Libmonster ID: UZ-1271

В статье рассматривается вопрос о локализации среднеазиатских дахов в эпоху Александра Македонского. На основе анализа письменных источников автор приходит к выводучто в данный период дахи в Согдиане занимали долину реки Зеравшан между Самаркандом и Бухаройа в Хорезме - левобережье Амударъи.

В творческом наследии Б. А. Литвинского большое место занимают исследованияпосвященные изучению древних номадов Средней Азии. Вопросы их политическойрелигиозной и культурной жизни всегда рассматривались в его работах на основе широкого круга археологическихэтнографическихлингвистических и нарративных источников. Представленная здесь статья является скромным даром памяти выдающегося ученогосотрудником и коллегой которого мне посчастливилось быть на протяжении нескольких последних лет.

Ключевые слова: дахи (дай), Александр Македонский, Бухарский Согд, Хорезм.

В древней истории Средней Азии наряду с другими кочевыми объединениями огромную роль сыграли племена дахов (даев). Именно завоевание последними селевкидской сатрапии Парфиены привело к возникновению здесь Парфянского государства, ставшего впоследствии - наряду с Римом, Великими Кушанами и империей Хань - одной из четырех сверхдержав древнего мира, разделивших между собой всю цивилизованную Ойкумену от Атлантики до Тихого океана. Поэтому вполне очевидно, какое значение для понимания этнополитических процессов, протекавших на территории Средней Азии в древности, будет иметь воссоздание подлинной истории дахской конфедерации.

К решению вопроса о том, какую территорию в тот или иной период времени занимали дахи, возможно прийти лишь путем комплексного анализа письменных и археологических источников. Такой подход позволяет сначала на основе сведений античных авторов определить места обитания дахов, а затем увязать исследуемый этнос с распространенными в этих же районах определенными типами погребальных сооружений. Установление такой связи позволит сделать выводы о присутствии дахов и на других территориях, где выявлены аналогичные памятники, причем даже в том случае, если данных нарративной традиции на этот счет явно недостаточно или они вовсе отсутствуют. Впрочем, разбору археологических материалов следует посвятить специальную статью.

Исследователи по-разному отвечают на вопрос, какие районы Средней Азии были заняты дахами в 331-328 гг. до н. э., когда они оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Есть мнение, что в эту эпоху дахи занимали плато Устюрт [Мачинский, 1974, с. 128-129; Bregel, 2003, p. 7]. Ф. Я. Коське помещал даев в Туркмении: на Теджене и левом берегу Амударьи [Коське, 1962, с. 119, 124]. В. Томашек полагал, что во времена Александра дахи находились между Оксом и Яксартом, а также в Ма-

стр. 29

гиане [Tomaschek, 1901, sp. 1945]1. Дж. Аткинсон описывал дахов как жителей области реки Яксарт [Atkinson, 1980, p. 402]. Э. Босворт считал, что дахи жили к югу от Яксарта, между Согдом и хорасмиями [Bosworth, 1980, p. 289; Bosworth, 1995, p. 33]. В работах И. В. Пьянкова неоднократно высказывалось мнение, что дахи (дай) жили к северу от Танаиса [Пьянков, 1964, с. 124, прим. 57; Пьянков, 1979, с. 195, прим. 4; Пьянков, 1997, с. 228; Пьянков, 2002, с. 224]. Там же поместил их И. Н. Хлопин [Хлопин, 1983, с. 149]. Аналогичного мнения придерживается и С. Г. Кляшторный, с той лишь разницей, что он отводит дахам и Приаралье [Кляшторный, Султанов, 2004, с. 42]. Б. А. Литвинский сначала полагал, что дахи обитали к северо-западу от Чордарьинской степи по течению Сырдарьи [Литвинский, 1972, с. 173], но позднее принял точку зрения И. Вольского [Wolski, 1947, p. 24] на дахов как на обитателей среднеазиатского междуречья [Литвинский, 1998, с. 328-330]. Ю. А. Заднепровский, основываясь на сходстве туркменских и согдийских катакомб, сделал вывод о присутствии дахов в Бухарском Согде [Заднепровский, 1997, с. 101-102]. Широкое распространение получила точка зрения Б. И. Вайнберг, согласно которой дахам принадлежала чирикрабатская культура в низовьях Сырдарьи [Вайнберг, Левина, 1992, с. 61; Вайнберг, 1999, с. 260-264; Ставиский, 1994, с. 270; Мукминова, Филанович, 2001, с. 13; Богомолов, 2010, с. 131; Филанович, 2010, с. 93-94]. По М. Олбрихту, дахи заселяли степи по берегам Сырдарьи от Северо-Западной Согдианы вплоть до Арала [Olbrycht, 1998, s. 39, karte 2]. В. А. Гаибов и Г. А. Кошеленко считают, что дахи занимали правобережье Нижней Сырдарьи и, возможно, север Согдианы [Гаибов, Кошеленко, 2005, с. 123, рис. 2]. В. Фогельсанг видит в дахах обитателей пустынь северо-востока Бактрии и востока Согда [Vogelsang, 1993, p. 582]. М. Хасанов помещает дахов в Согд и Приаралье [Хасанов 2005, с. 107]. Д. А. Щеглов полагает, что Александр Македонский застал в Средней Азии две группировки дахов: одна населяла степи по правому и левому берегу Сырдарьи, а другая - Юго-Восточный Прикаспий [Щеглов, 2006, с. 293-294, 310]. Наконец, в качестве курьеза упомянем и версию о том, что при Александре никаких дахов в Средней Азии вообще не было: они все еще находились на Южном Урале, а в событиях 331-328 гг. до н.э. участвовали в качестве обычных наемников [Васильев, Савельев, 1993, с. 11, 13]2. Даже этот не претендующий на полноту обзор существующих мнений показывает, что проблема локализации дахов по-прежнему стоит на повестке дня.

