников региональной производственной кооперации, но и как важное звено глобального машиностроительного комплекса, своего рода "сборочный цех" мирового машиностроения. Япония занимает в этом комплексе привилегированное положение одного из важнейших поставщиков сложных комплектующих изделий.
В то же время Китай стал играть важную роль в удовлетворении потребностей Японии в импорте менее сложного оборудования. В результате он превратился в крупнейшего поставщика МТО на японский рынок, опередив США. Как мы видели, и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии сохраняют тесные торгово-производственные связи с Японией, продолжая, в частности, обеспечивать значительную часть ее потребностей в машинотехнической продукции. В результате в импорте Японией МТО преобладают поставки из азиатских государств. Кооперация Японии с Китаем дополняет кооперацию со странами Юго-Восточной Азии и формирует гигантский транснациональный производственный комплекс в данной отрасли. Этот комплекс явно берет на себя роль доминирующего в глобальном масштабе поставщика продукции ряда отраслей машиностроения, в том числе электротехнической и электронной.
11 См.: International Trade Statistics 2005. P. 144. Среди азиатских экспортеров, выделенных статистикой ВТО, помимо Китая, увеличила свою долю только Республика Корея - с 6.1% в 2000 г. до 7.3% в 2004 г.
12 Новейшая классификация ВТО подразделяет группу товаров "офисное и телекоммуникационное оборудование" на следующие подгруппы: электронное оборудование для обработки данных и офисное оборудование, телекоммуникационное оборудование, интегральные схемы и электронные компоненты (см.: International Trade Statistics 2005. P. 4).
13 БИКИ. 15.12.2005.
14 См.: БИКИ. 11.08.2005.
15 Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001. С. 342.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Uzbekistan |