Ключевым местом для решения вопроса о занимаемых дахами в период похода Александра территориях служит замечание Арриана о них, как о "живущих с этой стороны Танаиса" - Δαας τους επι ταδε του Ταναιδος ποταμου εποικουντας (Arr. Anab. III. 28.8). Я уже не раз [Балахванцев, Немировский, 1999, с. 11; Балахванцев, 2005(1), с. 64; Балахванцев, 2006(1), с. 395] был вынужден останавливаться на этом обстоятельстве, так как в широко используемый исследователями перевод М. Е. Сергеенко вкралась весьма досадная неточность: вместо "с этой стороны Танаиса" в русском тексте стоит "за Танаисом" [Арриан, 1993, с. 97]3. Между тем словари переводят επι ταδε "на этой стороне"/"on this side" [Вейсман, 1991, с. 510; LSJ, 1996, p. 622]. Точно так же передано данное место в переводах "Анабасиса Александра" на русский [Баженов, 1940, с. 47] и английский языки [Brunt, 1976, p. 323]. Как известно, выражение επι ταδε указывает на сторону, более близкую к самому автору и его читателям, т.е. к Элладе [Bosworth, 1995, p. 223]4. Для того чтобы понять, что, кроме указания на близость к Элладе, стоит за двумя этими словами,


1 Критику утверждения В. Томашека о маргианской локализации дахов см. [Балахванцев, 1998, с. 155, прим. 33].

2 Это мнение настолько противоречит прямым указаниям источников, что даже не нуждается в специальном опровержении.

3 Эту ошибку отмстил и Д. А. Щеглов [2006, с. 292], который, однако, не сделал из своего наблюдения должных выводов.

4 Утверждение Д. А. Щеглова [2006, с. 293, прим. 26], согласно которому под выражением επι ταδε у Арриана в большинстве случаев якобы подразумевается сторона, ближайшая к македонской армии, является ошибочным.

стр. 30

следует проанализировать несколько случаев употребления выражения επι ταδε, взятых как у самого Арриана, так и из других источников.

Первое. Арриан упоминает о том, что Александр, находясь в Сирии, назначил Филоксена ответственным за сбор податей в Азии "по эту сторону Тавра" (Arr. Anab. III. 6.4), т.е. на землях, расположенных к северу и западу от хребта Тавр. Интересно, что то же самое выражение систематически употребляется в письменных и эпиграфических источниках (OGIS 219.13; Polyb. XXI. 24.7; Diod. XXIX. 10.1; Memn. FGrH 434 F 15.4) для обозначения малоазийских владений Селевкидов, хотя границы их господства в данном регионе отнюдь не везде доходили до морского побережья5. Но если одно и то же выражение с равным успехом применялось для определения комплекса территорий, границы которого, кроме Тавра, постоянно менялись, то это можно объяснить лишь тем, что современникам они и так были хорошо известны.

Второе. Тот же Арриан сообщает о приказе Александра явиться к нему всем князьям "с этого берега реки" (Arr. Anab. IV. 22.6) и о назначении им гетайра Никанора сатрапом земель "по эту сторону Инда" (Arr. Anab. IV. 28.6). Разумеется, речь шла вовсе не о всем правом береге Инда от Гималаев до океана. Из контекста повествования становится ясно, что выражение επι ταδε в данном случае охватывает лишь территории, лежащие в полосе движения македонской армии в долине Кофена (Кабула) и совпадающие с Гандхарой [Bosworth, 1995, p. 183].

Третье. В надписи из Дионисополя (48 г. до н.э.) держава Биребисты описывается как простирающаяся "по ту и по эту сторону Дуная" (Syll.3 762.24). Из надписи, конечно, вовсе не следует, что геты овладели всей Европой или хотя бы всей долиной Дуная. Использованное составителем надписи выражение свидетельствует лишь о том, что примерные - как южные, так и северные - границы расположенной на Нижнем Дунае державы Биребисты были достаточно хорошо известны его современникам.

Четвертое. Император Август в своей автобиографии (14 г. н.э.), перечисляя народы, просившие его о дружбе, упоминает среди них сарматов, живущих "по эту сторону Танаиса" (RGDA. 20). Было бы большой ошибкой понимать текст надписи в том смысле, что дружбы Августа домогались сарматы, жившие на территории современной Воронежской, а тем более Липецкой или Тульской областей; речь может идти лишь об известных римлянам кочевниках, обитавших между Дунаем и Нижним Доном.

Из всего вышеизложенного с неизбежностью следует один вывод: выражение επι ταδε могло распространяться лишь на те территории, границы которых были известны читателю либо из контекста самого сочинения, либо из других источников. Если же учесть, что в IV в. до н.э. - I в. н.э. области между Северным Причерноморьем и Яксартом были эллинам абсолютно неизвестны, то становится ясным: в сочинении Арриана "эта сторона Танаиса" действительно равнозначна левому берегу Сырдарьи. При этом речь может идти вовсе не о любой территории на левобережье Сырдарьи, но лишь об известных историкам Александра районах, которые были расположены на пути следования греко-македонской армии после ее переправы через Оке.

Однако И. В. Пьянков, принявший в своих последних работах перевод "по эту сторону", тем не менее видит здесь указание на правый, "европейский" берег реки [Литвинский, Пьянков, 2004, с. 724; Пьянков, 2004, с. 214, прим. 4]6. По его мнению, три историка Александра - Клитарх, Птолемей и Аристобул, отражая свойственные самому Великому македонцу и его воинам представления [Томсон, 1953, с. 190; Ельницкий, 1961, с. 105-106], считали, что Дон и Сырдарья это одна и та же река Танаис, являющаяся границей между Европой и Азией [Пьянков, 1982, с. 30; Пьянков, 1997, с. 47-48, 227-228]. Приори-


5 О владениях Селевкидов в Малой Азии см. [Ма, 1999, p. 26-52].

6 Заметим, что новый перевод и старая трактовка слов Арриана И. В. Пьянковым создают весьма странное впечатление, будто Танаис, подобно ленте Мебиуса, имел только одну правую сторону, что, разумеется, невозможно, если, конечно, оставаться в рамках "эвклидовой географии".

стр. 31

тет в разработке этой концепции принадлежит Клитарху, который повлиял на Аристобула [Пьянков, 1997, с. 39-42], а через последнего - и на Арриана. Что можно заметить по данному поводу? Прежде всего нет никаких оснований считать, будто Арриан хоть в какой-то мере разделял географическую концепцию Клитарха. Так, в отличие от следовавшего Клитарху Курция Руфа Арриан хорошо понимал разницу между Танаисом-Орксантом (Сырдарьей) и Танаисом (Доном), впадавшим в Меотиду и являвшимся границей между Европой и Азией (Arr. Anab. III. 30.7-9). Именно этим и объясняется тот факт, что Арриан именует скифов, живущих к северу от Танаиса, азиатскими (Arr. Anab. IV. 3.6)7.

Теперь перейдем к вопросу о возможном влиянии сочинения Клитарха на Аристобула. Вопрос о том, кто из двух историков - Клитарх или Аристобул - написал свой труд раньше, имеет в науке весьма длительную историю8. Не имея возможности решать его здесь по существу, хочу лишь обратить внимание на одно обстоятельство. В сочинении Курция Руфа содержится рассказ об убийстве Спитамена собственной женой, которая затем была изгнана возмущенным ее преступлением Александром из македонского лагеря (Curt. VIII. 3.1-15). По общему мнению, эта история заимствована у Клитарха9 и является абсолютно вымышленной: в противном случае вряд ли дочь Спитамена Апама смогла бы стать женой одного из ближайших сподвижников царя - Селевка. Между тем сфабрикованная Клитархом версия убийства Спитамена преследовала цель не просто потрясти доверчивого читателя, но еще и скомпрометировать Антиоха I Сотера, который через свою мать Апаму приходился внуком мужеубийце. Понятно, что появление данного пассажа в таком пронтолемеевском по своему характеру сочинении, каким был труд Клитарха [Маринович, 1993, с. 32], могло произойти только с разрешения александрийского двора и только в период резкого обострения отношений между Лагидами и Селевкидами. Но в 290-280 гг. до н.э. между Птолемеем I и Селевком I существовал союз, скрепленный угрозой со стороны Деметрия Полиоркета [Holbl, 2001, p. 24]. Условия, сделавшие возможным и даже желательным выпад Клитарха против наследника Селевка, возникли только в 280 г. до н.э., когда между Птолемеем II и Антиохом I началась война "за сирийское наследство"10. Поскольку создание Аристобулом своего труда относят к периоду не позднее 275 г. до н.э. [Пьянков, 1997, с. 40]11, возможность влияния на него Клитарха выглядит маловероятной.

Однако еще более важным является ответ на вопрос: мог ли Аристобул, равно как и любой другой участник похода, в принципе разделять географическую схему Клитарха12, в которой Арейя находится севернее Гиркании, Арахозия - севернее Арейи, а Дрангиана - севернее Арахозии? Мог ли хоть один из македонцев, шедших из Бактр к Маракандам, т.е. в общем направлении на север, считать, что они идут на запад? Хотя у воинов Александра не было компаса, они знали, где находятся стороны света ничуть не хуже бывших наемников Кира Младшего (Xen. Anab. V. 7.6). Следовательно, версия о том, что географическая концепция Клитарха разделялась и участниками похода Александра, выглядит абсолютно неубедительной.

Наконец, эта версия просто противоречит известным фактам. Так, Харес Митиленский, излагая историю любви Зариадра, царствовавшего над землями от Каспийских ворот до Танаиса, и Одатиды, дочери Омарта, царя марафов, живших "по ту сторону Танаиса", замечает, что "Одатида была прекраснейшей женщиной в целой Азии" (Athen. 13.35=Chares FGrH 125 F 5). Таким образом, Харес вовсе не считал, что среднеазиатский Танаис служил границей между Европой и Азией. Свидетельство Хареса Митиленского


7 О возникающих при толковании этого свидетельства затруднениях, с которыми сталкиваются исследователи, принимающие существование общей для Клитарха и Аристобула географической схемы, см.: Gardiner-Garden, 1987, p. 38; Bosworth, 1995, p. 22; Пьянков, 1997, с. 47; Щеглов, 2006, с. 289 291].

8 См.: [Маринович, 1993, с. 30-34; Пьянков, 1997, с. 37-42].

4 См.: [Щеглов, 2006, с. 303].

10 О сирийско-египетских отношениях в 70 гг. 111 в. до н.э. см. [Holbl, 2001, p. 37-40].

11 Разумеется, эта дата является весьма условной.

12 О ней см.: [Goukowsky, 1978, p. 155 159; Гаибов, Кошеленко, 2005, с. 115, рис. 11.

стр. 32

обладает особенной важностью, так как его автор никогда особенно не интересовался географией и просто воспроизводил принятые в среде сподвижников Александра взгляды.

Но как тогда объяснить утверждения ряда источников (Plin. NH. VI. 49; Plut. Al. 45.4), что Александр принял Яксарт (Орексарт) за Танаис? Ответ на этот вопрос был дан уже две тысячи лет назад Страбоном, который считал, что Яксарт был объявлен Танаисом, а Каспийское море объединено с Меотидой для того, чтобы представить Александра завоевателем всей Азии (Strabo. XI. 7.4). Между тем участник похода Александра Аристобул знал, что местные жители13 называли среднеазиатский Танаис Яксартом (Arr. Anab. III. 30.7), а сам Александр в конце жизни только собирался исследовать, с каким морем соединяется Каспий (Arr. Anab. VII. 16.2).

Из всего изложенного выше следует один вывод: рассмотренное мною замечание Арриана о дахах, "живущих с этой стороны Танаиса", недвусмысленно свидетельствует о том, что они населяли междуречье Окса и Яксарта, а к северу от последнего их никогда не было. Данный вывод подтверждается и свидетельством Курция Руфа, который различает дахов и скифов, "обитающих за рекой Танаис" (Curt. VII. 4.6).

Для уточнения вопроса о занимаемых дахами районах внутри среднеазиатского междуречья следует обратить внимание на ряд обстоятельств. Во-первых, у Арриана, опиравшегося на данные Аристобула [Bosworth, 1980, p. 290], среди отрядов, пришедших по приказу Дария к Гавгамелам, упоминаются согдийцы (Arr. Anab. III. 8.3), но при описании боевого порядка персов согдийцы куда-то исчезают, зато вместо них появляются дай (Arr. Anab. III. 11.3). Это, по меньшей мере, позволяет предположить, что дай были жителями Согда. Во-вторых, в кампаниях 329 и 328 гг. до н.э. дахи противостояли македонцам в долине Политимета и окрестностях Мараканд (Curt. VII. 7.31-39, VIII. 1. 6; Arr. Anab. IV 5.2-6.2). В-третьих, дай, в отличие от хорасмиев, ограничившихся словесными заверениями в своей покорности, попали в настолько прочное подчинение Александру (Curt. VIII. 3.16), что были вынуждены принять участие в индийском походе (Curt. VIII. 14. 5, IX. 2. 24; Arr. Anab. V. 12.2). Следовательно, территория дахов была более доступна и уязвима для Александра, чем Хорезм. В-четвертых, согласно Курцию Руфу и Арриану, Александр провел зиму 328/7 г. до н.э. в Наутаке (Curt. VIII. 2.19; Arr. Anab. IV 18.1), откуда он собирался двинуться против дахов (Curt. VIII. 3.1). Редко используемая, но содержащая порой уникальные сведения "Эпитома деяний Александра" утверждает, что царь даже выступил в этот поход из Ксениппы и достиг области дахов (Metz Epit. 19-20). Поскольку уже давно установлено, что Ксениппа находилась в низовьях Кашкадарьи, а Наутака занимала верхнюю часть долины этой реки [Кабанов, 1962, с. 53; Bosworth, 1980, p. 372; Grenet, Rapin, 1998, p. 89, n. 42; Rapin, 2007, p. 30, fig. I]14, то сведения "Эпитомы" представляются более точными. Но в таком случае областью дахов может быть только Бухарский Согд. В-пятых, упоминание Аррианом (Arr. Anab. III. 28.10) даев "с Танаиса" - Δααι οι απο του Ταναιδος - вряд ли можно понимать как свидетельство их пребывания исключительно на берегах этой реки. Тот же Арриан определяет Каппадокию эпохи диадохов как область, простирающуюся на север "от горы Тавр"- απο του Ταυρου (Arr. Succ. F 1. 37 Roos). Но Каппадокия, как известно, охватывала далеко не только северные склоны Тавра. Поэтому данное выражение еще раз подтверждает уже сделанный ранее вывод, что Танаис был лишь крайним северо-восточным рубежом области дахов. Итак, ввиду всего изложенного выше основным районом обитания известных Александру и его историкам дахов следует признать долину Зеравшана между Самаркандом и Бухарой, уделяя особое внимание последней. О том, насколько тесными и глубокими были связи между дахами и согдийцами, свидетельствует и тот факт, что даже в эпоху средневековья в согдийской ономастике сохранялись имена Δαx, Δαxānak, Δαxč, Δαxzāte15.


13 Это, очевидно, были согдийцы, так как скифы называли Танаис Силисом (Plin. NH. VI.49).

14 Попытка Д. А. Щеглова [2006, с. 284, прим. 7] отнести Наутаку в горные области к востоку от Гиссарского хребта вряд ли может быть признана удачной: горы - крайне неудобное место для зимовки.

15 См.: [Lurje, 2010, p. 185-186]. Пользуясь случаем, я еще раз выражаю П. Б. Лурье свою искреннюю благодарность за предоставленную информацию.

стр. 33

Однако в античной традиции имеются данные, позволяющие считать, что при этом долина Политимета была все же не единственным районом проживания дахов. Дело в том, что дахи не просто упоминаются вместе с хорасмиями (lust. XII. 6.17; Oros. III. 18.11), но и - наряду с массагетами - включены Курцием Руфом в список племен, о чьей покорности Александру заявил в 328 г. до н. э. правитель Хорезма Фратаферн (Curt. VIII. 1.8)16. Эти дахи, возможно, являлись союзниками Хорезма [Рапопорт, 1998, с. 34] и, конечно, никак не могли быть дахами - обитателями Согда: последние подчинялись бактрийскому сатрапу Ахеменидов (Arr. Anab. III. 8.3, 11.3)17, и воевать с ними македонцы будут еще несколько месяцев. Для уточнения локализации хорезмийских дахов следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Страбон, характеризуя ситуацию первой половины III в. до н.э.18, указывает, что одно из племен дахов - апарны - отделено от Гиркании, Несайи, Парфиены и Арейи безводной пустыней (Strabo. XI. 7.1, 8.3). Если учесть, что при совершении набегов на более южные области апарнам не приходилось переходить Оке, то можно прийти к выводу, что они жили на окраинах Левобережного Хорезма19. О распространении дахов в Хорезме в этот период свидетельствуют и местные письменные источники. Так, в найденном в крепости Бурлыкала списке имен присутствует имя  - Меч дахов. Учитывая археологический контекст находки и датирующие возможности эпиграфики, надпись можно отнести к IV-II вв. до н.э. [Манылов, Хожаниязов, 1981, с. 44; Лившиц, Мамбетуллаев, 1986, с. 40^12; Лившиц, 2002, с. 55].

Таким образом, письменные источники свидетельствуют, что в эпоху Александра Македонского зона обитания дахов в Средней Азии включала в себя часть Согдианы (долина Зеравшана) и окраины Левобережного Хорезма (Присарыкамышская дельта Амударьи).

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

FGrH - Fragmente der griechischen Historiker / Hrsg. von F. Jacoby. Berlin-Lcidcn, 1923.

LSJ - A Greek-English Lexicon. Compiled by Henry George Liddel and Robert Scott. Revised and augmented throughout by Sir Henry Stuart Jones. Oxford: Clarendon Press, 1996.

OGIS - Orientis Graeci Inscriptiones Selectac. Leipzig: apud S. Hirzel, 1903-1905.

RGDA - Res Gestae Divi Augusti.

Syll.3 - Sylloge inscriptionum Graccarum / Ed. G. Dittenberger. Ed. 3. Leipzig, 1915.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арриан. Поход Александра / Перевод с древнегреческого М. Е. Сергеенко. СПб.: Алстсйя, 1993. Балахванцсв А. С. Дахи и арии у Тацита // Вестник древней истории. М., 1998. N 2.

Балахванцев А. С. Среднеазиатские дахи в IV-II вв. до н.э.: происхождение, хронология и локализация // Средняя Азия от Ахеменидов до Тимуридов: археологияисторияэтнологиякультура. Материалы Между-


16 Арриан сообщает, что к Александру лично прибыл царь Хорезма Фарасман (Arr. Anab. IV. 15.4). Ю. А. Рапопорт склонен считать, что Фарасман был сыном Фратафсрна и назван царем "ради вящей славы Александра" [Рапопорт, 1998, с. 34]. Однако, как мне уже приходилось отмечать [Балахванцсв, 2006(2), с. 373], спутники и будущие историки Александра вовсе не стремились прославить его путем провозглашения царем любого явившегося к македонцам племенного вождя и удостаивали царским титулом лишь тех правителей, могущество и независимость которых не вызывали никаких сомнений. Поэтому именование хорезмийского правителя царем служило не столько славе Александра, сколько чести Фарасмана. Видимо, в момент отправки посольства правителем Хорезма был Фратаферн, который скончался во время пребывания своего сына Фарасмана у македонцев, после чего Александр признал за последним право на царский титул.

17 Вопреки мнению ряда авторов [Atkinson, 1980, p. 402; Гаибов, Кошеленко, 2005, с. 120; Щеглов, 2006, с. 286] нет никаких оснований считать их не подданными, а лишь союзниками Дария III.

18 Эта датировка основывается на том, что, по данным того же источника (Strabo. XI. 9.2), накануне вторжения Аршака в Парфиену (ок. 238 г. до н.э.) апарны жили уже значительно южнее, на берегах Оха (Атрска и Сумбара). О локализации Оха см. [Балахванцсв, 2005 (2), с. 184].

19 Ср.: [Щеглов 2006, с. 310, прим. 47. Исследователь считает, что дахи Спитамена, соседи хорасмиев, обитали в Юго-Восточном Прикаспии уже в эпоху Александра, если не раньше.

стр. 34

народной научной конференциипосвященной 100-летию со дня рождения А. М. Беленицкого / В. П. Никоноров (ред.). СПб., 2005 (1).

Балахванцев А. С. Старая Ниса: хронология и интерпретация // Центральная Азия: источникиисториякультура: материалы Международной научной конференциипосвященной 80-летию доктора исторических наук Е. А. Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистанаакадемика РАЕНдоктора исторических наук Б. А. Литвинского / Е. В. Антонова, Т. К. Мкртычев (ред.). М.: Восточная литература, 2005 (2).

Балахванцев А. С. Александр Македонский и дахи // Историческое знание: теоретические основания и коммуникативные практики. Материалы научной конференции / О. Л. Габслко (ред.). М., 2006 (1).

Балахванцев А. С. К вопросу о времени отпадения Хорезма от державы Ахеменидов: источниковедческий аспект // Записки Восточного отделения Российского археологического общества. Т. 11. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006 (2).

Балахванцев А. С., Немировский А. А. Дахи от Дария до Аршака: нарративная традиция и археологический контекст // VI чтения памяти профессора В. Д. Блаватского / Г. А. Кошслснко (ред.). М., 1999.

Баженов Л. В. Древние авторы о Средней Азии. Ташкент, 1940.

Богомолов Г. И. К дискуссии о начальных процессах урбанизации Чача // Древние культуры Евразии: материалы международной научной конференциипосвященной 100-летию со дня рождения А. Н. Бернштама / В. А. Алекшин, Л. Б. Кирчо, Л. А. Соколова, В. Я. Стеганцева (ред.). СПб., 2010.

Вайнберг Б. И. Этногеография Турана в древности. М.: Восточная литература, 1999.

Вайнберг Б. И., Левина Л. М. Чирикрабатская культура в низовьях Сырдарьи // Археология СССР. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время / М. Г. Мошкова (ред.). М.: Наука, 1992.

Васильев В. Н., Савельев Н. С. Ранние дахи Южного Урала по письменным источникам. Уфа, 1993.

Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991.

Гаибов В. А., Кошеленко Г. А. Кочевники Средней Азии в эпоху Александра Македонского (Данные письменных источников) // Вестник древней истории. М., 2005. N 1.

Ельницкий Л. А. Знания древних о северных странах. М.: Издательство географической литературы, 1961.

Заднепровский Ю. А. Древние номады Центральной Азии. СПб., 1997.

Кабанов С. К. Керамический комплекс из наслоений древнего городища в Китабе // История материальной культуры Узбекистана. Вып. 3. Ташкент, 1962.

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.

Коське Ф. Я. Племена Северной Парфии в борьбе с македонским завоеванием // Вестник древней истории. 1962. N 1.

Лившиц В. А. Три серебряные чаши из Исаковского могильника N 1 // Вестник древней истории. 2002. N2.

Лившиц В. А., Мамбетуллаев М. М. Острак из Хумбуз-тепе // Памятники истории и литературы Востока / Г. Ф. Гире, Е. А. Давидович, М.-Н. О. Османов (ред.). М.: Наука, 1986.

Литвинский Б. А. Древние кочевники "Крыши Мира". М.: Наука, 1972.

Литвинский Б. А. Средняя Азия в селевкидское время // История таджикского народа / Р. М. Масов (ред.). Т. 1. Душанбе, 1998.

Литвинский Б. А., Пьянков И. В. Средняя Азия в ахеменидское время // История Древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / А. В. Седов (ред.). М.: Восточная литература, 2004.

Манылов Ю. П., Хожаниязов Г. Городища Аязкала 1 и Бурлыкала (К изучению фортификации древнего Хорезма) // Археологические исследования в Каракалпакии / И. К. Косымбетов, В. Н. Ягодин (ред.). Ташкент: Фан, 1981.

Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский (к проблеме кризиса полиса). М.: Наука, 1993.

Мачинский Д. А. Некоторые проблемы этнографии восточно-европейских степей во II в. до н.э. - I в. н.э. // Археологический Сборник Государственного Эрмитаяса. Вып. 16. Л., 1974.

Мукминова Р. Г., Филанович М. И. Ташкент на перекрестке истории (очерки древней и средневековой истории города). Ташкент: Фан, 2001.

Пьянков И. В. К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов // Вестник древней истории. М., 1964, N 3.

Пьянков И. В. К вопросу о путях проникновения ираноязычных племен в Переднюю Азию // Переднеазиатский сборник. III. История и филология стран древнего Востока / М. А. Дандамаев, В. А. Лившиц (ред.). М.: Наука, 1979.

Пьянков И. В. Бактрия в античной традиции. Душанбе: Дониш, 1982.

Пьянков И. В. Средняя Азия в античной географической традиции. М.: Восточная литература, 1997.

Пьянков И. В.: [Рец.] Olbrycht M. 1998: Parthia et ulteriores gentes: die politischen Bezichungcn zwischen dem arsakidischen Iran und den Nomaden der eurasischen Steppen. Munchen // Вестник древней истории. М., 2002, N 3.

Пьянков И. В. Некоторые спорные вопросы "Этногеографии Турана": полемика археолога с филологами? // Вестник древней истории. М., 2004, N 4.

Рапопорт Ю. А. Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. К 60-летию Хорезмской археолого-этнографической экспедиции / Е. Е. Неразик (ред.). М.: Восточная литература, 1998.

стр. 35

Ставиский Б. Я. Средняя Азия в Ахеменидскую эпоху // История таджикского народа / Р. М. Масов (ред.). Т. 1. Душанбе, 1998.

Томсон Дж. О. История древней географии. М: Издательство иностранной литературы, 1953.

Филанович М. И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. Ташкент: Фан, 2010.

Хасанов М. К локализации дахов в Средней Азии // Материалы по античной культуре Узбекистана / К. А. Абдуллаев (ред.). Самарканд, 2005.

Хлопин И. Н. Историческая география южных областей Средней Азии (античность и раннее средневековье). Ашхабад: Ылым, 1983.

Щеглов Д. А. Кочевые народы Средней Азии по сведениям историков Александра Великого // Записки Восточного отделения Российского археологического общества. Т. II. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006.

A Greek-English Lexicon. Compiled by Henry George Liddel and Robert Scott. Revised and augmented throughout by Sir Henry Stuart Jones. Oxford: Clarendon Press, 1996.

Arrian. Anabasis Alexandri. Indika / With an English Translation by P.A. Brunt. Vol. I. L.-Cambr. (Mass.): Harvard University Press, 1976.

Atkinson J.E. A Commentary on Q. Curtius Rufus'Historiae Alexandri Magni. Books 3 and 4. Amsterdam: J.C. Gieben, 1980.

Bosworth A.B. A Historical Commentary on Arrian s History of Alexander. Vol. 1. Oxford: Clarendon Press, 1980.

Bosworth A.B. A Historical Commentary on Arrian s History of Alexander. Vol. 11. Oxford: Clarendon Press, 1995.

Bregel Y. An Historical Atlas of Central Asia. Leiden: Brill, 2003.

Gardiner-Garden J.R. Greek Conceptions on Inner Asian Geography and Ethnography from Ephoros to Eratosthenes. Bloomington: University Press, 1987.

Goukowsky P. Essai sur les origines du mythe d'Alexandre. T. 1. Nancy: Publ. par la Facultc des letters ct des sciences humaincs dc Г Univ. dc Nancy, 1978.

Grenet F., Rapin C. Alexander, Aї IChanum, Termez: Remarks on the Spring Campain of 328 // Bulletin of the Asia Institute. Vol. 12. Bloomfield Hills, 1998.

Holbl G. A History of the Ptolemaic Empire. L.: Routledge, 2001.

Lurjc P.B. Personal Names in Sogdian Texts. Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, 2010.

Ma J. Antiochos III and the cities of Western Asia Minor. Oxford: Clarendon Press, 1999.

Olbrycht M. Parthia et ulteriores gentes: die politischen Beziehungen zwischen dem arsakidischen Iran und den Nomaden der eurasischen Steppen. Munchcn: tuduv-Verl. -Gcs., 1998.

Rapin C. Nomads and the Shaping of Central Asia: from the Early Iron Age to the Kushan Period // After Alexander. Central Asia before Islam / J. Cribb, G. Herrmann (eds.). Oxford: University Press, 2007.

Tomaschek W. Daai // Pauly's Real-Encyklopadie der classischen Altertumswissenschaft. Ncuc Bcarbeitung begonnen von G. Wissowa. Hrsg. von W. Kroll. Stuttgart, 1901. Bd. 4.

Vogelsang W. Dahac II // Encyclopaedia Iranica. Vol. 6. N.Y., 1993.

Wolski J. L'effondrement de la domination des Seleucides en Iran au III-c siccle av. J.-C. // Bulletin International de I 'Academic Polonaise des Sciences et des Lettres. Cracovic, 1947. Supplement N 5.

стр. 36

© biblio.uz

Permanent link to this publication:

https://biblio.uz/m/articles/view/ДАХИ-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-В-ЭПОХУ-АЛЕКСАНДРА-МАКЕДОНСКОГО-ДАННЫЕ-НАРРАТИВНОЙ-ТРАДИЦИИ

Similar publications: LUzbekistan LWorld Y G


Publisher:

Nurdin MansurovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.uz/Mansurov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. С. БАЛАХВАНЦЕВ, ДАХИ СРЕДНЕЙ АЗИИ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО: ДАННЫЕ НАРРАТИВНОЙ ТРАДИЦИИ // Tashkent: Library of Uzbekistan (BIBLIO.UZ). Updated: 19.11.2024. URL: https://biblio.uz/m/articles/view/ДАХИ-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-В-ЭПОХУ-АЛЕКСАНДРА-МАКЕДОНСКОГО-ДАННЫЕ-НАРРАТИВНОЙ-ТРАДИЦИИ (date of access: 19.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. С. БАЛАХВАНЦЕВ:

А. С. БАЛАХВАНЦЕВ → other publications, search: Libmonster UzbekistanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
Примеряют золушки?сапоги
3 days ago · From Golem Anzhanov
КАК ДЕСАНТНИКИ С "ТИГРИСОМ" БАНЮ ДЕЛИЛИ
4 days ago · From Golem Anzhanov
Боевая учеба: один выстрел - семь в уме?
4 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Как предупредить наркоманию?
Catalog: Разное 
7 days ago · From Golem Anzhanov
Тема для прапорщиков. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их
Catalog: История 
8 days ago · From Golem Anzhanov
О культуре и контркультуре
10 days ago · From Golem Anzhanov
THE WORKING CLASS OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF DEVELOPED SOCIALISM
Catalog: История 
17 days ago · From Azamat Usmanov
APPLICATION OF QUANTITATIVE METHODS AND COMPUTERS IN HISTORICAL RESEARCH
17 days ago · From Azamat Usmanov
THE FAILURE OF THE IMPERIALIST POLICY FROM A POSITION OF STRENGTH IN RELATION TO THE U.S.S.R.
19 days ago · From Azamat Usmanov
THE RUSSIAN WORKING CLASS FROM ITS BEGINNINGS TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY
20 days ago · From Azamat Usmanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.UZ - Digital Library of Uzbekistan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ДАХИ СРЕДНЕЙ АЗИИ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО: ДАННЫЕ НАРРАТИВНОЙ ТРАДИЦИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: UZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Uzbekistan ® All rights reserved.
2020-2025, BIBLIO.UZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Uzbekistan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android